Два типа Православия, найди семь отличий
Этот материал редакция
Миссионерско-апологетического проекта "К Истине"
приводит не только как некий тематический сборник
святотеческих цитат, но как пример проблемного мышления
в православной миссии. Как можно из этой подборки цитат
понять два типа Православия? И является ли они типа
именно Православием (с большой буквы), может, это
"православие"? И где искать семь отличий? В статье
не приведены семь аргументов "неправильного
православия".
И как-то странно критиковать
неправильное человеческое национальное "православие",
начав с массивной подборки "предания старцев", а не со
слова Божия.
Впрочем, самое ценное в это статье, вот
эта таблица (и там только шесть отличий):
Сравнительная таблица, позволяющая человеку, ищущему
спасения, отличать Православие как путь истины и
"православие" как явление народной (по сути языческой)
культуры.
Критикуя "национальное православие" авторы не поднимают
важный вопрос, почему крещаемые в Православной Церкви
африканцы, тайцы, вьетнамцы получают... греческие
имена? Сами греки и римляне от своих имен при крещении
не отказывались, даже если они были именами богов,
например, Меркурий.
***
Св. Игнатий Брянчанинов однажды писал:
"Я переживал в Сергиевой пустыни ту
эпоху, во время которой неверие и наглое насилие,
назвавшись православием, сокрушали нашу изветшавшую
церковную иерархию, насмехались и издевались над всем
священным". (Симфония по письмам святителя Игнатия
(Брянчанинова)
Об этом же мы читаем у святителя Феофана
Затворника:
"Много званных, но мало избранных"
(Лк.14:24). Званные это все христиане, избранные же это
те из христиан, которые и веруют и живут
по-христиански…И не дивно, что, если по слову Божию и
всегда мало избранных, то в наше время оказывается их
еще меньше: таков уж дух века – противохристианский! Что
дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и
обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть
истинное христианство, а наконец, и совсем кончится;
останется только имя христианское, а духа христианского
не будет" (Свят. Феофан Затворник Спасайтесь.
Путеводитель по творениям св. Феофана Затворника. Т. 2.
М. 2019. С. 91.).
Обратим внимание на то, что святитель
Феофан писал эти слова, живя в Российской империи, в
которой около 90% жителей считало себя православными
христианами. Именно среди них господствует этот самый
дух века противохристианский.
В другом месте святитель Феофан
сравнивает безнравственную жизнь современного ему
христианского народа с эпидемией:
"Равнодушие к разливу нечестия и
поголовного разврата обличает ослабление
нравственно-религиозных чувств. Когда это случается,
общество бывает в положении эпидемическом. Когда зайдет
куда холера, все жители чувствуют припадки холерины в
разных степенях; так и тут: расширяющиеся нечестие и
разврат затрогивают понемногу всех. Иной и не участвует
делом, зато смотрит; иной хоть и не смотрит, но молчит,
и редко-редко кто подымет голос, да и то полушепотом.
Таково и наше несчастное время!" (Свят. Феофан
Затворник.)
Святитель Игнатий считал, что неверующим
человеком может быть не только откровенный атеист, но и
тот, кто, называясь христианином, лишь имитирует
религиозную жизнь. Такой человек может умело маскировать
религиозным этикетом служение мирскому духу, идолам
благополучия и успеха:
"Кто ж не верует в Сына Божия? – Не
только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и
тот, кто, называясь христианином, проводит греховную
жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями; тот, у кого
бог – чрево; тот, у кого бог – серебро и золото; тот, у
кого бог – земная слава; тот, кто почтил земную
мудрость, враждебную Богу, как бы бога…
Без самоотвержения человек не способен к
вере; его падший разум противоборствует вере, требуя
дерзостно отчета у Бога в Его действиях и доказательств
в открываемых Им человеку истинах; падшее сердце хочет
жить жизнью падения, к умерщвлению которой стремится
вера: плоть и кровь, несмотря на предстоящий им ежечасно
гроб, также хотят жить жизнью своею, жизнью тления и
греха" (Свят. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты.
М. 2001. С. 51.)
Вера притворная не угодна Богу. Поэтому
такая вера всегда является ложной верой, а значит и
безблагодатной. Вот что мы читаем у св. Серафима
Чичагова:
"Исповедание Христа "пред людьми" (см.
Мф. 10.32) есть необходимое, спасительное дело для
истинного ученика Христова. Тот, кто только верует в
сердце и таит свою веру, не угоден Господу. Почему же
так? Удивляются некоторые… Разве Богом не признается
одна вера, без слов, без свидетельства перед людьми?
Святой ап. Павел дает на этот вопрос
прямой и ясный ответ. Объясняя соотношение между верой и
исповеданием ее, он говорит: "Сердцем веруют к
праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим.
10.10), то есть сердечная вера приводит к праведности, а
устное исповедание ее ведет ко спасению. Для праведности
нужна сердечная вера, а для спасения нужно больше
праведности, необходимо устное исповедание… Вера без
исповедания есть вера притворная, скрытая,
несовершенная…
Имеющий веру истинную должен всецело покоряться ей. Вера
идет от Бога, есть Его царский указ нам- подданным,
объявленный с намерением и желанием, чтобы приняли ее и
спаслись ею. Поэтому, кто не покоряется вере, противится
Богу, смертельно грешит и творит хулу на Святого Духа"
(Св. митр. Серафим (Чичагов). Твердость духа. М. 2016.
Изд. Летопись. С. 19- 21.)
Особенность притворных христиан состоит
в дискриминации верных и даже в гонениях на них. Очень
ёмкую характеристику дал ложным христианам св. Тихон
Задонский:
"Видим в древней истории, что язычники
страшные и различные клеветы на христиан вымышляли и
изобретали и всякими поносными именами их называли. Это,
как можно видеть, действом дьявольским делалось, чтобы
христиане от христианской веры отступали, а
идолопоклонники к ней приступать боялись. Но
премудростью и силой Божиею рассыпался злой совет злого
духа. Чем больше клевет, поношений и гонений восставлял
он на христиан, тем более умножалось христиан.
Подобные клеветы и поношения и ныне вымышляются на
христиан уже не от идолопоклонников, но от ложных
христиан и от любителей мира сего…
От этой лжебратии много всяких клевет и
поношений терпят верные христиане.
Если приметят они, что христианин от
роскоши и темных дел их удаляется, то он у них
"раскольник".
Если кто смиренно живет и щегольства
ненавидит, то он у них "ханжа".
Если уединяется ради покаяния и во
избежание греха (ибо удобнее в уединении каяться и от
греха беречься, чем в народе), то такой у них "святоша".
Кто из-за грехов раскаивается,
сокрушается, сетует и воздыхает, тот у них "меланхолик".
Кто милостыню дает, тот у них
"тщеславный" и "лицемер".
Если узнают, что христианин часто Богу
молится, тут они уста своя раскрывают и прозвище
придумывают: "богомол".
Если христианин, по правилу
евангельскому, обидящему не мстит, тут они нападают на
него, "дураком" называют, не умеет, мол, за себя
постоять.
Если, по правилу того же Евангелия,
расточает имение и дает убогим, тут они прямо ополчаются
на него и укоряют: обезумел, мол, он - что предки его
собрали, то он расточает.
Эти и прочие подобные им хуления и
посмеяния изрыгают нечестивые уста на душу
благочестивых.
Об этом-то и сказал Христос Господь для
нашего утешения: "Если хозяина дома назвали
веельзевулом, не тем ли более домашних его?" (Мф.10:25).
Возненавидели Христа, Господина дома - ненавидят и
христиан, домашних Его. Похулили Христа и поругались
Христу, - хулят и христиан. Вот такое состояние христиан в нынешнем
веке!" (Свт. Тихон Задонский. Сокровище
духовное, от мира собираемое, гл.108.)
Св. Феофан Затворник даёт нам ряд
критериев, по которым мы узнаём людей чуждых духа
Христова
"Кто не верует во Святую Церковь как
единую врачебницу, вмещающую в себе все
восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и
освятительные средства считает простыми обрядами без
внутренней силы, – тот не наш.
Кто мечтает получить освятительную силу
Божией благодати каким-то сокровенным, невидимым
способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковью,
– тот не наш.
Кто не признает нужным подвижничества и
всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою
совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш…
Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви
Божией, не считает нужным соблюдать посты,
исповедоваться и причащаться, кто не почитает святых
праздников и дней воскресных или вместо должного их
чествования предается безумным увеселениям и забавам, –
тот не наш.
Кто с дерзким самооправданием не хранит
чистоты до брака и верности супружеской по браке,
измышляя вместо благословленного Богом иной какой-либо
образ сожития, – тот не наш.
Вообще, кто увлекается сам и увлекает
других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах
жизни – тот не наш" (Святой Феофан Затворник. Созерцание и
размышление).
Если люди не являются верными
христианами, это не значит, что мы должны презирать их и
отказывать им в помощи. Евангелие учит любить даже
врагов, то есть заботиться о них самой деятельной
любовью. Однако обсуждать с неверующими внутренние
вопросы духовной жизни христианам не должно до тех пор,
пока неверующие не встанут на прочное основание Божьего
закона и не укоренятся в вере. Св. Феофан Затворник
говорит об этом так:
"Видимого общения праведные не прерывают
и со впадающими в грех; напротив, входят в их положение
и всячески стараются возвратить их на путь правды; но
интимность между ними естественно прекращается, так как
у тех стали уже не те речи, не те мысли, не те занятия.
Праведным уже неудобно вести с ними беседу: у праведных
беседа лишь о том, что у них на сердце,- о Боге и
богоугождении, а у грешных - все о вещах мира. Им скучно
бывать друг с другом, потому искреннее общение между
ними само собою прекращается. Когда же обращается
грешник, то праведники не могут этого не видеть, не
радоваться тому и не содействовать утверждению его на
добром пути. Но, наученные опытом отпадения его, держат
себя несколько вдали от него, то есть не сразу начинают
жить душа в душу и поведать ему тайны сердца своего,
тайны духовной жизни. Когда он покажет уже верные
доказательства того, что установился на добром пути,
тогда и они обращаются к нему с открытым сердцем" (Св.
Феофан Затворник. Беседы на Псалмы).
До обращения мирских людей к Богу верным
христианам необходимо воздержаться от тайного духовного
общения с такими людьми. Такое общение и им не принесёт
пользы и нам повредит. Впрочем, иногда Господь создаёт
исключительные условия, когда сами неверующие или
сомневающиеся начинают задавать нам вопросы о вере,
искренне стараясь познать истину. В этом случае мы
должны быть готовы на всё ради духовного служения этим
людям:
"Когда случится быть среди людей в мире,
о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в
них не примечается и желание к слушанию.
Когда же надобность потребуется или дело
дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно
по глаголу: "Аз прославляющия Мя прославлю" (1 Цар. 2,
30), потому что путь уже открылся.
С человеком душевным надобно говорить о
человеческих вещах. С человеком же, имеющим разум
духовный, надобно говорить о небесных.
Не должно без нужды другому открывать
сердца своего; из тысячи найти можно только одного,
который бы сохранил свою тайну. Когда мы сами не
сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может
быть сохранена другим?
Что втекло в сердце лучшего, того мы без
надобности выливать не должны: ибо тогда только
собранное может быть в безопасности от видимых и
невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности
сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.
Всеми мерами должно стараться скрывать в
себе сокровище дарований, в противном случае потеряешь и
не найдешь" (Преп. Серафим Саровский).
Священное Писание учит христиан
поступать в мире так:
"Мы никому ни в чем не полагаем
претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем
являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в
бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под
ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в
постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в
благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове
истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой
руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах:
нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но
нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас
наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда
радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не
имеем, но всем обладаем" (2 Кор. 6: 4-10.)
По отношению к соблазнам этого мира и
его упорным проповедникам христианам даётся такой совет:
"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с
неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?
Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом
и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы – храм
Бога живого, как сказал Бог: "вселюсь в них и буду
ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит
Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями,
говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6:14-18.)
Иногда мы можем предположить, что
христиане вообще не должны общаться с блудниками,
пьяницами и прочими упорными грешниками. На самом деле
св. Писание учит нас не общаться только с теми, кто
называясь братом, то есть христианином, остаётся верным
своему греху:
"Я писал вам в послании – не сообщаться с
блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего,
или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо
иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал
вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается
блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или
злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и
не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не
внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак,
извергните развращенного из среды вас" (1Кор.
5:9-13).
Возникает вопрос: как извергнуть
развращённого так, чтоб не согрешить осуждением? Читаем
ответ у ап. Павла:
"Как смеет кто у вас, имея дело с
другим, судиться у нечестивых, а не у святых?Разве не
знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет
судим мир, то неужели вы недостойны судить
маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить
ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда
имеете житейские тяжбы, поставляете своими
судьями ничего не значащих в церкви.К стыду вашему
говорю: неужели нет между вами ни одного разумного,
который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат
с братом судится, и притом перед неверными, И то уже
весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между
собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными?
для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но
вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не
знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не
обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни
прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни
лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники –
Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из
вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем
Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6:1-11.)
Важная особенность в отношениях с
лжехристианами – это запрет на общую с ними молитву.
Совместная молитва с такими людьми
запрещена канонами Церкви, независимо от того,
общественная она, или частная. Запрещение Церковью
молитвенного общения с еретиками проистекает из любви
как к своим верным чадам, ради охранения их от лжи перед
Богом и лукавства, так и из любви к самим еретикам:
отказом от молитвы с ними христиане свидетельствуют, что
заблуждающиеся находятся в опасности, так как они - вне
Церкви и значит вне спасения.
45-е правило святых Апостолов: "епископ,
или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо,
да будет отлучен. Аще же позволит им действовать
что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен".
10-е правило святых Апостолов: "Если кто
с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то
было в доме: таковой да будет отлучен".
65-е правило святых Апостолов: "Аще кто
из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или
еретическую войдет помолитися: да будет и от чина
священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго".
33-е правило Лаодикийского Cобора: "Не
подобает молитися с еретиком, или отщепенцем
(раскольником)".
Под отщепенцем можно понять и человека
добровольно отлучившего себя от Церкви через…
-
Нежелание принимать и исповедовать
правые догматы Церкви.
-
Неприятие церковной дисциплине,
-
Отвержение установленной Богом
священной иерархии.
-
Нежелание участвовать в святых
таинствах Церкви, прежде всего в исповеди и
причастии.
-
Упорство в грехах, нераскаянность,
отвержение покаянного делания, пропаганду греха и
разврата,
-
Открыто греховное поведение.
К сожалению, иногда и люди, называющие
себя пастырями Церкви тоже оказываются лжебратьями и
лжехристианами. Вот как об этом пишет св. Афанасий
Великий:
"Поэтому, брат, если видишь, что имеет
кто благоприличную наружность, не на то обращай
внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя
пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника;
но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он,
страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви,
пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему -
Бог, и гортань его - ад, если страждет он сребролюбием,
корчемствует благочестием; то оставь его. Это - не
пастырь сведущий, но волк хищный" (Св. Афанасий Великий,
Александрийский).
Св. апостол Иоанн Богослов учит нас о
необходимости духовного общения верных христиан друг с
другом:
"Если же ходим во свете, подобно как Он
во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса
Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха"
(1Ин.1:7).
Единство в духовной семье верующих и
единство между верующим и Богом возможно только при
общих жизненных принципах, общем мировоззрении и общих
целях.
Если человек стремится жить по
евангельской истине и также стремятся жить окружающие
его, то у них рождается единство. Это единство Бог
дополняет Своим присутствием через исполнение этих людей
Святым Духом, тем самым не только дополняя, но и
усиливая это единство.
"Встречи с людьми устрояет Бог для
того,чтобы мы передавали друг другу сущее в нас от Бога
добро и взаимно друг друга богатили. Враг же подстревает
и всячески хлопочет, как бы эти встречи сделать не
бесполезными только, но и вредными" (Св.Феофан
Затворник).
"Всякий христианин обязан ко
взаимообщению. Охотно входи в сношения с другими, равно
и сам себя держи так, чтобы всякий без робости, с
открытым сердцем мог приступить к тебе. Противно сему
поступает чуждающийся всех. Отчужденность есть
уродливость сердца. Но она не то, что благословенное
затворничество, или отшельничество. Отшельник,
отделившись от других телом, пребывает с ними духом, а
этот отчужденник от всех отделен духом, хотя живет среди
них. Отчужденный холодеет, беднеет, замирает духом… Сам
по себе отдельно человек легко становится
самомнительным, а когда посмотрит на других научается
смирению…
Способ взаимообщения главный есть
взаимное посещение. Его должно учредить и поддерживать
по любви, по нужде, ради отрадного отдохновения. С кем и
когда вести сие, укажут обстоятельства; только при сем
всячески должно соблюсть все добродетели
взаимнообращения, иначе оно зло… Особенный вид
взаимнообщения, открытый и широкий, составляют собрания
и вечери. Они полезны, ибо приводят в движение
замедляющееся от неупотребления развитие любви и потому
возвышают и скрепляют внутренний союз всех. Тут
происходит то же, что в Вольтовом столбе. Только само
собою разумеется, что учреждать их надо не в угодность
плоти и врагу, а в пользу духа и спасения. Образцы ему
древние вечери любви. Выше этих житейских пиров пиры
Христовы, или обеды для бедных. Сам Господь предписал
для них правила (Лк. 14:12-14). "Они становятся ныне
малоупотребительными за иссякновением любви, хотя еще
держатся по местам. Больше всего они являются ныне в
виде странноприимства, которое есть великая добродетель,
богатая обетованиями, ибо и стакан воды, поданный в
нужде, небесплоден, тем больше полное упокоение…
Взаимообщение имеет целью осуществление и вместе
образование любви истинно христианской" (Св. Феофан
Затворник)
Речь здесь идёт о неформальных встречах
в домашних условиях, может быть даже за совместной
трапезой. Мы не можем знать, кто молится с нами в одном
храме. Это пусть будет заботой настоятеля.
Однако мы можем решить, с кем мы
разделяем трапезу, и кого мы пускаем в свой дом для
духовного общения. И на своей территории мы вольны
поступать так, как учит нас ап. Павел в 1 Кор. 5:9-13 и
1 Кор. 6:1:11.
Александр Пермяков, иерей
Православная миссии
|