К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных
культах
Причины попадания в деструктивные,
тоталитарные культы и группы риска. Для того, что бы иметь возможность
квалифицировано оказать помощь в реабилитации человеку,
попавшему в деструктивный культ, необходимо понимать
причины его попадания в эту организацию, а так же те
процессы которые происходят с ним во время нахождения в
организации.
Следует отметить, что люди редко
попадают под влияние той или иной группы без причины.
Есть категория людей, которая приходит на встречу, и так
же спокойно уходит, что бы никогда больше там не
появиться. Однако есть и другие, те кто остается, и вот
причины побуждающие людей оставаться, искать такие
организации нам бы и хотелось рассмотреть в этом
разделе. Человек не живет в вакууме, и наибольшее
влияние на его поведение оказывают наиболее близкие
люди, а именно семья. Очень часто причина попадания в
культ находится в семье человека. Семь это система
открытая, самоорганизующаяся и развивающаяся. Кроме
того, именно в семье закладываются основы личности и
характера человека.
Итак, выделим факторы, которые
увеличивают риск попадания человека в
тоталитарный
культ. Во-первых, это авторитарный или авторитарно-попустительсткий стиль воспитания. При этом
человек привыкает к строгой иерархии, подчинению,
перекладыванию ответственности на других, не развивается
инициативность и критичность. Ситуация "Я - начальник,
ты - дурак, ты - начальник, я - дурак". Для человека
такая форма отношений становится привычной и комфортной,
и он старается ее воспроизвести. Вторая причина это
ситуация условного принятия, эмоциональной холодности,
тогда человек ищет в религии, как он думает, а на самом
деле в организации теплых отношений, и поддержки.
Говоря о семье, как о развивающейся
системе мы можем выделить этапы развития семьи, когда
наиболее вероятно вовлечение одного из ее членов в культ
- а именно это рождение ребенка (для мужа). На этой
стадии основное внимание концентрируется на ребенке,
жена устает и может появиться ощущение брошенности, ненужности, что и может побудить человека на поиски
поддержки, и принятия.
Вторая опасная стадия - это стадия
сепарации от родителей, особенно если она проходит с
задержкой или ситуация в семье крайне напряженная, в
таком случае уход в культ можно рассматривать как
стремление к самостоятельности и независимости, к стати
стремление нормальное и естественное, только в
результате получается, что одна зависимость просто
подменяется другой. Когда мы говорим о связи стадий
развития семьи и вовлечении одного из членов семьи в
культ, то можно так же заметить еще и то, кот из членов
семьи испытывает при этом наибольший дискомфорт по
поводу сложившейся ситуации. Как правило инициатором
прихода является человек испытывающий наибольший
дискомфорт. Здесь нам хотелось бы отметить, что
существует несколько типов стандартных запросов со
стороны родственников вовлеченного. И тип запроса часто
связан с тем, на какой стадии семейной жизни происходит
обращение и кто именно обращается. Вот несколько самых
распространенных вариантов.
1) Стадия развития семьи - сепарация
ребенка. Вовлеченный ребенок. Обратившийся один или оба
родителя. Бывает, что обращается пара, которая уже
разведена. Для подобной ситуации самым характерным
запросом является запрос на восстановления влияния
родителей на ребенка, возвращение его в семью.
Вовлеченного здесь представляют как объект, за
обладание, которым борются между собой родители и
"страшный культ". В работе с таким случаем важно
обратить внимание во первых на нерешенные проблемы
обратившегося, и работать с ними, так же с принятием в
семье факта взросления и становления самостоятельности
ребенка.
2) На стадии развития семьи когда есть
дети дошкольного возраста вовлеченным оказывается чаще
один из супругов. Обращение исходит соответственно от
другого супруга. Здесь часто важен так же и стаж
вовлечения в культ. На ранних стадиях вовлечения (в
течении 1-6 месяцев вовлечения) как правило идет запрос
на сохранение семьи, и возвращение вовлеченного в семью.
При большом стаже вовлеченного в организации (свыше
полугода) основой для обращения служит беспокойство за
судьбу детей и запрос звучит как способы оградить детей
от влияния на них супруга вовлеченного в культ.
3) Более редкий и наименее психологичный
вариант, это когда взрослые дети обращаются по поводу
вовлечения своих родителей. Как правило, в таком случае
запрос сводится к обеспечению финансовой безопасности
вовлеченного (что бы квартиру не отняли, например).
Еще один возможный вариант, это когда
ребенок приносит себя в жертву для сохранения семьи, то
есть что бы родители объединились, вытаскивая его
различного рода неприятностей.
Так же с позиции анализа семейных мифов
можно говорить что касательно нашей темы один из самых
опасных мифов - миф "Спасателей", это логично, потому,
что спасателю просто необходим спасаемый, а "спасать"
человека от "страшной секты" это то что надо. Другой
миф, который зачастую ведет человека в культ - это миф
"мы - люди". Суть мифа сводится к демонстрации
принадлежности к элите человеческого общества, к людям
"продвинутым", интересующимися новейшими течениями во
всех областях культурной жизни, и во всем
разбирающимися. А так же любящие поразмышлять на тему
смысла жизни и устройства вселенной. При этом
принижается значимость таких ценностей как комфорт, и
благоустроенность. Как правило этот миф сопровождается
полной бытовой неустроенностью.
Вторая группа факторов это факторы
социальные, это социальные катаклизмы, ситуации аномии в
обществе, когда нет четкой системы ориентиров, а вот
культы рады предложить "единственно верные" системы
ценностей. При сниженном уровне критичности в группу
риска попадают так же люди, которые работали в жестких
структурах, например армия, и были сокращены или
уволены. Если человек привык искать точку опоры,
выполнять распоряжения не задавая лишних вопросов, не
принимать ответственность (когда он делает только то,
что ему говорят).
Кроме того, в группу риска попадают
люди, пережившие психическую травму. Иногда люди в
состоянии экзистенциального кризиса. Например, многих в
деструктивные культы приводят поиски смысла жизни, или
ситуация когда человек не удовлетворен своей жизненной
ситуацией, или есть проблемы с получением и переживанием
удовольствия, что собственно говоря и ведет к поискам
смысла жизни.
Еще одну группу риска составляют люди с
различными психическими расстройствами, которые часто
еще и обостряются, например, бред преследования,
различные сенестопатии, деперсонализации и дереализации
и другие.
Если говорить о психологических
особенностях группы риска относительно вовлечения в
деструктивный культ, то можно выделить следующие
характеристики:
- Размытая или не сформированная идентичность;
- Внешний локус контроля;
- Сниженная критичность;
- Чувство неудовлетворенности;
- Некоторые особенности консультирования.
***
Психология деструктивной религиозности:
- Что такое деструктивная секта - Пси-Фактор
- Контроль сознания и феномен культа - Стивен Хассэн
- Феномен деструктивных культов и контроля сознания - Евгений Волков
- Основные модели контроля сознания (реформирование мышления) - Евгений Волков
- Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах - Евгений Волков
- Новейшие секты в странах СНГ - Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Психологические особенности сектантства - Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе - Вера Целикова
- Методы религиозных культов - Пси-Фактор
- Право на насилие: тоталитаризм вошел в нашу психологию - Елена Лещинская
- Как стать лидером культа - Элиот Аронсон, Энтони Праткин
- Почему люди тянутся в тоталитарные секты - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Иерархия тоталитарной секты: "Живые боги" и администраторы, или Власть и Деньги - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Как противостоять вербовке в тоталитарную секту - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости - Николай Орел
- Классификация сект - Пси-Фактор
- Психодинамика сект - Цезарь Короленко, Наталия Дмитриева
- Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально) - Игорь Молчалин
- К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах - Михаил Балакин
- К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект - Михаил Вершинин
- Проблемы идентификации деструктивных организаций в субъектах экономической деятельности - Михаил Вершинин
- Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп - Михаил Вершинин
- Признаки религий, сект и тоталитарных сект - Олег Заев
- Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. - решение психологических проблем людей после выхода из сект... - Маргарет Сингер
- В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия - иерей Евгений Тремаскин
- Преодоление сектантства как мировоззренческого типажа - Артём Григорян
***
Первой и одной из самых важных
особенностей консультирования на выходе из культа
является запрос. Запрос в подобной ситуации обычно
исходит от родственников адепта (родители, супруги). И
как правило с них и начинается работа, сбор информации,
подготовка среды в которую мог бы выйти человек из
культа. Как уже говорилось выше часто причина ухода в
культ лежит в семейных отношениях.
Длительность работы в среднем от трех
месяцев до полугода.
Есть некоторый набор правил поведения с
адептом. Самое главное сохранить или наладить контакт с
вовлеченным. Нельзя критиковать ни организацию, ни ее
членов, особенно в жесткой и категоричной форме. В
организации обычно это предвидят и готовят адептов к
определенному поведению со стороны родственников.
Адептов предупреждают, что родные могут ругаться,
поливать грязью организацию или ее членов, и если вести
себя именно таким образом, то с одной стороны они
оказываются правы, что укрепляет веру человека
организации, а с другой стороны можно оказаться для
вовлеченного в лагере "врагов" организации. Важно
задавать адепту вопросы том, что он получает в
организации, зачем ему это надо. Если вы располагаете
какой-то информацией компрометирующей культ, то не надо
ею тыкать адепту в нос с торжествующим видом, лучше
спросить, его мнение по этому поводу. И вообще чаще
спрашивать именно его мнение по разным вопросам (и быть
готовым и терпеливым к тому, что вам будут цитировать
всевозможные сакральные тексты). Чаще вспоминать
позитивные моменты из прошлого.
Михаил Балакин
Пси-Фактор
|