Пять вещей, необходимых для
христианской апологетики
Я вырос в христианской семье,
всегда был активным прихожанином евангелической церкви и
даже был на "ты" со своим молодежным пастором. Однако я
не был "апологетически" готов к первому году учебы в
университете. Все началось после вводной лекции для
первокурсников, когда наш куратор сказал: "Вы выбрали
гуманитарную специальность, поэтому вам нужно прослушать
один курс по религии и философии. Сделайте это сейчас.
Не откладывайте на конец".
Итак, к концу первого года,
прослушав курс "Библия и философия", я по-прежнему
считал себя христианином, но под влиянием лекций был
вполне уверен, что в Библии есть исторические ошибки, и
что никакими аргументами нельзя доказать существование
Бога. Только это я и мог оформить в слова. Я также
впитал мысль о том, что некоторые истины, в особенности
религиозные, субъективны и относительны.
Однако в глубине души меня мучил
один вопрос. Помните молодежного пастора, с которым мы
были на "ты"? Я думал: он умен, учился в семинарии,
знает греческий и иврит, даже немного знаком с
философией, однако не верит в то, чему меня учили в
университете. Почему я в это поверил? Потому, что в это
верил мой преподаватель? Я понимал только, что мне нужно
разобраться в этих вопросах глубже.
Спасительная апологетика
К этому моменту я был знаком
исключительно с тем, что я сегодня называю
эвиденциальной или исторической апологетикой. Иными
словами, я знал библейские и исторические доводы в
пользу воскресения Иисуса. Однако это не помогло мне
разобраться с философией или даже с так называемыми
противоречиями в Библии.
В конце концов, я купил книгу под
названием When Skeptics Ask ("Когда скептики задают
вопросы"). Она меня изменила. Это было апологетическое
крещение, которое я надеялся и хотел получить. Чем это
знакомство было лучше любого другого? Если в двух
словах, книга помогла мне понять, чем является и чем не
является апологетика, в ней говорилось о том, что такое
истина, были рассмотрены аргументы в пользу
существования Бога, различные представления о Боге
(мировоззрения), а также систематизированные ответы на
вопросы как пример организованной защиты христианских
убеждений.
Я подсел на эту книгу и до сих пор
ей пользуюсь. Однако я понял, что не все подходы к
апологетике равноценны. Сегодня я использую пять
критериев оценки апологетических систем, книг, учебных
планов и т. п. Если какой-то подход не соответствует
критериям, он не обязательно плох, но наверняка неполон.
Апологетика должна включать в себя следующие пять
моментов:
1. Апологетика должна быть отлична
от благовестия. Апологетика отвечает на вопросы о
христианстве (1 Пет. 3:15) и может создать прочное
основание христианской веры (Лк. 1:4). Но это явно не благовестие, не проповедь Евангелия. Благовестием мы
занимаемся в любое время, в любом месте, с любым
человеком, в любом разговоре. Апологетикой мы занимаемся
лишь тогда, когда она нужна неверующим или даже
верующим: чтобы защитить или укрепить веру.
2. Апологетика должна давать
определение истины и опровергать любые представления об
относительности истины. Чтобы противостоять сегодняшнему
постмодернистскому миру, необходимо отстаивать
абсолютность истины. Мир говорит, что убеждения о
религии или Боге субъективны: это истина для вас, но не
обязательно истина для других. Но если истина
соответствует действительности, тому, как все обстоит на
самом деле, она опирается на объективный мир, знакомый
каждому. Логический "закон противоречия" гласит, что
утверждение не может быть истинным и ложным одновременно
и в одном и том же смысле или отношении. Иными словами,
если X (христианство) истинно, то все не-X, все, что
противоречит X, ложно. Истина такова, что относительных
истин не существует. Вера в относительность истины
противоречит сама себе, поскольку предполагает, что
истина относительна для всех, а это само по себе
абсолютное утверждение.
3. Апологетика должна приводить
доводы в пользу существования Бога. Если п. 2
справедлив, мы можем построить аргумент от меняющейся
реальности к неизменной причине всего сущего. Если
истина абсолютна и познаваема, традиционные аргументы в
пользу существования и сущности Бога не отжили свое.
Более того, мы должны привязать подобные аргументы к
теистической сущности библейского Бога (Исх. 3:14) и
показать, что может существовать только один
необходимый, вечный, всеведущий и всемогущий Бог.
4. Апологетика должна показывать,
что мировоззрения, отрицающие теизм, ложны. С учетом пп.
2 и 3, можно показать, что никакие иные представления о
Боге не являются и не могут быть истинными. Атеизм
(точка зрения, согласно которой Бога нет) и пантеизм
(точка зрения, согласно которой Бог тождествен творению)
ложные, если истинен теизм (точка зрения, что есть один
трансцендентный Бог). Таким образом, это создает
предпосылки для понимания всего остального в мире,
включая науку и историю.
***
Читайте также по теме:
***
5. Апологетика должна предлагать
систематическую защиту христианских убеждений.
Апологетика должна привязывать теистические
представления о Боге к исторической истине Нового
Завета, показывая, что Иисус называл Себя Богом,
исполнил пророчества, телесно воскреснув из мертвых, и
учил, что апостолы наделены тем же вдохновением от Бога
свыше и той же чудотворной силой, что и ветхозаветные
пророки.
Только на этом основании мы можем
утверждать, что христианство истинно, а все
противоречащее ему ложно. Да, в Библии есть трудные
тексты, однако самые важные вещи - самые понятные. И,
да, истина существует за пределами Библии, но ничто
противоречащее Библии не может быть истинным, поскольку
Иисус, Сын Божий, утверждал, что Он - Слово Божье (Ин.
17:17).
Я не мог себе представить, что
апологетические ресурсы будут когда-нибудь так известны
и доступны, как сегодня. Безусловно, это стало возможным
благодаря Интернету. Однако Интернет может быть как
благословением, так и проклятием. И я рекомендую вам
оценивать все апологетические программы, служения и
материалы, обращая внимание на то, присутствуют ли в них
вышеуказанные пять моментов. Иначе ваша вера и вера тех,
кому вы проповедуете, может оказаться в опасности.
Об авторе. Даг Поттер - руководитель докторской
программы по практическому христианскому служению в
Южной евангелической семинарии [США].
Даг Поттер
Центр апологетических исследований
|