Внутри секты. Аллилуйя, Ярославль!
Молитва в танце, проповедь как
бизнес-тренинг и адепты в разных ветвях власти. С начала
1990-х в Ярославле существует пятидесятническая
религиозная организация "Новое поколение", в "нулевых"
сменившая название на "Церковь Божью". Её членов
преследовала прокуратура, пресса обвиняла в склонении
прихожан к суициду и убийствам, но сегодня
пасторы-пятидесятники участвуют в работе патриотических
движений, учреждённых с подачи президента, ведут
успешный бизнес и работают с наркозависимыми, а
Ярославль стал, по сути, штаб-квартирой "Церкви Божьей",
насчитывающей несколько тысяч прихожан. По просьбе
самиздата ярославский журналист Мария Шуляк рассказывает
о зарождении, преследовании и расцвете одной из самых
влиятельных религиозных организаций России.
Апрель 1995 года. В ярославском Доме
культуры проходит собрание религиозной организации
"Новое поколение". На сцене хор девушек. Одна из них
берёт в руки микрофон и говорит: "Прославим же нашего
Господа песней! Аллилуйя!" Песнопения продолжаются минут
десять, сопровождаясь рефреном: "Благословляй свой
народ, Господь!" Публика в зале восторженно поднимает
руки вверх и закатывает глаза. Это больше похоже на
рок-концерт, чем на религиозную службу: люди прыгают в
такт музыке, извиваются и пытаются танцевать.
В первом ряду среди прихожан стоит
Андрей Дириенко - старший пастор церкви "Новое
поколение". Он держит на руках ребёнка, покачивает его,
а затем передаёт в руки жены. Под слова "Славь народ,
Господь!" пастор поднимается на сцену. Он берёт в руки
микрофон и говорит: "Аллилуйя". Публика мгновенно
подхватывает. На этом речь пастора в видеофрагменте,
доступном на Youtube, обрывается.
В интернете в открытом доступе
сохранилось множество видеозаписей проповедей и служб
религиозной организации "Новое поколение", чья основная
активность пришлась на середину 1990-х - начало 2000-х.
Вот, например, запись 1997 года - детский рождественский
концерт. На сцене около десятка ребят в возрасте
трёх-пяти лет. Они передают друг другу микрофон,
зачитывая стихотворения о Боге и Иисусе Христе. "Я бы
самого Христа увидела глазами", - говорит девочка с
белым бантом на голове. Следом за ней микрофон берёт
светловолосый мальчик четырёх лет: "Ты, сестричка, не
грусти, будем вечно с ним. Только очень нужно нам Иисусу
верить, он откроет в небеса верным детям двери". Публика
аплодирует, а дети замолкают. "Ну а теперь все вместе",
- подсказывает воспитательница. Дети выстраиваются в ряд
и продолжают: "Мы хотим пойти за ним, за Христом в
обитель. И без нас вам не уйти. Слышите, родители!"
"Мы - новое поколение людей, которые
принесут славу, свободу и мир"
Ещё одно видео, где фигурируют дети:
фильм о палаточном семейном лагере "Нового поколения",
проходившем в начале 2000-х. "Пастор Андрей говорил, что
в этом месте собрались люди, которых Бог снабжает для
чего-то великого", - рассказывает в видеоролике один из
участников организации. Каждый день в лагере завершается
молитвой и рассуждениями пастора об уникальности своих
прихожан: "Бог говорит: „Мы - Новое поколение людей,
которые принесут славу, свободу и мир… Которые принесут
исцеление своему народу"".
Подъём "Нового поколения"
Христианский центр "Новое поколение"
появился в Ярославле 24 сентября 1991 года. Это
харизматическая организация, ведущая начало от церкви
пятидесятников. Сами пятидесятники известны в России с
начала XX века. Основатель этого религиозного течения -
пастор Чарльз Пэм из города Топика, штат Канзас. В 1900
году Пэм пришёл к выводу, что главное духовное
переживание верующего связано с сошествием на него
Святого Духа. Пятидесятники считают, что то же самое
пережили апостолы на пятидесятый день после воскресения
Христа. Отсюда происходит и название религиозного
движения. Другой способ достичь единения с Богом -
глоссолалии, то есть "говорение на иных языках". Это то,
что испытывает верующий в процессе молитвы. Считается,
что этот феномен проявляется у прихожан, когда
проповедник кладёт им руки на голову во время проповеди.
Распространение пятидесятничества
началось в России при Николае II, но после 1917 года оно
было запрещено. Религиозная организация существовала, но
подпольно, объединившись с баптистами и протестантами. В
период перестройки пятидесятники возобновили работу
открыто. В 1988 году один из лидеров организации Алексей
Ледяев инициировал в церкви нововведения: проповеди
стали сопровождаться песнями, танцами, религиозными
стихами и гимнами. Это не понравилось советским
священникам, которые следили за деятельностью
пятидесятников в России. Ледяеву пришлось уехать в Ригу.
Там он основал Рижскую харизматическую церковь "Новое
поколение".
Среди прибалтов церковь пользовалась
популярностью. К июлю 1991 года число прихожан в СССР
достигло 250 человек, в том числе в Казахстане, Украине
и Армении. Годом ранее коллега Ледяева пастор Андрей
Кочкин отправился на службу в Ярославль. Вернувшись в
Ригу, Кочкин рассказал Ледяеву, как хорошо восприняли
его проповеди ярославцы. Тогда же в Ригу приехали
представители общины пятидесятников из Стокгольма.
Вместе они решили выбрать один город в России, где можно
основать ещё одну церковь. Им стал Ярославль.
Развитию "Нового поколения" помогал
американский бизнесмен, президент "Христианской молодёжи
интернешнл" Боб Вайнер. Он спонсировал церковь и
выплачивал зарплаты пасторам. В газете "Золотое кольцо"
от 26 ноября 1992 года участница организации "Новое
поколение" пишет: „Вайнер посадил на зарплату обоих
пасторов - и Виктора Татача, и Андрея Дириенко"".
К началу 1996 года церковь "Новое
поколение" насчитывала пять тысяч прихожан. В 1990-е с
визитом в Ярославль приезжали сам Боб Вайнер,
американский проповедник Расти Рассел, в 1993 году свои
проповеди провели Кеннет Хейгин, а в 1994 Мэрилин Хикки.
Также регулярно в Ярославль наведывался основатель
"Нового поколения" Алексей Ледяев.
"Вайнер посадил на зарплату обоих
пасторов - и Виктора Татача, и Андрея Дириенко"
Особое внимание "Новое поколение"
уделяло работе с молодыми людьми. В апреле 1996 года в
Ярославле прошла конференция, посвящённая евангелизации
молодёжи в школах и вузах. Три дня Боб Вайнер и его
супруга Роза Вайнер рассказывали, как нужно работать со
студентами и школьниками и объяснять им религиозные
заповеди. В "Губернских вестях" от 19 апреля 1996 года
говорится, что Вайнеры предложили работать с
потенциальными верующими многоступенчато. Сначала нужно
создать микрогруппы по 10–15 человек, а они уже будут
привлекать в церковь новых прихожан. Благодаря такому
методу Вайнер надеялся к 2000 году обратить в
пятидесятничество 15 миллионов российских студентов.
С 1998 года активную пропаганду среди
молодёжи проводил Тенгиз Гваришвили. Он возглавил
организацию "Центр творческой молодёжи" и создал
программу "Что выбирает новое поколение, кроме пепси?"
(позднее программа стала называться "Наркотики -
удовольствие или смерть?"). Гваришвили ходил по учебным
заведениям, где рассказывал о вреде наркотиков,
параллельно приглашая детей на службу. Так продолжалось
несколько лет, пока 17 января 2001 года этими визитами
не заинтересовались в прокуратуре. Родители одного из
учеников ярославской школы № 17 пожаловались прокурорам,
что Гваришвили, проведя антинаркотическую лекцию, позвал
детей в ДК "Красный перевал" для дальнейшей беседы,
которая закончилась молитвой. По итогам прокурорской
проверки "Центр творческой молодёжи" был ликвидирован.
"Церковь Божья"
С 2002 года отношения "Нового поколения"
с властями ухудшились настолько, что деятельность
пастора Алексея Ледяева в РФ была признана незаконной.
Помимо Ледяева, в Россию запретили въезд американскому
проповеднику Расти Расселу.
До 2002 года "Новое поколение" часто
упоминалось в ярославской прессе в негативном ключе.
Герои статей - люди, состоящие в организации и
совершившие самоубийства из-за своего психического
состояния. В статье "Комсомольской правды" от 5 июня
1998 года рассказывается о трёх таких случаях: одна
женщина спрыгнула с седьмого этажа, вторая повесилась,
третья подожгла себя. Все три героини были прихожанками
"Нового поколения".
Нередко в местных изданиях
рассказывалось и о том, как участники "Нового поколения"
совершали уголовные преступления. Так, в 2002 году
ярославец Алексей Розин убил своих бабушку и дедушку,
потому что те отказывались признавать религию
пятидесятников и хотели уехать от внука в Израиль.
У испытуемых формируется особое
состояние сознания
Вот что говорится в экспертизе
ярославской областной психиатрической больницы
№01-38/574 о влиянии "Нового поколения" на психику его
прихожан: "В деятельности Христианского центра „Новое
поколение" присутствуют виды воздействий,
сопровождающихся нанесением ущерба психическому здоровью
людей. Под видом религиозных проповедей, обрядов,
ритуалов проводится активное прямое и косвенное внушение
в индивидуальной и массовой формах. При этом у
испытуемых формируется особое состояние сознания с
утратой критического отношения к происходящему, слепым
повиновением руководителю Также используются методы
погружения людей в гипнотические состояния разной
глубины, при которых нарушается способность адекватно
оценивать поступки, максимально подавляется критика и
значительно возрастает разрешающая способность внушений.
Многократное, массовое введение людей в гипнотическое
состояние способствует патологическому повышению
внушаемости, взаимной индукции - „психическому
заражению" окружающих псевдорелигиозными идеями".
Впрочем, всё это в итоге не помешало
существованию религиозной организации под новой
вывеской. С 2002 года "Новое поколение" стало жить под
названием "Церковь Божья", которая в итоге стала одной
из главных харизматических организаций России.
Начальствующий епископ церкви - Сергей Ряховский. Он
входит в состав Общественной палаты и возглавляет
Российский Объединенный Союз христиан веры евангельской
(пятидесятников). В 2016 году в интервью "Московскому
комсомольцу" Ряховский сказал: "Не стану скрывать, что
прихожане нашей конфессии работают сегодня во всех
ветвях власти". Как подтверждение слов епископа -
деятельность старшего пастора "Церкви Божьей" Андрея
Дириенко. Он член Общественной палаты Центрального
федерального округа и член Координационного совета
Ярославской области по вопросам межнациональных
отношений при губернаторе области.
Ещё один видный участник "Церкви Божьей"
Николай Чупин возглавляет в Ярославле три общественные
организации, активно работающие с молодёжью, в том числе
движение "Юнармия", появившееся по инициативе
Министерства обороны РФ и президента Владимира Путина.
Ярославские власти в том, что Чупин совмещает членство в
религиозной организации и педагогическую деятельность,
не видят ничего дурного, поскольку считают, что они не
пересекаются. Однако представитель Ярославского
религиоведческого информационно-консультационного центра
Александр Александров (фамилия по просьбе героя
изменена, реальная фамилия героя известна редакции) в
интервью "Батеньке" рассказал, что в прошлом году был
случай, когда курсант Ракетного училища попал в
психиатрическую больницу из-за того, что долго не
посещал проповеди секты "Церкви Божьей". Подготовкой
юноши к поступлению в Ракетное училище занимался как раз
Чупин.
Кроме того, раньше Чупин возглавлял
организацию "Защитник", помогающую ветеранам Чеченской
войны. По словам Александра Александрова, в 2007 году
его попросили покинуть организацию якобы из-за того, что
он распространял среди её членов печатные материалы
"Церкви Божьей" и приглашал их на службу.
"Церковь" и Общественность
"Церкви Божьей" удалось сделать то, что
начинало "Новое поколение": среди её прихожан
действительно велик процент молодёжи. Организация
проводит отдельные проповеди для юношей и девушек -
служение "Молодёжка" проходит в Ярославле каждую среду.
У них существуют собственные театральный и танцевальный
коллективы, а также рок-группа. На сайте "Церкви Божьей"
указано, что основная цель танцевального, театрального и
музыкального служения - "высоко превознести имя Иисуса
Христа, чтобы всем было очевидно, что это самое главное
Имя, с которым человек должен связать свою надежду".
Помимо концертов, проповедники проводят
новогодние ёлки и водят подростков в походы. Часто на
них попадают люди, даже не состоящие в организации. "Два
года назад „Церковь Божья" проводила новогодний утренник
в Любимском районе. Администрация дала организаторам зал
для мероприятия и разрешила не платить аренду", -
рассказывает сектовед и представитель ЯРИК Александр
Александров.
Ещё об одном способе вербовки молодых
людей "Батеньке" рассказала студентка Ирина, попросившая
не указывать её фамилию. "В старших классах я вместе с
одноклассником пошла в гости к нашему общему знакомому -
преподавателю английского языка школы „Интер-Лэнг".
Алексей Михайлович (имя заменено по просьбе девушки. -
Прим. ред.) готовил меня к ЕГЭ, а откуда его знал мой
одноклассник Стас, я не интересовалась. Когда мы зашли в
квартиру, первое, что я отметила, - большое количество
незнакомых мне людей. Стас позвал меня в гости к Алексею
Михайловичу, чтобы помочь подготовить флешмоб ко Дню
города. Помню, что вместо подготовки преподаватель налил
нам чаю, попросил присесть и рассказывал про Иисуса
Христа и Деву Марию". Затем, по словам Ирины,
преподаватель стал рассказывать о том, как "Церковь
Божья" изменила его жизнь и карьеру: "До того я был
неудачником, работал учителем и получал копейки, а после
вступления в организацию познакомился с женой и стал
хорошо зарабатывать". "Мне стало дико неприятно всё это
слушать, - вспоминает Ирина. - После нескольких таких
встреч я ушла из „Интер-Лэнга". Как по мне, участники
„Церковь Божья" слишком позитивны и даже наивны. Они
реально не понимают, что происходит и в какой
организации они состоят. При этом в ней состоят неглупые
и успешные люди. И ещё - они все очень тонкие психологи,
дают тебе понять, что проблемы решаются, если ты веришь
в Бога".
Проповеди "Церкви Божьей" действительно
местами напоминают бизнес-тренинги. Пастор, будто
профессиональный коуч, ходит по сцене, доступно
рассказывает публике об Иисусе, а затем обращается к
залу с вопросами. Только на бизнес-тренингах
рассказывают о решениях проблем с помощью веры в себя, а
представители "Церкви Божьей" объясняют, что все
трудности преодолимы, если веришь в Бога. Вот, например,
что говорил на проповеди в декабре 2017 года пастор
Андрей Дириенко: "Хочешь быть победителем? Научись
молиться! Только вера способна двигать горы. Библия
говорит: вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Хочешь, чтобы 2018 год был благословенным, начинай свой
новый день с чтения слова и с молитвы".
Отсюда среди участников религиозной
организации стремление наладить успешный бизнес. В
1990-х годах на деньги ещё "Нового поколения"
существовали организации "Авен-Езер", "Росбри", "Эстет"
и "Елисей". Тот же Гваришвили после закрытия "Центра
творческой молодёжи" занимался бизнесом в сфере наружной
рекламы и создал студию звукозаписи "Саунд Хауз".
На службах пасторы подчёркивают
уникальность своих прихожан. Если ты состоишь в
организации, значит, добьёшься успеха, у тебя будут
хорошая карьера и крепкая семья. Для этого достаточно
сильной веры. "Не дисквалифицируй себя. Не исключай себя
из тех, кому принадлежит благословение. У тебя всё
получится!" - выкрикивал со сцены пастор Сергей
Лукьяненко на проповеди для молодёжи. При этом, по
мнению "Церкви Божьей", человек не должен обращать
внимания на чужое мнение. Это часто повторяет Андрей
Дириенко: "Ты не должен зависеть от человеческого
мнения. Оно меняется так быстро. Единственное мнение, от
которого ты можешь зависеть, - мнение Бога".
Принцип, что мнение людей не так важно,
как мнение Бога, а также мнение пастора, приводит к
тому, что участники "Церкви Божьей" не доверяют никому,
кроме самих же членов организации. При подготовке
материала "Батенька" просил об интервью шестерых членов
"Церкви Божьей", но только один согласился ответить на
вопросы о своей принадлежности к ней. После скандалов,
связанных с "Новым поколением", переродившаяся "Церковь
Божья" не общается с прессой. Александр Александров
приводит такой пример: "Ко мне как-то раз обратился
мужчина - его жена вступила в „Церковь Божью", начала
посещать проповеди вместе с сыном. Однажды мальчик
серьёзно провинился перед отцом. Я уже не помню, что
именно он сделал. Но когда отец попросил ребёнка
извиниться, тот ему ответил: „А зачем, папа? Я уже
исповедался. Мне отпустили все грехи". По его словам,
через год мужчина развёлся, но пытался поддерживать
контакт с сыном, пока однажды тот не заявил отцу: „Папа,
ты больше не моя семья. Они - моя семья"".
Пасторы "Церкви Божьей" на своих
проповедях говорят и о семейных ценностях. Особенно
часто это упоминается на проповедях "Молодёжки". При
этом брак рекомендуется заключать, если оба супруга
верят в Бога. Ещё лучше, когда они оба - члены "Церкви
Божьей". "У нас одна страховка - это Бог. В жизни бывают
разные обстоятельства. И если твой супруг или супруга
любят Бога и следуют за Ним, то у вас будет счастье", -
говорит пастор Андрей Дириенко.
"Не знаю, если захотеть - всегда можно
во всём углядеть плохое. Скажем так, каждый в этой жизни
по-своему видит вечность, Бога. Кому-то нужны строгие
обряды, кому-то - скорее свобода с учётом определённых
догм. Я скажу лишь, что есть в этой церкви служение
реабилитации алкоголиков и наркоманов. Хотя бы из-за
этого я хорошо отношусь к этой церкви", - рассказывает
"Батеньке" Максим Малиновский, посещающий проповеди
"Церкви Божьей".
Социальная работа - ещё одно направление
деятельности "Церкви Божьей". В его рамках существует
фонд "Альтернатива", созданный в октябре 2006 года.
"Методы, которые мы предлагаем для решения данной
проблемы, помогают не просто бросить любого рода
химическую зависимость, но получить полную свободу и
быть полноценным членом здорового общества", - написано
на их сайте.
Вместе с фондом в Ярославле действует
"Национальный антинаркотический союз". Его глава Михаил
Минаев раньше работал в Крыму в реабилитационном "Центре
здоровой молодёжи" для алко- и наркозависимых. Работа
центра контролировалась симферопольской организацией
"Царство Бога". Как пишет один из пациентов "ВКонтакте",
методы реабилитации в организации часто выглядят
нетрадиционно: например, в качестве наказания за
опоздания, мат и отказ от лечения сотрудники центра
заставляли пациентов таскать с собой гирю весом 32
килограмма, надевать на голову разукрашенный звёздами
колпак и носить деревянную табличку с надписью "Я никуда
не опаздываю".
"Причём матом или оскорблением могли
счесть не только прямой факт оскорбления, но и любую
неправильную, по мнению старших, фразу или намёк", -
пишет бывший пациент "Центра здоровой молодёжи".
Фонд "Спасибо" тоже принадлежит
религиозной организации "Церковь Божья". Он помогает
детям, пенсионерам, малоимущим семьям, инвалидам. Помимо
благотворительной деятельности, "Спасибо" проводит
развлекательные мероприятия, например встречи с
ярославскими бизнесменами в рамках проекта "Мужской
клуб".
Все фонды "Церкви Божьей" существуют на
гранты. Кроме этого, члены организации платят церковную
десятину, а также делают пожертвования: часть денег идёт
на содержание храмов, а часть на фонды.
"Церковь Божью" посещают звёздные гости,
например участники группы "Город 312" Дмитрий и Мария
Притула. В последний раз музыканты приезжали в
ярославскую церковь на Пасху. Другой постоянный гость
"Церкви Божьей" - проповедник и целитель Расти Рассел. В
2016 году ему снова разрешили въезд в Россию, тогда же
он навестил прихожан ярославской церкви харизматов.
В своём Facebook Рассел опубликовал
видео проповеди. Он говорит со сцены, что проповедь
избавит прихожан от глухоты. Затем спускается к людям,
дотрагивается до их ушей, при этом произносит фразы на
непонятном языке (демонстрирует дар "говорения на иных
языках") и добавляет: "Thank you, Jesus!" Некоторые
плачут, кто-то хватает Рассела за руки и благодарит
его.В 2010-х дела у "Церкви Божьей" действительно идут
лучше, чем это было в "нулевых": даже негативных
новостей в прессе об организации толком не появляется.
На сайте Православие.Ru открыто критикуют только
предшествующее "Церкви" "Новое поколение". "Члены этой
организации не считают, что их догматика как-то
выделяется на фоне остальных христианских течений.
Однако главная причина, по которой их ругает
Православие, - попытка распространить религию на земле,
где уже столько лет исповедуют Православие. В Библии это
запрещено", - объясняет Александр Александров.
Мария Жуляк
Самиздат - 21.05.2018.
***
Читайте также по теме:
|