Карлыгаш Борбасова: Все лидеры
деструктивных культов - патологические мошенники
Деструктивные течения опасны для
человека многоуровневым обманом и психологическим
насилием. Все лидеры псевдорелигиозных организаций и
культов являются патологическими мошенниками и получают
непосредственную экономическую выгоду от своих
последователей, заявила доктор
философских наук, профессор КазНУ имени аль-Фараби
Карлыгаш Борбасова.
- Карлыгаш Молдагалиевна, сейчас много
говорят о деструктивных псевдорелигиозных организациях.
Откуда они появились на постсоветском пространстве, ведь
в бытность СССР их практически не было.
- Интенсивное и массовое распространение
псевдорелигиозных движений, оккультных школ, религиозных
образований нетрадиционной направленности, вероучение
которых, чаще всего, имеют асоциальную основу, появилось
в СНГ в 90-е годы. Ученые считают, что одним из основных
факторов данного явления следует признать то, что после
семидесяти лет правления атеистической идеологии
общество в значительной своей части духовно
дезориентировано и находится в плену у самых примитивных
верований и суеверий. Во времена советской власти
преследовались любые религиозные проявления, ее место
занимала коммунистическая идеология, в результате
большинство народа оказалось религиозно безграмотным. У
многих накопилась естественная жажда духовности и
потребность в религии, и в условиях отсутствия
религиозных традиций, люди нередко обращались в поисках
веры к совершенно неизвестным верованиям и религиозным
образованиям.
С началом перестройки последовал период
экономической депрессии в обществе, резко снизивший
уровень материальных и социальных возможностей многих
казахстанцев. Этот процесс вызвал потерю чувства себя,
затруднение в приспособлении к собственной роли в
изменившемся окружающем мире. Люди остро ощутили пустоту
жизни, потребность в духовной пище. Средства массовой
информации публиковали разные материалы, связанные с
духовной жизнью людей. И была одна позиция, что любая
духовность является благом, и что любая дорога ведет к
Богу. Общественное мнение с готовностью признало, что
всякая религия является положительным феноменом, и что
никто не смеет препятствовать праву гражданина
исповедовать любую из них и стать членом любой
религиозной организации.
- Все это и явилось подпиткой для
появления религиозных деструктивных течений?
- Верно, все это явилось питательной
средой и благодатной почвой для зарождения,
распространения и развития религиозных формирований,
практическая деятельность которых носит деструктивный
характер. В этот период в Казахстан с Запада хлынул
поток разнообразных религиозных учений, распространение
которых не контролировалось. Новые религиозные движения
успешно занимались миссионерской деятельностью до 2011
года.
Определенное время практически не
формировалась оценка сущности и роли религии, что
религиозность может быть не только положительной, но и
отрицательной, что в мире существует громадное
количество опасных религиозных образований и что многие
из них могут быть глубоко деструктивными по существу.
Применительно к подобным религиозным
группам в литературе и СМИ зачастую используется термин
"секта", хотя это, по существу, в корне неверное
определение. "Секта" (лат. secta - образ жизни, учение,
направление, школа, шайка) имеет две возможные
этимологии: либо от sectare - отсекать, разделять, либо
от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в
услужении. По существу, сектами можно назвать
большинство новых религиозных движений как выходцев из
(ответвлений) каких-либо традиционных религий, и это
слово не несет в себе характеристики такой организации
как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут
оказывать культурообразующее влияние на традиции
народов, сами, постепенно превращаясь в традиционные
религиозные движения.
Но среди всей массы религиозных движений
есть целый пласт таких, деятельность которых идет
вразрез со светскими законами - АУМ Синрике [запрещена в
РФ], Белое Братство, Дети Бога, Народный храм, Аль-Каида
[запрещена в РФ], Хизб-ут-Тахрир [запрещена в РФ] и
другие, или доктрины которых прямо призывают к насилию
над людьми из внекультового социума, например, Церковь
сатаны и так далее. То есть религиозных объединений
деструктивного характера, в которых царят жесткие
тоталитарные порядки. Поэтому более приемлемым будет
использование введенных в последние десятилетия в
западных странах новых терминов – тоталитарные секты или
деструктивные культы.
- Что такое деструктивное религиозное
объединение?
- Это авторитарная иерархическая
организация любой ориентации, разрушительная по
отношению к естественному духовному, психическому и
физическому состоянию личности, осуществляющая призывы к
насилию, вседозволенности, к разжиганию межрелигиозной и
межнациональной розни, побуждающая к отказу от
исполнения гражданского долга, семейных обязанностей,
норм общественного порядка, нравственности и морали. Вот
что такое деструктивная организация.
Вместе с тем, "тоталитарная секта"
представляется понятием более широким, чем
"деструктивный культ", так как охватывает не только
религиозные группы и подразумевает определенные
социально-психологические и организационные
характеристики отношений в любой сфере
жизнедеятельности. Общими свойствами тоталитарных сект
являются, во-первых, претензии на истину в последней
инстанции, требования полной свободы распространения
своей "духовности" на нашей территории, агрессивная
нетерпимость или, по меньшей мере,
снисходительно-пренебрежительное отношение к
традиционным религиям. И не только к ним, но и к
национально-духовным ценностям. Это одна из причин,
почему тоталитарные секты называют деструктивными.
Во-вторых, внешняя благопристойность:
все культовые новообразования провозглашают только самые
добрые цели, имеют завлекательные названия.
В-третьих, эзотеричность - сокрытие
истинных целей и последствий своей деятельности.
В-четвёртых, целенаправленное искажение
священных текстов с их подгонкой под свои догмы.
В-пятых, использование методов
"психотехнологии" и жесткая изоляция своих адептов от
доступа иной информации. Затем активный прозелитизм как
неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту
новых членов.
И, наконец, общим свойством культовых
новообразований является меркантильный, и даже
политический интерес элиты секты, стремление иметь своих
агентов во властных структурах. При всём этом, ни одна
из сект не несёт каких-либо нравственных ценностей,
которые не были ранее известны; отличия между сектами в
основном в культивировании поклонения собственным богам,
в ритуалистике (что можно или нельзя есть, с кем и как
вступать в брак), а также в обозначении дня "конца
света", связей с "высшим разумом", возможностей "жизни
после смерти" и т.п.
***
Читайте также по теме:
- Тринадцать заблуждений, ведущих в секту - Александр Невеев
- Идеологемы формирующие деструктивную личность - Виталий Питанов
- Что такое деструктивная секта - Пси-Фактор
- Признаки религий, сект и тоталитарных сект - Олег Заев
- Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. - решение психологических проблем людей после выхода из сект... - Маргарет Сингер
- Контроль сознания и феномен культа - Стивен Хассэн
- Феномен деструктивных культов и контроля сознания - Евгений Волков
- Основные модели контроля сознания (реформирование мышления) - Евгений Волков
- Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах - Евгений Волков
- Преодоление сектантства как мировоззренческого типажа - Артём Григорян
- Новейшие секты в странах СНГ - Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Психологические особенности сектантства - Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе - Вера Целикова
- Методы религиозных культов - Пси-Фактор
- Право на насилие: тоталитаризм вошел в нашу психологию - Елена Лещинская
- Как стать лидером культа - Элиот Аронсон, Энтони Праткин
- Почему люди тянутся в тоталитарные секты - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Как противостоять вербовке в тоталитарную секту - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости - Николай Орел
- Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально) - Игорь Молчалин
- К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах - Михаил Балакин
- К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект - Михаил Вершинин
***
- Что является критерием принадлежности
группы к тоталитарным сектам?
- Таких критериев, признаков множество.
Например, гуруизм – абсолютная власть обожествленных
лидеров и их приближенных. Построение по принципу
пирамиды и особая жесткая дисциплина и организация.
Обман или сокрытие части важной информации об
организации при вербовке новых членов. Наличие секретных
вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения.
Эксплуатация членов. Нравственным считается то, что
полезно секте. Использование особых психологических
методик по реформированию мышления и контролированию
сознания своих членов.
К психологическим методикам по
реформированию мышления и контролированию сознания, в
частности, относятся внушение абсолютно негативной
оценки прошлой жизни адепта; обрыв информационных связей
завербованного в секту с внешним миром; интенсивная и
постоянная индоктринация (обязательное штудирование
печатных пособий секты или, когда это невозможно,
просмотр и непрерывное прослушивание проповедей в
записи; разрыв родственных и дружественных связей;
формирование черно-белой ("друзья-враги") парадигмы
мышления; групповое давление; использование
психологических методов эмоционального контроля;
внушение недоверия к рациональному мышлению;
использование приемов "остановки мышления", например,
посредством повторения мантр; использование гипноза,
самогипноза и психотехник, ведущих к состоянию транса,
например, интенсивных медитаций. А также контроль языка
через введение нового словаря и/или изменение значения
общеупотребительных слов; введение ограничений в питании
и сне; контроль межполового общения от полного его
запрета или назначения супруга до предписания извращений
и проституции; -внушение чувства вины перед организацией
и фобии выхода из секты.
- Так что делает культовые организации,
течения, группы опасными и разрушительными для личности?
- Деструктивной, то есть опасной и
разрушительной для личности, группу делают не заявляемые
ею открыто религиозные, политические или
"психотерапевтические" концепции, хотя и в них можно
найти немало опасных элементов, а многоуровневый обман и
психологическое насилие.
Преступный характер деструктивных
культов хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается
наружу такими страшными событиями, как массовая гибель
их членов. Тому в истории человечества много примеров.
Несмотря на различия в "учениях" и образе жизни, все
тоталитарные организации имеют общие признаки своей
деятельности. К ним относятся претензии на
исключительную мудрость, божественность, требование
беспрекословного согласия с властью лидеров и полная
подчиненность им. Эта подчиненность необходима даже и в
том случае, если лидер значительно меняет доктрину секты
или ведет аморальный образ жизни.
У культистов формируется тоталитарное
мировоззрение, что приводит к преобладанию групповых
интересов над личными и развитию синдрома "мы/они",
разделяющего мир на два враждебных лагеря: "мы"
(культисты) и все остальные люди, не принадлежащие к
данному культу. Групповая воля оказывается выше воли
индивидуальной, внушается чувство элитарности, культ -
хороший, мир вне культа - плохой, спасения в нем нет, а
значит, и нет пути назад.
Для всех культов характерна вера в то,
что их верование представляет абсолютную истину.
Поддерживается клевета на критическое мышление,
рациональную и умственную деятельность как на нечто
чуждое или пагубное. Для многих культов характерным
является разрыв с семьей друзьями, прошлыми интересами,
работой, учебой. Все мысли и влечения концентрируются на
жизни и общих интересах культа.
- Итак, подытожим нашу беседу: в чем
конкретно кроется опасность деструктивных культов и
псевдорелигиозных организаций?
- Их опасность заключается в том, что
последствия воздействия на личность, группу людей
являются зачастую необратимыми. Человеку может быть
нанесен существенный вред физическому и психическому
здоровью, вследствие чего развиваются различные
заболевания, происходит разрушение нравственного облика
человека, традиционных ценностей и идеалов.
Кроме того, человеку наносится
материальный ущерб, поскольку деятельность
псевдорелигиозных организаций связана с получением,
прежде всего, материальной выгоды от ее членов (продажа
квартир, иного имущества, вложение средств в развитие
организации). То есть происходит завладение сознанием
человека с целью завладения его имуществом и денежными
средствами.
Все лидеры псевдорелигиозных организаций
и культов являются патологическими мошенниками и
получают непосредственную экономическую выгоду от своих
последователей. Для них религиозные идеи фактически
служат лишь ширмой, прикрытием, за которыми прячется
жажда власти и материальной наживы.
Ярославский ИКЦ - 07.01.2018.
|