"Хижина": откровение или обольщение?
"Хижина" - это образчик христианской беллетристики,
нового, быстро развивающегося жанра в христианской
культуре. Она доносит до читателей идеи в
непринужденной, читабельной, не раздражающей манере. На
основании собственного личного опыта автор книги, Уильям
П. Янг, пытается дать ответ на ряд ключевых жизненных
вопросов: кто такой Бог? кто такой Иисус? что такое
Троица? что такое спасение? действительно ли Иисус -
единственный путь на не небеса? если Бог существует,
почему в мире есть зло? Что будет со мной после смерти?
Мысль
Янга отчетлива и понятна: забудьте все, что Вы раньше
думали о Боге, забудьте все, чему вас учили в семинарии,
и осознайте, что Бог является каждому из нас в том виде,
в каком это нужно лично нам. Мы не можем полагаться на
свой прежний религиозный опыт (с. 113). Автор "Хижины"
пытается изложить христианское мировоззрение в рамках
жанра религиозной беллетристики, но весь вопрос в том,
можно ли назвать его мировоззрение христианским.
Проблема №1: отрицание традиционного
христианства
За внешностью "Хижины" скрывается отрицание
традиционного христианства (с. 227-228). Янг утверждает,
что традиционное христианство не решило его проблемы. Не
помогло даже семинарское образование (с. 78). Янг
настаивает на том, что христианство необходимо
пересмотреть, прежде чем оно станет понятным. Однако
возникает закономерный вопрос - может быть, это не
христианство нуждается в пересмотре, а христиане
нуждаются в духовном оживлении? Несомненно одно:
христианство не следует отвергать только потому, что
некоторые его представители лицемерят. Да, некоторые
семинарии дают некачественное образование, и даже
хорошее семинарское образование бесполезно, если его не
использовать должным образом. Однако не следует
выплескивать вместе с водой и младенца. Христос основал
Церковь и сказал, что врата ада не одолеют ее (Мф.
16:16-18). Автор "Хижины" предлагает променять Церковь,
полную людей, слушающих проповедь Божьего Слова, на
пустую хижину, в которой нет ни того, ни другого.
Проблема №2: приоритет личных переживаний
перед откровением
Основополагающий изъян в мировоззрении "Хижины"
заключается в том, что автор отвергает библейское
откровение на основании личных переживаний. Предлагаемые
решения он черпает не из Писания, а из внебиблейских
источников (с. 106-125). Он предпочитает небиблейские
голоса голосу Божьему в Писании. Сюжет книги целиком
основан на пресловутых "откровениях" от "Троицы",
полученных в хижине. Хотя Янг время от времени и
ссылается на какие-то библейские истины, но не
использует их как авторитетное основание. В конечном
счете, он использует собственный опыт для толкования
Библии, а не Библию для толкования собственного опыта. И
это приводит его к отрицанию основополагающего учения
протестантизма.
Проблема №3: отрицание принципа Sola Scriptura
Автор "Хижины" не признает за Библией право быть
единственным мерилом в вопросах веры и жизни. Вместо
того, чтобы найти Библию у алтаря маленькой ветхой
сельской церквушки и найти утешение и совет в Божьем
Слове, главный герой книги получает указание отправиться
в пустую хижину без всякой Библии, чтобы внебиблейские
голоса объяснили ему, как пережить произошедшую с ним
трагедию.
Автор "Хижины" отвергает все, чему его "учили в
семинарии" - "что Бог прекратил общение с современными
людьми и предпочитает, чтобы они только следовали букве
Писания… Глас Господень редуцировался до бумаги… Вроде
бы непосредственное общение с Богом было чем-то истинным
лишь для древних неискушенных людей… Никто не искал
вестей от Бога в почтовом ящике, только в книге" (c.
78).
Между тем, Библия ясно говорит, что "Писание
богодухновенно и полезно для научения, для обличения,
для исправления, для наставления в праведности, да будет
совершен Божий человек, ко всякому доброму делу
приготовлен" (2 Тим. 3:16-17). Действительно, мы находим
утешение не во внебиблейских откровениях, оно даруется
нам через "все, что писано было прежде", чтобы мы
"терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду"
(Рим. 15:4). Короче говоря, Библия достаточна для веры и
жизни. Чтобы вести христианскую жизнь, мы не нуждаемся
ни в какой новой истине извне Библии. Но, конечно, это
не означает, что Бог не может, когда это нужно, с
помощью различных событий, в том числе трагических,
приводить нам на память библейские принципы. Он может, и
Он это делает. Но эти переживания не приносят с собой
никаких новых откровений. Это всего лишь возможности,
которые Бог использует для того, чтобы еще раз привлечь
наше внимание к единственному непогрешимому письменному
источнику Его откровения - к Библии, и только к ней
одной. Отречься от этого фундаментального принципа
значит отказаться от протестантизма в пользу мистицизма.
Проблема №4: небиблейские представления о
природе и Триединстве Бога
К своему ошибочному пониманию Писания автор "Хижины"
добавляет неортодоксальные представления о Троице. Бог
является главному герою в виде трех отдельных личностей
(с тремя разными телами), что наводит на мысль о
троебожии - вопреки тому, что сам автор отрицает и
троебожие ("Мы не три бога"), и модализм ("мы не говорим
здесь об одном Боге в трех ролях" - с. 100). Тем не
менее, Янг делает упор не на единстве природы Бога, а на
единстве во взаимоотношениях Лиц Троицы. Он ошибочно
изображает множественность Бога как существование трех
отдельных личностей: Бог Отец является главному герою в
виде "крупной, радостно улыбающейся негритянки" (с. 99),
Иисус - в виде работяги с Ближнего Востока (с. 101-102).
Дух Святой предстает в виде "миниатюрной женщины с
совершенно азиатскими чертами лица" (с. 101). Если
верить Янгу, единство Бога заключается не в единстве
сущности (природы), как гласит ортодоксальное учение о
Троице. Скорее, это единство во взаимоотношениях между
тремя разными личностями. Помимо лжеучения о том, что
Бог Отец и Святой Дух имеют физические тела (поскольку
"Бог есть дух" - Ин. 4:24), Лица Троицы - не три
отдельных личности (какими их изображает автор
"Хижины"); это три разных личности, объединенных одной
божественной природой. Аналогичным образом, у
треугольника есть три разных угла, но это один
треугольник. У треугольника нет отдельных углов (иначе
он перестал бы быть единой фигурой). Точно так же и Бог
един по природе, но существует в виде трех разных (но не
отдельных) Личностей: Отца, Сына и Святого Духа.
Проблема №5: небиблейские представления о
наказании за грех
Еще одно заблуждение автора "Хижины" заключается в том,
что Бог может оставить грех без наказания: "При этих
словах Папа бросила свою работу и обернулась к Маку. Он
увидел в ее глазах глубокую грусть. "Я не то, что ты обо
мне думаешь, Макензи. Мне нет необходимости наказывать
людей за грехи. Грех уже сам по себе наказание,
пожирающее тебя изнутри. И моя цель не в том, чтобы
наказать за него, моя радость - исцелить от него"" (с.
146). Как бы приятны ни были эти слова для нашего слуха,
они свидетельствуют, как минимум, об опасном перекосе в
представлениях о Боге. Ибо помимо того, что Бог любящ и
благ, Он также свят и справедлив. И именно потому, что
Он справедлив, Бог не может оставить грех без наказания.
Библия отчетливо говорит: "Душа согрешающая, та умрет"
(Иез. 18:4). "Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте
святы, ибо Я свят" (Лев. 11:44). Бог настолько свят, что
пророк Аввакум говорит о нем: "Чистым очам Твоим не
свойственно глядеть на злодеяния…" (Авв. 1:13). Апостол
Павел пишет: "Возмездие за грех - смерть…" (Рим. 6:23).
И добавляет: "Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам,
говорит Господь" (Рим. 12:19).
Проще говоря, автор "Хижины" рисует однобокий образ Бога
- любящего, но не справедливого. Образ Бога, Который не
наказывает за грех, лишает всякого основания главную
весть христианства - о Христе, умершем за грехи наши и
воскресшем из мертвых (1 Кор. 15:1-4). Некоторые
современные авторы, пользующиеся непонятной
популярностью в христианской среде, уже позволяют себе
прямые и едва ли не богохульные выпады в адрес
искупительной жертвы Христа, называя его "космическим
насилием над ребенком - мстительный отец, наказывающий
сына за проступки, которых тот даже не совершал"
(Chalke, Steve. The
Lost Message of Jesus, p. 184). Таков
неизбежный конец всякой логики, которая отрицает, что
гнев Бога, страшного в Своей святости, был умилостивлен
(удовлетворен) жертвой, принесенной за наш грех (1 Ин.
2:2). Ибо Христос по нес на Себе наше наказание,
"сделавшись для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем
сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5:21), и
"пострадав за грехи наши, праведник за неправедных,
чтобы привести нас к Богу" (1 Пет. 3:18).
Проблема №6: ошибочное понимание Воплощения
Очередной повод для беспокойства - ошибочное понимание
личности и деяний Христа. В "Хижине" мы читаем: "Когда
мы трое проявили себя среди людей в качестве Сына
Божьего, мы стали полностью человеком. Мы также решили
принять все ограничения, какие это влекло за собой. И
хотя мы и прежде присутствовали в этой сотворенной
вселенной, теперь мы обрели плоть и кровь" (с. 120).
Между тем, это совершенно неверное понимание Воплощения
Христа. Во плоти явилась не вся Троица, а только Сын
(Ин. 1:14), причем божественная природа не превратилась
в человеческую - Второе Лицо Троицы облеклось в
человеческую природу, не оставляя своей божественной
природы. Ни Отец, ни Святой Дух в человеческую природу
не облекались - это сделал только Сын.
***
Читайте также по теме:
***
Проблема №7: ошибочное понимание спасения
По словам Янга, Христос - не единственный путь к Отцу, а
просто "наилучший" способ связаться с Ним (с. 134).
"Наилучший" - не обязательно единственный, т. е. это
означает, что могут быть и другие способы связаться с
Богом. Это допущение противоречит словам Самого Иисуса:
"Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу,
как только через Меня" (Ин. 14:6). Кроме того, "верующий
в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что
не уверовал во имя Единородного Сына Божия" (Ин. 3:18).
Иисус - не просто "наилучший" путь, Он - единственный
путь к Богу. Апостол Павел писал: "Един Бог, един и
посредник между Богом и человеками, человек Христос
Иисус…" (1 Тим. 2:5).
Проблема №8: еретическое учение о страданиях
Христа
Также в книге присутствует древняя ересь, известная как
"патрипассианство" (букв. "страдание Отца"). Янг
утверждает, что Бог Отец страдал вместе с Сыном: ""Ты
видел раны на руках Папы?" "Я не понял, откуда они. Как
он смог…?" "Из любви. Он избрал крестный путь… во имя
любви" (с. 205). Но и Апостольский Символ Веры, и
Никео-Цареградский Символ Веры (325 г. н. э.) совершенно
ясно говорят, что за нас на кресте пострадал один Иисус.
И пострадал Он только по плоти. Утверждать обратное
означало бы "сливать две природы" Христа, что было прямо
осуждено в Халкидонском оросе (451 г. н. э.). Страдания
- это разновидность изменений, а Библия совершенно ясно
говорит, что Бог не может меняться. "Я - Господь, Я не
изменяюсь" (Мал. 3:6). " у [Бога] нет изменения и ни
тени перемены " (Иак. 1:17). Даже когда все остальное
меняется, Бог остается "тем же" (Евр. 1:10-12).
Проблема №9: отрицание иерархических отношений
в Троице
Автор "Хижины" также утверждает, что ни в Боге, ни в
человеческих сообществах, устроенных по Его образцу, нет
никакой иерархии. Он убежден, что иерархия является
исключительно следствием борьбы людей за власть. Янг
пишет о Боге: ""Ну, я знаю, что вы одно и все вместе и
что вас трое. Но вы так заботливы, так предупредительны.
Разве один из вас не главнее остальных двоих? …я всегда
считал, что Бог-Отец в некотором роде босс, Иисус
подчиняется ему, исполняет приказы…" "Макензи, у нас так
и не сложилось никакой окончательной иерархии, только
союз. Мы находимся в круге взаимоотношений, а не в цепи
субординации… То, что ты наблюдаешь, это взаимоотношения
без применения какой-либо власти… Иерархия среди нас не
имела бы никакого смысла" (с. 148-149).
Тем не менее, Янг ни разу не ссылается на Писание в
подтверждение этого эгалитарного представления о Боге и
человеческих взаимоотношениях - и не без причины,
поскольку Библия ясно утверждает, что в отношениях
внутри Троицы, в семье и в церкви существует порядок
главенства. Покорность и послушание - это библейские
понятия. Иисус покорился Отцу: "Отче Мой! …не как Я
хочу, но как Ты" (Мф. 26:39). "…смирил Себя, быв
послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2:8).
И даже на небесах "Сам Сын покорится Покорившему все
Ему, да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15:28). Дети
должны повиноваться своим родителям. Апостол Павел
пишет: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе…"
(Еф. 6:1). Женщинам адресовано аналогичное увещание:
"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…" (Еф.
5:22). "…всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а
Христу глава - Бог" (1 Кор. 11:3). Верующие должны
"повиноваться наставникам своим и быть покорными" (Евр.
13:17). Также и граждане государства должны
"повиноваться и покоряться начальству и властям" (Титу
3:1).
Иерархические отношения между Лицами Троицы являются
основой всех человеческих взаимоотношений. И чистая
любовь этому вовсе не препятствует; она этого требует.
Библия провозглашает: "Это есть любовь к Богу, чтобы мы
соблюдали заповеди Его…" (1 Ин. 5:3). Тот факт, что Янг
изображает Бога не Отцом, а Матерью, выдает в его
мировоззрении скрытый антагонизм к мужскому началу. Он
пишет: "Мужчины вроде бы причиняют больше всего боли в
этом мире. Они виноваты в большинстве преступлений,
многие из которых направлены против женщин и… детей…
Мир, во многих смыслах, был бы более спокойным и
приятным местом, если бы правили женщины. Куда меньше
детей было бы принесено в жертву богам жадности и
власти" (с. 148). Однако Янг не объясняет, почему
"правление" женщина над миром не было бы иерархией.
Проблема №10: умолчание о роли Церкви в
назидании верующих
Автор "Хижины" обходит полным молчанием ту важную роль,
которую играет в жизни людей, нуждающихся в утешении,
христианская община. Напротив, в книге присутствует
некая антицерковная направленность. Однако это явно идет
вразрез с библейским повелением. Правильная альтернатива
плохой церкви - не отсутствие церкви, а хорошая церковь.
Бог поставил в Церкви "одних Апостолами, других
пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и
учителями, к совершению святых, на дело служения, для
созидания Тела Христова" (Еф. 4:11-12). Апостол Павел
писал: "Каждому [члену Тела Христова] дается проявление
Духа на пользу" (1 Кор. 12:7). Янг же вместо живой
церкви, собрания библейских верующих, отправляет своего
героя в заброшенную хижину, где нет ни Библии, ни
верующих. Скорбящий герой (а вместе с ним и читатель)
должен найти утешение в этой пустой лачуге, слушая
путаные рассуждения автора о Боге. На ум сразу приходят
библейские предостережения об опасности
духов-обольстителей (1 Тим. 4:1; 1 Ин. 4:1; 2 Кор.
11:14). Что же касается нужды в Церкви, Писание
призывает нас "не оставлять собрания своего, как есть у
некоторых обычай; но увещевать друг друга, и тем более,
чем более усматриваем приближение дня оного" (Евр.
10:25). Без регулярного общения с общиной верующих,
которые назидают друг друга, духовное возрастание
христианина замедляется и даже останавливается.
Проблема №11: размытость представлений о том,
кто будет спасен
Хотя автор "Хижины" и не скатывается до откровенного
универсализма ("спасутся все"), который присутствует в
сочинениях некоторых современных авторов, он стоит на
позициях широкого инклюзивизма, полагая, что едва ли не
любой человек, исповедующий едва ли не любую религию,
может спастись даже без веры во Христа. Янг вкладывает в
уста Иисуса следующие слова: ""Те, кто меня любит,
приходят из всех существующих систем. Это буддисты и
мормоны, баптисты и мусульмане… и многие, кто вообще… не
ходит на воскресные проповеди и не принадлежит никаким
религиозным институтам… Банкиры и букмекеры, американцы
и иракцы, евреи и палестинцы. У меня нет желания делать
из них христиан, однако я хочу видеть, как они
перерождаются в сыновей и дочерей моего Отца…" " Значит
ли это… что все дороги ведут к тебе?" "Вовсе нет…
Большинство дорог не ведут вообще никуда. Но это значит,
что я сам готов идти по любой дороге, чтобы отыскать
тебя" (с. 228).
Эти утверждения тоже не имеют ничего общего с Библией.
Напротив, Писание утверждает, что без познания Христа
спасение невозможно. В Деян. 4:12 говорится, что "нет
другого имени под небом, данного человекам, которым
надлежало бы нам спастись". В 1 Тим. 2:5 апостол Павел
настаивает, что "един Бог, един и посредник между Богом
и человеками, человек Христос Иисус". И Сам Иисус
сказал: "Если не уверуете, что это Я, то умрете во
грехах ваших" (Ин. 8:24). Ибо "не верующий в Сына не
увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин.
3:36). И "неверующий уже осужден, потому что не уверовал
во имя Единородного Сына Божия" (Ин. 3:18).
Заключение
"Хижина" дает читателю возможность прикоснуться к
сегодняшней культуре - но только за счет искажения
христианской истины. Кто-то из читателей может найти в
ней психологическую поддержку, но богословие этой книги
способно причинить вред каждому, кто ее открывает. В ней
содержится превратное понимание Бога, Троицы, Личности и
деяний Христа, природы человека, институтов семьи и
брака и природы Евангелия. Для тех, кто не был наставлен
в здравом христианском учении, она крайне опасна. Она
обещает читателю благую весть, но лишает его
единственной подлинной Благой Вести (Евангелия) о
Христе, пострадавшем за нас. В конечном итоге, подлинную
свободу может дать только истина. Иисус сказал:
"…познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.
8:32). Ложь может на время улучшить ваше самочувствие,
но лишь до тех пор, пока вы не найдете истину. "Хижина"
искажает многие важные христианские учения. Она обещает
людям преображение, но ей недостает преображающей силы
Божьего Слова (Евр. 4:12) и поддержки христианской
общины (Евр. 10:25). С точки зрения богословия, эта
книга - не "Путь паломника", а "Путь отступника".
Норман Гайслер, Билл Роуч
Центр апологетических исследований
|