Естественно ли для человека быть вегетарианцем?
Вопрос: большинство приматов –
растительноядные. Означает ли это, что и человек тоже
"от природы" растительнояден? От вегетарианцев можно
услышать, что мясо для человека очень вредно (обычно
следует длинный список болезней, которые "от
мяса"). Поэтому надо отказаться от мяса и питаться
исключительно растительной пищей. Так, например,
издревле питаются индусы…
Утверждения, что "жители Индии –
вегетарианцы" - одна из наиболее распространенных и
устойчивых в европейском обществе легенд. Прежде всего,
нужно иметь в виду, что вегетарианство индуистов –
обычай довольно поздний. Древние ритуальные
тексты-грихьясутры, регламентировавшие многие стороны
быта индусов, напротив, указывали, что различные виды
мяса необходимы для достижения различных целей: изобилия
еды, поддержания быстроты движений, формирования
плавности речи, продления продолжительности жизни.
Древние индусы не воздерживались от приема мясной пищи,
если она приносила духовные и физические силы.
Тенденция к вегетарианству стала
проявляться в индийском обществе лишь в средневековье,
как развитие идеи ахимса (непричинения вреда). Но и
тогда полного исключения пищи животного происхождения не
требовалось. Напротив, молоко, сливочное масло и
кисломолочные продукты (простокваша) считались лучшей
пищей для ребенка, а многие ритуальные книги упоминали
блюда из мяса и рыбы. И в наше время мясо составляет
значительную часть рациона представителей "средних" и
"низших" каст жителей тропических штатов Индии:
Уттар-Прадеш, Ассам, Андхара-Прадеш, Тамилнад.
При этом, действительно, для многих
народов южной Индии пища растительного происхождения
служит основным источником энергии. В некоторых группах
населения до 98% калорийности пищи обеспечивают продукты
из злаковых культур, около полутора процентов
калорийности рациона приходится на молоко, и лишь 0,5%
энергии поставляют мясо и рыба. Специфика ситуации в
том, что в данном случае речь не идет о собственно
вегетарианстве, то есть сознательном полном отказе от
животной пищи. Для подавляющего большинства индийских
крестьян и представителей "низших" каст мясная пища
попросту остается недоступной по экономическим причинам.
Очень печальные последствия такой диеты для здоровья
подтверждены многими исследованиями. Из-за нехватки
незаменимых аминокислот (мы получаем их с мясом, яйцами
и молоком или кисломолочными продуктами) развивается
белковая недостаточность, в тяжёлых случаях приводящая к
специфической болезни – квашиоркору, при котором
нарушается синтез в организме собственных жизненно
важных белков. Для современной Индии характерны
чрезвычайно высокая доля новорожденных с массой тела
меньше 2500 г (30%) и ужасающий показатель младенческой
смертности: 57 из 1000 родившихся живыми малышей в 2006
г не прожило и года. Это напрямую связано с
несбалансированностью рациона и недостатком полноценного
пищевого белка.
"Настоящее" вегетарианство (подчеркну,
включающее потребление значительных количеств молока и
кисломолочных продуктов) характерно в основном для
представителей "высших" каст Индии. По-видимому,
преимущественные контакты европейцев с представителями
именно этих каст и привели к распространению
представлений о вегетарианстве жителей "загадочной
Индии".
Современные индийские рестораны в Европе
во многом ориентированы на поддержание "вегетарианского"
имиджа индийской кухни, а индийцам, живущим в
европейских городах, они предоставляют "престижную"
пищу. Соответственно, в Лондоне, например, большинство
индийских ресторанов вегетарианские.
Лет десять назад коллеги из Лондонского
университета решили познакомить меня с индийской
невегетарианской кухней. Но оказалось, что их
излюбленный ресторанчик в трех минутах ходьбы от здания
Гальтоновской лаборатории несколько дней назад то ли
закрылся, то ли куда-то переехал. В поисках другого
подходящего заведения мы обошли пять или шесть индийских
ресторанов, но оказалось, что все они специализируются
на вегетарианской кухне. Любопытно, что для знакомства с
таким количеством индийских ресторанов в центре Лондона
пришлось затратить не более 20 минут… (Да, потом
невегетарианский ресторан всё-таки нашли. Было вкусно).
Как мы знаем, вегетарианство
распространилось и на "западный" мир. Но серьезные
научные исследования не подтверждают распространенного
мнения о благоприятном влиянии вегетарианских диет на
здоровье. Даже поклонники вегетарианских диет, с
которыми доводилось общаться, не могли
продемонстрировать мне ни одной статьи, в которой при
изучении достаточных по объёму выборок, с соблюдением
всех принципов организации медицинского исследования,
подтверждалась бы однозначная польза "веганства"
(строгого вегетарианства) или его заметные преимущества
перед смешанным питанием. И самому в добротных
медицинских или биологических журналах таких работ не
удавалось найти (я имею в виду издания, в которых
поданные материалы проходят экспертную оценку, прежде
чем допускаются к публикации). К сожалению, убеждённые
вегетарианцы по большей части реагируют на отсутствие
подобных статей с позиций конспирологических: дескать,
существует некий "сговор врачей", в рамках которого
публикаций по некоторым темам просто не допускают. Увы,
мотив "мировых заговоров" – один из самых верных
аргументов того, что к серьёзной науке та или иная
проблема не относится (посмотрите в связи с этим старую,
но не устаревшую статью Станислава Лема о науке и
псевдонауке).
Сторонники вегетарианства часто
выдвигают аргументы, сводящиеся к тому, что обезьяны –
существа растительноядные, а потому для нас, их
эволюционных потомков, мясная пища "чужда". В таких
утверждениях есть целый ряд слабых мест. Прежде всего, о
какой "глубине эволюционного родства" идёт речь?
Древнейшие приматы были родственны насекомоядным –
млекопитающим если не хищным, то всеядным. Почему бы не
"отсчитывать" от этих древнейших предков? Тогда
получается, что именно всеядность следует считать
исходным, исконным типом питания человека. А дальше –
освоение разных биотопов требовало от приматов адаптации
к разным видам пищи. В результате растительноядность
присуща далеко не всем видам современных приматов: это
подтверждают многочисленные материалы, полученные в
полевых исследованиях второй половины XX века.
Специалисты-приматологи могут привести более точные
цифры, но насколько я помню, в популяциях шимпанзе и
павианов доля мясной пищи колеблется от 5 до 15%, что
выше, чем у бедняков-индусов. Так что
"эволюционно-приматологический" аргумент в пользу
вегетарианства не срабатывает.
***
Обличение вегетарианства:
***
В отношении фруктово-овощной диеты с
заменой мяса повышенным количеством молока и
кисломолочных продуктов с добавлением орехов и бобовых
возражений, в общем, нет. Такой вариант "мягкого"
вегетарианства вполне может обеспечить современному
человеку комфортное существование (правда, хорошо бы
рыбы добавить). Взрослому человеку нужно не так уж много
незаменимых (полноценных, содержащих все нужные
аминокислоты) белков – в среднем, грамм на килограмм
собственного веса. Другое дело – организм растущего
ребёнка, беременной женщины или кормящей мамы. Им нужно
повысить потребление белков, и это должны быть протеины
животные.
В принципе, я согласен с большинством
серьезных диетологов, которые считают, что в европейском
обществе вегетарианство – скорее, отражение
мировоззренческой позиции ("я никого не ем!"). Для меня
сильным аргументом в пользу этой точки зрения стало "рррреволюцьонное
кафе" в канадском Виннипеге, куда мы зашли как-то с
коллегами попить чайку. В соседнем зале располагался,
как сказали бы советские читатели, "магазин политической
книги". Распределение книг по стеллажам было строго
тематическим: "Марксизм", "Анархизм", "Права женщин",
"Вегетарианство"…
Андрей Козлов, доктор
биологических наук,
кандидат медицинских наук,
старший научный сотрудник
Лаборатории антропоэкологии НИИ и музея антропологии МГУ
Антропогенез.Ru
|