Как противостоять вербовке в
тоталитарную секту
Ситуации, в которых происходит попытка
вербовки в тоталитарную секту, в основном можно отнести
к двум типам: а) уличная вербовка, б) вербовка на работе
или месте учебы.
Уличная вербовка
К вам обращается аккуратно одетый,
вежливый и подчеркнуто доброжелательный человек, сидящий
рядом с вами на скамейке или идущий вам навстречу.
Кстати, эта ситуация может произойти не только на улице,
но и на пороге вашей квартиры. Нередко уличные
вербовщики работают "благообразной парой", причем стиль
общения с вами этих напарников будет несколько
различаться.
Вербовщик обязательно спросит у вас
разрешения поговорить с вами и после пары фраз общего
характера затронет тему Бога, возможностей духовного
развития и мобилизации скрытых в человеке сил. Для
повышения шансов на ваш отклик во входном блоке
информации у него часто также присутствует тема
несправедливости современного мира.
Уличная вербовка - это нижний этаж
системы "ловли душ". В чем-то такой прием можно
уподобить попрошайничеству у прохожих (только у вас
выпрашивают не деньги, а вхождение в устойчивый
контакт). Объекты вербовки здесь достаточно случайны.
Ведь подолгу болтать на улице с незнакомцем на духовные
темы есть время разве что только у пенсионеров,
безработных или бездельников.
Из воспоминаний бывшего члена
"Церкви
Единения": "Мы охотились за "идеальным новопосвященным".
Он должен был примерно соответствовать следующему
описанию: от восемнадцати до двадцати четырех лет,
серьезный, оптимист, идеалист, верующий, с крепким
здоровьем, ищущий истину и смысл жизни, с открытым
характером, холостяк, не имеющий крепких связей с
семьей, постоянного жилья, профессии".
Случайную уличную вербовку можно назвать
"охотой аутсайдеров из одной системы на
дезориентированных аутсайдеров из другой системы".
Уличные вербовщики не самые квалифицированные, с низким
уровнем посвящения и в большинстве случаев - с нулевым
уровнем участия в прибыли. Они производят впечатление
терпеливых, действующих в соответствии с инструкцией
"роботов общения". Кстати, чтобы быстрее занять должную
позицию и с наименьшими потерями выдержать
психологическое давление уличного вербовщика, задайте
себе контрольный вопрос: "А хотел бы я быть похожим на
него и точно также, как и он, целыми днями слоняться по
улицам в попытках завербовать прохожих?"
Самый эффективный инструмент вашей
безопасности - это изначальная твердость и
принципиальность занимаемой вами позиции.
Распознание довольно однообразных ходов
уличного вербовщика для человека житейски сколько-нибудь
опытного - дело, в общем-то, нехитрое. Относитесь к
подошедшему к вам для душевного разговора сектанту точно
так же, как к представителям торговых фирм,
рекламирующим прохожим на улице залежалый товар под
видом самого модного и "крутого". Самая разумная
стратегия - быстро выйти из разговора, сославшись на
занятость, усталость и т.д. А еще лучше вообще не
вступать во взаимодействие с любезно-навязчивыми
незнакомцами. Не стоит брать на память о встрече ни
предлагаемой литературы, ни - тем более - оставлять
вербовщику свой адрес или телефон.
Поддерживать общение с уличным
вербовщиком имеет смысл только в том случае, если по
каким-то причинам вы хотите попытаться "оторвать" его от
пагубного влияния секты. Но для эффективного решения
этой крайне непростой задачи нужно обладать достаточно
серьезной квалификацией. Если у вас для этого нет
соответствующей специальной подготовки, самое разумное -
вежливо, но твердо оборвать развитие случайно возникшего
контакта. Если же у вас, несмотря на наше
предостережение, из любопытства или потребности
поспорить все же возникает желание вступить в контакт,
то хорошим пособием для экспериментирующих на этой стезе
может служить небольшая книжка Александра Дворкина "10
вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех,
кто не хочет быть завербованным".
***
Психология деструктивной религиозности:
- Что такое деструктивная секта - Пси-Фактор
- Контроль сознания и феномен культа - Стивен Хассэн
- Феномен деструктивных культов и контроля сознания - Евгений Волков
- Основные модели контроля сознания (реформирование мышления) - Евгений Волков
- Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах - Евгений Волков
- Новейшие секты в странах СНГ - Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Психологические особенности сектантства - Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе - Вера Целикова
- Методы религиозных культов - Пси-Фактор
- Право на насилие: тоталитаризм вошел в нашу психологию - Елена Лещинская
- Как стать лидером культа - Элиот Аронсон, Энтони Праткин
- Почему люди тянутся в тоталитарные секты - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Иерархия тоталитарной секты: "Живые боги" и администраторы, или Власть и Деньги - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Как противостоять вербовке в тоталитарную секту - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости - Николай Орел
- Классификация сект - Пси-Фактор
- Психодинамика сект - Цезарь Короленко, Наталия Дмитриева
- Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально) - Игорь Молчалин
- К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах - Михаил Балакин
- К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект - Михаил Вершинин
- Проблемы идентификации деструктивных организаций в субъектах экономической деятельности - Михаил Вершинин
- Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп - Михаил Вершинин
- Признаки религий, сект и тоталитарных сект - Олег Заев
- Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. - решение психологических проблем людей после выхода из сект... - Маргарет Сингер
- В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия - иерей Евгений Тремаскин
- Преодоление сектантства как мировоззренческого типажа - Артём Григорян
***
Вербовка на работе или месте учебы
Эта ситуация психологически сильно
отличается от предыдущей. Хотя бы потому что возможности
влияния вербовщиков на вас выстраиваются уже не
случайным "наскоком", а завязаны на регулярном общении и
использовании знаний о каких-то ваших конкретных
проблемах. Противостояние вербовке на работе или месте
учебы, как правило, требует от вас большего напряжения и
сосредоточенности, чем в случае уличного столкновения с
сектантами.
Рассмотрим подробнее типичные ситуации.
Ситуация первая. Вы ищите работу и вам
ее на вполне устраивающих вас по зарплате условиям
предлагает какая-то фирма. Есть только одно "но"
- вы
видите, что ваша потенциальная работа как-то связана с
символикой, литературой или ритуалами некой
нетрадиционной религии. Вы можете принять решение сразу
отказаться от этого варианта работы или начать здесь
работать и получать оговоренную зарплату, не обращая
особого внимания на специфические атрибуты на новом
рабочем месте.
Делая этот непростой и крайне
ответственный выбор, учтите, что тоталитарные секты не
только не заботятся о вашем праве на свободу получения
информации, не только скрывают от вас часть правды о
себе, но напрямую лгут и манипулируют информацией о
последствиях ваших контактов с сектой.
Допустим, какая-то фирма, находящаяся
под влиянием кришнаитов, предлагает вам вполне прилично
оплачиваемую работу по сборке мебели или какого-то
другого изделия. Но для поддержания трудового ритма вы
должны будете слушать кришнаитские песнопения и на
рабочем месте. Вы имеете право принимать только
традиционную для кришнаитов пищу, чтобы якобы не
осквернять помещение. О последствиях принятия этих, на
первый взгляд, не очень значимых условий, вам никто из
работодателей не скажет. А они очень серьезны, ведь
вольно или невольно войдя в систему их ритуалов, вы
подвергаете себя программированию на подчинение секте.
После непрерывного слушания на рабочем
месте кришнаитских молитв в течение 2-3 месяцев у вас в
голове будет постоянно вертеться только: "Харе Кришна,
Кришна харе". А если вы поначалу будете отказываться от
кришнаитской еды, то на голодный желудок (вам ведь не
позволят в перерыве есть обычную для вас еду)
перепрограммирование вашего сознания произойдет еще
раньше, потому что у вас будет меньше энергии для
сопротивления информационно-психологическому давлению.
Тогда вопрос об уровне вашей зарплаты отпадет сам собой
- вы будете "пахать" на родного работодателя бесплатно и
с неизбывной благодарностью за заботу фирмы о вас. Так
что решайте сами - иметь дело с нетрадиционно набожными
работодателями или нет.
Ситуация вторая. Вам предлагают пройти
бесплатные (или почти бесплатные) курсы по обучению
эффективному менеджменту, маркетингу, отношениям с
общественностью, психологии общения или новым
философским течениям.
Для начала вспомните, что бесплатный сыр
бывает только в мышеловке, и задайтесь вопросом, в чем
же заключается интерес организации к вам. Если в самом
деле занятия будет проводить квалифицированный
специалист по заявленной проблематике, что же - его
рабочее время ничего не стоит? Стоит ли терять время и
откликаться на подобное сомнительное предложение? Если
вразумительного ответа на этот прямой вопрос вы не
получите или он будет содержать туманные рассуждения о
бескорыстной благотворительности, будьте готовы
встретить в качестве специалиста представителя одной из
тоталитарных сект. И в этом случае самый разумный ответ
- спокойный, но бескомпромиссный отказ от предлагаемых
услуг.
Если вы случайно попали на какую-то
лекцию и видите, что в аудитории, где будет проходить
занятие, или непосредственно перед ней, вам предлагают
купить книги по дианетике, оккультной духовности, а
также амулеты, благовония, ауди- и видеокассеты с
записями выступлений "живых богов" и т. д., можете смело
разворачиваться и уходить. Потому что на лекции вам
наверняка начнут навязывать информацию соответствующего
направления.
Игорь Олейник, Вячеслав Соснин
Цитировано по:
Олейник И.В., Соснин В.А. "Тоталитарная
секта: как противостоять ее влиянию". М.: Генезис, 2005.
Пси-Фактор
|