Будет ли XXI век веком Православия?
Статья Бредли Нассифа "Будет ли XXI век
веком Православия?" была опубликована в 29 января 2007 года
в евангелистском журнале "Христианство сегодня" и, хотя и
обращена к инославной аудитории, отражает те очевидные
тенденции, которые нельзя не заметить в религиозной жизни
современной Америки. Хотя Православие было принесено в
Америку еще в 19 веке преподобным Германом Аляскинским,
несколько столетий знали о нем немногие. И вот сегодня – все
больше и больше американцев открывают для себя православие и
с радостью принимают его.
***
Об авторе: Бредли Нассиф, американец родом
из Ливана, принадлежит к Антиохийской Православной Церкви. В
США он учился у протоиерея Иоанна Мейендорфа и многие годы
посвятил тому, чтобы познакомить с православием
североамериканских неопротестантов.
***
Ярослав Пеликан, покойный профессор
Йельского Университета писал о христианстве так, как никто в
ХХ веке не пытался. После того, как фактически в течение
всей жизни Ярослав Пеликан изучал историю религий, он –
лютеранин – за несколько лет до смерти принял Православие.
Ярослав умер в мае прошлого года в возрасте 82 лет.
Пеликан – это только один человек из
огромного количества людей, принимающих сегодня
Православие. Интересно, будет ли XXI век – веком
Православия? Но я хотел бы предложить
богословское объяснение тому, почему я думаю, что в XXI веке
еще больше евангелистов перейдут в Православие.
Возрождение Православия
Ученые определяют Православное Священное
Предание как богословское единство первых 500–1000 лет
христианской истории (существуют определенные разногласия в
установлении точной датировки)
Это единство включается в себя единство в
вопросах Символа веры, соборов, отцов, молитвы и духовной
жизни. Среди ключевых имен и слов: Никейский символ веры,
Халкидонский собор. Отцы-каппадокийцы (Василий Великий,
Григорий Богослов. Григорий Нисский), духовные творения
монахов таких, как Антоний Великий и ряд библейских
толкований и пастырских трудов.
В течение последних 20 лет многие ученые и
богословы открыли для себя творческую значимость
христианского Востока, с его приверженностью авторитетам
первых 500 лет христианства. Одно из недавних свидетельств
интереса евангелистов к Православию – это книга Томаса Одена
"Возрождение Православия: Знаки новой жизни в
христианстве"". Объединяя под одним названием католиков,
протестантов и православных, почитающих традиции 500 первых
лет христианства, Оден выделяет 6 уровней, показывающих
пробуждение духа Православия в XXI веке. Эти слои включают
следующее.
Свидетельства современников об обращении:
жизни обычных христиан и известнейших ученых, чьи жизни
кардинально изменило обращение к классической богословской
традиции. Сред них Ярослав Пеликан и Ричард Суинборн,
принявшие Православие и Роберт Уикен и Ричард Нейхаус,
ставшие католиками.
Духовная интерпретация религиозного опыта.
Аскетический опыт святых отцов получает в наши дни намного
больше внимания, чем когда–либо в прошлом веке. Их труды
вновь становятся основой толкования Священного Писания, о
чем свидетельствует возрастающее число переводов древних
книг и толкований.
Многокультурная природа Православия
Ни один мультикультурализм не сравнится по
глубине и богатству и многокультурностью античности.
Многокультурное богатство ранней Церкви в наши дни
становится все более очевидным.
Твердые границы веры
После десятилетий некритической
вседозволенности в церкви, мы становимся свидетелями того,
как с новой силой и мощью вырисовываются границы в вопросах
веры. Тысячи верных вновь вместе учатся тому, как сказать
"нет" ереси и сказать уверенное "да" классической правде
Православия.
Возвращение к общим корням
Проблема традиционного восприятия
протестантами Священного Предания заключается в том, что
между тем, как обращаются к Преданию протестанты и
отношением к нему православных существуют значительные
расхождения.
Для большинства протестантов Предание
представляет собой своего рода библиотеку, где можно найти
книгу, которая в данный момент наиболее необходима. Можно
выкинуть из этой библиотеки книги, которые кажутся
устаревшими, и выбрать другие, ценность которых проверена
временем.
Так что же заставляет меня думать, что
возобновление интереса к Священному Преданию может вести к
присоединению всё большего количества христиан к восточной
ветви – Православию, или, по крайней мере, принятию
христианами протестантских деноминаций православного видения
многих вопросов? Проще говоря, я думаю, что все больше и
больше людей увидят живую связь между основными течениями и
проблемами, которыми жила Христианская древность и основой
Восточной Православной Церкви, откуда эти течения и взяли
свое начало.
Православная Церковь сохранила
преемственность по отношению к древней церкви, что особенно
заметно в двух аспектах, которые как раз и вызывают
наибольший интерес у растущего числа христиан.
Писание
Несомненно, что Богодухновенность Писания –
это основа для Церковного учения. Предание только охраняет и
корректирует само себя, опираясь на подлинность того, о чем
говорит Библия. Но Церковь первых веков христианства (как
Западная, так и Восточная) отобрала тексты, которые должны
были войти в канон Священного Писания, основываясь на
подлинности их происхождения от св. апостолов и на всеобщем
принятии текстов христианской общиной. Наверное, правильнее
будет сказать, что канон Священного Писания был не просто
установлен самими верующими – это было сделано ими под
водительством Святого Духа. Тем не менее, канон был
сформирован внутри самой первохристианской общины ее
непосредственными членами. Писание никогда не было чем-то
внешним по отношению к общине. Это означает, что Святой Дух
пребывал в Церкви и в ее священных текстах. Таким образом,
Церковь служила своеобразным связующим звеном, которое
свидетельствовало о действии Бога внутри нее.
Поэтому, независимо от того, признают ли
евангелисты это или нет, каждый раз, когда они берут в руки
Библию, они выражают свое доверие суждению Церкви, которое
было вынесено ею по важнейшему вопросу о каноничности.
Я верю, что все больше людей, увлеченных
историей ранней Церкви, увидят, что Святой Дух, Священное
Писание, Предание и реальные, исторически сложившиеся церкви
были неразрывно связаны, тогда и сейчас.
Историческая непрерывность
Мне кажется, что чем больше евангелисты
будут погружаться в историю Церкви, тем реже они станут
относить понятие "ортодоксия" к первым пяти столетиям или
первому тысячелетию христианства. Постепенно они смогут
воспринять всю историю христианства в целом, а не только те
ее фрагменты, которые нравятся лично им. Они обнаружат, что
истинное христианство во всей полноте не исчезло из церкви в
определенный момент истории, а продолжает жить в "сознании
Церкви", как об этом писал Георгий Флоровский, а Иоанн
Мейендорф называл это "живой традицией". Евангелисты увидят,
что богословская и институциональная история Священного
Предания напрямую связана с Великой Церковью, а именно с
современными Православными Церквами Востока и Греции, России
и Восточной Европы, а также их ветвями на Западе.
Разумеется, вера в истинность Священного
Предания, а не просто "организационное преемство" имеет
наибольшую важность. Моя точка зрения состоит в том, что те,
кому дорога исконная вера, постепенно будут объединяться с
Православной Церковью, в которой Священное Предание
сохраняется как живая традиция. Я не настаиваю на том, что
Священное Предание является исключительной собственностью
Восточной Православной Церкви. Это не так. Древние отцы
Церкви, аскеты, догматы, живопись, музыка, духовный опыт это
наследие в равной степени всех христиан – католиков,
православных, протестантов. Для православного романтизма и
триумфализма здесь нет места. Всех христиан объединяет общее
наследие. Но немного найдется историков, готовых поспорить с
тем, что в сравнении с 20 000 протестантских деноминаций,
именно Православная Церковь сохранила Священное Предание во всей
полноте.
В то же время, у меня есть основание
предполагать, что возрождение интереса к Священному Преданию
может в свою очередь косвенно повлиять на Православие,
привнеся в него что – то. Евангелисты понемногу оказывают
влияние на наших прихожан – открывая для них актуальность
наследия Христианского Востока и описывая его гораздо более
ярко и привлекательно, чем мы, уже привыкшие к этом, делаем
это сами.
Несомненно, что великое множество людей
переживает расцвет духовной жизни, становясь частью живого
православного сообщества верующих. Однако, по-прежнему
существует необходимость для Православия начать настойчивую
внутреннюю проповедь за духовное обновление и возвращение ко
Христу. Из личного опыта мне известно, что можно быть
"верующим, но потерянным". Во почему всем нам, православным
прихожанам, необходимо поставить Евангелие в центр нашей
жизни. Мы должны вновь и вновь открывать для себя личностное
присутствие Бога в ежедневной жизни Церкви. Это естественным
образом к возрождению Православия и расцвету самой Церкви.
Конечно, эти предсказания носят
спекулятивный характер. Возможно, им не суждено сбыться так,
как я на это надеюсь. Однако, я вижу признаки того, что XXI
век может действительно стать веком Православия.
перевод Ирины Прохоровой
Православие и мир - 29.01.2007.
***
Читайте также по теме:
Из протестантов в Православие - выступления в Томске бывших неопротестантов, а ныне православных священников Олега Зырянова, Игоря Зырянова и Максима Гаськова.
Предлагаем Вашему вниманию материалы их выступлений,
уникальность которых состоит в том, что это не просто
взгляд изнутри бывших адептов на неопротестантизм, это
его осмысление с точки зрения служения ими православными
священниками. Вы познакомитесь с действительно глубоким анализом качественных различий между Православием и
протестантизмом, которого не достает православным
апологетам, не бывшим в "шкуре" неопротестанта.
|