Как относиться к исламскому чуду?
И как вообще христианам относиться к чудесам в
нехристианских религиях?
Не так давно (в середине октября 2009 года)
в СМИ появилась информация о том, что на теле дагестанского
младенца Али Якубова проявились надписи. Это случается с
удивительной точностью дважды в неделю - понедельник и
пятницу, когда на голени и лодыжке девятимесячного мальчика
вырисовываются, а потом исчезают, похожие на родимые пятна
слова. Причем, каждый раз новые и с каждым разом все более
сложные. Правда, надписи не заключают в себе каких-то особых
откровений, а являются повторением давно известных
мусульманам коранических истин, таких, например как "Аллах
велик", "Аллах создатель всего сущего", "Самые почитаемые у
Аллаха наиболее богобоязненные" и т.п. Есть, правда, еще и
одна физиологическая особенность - в момент появления новых
надписей Али не спит всю ночь, у него поднимается
температура (под 40), которую не могут сбить даже сильными
лекарствами.
Конечно, может быть, то, что
распространилось в СМИ о дагестанском мальчике, на самом
деле есть обычное для любителей раздувать сенсации
преувеличение. Ученые, например, объясняют, что подобные
надписи легко получить посредством внешнего вмешательства -
механического или химического. Допустим, в случае патологии
желудочно-кишечного тракта, если по коже больного провести
палочкой, то через некоторое время на этом месте появится
рисунок (потом он, естественно, исчезнет). Иногда
встречается так называемый уртикарный дермографизм, который
выражается в местной реакции, возникающей при надавливании
на кожу. Если вести по коже такого больного пальцем или
каким-либо тупым предметом, то на ней остаются полосы. Даже
простые средства, такие как перец и соль, тем более
некоторые лекарственные препараты, если нанести их на кожу,
увеличивают проницаемость и расширяют сосуды.
Насколько нам известно, в случае с мальчиком
не проводилось специального научного исследования под
наблюдением консилиума ученых. Сомнения высказывают и сами
мусульмане (хотя Совет муфтиев России принял случай как
знамение свыше), в частности, на сайте islam.ru следующий
отзыв делает канонический редактор издательского дома
"Ансар" Аскар Сабдин: "Относительно этого мальчика, в первую
очередь, надо обратить внимание на то, есть ли действительно
научные доказательства тому, что это правда происходит само
по себе, без вмешательства людей. Я допускаю, что это может
быть краска, может быть, удар наносят каким-нибудь
трафаретом, потом кровь дает последствия и т.п. В СМИ я не
заметил ни единой ссылки на специалиста, а имам деревни, или
медсестра, не источник в данном случае. Если есть
доказательства необычного появления этих надписей, тогда,
конечно, дело другое. Я думаю (т. е. это моя точка зрения,
она может не совпадать с другими мнениями), что шумиха
вокруг мальчика - дело журналистов, которые ссылками на
деревенского имама (псевдодоводами) или, предоставляя только
часть достоверной информации, пытаются продать информацию" (www.islam.ru/pressclub/vslux/wudesatoka).
И все-таки, как бы там ни было, для
православного христианина вообще стоит разобраться, а может
ли в другой религии на самом деле произойти чудо, и если
может, как его воспринимать? Как нам, христианам, относиться
к случающемуся в других религиях чему-то необычному и, как
кажется, сверхъестественному?
Дело в том, что чудеса, в смысле чего-то из
ряда вон выходящего, действительно происходят фактически во
всех религиях. Ведь любая религия предполагает
соприкосновение с силами высшими, преодоление обыденности,
выход по ту сторону бытия (не всегда, разумеется, законным
способом). И поэтому в любой религии есть свой опыт чуда -
проявления потусторонних сил, необычных изменений с
душевно-телесным естеством человека, преодоления
ограниченности земных способностей, предсказания, получения
вести из мира иного, даже опыт исцелений, видимого
прекращения немощей и недугов.
Например, три древних историка Тацит,
Светоний и Дион Кассий сообщают как очевидный факт, что
римский император Веспасиан совершил два исцеления. Вот что
пишет в своей "Истории" Тацит (56 - 117 гг. по Р.Х.) (текст
этот весьма любопытен): "За несколько месяцев, что Веспасиан
провел в Александрии, дожидаясь, пока установятся попутные
ветры и море станет совсем спокойным, произошло множество
чудес, как бы доказывавших благоволение неба и приязнь богов
к новому принцепсу (т.е. Веспасиану - В.Д.). Один из
александрийских простолюдинов, у которого, как все знали,
болезнь отняла зрение, пал Веспасиану в ноги, со слезами
умоляя об исцелении. Он уверял, что поступает так по велению
Сераписа, почитаемого этим суеверным народом больше всех
прочих богов, и просил принцепса смазать ему слюной веки и
глазницы. Другой, с парализованной рукой, якобы по указанию
того же бога, умолял Цезаря наступить ему на больную руку.
Сначала Веспасиан посмеялся над обоими и наотрез отказал им.
Однако, когда они стали настаивать, он заколебался: ему не
хотелось прослыть слишком самоуверенным, но мольбы обоих
калек и уверения льстецов рождали в нем надежду, что
исцеление может удастся. Наконец, он приказал спросить у
врачей, в человеческих ли силах справиться с подобной
болезнью глаз и с таким увечьем руки. После долгих споров те
ответили, что слепой утратил зрение не до конца и его можно
восстановить, устранив помехи, которые не дают больному
видеть; что же касается руки, то она вывихнута и под
действием целительной силы может вернуться в обычное
положение. "Может быть, - говорили врачи, - это угодно
богам, и они избрали принцепса для исполнения своей воли.
Кроме того, если исцеление удастся, слава достанется цезарю;
если ничего не получится, посмешищем станут калеки".
Веспасиан, решив, что удача сопутствует ему во всем, и нет
вещи, даже самой невероятной, которой ему не дано было бы
совершить, весело улыбаясь, исполнил то, о чем его просили.
Огромная толпа следила за ним с напряженным вниманием.
Увечный тут же начал двигать рукой, слепой узрел дневной
свет. Люди, присутствовавшие там, уверяют, что все так в
точности и происходило; они повторяют это до сего дня, когда
им уже нет выгоды говорить неправду" (История, IV, 81).
***
Читайте также по теме:
***
Древние эллины почитали кумир Аполлона в
Магнесии на Менандре чудотворным, имеющим "силу для каждого
дела", то есть, были очевидные случаи помощи. Вообще,
язычникам их боги являлись так часто, что в этом порой уже
не видели ничего удивительного. У древних римлян оракулы
прорицали будущее, а иногда даже статуи говорили
человеческим языком. Римский историк Светоний (70 - 140 гг.
по Р. Х.) сообщает такой случай: "Убийство (императора Гая
Калигулы) было предвещено многими знаменьями. В Олимпии
статуя Юпитера, которую он (император) приказал разобрать и
перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота,
что машины затряслись, а работники разбежались; а
случившийся при этом человек по имени Кассий заявил, что во
сне ему было велено принести в жертву Юпитеру быка" (Жизнь
двенадцати цезарей, IV, 57).
Индусы якобы достигают способности левитации
- перемещения в пространстве вопреки действию гравитации, и,
как говорят, усовершенствованный гуру становится способен
убить мыслью слона. Тибетский буддизм насквозь пропитан
чудесными способностями, так что какой-нибудь лама обретает
чудное дарование появляться то в одном, то в другом месте. А
известный мистик нового времени Сведенборг (1688 - 1772) был
удостоен особого посещения: когда он, будучи голоден, с
аппетитом обедал в отдельной комнате лондонского ресторана,
помещение вдруг наполнилось туманом, на полу появилось
множество гадов, туман перешел в густую тьму, а когда всё
рассеялось, в углу комнаты Сведенборг увидел в ярком сиянии
сидящего человека, который грозно сказал: "Не ешь так
много!". Ненадолго Сведенборг лишился зрения, ночь и другой
день провел без еды, а на следующую ночь увидел того же
пришельца в сиянии и красной мантии, который сказал, что он
- Христос, и будет диктовать разъяснение внутреннего и
духовного смысла писаний. Надо сказать, что Сведенборг
очевидно для всех проявлял ясновидение: в частности, 19 июля
1759 года во время званого обеда в Гетеборге он с ужасом
поведал окружающим о страшном пожаре, который в эту минуту
начался в Стокгольме и вплотную приблизился к его дому. Как
вскоре выяснилось, бедствие, и впрямь охватившее шведскую
столицу, развивалось практически идентично описанию
Сведенборга. Он также утверждал, что общается с духами
умерших людей, причем, подчас знал такие факты, которые
никому, кроме самых близких родственников усопшего, известны
не были. И при этом он высказывал вполне благотворные мысли,
например, что люди создают себе ад сами собственными дурными
мыслями, делами и манерами.
О невероятных же способностях некоторых
современных экстрасенсов нет смысла упоминать (Примечание
МС. Мы не разделяем веру автора материала в именно
"невероятные способности" и адептов нехристианских религий и
тем более экстрасенсов, в реальности эти способности
оказываются либо результатом мудреных психотехник, фокусов, либо
обмана).
Итак, чудесность - свойство практически всех
религий, а также мистико-оккультных систем. И на упрек в
вероучительных заблуждениях адепт любой нехристианской
религии или секты скажет: "Да у нас вон сколько всего
необычного происходит, и что вы мне тут предлагаете?"
Это действительно так. Весь вопрос
заключается только в том, каков источник этих чудес?
Для христианина ответ может быть раскрыт
только на основании Священного Писания и Предания, постичь
которые лучше всего смогли святые отцы. В творениях
преподобного Иоанна Кассиана Римлянина встречаются такие
слова: "Весьма часто люди, развращенные умом и противники
веры, именем Господа изгоняют демонов и творят великие
чудеса" (Собеседования египетских подвижников, 15: 6).
Почему же такое возможно? Преподобный Иоанн поясняет, что в
отличие от чудес, совершаемых благодатью Божией чрез святых
и праведных людей, и от чудес (допустим, исцелений),
совершаемых по вере просящих, есть еще и третий вид
чудесного: "Исцеления третьего рода бывают по обольщению и
ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может
иногда производить удивительные действия и потому почитаться
святым и рабом Божиим. Чрез это увлекаются к подражанию его
порокам и открывается пространный путь к поношению и
уничижению святости религии; да и сам тот, кто уверен в
себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью
сердца, испытывает тягчайшее падение" (там же, 15:1).
Еще в Ветхом Завете есть такое
предостережение: Если восстанет среди тебя пророк, или
сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то
знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет
притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и
будем служить им": то не слушай слов пророка сего, или
сновидца сего (Втор. 13:1-3).
В Евангелии же о судном дне сказано: Многие
скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли
имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов
изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И
тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня,
делающие беззаконие" (Мф. 7:22-23).
Значит, не всё, что кажется
сверхъестественным, исходит от Бога. Ибо не только Бог и Его
светлые ангелы могут являться нам грешным из мира
невидимого. Скорее даже наоборот, по своей падшести мы более
доступны воздействию тех, кто и в духовном мире является
падшим. Доступна воздействию невидимых сил не только душа
человека, но и тело. И потому само по себе появление
благочестивой надписи еще не свидетельствует в пользу
действительного Откровения Божия.
Надо заметить, что в среде мусульман время
от времени встречаются свидетельства о чудесно появляющихся
надписях. Так, некоторое время назад в Турции родилась овца,
на одном боку которой красовалась надпись "Аллах", а на
другом - "Мухаммед". Когда хозяину объяснили значение
арабских надписей, он создал для "священного" животного
особые, куда более лучшие условия содержания. В 2004 году в
СМИ сообщалось, что на виске тринадцатилетнего казахского
жителя Фархата Жакашева появилась священная надпись. Через
два года в городе Чимкенте арабскую вязь обнаружили у
новорожденного Санжарбека Мусаева. Родимое пятно, в котором
угадывалось арабское "Аллах", тогда же усмотрели на
переносице у Исмаила Мухамадова - новорожденного в Чечне.
Надписи разглядывают в облаках, их видят даже на овощах и
фруктах. Чудеса доходят до того, что едва какой-нибудь
правоверный разрезал арбуз, как уже увидел там имя "Аллах".
Как пошутил на эту тему один исламский богослов, можно уже
писать научный труд на тему "Зоологические и ботанические
предпосылки обращения в мусульманскую веру". Почему именно
надписи, а не что-то другое, можно тоже понять. В исламской
религиозной системе запрещены изображения священного. В
исламе нет иконы (по той простой причине, что нет веры в
Боговоплощение), интерьеры мечетей пестрят замысловатой
вязью арабских надписей. И поэтому небесное, как полагают
мусульмане, знамение проявляется в надписи.
Что касается дагестанского мальчика, то
возможны три версии события.
Версия номер один. Предположим, что это
действительно реальное чудо, необъяснимое с точки зрения
науки и логики. И возможно, что кто-то усмотрит в этом
действие Промысла Божия, обращающегося к каждому народу на
языке его культуры. Собственно, а почему бы и нет, ведь
арабское имя "Аллах" в переводе на русский есть то же самое
имя "Бог". И в таком случае все проявляющиеся на теле
мальчика надписи: "Бог велик", "Бог Создатель всего сущего",
"Самые почитаемые у Бога наиболее богобоязненные" - не
содержат ничего догматически противоречащего христианству. И
в Коране, как мы знаем, есть воспринятые из Священного
Писания крупицы истины, и ислам говорит о нравственности,
добрых делах и необходимости молитвы Богу. Как позаботиться
о людях, воспитанных в религиозной культуре ислама? - Дать
им вразумление на понятном для них языке! - кстати, семья
Якубовых, по собственному признанию, до этого индифферентная
к вере, стала более религиозной. А всякое религиозное
возвышение души, всякое ее пробуждение и обращение от
меркантильных ценностей к духовным в общечеловеческих
масштабах признается благом. Уж лучше пусть люди, рожденные
в исламской традиции, будут правоверными мусульманами,
хранящими мир и любовь к другим людям, нежели ваххабитами,
террористами и доходящими до садизма преступниками. Не
случайно Совет муфтиев России (под председательством Равиля
Гайнутдинова) объяснил чудо как высшее знамение
мусульманским народам России и Дагестана, призывающее их к
покаянию, прекращению раздоров на Кавказе и укреплению основ
добрососедства. В таком разрезе события, если бы на теле
ребенка появилось "Христос Воскресе", то это было бы
воспринято мусульманами как ненужное наваждение и стало бы
только лишним раздражающим фактором, усугубляющим конфликты
на кавказской земле.
Такая версия, внешне очень красивая и не
лишенная логики, хорошо вписывается в межрелигиозный диалог,
ищущий точки соприкосновения, общую почву для единения.
Другой вопрос, что стоит за этой видимой красотой? Чем
увенчается такое слепое доверие чужим чудесам и знамениям, с
попыткой найти им обоснование непременно в Божественных
действиях? Почему мы должны приписывать Богу то, подлинная
природа чего до конца неизвестна?
Версия номер два. "Не все то золото, что
блестит", - гласит народная мудрость. Существует выверенный
веками принцип: в отношении всех необычных явлений сохранять
рассудительность и осторожность. Очень даже возможно, что
происшедшее с мальчиком в Дагестане является тем, что в
православной аскетике называется искушением. А в Священном
Писании сказано: Сам сатана принимает вид Ангела света (2
Кор. 11:14), чтобы оставить вне Истины своих последователей.
В самом описании, как появляются чудесные надписи,
действительно, есть некоторые настораживающие моменты. А
именно, для упомянутого феномена характерно то, что
появлению надписей предшествуют муки мальчика. Приведем
слова его собственной матери: "Держать невозможно на руках.
Мы его улаживаем специально в люльку, он вот это тело вот
так поднимает, кричит, плачет, до сорока температура. Очень
сильно мучается ребенок. Всю ночь, в эту ночь, когда это
появляется, он не спит"
(www.aifudm.net/news/news4930.html). Итак, мальчик
неимоверно мучается при получении надписей. И здесь можно
найти параллель с мучительным обращением самого Мухаммеда,
который тоже испытывал жар, муки, давление.
В случае самого Мухаммеда есть тоже о чем
задуматься. Случилось это в 610 году по Р. Х. в аравийской
пустыне, где сама местность, лишенная зелени, с
безжизненными глыбами скал, способна повергнуть в тяжелое
состояние духа. На горе Хире явилось Мухаммеду некое
сверхъестественное существо, набросившееся с силой на
Мухаммеда с возгласом "Ыкра" (что в одном толковании значит
"читай", а в другом - "проповедуй"), стало душить его, и
после нескольких робких попыток сопротивления избранник
сдался. Затем он испытывал страшную внутреннюю борьбу,
одиноко бродил в сумрачных долинах, ему чудился какой-то
зов, а душевные страдания были нестерпимы до усталости от
жизни, и только новое видение вернуло ему покой, убедив, что
он есть особый избранник Всевышнего.
Очень не хочется проводить параллель с так
называемой шаманской болезнью, когда человек, избранный
духами стать шаманом, также испытывает принуждение,
насильное влечение, непонятный зов, подавление. Тем не
менее, есть очень простой вопрос: зачем Всемогущему Богу
давать Откровение в тяжелых физиологических мучениях? Почему
в исламе прозрениям и откровениям сопутствуют тяжелые
психосоматические истязания?
Святой Василий Великий о способе подлинного
Божественного воздействия на человека писал: "Некоторые
говорят, что они (пророки) пророчествовали в исступлении,
так что человеческий ум затмевался Духом. Но самому
посланническому назначению Божественного наития
противоположно делать богодухновенного (человека) -
исступленным, так чтобы он, когда исполняется Божественных
наставлений, выходил из присущего ему разума, и когда
приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от
собственных слов. И вообще сообразно ли сколько-нибудь с
разумом, чтобы Дух премудрости делал кого-либо подобным
лишенному ума и Дух ведения лишал разумности? Свет не
ослепляет, а, напротив, возбуждает данную от природы силу
зрения, - так и Дух не души омрачает, а, напротив,
возбуждает ум, очищаемый от греховных скверн, к духовному
созерцанию. Что лукавая сила, злоумышляющая против
человеческой природы, может смешать мысли, в этом нет ничего
невероятного, но нечестиво утверждать, чтобы то же самое
действие производило присутствие Божия Духа" (Толкование на
пророка Исаию. Предисловие).
Вообще, в науке есть вполне естественные
объяснения того, что было с Мухаммедом на момент получения
откровений. Например, авторитетный голландский ориенталист и
исламовед XIX века Рейнхарт Дози пишет: "Объяснение этого
явления нам нужно искать в болезни, которой подвергся
Мохаммед. Прежде ученые полагали, что у него была падучая,
но последний историк Мохаммеда доктор Шпренгер, который
является не только ориенталистом, но и медиком, определяет
болезнь Мохаммеда как мускульную истерию. В такой степени, в
какой болезнь эта проявилась у Мохаммеда, она иногда
встречается и в наших странах у женщин, гораздо реже - у
мужчин. У него были приступы, пароксизмы. Если приступ бывал
слабый, то за ним следовали те расширения и сокращения
мускулов, которые и свойственны этой болезни. Язык и губы
тряслись; глаза в течение некоторого времени вращались то в
одну, то в другую сторону; голова качалась, так сказать,
автоматически. В то же время больной испытывал головные
боли. Если приступ бывал силен, то, наоборот, болезнь
проявлялась в столбняке; больной падал на землю, лицо его
покрывалось горячим румянцем, дыхание делалось затрудненным.
Сознания, по-видимому он не терял, а в этом-то и заключается
разница между его припадками и падучей... Истеричные люди,
кроме того, бывают вообще очень чувственны и большие
энтузиасты. Таким был и Мохаммед. Истерики способны видеть
сны наяву; у них бывают галлюцинации, видения, экстазы; те
мысли, какие они высказывают в этом состоянии, пожалуй,
могут и не выдерживать здравой критики. Однако они обладают
какой-то особенной свежестью и высотой и выражаются с таким
жаром и с такой уверенностью, что кажущаяся оригинальность,
в которую они бывают облечены, немедленно вызывает к себе
доверие во многих людях" (см.: Крымский А. Е. История
мусульманства. - М., 2003. С. 61 - 62, 63).
Со своей стороны заметим и то, что любой
некрещеный младенец более доступен непосредственному
воздействию искусителя. Потому что на нем нет той благодати,
которая уберегает от чуждого наваждения. К сожалению,
положение грешного человечества таково, что соблазниться
видимостью добра и святости легко, а взойти к подлинному
общению с Богом и светлыми ангелами трудно.
Надо сказать, что ислам, как бы мы ни
пытались увидеть в его исторических путях Божественный
промысл, все-таки подвергает искажению основные истины
христианства. Богооткровенное учение о Троице
рассматривается как религиозное извращение и непрощаемый
грех. Христос ни в коей мере не почитается Богом
воплотившимся, а только человеком, в котором признается
наитие Божества. Сам Мухаммед общался с разными еретиками -
несторианами, арианами, сектантами гностического толка, и
потому естественно полагал, что многие места Евангелия
искажены. Искупительные страдания Христа отвергаются
мусульманами, с точки зрения Корана, Он вовсе и не страдал,
желавшим Его распять только показался Его облик, тогда как
Аллах сразу вознес Его на Небо (см. Коран 4: 157 - 158).
Итак, нет Троицы, нет Боговоплощения, нет Искупления. Таким
образом, в Коране христианство, образ Самого Христа, при
отдельных исключениях, подвергается существенному искажению.
И те, кто видят в мусульманстве особую заботу Божию о людях,
должны подумать, а нужно ли было Богу давать людям учение, в
котором искажается Его Собственный образ и повреждается Его
уже дарованное людям истинное учение, то есть Новый Завет?
Совершив спасение людей во Христе, затем посылать Мухаммеда,
искажающего образ Христа, и вместо Церкви с ее Таинствами
предлагающего обрезание, рамадан и хадж в Мекку? Значит, не
все в исламских откровениях чисто. И каковы основания в
таком случае принимать чудеса, совершающиеся в рамках
мусульманства, лишь еще больше убеждающие мусульман в своей
правоте, фактически еще более отдаляющие их от Спасителя?
Версия номер три. С дагестанским младенцем
всё может быть куда более просто. Обращает на себя внимание
факт отказа родителей ребенка от его серьезного научного
обследования. Ситуация предельно ясна: если вы утверждаете,
что это чудо неземного характера (что провозглашается по
всем светским и религиозным СМИ), даете интервью и
разрешаете снимать ребенка, то почему бы не подтвердить это
элементарной экспертизой? Очень даже может быть, что
произошедшее с дагестанским младенцем есть обыкновенное
мошенничество, каковое достаточно распространено не только в
светской, но и в религиозной среде. Что ни говори, но люди
весьма падки на слухи о всем чудесном и сверхъестественном,
а если им еще покажут что-либо необычное по телевизору, то
тут уж есть о чем поболтать с друзьями и подругами.
Важно учесть и то, что в настоящее время в
странах Кавказа, в том числе в Дагестане проводится политика
активной исламизации населения, и любая сенсация,
прославляющая величие их религии, будет только на руку.
Поэтому в СМИ можно встретить самые необыкновенные
свидетельства чудесного. В 2006 году сообщалось, что надпись
с именем Всевышнего появилась на оладьях, испеченных в семье
Хайруддиновых в Симферополе. В 2009 году такая же надпись
появилась на свежеиспеченном блине в семье Абударовых в
Бельгии. Правда, полная бессмыслица подобных чудес и
знамений налицо.
Если же мы обратим внимание на чудеса
Евангелия, то мы не увидим ни одного так сказать
бесполезного чуда - Христос исцелял людей, открывал очи
слепым, даровал слух глухим, поднимал с постели
парализованных, изгонял бесноватых, и всегда этому
сопутствовало духовное преображение человека - покаянное
переосмысление прошлой жизни и последование за Спасителем.
В христианстве чудо - не просто что-то
необычное, сверхъестественное, поражающее своей
невероятностью, как это было во многих языческих религиях, и
не просто знамение, прославляющее Божие всемогущество и
величие, как это признается в исламе на примере чудных
надписей, а особая Божественная помощь людям, неразрывно
сопутствующая их духовному преображению. Подлинное
преображение человека не есть только переосмысление прожитой
жизни, не есть только нравственное исправление себя (ибо и
атеисты бывают высоконравственные). Подлинное преображение
есть единение человека с Богом, а это единение даровано лишь
во Христе, соединяющем в Себе два естества - Божество и
человечество.
Собственно для православного человека вопрос
о том, какое чудо следует понимать как откровение Божие,
разрешается достаточно просто. Он напрямую связан с другим
вопросом, а какую религию мы признаем за действительное
откровение Божие. Если Господь даровал во Христе всю
необходимую для спасения истину, то какой смысл в иных
откровениях и совершающихся в соответствии с их религиозной
парадигмой чудесах? Если мы понимаем, что любая религия вне
Христа уже не есть Откровение Божие, то соответственно
чудеса и откровения, случающиеся вне Христовой религии,
также вряд ли есть действие Божие.
Конечно, подобные рассуждения не убедительны
для мусульман. В формуле Исламского свидетельства Мухаммед
называется последним посланником Аллаха. А пару лет назад
некоторые исламские богословы заявили, что их религия по
отношению к христианству является третьим, последним заветом
Бога с людьми. Они исходят из чисто хронологической
последовательности. Муса (то есть Моисей) получил первый
Завет, затем Иса (то есть Иисус, Которого мусульмане
великодушно почитают за пророка) принял новые откровения, а
Мухаммед является последним посланником, завершающим
изъяснение высших истин, а в чем-то и корректирующим учения
предыдущих пророков.
Но если более серьезно подойти к проблеме,
то никакой проповедник и тайнозритель, будь даже очень
благочестивый, а тем более злочестивый, не сможет уже
добавить ничего к Откровению Божию, данному во Христе.
Почему? Уникальность Христа заключается не в том, что Он
даровал какое-то новое учение: возвышенное нравственное,
доходящее до самопожертвования и любви к врагам, и
возвышенное догматическое, приоткрывающее тайну Троицы,
недоступную для слабого рассудка человека. Уникальность
Христа заключается, прежде всего, в том, что в Нем
воплотился Сам Бог, навеки соединив человеческое естество со
Своим Божеством. Его Откровение заключается не в морали или
новых обрядовых предписаниях, а в реальном пути освобождения
от греха и обретении вечной жизни - чрез приобщение Самому
Христу. Потому что в крестных страданиях Сына Божия
искуплены грехи мира, а в Его Воскресении уже одержана
победа над смертью и тлением. И потому во Христе мы видим
средоточие судеб мира, соединение небесного и земного, так
что Крест Христов по своему значению для людей уже безмерно
превосходит любые нравственные, догматические и
идеологические выкладки, которые появлялись, появляются и
будут появляться на земле. И никакие чудеса, случающиеся в
других религиях, уже не могут дать человечеству чего-либо
нового, так как и на йоту не приближаются к тому, что дано в
христианстве. Дай Бог, чтобы люди иных вер и религий
неисповедимыми судьбами Божиими обретали свое спасение во
Христе.
Валерий Духанин, кандидат богословия
преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии,
Русская линия - 29.10.2009.
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|