Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Церковь Христова


Опять про границы Церкви

Ректор общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион в сентябре 2020 года открыл онлайн-семинар для сотрудников епархиальных миссионерских отделов на тему "Эффективная организация работы епархиального миссионерского отдела". Ох... До тех пор, пока мы не покажем чётких границ Церкви, никакая миссия никогда не будет эффективной!!!

Опять про границы Церкви

Границы Церкви - это самый главный, самый больной, стратегический вопрос миссии современной Церкви. В России сейчас приблизительно 70 % людей, называющих себя православными. И только 2 % из них - это люди, которые стараются знать и исповедовать евангельскую веру, отражённую в священном Писании и трудах отцов Церкви.

Вопрос: Остальные 98% православных христиан, они в Церкви или нет?

Их нужно обращать ко Христу или нет? Это непонятно.

Далее... В нашей стране проживают около 2% католиков, 1 % протестантов и 5-6% неопротестантов (баптистов, адвентистов Седьмого Дня, пятидесятников). Кроме того, обычно не считают харизматиков, которые называют себя "просто христиане". Это ещё 2-3%.

Итого против 2% воцерковлённых православных - 8-10% неправосланых христиан. Что делать с ними?

Нас 2%, а их в четыре раза больше. К тому же миссия, скажем честно, не наш "конёк". Ну не любим мы благовествовать и защищать свою веру. "Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи". - Эту апокрифическую фразу Серафима Саровского я слышу чаще в устах православных людей, чем любую цитату из Писания. (Преп. Серафим Саровский говорил, "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи".) Современные православные христиане в плане миссионерской инертности и фатализма стоят на втором месте после старообрядцев. Ещё в 1910 году в России было около 40 % разных старообрядцев. Сейчас их едва ли можно по сусекам наскрести 1 %....

Что не так? Почему мы так дезориентированы?

У меня есть одна идея. Во времена Киприана Карфагенского (III век) считалось, что отпадение от Церкви, это полное отпадение от благодати.

Канон Нового Завета появился только в 397 году на Карфагенском соборе. До этого момента и после этого момента Церковь объединялась вокруг апостольского предания, которое выражалось в неких общих для всех нормах поведения и учения. Эти нормы назывались канонами.

Раскол - это отступление от этих норм в области этики.

Ересь - это отступление от этих норм в области мировоззрения. Поэтому ересь и раскол - означает полное пресечение таинств внутри той группы, которая ушла в раскол или увлеклась ересью...

В еретических и раскольнических сообществах нет благодати. Это значит, что там нет Nаинств. Там нет крещения, миропомазания, покаяния и уж тем более Причащения. Св. Киприан именно так понимал отпадение от Церкви. Но папа Римский Стефан был с ним не согласен.

Он предложил принимать некоторых раскольников не через крещение, а через миропомазание или даже через покаяние.

В IV веке в Церкви произошла знаменитая арианская смута. По итогам этой смуты была выработана практика, при которой каких-то еретиков принимали через крещение, каких-то через миропомазание, каких-то через покаяние. Эти три формы приёма в Церковь существуют и в наши дни. К ним с течением времени присоединилась ещё одна форма: присоединение через акт о каноническом общении. Так из раскола в лоно РПЦ вернулась РПЦЗ в 2007 году. Никого не перекрещивали, не миропомазывали, не принимал через покаяние. Просто объявили, что раскола как бы и не было. Священномученик Виктор Островидов писал о Церкви, которая в лице митр. Сергия Страгородского пошла на сделку с властями: "В деле расточения Церкви Христовой вместе с предательством митрополит Сергий произнес и тяжкую хулу на Духа Святого, которая по неложному слову Христа никогда не простится ему ни в сей, ни в будущей жизни... Смесив в одно в великом святейшем таинстве Евхаристии, вопреки слову Божию, "верных с неверными" (2 Кор. 6, 14-18), Святую Церковь и борющих на смерть врагов ее, митрополит этим своим богохульством нарушает молитвенный смысл великого таинства и разрушает его благодатное значение для вечного спасения душ православно верующих.

Отсюда и богослужение становится не просто безблагодатным по безблагодатности священнодействующего, но оно делается мерзостью в очах Божиих, а потому и совершающий и участвующий в нем подлежит сугубому осуждению". Эти слова очень точно передавали логику клириков РПЦЗ. Когда я на барке "Крузенштерн" был за границей, я встречался с отдельными клириками РПЦЗ. Все они считают, что это РПЦ МП к ним вернулась из раскола, а не наоборот.

Но давайте вернёмся к теме приёма в Церковь еретиков и схизматиков.

Почему некоторых из них мы принимаем без перекрещивания?

Тут всегда есть "волшебное" слово, которым как бы устраняются все противоречия. И это слово - ИКОНОМИЯ. В древней Церкви икономия обозначала смягчение строгости канона в какой-то экстремальной ситуации. По идее у икономии должны быть какие-то рамки. Но видеть эти рамки не каждому дано. Я, например их в упор не вижу. Поясню этот момент: Икономия не должна противоречить догматике.

Во время Ферраро-Флорентийского собора сторонники унии по указу византийского императора убеждали Св. Марка Ефесского подписать документ о союзе с католиками. Он отказался. Они аргументировали это соображениями икономии, но святитель отверг эти аргументы. Икономия - это снисхождение для кающихся, а не камуфлирование беззакония при помощи выгод чечевичной похлёбки.

Увы, чем дальше православные христиане удалялись от апостольских времён, тем чаще под икономией понималось именно камуфлирование беззакония. Вот вам головоломка, ребята: Мы имеем еретиков и раскольников, принимаемых в Церковь без перекрещивания. Это факт. Какие выводы можно сделать из этого факта?

Вариант А. Крещение - это просто обряд, через который символизирует вступление крещающегося в завет с Богом. Крещение никакой благодати не сообщает, поэтому не имеет значения где человек прошёл этот обряд: в истинной спасительной Церкви Христовой или в пародии на неё. (Против этого мнения см. Рим. 6:1-6)

Вариант Б: Крещение совершается только в Церкви Христовой. Другие таинства тоже. В раскольнических и еретических сообществах нет таинств, а есть лишь их некие реконструкции. Церковь подобна королевскому наследству. Ересь и схизма подобна мошенничеству. Одень мошенника во фрак, назови его лордом или пэром, он всё равно останется мошенником. Мошенник не может сделать лордом другого человека. Нельзя передать другому то, чего у тебя самого нет. Однако вот в чём вопрос: если в ереси и расколе нет таинств, тогда как мы принимаем каких-то еретиков без перекрещивания? Здесь есть такой ответ: кроме крещения есть какой-то другой вход в Церковь, например миропомазание, покаяние или акт о каноническом общении.

Против этого мнения слова свт. Кирилла Иерусалимского: "Кто не примет крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь: но теперь еще не время тебе слышать сие".

Вариант В: В расколе и еретических сообществах есть благодать, но...

И тут у нас возникают пять вариантов:

Вариант первый: В расколе и еретических сообществах есть благодать, которая дана провиденциально, наперёд, с расчётом, что однажды эти группы христиан освободятся от своих заблуждений и воссоединятся с Церковью. Условием сохранения этой возможности воссоединения с Церковью для какой-то общины отделённых христиан является наличие у её лидера апостольской преемственности.

Вариант второй: В расколе и еретических сообществах благодати нет, но Церковь, молясь за еретиков и раскольников сообщает этим еретикам и раскольникам благодать для поддержания духовной жизни, необходимой для покаяния заблудших и воссоединения их с Церковью.

Вариант третий: В расколе и еретических сообществах благодать есть, но она действует на отделённых христиан не во спасение, а во осуждение.

Вариант четвертый: Понятие о расколе и ереси у нас субъективно. Для кого-то мы еретики и схизматики. Для Бога мы все еретики и схизматики, но мы все и возлюбленные Его чада. Сейчас Господь попустил нам разделиться по одной Ему известной причине. Может быть Он хочет, чтоб мы возревновали всей душой о единстве верных. А может быть Бог наложил на нас некий канонический "карантин" для того, чтоб мы, христиане разных конфессий не очень быстро заражали друг друга своими "инновациями". Может быть благодаря такой спартанской системе группового конкурирования формируется характер воинов, привыкших к боли, научившихся действовать слажено и чётко в рамках одной деноминации...

Вариант пятый: (Вариант, который на данный момент можно считать доминирующей доктриной РПЦ). Этот вариант можно назвать "смешанным" вариантом и вот почему: с точки зрения этой парадигмы, благодать в расколе и еретических сообществах есть, но она ограничена. Чем больше в данном сообществе ересей и нарушений канонов, тем меньше в этом сообществе находится благодати. Ереси и канонические нарушения ограничивают действие благодати, однако не уничтожают её полностью. Минус этой точки зрения состоит в том, что с точки, например, св. Василия Великого, Григория Богослова и св. Иоанна Златоуста ересь является хулой на Духа Святого, а значит полностью отрицает благодать. Мера восприятия благодати, это мера покаяния зачинателей ереси (и их последователей) в этой ереси и в других грехах, которые непременно следуют за ересью и расколом.

***

Читайте также по теме:

***

Ещё одним "минусом" данной точки зрения является её деструктивный экуменистический потенциал. В разговорах с католиками мы всегда можем сказать, что да, католики для нас субъективно раскольники. Но мы понимаем, что католики имеют право и нас считать раскольниками, поскольку для всякого честного исследователя церковного права становится очевидны многочисленные уклонения практики современного Православия от буквы (а может даже где-то и духа) обязательных для всех православных христиан церковных канонов. В разговорах с лютеранами и англиканами мы можем сказать, что да, они для нас еретики, но и мы для них еретики. Среди нас, есть, конечно же и настоящие христиане. Но есть и ненастоящие, ведь...

"Не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением". Свт. Симеон Новый Богослов. Послание об исповеди.) А это значит, что упорный грешник - это еретик.

"Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему - Бог, и гортань его - ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это - не пастырь сведущий, но волк хищный" (Свт. Афанасий Великий Александрийский)

"Блудники, прелюбодеи и всякие осквернители, хищники, тати, грабители, хитрецы, лукавцы, обманщики, прелестники, ругатели и злоречивые, пьяницы, укорители, ненавистники и злобники, в гордости и пышности мира сего живущие и все не боящиеся Бога: все таковые солгали Богу и обетов своих не хранят, и вне Церкви Святой находятся, хотя и в храмы ходят и молятся, и Таин причащаются, и храмы созидают и украшают их, и прочие христианские знаки показывают" (Свт. Тихон Задонский "Сокровище духовное, от мира собираемое").

Я не уверен, что митр. Илларион Алфеев использует именно эту логику в добром общении с инославными христианами. Однако, рано или поздно этот ящик пандоры может быть открыт и тогда православная миссия потеряет и те слабые позиции, которые имеет сейчас.

Итак, до тех пор пока границы Церкви не будут чётко определены, миссией заниматься бесполезно...

Про себя скажу, что я склонен считать правым Киприана Карфагенского. Однако, я столкнулся с осуждением со стороны некоторых моих собратьев священников моего свидетельства к инославным. Были и те, кто называли мою миссию к ним прозелитизмом.

Это породил во мне странную неопределённость, что держит меня под гнётом сомнений. Сомнения парализуют меня, отнимая у меня силы, ощущение своей правоты, столь необходимое мне для общения с инославными христианами. Я полагаю, что и все те, кто желают посвятить себя делу миссии, сталкиваются с этой проблемой, теряют силы, ибо не имеют единства в этом вопросе. Но миссия требует полной самоотдачи и абсолютного единства. Поэтому я убеждён, что собор должен ясно и недвусмысленно определить границу Церкви, собор должен выбрать одно окончательное решение по этому вопросу. Мне хочется сказать своим братьям - синодалам: друзья, не надо нам, православным миссионерам, ваших концепций и положений, не надо нам ни привилегий ни денег, ни почётных грамот. У нас есть только одна просьба... Одна единственная просьба: Покажите нам раз и навсегда, кого нам надо обращать ко Христу! И всё!!! Дальше мы сами.

Мы сами себе и денег на миссию заработаем, сами себе помощников найдём, сами себя обеспечим всем необходимым для плодотворной и систематической миссионерской работы. Мы свернём горы и реки повернём вспять... Если конечно Господь захочет использовать для этой работы нас, а не наших детей...

Александр Пермяков, иерей

В Контакте - 19.09.2020.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Церковь Христова. Необходимость принадлежать Церкви для спасения"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru