Кого боятся подростки
Моя рабочая гипотеза была такова:
современных детей слишком много развлекают, в результате
они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими
собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира
совершенно не знают и даже боятся.
По условиям эксперимента участник
соглашался провести восемь часов (непрерывно) в
одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими
средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не
включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и
телевизор. Все остальные человеческие занятия – игра,
чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение,
музицирование, прогулки и т. д. – были разрешены.
Во время эксперимента участники по
желанию могли делать записи о своем состоянии,
действиях, о приходящих в голову мыслях.
Строго на следующий после эксперимента
день они должны были прийти ко мне в кабинет и
рассказать, как все прошло.
При возникновении сильного напряжения
или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало
немедленно прекратить и записать время и, по
возможности, причину его прекращения.
В моем эксперименте участвовали в
основном подростки, которые приходят ко мне в
поликлинику. Их родители были предупреждены и
согласились обеспечить своим детям восемь часов
одиночества.
Вся эта затея казалась мне совершенно
безопасной. Признаю: я ошиблась.
В эксперименте приняли участие 68
подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37
девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь
часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два
мальчика и девочка.
Семеро выдержали пять (и более) часов.
Остальные – меньше.
Причины прерывания эксперимента
подростки объясняли весьма однообразно: "Я больше не
мог", "Мне казалось, что я сейчас взорвусь", "У меня
голова лопнет".
У двадцати девочек и семи мальчиков
наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара
или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость
во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди,
ощущение "шевеления" волос на голове.
Почти все испытывали беспокойство,
страх, у пятерых дошедший практически до остроты
"панической атаки".
У троих возникли суицидальные мысли.
Новизна ситуации, интерес и радость от
встречи с собой исчезла практически у всех к началу
второго-третьего часа. Только десять человек из
прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через
три (и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая
эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором
она все восемь часов подробно описывала свое состояние.
Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).
Что делали мои подростки во время
эксперимента?
– готовили еду, ели;
– читали или пытались читать,
– делали какие-то школьные задания (дело
было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за
учебники);
– смотрели в окно или шатались по
квартире;
– вышли на улицу и отправились в магазин
или кафе (общаться было запрещено условиями
эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши –
не в счет);
– складывали головоломки или конструктор
"Лего";
– рисовали или пытались рисовать;
– мылись;
– убирались в комнате или квартире;
– играли с собакой или кошкой;
– занимались на тренажерах или делали
гимнастику;
– записывали свои ощущения или мысли,
писали письмо на бумаге;
– играли на гитаре, пианино (один – на
флейте);
– трое писали стихи или прозу;
***
Читайте также по теме:
Подростковый суицид - проблемы и профилактика:
***
– один мальчик почти пять часов ездил по
городу на автобусах и троллейбусах;
– одна девочка вышивала по канве;
– один мальчик отправился в парк
аттракционов и за три часа докатался до того, что его
начало рвать;
– один юноша прошел Петербург из конца в
конец, порядка 25 км;
– одна девочка пошла в Музей
политической истории и еще один мальчик – в зоопарк;
– одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент
пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове
навязчиво крутились "дурацкие" мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков
полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по
мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к
друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор
или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти
все и почти сразу включили музыку или сунули в уши
наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу
после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали
эксперимент полезным и интересным для самопознания.
Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что
со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во
время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания
"зависимость", "получается, я не могу жить без...",
"доза", "ломка", "синдром отмены", "мне все время
нужно...", "слезть с иглы" и т.д. Все без исключения
говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями,
которые приходили им в голову в процессе эксперимента,
но не сумели их внимательно "рассмотреть" из-за
ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно
закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель
парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с
собакой. Другой (сын моих знакомых – научных
сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои
коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой
не испытали в процессе эксперимента никаких негативных
эмоций и не отмечали возникновения "странных" мыслей.
Получив такие результаты, я, честно
сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза
гипотезой, но когда она вот так подтверждается... А ведь
надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали
участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и
согласился.
Катерина Мурашова
Сноб - 20.03.2012.
Выбери жизнь со Христом!
"Ибо так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)
"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего,
слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…"
(Втор. 30:19-20)
|