Куда ведёт "Золотой компас"?
Рассуждения игумена Силуана Туманова об
антихристианской сущности фильма и всей трилогии Филиппа Пулмана...
Проверка на прочность
В последнее время христиан постоянно
пытаются провоцировать. Создается впечатление, что с разных
сторон нас пытаются "проверить на прочность", издеваясь над
христианскими святынями прямо или косвенно. Если же мы
осмеливаемся возмущаться - упрекают в "нетерпимости к чужому
мнению" (ведь "все сегодня имеют право на самовыражение"!) и
со скрытой угрозой напоминают, что христианство - лишь одна
из религий в нашем государстве. Если наши религиозные
чувства оскорблены - это, дескать, наши проблемы.
Достаточно вспомнить печально известные
выставки антирелигиозного "искусства" в московском Манеже,
"сенсационные" находки археологов, пытающихся найти то
"останки" Христа, то "могилу его семьи", то "евангелие от
Иуды", то еще какое-нибудь паскудство, долженствующее
доказать "несостоятельность" христианства.
От "искусства" не отстает и "литература".
Вручение Нобелевской премии посредственному писателю Жозе
Сарамаго, автору богохульного романа, появление откровенно
антихристианских рассказов Виктора Пелевина и Владимира
Сорокина ("Empire-V"; "ДПП"; "24 000" и мн. др.) - это
довольно тревожный симптом потери обществом чего-то очень
главного, позволяющего адекватно оценивать окружающий нас
мир.
Ненормально общество, видящее своими героями
диавола (Ж. Сарамаго, отчасти М. Булгаков), Иуду (тот же
Сарамаго, С. Эрдег, Н. Мейлер), вампиров и т.п.
Отдельной строкой в этом перечне кощунств
стоит кинематограф. И "Последнее искушение Христа", и
"Стигматы", и "Код да Винчи" и др. фильмы как бы невзначай
вкладывают в умы зрителей простую лживую мысль -
христианская Церковь обманывает простых людей, скрывая некую
тайну. И если эта тайна станет известна всем - Церкви конец.
***
Читайте также по теме:
***
Вот на днях стало известно, что французский
продюсер Филипп Реббоа объявил, что собирается снять
сатирическую комедию "Дорогой младенец Иисус" с Бритни Спирс
в роли Богородицы. 26-летняя Б. Спирс изобразит беременную
19-летнюю девушку, не знающую точно, кто отец ее ребенка. Во
время родов в Сочельник по городу Вифлеему (США, штат
Мэриленд) поползут слухи о втором пришествии Христа. Хотя
актриса опровергает свое участие в подобном проекте, но в
обществе, где деньги решают всё, таким опровержениям грош
цена.
"Золотой компас"
Подтверждая эту идею другая известная
актриса, называющая себя верующей католичкой, Николь Кидман,
снялась в фильме по откровенно антихристианском роману
Филипа Пулмана "Золотой компас", первому из трилогии "Темные
начала".
Автор книги, Ф. Пулман прямо заявил, что
намерен "убить Бога" в сознании детей, и книги его
преследуют именно эту цель. В своем интервью газете "Sydney
Morning Herald" Пульман изумляется, что его книги избежали
той критики, которая досталась Гарри Поттеру: "Я проскочил
незамеченным, а ведь у меня такой подрывной материал, что и
не снился этому несчастному Гарри". "Мои книги убивают Бога,
- пояснил он, - если взглянуть в масштабе человеческой жизни
и окружающего мира, то я атеист. Бога нет".
Филипп Пулман: "Меня тошнит от книг
“Нарнии”. Я ненавижу их глубокой и страстной ненавистью"
Фильм на экранах России вышел 6 декабря. Это
снятое за 180 миллионов долларов детское фэнтези, еще до
премьеры оказалось в центре скандала. Реклама представляет
его как грандиозную зрелищную эпопею в духе "Властелина
колец" и "Хроник Нарнии". Но это не так. "Золотой компас" -
еще одна атака Голливуда на христианство, пусть и менее
явная, чем "Последнее искушение Христа" или "Код да Винчи".
Католическая церковь призывает бойкотировать
"Золотой компас", потому что, по мнению священников, фильм
дает искаженный портрет Церкви и проповедует атеизм.
Если бы не осторожность американских
продюсеров и режиссера Криса Вейца, к религиозному скандалу
вполне мог бы примкнуть скандал политический. "Золотой
компас" - экранизация одноименного романа Филипа Пулмана, в
котором, например, фигурирует такая народность, как тартары.
Они живут к востоку от Европы, периодически совершают набеги
на Камчатку, агрессивны и нецивилизованны. В частности, для
лучшей связи с космосом они удаляют себе кусочек черепной
коробки. Ничего подобного в фильме Вейца вы не увидите и не
услышите. Правда, наемники, охраняющие главный оплот
злодеев, сильно смахивают на казаков…
Религиозные высказывания Филипа Пулмана
авторы фильма тоже постарались смягчить, но сделали это
как-то неуклюже. В трилогии британца всё начинается из-за
того, что ученый и путешественник лорд Азриел (Дэниел Крейг)
доказывает существование космической Пыли, которая у Пулмана
ассоциируется с первородным грехом, смертью и свободой воли.
Естественно, Церковь делает все возможное, чтобы, с одной
стороны, об открытии никто не узнал, а с другой - чтобы
защитить детей, вернее, их души от воздействия Пыли. Решить
обе задачи призвана коварная красавица Мариса Коултер
(Николь Кидман). В фильме Криса Вейца о первородном грехе
никто не упоминает, и вообще теологических споров здесь
почти нет, зато встречаются прямые обвинения - вроде того,
что "верховная власть скрывает правду".
По ходу дела перед читателями Пульмана
предстают священники, которые похищают и пытают детей,
ангелы-извращенцы, капризные ведьмы на вахте в небесах,
мудрец-шаман, боевые белые медведи, очаровательная
монахиня-расстрига, и детям предоставляются широкие
возможности познакомиться со своими "внутренними демонами" -
говорящими зверушками вместо человеческой души.
Что же касается воплощенного зла, то у него
в книгах Пульмана есть свое имя: Церковь. Авторы фильма
заменили его на "Магистериум", однако "силы зла" здесь
безошибочно узнаются по православной иконографии (даже на
афише фильма изображены православные царские врата) и
латинским библейским цитатам. А в конце трилогии
определяется главный враг: "Властелин, Бог, Творец, Господь,
Яхве, Эль, Адонаи, Царь, Отец, Вседержитель".
Протоиерей Давид Мозер (Русская Зарубежная
Церковь), прочитавший всю трилогию Пульмана, говорит: "Стиль
этого фильма, как и книги, по которой он снят, напоминает
"Хроники Нарнии" К.С. Льюиса, но с диаметрально
противоположным результатом. "Нарния" безошибочно
пересказывает христианское повествование о смерти и
воскресении Господа, в то время как направленность "Золотого
компаса" столь же безошибочно антихристианская,
атеистическая. Это не какие-нибудь занимательные сюжеты -
это агрессивная антихристианская проповедь, сильно
действующая даже на взрослого".
Скучная премьера скандального фильма в США
доказала, что бойкот, организованный христианами
Католической лиги, подействовал. В США и Канаде в минувшую
пятницу дебют фильма-фэнтези собрал лишь около 26.1
миллионов долларов США вместо ожидаемых 40 миллионов. Рольф
Миттвег, представитель New Line Cinema, кинокомпании,
которая создала "Компас", согласился с тем, что скандальная
антирелигиозная тематика фильма дала свой эффект.
***
Читайте другие критические рецензии на
оккультные и лженаучные фильмы и книги:
***
Что же делать нам?
Но в России все молчат, фильм тихо идёт на
экранах страны. И даже сложно сказать, стоит ли привлекать к
нему внимание широких масс зрителей через активную критику.
За множеством спецэффектов разглядеть антирелигиозные
высказывания неподготовленному юному зрителю крайне
непросто. Вряд ли "Золотой компас" покажется ему чем-то
большим, нежели красочной историей про маленькую девочку
(Дакота Блю Ричардс), которая отправляется на Север, чтобы
найти пропавших детей и своего дядю. А помогают ей в этом
цыгане-мореплаватели, ведьмы, бронированные медведи и чудак
на аэростате в ковбойской шляпе.
Правда, настораживают политизированные
параллели. Голливуд опять воскрешает образ врага. Страна
врага называется Тартария - так на древних картах обозначали
Россию. Белый медведь ломает православные иконы, доблестный
ковбой побеждает тартаров, дети с видимым удовольствием ему
помогают. И люди спокойно впитывают подслащенный хорошими
спецэффектами антицерковный и антироссийский компот и
проникаются недоверием к Церкви. В том числе и потому, что
прежде от имени Церкви звучали малообоснованные "страшилки"
в адрес Гарри Поттера, "Хроник Нарнии" и других детских
сказок.
Что же нам после такого очередного
наступления на Православие делать?
Первое - не превозноситься и не осуждать.
Легко видеть в несчастных авторах "исчадия сатаны" и не
замечать "апокалипсиса мелкого греха" в своей душе. Тут
лучшая защита - укрепление своей осознанной веры, вдумчивое
изучение основ Православия, святоотеческого наследия.
В душе человека, как творца, так и зрителя,
должен быть эстетический или этический предел пресловутому
"праву художника". Если кощунствующий творец не желает
преобразить себя - внешние репрессии и критика Церкви, на
которую мало обращают внимание, не помогут. Если же зритель
не желает критично относиться к тому, что он смотрит - он
соучастник кощунства.
Второе - поощрять православный кинематограф,
который едва представлен талантливыми работами Н. Михалкова,
Звягинцева или довольно спорным "Островом". Не сусальные
рассуждения под убаюкивающие песнопения и тихий звон
колоколов привлекают людей, а притчевость, позволяющее
увидеть Евангелие в повседневной жизни, возможность найти
нужный образ для своих действий в православно поданных
жизненных ситуациях. Поэтому православное кино - это не
только о монастырях и батюшках с матушками. Это кино-притча,
берущее за душу и преображающее её. После такого фильма
зритель понимает, что жить, как он жил прежде, нельзя.
Если мы не даем такие притчи - зритель
находит их там, где образы просты, чувства ярки, действие
стремительно. Иными словами, своим нежеланием вести подлинно
миссионерскую деятельность на всех направлениях, неумением
правильно подать подлинную православную духовность, мы
подталкиваем зрителя искать духовность в мутном болотце "фэнтэзи"
и безбожных сказок.
Работы здесь много и самое тяжелое в этом -
работа над собой. Проще провести пикеты у стен кинотеатра
или разразиться гневом в адрес несчастных людей, не "ведущих
пети аллилуйя", не знакомых с богатством и красотой
Православия, чем потрудиться самому понять смысл и значение
постоянно посещаемого нами богослужения.
Если поймём - значит, маленькую победу над
кощунством мы уже одержали и пусть медленно, но верно идём
не в том направлении, которое указывает нам "Золотой
компас".
Силуан Туманов, игумен
Личный блог игумена Силуана Туманова - 15.12.2007.
|