Групповое мышление как механизм влияния на личность
в деструктивном культе
Определяющим признаком
деструктивности
культа, по признанию специалистов по культам, является
контроль сознания. Существует несколько моделей контроля
сознания в культах (М. Сингер, Р. Лифтон). Все они
описывают примерно одинаковые признаки этого контроля
(изоляция, тотальность влияния, манипуляция). С. Хассэн
(Хассэн С. Контроль сознания и феномен культа. - В кн.
Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное
воздействие. Н. Новгород.1995 г.), как бы объединяя все
это, контроль сознания понимает в 4 сферах:
- поведения;
- информации;
- мышления (мыслей);
- эмоций (чувств).
- Контроль мышления в культе может
происходить, например, за счет:
- завоевания контроля над временем
размышления человека (М. Сингер);
- обеспечения члена культа нагруженным
культовым смыслом языком - клишированным словарем, с
целью устранения основы для самостоятельного и
критического мышления (Р. Лифтон).
Кроме того при контроле мышления могут
использоваться (и используются) групповые механизмы, в
частности модели группового мышления. Эти модели сами по
себе, в качестве группового феномена, не содержат
деструктивизма или имеют возможности его преодоления. Но
в культе эти возможности отсутствуют, модель имеет
модификацию и может влиять деструктивно.
Вначале необходимо определить сам термин
"групповое мышление". Он достаточно условен по отношению
к традиционному пониманию мышления в психологии (как
процесс деятельности человека, характеризующийся
обобщенным и опосредованным отражением
действительности).
Групповое мышление (термин употребляет
Дж. Джанис (1)) скорее относится к процессу принятия
решения группой. Джанис отмечает феномен группового
мышления в специально организованных для "делания"
решений экспертных группах: в сфере политики, экономики,
управления.
Однако как действующий, практикующий
тренер по тренингу я могу отметить наличие этого
феномена и в лабораторных группах, т.е. группах
обучения, группах тренинга. Правда, действия механизма
группового мышления в деятельности групп можно наблюдать
при определенных условиях. Таким образом, групповое
мышление - реальный факт жизнедеятельности групп.
Основываясь на моделях группового
мышления Джаниса, можно сформулировать феномен
группового мышления как способ размышления и принятия
решения, где главным является мотив, стремление к
согласию с группой ("стремление к совпадению,
соответствию" - Джанис).
Джанис использует концепцию группового
мышления для объяснения специфического вида патологии
группы. Однако мы скорее имеем дело не с патологией
группы, а с патологией решения: его ненадежностью,
неадекватностью реальной ситуации. Это происходит от
того, что стремление к единодушию и единообразию в
группе выше, чем побуждение реалистично оценить
альтернативные варианты действия. Групповое мышление
имеет несколько главных условий возникновения в группе:
1. Высокая сплоченность ("высокая
степень связанности" - Джанис) группы, которая ведет к
принятию одобренной группой версии действительности. Все
силы в группе работают на то, чтобы держать всех членов
вместе. Это - мера желания членов группы держаться
вместе, оставаться вместе как группа, принадлежать
группе.
Участники такой группы более
восприимчивы к взаимному давлению. Последствием высокой
связанности группы является сокращение конфликтов в
группе, избегание столкновения альтернативных мнений.
Группа не хочет "раскачивать лодку" (Джанис). Сама
групповая сплоченность - естественный и закономерный
групповой механизм. Однако высокий ее уровень может
привести к принятию решений с низкой вероятностью
успешных результатов.
2. "Структурные недостатки" групповой
организации. Этих недостатков или характеристик четыре:
- групповая изоляция (изоляция группы,
изолированная группа), что приводит членов группы к
сознанию собственной групповой важности;
- наличие директивного лидера, который
ориентирует группу в выгодном для него направлении при
выработке решения;
- однородность (гомогенность) группы,
которая развивается вследствие недопущения (часто
лидером) существования разных мнений или ценностей;
- отсутствие ясных процедурных норм,
особенности в ситуации напряжения или стресса.
3. "Ситуационные провокационные
контексты" (Джанис) или ситуации стресса. Групповое
мышление не "функционирует" в обычных ситуациях. Но
возможность его проявления увеличивается, когда
способная к высокой связанности группа со структурными
недостатками находится в ситуации кризиса, стресса.
Во-первых, это приводит к чувству неуверенности и
напряжению у участников группы, и они используют группу
как средство создания ясности в решении проблем;
во-вторых, у членов группы в стрессе происходит снижение
самооценки и повышение оценки группы как средства выхода
из кризиса. Все это придает группе высокую ценность и
определяет стремление членов группы к быстрому и
безболезненному единодушию. Все вышесказанное приводит к
тому, что участники группы склонны подавлять собственные
мнения, отказываться от собственных путей решения ради
возможности "принадлежать" группе. Последствия
группового мышления могут быть помещены в три
характеристики:
1. Формируется завышенная оценка власти
(мощи) группы, что включает иллюзию неуязвимости и веры
в групповую мораль.
2. Члены группы получают уверенность,
что даже в ситуации стресса, членство в группе
рационально. Появляются групповые стереотипы, которые
поощряются группой.
3. Культивируется принуждение (давление
группы) для поддержания групповой однородности. Оно
может включать в себя: самоцензуру, иллюзию единодушия,
давление на инакомыслящих.
Результатом такого процесса принятия
решений являются дефектные (неэффективные), иногда
рискованные решения. Это положение справедливо как для
недеструктивных групп, так и для деструктивных культов.
Однако именно в культах принимаются наиболее "дикие" и
нереалистичные решения: например, отравление людей в
токийском метро, ответственность за которое возлагается
на "Аум Сенрике", призыв к смерти и объявление "конца
света" "Белым братством". Кроме того, в недеструктивных
группах есть возможности минимизировать последствия
группового мышления, что в культах не происходит, но об
этом чуть ниже.
В культах модель группового мышления
имеет модификации, проистекающие из целей культа:
"культы не существуют прежде всего, чтобы принимать
решения" (Джанис), т.е. принятие решений не является
первичной целью культа. В отличие от "групп принятия
решения", первичная цель которых состоит в "делании"
высококачественных решений, цель культа - контроль
сознания, который подразумевает власть не только над
принятием решений членами культа, но и над мыслями и
чувствами членов культа, над их личностью.
Модификации модели группового мышления в
культе следующие:
1. Сплоченность членов группы в культе
не спонтанна, а спланирована и реализуется манипулятивно
лидерами культа. Харизматический лидер формирует вокруг
себя преданную верхушку (элиту), которая и является
"группой принятия решений", т.е. процесс принятия
решения отчужден от рядовых членов культа. Стремление к
принадлежности группе у участников культа поддерживается
через процесс сурового испытания верности члена культа с
использованием приемов "кнута и пряника". Культ
становится центральным интересом жизни человека и
единственным, первичным, необходимым источником
межличностных связей членов культа.
2. Структурные недостатки представлены в
культе в виде деиндивидуализации, как результата
стремления членов культа к однородности. Они теряют
старые принципы поведения и "принимают" новый набор
норм, стереотипов поведения, которые поощряются. Деиндивидуализация - не побочный продукт культов, культы
существуют, чтобы "обеспечить" своих членов изменениями,
вплоть до замены в их системах веры, поведении и локуса
контроля.
3. Спонтанные и проходящие стрессовые
ситуации ("провокационные ситуационные контексты") в
культе имеют вид жесткого социального контроля, который
использует как инструмент чувства вины, страха, позора
за свое прошлое, чтобы создавать образ более
привлекательного будущего в культе, таким образом, члены
культа находятся в постоянном напряжении. Достичь
будущего в культе можно, только соблюдая нормы группы,
нормы устанавливает элита ("группа принятия решения").
Здесь мы опять наблюдаем отчуждение, депривацию по
отношению к процессу принятия личностью решений.
4. Преждевременное согласие с мнением
группы в культе модифицируется в полное, восторженное
соответствие доктрине культа. Преждевременное согласие
может подразумевать наличие и критического настроя
участника принятия решения и находится на одном конце
континуума. На другом его конце - полное принятие и
соответствие. Поскольку в культе критика решений,
принятых элитой исключается, то требуется восторженное
обожание и самой доктрины, и ее проводников: доктрина -
единственная дорога к правде, с ней мало соглашаться, ей
надо полностью соответствовать.
***
Психология деструктивной религиозности:
- Что такое деструктивная секта - Пси-Фактор
- Контроль сознания и феномен культа - Стивен Хассэн
- Феномен деструктивных культов и контроля сознания - Евгений Волков
- Основные модели контроля сознания (реформирование мышления) - Евгений Волков
- Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах - Евгений Волков
- Новейшие секты в странах СНГ - Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Психологические особенности сектантства - Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе - Вера Целикова
- Методы религиозных культов - Пси-Фактор
- Право на насилие: тоталитаризм вошел в нашу психологию - Елена Лещинская
- Как стать лидером культа - Элиот Аронсон, Энтони Праткин
- Почему люди тянутся в тоталитарные секты - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Иерархия тоталитарной секты: "Живые боги" и администраторы, или Власть и Деньги - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Как противостоять вербовке в тоталитарную секту - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости - Николай Орел
- Классификация сект - Пси-Фактор
- Психодинамика сект - Цезарь Короленко, Наталия Дмитриева
- Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально) - Игорь Молчалин
- К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах - Михаил Балакин
- К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект - Михаил Вершинин
- Проблемы идентификации деструктивных организаций в субъектах экономической деятельности - Михаил Вершинин
- Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп - Михаил Вершинин
- Признаки религий, сект и тоталитарных сект - Олег Заев
- Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. - решение психологических проблем людей после выхода из сект... - Маргарет Сингер
- В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия - иерей Евгений Тремаскин
- Преодоление сектантства как мировоззренческого типажа - Артём Григорян
***
Модифицированная модель группового
мышления - стартовый пункт, то которого можно идти к
пониманию процесса принятия дефектных, опасных решений в
пределах культа. Система испытаний, деиндивидуализация,
восторженное соответствие создают условия для элиты,
принимающей решения в культе, чтобы полностью
контролировать условия принадлежности членов группе,
верности ей. Эти условия облегчены тем, что рядовые
члены культа не контролируют способы принятия решения
элитой культа. Дефектные последствия группового мышления
в недеструктивных группах можно минимизировать введением
нескольких простых, но сильных способов, что
практикуется нами при работе с группой, в частности в
тренинге принятия решений:
- организация процесса сбора, обсуждения
и оценки различных мнений и облегчение прохождения
критики;
- беспристрастность лидера, отсутствие
давления с его стороны, "непроталкивание" им своего
мнения;
- привлечение экспертов извне;
- организация возможности пересмотреть
принятое решение, возвратиться к нему еще раз.
Данные методы в культе невозможны, т.к.
противоречат основному принципу влияния на личность:
обману, манипулированию, способствующих некритичному
отношению членов культа к принятию решений.
Механизмы влияния на личность в культе,
основанные на групповых феноменах, проявляются том числе
и в психотерапевтических культах. Причем,
психотерапевтические группы могут являться
деструктивными уже в силу специфики своего влияния на
личность: именно групповые процессы - часто основной
"инструмент" воздействия на участника группы для
достижения им изменений (еще употребляются термины
"трансформация", "продвижение", "реформирование").
В некоторых психотерапевтических группах
тренер (ведущий) является харизматическим лидером по
определению и проводит линию диктата. Например, в
EST-тренинге, который С. Хассэн наравне с тренинговой
программой "Лайфспринг" называет в перечне деструктивных
культов, точка зрения, мнение, "верования" создателя
ESTа Вернера Эрхарда "проводится" его последователями
без объяснений и по формуле внушения: "Ты получишь это
(что такое "это", не объясняется) по одной простой
причине - Вернер так сделал тренинг, что это получишь"
(2).
Также в программах используется принцип
изоляции группы в пространстве (длительные выезды) или
во времени (тренинги-марафоны), а также депривация
физиологических потребностей (сна, отдыха, потребности в
пище).
Последствия такого воздействия на
личность в психотерапевтических группах часто приводит к
тому, что, ценность и важность группы настолько
возрастают по сравнению с собственной важностью
участников, что они стремятся "принадлежать" группе и
после окончания программы. Такое стремление "быть" в
группе, следовать нормам этой группы, находясь в ней
может быть сигналом деструктивности воздействия на
личность в группе. Я знаю случаи в практике моих коллег,
когда участники, прошедшие психотерапевтические
программы, оставались в них в качестве добровольных
помощников, инструкторов. Эта "привязанность" к группе
давала руководителям программы большие материальные
выгоды.
Действующие тренеры в группах имеют
опасность перейти грань между конструктивным и
деструктивным влиянием группы на участника. Иногда это
бывает неосознаваемо ведущим группы, но в случае с ESTом
или Лайфспринг - вполне осознанно. Поэтому ведущему
необходимо знать механизмы деструктивного влияния группы
на личность, чтобы не создать культ. "Лучшая помощь в
мире та, которая совершенно не намерена, а многие
деструктивные вещи происходят из намерения помочь" (Дж.
Энрайт)
Но тем не менее, именно групповые формы
можно использовать для профилактики попадания человека в
культ. Думается, что есть люди с "предрасположенностью к
культам": социально плохо адаптированные, плохо
социализированные, психологически травмированные, с
несформированными социальными навыками.
Необходимо помочь им обрести эти
социальные навыки, адаптироваться, особенно сейчас у нас
в России, к непростой социальной ситуации, где сломаны
старые стереотипы, но не созданы пока новые. Для этого
наилучшей формой являются все программы
социально-психологического тренинга как способа научения
социальными умениям и навыкам, формирования гибкого
стиля поведения с самоответственностью, критичностью,
креативностью, уверенностью в себе.
Кроме того, группу можно использовать в
качестве совокупного консультанта по выходу из культа.
Такие случаи описывает в своей практике К. Джиамбалво
(3). В качестве группы используется: семья, знакомые,
бывшие члены культа. Групповые механизмы воздействия на
личность в культе вполне уместно нейтрализовать
аналогичными групповыми механизмами "недеструктивного
действия". Группа - это своеобразная "барокамера" при
переходе человека из культа в реальность.
Вера Целикова
Цитировано по:
Целикова В.В. Журнал практического психолога,
№ 1, 1997, С. 98-101.
Пси-Фактор
Использованная литература
1. Mark N. Wexler. Expanding the Groupthink Explanation to the Study of Contemporary
Cults. Cultic Studies Journal, Vol. 12, No. 1, 1995, pp. 49-79.
2. Рейнхард Л. Трансформация. М., 1994.
3. Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. - Н. Новгород, 1995.
|