Пятидесятая колонна
Сектанты любят представляться мирными
позитивными гражданами, верящими "по-своему". Однако за
розовой кисеей скрываются убийцы, подобные бывшему
адвентисту нижегородцу Олегу Белову или служившему в
Гюмри Валерию Пермякову, чьи родители - пасторы
неопятидесятнической секты, псевдоцелители и
лохотронщики, вроде скандального "украинского нигерийца"
- тоже неопятидесятника Сандея Аделаджи. Об особенностях
последней секты, которую западные центры все интенсивнее
задействуют в духовной войне против России, рассказывает
заместитель председателя Совета по проведению
государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте
РФ Александр Дворкин.
Сандей Аделаджа
- Что это за секта, каков ее
генезис и в чем особенности?
- Неопятидесятничество - не
жестко централизованная секта, а глобальное движение,
построенное на сетевом принципе. Отдаленно оно
происходит от пятидесятников, первая волна которых
накатила в Калифорнии в 1906 году, благодаря "озарению"
африкано-американского проповедника Уильяма Джозефа
Сеймура.
Предшественниками они имели древнюю
ересь монтанизма, английское квакерство и некоторые
другие течения. Пятидесятники настаивали на
необходимости "крещения Святым Духом", под которым
понимали буквальное повторение евангельского чуда в день
Троицы (Пятидесятницы), когда апостолы заговорили на
разных языках. У сектантов "дары Святого Духа"
выражались в "глоссолалии". Само это понятие состоит из
двух слов: "глосса" (язык) и "лалиа" (болтовня, лепет).
Нечленораздельное бормотание, выкрики, дерганье всем
телом в коллективном трансе, падения на пол - все это
принимается за свидетельство истинности веры в духе
первых христиан. Хотя чудо Пятидесятницы состояло в
обратном: проповедь апостолов поняли даже люди, не
говорившие на их языке.
Эти "дары" они получают после общей
"молитвы" с возложением на головы рук лидеров. В России
эту секту презрительно наименовали "трясунами". Впрочем,
со временем большинство их общин смягчили внешние
экстремальные проявления, собрания стали более
спокойными.
Возложение рук и молитва у американских пятидесятников
Вторая волна пятидесятничества,
названная "харизматическим движением", датируется 60-ми
годами и связана, в частности, с именем проповедника
Дэвида дю Плесси. "Мистер Пятидесятница", как его
прозвали, утверждал, что Господь повелел ему
проповедовать "возрождение Святого Духа" для
традиционных церквей. И действительно, вследствие
активного миссионерства харизматиков, экстатический
психоз проник в самые разные христианские деноминации - от баптистов до католиков.
***
***
Когда в конце 70-х и эта волна начала
затухать, на сцену вышло неопятидесятничество,
получившее названия "движение веры" и "силовой
евангелизм" (Power evangelism). Оно зародилось в
Оклахоме, в Центре библейской подготовки РЕМА. Используя
оккультные практики, фрагменты языческого шаманизма,
проповедник Кеннет Хейгин разработал "теологию
процветания", согласно которой главная цель человека,
якобы по воле Божьей, - быть здоровым, успешным и
процветающим в этом мире. В отличие от прошлых
пятидесятнических течений, это совсем далеко ушло от
христианства, лишь прикрывая библейскими фразами
откровенный оккультизм, родственный американскому
течению "Новое мышление" начала ХХ века (сегодня -
"Позитивное мышление"). Верь, что у тебя все будет
хорошо, - квинтэссенция их идеологии. Болезни и
бедность, согласно их воззрениям, - твой личный грех.
Некоторые современные миссионеры выражают свое кредо
совсем просто: "Слава Божия - это когда открываешь
кошелек, и он - полный!" Очевидно, что дальнейшая
эволюция движения ведет к прямому поклонению "князю мира
сего". Нынче вторая и третья волны практически слились,
породив множество организаций с разными названиями, но
единой идеологией. В тех же США "традиционные"
пятидесятники дистанцируются от "третьей волны", однако
у нас они фактически в ней растворились. Ведь именно за
неопятидесятниками сейчас "сила" и деньги. В школах, где
готовятся пастора и епископа (по их терминологии)
практикуется единая методика обучения. Есть еще общие
"божьи генералы", которые, гастролируя по планете,
поднимают число "паствы" в разных странах, вводя в
экстаз немалые аудитории.
С неопятидесятниками периодически
происходят скандалы, как этим летом в поселке Коченево
Новосибирской области. Там в ходе совместной
спецоперации ФСБ и СК из "реабилитационного центра",
организованного лидерами секты "Исход", были освобождены
более тридцати "пациентов", почти доведенных до голодной
смерти.
- Кажется, харизматики сегодня
проникают даже в православие?
- Да, у них специально
организовано "православное крыло". Они носят бороды, в
последнее время стали подрясники с крестами надевать. Я
был пару лет назад в Татарстане на Пасху Христову - там
по всем Набережным Челнам висели растяжки с
традиционными пасхальными поздравлениями славянской
вязью. А ниже - шрифтом помельче - приглашение в секту.
Нельзя сказать, что это не дает никаких
результатов. Есть уже несколько бывших православных
священников, перебежавших в неопятидесятничество: Сергей
Журавлев, игумен Евмений (Перистый). Последний пошел еще
дальше - в чистый оккультизм в духе движения "Нью Эйдж".
Своим "православным Альфа-Курсом" ему некоторое время
удавалось вводить в заблуждение даже архиереев РПЦ.
Хотя, по сути, это было приобщение к харизматическому
движению.
- "Трясуны" поспособствовали
раскачке умов на Украине. А могут ли они оказать
подобное влияние на россиян?
- Весь первый киевский майдан -
2004-го - был насквозь неопятидесятническим. Там вырос
целый лес их палаток. Сандей Аделаджа - скандально
известный украинский проповедник нигерийского
происхождения, основатель секты "Посольство Божье",
позже позорно проворовавшийся, говорил прямо: "Бог дал
нам Украину в руки". Со вторым майданом и последующими
событиями немного сложнее. Маскироваться
неопятидесятники научились очень хорошо. Скажем, бывший
и.о. президента незалежной Александр Турчинов известен
как пастор церкви евангельских христиан-баптистов.
Однако центр, где он проповедует, называется "Слово
жизни" - одноименно с одной из самых агрессивных
неопятидесятнических структур.
Харизматики, в отличие от тех же
баптистов, жестко нацелены на вхождение во власть. Так,
пастор харизматической секты "Церковь Новое Поколение"
из Латвии Алексей Ледяев в одной из книг постулирует
задачи без обиняков: новый мировой порядок с сектантами
во главе. Согласно Ледяеву, власть должна быть захвачена
не "снизу", а "сверху" - через управленческие структуры,
постепенно инфильтрированные адептами секты. Вполне
возможно, что Украина стала первой практической попыткой
реализации этого плана.
Рвутся харизматики на "олимп" и в
России. Пока власть достаточно крепка, им приходится
идти на ухищрения. Однако кое-какие позиции они уже
успешно завоевали.
- Какие именно?
- Кураторы неопятидесятников
достаточно умны, чтобы не светиться в организации
протестных акций, рядом с "несистемной оппозицией". Они
предпочитают респектабельные пути. Скажем,
начальствующий епископ Российского объединенного союза
христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Сергей Ряховский
является членом Общественной палаты, а также Совета по
взаимодействию с религиозными объединениями при
президенте РФ.
Сергей Ряховский
Близко к законодательной власти сумел
подобраться Благотворительный фонд "Центр здоровой
молодежи" (ЦЗМ), за спиной которого стоит
неопятидесятническая украинская организация "Царство
Бога". Декларируя благородную цель реабилитации
наркозависимых, фонду удалось собрать в попечительский
совет таких видных людей, как Армен Джигарханян, Игорь
Крутой, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская. На
некоторое время лицом организации стал даже известный
боксер, депутат Госдумы Николай Валуев. Разобраться в
сектантской природе организации было тем более сложно,
что при ней даже образован "православный"
благотворительный фонд "Во имя архангела Гавриила".
Обманутыми оказались и некоторые видные церковные
деятели. Позже, когда руководство Московского
патриархата обнаружило истоки проекта, то рекомендовало
церковным организациям не сотрудничать с ответвлениями
ЦЗМ. "Снял с афиши" свое узнаваемое лицо и Валуев, а
заодно попросил уйти с должности своего помощника Никиту
Лушникова (ветеринара по образованию и "пророка" по
иерархической вертикали секты "Царство Бога").
Однако последний отнюдь не покинул
здания на Охотном Ряду. Председатель правления
Национального антинаркотического союза пересел в кресло
гораздо более значимое, стал членом межфракционной
депутатской группы по профилактике наркомании.
Укрепит ли духовное здоровье нации
подобное государственно-общественное партнерство с
сектантским акцентом? Я лично сильно сомневаюсь.
При всей респектабельности некоторых
представителей харизматиков, кажущейся "позитивности"
целей их дочерних организаций - это не та сила, с
которой суверенному государству, равно как и суверенной
личности, стоит вести дела. Если вы, конечно, не
собираетесь добровольно стать ее инструментом в
построении сектантского "прекрасного нового мира".
Беседовал: Андрей Самохин
Культура - 04.09.2015.
|