Оккультное учение Л.И. Пановой и Р.И. Гарифзянова
"Откровения Ангелов-Хранителей". Критический анализ
Причина написания данной работы - распространение серии
книг "Откровения Ангелов-Хранителей" и содержащегося в них
оккультного учения. В настоящее время движение почитателей
Пановой представлено сайтами в Интернете (www.garifzyanov.ru
– официальный сайт авторов, www.angel-hranitelj.3dn.ru –
неофициальный сайт почитателей), регулярными встречами
последователей между собою и с авторами, проводятся даже
семинары (например, в Греции, в июле 2007 г.), т.е.
данное учение вышло за рамки просто литературного
произведения и перерастает в идеологию.
Оглавление
Причина написания данной работы - распространение серии
книг "Откровения Ангелов-Хранителей" и содержащегося в них
оккультного учения. В настоящее время движение почитателей
Пановой представлено сайтами в Интернете (www.garifzyanov.ru – официальный сайт авторов,
www.angel-hranitelj.3dn.ru – неофициальный сайт
почитателей), регулярными встречами последователей между
собою и с авторами, проводятся даже семинары (например, в
Греции, в июле 2007 г.), т.е. данное учение вышло за рамки
просто литературного произведения и перерастает в идеологию.
"Если происходит "новое видение Бога", и оно сочетается с
абсолютной убежденностью в его истинности, то может
сложиться новое религиозное учение с последующим его
распространением. Успех последнего зависит как от активности
учителя, так и от социальной востребованности и
воспринимаемости видоизменений религии" (13). Исследований
по данной теме еще не проводилось, если не считать
нескольких статей в Интернете: "Л.Панова и ее деятельность",
автор неизвестен,
www.christ4you.ru; Д. Чистяков, "Ангелы", ведущие к
смерти" www.vzov.ru; "Откровения" из бездны",
www.cofe.ru; сообщения об отлучении Пановой от Церкви –
www.portal-credo.ru,
www.sedmitza.ru; А. Сальников, "Демонология как раздел ангелологии" и В. Мельников, "Ересь несусветная", газета
"Вечерний Новосибирск", 06.04.2002 и 21.12.2005, www.vn.ru;
С.Коппел-Ковтун, "Откровения Ангелов-Хранителей" – ложь
бесовская", журнал "Мгарский колокол", №33, октябрь 2005,
www.mgarsky-monastery.org. Однако они не являются
систематическими и выявляющими подлинную суть и опасность содержащихся в книгах идей.
Цель работы – показать, что книги Пановой – продукт
идеологии "Нью Эйдж" ("Новый век"), это оккультное
антихристианское учение, и их содержание, а также метод
получения данных "откровений" не совместим с Православным
вероучением; книги эти приносят вред читателям,
пропагандируя ложные ценности, оккультизм, суеверия. Нельзя
забывать, что изменение вероучительных истин, их
перетолкование приводит к нарушению строя духовной жизни,
делает бессмысленными Таинства, уводит от Христа [1].
В данной работе использованы следующие термины и понятия:
Эзотерика (от греч. "тайный, таинственный") – учение о
внутренней природе человека; в более широком смысле – тайные
или необщепринятые учения, предназначенные только для посвященных [2].
Оккультизм (от лат. "тайный, сокровенный") – общее название
учений, признающих существование скрытых в человеке и в
космосе сил, доступных лишь "посвященным", и изучение
скрытого знания, включающего в себя магию, астрологию,
нумерологию, экстрасенсорику и пр. [2].
Теософия (от греч. "Божественная мудрость") –
религиозно-мистическое учение, сложившееся под влиянием
религиозных и философских концепций буддизма, индуизма,
оккультизма и гностицизма. Пыталась объединить в себе разные
вероисповедания через поиск тождественности сокровенного
смысла всех религиозных символов и создать на этой почве
универсальную религию, не связанную догматикой [3].
Синкретизм (от греч. "смешение") – неорганическое слияние
разнородных религиозных элементов [2].
Пантеизм (от греч. "Бог во всем") – учение, растворяющее
Бога в физическом мире. Раз Бог находится в каждом из нас,
то мы можем знать Его без посредников – Церкви, Писания [4].
***
Читайте также по теме:
***
Обзор литературы - в качестве источников использованы
книги Пановой из серии "Откровения Ангелов-Хранителей"
(кн.I-IX). Общая литература – книги о "Нью Эйдж" и эзотерике
современных зарубежных авторов, книги об оккультных учениях,
"Точное изложение Православной веры" св.Иоанна Дамаскина и
догматические работы В.Н.Лосского, собранные в книге
"Боговидение", "Догматика" иер.О.Давыденкова, достаточно
полно и доступно излагающие Православное вероучение, а также
книги современного богослова диак.А.Кураева "Кто послал
Блаватскую?" и "Раннее христианство и переселение душ", в
которых изложены принципы учения теософов и их критический
анализ, книги иером.Серафима (Роуза), исследующие проблемы
постхристианского общества. В остальных разделах
использована литература соответствующих направлений –
материалы по апологетике, психологии, текстологии Священного
Писания, сектоведению, истории религии, православной антропологии.
Прежде всего, нужно разобраться, что такое "Нью Эйдж". Свое
существование это движение начало в 19 веке, когда
Е.П. Блаватская (1831-91) организовала "Теософское общество"
(1875 г.); в его учении причудливо соединились оккультизм,
восточные религии и гностический вариант христианства.
Ученица Блаватской Э.Бейли (1880-1949), развивая это учение
в дальнейшем, довела его до уровня мировоззренческой системы
[5]. Можно сказать, что "Нью Эйдж" – "искусственно созданная
религия" [6], позаимствовавшая самые разные идеи из других
религий и практик. Представители этого движения отличаются
своей верой в скорое наступление "новой эры человечества",
эпохи всеобщего "просветления" и "преображения" [7,с.513].
Но название "Новый век" обманчиво, т.к. оно не является ни
новым по своей сути, ни движением с четко организованной
структурой, ни, тем более, провозвестником новой эры [6].
Действительно, нельзя сказать, что существует некая единая
секта под названием "Нью Эйдж", это – "система отдельных
групп людей, явление аморфное, широкоохватное, в которое
вовлечено много сект и организаций. Можно придерживаться
идей "Нью Эйдж", не входя при этом ни в одну из этих
организаций" [7,с.492]. "Нью Эйдж" подразделяется на две
ветви – оккультную и гуманистическую, учение Пановой
относится, скорее, к первой группе, главной чертой которой
выступают вера в реинкарнацию и карму, а мировоззрение
заключается в том, что "человечество находится на пороге
всемогущества" [5]. "Нью Эйдж" стало "основным противником
христианства в наши дни по причине своей привлекательности
для греховной природы человека и в результате тонко замаскированной лжи" [5].
Разные исследователи по-разному классифицируют признаки
данной идеологии. Если собрать воедино эти классификации, то
можно выделить то, что присуще "Нью Эйдж" в целом: идея
безличного Бога, пантеизм; вечная Вселенная; отсутствие
страха смерти, понятий "грех", "суд", "Искупление",
"благодать"; реинкарнация как путь к личностному
совершенствованию; "ченнелинг" как продолжающиеся
"откровения" от внеземных существ; оккультные практики
(астрология, магия, спиритизм); пропаганда "мирового
порядка" и синкретизма – стремления синтезировать
несовместимые верования [5;6;7,с.528-529]. Идеи "Нью Эйдж"
активно распространяются в России и странах СНГ: "Все
большее влияние в стране приобретают отечественные
тоталитарные секты – продукт преломления сознания "Нью Эйдж"
в постсоветском менталитете" [7,с.10]. Книги Пановой стали
ярким выражением этой идеологии, в своем роде уникальным.
Авторы познакомились в 90-х гг. Гарифзянов – журналист,
редактор "желтой" газеты "Блиц". Панова – жительница
кубанской станицы Переправная, в прошлом – зоотехник,
товаровед, работала на Крайнем Севере. С началом перестройки
пыталась заняться бизнесом, завела фермерское хозяйство,
которое уничтожили конкуренты. Лишившись средств к
существованию, стала зарабатывать прорицанием с помощью
зеркала и монетки: "Этот пожар заставил по-другому
посмотреть на мир и изменить отношение к своему
удивительному дару общения с духами. Если раньше она
использовала этот дар только для близких и знакомых, то
теперь поняла, что нельзя ограничиваться лишь этим"
[II, с.25-26]. Встретившись с Гарифзяновым, она
продемонстрировала свои способности [I, с.6]. Журналист решил
написать о ясновидящей книгу, которая преподносилась не как
авторский вымысел, а как запись "откровений" духов, с
которыми общалась Панова. Книга вышла в 1998 г. и имела
огромный успех. Ангелы-Хранители, по словам Гарифзянова,
сказали: "Книга станет популярной во всем мире. Мы это
сделаем… мы обеспечим книгам свыше "зеленую улицу", ваша
задача лишь одна – ничего не исказить и сделать все так, как
вам скажут" [V, с.29]. Воодушевленные соавторы начали выпуск
серии книг, которая на сегодняшний день насчитывает уже 9
частей. Книги претендуют на то, чтобы "дать ответы на самые
животрепещущие вопросы современности", например, об НЛО,
египетских пирамидах, переселении душ, болезни и смерти,
загадке Атлантиды и т.д. Все это можно было бы отнести к
очередным "контактерским" нелепицам, однако в книгах
содержатся нападки на христианство и прямо антиправославные
высказывания, отрицающие догматы веры, при этом все облечено
в весьма достоверную форму и подкреплено вескими
аргументами. Не стоит забывать, что это один из приемов
врага нашего спасения: "Обманывая, ему нравится убеждать. Из
него аргументы текут, как вода в каскаде… Он может нас
увлечь чтением книги, которая написана под его вдохновением"
[9]. По словам самого Гарифзянова, книги серии "Откровения
Ангелов-Хранителей" написаны для "самых обычных людей с
простыми человеческими слабостями, которые… хотят просто
жить, немного выпивать, флиртовать с противоположным полом,
зарабатывать деньги, тратить их, иногда нарушать законы… то
есть мало-помалу грешить" [I, с.15]. Таким образом, если
Новозаветное Откровение ставит целью освободить человека от
рабства греху и страстям, то "Откровения Ангелов-Хранителей"
приводят людей в рабское по духу состояние [10, с.51].
По ее утверждениям, Писание было "искажено", содержит не
Богооткровенные истины, а человеческий вымысел. Ее
рассуждения на эту тему очень напоминают высказывания
советских пропагандистов атеизма. "Для чего правили Библию?
Чтобы легче было управлять людьми. Новая догма помогала
сильнее запугивать простой народ" [I, с.113]. "Оригинал
Библии до наших дней не сохранился. Точнее, он есть, но пока
людям не доступен" [I, с.282]. "Люди исправляли Библию, как
хотели, вписывали туда все, что хотели" [VI, с.257]. Зато
они с Гарифзяновым под руководством Ангелов-Хранителей "не
перевернули Библию, а лишь добавили в нее недостающие
страницы" [VII, с.103]. Эти высказывания настраивают
читателей на то, что Священному Писанию доверять не стоит, а
Предание Церкви – и вовсе "легенды, которые даже у сильно
верующих людей вызывают большое сомнение"; книги же Пановой,
напротив, содержат истину, это не вымысел человека, а
"только то, что было сказано свыше" [II, с.47]. Таким
образом, на любые попытки опровергнуть ее учение с помощью
Библии Панова отвечает, что авторитет Слова Божия вообще под
большим сомнением, а взамен предлагает новые "откровения".
Это в целом очень характерно для движения "Нью Эйдж":
"Сторонники Движения Новой Эры подходят к Библии с
предубеждением, основанным на том, чему они склонны
доверять" [11]. Утверждая, что в Библии полно противоречий
[II, с.48], Панова не пытается разобраться в том, что это за
противоречия, какова их природа, и не задумывается, что если
бы Слово Божие писали люди по некоему согласию, с целью
мистификации, то все эти противоречия были бы ими
уничтожены. Сама неоднородность Св.Писания убеждает в том,
что оно подлинно, а не создано группой мошенников [12].
В Православной Церкви существует иное отношение к Писанию.
Мы веруем, что "Все Писание (все, а не частично!)
Богодухновенно" (2Тим.3:16); Иерусалимский Собор в 1672 г.
вынес определение: "Веруем, что это Божественное и Священное
Писание сообщено нам Богом, и потому мы должны веровать ему
без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его
истолковала и передала Кафолическая Церковь" [13, с.34].
Только просвещенный благодатью Св.Духа ум может воспринять
Писание верно. Всегда существовало отношение к Св.Писанию
как к величайшей святыне, его переписывание было
священнодействием, и поэтому нельзя допустить, что в
многократно проверенных текстах допущены грубые ошибки. Так,
в рукописях книги пророка Исаии, датируемых 1 в. до Р.Х. и
10 в. по Р.Х., нет ни одного разночтения [14, с.117].
***
Читайте также по теме:
***
Панова предлагает получать эти "откровения" напрямую от
неких духов, которые представляются как "ангелы-хранители"
(о них будет сказано ниже). Т.е. метод получения данных
"откровений" - сугубо оккультный. В книгах Пановой
источником этим являются вещания духов, которые называют
себя "Ангелами-Хранителями" и претендуют на роль учителей.
Кстати, термин "Ангелы-Хранители" не новый, он употребляется
еще в книге Е.Рерих [15]. Панова пишет: "Если вы все-таки
решили обратиться за помощью к Ангелам-Хранителям, то будьте
готовы выполнить все их советы, какими бы странными и
нелепыми они не показались вам поначалу. …Если
Ангелы-Хранители помогли вам советом, то их обязательно
нужно отблагодарить – мысленно воздать им хвалу и выполнить
все просьбы" [II, с.38]. В "Нью Эйдж" общение с духами носит
название "ченнелинг", являясь одним из самых характерных
признаков этого движения. В переводе на русский язык слово
"ченнелинг" означает буквально "канализация", т.е. некто
выступает каналом для духовных существ, говорящих через
него. В отличие от спирита, вызывающего конкретный дух,
"ченнелер" может быть призван к контакту в любой момент,
независимо от своей воли, и при этом общаться с неизвестными
дотоле духами, диктующими ему различные "откровения"
[7, с.501,503]. В случае с Пановой под Ангелами-Хранителями
понимаются духи умерших ранее родственников и близких контактера, или души известных людей, даже "Серафим
Саровский", "Ксения Петербургская" или "Иисус Христос" [IX, с.83,199].
Православная Церковь решительно отвергает такой способ
получения "откровений", потому что между Божественным
Откровением и "ченнелингом" существует огромная разница.
Во-первых, Ангелы являются к святым людям, подвижникам,
очистившим сердце и ум; грешный человек не может вещать
Истину: "Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо
знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по
причине нашего отчуждения от них падением, что нам
свойственно по той же причине общение с духами отверженными…
Святые Ангелы являются только святым человекам,
восстановившим с Богом и с ними общение своей святой жизнью"
[16]. Отличить истинное явление Ангела от демонического
прельщения можно тем, что "никакое сомнение не может
возникнуть в нас. Самое незначительное сомнение есть уже
признак того, что явление имеет бесовский характер" [17; 18].
Сама Панова признается, что "15 лет проверяла", т.е. в ней
жили сомнения! [V, с.58]. Во-вторых, самим людям
категорически запрещено искать контакта с потусторонним,
духовным миром, так как для неочищенного, неподготовленного
покаянием и благодатью человека это чревато большой
опасностью и соблазном [19]. Под видом Ангелов могут явиться
злые духи – бесы, внушающие человеку ложь; если Ангелы
являются и действуют только для возвещения воли Божией, то
нечистые духи выступают самостоятельно [16]. Такой контакт –
прямой путь к одержимости или беснованию, впадению в
прелесть [20]. И, наконец, в Православии невозможно новое
Откровение, новое Евангелие, противоречащее существующему (Гал.1:8).
Таким образом, доктрины, провозглашаемые Пановой, ложь,
т.к. продиктованы бесами. О том же говорит и их содержание.
Систематизируя изложенное в 9 книгах, можно выделить основные идеи этого учения.
а. Безличный Бог
Бог – безличный Дух, "Вселенский Разум". Это характерно для
идеологии "Нью Эйдж", где Бог не имеет личного бытия вне
творения [5; 21]. Сами представления о Нем в книгах размыты и
неопределенны. Взглядам Пановой присущ антропоморфизм
(усвоение Богу телесных сил и способностей) [22, ч.1.с.105],
материализм ("Бог так же живет, как и мы с вами, Он так же
любит, так же страдает" [V, с.85], отрицание всемогущества
Божия и Его Промысла в мире (ср."Удача отвернулась… и Бог
ничем не смог ей помочь… В свое время Бог не смог спасти и
самого Гоголя" [V, с.191], пантеизм ("…все, что меня
окружает, это и есть Бог – огромный Вселенский Организм,
частью которого мы тоже являемся… мы есть Он, а Он есть мы…
Бог в каждом из нас" [V, с.81, 91, 122] [14, с.38]. Однако,
во-первых, это противоречит Библии (Кол. 1:15-17), а
во-вторых, для человека важно именно отличать Творца и
творение и признавать себя зависимыми от Него; автономно от
Бога мир не может существовать [6;22,ч.2,с.12]. По словам диак.А.Кураева, "именно жажда самообожествления понуждает
принимать довольно сомнительные концепции мироздания" [23].
Любовь Бога к нам зависит от степени нашей любви к Нему: "Он
тебя любит настолько, насколько ты любишь Его" [V, с.171].
Бог "живет в каждом из нас, в сердце" (это очень характерно
для "Нью Эйдж", принимающих буддистскую концепцию "бог
внутри нас", [6]). В Православии Бога нужно "стяжать" в
сердце, это путь всей жизни; в неочищенном же сердце
находятся страсти (Матф.15:19). Бог нуждается в
посредничестве Ангелов-Хранителей, Он "учит" через них, Сам
ни во что не вмешиваясь [V, с.33, 178]. Люди для Бога –
"игрушки, актеры" [VI, с.279], а ведь одно исключает другое:
если Бог не вмешивается в судьбы мира, поручив это
Ангелам-Хранителям, то как Он может манипулировать людьми? В
мире существует доброе и злое начало, между ними происходит
непрестанная борьба (дуализм), тогда как в Православии зло
не имеет природы, оно есть умаление добра, результат
деятельности человека: "Начало зла коренится в свободе
твари" [14, с.112; 24, с.510]. Истина относительна, абсолютной
не существует. Богу "все равно, как в Него верят, как Его
называют… Важно то, что ликов у Него много, но Он один"
[VII, с.123] (т.е. религия не имеет смысла). "Бог – это не
человек, это энергия, находящаяся во всем живом… Он есть в
каждом животном, в каждом растении, в каждом камне… Верит ли
человек, что существует над ним Высший Разум, он же Бог, он
же Природа" [I, с.68; V,с.133]. Однако уже здесь есть
противоречие – поклоняться и обращаться можно только к
Личному Богу, а не безличной силе. Впрочем, Панова считает,
что молиться Богу не стоит, для выполнения наших просьб есть
Ангелы-Хранители, Бога же не следует "беспокоить по мелочам"
[I, с.32-33]. Это созвучно воспоминаниям одного бывшего
контактера, которого "учитель" "предостерег, что просить
Бога – унизительно, причем для Самого Бога" [25]. Но
христианин молится именно потому, что верит в действие в
мире попечительного Божьего Промысла, в то, что Бог – это
Личность, небезучастная к соприкасающемуся с Ней миру, в то,
что тварь не самобытна, а существует только силой создавшего ее Бога [22, ч. 2, с.24].
"Откровения Ангелов-Хранителей" посвящены, как и многие
другие неокульты, в основном, не вере, а тому, как человеку
комфортнее устроиться в этом мире [26]. Так, она пишет:
"Иисус учил, что каждый человек на земле достоин хорошей,
богатой жизни… Нельзя довольствоваться тем, что имеешь, надо
постоянно думать о своем будущем" [II, с.155]. А ведь в
Евангелии сказано совсем другое! Спаситель постоянно говорит
как раз о том, что нужно жить для Неба, а не для Земли, то
же повторяют Его Апостолы (Мф.6:19-21, 1Тим.6:19). Впрочем,
Панову это не смущает, ведь она заранее предупредила, что верить Библии нельзя.
б. Творение мира
Бог признается Творцом мира, при этом не исключается
эволюция, а также вера в существование разумной жизни на
других планетах и в "других измерениях", причем жизнь эта
считается более развитой, чем на Земле [I, с.69; VI, с.245]. В
другой книге говорится, что жизнь "была в плену у дьявола, а
Бог ее освободил" [V, с.82]. Мир создан не для человека:
"Слишком много чести для человека, если бы все это
создавалось лишь для него одного" [V, с.162]. Земля –
своеобразная "ИТК" для душ: "Наша планета выполняет функцию
некоего исправительного лагеря – именно сюда ссылаются
провинившиеся души со всей Солнечной системы" [VI,с.240].
Однако она вечна [I, с.82]. Здесь противоречие: зачем беречь
Землю, как призывает Панова, если это – место страданий и исправления?
В Православии мир признается сотворенным Богом из ничего, из
небытия [24, с.479; 27] с определенным назначением –
блаженство твари, слава Божия, совершенство творения
(Рим. 8:19-22) [22, ч.2, с.21]. Интерес к "другим мирам" Слово
Божие не поощряет: "Библия приковывает наше внимание к
земле, где совершаются тайны Божественного
домостроительства. Она не только запрещает нам рассеиваться
в беспредельных космических мирах, но говорит об ангелах,
показывая их обращенными к земной истории" [24, с.493]. И
спасается вселенная именно человеком: "Человек для вселенной
есть ее упование благодати и соединения с Богом" [24, с.499].
в. Ангелы и бесы
Что касается мира духовного, то о сотворении его не
говорится, а Ангелы считаются могущественными духами. Они
вовсе не обязаны беречь человека [I, с.22]. Ангелам
приписывается всемогущество и знание. Они дают человеку
земные блага, могут и покарать [I, с.13]. Человек должен
слушаться их советов, иначе "рискует остаться без защиты".
Количество охраняющих Ангелов зависит от нас самих
[I, с.23-24]. Под Ангелами Панова подразумевает также души
умерших [I, с.27; VI, с.243) и духов, вселяющихся в тело при
рождении [V, с.85]. Ангелы Небесные, в собственном смысле
слова, даются только "избранным" [I, с.28]. Ангелы-Хранители
управляют судьбой человека. С ними можно общаться, причем,
по словам самих "ангелов", они могут принимать любой облик
[I, с.30]. Дьявол в книгах или считается "рождающимся в нашем
воображении" [V, с.189], или же реальным, живущим внутри
каждого, даже в душах святых [V, с.25, 123]. Писать о нем
Ангелы-Хранители запрещают [VIII, с.52]. Признается, что Бог
отправляет на Землю Ангелов в человеческом облике "для
очищения Земли" [VI, с.252], бесы также могут жить в людском
обличье [I, с.219]. Кроме того, есть "безобидные духовные
существа" - лешие, кикиморы, русалки и т.д.
По учению Православия, Ангелы – духи служебные, даются для
нашего охранения в Крещении; посылаются Богом "имеющим
наследовать спасение", существа Божия, будущего, мыслей
человека и таинств веры не знают, учить не могут (Мк.13:32,
1Петр.1:12, 1Кор.2:11, Евр.1:14). Ангелы "пребывают на небе и
имеют одно занятие: воспевать хвалы Богу и служить
божественной Его воле" [28, с.120]. Свт.Феофан Затворник
писал, что тем, кто говорит, будто рядом с собой всегда
видит ангела, нужно "сделать испытание этому ангелу: верует
ли он в Господа Иисуса Христа" [29], иначе, возникает
опасность быть прельщенным диаволом, как это случилось,
например, с преп.Никитой Затворником [20; 30]. Очевидно, что
Ангелы-Хранители Пановой, отрицающие догматы веры и Божество
Спасителя, не могут быть причислены к Ангелам: "Откровение –
не гарант истины. Вопрос в том, кто именно "открылся", Бог
или нет. По тому следу, который это откровение оставило в
душе контактера и в его письменных трудах, можно судить о
том, кто повстречался этому человеку" [31]. После смерти
души умерших не блуждают свободно по миру (Евр.9:27). Дьявол
– реальная личность, падший дух, сила его после Воплощения
сокрушена Христом [32], изгоняется из человека в Таинстве
Крещения: "С самого часа, как мы возрождаемся, бес
оказывается вне нас, а благодать внутри" [33, с.34,46;34].
Ведя непрестанную борьбу за души человеческие, сатана и его
духи стремятся всячески увлечь людей на ложный путь,
принимая для этого вид Ангелов, чтобы прельстить [18]: "Сам
сатана принимает вид ангела света" (2Кор.11:4). Но овладеть
человеком бесы могут только с его согласия [28, с.122], а
смирение, сознание своего недостоинства для видений Ангелов
сохранит от опасности впасть в прелесть [20].
г. Человек
Учение о человеке – центрально в системе Пановой. Человек,
по учению Пановой, состоит из души и тела [I, с.57]. Душа –
часть Бога, предсуществует, вселяется в тело на 40-й день
[IV, с.54], "растет" [I, с.59]. Главнее всего в теле мозг
[I, с.59]. В душе, по словам Пановой, "много серебра"
[I, с.246]. В душе есть два начала – доброе и злое, постоянно
борющиеся [II, с.23]. Св. Иоанн Дамаскин решительно высказался
против такого взгляда; по его словам, если добро воюет, то
оно уже перестает быть добром [28, с.324]. Цель жизни
человека – "очистить душу от черноты" [V, с.23], чтобы больше
не возвращаться на Землю. На Землю идем по желанию [V, с.31],
сами выбираем себе судьбу, которая неизменна. Согласно с
учением "Нью Эйдж", человек выбирает свою судьбу в следующем
воплощении "для избавления от отрицательной кармы" [5],
тогда как в Православии целью жизни человека является
причастие Божеского естества, деятельное познание Бога и
служение Ему (Мф.5:48, Деян.17:24-27) [22, ч.2, с.91-92; 35].
Учение о судьбе в корне противоречит учению Церкви о свободе
воли человека (Ис.1:19-20), согласно которому существует
Божий Промысел, целью его является личное спасение
человека, а не земное счастье, на которое направлена наша
воля [36; 37]. Первородного греха нет. Грех Адама и Евы в
том, что Авель был убит Каином [I, с.282]. Человек спасает
себя сам (…не ждать Его прихода, когда Он вновь придет и
спасет наши души, не лучше ли самим спасти себя") [V, с.71],
"работая" Ангелом-Хранителем на Земле [V, с.162]; грехи не
прощаются [I, с.92], а "отрабатываются", хотя в другом месте
Панова говорит, что "Бог нам все грехи простил еще до нашего
рождения" [VII, с.240]. В связи с учением о реинкарнации
(лат. "перевоплощение") в "Нью Эйдж" вообще упраздняются
понятия суда и греха, а зло и добро человек во многом
определяет для себя сам [6]. "Мы все подавлены ненужным
чувством греховности и вины" - такова одна из предпосылок
этого эгоистического лжеблаговествования" (ср. "Все
согрешили и лишены славы Божией", Рим.3:23, 5:12) [21]. Душа
возвращается 9 раз [I, с.101] (в другом месте – бесконечно
[V, с.147]), пока не "очистится", иначе может сгореть
[VI, с.242]. "Смысл жизни – не в том, чтобы избежать смерти"
[IX, с.87], хотя смысл любой религии, в конечном счете,
сводится именно к преодолению смерти [38, с.68], вообще
смерти бояться не следует, это благо. Испытания на Земле
служат "для нашего развлечения" [IX,с.125].
д. Христос "Нью Эйдж"
Раз нет греха, то и Искупление становится ненужным. "Иисус
принял смерть не для того, чтобы искупить чужие грехи
людские… а чтобы показать нам, каким должен быть истинно
верующий… Не искупал Он своей смертью на кресте грехов
людских!" [III, с.290; V,с.145). Но, отвергая Искупителя, "Нью
Эйдж" забывают, что главная проблема человека – не в
незнании, а в пораженности грехом (Еккл.7:20, Мф.15:19), и
сами себя спасти мы не можем [6; 39]. Христос "Нью Эйдж" – не
Спаситель, тем более не Бог ("На самом деле Бог никогда на
землю не спускался" [V, с.133]). Но если принять это
утверждение, придется признать, что Он – "великий, ни с кем
не сравнимый самозванец, который приравнял Себя Богу" (Мк. 14:61-62) [40].
Для Пановой Иисус Христос просто Учитель, такой же, как
Будда, Магомет, Моисей, один из "Сынов Божиих", при этом
каждый из них проповедовал "одно и то же, одну и ту же
религию" [I, с.71]. Нелепость этого высказывания, так
свойственного теософам, очевидна: достаточно сравнить учения
Будды и Магомета с христианством, чтобы понять, что это
совершенно разные религии. Так, ислам не признает Бога,
кроме Аллаха, т.е. не считает, что все религии равны
[41, с.47], а также утверждает, что всему человечеству был
послан Коран, а не "Откровения Ангелов-Хранителей", и после
Мухаммеда пророков быть уже не может [41, с.52, 55]. В исламе
присутствует вера в последний суд, в ад и рай с их
блаженством и муками, а средством избежать мук служит
строгое соблюдение ритуалов [41, с.135]. Как видим, нет и
следа учения о переселении душ [38, с.33]. Панова утверждает,
что "Иисус с поклонением и почтением относился к Будде и
всей душой воспринял его учение. Буддизм – самая миролюбивая
и человечная религия на Земле" [II, с.121]. Однако в буддизме
нет учения о любви к ближнему, на чем так любит делать
акцент Панова; т.к. буддизм отвергает само существование
личности, индивидуальной души, любовь же не может быть не
личностной. Также буддизм не слишком разборчив в средствах
для достижения целей, если считает эти цели благими, что уже
нельзя назвать "миролюбием и человечностью" [19; 42] Можно
сказать, что буддизм – "религия вне Бога", его сходство с
идеологией "Нью Эйдж" можно усмотреть в признании
возможности самоспасения [41, с.238, 240]. Панова, очевидно,
совершенно не знакома с этими религиями, так как ни разу не
цитирует высказываний Будды или Магомета в сравнении со
словами Христа, чтобы подтвердить общность их идей.
Евангелие "искажено людьми в угоду Церкви", там почти все
извращено [II, с.148]. Согласно Ангелам-Хранителям, подлинное
Св.Писание, написанное Самим Иисусом на "индийском языке
пали", скоро откроется [II, с.134], хотя Господь подчеркнул,
что Он ничего не говорил тайно (Иоан.18:20). "Настоящая
история жизни Иисуса" в изложении Ангелов-Хранителей
выглядит так. Христос – простой человек (непорочного зачатия
не было) с необычными способностями, как и Его Мать; после
путешествия в Индию Он их еще развил. Идея о том, что
Христос был в Индии, не нова, она проповедуется теософами-оккультистами с давних пор; так, еще в 1894 г.
появилась книга Н. Нотовича "Пробелы в жизни Иисуса",
излагающая примерно то же, о чем поведали Ангелы-Хранители;
в 1911 г. вышла книга Л.Доулинга "Евангелие Иисуса Христа
эпохи Водолея", весьма схожая по содержанию с "Откровениями
Ангелов-Хранителей" [39; 43; 44]. Однако не следует забывать
исторических фактов, а они говорят о том, что первые
упоминания о буддизме в Римской империи относятся к III-IV
вв. по Р.Х., а также что монотеистическая религия иудаизма,
в отличие от политеизма римлян, не шла на принятие чуждых
религиозных идей [43]. Как свидетельствуют Евангелия,
Господь до Своего выхода на проповедь находился дома, в
Назарете. Он изучал Писания, что позволило Ему в дальнейшем
так часто их цитировать (еврейский Закон, а не Веды!) и
уважать (Мф.5:18, Лк.2:52); учился ремеслу плотника; жители Назарета хорошо Его знали именно в этом качестве
(ср. Мф.13:54-57, Мк.6:3), поэтому отнеслись к проповеди
недоверчиво. Наконец, нигде Господа не обвиняли в том, что
Он проповедует чуждые религиозные идеи, что было бы хорошим
поводом для искавших обвинения врагов (Мф.26:59-60) [45].
При внимательном рассмотрении можно понять, что личности
Будды и Христа слишком различны, между ними нет ничего
общего [46]. Буддизм совершенно не схож с христианством
[47; 48] в своей проповеди самоспасения и будучи "проникнут
холодным веянием отрицания" [49].
Христос, по словам Пановой, мечтал о религии, единой для
всех [II, с.188], хотя в самом Евангелии нельзя найти
упоминаний об этом, напротив, Господь говорил, что Его
последователи будут "малым стадом" среди враждебного мира
(Лк.12:32). Чудеса Господа выставляются в книгах как
результат полученных знаний и способностей, тогда как на
самом деле евангельские чудеса служат свидетельством
Божественности Христа (Ин.20:31), поясняют Его миссию
символически [50]. Так, чудо в Кане Галилейской объясняется
тем, что "Иисус, обладавший невероятной силой гипноза,
внушил всем гостям, что в кувшинах находится не вода, а
вино… Иисус был величайшим гипнотизером" [II, с.113]; далее
утверждается, что "Иисус лечил людей с помощью молитв и
своей невероятной энергией… В наше время Иисуса назвали бы биокорректором или экстрасенсом" [II,с.200]. Воскрешать
умерших Христос мог только в том случае, если после смерти
не прошло 3 дня [II, с.205], однако это противоречит рассказу
о воскрешении Лазаря, где прямо сказано, что Лазарь
находился в гробе 4 дня, его тело уже начало разлагаться
(Ин.11:39). Панова утверждает, что это был запах индийских
благовоний, и вообще Иисус прибыл ко гробу спустя несколько
часов после смерти Лазаря [II, с.238]. Чудо Преображения
объясняется тем, что "Иисус медитировал" с тремя учениками
на вершине горы, где были "мощные потоки космической
энергии", и, войдя в транс, беседовал с явившимися Ему
духами [II, с.234]. Иуда Искариот – родной брат Христа, не
предавал Его, на самом деле они вдвоем замышляли восстание
против римлян под предводительством Вараввы; "благодаря
Ангелам-Хранителям безвинный человек получил оправдание"
[III, с.271, 292]. Христа распяли за критику фарисеев и
иудаизма. Вообще Панова совершенно не представляет сути
казни через распятие, по ее словам, "некоторых из распятых
после нескольких дней мучений снимали с креста и отпускали
на волю" [III, с.294]; Иисус, в частности, "провел на кресте
почти неделю" [III, с.296]. Воскресения не было, Христос
просто находился в обмороке (Но с медицинской точки зрения,
возможно ли человеку, потерявшему столько крови, проведшему
так много времени на кресте, остаться в живых, будучи еще
положенным на несколько часов на каменный пол?
[14, с.122;51]. Затем ученики с Иисусом и Его "женой" Марией
Магдалиной ушли в Галлию, где Он и умер впоследствии
[III, с.308-309] Т.о. Иисус Христос – не Бог, а факир. Это
типичный вариант видения Христа теософами.
В книгах о жизни Иисуса много исторических нелепостей,
свидетельствующих о полном незнании авторами истории. Так,
говорится, что Симеон Богоприимец был "известным
предсказателем… лечил людей травами, мог предсказывать
будущее с помощью 13 камней и бараньей лопатки" [II, с.54],
хотя в Библии ясно высказано повеление Бога – "Не должен
находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых"
(Втор.18:9-13). Иоанн Креститель, по словам Пановой, "в 8 лет
был определен в иудейский монастырь" [II, с.84], хотя
монастыри в Иудее не были известны вплоть до появления
христианских подвижников-пустынников. Правда, были общины
ессеев, напоминавшие позднейшие монастыри, но туда не могли
принять мальчика 8 лет, тем более трудно представить, что он
"стал рабом у монахов" [II, с.84]. Само слово "монах"
неизвестно в иудаизме, это слово греческого происхождения;
первые отшельники появились в Палестине не ранее 4 в. по
Р.Х. [52, c.37]. Секта ессеев была скорее эсхатологическим
сообществом, вступлению в нее предшествовал испытательный
срок, для всех членов общины был обязателен труд
[53, с.50;54]. Также Панова не понимает, что такое Крещение в
христианстве и чем оно отличалось от крещения Иоаннова; она
пишет, что "Иоанн никогда не крестил толпы евреев со всей
Иудеи – ему никто не позволил бы это сделать" [II, с.131]. Но
в Евангелии ясно сказано, что крещение Иоанна было
покаянным, люди исповедовали свои грехи, омываясь в водах
Иордана. Кроме иудеев, приходили к Иоанну Крестителю также
римские воины, даже фарисеи и саддукеи (Мф.3:7,11; Лк.3:14).
Таких нелепостей в книгах Пановой много, собственно,
изложению "жизни Иисуса", а проще говоря, переделанного
Евангелия посвящены книги "Путь Иисуса" и "Крест Иисуса". Их
вполне можно назвать кощунственной подделкой под Слово
Божие. Если это "строго документальный рассказ" [II, с.47],
то где же документы, подтверждающие его? Иначе Панова,
обвиняя Евангелие в недостоверности, сама находится в
положении голословного обвинителя. Если допустить, что
Евангелие выдумано или искажено, то почему, в таком случае,
эти искажения носят столь странный характер? Гораздо
логичнее было бы изложить историю, рассказанную
Ангелами-Хранителями, оканчивающуюся "хеппи-эндом". Но
Евангелисты честно повествуют о страданиях и унижениях
Христа, Его смерти, кажущейся поражением, о трусости
учеников. Наконец, никто не стал бы идти на мучения ради
красивой выдумки! [14, с.62, 119]. С точки зрения историков,
Евангелия гораздо более достоверны, чем многие труды древних
авторов, в подлинности которых никто не сомневается,
существует достаточное количество рукописей и папирусов с
их текстами, наиболее ранние из которых относятся к 120 г. по Р.Х. [6; 50 ;55].
е. Церковь
Церковь Христос не основывал, это дело рук Его учеников,
которые неправильно Его поняли и все исказили [II, с.190]
(это уже ближе к протестантизму). Сама по себе она не нужна,
т.к. не нужно спасение. По мнению Пановой, если будешь
выполнять то, чему учил Иисус Христос, то "станешь самым
счастливым на свете. Пройдет немного времени, и все твои
мечты и желания сбудутся" [VII, с.20]. Церковь Пановой –
просто "целое производство по уничтожению черной энергетики"
(иконы, ладан, свечи, Крещенская вода на 98% из серебра
[I, с.200] и т.д.). Так, Панова пишет: "Чистая энергетика
храма способна исцелить от любого недуга и помочь исполнению
любых просьб. Бог видит светлые лучики чистой энергии,
идущие от каждого храма" [V, с.41]. Многократно в разных
книгах повторяется мысль, что священнослужители стремятся
запугать верующих, держать их в рабском повиновении,
исказить учение Божье, а также "улучшить свое благосостояние
за счет верующих" [II, с.189], т.е. подрывается авторитет
священников. Все эти приемы очень хорошо знакомы нам по
атеистическим лекциям советских пропагандистов.
"Нигилистическое отрицание христианской веры и установлений
представляет собой не столько результат потери веры в них и
в их божественное происхождение, сколько бунт против власти,
которую они представляют, и послушания, которого они
требуют" [56, с.58]. Не понимая сути христианства, Панова
считает, что "всю нашу жизнь… нам говорили, что вы не можете
стать такими, как Иисус" [V, с.99], хотя Православие видит
задачу человека именно в уподоблении Христу, и Церковь
призвана содействовать в этом усвоении плодов Искупления
[22, ч.2, с.217]. Монахи считаются людьми с "сильной
энергетикой", способными "вылечить человека по фотографии"
[VIII, с.111]. Святые – простые люди, про которых придумано
много легенд, исказивших правду. Более того, авторы книг
совершенно не знакомы с житиями святых, так как утверждают,
например, что "Согласно жизнеописаниям, великомучеников
признавали святыми чуть ли не с самого рождения, и почет и
уважение сопутствовали им всю их жизнь… Все святые люди уже
рождаются святыми, не прилагая к этому никаких усилий"
[III, с.315]. Достаточно прочесть жития подвижников Церкви,
например, преп. Марии Египетской, 40 лет проведшей в
тяжелейшей духовной брани в пустыне, или святых новомучеников Российских, претерпевших жесточайшие истязания
из-за нежелания отречься от Христа, чтобы развеять это заблуждение.
ж. Загробная жизнь
Смерти бояться не следует, это только переход. За гробом нас
ждет суд Ангелов-Хранителей (этот "Высший суд"
Ангелов-Хранителей определяет дату и способ смерти человека,
поэтому можно рисковать как угодно – пока не придет твой
час: "Умереть без разрешения Ангелов невозможно"
[I, с.90, 95]), а потом Чистилище, Ад и Рай. В одной книге Ад
– реальное место, в других это отвергается и Адом называется
сама Земля: "Ад – это ваша земная жизнь. Ваши земные
переживания – это и есть те самые "адские мучения"
[V, с.120; IX, с.139], место же Ада за гробом занимает
Чистилище. Стремление уничтожить страх ада и загробных мук
характерно для богоборческих культов: "С Богом можно
бороться, но Его нельзя победить, и от Него никуда нельзя
скрыться… Поэтому основным стремлением нигилизма было
исключить ад и страх ада из сознания людей" [56, с.87]. Эти
места понимаются буквально; так, утверждается, что "врата
Рая расположены в горах Тибета, а врата Ада находятся в
пустыне Гоби" [I, с.112]. Кстати, по учению теософов, в
пустыне Гоби в скрытой от глаз стране Шамбале живет некий
"Владыка мира", глава иерархии "небесных учителей
человечества" [3]. Панова подробно описывает "рай" и "ад"
[I, с.101-111], духовный мир представляется ею вполне
материальным. Но, согласно учению Православия, Ад и Рай
"находятся вне координат нашей пространственно-временной
системы… они в пространстве другого рода, начинающемся
непосредственно здесь, но простирающемся в другом
направлении" [16]. Вечных мук нет [V, с.120] (по другой
версии они временны), блаженство – в разлучении с телом.
"Ада за пределами Земли нет. Никто души ваших умерших
близких нигде не держит. Ни в Раю, ни в Аду… И не слушайте
священников, которые, сами ничего не зная о загробном мире,
пытаются еще и вас запутать" [IX, с.138]. Тело не имеет
никакого значения, это временная оболочка. Погребение и
кладбище тоже лишнее, лучше всего кремация. Душу с телом
после смерти ничто не связывает. Утверждается даже, что
"духов умерших раздражает, когда к ним приходят на могилу,
т.к. это их отвлекает от дел и вынуждает спускаться к
могиле" [V, с.166, 168]. Однако в Православии тело является
неотъемлемой частью личности, оно будет восстановлено Богом
в Воскресении (Иез.37:1-14) и тоже примет участие в вечной
участи человека [16]. Спаситель пришел на Землю исцелить
всего человека (Ин.7:23), поэтому падший человек в
спасении получает целостность тела, души и духа [57].
Человек должен прожить 9 жизней [I, с.101], после чего может
перейти на другой уровень "на другой планете" [I, с.114].
Вообще учение Пановой о посмертной участи человека по всем
признакам совпадает со спиритическим учением 19 века,
согласно которому "смерти бояться не следует; не будет ни
суда, ни ада; смерть всего лишь переход к более высокому
состоянию; цель земной жизни – неограниченный процесс роста
в "любви и самореализации"" [16].
Нужно подробнее рассмотреть учение Пановой о реинкарнации.
Оно выдержано вполне в теософском духе, даже повторяется
излюбленная мысль теософов, что учение о переселении душ
было "удалено из Библии" [II, с.154, 156]. Но "настаивать на
том, что в христианстве когда бы то ни было существовала
"эзотерическая" вера в метемпсихоз, "отмененная" Собором в
553 г., можно лишь по невежеству" [38,с.301]. Сам Ориген,
которому теософы приписывают веру в реинкарнацию, отрицал
это учение [38, с.129, 132]; взгляды его были осуждены
императором Юстинианом в письме патриарху Мине еще до V
Вселенского Собора, в 543 г.. В частности, осуждалась вера в
предсуществование душ, которые посылаются в тела для
наказания (то, чему учит Панова) [58, с.444-446].
Утверждается, что вера в реинкарнацию была присуща всем
древним религиям, например, грекам и египтянам. Однако из
истории мы хорошо знаем, что у этих народов как раз
существовал культ умерших, например, египетские пирамиды
строились в расчете на то, что умерший живет за гробом в
своем обычном положении, отнюдь не переселяясь в другое тело
(иначе зачем так заботиться о сохранении мумий?). Все
ритуальные тексты Древнего Египта ничего не говорят о
реинкарнации [38, с.12, 19; 59]. Древние греки не знали этого
учения, оно проникло в Грецию уже в первые века н.э. с
Востока, но так и не получило широкого распространения [60].
Греки считали, что души умерших попадают в Аид – царство
мертвых, и вечно находятся там, никуда не вселяясь
[38, с.29; 60]. Древние иудеи, как явствует из Ветхого Завета,
тоже придерживались схожих верований; так, первым людям Бог
сказал, что они "возвратятся в прах", ни словом не
обнадеживая по поводу перевоплощения в новом теле
(Быт.3:19); Исаак, горюя об Иосифе, говорит, что "сойдет к
сыну в преисподнюю" (Быт.37:35). Нигде в Священном Писании
нельзя найти подтверждений идеи переселения душ. Панова
приводит те же цитаты из Евангелия, на которые обычно
опираются теософы: место об Илии-Иоанне Крестителе
(Марк.9:10-13), о хромом с рождения (Ин.9:1-2) и т.д. Но в
Библии есть места, совершенно опровергающие это учение. Так,
Иоанн Креститель на вопрос прямо ответил, что он не Илия
(Ин.1:21), к тому же мы знаем из Св.Писания, что Илия не
умер, а был взят на небо живым (4Цар.2:11,17) и явился во
время Преображения в своем собственном теле (Мф.17:3). В
отрывке о хромом от рождения человеке Господь говорит, что
на этом человеке должны явиться дела Божии (Ин.9:3). В
книге Иова говорится пророчески: "А я знаю, Искупитель мой
жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся
кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам;
мои глаза, не глаза другого увидят Его" (Иов.19:25-27).
Если бы Иов верил в переселение душ, то он бы говорил о том,
что Искупителя увидит тот человек, в которого переселится
душа Иова. Однако он утверждает все-таки личное
существование души за гробом! В Новом Завете благоразумный
разбойник на кресте не "изживал свою карму", а сразу попал в
Рай (Лк.23:43); Марфа, сестра умершего Лазаря, говорит
Спасителю о своей вере в то, что ее брат "воскреснет в
воскресение, в последний день" (Ин.11:24), ни словом не
обмолвившись о том, что душа Лазаря может переселиться в
кого-либо другого. Господь Иисус Христос и Апостолы
подчеркивали единичность бытия человека
(Лк.16:19, 2Кор.5:10, Евр.9:27); Господь обещает не цикл
перевоплощений, а то, что "Верующий в Него не умрет вовек" (Ин.11:26).
Кроме того, в учении самой Пановой о переселении душ много
противоречий. Например, она говорит, что душа посылается на
Землю для очищения, наказания за грехи в прошедшей жизни, а
в другом месте пишет, что на землю посылаются только
"светлые души для борьбы с дьяволом… только с самого
верхнего уровня Рая можно вернуться вновь на землю"
[V, с.143]. Но как же тогда этот уровень достигается? В
другом месте Панова пишет, что "душа находится в Чистилище
до тех пор, пока из ее памяти не сотрутся все земные пороки"
[V, с.146]. Зачем же тогда снова возвращаться на Землю? Как
можно искупить и исправить то, о чем не помнишь?
"Т.к. большинство людей не помнят ничего о своих прошлых
жизнях, они не знают, за что терпят страдания в жизни
нынешней. А раз так, то как же они могут избежать совершения
того же зла, за которое они теперь терпят? Не обречены ли
они на то, чтобы снова повторять это зло?" [61]. Если
реинкарнация теософии ожидает перемены тела в течение долгих
веков, то христианство нацелено на мгновенное изменение души
в покаянии [38, с.78]. Учение Пановой о реинкарнации связано
с идеологией "Нью Эйдж", т.к. в классическом варианте это
буддийское учение предполагает не активную деятельность,
направленную на "исправление души", а пассивное устранение
от любой деятельности и отказ от индивидуальности, чтобы
прекратить цикл перевоплощений вообще [36]. Если теософ
радостно принимает мысль о предоставленном ему множестве
попыток исправиться, то буддизм стремится вырваться из
колеса сансары путем воспитания отвращения к жизни и
уничтожения самого желания жить [62]. Смысл реинкарнации
Панова видит в том, что это единственный способ искоренить
зло [VI, с.276], а также в том, что эта вера может служить
утешением для потерявших близкого человека [VII, с.156]. Но
если следовать учению о карме, то зло в мире не убывает, а
только растет; вполне логичным поэтому представляется
"убежать из мира", как это делают буддисты, а также
закрывать глаза на чужие страдания, дескать, сам виноват,
что и наблюдаем в индуизме [38, с119, 138]. В Православии
утешением для родных умершего служит вера в Воскресение и
вечную жизнь [63, с.154], и христианская религия не знает
скорби об усопших (1Фес.4:13). Но Панова прямо отрицает
возможность Воскресения: "Физическое тело воскресить невозможно" [IX,с.137].
з. Грядущий Мессия
Панова призывает к "братству религий" и говорит о грядущем
новом мире; по ее словам, люди сами могут "установить Рай на
Земле" [V, с.95]. Будет приход Спасителя, однако это явно не
Христос. Описание Мессии – точь-в-точь облик Антихриста по
творениям Свв. Отцов и Писанию [28, с.337-339; 64]. Так, в
одной из книг есть такие слова: "Люди верили в
несуществующего Иисуса Христа… сами сочинили себе какую-то
несбыточную сказку о непорочном зачатии… Люди должны сами
почувствовать приход Спасителя. Только тогда может родиться
этот ребенок, который спасет мир. Нам нужно всем поверить,
что Иисус Христос был рожден мужчиной и женщиной… боги
пошлют сюда ребенка, который сможет заговорить с Богом…
Нужно, чтобы Он увидел, как мы все ждем Его прихода, любим
Его. Весь мир Его увидит, и тогда придет Божья благодать,
наступит золотой век" [VI, с.249; VII, с.144]. Если учесть, что
авторы преподносят свои книги как плод "вещаний" духов, то
становится ясно, кто стоит за этими "откровениями"! Панова –
"предтеча", антихрист будет "исцелять и учить "живых
мертвецов"… будет в тысячи раз сильнее" [V,с.39] и откроет
"всю правду": "Я счастлива, что стою на пороге Его прихода…
скоро придет тот, кто расскажет нам во всех подробностях
все… Он будет прекрасен как Бог. О его рождении узнают все"
[V,с .107]. Конца земного мира не будет: "Земля никогда не
погибнет – это колыбель человечества" [I, с.82]. По мнению
Пановой, история идет по нарастающей, мы движемся к
прогрессу, а не упадку. Этому взгляду все вокруг
противоречит – человеческое общество находится в состоянии
постоянного разрушения, мир становится все более жестоким
(2Тим.3:1-5,13) [21]. Утверждения Пановой соответствуют
взглядам идеологов "Нью Эйдж", где утверждается, что личное
преображение человека – залог преображения глобального,
человечество ждут массовой просветление, мировое единство,
"золотой век" с универсальной религией и единым
правительством [5]. Представители Движения Новой Эры должны
приготовить мир к приходу "спасителя", хотя в Св.Писании
сказано, что Второе Пришествие Господа не зависит от
человеческих усилий и вообще будет внезапным (Мф.24:44, 2Пет.3:10, 1Фес.5:2) [39].
Что касается практического применения учения Пановой, то это
соблюдение 10 "заповедей" в ее трактовке [I, с.71-74], и
"доброделание": "Цель жизни каждого человека – сделать как
можно больше добрых дел и накопить в себе как можно больше
белой энергии" [IV, с.5]. При этом Заповеди Блаженства вовсе
не упомянуты, а ведь только в свете Евангельского закона
раскрывается подлинная, в отличие от "изживания кармы",
возможность очистить свою душу от зла, и подлинный смысл
служения ближнему [10, с.94]. Мораль Пановой весьма
расплывчата, посмотреть только на ее высказывания о браке
(например, IV,с. 219-220, IX, с.174-175). Присутствуют
методики визуализации, которые следует применять, обращаясь
не к Богу, а к Ангелам-Хранителям [I, с.86; IV, с.154].
Развивается учение о судьбе ("Человек – хозяин своим мыслям
и эмоциям, но не хозяин своих поступков" [IX, с.73, 104]), что
неприемлемо для православного человека. Также в книгах масса
советов по оккультизму - заговоры, гадания, приметы,
практическая магия, которая называется "высшей медициной"
[I,с.140]. Панова откровенно пишет о сущности магии: "В
магии нет разделения на черную и белую. Есть просто магия.
Черные заговоры – это те, которые воздействуют на человека
помимо его воли. Для работы с черными заговорами вы должны с
воскресенья, с двух часов дня снять с себя крестики. Во
время сеанса магии свечи и лампада не должны гореть; иконы
нужно убрать" [I, с. 153, 155]. Это точные указания "ангелов",
открывающие их природу, несовместимую с Божьей благодатью.
Еще в Ветхом Завете Господь запретил ворожбу, вызывание
духов умерших, гадание и колдовство
(Лев.19:31, 20:6,27, Втор.18:9-14); то же негативное отношение
к этим занятиям высказано в Новом Завете
(Гал.5:20, Откр.9:21) [65]. Личное спасение не нужно, об этом
в книгах не упоминается вообще. Приводятся хвалебные отзывы
о Саи Бабе, к которому Панова ездила лично: "Где находится
Бог? На Небесах это Солнце, а на Земле для меня это Саи Баба
в Индии" [VII, с.123]. Однако по свидетельству
исследователей, Саи Баба – мошенник, одержимый злым духом [66].
В книгах приводятся многочисленные хвалебные письма
читателей. Например, пишут следующее: "Я Вас считаю
мессией!.. Ваши книги меняют сознание человека… Ни одна
религия мира не сравнится с Вашим учением… Вы делаете
богоугодное дело – распространяете истину… Мне нужна Ваша
помощь. Вы для меня Бог, посланец Бога… Книги Ваши - это
самое дорогое и святое, что есть у меня" [I, с.310; V, с.8,
65, 67; VI, с.379,425). Панова в ответ на хвалебные отзывы
растроганно отвечает: "Раньше я плакала, когда смотрела
индийские фильмы, теперь плачу, когда читаю ваши письма"
[VII, с.165]. В письмах присутствует и критика, но авторы
отвечают на нее весьма своеобразно: "Иногда нам задают
вопрос: "А вы не боитесь Бога?" Вопрос этот означает одно из
трех: или человек не читал книги, или он просто издевается
над нами, или он, мягко говоря, не отличается умственными
способностями" [V,с.40]. Далее говорится, что писем с
критикой было "всего 6" (наверняка больше!), а ведь "6 -
число дьявола" [V, с.43], поэтому такие письма можно считать
нападками сатаны. Одно из писем некой верующей женщины,
защищающей Православие, приведено в книге "Рай или Ад"
[V, с. 43-47]. Панова на это написала ответ, где говорит, что у
нее есть знакомый священник, который знает, чем она
занимается, и не осуждает ее, а также объяснил, что она не
может быть одержима, т.к. спокойно находится в храме
[V, с.51]. Но здесь следует заметить, что есть беснование,
когда нечистый дух находится в теле человека и действительно
не допускает его до святыни, и одержимость, когда диавол
управляет умом человека, использует его как орудие своей
воли [32]. Далее утверждается: "С нами спорят или люди
ограниченные, фанатики, которые не способны воспринимать
что-то новое, или те, чьи интересы мы затронули"
[VIII, с.30]. Если же кто-то не понимает, о чем идет речь в
книгах, то авторы "утешают": "Только 30% читателей понимают"
[V, с.125], и не стремятся никого ни в чем убеждать: "Зачем
кого-то в чем-то убеждать, если есть тысячи верящих, готовых
ехать хоть на край света" [V, с.465].
Книги Пановой – оккультное антихристианское учение, что
следует из всего вышеизложенного. Это разновидность
оккультизма, в которой "целью воздействия со стороны падших
духов является ум, и осуществляется оно на уровне идей через
общение с духами… стимулирует духовную форму общения с
невидимым миром" [19]. Духи, с которыми она общается, явно
бесы, это видно из приведенных высказываний самой Пановой из
бесед с ними. Так, например, "ангелы" требуют послушания и
поклонения себе, веры в них, даже молитв [I, с.30; II, с.8;
V, с.84; VI, с.261, 266]; Панова отмечает их "неангельский"
характер – могут пошутить, отругать, злиться [I,с.34], а
также из того, что они "вещают". Сама Панова полностью в их
власти и делает то, что они ей приказывают. "Уже 15 лет
Любаша выполняет все советы, какими бы странными и
непонятными они ей ни казались… Иногда важная информация от
Ангелов может поступить ей в голову безо всякого вопроса"
[VI, с.261; VII, с.25]. В одной из книг она так описывает свои
ощущения от общения с духами: "Было такое чувство, что
кто-то вошел в мое тело, абсолютно для меня безболезненно, и
стал говорить вместо меня… Видения начинаются помимо моей
воли, и я уже ничего сделать не могу… Ангелы очень разные. Я
их чувствую. …Духи бывают очень неприятные. И вместо того,
чтобы давать информацию, как будто играются со мной,
издеваются. Кричать начинают, ругаться"
[V, с.13 73; VIII, с.39]. Видна гордыня, которой она страдает:
"Кто в этом грешном мире сможет сделать мне замечание, кроме
Бога?... Я не просила, чтобы Бог дал мне Свою любовь, Свое
прощение… Я знаю, что моя душа будет спасена"
[V, с.55, 88, 102]. Налицо тяжелая форма одержимости, которая
отличается от беснования тем, что диавол овладевает самим
умом и волей человека, а не входит в его тело; одержимых
людей он использует для борьбы с Богом [67]. Здесь видно
сходство с Вангой и ее прорицанием. Так, Ванга тоже
использовала в практике ясновидения сахар, имеющий
кристаллическую структуру (у Пановой – зеркало), как
необходимый атрибут колдуна; она являлась марионеткой в
руках вещавших через нее сил, не контролируя процесс общения
с ними; не имела глубоких познаний о Церкви, общалась с
душами умерших, и выказывала симпатии к экстрасенсорике
[68]. Об этом, кстати, свидетельствуют и сами
духи-контактеры: "Это мы Ванге говорили. Теперь то же самое
говорим и вам" [IX, с.82, 148].
Люди относятся к Пановой, прежде всего, как к ясновидящей,
однако ее книги отвращают от христианства, вводят в
заблуждение. Читатели – люди непросвещенные, не читали
Св.Писание, не посещали храм, увлекались оккультизмом. Так,
они пишут: "Раньше я искала ответы на свои вопросы у
Рерихов, у теософов, в книгах Анастасии, у Лазарева… Я
несколько раз начинал читать Ветхий Завет, но дальше 4-й
книги дело не шло… Я пробовала читать Новый Завет и Библию,
но это было очень сложно, а Ваши книги просты и понятны"
[VI, с.385, 386, 400]. Один из читателей признается, что
преподает в вузе курсы "Введение в Православие", будучи при
этом поклонником учения Пановой [VI, с.435]. Судя по
приведенным в книге письмам, поклонниками учения Пановой
становятся, в большинстве своем, люди с "наличием
переживания неудачи, психологического стресса, разочарования
своей жизнью. Мотивация их заключена в получении сочувствия
и эмоциональной поддержки" [69]. Можно выделить
психологические причины, заставляющие людей следовать
подобным учениям, - стремление к новому, сложные жизненные
обстоятельства, явление "духовной пустоты", во многом
обусловленные историческими процессами на постсоветском
пространстве в нач.90-х гг. [70]. Авторы отвергают все
упреки в корыстолюбии. Но как быть с такими строками: "Я
[Ренат Гарифзянов] купил эту машину – "Тойоту-Корола", т.к.
моя "Рено-лагуна" постоянно ломалась, мне пришлось
приобрести второй автомобиль" [IX, с.91]? Много ли найдется
читателей книг серии "Откровений", которые могут позволить
себе купить две иномарки? Или вот это: "После удивительного
знакомства с Любой я начал лихорадочно размышлять над тем,
каким же образом можно использовать этот уникальный
представившийся шанс – канал общения, прямую связь с миром
умерших" [VIII, с.24]. Выход был найден – начали печататься
книги серии "Откровения". Гарифзянов пишет: "Специально для
тех, кто занимается подсчетом наших денег, сообщаем – мы
получаем лишь процент от оптовой цены проданных книг на
двоих" [V,с.30]. По поводу золотых украшений, обильно одетых
на Пановой и вызывающих недоумение, Гарифзянов находчиво
отвечает, что "золото притягивает черную энергию, весь
негатив" [III, с.467]. В книгах ведется пропаганда сатанизма
– общения с духами и служения им. Отрицается христианство и
христианский смысл жизни. Мир Пановой антропоцентричен, а не
теоцентричен. Идеи Пановой очень противоречивы, как и
содержание ее книг. Если следовать ее теории, то зло
бесконечно и будет только расти. Предлагая путь преодоления
зла, она не дает помощи при его прохождении. Христианство в
ее трактовке – огромный обман. Однако это не так, и
доказательство тому святые Церкви. А лжецом Бога называл
только сатана (Быт.3:1, 4), что он и продолжает делать устами Пановой.
Учение Пановой вызывает иллюзию новизны, на самом деле это
смесь теософии, оккультизма, суеверия, которая является
ярким образцом грядущей "универсальной религии будущего",
религии антихриста, признаки которой уже сейчас можно найти,
сопоставив учения неокультов [8; 56, с.20]. Она сама пишет об
этом: "В дальнейшем таких людей [контактеров с духами] на
Земле будет становиться все больше… Все равно… наступит
такое время, когда Единая религия восстановится в
первозданном виде… Наступила эра просветления всего
человечества" [VIII, с.45, 65; IX, с.137]. Все эти признаки
позволяют отнести учение "Откровения Ангелов-Хранителей" к
разряду неокультов, основной направленностью которых стало
создание глобальной мировой религии. Культ этот христиански
ориентирован, он формирует в своих последователях следующие
личностные черты: искреннее убеждение, что только их
организация дает правильные ориентиры, внешние люди идут по
ложному пути; они призваны построить на Земле идеальное
общество; все религии будут заменены их верованием; они –
первопроходцы, "апостолы" будущей мировой религии;
подчеркнута демонстрация любви к ближнему и милосердия. В
целом неокульты ведут к разобщению общества, отрицанию
традиционных национальных особенностей, традиций и веры. Все
они характеризуются негативным отношением к Православной
Церкви [70;71]. А, как заметил еще о. Серафим (Роуз), "нельзя
противостоять Православию, не вступая в борьбу с Самим Богом" [56, с.63].
26 сентября 2003 года Митрополитом Екатеринодарским и
Кубанским Исидором Любовь Панова была отлучена от Церкви за
проповедуемое учение. Об этом она сама пишет в своей книге
"Рай или Ад" [V, с.52-66]. Она отреагировала на это спокойно,
хотя сначала испугалась и хотела покаяться, но затем
"Серафим Саровский вышел. Говорит, ничего не будет. Ну
отлучили и отлучили, ничего страшного… забудьте и не
переживайте" [VIII, с.124]. Едва ли великий православный
святой мог сказать такое. Панова пишет: "позже я поняла, что
не имела права ни ходить в православную церковь, ни
венчаться в ней там. Я не была христианкой" [V, с.61].
Опасения вызывают живущие при ней дети, которых Панова
подвергает гипнозу и внушает им свои идеи [VII,с.6]. Из-за
приемной матери, занимающейся оккультизмом, они находятся в
опасности также подпасть под влияние злых духов [32]. В
связи с неоднозначным отношением к ее деятельности, вполне
возможно, Панова скоро начнет принимать людей под вывеской
"психолога", о чем сама признается в одной из книг:
"Поступила в Армавирский государственный социальный
университет на психолога с правом преподавания… чтобы
спокойно работать, принимать людей. Если вдруг кто-нибудь
начнет донимать меня проверками, я покажу диплом и скажу – я
помогаю людям обрести счастье" [VIII, с.130].
Елена Василенко
Библиотека православного миссионера
Список использованной литературы
Источники
I. Откровения Ангелов-Хранителей. Начало. – М., АСТ, 2007.
II. Путь Иисуса. – М., АСТ, 2004.
III. Крест Иисуса. – М., АСТ, 2004.
IV. Любовь и жизнь. – М., АСТ, 2007.
V. Рай или Ад. – М., АСТ, 2005.
VI. Переселение душ. – М., АСТ, 2005.
VII. Истории из жизни. – М., АСТ, 2006.
VIII. Неизлечимых болезней не бывает. – М., АСТ, 2006.
IX. Что делать, если вы потеряли самого близкого человека. – М., АСТ, 2007.
Использованная литература
1. Питанов В.Ю. Почему христиане борются с ересями. – http://apologet.orthodox.ru/
2. Философский словарь.
3. Таевский Д. История религии. – www.religion.babr.ru
4. Пивоваров Д. Философия религии. Курс лекций.
5. Локхаас Ф.Х. Движение "Нью Эйдж". – www.apologet.orthodox.ru
6. Маршалл Д. "Новый век" против Евангелия, или
Величайший вызов христианству. – www.new-age.narod.ru
7. Дворкин А.Л. Сектоведение. – www.pravbeseda.ru
8. Питанов В.Ю. Религия Антихриста – какой она будет? – http://apologet.orthodox.ru/
9. Иером. Клеопа. Из дьявольских помыслов. – www.razboiulnevazut.org
10. Прот. В. Свешников. Нравственное богословие. – ПСТБИ, 2002.
11. Э. Миллер. Разговор о Библии со сторонниками движения Новой Эры. –
www.apologetika.ru
12. У. Арндт. Существуют ли противоречия в Библии? – www.bibleist.ru
13. Прот. В. Цыпин. Церковное право. – www.lib.eparhia-saratov.ru
14. Лега В.П. Основное богословие. Курс лекций. – www.legav.nm.ru
15. Питанов В.Ю. "Ченнелинг":
"канал" или "сточная канава"? – www.apologet.orthodox.ru
16. Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. – www.pravoslavie.ru
17. Д-р С. Бушнелл. Ложные Ангелы. – www.netda.ru
18. Архиеп. Василий (Кривошеин). Ангелы и бесы в духовной
жизни. – Оксфорд, "Вестник Русского Западно-Европейского
Патриаршего Экзархата", 1955 г., №22.
19. Иер. В. Елисеев. Православный путь ко спасению и восточные
оккультные и мистические учения. – www.apologet.orthodox.ru
20. Архим. Лазарь (Абашидзе). О тайных недугах души. – www.pravbeseda.ru
21. Макдауэлл У.Г. . Движение "Новый век". – www.eresi.tora.ru
22. Иер. О. Давыденков. Догматическое богословие, ч.I-III. – М., 1997 г.
23. Диак. А. Кураев. Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и
Православии, т.1-2. – www.klikovo.ru
24. Лосский В.Н. Боговидение. – М., 2003.
25. К. Игумнова. Фальсификация духовности, или зачем демонам
нужны контактеры. – www.apologet.orthodox.ru
26. Дворкин А.Л. Типология сектантства и методы
антисектантской деятельности Русской Православной Церкви. - Миссионерское обозрение, №1/1997.
27. Поляков Г. Святоотеческое учение о творении мира "из ничего". –
www.spbda.ru
28. Св.Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. – М., 2002.
29. Прот.В.Мордасов. Духовная битва, или О кознях врага
спасения и как противостоять им. – Псков, 2006.
30. Киево-Печерский Патерик. Слово 25. – www.old-rus.narod.ru
31. Диак. А. Кураев. Кто послал Блаватскую? – www.koob.ru
32. Свящ. К. Пархоменко. Вселение и изгнание дьявола. – www.apologet.orthodox.ru
33. Прот. Г. Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. – М., 2002.
34. Добротолюбие, т.3. Св. Диадох Фотикийский. Сто
гностических глав о духовном совершенстве, гл.40. – www.krotov.info
35. Иг. Петр (Мещеринов). Православная антропология. – www.kiev-orthodox.org
36. Прохоров К. Тайна Предопределения. – www.hpsy.ru
37. Пустоваров В.А. Эволюция переживания судьбы: от
языческого рока к Православному Промыслу Божьему. – www.portal-slovo.ru
38. Диак. А.Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – М., 1998.
39. Р. Роудс. Христос движения Новой эры. – www.apologetika.ru
40. Иером. Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. – www.wco.ru
41. Максимов Ю., Смоляр К. Ислам. Буддизм. Иудаизм. – М., 2005.
42. Питанов В.Ю. Христианин, практикующий буддизм: возможно
ли это? – www.missioner.kuraev.ru
43. Шохин В. Мнимые влияния. – www.jesuschrist.ru
44. Роудс Р. "Потерянные годы" Иисуса. Путешествовал ли Иисус в Индию? – www.apologetika.ru
45. Роудс Р. "Потерянные годы" Иисуса. Ответ с позиций
христианина. – www.apologetika.ru
46. Архиеп. Василий. Будда. Христос. – www.sravnika.narod.ru
47. Горохов Д.В. Буддизм и религия христианская. –
www.sravnika.narod.ru
48. И. Краснитский. Буддизм и христианство. – www.sravnika.narod.ru
49. Проф.д-р Л.фон Шредер. Мнимое сходство и различие между
христианством и буддизмом. – www.sravnika.narod.ru
50. Брюс Ф.. Документы Нового Завета. Достоверны ли они? –
www.sbible.ru
51. Д. Макдауэлл. Доказательства Воскресения.
52. Д.Д. Читти. Град Пустыня. – СПб., 2007.
53. Свенцицкая И. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1987.
54. Г.Э.Райт. Библейская археология. – www.orthedu.ru
55. Б.М. Мецгер. Текстология Нового Завета. – www.bibleist.ru
56. Иером. Серафим (Роуз). Человек против Бога. – М., 1995 г.
57. Архим. Ианнуарий (Ивлев). Человек в Священном Писании. – www.spbda.ru
58. Карташев А.В. Вселенские Соборы. – Клин, 2004 г.
59. Питанов В.Ю. Справедливы ли учения о карме и
реинкарнации? – www.apologet.orthodox.ru
60. Свящ. А. Дудченко. Реинкарнация. – www.apologet.orthodox.ru
61. Переселение душ: христианский взгляд. Сборник статей. – Новосибирск, 1997.
62. Свт. Николай Сербский. Феодул, или раб Божий. – Мн., 2001.
63. В. Кесич. Первый день нового творения. Воскресение и
христианская вера. – Киев, 2006. – 226 с.
64. Об Антихристе. Слова Святых Отцов. Сборник. – СПб., 1998.
65. Я.С. Ор. Гадания, астрология, реинкарнация. – Мн., 2005.
66. Н .Раджу. Шри Сатья Саи Баба. – www.apologetika.ru
67. Беснование и одержимость. – www.dl.biblion.realin.ru
68. Питанов В.Ю. Ванга: кто дергал за веревочку? –
www.apologet.orthodox.ru
69. Кондратьев В.Ф. Современные культовые новообразования
("секты") как психолого-психиатрическая проблема. –
www.ihtik.lib.ru
70. Е.К. Агеенкова. Психологические аспекты проблем
распространения культов "нового времени". – www.hramvsr.by
71. Е.К. Агеенкова. Социально-психологические аспекты проблем
распространения неокультов в современном обществе. – www.sektoved.ru
|