Подросток попался в сеть
Нет сегодня ни одного родителя, который
не без известной доли раздражения периодически не
восклицал, обращаясь к своему ребенку-подростку:
"Сколько можно сидеть за компьютером?!" и не слышал
хорошо знакомый ответ: "Ну, еще немножко!" или "Скоро
заканчиваю!", или что-нибудь в этом роде. Как относиться
к тому, что ваш ребенок готов часами просиживать за
компьютером, играть в игры, блуждать по интернету,
общаться в социальных сетях или просто плутать по
сайтам. Почему этот вид деятельности так притягивает
детей? Почему так трудно оторваться? Насколько это
полезно или вредно для его психики? Как относиться к
тому, что ребенка казалось бы, больше ничего не
интересует, кроме этого вида деятельности? Что считать
нормой, а что - состоянием зависимости от интернета или,
пользуясь современной психологической терминологией,
интернет-аддикцией? Какие последствия использования
современных технологий мы можем ожидать и как избежать
негативных последствий? Попробуем разобраться в этих
сложных вопросах.
Если провести небольшой экскурс в
прошлое и вспомнить те времена, когда компьютеры были
чем-то из разряда фантастики (трудно представить, что
это было не так уж и давно), а телевизоры были далеко не
в каждой семье (это совсем невозможно представить, но в
жизни наших родителей, бабушек и дедушек так и было),
главным источником информации, любимым
времяпрепровождением детей и подростков было чтение
книг. И даже одним из наказаний учителя в школе был
временный запрет на получение книг в библиотеке (знаю
это из рассказов старшего поколения). Думаю, что если
рассказать это нашим детям, они будут крайне удивлены.
Кстати, вопрос о том, как приучить ребенка читать
художественную литературу и вообще читать, интересует
родителей и учителей не меньше, чем тот, который мы
обсуждаем в рамках этой статьи. Общение с современными
детьми и их родителями демонстрирует нам, что история
про наказание в виде лишения возможности читать
повторяется, но только уже в современном прочтении. Для
нынешнего подростка запрет на использование теперь уже
компьютера, а не чтения книг, сродни невыносимым
испытаниям.
Так что же происходит с нашими детьми и
так ли страшны новые информационные технологии и, в
частности, компьютер и интернет? Прежде чем переходить к
чему-то более конкретному, к советам и рекомендациям,
соблюдая логику изложения, все же рассмотрим некоторые
важные теоретические аспекты данной проблемы.
Первый аспект связан с результатами
современных исследований психологов по проблемам
последствий влияния новых информационных технологий на
психику и здоровье детей.
Результаты этих исследований
неоднозначны, т.к. сама проблема является сравнительно
новой, ее изучением активно стали заниматься, начиная
примерно с конца 80-х годов прошлого века, в основном
это были исследования зарубежных авторов. Условно
разделяя медицинский и психологический аспекты нужно
сказать, что с точки зрения медиков, и многие это уже
"проверили" на практике, длительное сидение за
компьютером приводит к проблемам со зрением, к головной
боли, проблемам, связанным с тем, что человек длительное
время испытывая статическую нагрузку, сидит в
неподвижном и однообразном положении - затекают мышцы
шеи, спины, ног и др., что снижает и без того низкую
физическую активность современного человека. Не изучен
до конца и вопрос о том, как влияет излучение, исходящее
от компьютера на здоровье человека и многие другие
медицинские аспекты. Что же касается психики, то здесь
тоже все непросто. Психологи говорят нам о появлении
нового вида зависимости (наряду с хорошо известными всем
наркотической, алкогольной, игровой, пищевой
зависимостями) - интернет-зависимости, или, по-другому,
интернет-аддикции.
С точки зрения исследователей этой
проблемы, Интернет-зависимость - это такой вид
зависимого поведения, при котором процесс пребывания в
Интернете затягивает настолько, что человек оказывается
не в состоянии полноценно функционировать в реальном
мире, предпочитая жить "виртуально". Интернет
воспринимается как своеобразный аналог реальности.
Человек не нуждается в контактах с окружающим миром,
либо эти контакты очень сужены, сведены к минимуму. Он
довольствуется жизнью "в сети".
Один из ведущих исследователей этой
проблемы К. Янг выделил пять типов Интернет-зависимости,
среди которых: пристрастие к работе с компьютером,
патологическая привязанность к азартным играм в
интернете, к аукционам или электронным покупкам,
зависимость от общения в чатах, групповых играх и
телеконференциях, зависимость от сайтов сексуальной
тематики. Современные исследователи данной проблемы
говорят о том, что интернет как среда по своей природе
неоднороден и включает в себя множество возможностей,
широкое разнообразие форм и видов деятельностей
пользователей. Это может быть общение, игровая,
познавательная и др. деятельность. Поэтому и зависимость
может наступать от определенного вида деятельности в
интернете, а не от самого интернета как среды.
Согласно классическому определению
К.Янга, интернет-зависимость проявляется во
всепоглощенности интернетом; потребности проводить в
сети все больше и больше времени; наличии повторных
попыток уменьшить использование интернета; возникновении
так называемых "симптомов отмены" при прекращении
пользования интернетом, причиняющих человеку
беспокойство; проблемах контроля времени; проблемах с
окружением (семья, школа, работа, друзья); ложью по
поводу времени, проведенному в сети; изменением
настроения посредством использования интернета.
Исходя из этих характеристик можно
сделать вывод о том, что большое количество современных
подростков имеют предрасположенность к формированию
такой зависимости. Вместе с тем, исследователи
интернет-зависимости сходятся во мнении о том, что при
формировании зависимости первичны психологические
особенности самого пользователя интернета. Сам интернет
и общение в нем может приобретать сверхзначимость для
некоторых людей в силу их личностных особенностей:
сложности в принятии своего физического облика;
замкнутости, сложности в непосредственном общении и
взаимопонимании (может быть связанным со сложностями в
общении с противоположным полом); чувстве одиночества;
эмоциональной напряженности и некоторой склонности к
негативизму; наличии хотя бы одной фрустрированной
потребности; обостренном чувстве независимости;
нереалистичными представлениями об идеальном "Я",
заниженной самооценке. Многие из перечисленных признаков
являются характерными для подростков, т.к. сам
подростковый возраст, являясь переходным, кризисным
периодом, может сопровождаться такими проявлениями. С
психологическими особенностями подросткового возраста
связан второй аспект рассматриваемой проблемы.
Всем известно, что каждый возрастной
период обладает своей спецификой. Психика ребенка не
тождественна психике взрослого, а его личность активно
развивается начиная с раннего детства. Наиболее ярким и
переломным периодом становления личности принято считать
подростковый возраст. Именно этот период совпадает с
началом активного использования ребенком интернет-среды.
Не умоляя факт использования компьютера и интернета
детьми дошкольного и младшего школьного возраста,
отметим, что все же в этом возрасте обычно еще
наблюдается более строгий контроль за временем
использования компьютера со стороны взрослых и не таким
активным и всепоглощающим стремлением к "жизни в сети".
Почему именно подростки?
Подростковый возраст – возраст общения,
возраст наибольшего стремления к получению одобрения со
стороны сверстников и той группы, которая является
значимой для подростка. Многие свои представления о
социальных ролях и жизненных ценностях подростки
получают именно отсюда. Подростки живут в мире
разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными
группами - семьей, друзьями, социальными институтами и
др. Современная интернет среда, являясь по сути тоже
социальной "виртуальной" средой, позволяет подростку
реализовать те роли, проигрывание которых в реальной
жизни представляется для него затруднительным, но в
"проживании" этой роли подросток испытывает
необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те
ценности, установки и идеалы, которые эта роль
подразумевает. Тем более, такая особенность
интернет-среды как анонимность создает все предпосылки
для такого ролевого экспериментирования.
Ярко прослеживается именно подростковые
черты в том, как осуществляется самопрезентация
подростков в интернете. Она более раскованна, является
более эпатирующей и менее социально желательной по
сравнению с тем, что представляет из себя подросток на
самом деле. Этот факт является закономерностью
нормативного развития в этом возрасте, следствием пока
еще не сформировавшейся личности подростка, его особого
отношения к миру, потребностью во взрослости, которая
может и в реальной жизни проявляться в эпатаже, а в
виртуальном и анонимном интернет-мире, тем более.
Виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реального
образа создается подростком для того, чтобы испытать
новый опыт и обусловлена стремлением подростка испытать
нечто ранее не испытанное, поиском себя.
***
Читайте также по теме:
***
Если рассмотреть более подробно вопрос о
том для чего и почему подростки используют интернет, то
наши исследования показали, что для подростков,
регулярно использующих интернет, наиболее привлекательны
мотивы общения и игровые мотивы. Подростки проводят
наибольшее количество времени в социальных сетях ("В
Контакте", "Мой мир", "Одноклассники") и различных
чатах. Здесь достаточно ярко можно увидеть
самопрезентацию подростков со всеми описанными выше
особенностями. На втором месте игровые мотивы (он-лайн
игры). Мотив поиска информации стоит на третьем месте.
Таким образом, ссылаясь на данные ученых
(Н.В. Чудова) получается, что интернет является новой
социальной средой, культурой, в рамках которой появились
новые средства для личностного развития человека.
Особенную значимость интернет может приобретать для тех,
кому по каким-либо причинам "трудно формировать свой
образ Я с опорой на свои природные данные или социальные
достижения". На наш взгляд этот вывод демонстрирует
более прогрессивный взгляд на проблему, который
полностью применим, в том числе и к вопросу "жизни в
интернете" детей подросткового возраста.
Подводя некоторый итог, вернемся к
началу разговора и ответим на те вопросы, которые были
поставлены в начале статьи.
Итак, относиться к тому, что ваш ребенок
готов часами просиживать за компьютером, играть в игры,
блуждать по интернету, общаться в социальных сетях или
просто плутать по сайтам, нужно спокойно. Главное
понять, носит это стремление навязчивый, патологический
характер или нет. В большинстве случаев такое стремление
является нормальным, свойственным для большинства детей
и подростков. Для того, чтобы избежать
интернет-зависимости у ребенка (и игровой зависимости в
том числе), родителям необходимо стараться регулировать
время нахождения ребенка за компьютером (и в интернете).
Медики советуют ограничивать это время полутора-двумя
часами в день. Для детей дошкольного и младшего
школьного возраста - получасом. Нужно сказать, что если
родители разносторонне развивают своего ребенка и у него
есть какие-либо увлечения кроме компьютера, то время
пребывания за компьютером у него будет сокращено так
сказать естественным путем, т.к. кроме времени,
проведенного в школе, времени затраченным на подготовку
домашнего задания, он должен успеть подышать свежим
воздухом, посетить кружки и секции, так что свободного
времени остается не так уж и много. Если же досуг
подростка не организован, вероятность более длительного
нахождения за компьютером и тесного общения с интернет
средой не исключен. Что касается зависимости от игр, то
здесь тоже большая ответственность лежит на родителях.
Зачастую родители сами того не ведая приучают ребенка к
компьютеру начиная уже с дошкольного возраста. Обычно
это бывает так: сначала ребенку предлагаются так
называемые познавательные и развивающие игры, ребенок
овладевает техническими возможностями компьютера, а
затем в его жизни появляются первые игры
развлекательного характера, которые оказываются очень
интересными и захватывающими. Ребенок готов часами
играть, при этом родителям бывает это очень удобно, т.к.
ребенок занят, не мешает, не доставляет никаких хлопот.
К подростковому возрасту время игр увеличивается в разы,
накладываются особенности подросткового возраста,
которые были рассмотрены нами выше, справиться с
чрезмерным стремлением к игре становится очень сложно.
Что касается стремления подростков к
общению "он-лайн", то оно является нормативным явлением,
удовлетворяющим потребность подростка в том ведущем типе
деятельности, который соответствует возрастному периоду
подростничества - это деятельность общения. Благодаря
такой своей особенности как анонимность, интернет
позволяет подросткам, имеющим проблемы с общением в
реальной жизни реализовать свою потребность в
коммуникации виртуально. Подросткам, не испытывающим
таких проблем в реальной жизни интернет дает
дополнительные возможности развития коммуникативных
способностей. Кроме того, ребенок, которого лишают
возможности использовать интернет, будет чувствовать
себя в компании своих сверстников не в своей тарелке,
т.к. будет лишен возможности обсуждать актуальные для
сверстников проблемы.
Таким образом, несмотря на определенные
опасности, которые представляет чрезмерное использование
компьютера детьми и подростками, трудно представить себе
современного развитого ребенка без компьютера,
компьютерных игр, без стремления попасть в мир
"всемирной паутины". Соблюдая правило "во всем хороша
мера" и имея доверительные отношения со своими детьми
можно не беспокоиться о том, что "сеть" затянет ребенка
на самое дно.
Наталья Крамаренко, Марина Тылкина
Журнал "Виноград", №4 (36) 2010
|