Интегральное христианство или мышление "Новой эры" Рона Мартойя в Церкви
В 20-й главе Деяний, в последней
своей записанной проповеди апостол Павел предупреждал,
что ложные учителя будут атаковать Церковь как снаружи,
так и изнутри. Пагубные учения уже проникли в Церковь в
виде идей "Нового мышления" [1] и философии Новой эры.
Некоторые христиане публично
одобряют и даже проповедуют взгляды Новой эры или
одобрительно отзываются об их проповедниках. В числе
таких людей можно упомянуть Кена Блэнчарда, Роба Белла,
Энн Ламотт, Ричарда Рора, Мэтью Фокса и Сью Монк Кидд.
Они пропагандируют идеи Новой эры не явно, а переплетая
их с христианскими или маскируя христианской
терминологией. И на первый взгляд подобный синкретизм
может сойти за христианство. Кроме того, язык Новой эры
постоянно меняется и со временем становится все более
изощренным. Зачастую используются двусмысленные и
заковыристые выражения, благодаря чему выявить суть
учения и проанализировать ее бывает довольно трудно.
Основные элементы Новой эры
В числе чуждых идей, которые чаще
других выдаются за христианские, следует упомянуть
восточную медитацию, присутствие образа Христа во всех
религиях, пантеизм или панентеизм, а также отделение
Иисуса от Христа.
Пантеизм - это мировоззрение,
согласно которому все есть Бог, а Бог есть все. Бог
отождествляется с творением. Мировоззрение панентеизма
чуть сложнее: Бог присутствует во всем, и все
присутствует в Боге, но Бог все-таки выше творения. И
пантеизм, и панентеизм вполне сочетаются с
недвойственностью - идеей о том, что все сущее едино, и
никаких различий не существует. Панентеизм часто
присутствует в мистических учениях, и соответствующие
утверждения нередко можно найти в книгах, которые
преподносятся как христианские.
Различие между Иисусом и Христом -
идея, которую проповедует "Новое мышление" (называющее
себя христианством), и которую можно встретить в
сочинениях таких авторов, как Эммет Фокс и Эдгар Кейси,
а также во множестве учений Новой эры. Суть ее в том,
что Иисус - реальная историческая личность, человек,
осознавший свою божественную природу. Христос же - не
личность, а состояние сознания, достигаемое человеком
при осознании своей природной божественности. Именно так
Иисус стал Христом, и точно то же самое под силу любому
человеку. Также используется термин "дух Христа", однако
речь не о личностном духе, а о высшем знании, нисходящем
на тех, кто подобно Иисусу осознал свою природную
божественность. "Новое мышление" утверждает, что Иисус
пришел не для искупления грехов, а чтобы исправить
ошибочное мышление.
Цель "Нового мышления" и Новой эры
- пробудить в людях это осознание посредством различных
философий и практических методик, в особенности с
помощью восточной медитации. Главное место в этих
учениях занимают прорыв в сознании и новое восприятие
реальности. Идея о том, что можно обрести свободу,
достигнув осознания "истинной" реальности, также имеет
буддистские корни. Поскольку Новая эра многое заимствует
из "Нового мышления" и таких восточных религий, как
буддизм, границы между источниками размываются, и
понять, откуда пришла та или иная идея, и в чем ее
подлинная суть, бывает непросто. Вдобавок, все эти
понятия зачастую перемешаны с христианскими терминами и
библейскими ссылками, образуя синкретическую смесь Новой
эры, восточной философии и христианства.
Ниже мы поговорим об одном примере
такого сочетания христианства с Новой эрой, в котором
присутствуют некоторые из вышеупомянутых моментов. Моя
цель - предостеречь читателей и помочь им понять, как
легко взгляды Новой эры проникают в Церковь, используя
христианские термины и каналы.
Интеграция с Новой эрой
Рон Мартойя (Ron Martoia) -
"руководитель корпорации и ответственный коуч
христианских организаций, светских аналитических центров
и корпоративных управленческих групп". Область его
специализации - "развитие человеческого потенциала,
практика осознанности и семиотика; понимание нового и
постоянно меняющегося ландшафта нашей постмодернистской
культуры" [2]. Я упоминаю его имя в этой статье потому, что
он был в числе участников конференции, организованной
большой и влиятельной церковью Willow Creek Community
Church [3].
Называя себя христианином, Рон
Мартойя является участником движения "интегральной
духовности" Кена Уилбера, но при этом продолжает
сотрудничать с христианскими организациями:
Для христианских организаций -
большая удача, когда человек, обладающий такими
навыками, как Рон, знакомит их с трудами Кена Уилбера и
переводит практику христианской жизни на интегральный
уровень развития [4].
Кен Уилбер, который не причисляет
себя к христианам, - сторонник синтеза духовности, и его
взгляды, в основном, соответствуют философии Новой эры и
буддизма. Уилбер - глубокий мыслитель и философ, автор
нескольких книг, отражающих его убеждения. Одно из его
сочинений, "Краткую историю всего" (A Brief History of
Everything) настоятельно рекомендует в своей книге
"Бархатный Элвис" (Velvet Elvis) Роб Белл. Все это
привлекло к Уилберу внимание христианского сообщества, и
некоторые идеологи "появляющегося" движения (emergent
movement) [5] также с одобрением отозвались о нем.
В "Краткой истории всего" Уилбер
разъясняет буддистскую идею "наблюдающего Свидетеля",
"чистого наблюдающего "Я"", которое никогда не рождалось
и никогда не умирает[6]. Это и есть то "истинное "Я"", к
осознанию которого необходимо прийти - главным образом,
с помощью восточной медитации [7]. Уилбер разделяет
многие положения восточных религий и Новой эры, но
некоторые из них отвергает, тем самым помещая себя в
уникальную категорию, которую он назвал "интегральной
духовностью".
Уилбер утверждает, что все
вероучительные системы взаимосвязаны и в конечном счете
ведут к осознанию единой истины. Однако не все убеждения
равны. Каждое из них отражает некую часть высшей истины
или движется к этой точке, однако конечная цель -
достичь реализации чистой истины недвойственности,
состояния, в котором человек осознает, что все сущее
взаимосвязано, и никаких разграничений нет. С одной
стороны Уилбер притягивает различные формы духовности
друг к другу на основании взаимосвязанных истин; с
другой стороны, он провозглашает чистейшей истиной
недвойственность - взгляд, который не разделяют многие
вероучения, и которому многие из них противоречат.
Кен Уилбер и перенниализм
Уилбер оказывает на современное
общество огромное влияние посредством своих книг,
веб-сайтов, последователей и организаций, которые можно
найти повсеместно. "Интегральная духовность" - это
термин, характерный именно для Уилбера и выражающий его
точку зрения, что все религии являются частью истины и
единого большего целого. Для того, чтобы ускорить рост
движения, Уилбер привлек к сотрудничеству ряд
единомышленников, в том числе, что удивительно, и
некоторых христиан.
Уилбер часто упоминает перенниализм
- более раннее движение, основанное на идее
взаимосвязанной духовности, которое "рассматривает
мировые религиозные традиции как части единой всеобщей
истины, на основании которой выросли все религиозные
знания и учения" [8].
В прошлом перенниализм пользовался
большим влиянием в Соединенных Штатах:
В начале XIX столетия эту идею
популяризировал трансцендентализм… К концу XIX века ее
под названием "Религия мудрости" или "Древняя мудрость"
еще больше популяризировало Теософское общество. В XX
веке она приобрела популярность в англоязычном мире
благодаря книге Олдоса Хаксли "Вечная философия", а
также определенным направлениям в философии, венцом
которых стало движение Новой эры [9].
Когда у христианина, выступающего
перед тысячами единоверцев, обнаруживаются столь тесные
связи с интегральной духовностью Кена Уилбера, это
заслуживает внимания и тщательного исследования.
Рон Мартойя
Информация, которую Мартойя
предоставляет о себе на собственной веб-странице,
выглядит так:
Д-р Рон Мартойя - архитектор
преображения. Его страсть - помогать людям и организмам,
которым они служат, задумывать, осуществлять и
переживать революционные изменения. За последние 10 лет
Рон выступал перед более чем 30 тысячами лидеров на
различных конференциях, начиная с Catalyst и заканчивая
Willow Creek. Область его компетенции - развитие
человеческого потенциала, практика осознанности, а также
культурные тренды и то, как реагировать на них
максимально эффективно[10].
Практика осознанности основана на
буддистской медитации и представляет собой 7-й шаг
Благородного восьмеричного пути (смрити). Осознанность,
которая в нашей современной культуре преподносится как
способ борьбы со стрессом, по существу, является
разновидностью буддистской медитации, а также одним из
столпов буддистского (в особенности дзен-буддистского)
мировоззрения.
Буддизм утверждает, что
привязанность к этой (ложной) реальности и к
(несуществующему) "я" продлевает цикл реинкарнаций.
Следовательно, развитие отстраненности необходимо для
окончательного освобождения от перевоплощений. Медитация
осознанности способствует достижению отстраненности, а
это характеризует осознанность как мировоззрение.
Суть философии, стоящей за
"осознанностью" в понимании буддизма или Новой эры, -
пробуждение сознания для восприятия истинной реальности
(также именуемой высшей истиной или разумом Будды). В
основе буддизма и Новой эры лежит представление о
ложности реальности, которую мы воспринимаем. Таким
образом, практики, подобные медитации осознанности,
нужны потому, что они якобы запускают процесс,
приводящий к осознанию истины.
Глазение в поле
На веб-сайте Мартойи есть ссылка на
некое упражнение, которое он называет "глазением в поле"
(field gazing).
Глазеть в поле - это упражнение с
целью освобождения, которое позволяет нам приблизиться к
переживанию недвойственности. В чем его смысл. Медленное
освобождение от ощущения своего "эго" ("я") позволяет
нам установить более глубокую связь с Молчанием/Богом, с
творением и с другими людьми вокруг [11].
"Переживание недвойственности"
означает ощущение своего единства со всем сущим. Никаких
различий нет. Переживание недвойственности (или
осознание недвойственности) - цель большинства
разновидностей восточной медитации.
Упоминание Мартойи об "освобождении
от ощущения своего "эго"", которое помогает нам
установить более тесную связь с "Молчанием/Богом",
отражает свойственные Движению Новой эры и буддизму
представления о том, что "эго" - временная сущность, а
не часть подлинной реальности. Почему он пишет
"Молчание/Бог" так, словно молчание тождественно Богу и
наоборот? Дело в том, что Бог в рамках этого
мировоззрения - скорее, некий абстрактный принцип, и о
Нем часто говорят как о существе, не поддающемся
описанию. Соответственно, когда мы отождествляем Бога с
молчанием, мы лишаем Его личностных черт и одновременно
подчеркиваем, что нужно войти во внутреннее молчание,
чтобы найти Бога. Однако Божье Слово открывает нам
качества и личностную природу Бога и утверждает, что
Бога можно познать через Христа и через Библию. Это
противоречит идее о том, что мы встречаемся с Богом и
познаем Его, когда обретаем молчание или обращаемся
вовнутрь себя.
Подлинное христианство утверждает,
что мы "связаны" с Богом благодатью через веру во Христа
(Ин. 14:6, 21; Рим. 8:15; Флп. 3:8-11). После этого мы
растем во взаимоотношениях с Ним, используя методы,
описанные в Библии: чтение и изучение Библии, молитва,
поклонение Богу, общение с другими христианами,
повиновение Святому Духу, действующему в нашей жизни.
***
Читайте также по теме:
***
Медитация и дыхание
Вот еще одна цитата с сайта
Мартойи:
Укоренившись в теле, сосредоточьте
внимание на дыхании. Сделав несколько дыханий, полностью
сосредоточившись на вдохах и выдохах, приступайте к
упражнению в благодарности. На вдохе тихо скажите себе:
"Я с благодарностью принимаю все, что Ты приготовил для
меня сегодня". На выдохе: "Сегодня я выхожу в мир с
благодарностью за то, что есть" [12].
На другой странице мы находим такое
заявление: "Кстати, мне очень хотелось бы
ЗАНЯТЬСЯ 21-дневной направленной медитацией" [13].
"Сосредоточиться на дыхании" -
фраза, которую используют в восточной медитации, а
аффирмации, которые произносятся на вдохе и выдохе, -
это идея "Нового мышления" и Новой эры. Благодарным быть
всегда хорошо, однако христиане возрастают в
благодарности, когда видят в Библии, что сделал Бог,
каким образом Он освящает Духом жизнь христианина, а
потом выражают благодарность за это Самому Богу.
Аффирмации Новой эры - это подделка, заменяющая
подлинную молитву истинному Богу. Считается, что
аффирмация сама по себе воплощает в реальность то, о чем
в ней говорится.
Направленная медитация - это когда
один человек направляет другого, помогая ему
определенным образом визуализировать желаемое после
дыхательных и расслабляющих упражнений. По существу, это
разновидность гипноза, который погружает медитирующего в
состояние измененного сознания, когда он поддается
внушению. Именно во время направленной медитации я сама
в свое время познакомилась со своим основным
духом-наставником. И именно таким образом людям чаще
всего рекомендуют искать себе духа-наставника (падшего
ангела). Но это случается и неосознанно, когда человек
даже не понимает, что его с помощью направленной
медитации знакомят с духом-наставником.
Интегральное христианство: иной
Иисус
Приложенную к христианству
Интегральную философию можно увидеть на веб-сайтах, в
книгах и выступлениях людей, разделяющих идеи Кена
Уилбера. Ниже я процитирую рецензию с сайта Amazon на
книгу "Интегральное христианство: призыв Духа к
развитию" (Integral Christianity: The Spirit’s Call to
Evolve, Paragon House, 2012), написанную баптистским
пастором Полом Смитом и удостоившуюся одобрения самого
Кена Уилбера. Смит регулярно пишет материалы для сайта
Уилбера Integral Life.
Перспективы интегральной теории и
практики, сформулированные Кеном Уилбером, помогают
раскрыть интегральный подход, который рекомендовал
Иисус, который Он демонстрировал с помощью образов,
свойственных Его эпохе, - и который традиционное
христианство в значительной мере не смогло увидеть.
Смит включает в свою книгу элементы
традиционных, модернистских и постмодернистских
богословских взглядов, в том числе прогрессивных, а
также присущих Новому мышлению и движению Emergent.
Однако он не останавливается на этом и переходит к
христианству, которое привержено следованию как
историческому Иисусу, так и Воскресшему Космическому
Христу, Чей Дух манит нас из будущего[14].
Рецензент признает нехристианское
влияние "Нового мышления", а также движения Emergent
(изобилующего ошибками). Исторический Иисус не имеет
ничего общего с "космическим Христом", о котором говорят
Уилбер и его сподвижники. Иисус вырван из контекста
ветхозаветных пророчеств, Его роли как Мессии и
Искупителя и превращен в "космического Христа" - ложного
Иисуса, мистика и универсалиста.
Извечная проблема и ее решение
Искаженный образ Бога Интегрального
христианства не находит поддержки в Писании. Бог отличен
от Своего творения и не является его частью (Быт. 1-2;
Пс. 103; Ис. 45:12, 18). Недвойственность означает, что
различия между добром и злом не существует, а
следовательно, нет ни праведного Бога, ни греха, ни
нужды в историческом Иисусе Христе, искупившем грехи
людей. В Иоанна 8:24 Иисус сказал: "Потому Я и сказал
вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не
уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших".
Недвойственность и пантеизм/панентеизм полностью
противоречат сущности Бога и Его откровению.
Как и предупреждал Павел в 20-й
главе Деяний, деструктивные учения могут приходить в
Церковь извне и изнутри. Смешение христианства с любым
другим вероучением всегда ставит под угрозу христианскую
веру, которую христиане призваны защищать (1 Тим. 6:3,
12; Титу 1:9; Иуды 3).
Извечная проблема состоит в том,
что человек - по причине собственной греховной природы и
желания идти своим путем, т. е. вопреки Божьему пути, -
с самого рождения отделен от Бога и находится вне
взаимоотношений с Ним. Иисус не говорил об истинных и
ложных реальностях или восприятиях. Он пришел не для
того, чтобы инициировать осознание высшей реальности или
научить людей находить Бога в молчании. Напротив, Он
сказал: "...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы
Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для
искупления многих" (Мф. 20:28; см. также 26:28).
Центром Божьего откровения является
истина о том, что Иисус - Мессия, исполнивший более
трехсот ветхозаветных пророчеств, Искупитель, издавна
обещанный как путь к спасению. Его крестная смерть
открыла этот путь к спасению через веру в Него.
Красные флажки
Некоторые термины и понятия, смысл
которых на первый взгляд не вполне очевиден, и которые
могут быть вам незнакомы, указывают на присутствие
синкретизма:
- негативное отношение к физическому телу и материальной вселенной (восходит корнями к гностицизму);
- медитация;
- "Я";
- истинное и ложное "Я";
- молчание;
- Дух;
- недвойственность;
- гармонизация;
- космический Христос или космический Иисус;
- необычное толкование понятия "грех" - обычно как нереализованная врожденная связь с Богом или вселенной;
- сознание;
- осознанность;
- эволюционный;
- революционный;
- новые формы христианства;
- интегральная духовность или интегральная религия;
- перенниализм.
Об авторе. Марсия Монтенегро - руководитель
апологетического служения CANA (Christian Answers for
the New Age). До обращения ко Христу была
профессиональным астрологом и глубоко изучала оккультные
практики, восточные и эзотерические учения. Имеет
степень магистра религиоведения. Оригинал статьи
опубликован на странице Марсии Монтенегро в сети
Фэйсбук
Марсия Монтенегро
Центр апологетических исследований
Использованная литература и примечания
1. "Новое мышление" - это движение,
сформировавшееся в XIX столетии и послужившее основой
для возникновения Церкви христианской науки, Школы
христианского единства, Церкви религиозной науки и
других групп. "Новое мышление" претендует на
принадлежность к христианству, использует в своем учении
Библию и упоминает Иисуса. Однако Иисус "Нового
мышления" - это человек, который стал Христом, образцом
Сознания Христа для человечества, осознав свою
внутреннюю божественность.
2. URL: integrallife.com/ contributors/ron-martoia
3. URL: mrclm.blogspot.ca/2007/09/ ancient-future-conference-at-willow.html
4. URL: integrallife.com/ future-christianity/ evangelical-christianity- integral-christianity
5. Движение Emergent, которое
иногда называют движением "появляющейся церкви"
(emerging church), возникло в 1990-х годах как попытка
Церкви вступить в диалог с постмодернистами и
невоцерковленной молодежью. Некоторые лидеры движения с
одобрением отзывались об учителях в Церкви и за ее
пределами, которые отступили от исторического
христианства (таких, как Ричард Рор, Мэтью Фокс и Кен
Уилбер).
6. Wilber, Ken. A Brief History of Everything (Boston: Shambhala, 2007), pp. 330-336.
7. Там же, p. 337.
8. URL: en.wikipedia.org/ wiki/ Perennial_philosophy
9. Там же.
10. URL: ronmartoia.com/ about-ron/
11. URL: ronmartoia.com/ field-gaze-a-visual-silence-practice/
12. URL: ronmartoia.com/ practices/ gratefulness-breathing/
13. URL: ronmartoia.com/ 770/#comment-34
14. URL: www.amazon.com/ Integral-Christianity-Spirits-Call-Evolve/dp/ 1557788006/ref=sr_1_1?ie=UTF8& qid=1377236516&sr=8-1& keywords= the+spirit%27s+call+to+ evolve+paul+smith
|