Алексей Плужников: Цель "Ахиллы" - дать площадку
тем, кому есть что сказать, но негде
Главный редактор нового медиа о том,
что могут члены Русской Православной Церкви исправить в
ней...
"Я надеюсь на революцию в РПЦ" -
статью
с таким заголовком в последние трое суток распиарили
(со скептическими или одобрительными комментариями)
сотни православных пользователей соцсетей. Откровенный
текст оказался анонимным, однако ресурс, где он был
опубликован, - "Ахиллу" - создал Алексей Плужников, который не скрывает, что до
января 2015 года носил священнический сан. COLTA.RU
узнала, что побудило бывшего клирика Волгоградской и
Камышинской епархии создать собственное медиа с критикой
в адрес РПЦ.
- Когда ваш проект стартовал?
- Первая публикация - 2 февраля 2017
года.
- Это ваша собственная идея была? Как
она возникла?
- Идея в голове крутилась давно, еще с
тех пор, когда я был штатным священником, но,
разумеется, о ее реализации в то время невозможно было и
помыслить. Несколько лет назад совместно с игуменом
Игнатием (Душеиным) мы делали проект Psevdo.net,
посвященный разным аспектам псевдодуховности в жизни
Церкви, где публиковались статьи с критикой лжестарцев,
лжечудес, культа "отрока Славика Чебаркульского"
(мальчик, умерший в возрасте 10 лет, которого некоторые
верующие считают чудотворцем. - Ред.) и подобного, книг,
идущих вразрез с христианским вероучением, но выдающих
себя за православные. Но впоследствии игумен Игнатий
покинул РПЦ, некоторое время я поддерживал сайт в
одиночку, но потом закрыл, потому что перестал писать на
эти темы. Появление "Ахиллы" - это результат
многолетнего осознания того, что проект, откровенно
говорящий о жизни РПЦ, должен быть: мне неизвестны
другие проекты этого направления, а потребность у людей
такая есть.
- На "Ахилле" упоминается
разоблачительная книга Марии Кикоть "Исповедь бывшей
послушницы", которая вызвала большой резонанс среди
православных читателей. Она сыграла какую-то роль в том,
что появился ваш ресурс?
- Да, сыграла. Она попалась мне в
интернете еще до того, как стала книгой, кто-то
перепостил (первоначально "Исповедь" была опубликована в
ЖЖ Марии Кикоть. - Ред.). История Маши для многих стала
индикатором того, что пора уже открыто говорить о
проблемах внутрицерковной жизни, не оглядываясь на
"благословение" начальства. И яростная реакция на книгу
"Исповедь бывшей послушницы" - яркий пример того, что
сказанное в книге задело многие болезненные места.
- Расскажите, пожалуйста, немного о
себе. Где вы учились? Почему решили стать священником?
- Я окончил философский факультет
Волгоградского госуниверситета, два года работал в школе
учителем истории. Священником стал по той же причине, по
какой становятся священниками многие горячие неофиты:
желал послужить Богу у престола. Рукоположили меня в
2003 году, служил в Волгограде, ушел из священников по
собственному желанию в 2015-м по причинам личного
характера. Так как я оставил семью и приход, то
автоматически последовал запрет в священнослужении. Я
подавал прошение на снятие сана, но дальнейшую судьбу
этого прошения не знаю - возможно, до сих пор числюсь в
запрете.
- Вы говорите, что могли бы уйти из
церкви и по идейным причинам. Можете назвать эти идейные
причины?
- За годы служения в сане я осознал, что
вся система патриархийно-епархиальной жизни построена на
двух столпах: власть и деньги. Вокруг этого говорится
много громких и красивых слов о духовности, миссии,
социальной работе, даже о Боге порой вспоминается, но на
деле прихожане воспринимаются в качестве источника
дохода для иерархии, поэтому "миссия" в реальности - это
увеличение числа потребителей духовных услуг. А
священники выполняют функцию менеджеров, от которых
требуются строительство храма, нахождение спонсора,
регулярные выплаты взносов в епархию и патриархию. Вся
система епархиальной жизни формализована, мертва,
существует только для галочки, для отчета. Со времени
патриаршества Кирилла все только усугубилось. А после
2012 года (после дела Pussy Riot) превращение РПЦ в
идеологический придаток государства оформилось
окончательно.
- Когда вы осознали, что все не совсем
так, как вам казалось, когда вас рукополагали?
- Когда меня рукополагали, я ничего
этого не знал, до хиротонии я лишь несколько лет был
прихожанином, присутствовал на богослужениях, не видел
внутрисистемную жизнь РПЦ, зато воспитывался на
прекрасных книгах митрополита Антония Сурожского, Андрея
Кураева, протопресвитера Александра Шмемана.
Хотя первые звоночки раздавались и до
рукоположения, но я старался их не замечать, был, как
говорят, в "неофитском задоре", пылал желанием служить -
совершать литургию. Но, уже став священником, я увидел
систему изнутри, с каждым годом это знание углублялось и
привело к "разрыву шаблона".
Вся система епархиальной жизни
формализована, мертва, существует только для галочки,
для отчета. Со времени патриаршества Кирилла все только
усугубилось.
- Простите, понимаю, что вопрос личный,
но не могу его не задать. Являетесь ли вы сейчас
прихожанином православной церкви? Вы остались
христианином или утратили веру?
- Сейчас я не являюсь прихожанином, в
таинствах не участвую, хотя изредка захожу в храм. Я не
утратил веру, но взаимоотношения с Богом теперь - наше с
Ним личное дело.
- Вы в своем манифесте пишете, что
теперь вы - журналист; сотрудничаете ли вы с какими-то
другими изданиями или полностью посвящаете себя
"Ахилле"?
- Уточню, что "манифест" - это
полушутливое название, не надо его воспринимать слишком
всерьез: это просто объяснение, рассказ о планах. И
журналист я начинающий - я несколько лет был
публицистом, а профессию журналиста только примеряю на
себя. В данный момент я не сотрудничаю с другими
изданиями, но открыт к этому. В православные СМИ дорога
мне навсегда заказана, а вот со светскими СМИ вполне
возможен контакт. Полностью себя посвятить "Ахилле" пока
не могу - приходится зарабатывать на жизнь другими
способами.
***
Читайте также по теме:
***
- Вы в манифесте касаетесь важной
проблемы: официальные православные СМИ практически не
пишут о реальной ситуации внутри РПЦ, а светские СМИ
очень мало понимают в жизни Церкви в принципе. К тому же
РПЦ - еще и очень закрытая и непрозрачная структура.
Получается, что писать и говорить о Церкви правду ни
снаружи, ни изнутри практически невозможно?
- Вы абсолютно верно сформулировали
проблему - поэтому в нынешней ситуации писать о реальных
проблемах могут или бывшие клирики, которым нечего
терять, или служащие клирики, но анонимно. Могут,
конечно, миряне, хорошо знающие епархиальную жизнь
изнутри, но таких довольно мало. В этом и цель "Ахиллы"
- дать площадку тем, кому есть что сказать, но негде.
- Кто вместе с вами делает "Ахиллу"?
- Если не считать авторов, то пока я
один: и техническая сторона, и редактура, собственная
колонка, поиск авторов - все на мне. Поэтому больше
одного, максимум двух материалов в день нет возможности
публиковать.
- То есть вы и сайт делали сами?
- Сайт я сделал сам, хостинг сразу шел с
предустановленным WordPress, шаблон для дизайна также
взят с WordPress. Все остальное дорабатывал, учась по
ходу дела. Кстати, доработок еще много, технический
специалист, постоянно контролирующий процесс, не помешал
бы.
- А вы вообще предполагаете в
перспективе если не создать редакцию, то найти каких-то
постоянных сотрудников?
- Конечно, предполагаю. Надеюсь развить
"Ахиллу" однажды до настоящего СМИ, но пока рано об этом
говорить.
- Вы собираете пожертвования на проект.
Но для запуска нужен был какой-то первоначальный
денежный ресурс?
- Для запуска ресурса понадобилось
только оплатить доменное имя и первый месяц хостинга -
на это хватило собственных средств. В дальнейшем
надеемся на помощь читателей. Мы не помышляем о
спонсорах или попечителях - обычно это оборачивается
необходимостью учитывать мнение тех, кто дает деньги.
Если читатели будут помогать - хорошо, нет - будем
работать потихоньку, по мере собственных сил.
- Вы говорите - "мы".
- "Мы" - это я, авторы, друзья проекта и
мои друзья - те, кто поддерживает проект и меня словом,
советом, сочувствием. Не хочу говорить "я", потому что
пытаюсь уйти от понятия, что "Ахилла" - это сугубо мой
личный блог. Я надеюсь создать площадку для авторов,
сейчас мне приходится часто писать самому, потому что
пока авторы только-только начинают собираться.
- Какие-то средства на ваш счет уже
поступают?
- Пока самые минимальные, но некоторые
читатели подключились, вместе с пожертвованиями
присылают трогательные сообщения: "Держись, “Ахилла”!",
"Спаси, Господи!"
- Где и как вы находите авторов?
- Ну, я в блогосфере с 2009 года
(начинал в ЖЖ), знаю довольно многих людей, и они знают
меня - и лично, и как автора: я много лет публиковал
свои статьи, выпустил три книги. Так что некоторые
авторы находят меня, некоторых - я сам.
- Вы публиковали статьи в церковных СМИ?
- Несколько лет в епархиальной газете, в
своем проекте Psevdo.net, на "Русской линии" (до их
раскола), на сайте храма Иоанна Предтечи (Москва), на
"Правкниге", "Правмире" и других ресурсах.
- А о чем ваши книги?
- Первая книга - "Иллюзии духовной
жизни: что мы ищем в вере?" - сборник моих статей, в
которых критиковались псевдодуховные книги, статьи и
явления церковной жизни. Вторая - "Авва-онлайн.
Интернет-записки приходского священника", третья -
"Приходская жизнь: радости и искушения". Последние две
книги - истории из приходской жизни, которые я записывал
регулярно в своем ЖЖ. Все три книги вышли в издательстве
"Даниловский благовестник". Две последние до сих пор еще
продаются в церковных лавках и интернет-магазинах.
Еще лет десять назад со свободой слова в
православных СМИ было чуть лучше, были надежды на
некоторые либеральные ресурсы, но потом гайки затянули,
всех смелых авторов попросили за дверь по указанию
свыше, выдавили в маргиналы.
- Соглашаются ли действующие клирики и
прихожане РПЦ писать для вас?
- Пока рано говорить: вышло только
полтора десятка материалов, половина из которых -
колонки редактора, то есть мои. Но первые авторы уже
есть - и анонимные (клирики и миряне). Будут материалы и
от клириков под своим именем. Наши авторы так или иначе
имели или имеют отношение к РПЦ. Но мне было бы
интересно также взаимодействовать и с авторами других
христианских направлений, чтобы они рассказывали о своем
опыте или об опыте контактов с православием.
- Ваш проект посвящен только церковным и
околоцерковным темам?
- Пока в основном церковным, но есть
желание в будущем затронуть социальную, культурную темы.
Я не хочу, чтобы "Ахиллу" воспринимали только как место,
"где ругают РПЦ", поэтому у нас будут материалы и о
добром, светлом в Церкви и в мире - обязательно.
- Какие медиа вы сами обычно читаете?
- Обычно я их только бегло просматриваю
в поисках информации, читать предпочитаю книги.
"Интерфакс-Религию", РИА Новости, "Газету.ру", например.
На ту же Кольту иногда заглядываю, на "Медузу".
- А какие-то из православных СМИ?
- Никакие. Самоидентификация
"православный" накладывает на СМИ руку Владимира Легойды
(председатель Синодального отдела Московского
патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и
СМИ. - Ред.), необходимость соответствовать политике
СИНФО, получать "благословение". Те же православные СМИ,
которые выставляют себя в качестве "оппозиционных", чаще
всего являются или грубо мракобесными, или
ультраправыми. Еще лет десять назад со свободой слова в
православных СМИ было чуть лучше, были надежды на
некоторые либеральные ресурсы, но потом гайки затянули,
всех смелых авторов попросили за дверь по указанию
свыше, выдавили в маргиналы; сейчас только в блогах
можно найти откровенные высказывания, но и то чаще всего
- опять анонимные.
- На какие-то издания вы ориентируетесь
в работе над "Ахиллой"?
- Нет, пытаюсь никому не подражать. Я не
могу сказать, что хорошо знаю все СМИ, особенно
светские.
- Кто ваш читатель, для кого вы пишете?
- Я надеюсь, что читатель "Ахиллы" - это
тот, кому не все равно, что происходит в Церкви:
неважно, прихожанин ли он, клирик, бывший православный
или человек со стороны. Даже атеисты, антиклерикалы в
своих претензиях к Церкви - часто грубых и неадекватных
- показывают свое неравнодушие: они хотят, чтобы хотя бы
Церковь показывала пример правдивости, отсутствия
человекоугодничества и лицемерия, соблюдения своих же
принципов. Поэтому для нашего читателя вера, религия,
христианство, Церковь, честность - не пустой звук, а
нечто важное: может быть, больное, отвергаемое или
искомое - но важное или хотя бы интересное.
- Вам важно, чтобы читателей становилось
больше? Продвигаете ли вы проект каким-то образом?
- Конечно, важно, но, повторюсь, мы на
стадии становления. Читателей становится все больше.
Продвигаем пока только посредством соцсетей - в первую и
главную очередь, через Фейсбук: через страницу "Ахиллы"
и перепосты на моей личной странице. Так же в других
соцсетях, но там все на начальной стадии. Первый текст
из проекта "Исповедь анонимного священника" дал за двое
суток 30 тысяч просмотров, сотни перепостов и
комментариев.
- Уже сталкивались с реакцией на ваши
тексты со стороны официальных представителей РПЦ или
православных СМИ?
- Пока нет, но рано или поздно
обязательно столкнемся, хотя, возможно, будет
предпринята тактика замалчивания, будто "Ахиллы" не
существует. Или в той форме, которая уже проявляется в
комментариях некоторых адептов "генеральной линии
партии": мол, это "месть обиженных бывших", изгнанных
(сразу вспомнятся все грехи редактора и авторов "Ахиллы"),
или "заказуха, проплачено". Но без этого никуда. Еще раз
стоит прояснить: "Ахилла" - это не мировоззренческий
проект, который что-то хочет доказать, "устроить
революцию в РПЦ", кого-то очернить или отомстить: это
площадка для независимых мнений о жизни внутри Церкви,
зарисовки, наброски с натуры, а выводы пусть уже
читатели делают сами. У нас мирные цели - просто
говорить свободно, не опасаясь оплеух "духовных владык".
Но для некоторых откровенное слово страшнее пушек…
- Предположим, все пойдет хорошо, у вас
будут материалы о том, что реально происходит в РПЦ. Что
это изменит?
- Возможность говорить свободно,
свободно думать, не опасаясь окриков сверху, уже будет
большим достижением. Задача СМИ - предоставлять
информацию, желательно правдивую. А уже изменения
зависят от самих людей.
Беседовала Анна Голубева
Colta.Ru - 16.02.2017.
|