Дискуссии о направлениях деятельности
Православного миссионерского общества:
противораскольническая деятельность
Преамбула
С целью усиления миссионерской
деятельности как добровольного содружества
священнослужителей и мирян, готовых послужить делу
миссии, 29 декабря 2021 г. решением Священного Синода
учреждено Православное миссионерское общество. Оно имеет
духовную связь с Православным миссионерским обществом,
созданном в России в 1865 году. Нынешние реалии и вызовы
современности требуют воссоздание этого важного
института. Положение о Православном миссионерском
обществе во имя святителя Иннокентия Московского
одобрено на Священном Синоде 29 декабря 2022 г. Это
ответственное и весьма непростое начинание требует
осмысления приоритетных подходов к его организации:
"сверху" через церковные структуры и прежде всего
Синодальные миссионерский отдел или "снизу" через
православные организации и приходы. По-видимому,
необходима определенное сочетание этих подходов. Но
совершенно очевидно, что важно использовать уже
наработанный опыт и миссионерские ячейки, которые
зарекомендовали себя в различных областях. Это, прежде
всего, православные общества, братства, сестричества,
которые базируются на трудах инициативных, увлеченных и
преданных своему делу людей.
В данной статье будут приведена позиция
молодых участников общества о. Павла Прусского по
проблемам и задачам противораскольнической миссионерской
деятельности, в частности, миссии против
старообрядческого раскола
Актуальные задачи противораскольнической
миссионерской деятельности
1. На сегодняшний день Русская Православная
Церковь и другие Поместные Церкви подвергаются
интенсивным нападкам со стороны разных раскольников
главным образом в социальных сетях и СМИ. Идет подрыв
авторитета священноначалия среди простого населения и
духовенства через различные провокации, обвинения в
ересях и заблуждениях. Можно обратить внимание, что
огромный процент критики священноначалия идет именно от
представителей разного рода расколоучителей (в т.ч. и от
непоминающих, среди которых особенно активны лишенные
священства учители).
2. Для понимания важности
противораскольнической деятельности достаточно знать,
что любой раскол уводит от единства со Христом,
поскольку, согласно Священному Писанию и Священному
Преданию, это единство поддерживается через общение с
церковной иерархией, а уход в раскол лишает спасения.
Сщмч. Игнатий (Богоносец): "Не
обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим
раскол, тот не наследует Царствия Божьего" [1].
Свт. Иоанн Златоуст: "Производить
разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в
ереси… грех раскола не смывается даже мученической
кровью" [2].
О том, что опасность расколов не следует
недооценивать писал свт. Филарет
Московский: "Православие и раскол так противоположны
друг другу, что покровительство и защита Православия
естественно должны стеснять раскол; снисхождение же к
расколу естественно должно собою стеснять Православную
Церковь" [3].
3. В связи с этим хотелось бы выделить
некоторые проблемы:
Отсутствие у христиан, ведущих церковную
жизнь, знаний, связанных с данной темой. Это происходит
в основном из-за распространения многими
священнослужителями, преподавателями духовных школ и
церковными публицистами таких вредных модернистских
идей, таких как учение о спасении вне Церкви; учение о
соборности Церкви как о праве клириков и мирян на
управление ею; неизвестная большинству православных
крестоборческая ересь митр. Антония (Храповицкого) и
основанная на ней царебожническая ересь, которые
проповедуются многими раскольниками.
Блж. Иероним Стридонский: "В основании
нет раскола, который бы не имел чего-либо общего с
какою-либо ересию по восстанию против Церкви" [4].
Отсутствие широкого распространения
Символических книг Православной Церкви и богословской
литературы XVIII-XIX вв., несправедливое цензурирование
противораскольнических сочинений этого периода. В
упомянутых книгах чётким и понятным для современного
человека языком описаны элементы церковного учения, зная
которые, верующие могли бы понимать ошибочность доводов
современных расколоучителей.
Отсутствие распространённых среди
христиан исторических знаний о происхождении разных
расколов, о взглядах раскольников. В связи с этим, нет
основания для аргументации того, почему не правы
раскольники.
Реальные проблемы, на которые ссылаются
раскольники, и отсутствие адекватной реакции на них
миссионеров. Необходимость в распространении
православного отношения с противораскольническим уклоном
к таким явлениям как экуменизм и сергианство, используя,
например, тексты свт. Серафима (Соболева) и сщисп.
Виктора (Островидова) по этим темам.
Свт. Серафим (Соболев): "Не будем
участвовать в экуменических конференциях. Надо нам как
можно дальше быть от экуменического движения… Но не
следует и таким присутствием [в качестве наблюдателя]
накладывать даже малейшего пятна на великую нашу
Русскую церковь, ибо присутствие ее представителей в
еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве
наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер
общения с таким обществом" [5].
***
Читайте также по теме:
***
Сщисп. Виктор Островидов: "Декларация
[митр. Сергия Страгородского] — это отступление от
истины спасения. Это взгляд на спасение как на
естественное нравственное совершенствование человека;
это языческое философское учение о спасении… По моему
мнению, это то же самое заблуждение, в котором я обвинил
митр. Сергия еще в 1912 г." [6].
Отсутствие противораскольнической
миссионерской деятельности (апологетики). Кроме малого
количества церковных публицистов эту тему никто не
затрагивает. Её иногда рассматривает свящ. Георгий
Максимов, и популярность к его видео по этой теме
выявляет высокий интерес православных к такому материалу
(можно увидеть, как люди пишут, что колебались, но
видеозаписи отца Георгия против раскольников их
вразумили).
Отсутствие предмета "расколоведение" в
бакалавриате духовных школ, которое преподавалось бы
наравне с "религиоведением" и с изучением "западных
конфессий".
4. Пути решения проблем:
Распространение всевозможной литературы,
соответствующей православному вероучению, в удобной для
современного читателя форме. Создание
противораскольнических сборников из трудов святых отцов,
церковных писателей Синодального периода и немногих
современных авторов, занимающихся расколами.
Примеры литературы, из которой можно
брать аргументы против современных расколоучителей:
Послание патриархов восточно-кафолической церкви о
православной вере, Православное исповедание Кафолической
и Апостольской Церкви Восточной; отдельные главы из
"Розыска о раскольнической брынской вере" свт. Димитрия
Ростовского, "Православно-догматическое богословия"
митр. Макария (Булгакова) и противораскольнических
сочинений XIX века; "Падение гордых" архим. Рафаила
(Карелина).
Распространение знаний о современных
расколах и опровержение их учения в Интернете и
церковной литературе.
Публикация миссионерами материалов с
православным отношением к модернизму, экуменизму,
сергианству и другим внутрицерковным публичным явлениям,
несовместимым с христианской верой и нравственностью и
опровержение раскольнических мнений по этим вопросам.
Подготовка компетентными людьми строго
православных взглядов пособий по расколоведению и
внесение расколоведения в бакалавриат духовных школ.
Проблемы миссии против старообрядческого
раскола и единоверие в наше время
I. Положение дел.
а) Прежде всего, необходимо
констатировать, что современные старообрядцы как были,
так и остаются раскольниками и по форме, и по духу.
Недавние решения Синода о принятии старообрядцев через
миропомазание это подтверждают. Официальная позиция
РПСЦ, РДЦ и тем более беспоповцев строится на полном
отвержении законности иерархии Русской Православной
Церкви и обличении "новообрядческих ересей". Следует
напомнить, что старообрядческий митрополит Корнилий
вынужден был приносить публичные извинения за то, что
зажёг лампадку (!) около храма Иерусалимской
Православной Церкви.
б) Несмотря на это, в лоне самой Русской
Православной Церкви раздаются голоса, хулящие новые
обряды и превозносящие старообрядцев из РПСЦ и РДЦ, а
равно и беспоповцев. Особый вред наносят работы Б. П.
Кутузова, В. В. Смирнова, архиеп. Андрея (Ухтомского),
иерея Иоанна Верховского и некоторые выступления игум.
Кирилла (Сахарова). Тиражирование давно устаревших
филостарообрядческих штудий Н. Ф. Каптерева, и С. А.
Зеньковского без должного пояснения тоже не способствует
делу.
в) Дореволюционная практика единоверия
предполагала стремление к равночестности "старых" и
"новых" чинов ради возвращения в Церковь. Так смотрели
на дело противораскольнические миссионеры и сами
единоверцы, что видно в деяниях Поместного Собора 1918
года, трудах Миссионерских и Единоверческих Съездов, а
так же работах священномученика Симона (Шлеëва) и
архимандрита Павла Прусского.
К сожалению, современное единоверие
далеко от этих настроений. Старый обряд всячески
превозносится, а новый хулится, в отдельных общинах
почитается Аввакум Петров и другие "страдальцы за
древнее благочестие", перекрещиваются (!) крещёные
обливательно (это строжайше воспрещённое Апостольскими
правилами действо называется "довершением крещения"),
старообрядцы допускаются к Св. Таинствам без покаяния и
приёма через миропомазание. Публикуются откровенно
простарообрядческие статьи, подрывается доверие к
священноначалию, распространяется ненависть к
канонизированным святым, например, св. Димитрию
Ростовскому, св. Петру Могиле (что особенно нелепо,
потому что его "Исповедание" веками было в почёте у
старообрядцев), св. Филарету (Дроздову).
II. Исходя из всего этого, можно
выделить такие проблемы современного единоверия и
современной миссии среди старообрядцев:
а) В каждом приходе своё "единоверие".
Одни общины ограничиваются восстановлением
богослужебного чина начала XVII века. В других же
процветают фило-раскольнические настроения вроде
упомянутых выше.
б) Старообрядческая апологетика
продолжает тиражировать мифы XIX века и искать новые
аргументы и подходы. Это приводит к оттоку людей нередко
не только в единоверие, но и прямо в старообрядчество,
причём людей наиболее интересующихся и ревностных в
богослужении. Каждый такой уход — трагедия. Но никакого
ответа старообрядческой пропаганде нет. Не переиздаются
даже дореволюционные антираскольнические сочинения,
многие из которых написаны крупными учёными и не
потеряли значения и в наши дни.
в) "История раскола" и проблемы
старообрядчества плохо освещаются в наших духовных
учебных заведениях. В результате люди выходят оттуда
неготовыми столкнуться со старообрядческой пропагандой.
Типичный пример — курс о расколе в ИДО ПСТГУ существует
только для иностранцев: https://elearn.ido.net.ru/en/ education/old-believers/
г) Совершенно не поставлена на должном
уровне полемика со старообрядцами в интернет-сетях, и
особенно в youtube. В наше время очень многие, даже из
числа старообрядцев, смотрят видео на youtube. И мы
найдём там множество филораскольнических и прямо
раскольнических видеозаписей, но очень мало – обличающих
раскол и показывающих, что и внутри Святой Церкви есть
приходы, где молятся "древним чином".
д) Многие православные христиане
соблазняются нестроениями внутри самой нашей Святой
Церкви. Например, тяжёлое впечатление производят
экуменические контакты. Другой пример — повсеместная
распространённость обливательного крещения, что идёт
вразрез с 50 Апостольским правилом, решениями соборов и
распоряжениями патриарха Алексия II.
е) Старообрядцы создали картинку чистого
и "нетронутого ересями православия", которая, к
сожалению, привлекает недостаточно разобравшихся людей.
Древние певческие традиции также производят впечатление
таинственности и "неотмирности" на фоне современного
"концертного" исполнения. Не сокращаются службы, в
храмах, по возможности, установлена дисциплина. Многие
люди ищут истинность через "аскетическую древность", и
зачастую первое, что они находят на этом пути – это
старообрядчество.
III. Пути решения.
а) Необходимо активизировать
миссионерское взаимодействие с единоверческими
приходами, использовать положительный опыт, дать
всесторонний анализ и объективную картину состояния дел.
б) Нужно обратить внимание на выпуск
литературы противораскольнической и опровергающей
старообрядческую пропаганду. Например: апологетические
труды священномученика Симона (Шлеёва), святых
единоверцев и святых миссионеров, противораскольнические
сочинения архимандрита Павла (Леднева) Прусского,
профессора Н. И. Субботина, братии Никольского
Единоверческого монастыря; выписки из старописменных,
старопечатных и других книг А. И. Озерского, Указатель
свидетельств в защиту Православия Д. И. Харитонова,
выписки из творений святых отцов и учителей Церкви по
вопросам веры и благочестия, пререкаемым старообрядцами
Д. А. Александрова; Апологетические труды Братства Св.
Петра митрополита, журналов "Братское слово" и
"Миссионерское обозрение"; Беседы к глаголемому
старообрядцу святителя Филарета (Дроздова), Истинно
древняя и истинно Православная Христова Церковь,
изложение в отношении к глаголемому старообрядству
митрополита Григория (Постникова), История русского
раскола митрополита Макария Булгакова и др. Считать
целесообразным распространение противо-раскольнических
брошюр и листовок в храмах, рядом с которыми базируются
раскольники.
в) Ввести в нужном объеме преподавание
проблем старообрядчества и реформ XVII века;
противостарообрядческая апологетика может стать курсом и
"дисциплиной на выбор" в духовных учреждениях. На основе
трудов святых-единоверцев вполне можно создать учебную и
методическую литературу для этих курсов.
г) Постоянно предлагать материалы в
интернете, включая youtube.
Александр Чуевский, Алексей
Романов, Роберт Шигорин, Алексей Гуня
Миссионерское обозрение - 18.09.2023.
Использованная литература
1. Послание к филадельфийцам, 4.
2. Толкование на послание к Ефесянам:
65, 11.
3. Записка о последствиях стеснения сект
и снисхождения к ним, 2.
4. Іn сар. 3 Epist. ad Titum.
5. Святитель Серафим (Соболев) Надо ли
Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом
движении. URL: https://azbyka.ru otechnik/
Serafim_Sobolev/ nado-li-russkoj-pravoslavnoj- tserkvi-uchastvovat-v-ehkumenicheskom-dvizhenii/.
6. Russia’ Catacomb
Saints. Lives of the New Martyrs, by Ivan Andreev//ed.
by Fr. Seraphim (Rose). Platina, California:
Saint Herman of Alaska Press,1982. С. 146.
|