Харизматическая секта "Новое поколение". Часть
третья. Где – спасение, а где –
погибель?
О спасении
Раздел третий пособия "Ученичество",
выпущенного для внутреннего пользования библейской
школой церкви "Новое поколение", посвящен "правде" о
диаволе. Читая его, можно кое с чем и согласиться, но…
Во-первых, текст написан в стиле лозунга, а во-вторых,
если на первый взгляд все кажется правильным, то
прочтение последующего выявляет противоречие
вышесказанному. В подпункте этого раздела под названием
"Как рождается зло?" декларируется: "Зло – это не есть
характеристика несовершенного творения, это
характеристика несовершенного выбора, которое делает
совершенное творение. Совершенное создание делает
несовершенный выбор" [1]. Здесь мы видим у
новопоколенцев проблемы с христианской антропологией. Не
может творение быть совершенным и не было сотворено в
совершенном состоянии: во-первых, по определению, а
во-вторых, если было бы совершенно, не могло бы сделать
несовершенный выбор, пасть и отступить от Бога. По
изречению отцов Церкви, человек был сотворен в состоянии
естественном, которое давало ему право выбора между
добром и злом. Согрешив, человек впал в состояние ниже
естественного и имеет по сей день удобопреклонность ко
греху. По воскресении из мертвых, живя здесь, на земле,
с Богом и в Боге, обретет состояние сверхъестественное,
по вере во Христа Спасителя и Его милость получит
преображенное, обоженное естество.
Далее в пособии "Нового поколения" вновь
поднимается вопрос о праведниках: "У Бога есть своя
"полиция", "FBI", "спецназ". Праведники – это его
"коммандос"" [2]. Затем автор снова возвращается к
вопросу о Христе и Церкви, о чем уже говорил выше. Никак
не получается у него примирить в своем восприятии Христа
и Церковь! "Христиане ходят в церковь, а праведники к
Богу. Церковь не может спасать людей, спасает только
Иисус" [3]. Да, действительно, огромный пробел и в
сотериологии – учении о спасении, которое, впрочем,
отсутствует у неопротестантов, ибо утверждается один
единственный постулат: верь в Искупительную Жертву
Христа, и ты спасен, ты праведник. "Искупление – это
основа праведности… у Иисуса есть профессия –
Искупитель… праведник… если лоханулся, то сразу беги к
Отцу: "Папуленька, любимый, прости, пожалуйста..."" [4];
"Но нужно помнить, что мы прощены и святы благодаря
Искупительной Жертве Христа, мы спасены. "Я праведник и
святой"" [5].
***
***
Господь учит молиться словами "Отче
наш", а не "Отче мой": спасение личности не мыслится вне
соборности Церкви
В Православной Церкви спасение
понимается совершенно иначе, нежели в католической или
протестантской церквях и у неопротестантов. В отличие от
протестантов и неопротестантов, у нас нет учения о
"личном" спасении – в их понимании этого вопроса. Да, в
Писании говорится о личной ответственности человека
перед Богом: "Какая польза человеку, если он приобретет
весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст
человек за душу свою?" (Мф. 16: 26); и Откровение Иоанна
Богослова, представляя картину Суда Божия, гласит: "и
судим был каждый по делам своим" (Откр. 20: 13). Но
протестанты учат, что человек для спасения не нуждается
ни в Церкви, ни в ее иерархии – ни в чем и ни в ком.
Согласно же православному учению, человек спасается в
Церкви – и только в ней; в Православии спасение личности
не мыслится вне Церкви, вне ее соборности.
Вообще идея соборности пронизывает собой
в Православии всё. Посмотрите, например, что сказано
апостолом о семейной – частной, казалось бы, – жизни
человека: "Если же кто о своих и особенно о домашних не
печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим.
5: 8). Получается, то, что мы могли бы назвать своим
"личным спасением", зависит и от наших взаимоотношений с
ближними, от наших взаимоотношений в семье. Впрочем, все
заповеди Божии регулируют взаимоотношения между
человеком и человеком или между человеком и Богом. Ведь
Господь учит нас молиться словами "Отче наш", а не "Отче
мой" – здесь соборное единство возносится над
диавольским эгоизмом отдельной личности, замкнутой на
себе самой.
С другой стороны, и католическое учение
об особой роли иерархии в деле спасения неприемлемо для
православных. Клирики не спасают Церковь: они сами
спасаются в ней вместе с остальной частью народа Божия.
А единственный Спаситель всех – Господь Иисус Христос.
В православном понимании спасение
человека состоит как бы из трех ступеней. Это
искупление, освящение, обожение. Этим этапам духовного
роста соответствуют три различных добродетели: вера,
надежда, любовь. А также три различных состояния
человека по отношению к Богу: раб, наемник, сын.
Рассмотрим эти три ступени подробно.
"Первая ступень – искупление. Искупление
осуществляется Кровью Агнца Божия, Кровью Господа Иисуса
Христа. В Библии говорится, что после грехопадения наших
прародителей Господь сделал им кожаные одежды (см.: Быт.
3: 21). По толкованию святых отцов, это означает, что
тогда была принесена первая кровная жертва, пролита
первая жертвенная кровь, которая прообразовывала собой
грядущее искупление человечества Кровью Сына Божия. И
люди оделись в кожаные шкуры принесенных в жертву
животных в знак постоянного напоминания прежде всего о
грядущей жертве. Этапу искупления соответствует
библейская добродетель – вера. "А без веры угодить Богу
невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу
веровал, что Он есть" (Евр. 11: 6). Так сказано в
Писании. И этой ступени соответствует, в свою очередь,
"социальное" положение, описанное в Библии, – раб. Раб
не надеется на награду. Приходящий к Богу грешник
надеется только на милость. Можно сказать, что весь
протестантский мир в своих умствованиях остановился
только на этом уровне, хотя по-настоящему протестанты
даже и на эту ступень не поднялись, а только еще более
удалились от тайны Искупления. Для них искупление через
веру и есть самое главное в спасении. "Только верой
спасается человек", – учил ересиарх Мартин Лютер.
(Кстати, если следовать этой порочной логике, то должны
спастись и бесы. Ведь сказано же в Писании: "и бесы
веруют, и трепещут" (Иак. 2: 19). Впрочем, это тема для
другого разговора.)
Вторая ступень – освящение. В Библии
говорится: "Ибо воля Божия есть освящение ваше" (1 Фес.
4: 3). Этой ступени соответствует другая библейская
добродетель – надежда. Человек не просто верит, он
надеется, он опирается на плоды своей веры, той веры,
которая "есть осуществление ожидаемого и уверенность в
невидимом" (Евр. 11: 1). Это, прежде всего, труд, это –
образ жизни. Человек здесь – наемный работник. Достигая
в своей деятельной вере некоего совершенства, он уже
может опираться на то, чего достиг своими молитвами,
постом и добрыми делами. На этой ступени остановился
католический мир – и то лишь в своих рассуждениях.
Реально же католики не поднялись ни на первую, ни на
вторую ступень.
Третья ступень в деле спасения –
обожение, понятие, известное только православному
восточному христианскому богословию. В Нагорной
проповеди Господь Иисус Христос говорит: "будьте
совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48).
Мы можем рассуждать с вами, в чем заключается, например,
совершенство Моисея: он не воровал, не
прелюбодействовал, был праведен, благочестив… Но когда
нас призывают к совершенству Бога?! В чем оно
заключается? Мы не знаем, что и сказать в ответ, а
Господь призывает нас быть такими!
В Библии сказано: "Бог есть любовь" (1
Ин. 4: 8). Любовь и является мистическим вхождением в
жизнь Святой Троицы. Этой ступени спасения соответствует
уже не "социальное", а приближенное, "семейное",
родственное отношение человека к Богу – сын" [6].
Итак, спасение – это восхождение в
благодати по ступеням: раб, наемник, сын – через
добродетели веры, надежды, любви. Ни один православный
человек не может сказать о себе: "Я спасен". Спасение –
это дело всей его жизни. "Со страхом и трепетом
совершайте свое спасение" (Флп. 2: 12).
"Православные не понимали спасение так,
как этому учат на протестантском (рационалистическом)
или католическом (схоластическом) уровнях. Спасение –
это не только отказ от пьянства, наркотиков, внешнее
участие в жизни прихода, молитвы, соблюдение постов.
Спасение – это нечто значительно большее. Мы слышали,
каким был первый человек до грехопадения, к каким
высотам призвал его Господь, и видим, как низко он пал.
Но мы знаем также, что есть Второй Адам (см.: 1 Кор. 15:
45, 47–49) – Господь Иисус Христос; знаем, зачем пришел
Сын Божий в этот мир. Он пришел, чтобы возродить
человечество, явить начало новой жизни, даровать нам
новую природу. Он пришел, чтобы нас возвести на Небеса.
Все мы в той или иной степени знаем, что нуждаемся в
благодатном спасении. Каждый из нас чувствует и осознаёт
необходимость изменения. Каждый ощущает, что он
нуждается в переменах. Нынешнее наше состояние не
устраивает никого! А если бы кто и сказал, что "я богат,
разбогател и ни в чем не имею нужды", то дело Церкви –
показать, что таковой "несчастен и жалок, и нищ и слеп и
наг" (Откр. 3: 17). Слово Божие учит нас: "Посему, как
одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и
смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все
согрешили" (Рим. 5: 12). Да, мы действительно все умерли
в Адаме, но нам, по милости Божией, надлежит воскреснуть
во Христе" [7].
***
***
Как уже неоднократно было замечено, в
пособиях "Нового поколения" множество противоречий.
Сначала говорится, что Церковь не нужна, потом читаем,
что "церковь без тебя может жить, а ты без церкви
никогда не проживешь" [8]. Трудно сказать, что автор
имеет в виду, бросаясь из крайности в крайность. Ясно
одно – нет понимания и знания Библии, и безблагодатное
ее восприятие приводит к непоследовательности в
рассуждениях.
Далее в пособии говорится, что "Иисусу
не нужны слабаки" [9]. Сказать так – значит снова забыть
или не знать Священное Писание, где сказано: "Ибо, хотя
Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также,
хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею" (2
Кор. 13: 4). Бог ждет, когда мы перестанем путать веру с
самонадеянностью, и тогда Он в нас совершит Свою силу,
по немощи нашей.
Мы уже кратко касались заблуждения в
понимании слова "ипостась". Как следствие – и далее есть
заблуждение в понимании природы Христа. Автор пособия
говорит следующее: "Иисус был распят в теле грешном
(болезни, беззаконие и т.д.), а воскрес в теле святом".
Нигде в Писании не сказано, что тело Христа было
грешным. И в Нем, и в Его теле не было греха. Он был
подобен нам во всем, кроме греха. Как и сказано:
"подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр. 4:
15). Да, Он взял на Себя наши беззакония, все болезни,
но не слился с ними и не поддался искушению греха. Как
выразили Его Боговоплощение отцы Церкви на Халкидонском
Соборе: две природы, человеческая и Божественная, во
Христе пребывают неслиянно, неизменно, неразлучно,
нераздельно. Поэтому нельзя сказать: "Иисус распят был в
теле грешном" [10]. Апостол Павел в Послании к
Коринфской Церкви пишет: "Ибо не знавшего греха Он
сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались
праведными пред Богом" (2 Кор. 5: 21). И апостол Иоанн
говорит: "И вы знаете, что Он явился для того, чтобы
взять грехи наши, и что в Нем нет греха" (1 Ин. 3: 5).
Надо быть осторожнее в своих заявлениях и высказываниях
и, как правильно советует автор пособия, всё сверять с
Библией. Но ему самому, видимо, не хватило времени
свериться с Писанием. Хотя вряд ли это помогло бы,
потому что в пособии множество ошибок в понимании
Писания, да просто невидение многих текстов, а
результатом этого может быть "хождение широкими вратами"
тех, кто воспримет уроки пособия, и люди могут никогда
не найти того "узкого пути", ведущего ко спасению, о
котором говорил Господь наш Иисус Христос.
Хотелось бы посоветовать руководителям и
лидерам "Нового поколения" и их последователям более
внимательно и вдумчиво исследовать Священное Писание,
так как, по слову Христа, от этого зависит Жизнь вечная.
И хоть иногда остановиться и без эмоций и энтузиазма
задуматься: а на правильном ли я пути, и почему столько
серьезных ошибок, касающихся дела моего спасения, в
методических пособиях, которые по сути должны помогать
мне в правильном понимании Библии? У пророка Иеремии
есть хороший совет: "Так говорит Господь: остановитесь
на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях
древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете
покой душам вашим" (Иер. 6: 16).
***
Теперь обратимся к рассмотрению
следующего пособия библейской школы "Новое поколение",
озаглавленного "Церковь". Выше, разбирая пособие "Дары
Святого Духа", мы уже касались вопроса о Церкви и
говорили, что Церковь одна, создана Христом здесь, на
земле и, по определению Спасителя, – неодолима.
Методическое пособие "Церковь"
непосредственно учит о Церкви и ее устройстве
последователей учения "Новое поколение". И всплывают не
то чтобы древние еретические учения, а новые непонятные
вымыслы. Так, например, оказывается: "Люди помогают
Иисусу Христу строить Церковь, не Иисус Христос помогает
людям строить Церковь" [11].
Однако достаточно открыть Библейскую
симфонию и найти слово "создал", чтобы убедиться в том,
что Бог Сам является Создателем и создал всё, ни в какой
человеческой помощи не нуждается, так как по определению
Он – Самодостаточен. Что это за Бог, Который нуждается в
служении рук человеческих? "Бог, сотворивший мир и всё,
что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в
рукотворенных храмах живет и не требует служения рук
человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая
всему жизнь и дыхание и всё" (Деян. 17: 24–25). Заявить,
что Бог в чем-либо нуждается, – значит впасть в
язычество. Блаженный Феофилакт, толкуя этот текст,
пишет: "Не в рукотворных храмах живет, но в человеческой
душе, и не требует рук человеческих, как, например,
принесение жертв и т.п.". А святитель Иоанн Златоуст
продолжает: "Как? Разве Бог не обитал в храме
Иерусалимском? Нет, но только действовал. Разве Он не
принимал служение от рук человеческих у иудеев? Не от
рук, а от души и этого требовал не потому, что имел в
этом нужду" [12]. В строгом понимании этого вопроса, Бог
не нуждается в нас, но мы нуждаемся в Нем. Начиная
помогать Богу, в скором времени можно отказаться и от
Его помощи.
В V веке в истории Церкви были спорные
вопросы, касающиеся дела спасения человека. Ересиарх
Пелагий говорил, что человек, прилагая усилие своей
воли, может спастись, и дошел до того, что благодать и
помощь Христа ему уже стали не нужны. В полемике с ним
блаженный Августин впал в другую крайность и утверждал,
что в деле спасения сам человек не может ничего, а все
совершает благодать и Христос.
Преподобный Иоанн Кассиан: в спасении
нашем "участвуют и благодать Божия (Христос), и
свободное произволение наше"
Истина находится между этими двумя
крайностями. Недаром отцы предупреждали, что "крайность
– дело суть бесовское". Преподобный Иоанн Кассиан
разрешил этот спор так: "Для спасения нашего участвуют и
благодать Божия (Христос), и свободное произволение
наше" [13]. Бог нас без нас не спасает. "От человека
посильное усердие, а благодать (помощь) всегда от Бога".
Снова и снова повторю: надо обратиться в
решении вопросов вероучительных к Церкви. Зачем же
дважды на одни и те же грабли наступать? Глобальные
планы не реализуются, и, подобно язычникам, начинается
упрашивание богов, чтобы они повиновались человеческой
воле, а если не получится – поможем: "Люди помогают
Иисусу Христу строить Церковь, не Иисус строит Церковь".
Поэтому при всяческом недоумении они и стараются
"помочь" Ему.
Здесь же, на этой странице пособия,
приводятся слова из Евангелия: ""Без Меня не можете
делать ничего" (Ин. 15: 15)". Только у апостола Иоанна
об этом говорится в главе 15 стихе 5, а не в 15: 15. Так
оно и есть: "Я есмь лоза, а вы ветви… без Меня не можете
делать ничего" (Ин. 15: 5). Но не наоборот: Я без вас.
"Примером ветвей Спаситель ясно представляет нам, что от
Него подается сила и жизнь тем, кои благоугождают Ему"
[14]. И если Христос – лоза, от Него источник силы, а
люди – ветви, то кто в Ком нуждается изначально в деле
строительства Церкви? Ветви без лозы лежат на земле.
Лоза рождает их и питает живительным соком в их росте и
плодоношении.
О богохульной "божественной иерархии",
или Заблуждения о Христе и Духе Святом
Далее в пособии читаем заявление: "Дух
Святой стоит выше, чем Иисус Христос. Кто скажет хулу на
Иисуса, тому простится, а кто скажет хулу на Духа
Святого – не простится. Иисусу не все открыто" [15].
Мы рассмотрели уже не одно богословское
заблуждение церкви "Новое поколение". Новое – значит,
молодое, и, конечно, есть сложности в понимании и
исповедании тринитарного вопроса. И вновь и вновь мы
видим попытки вывести – без Святого Предания, без Церкви
и ее историко-богословского опыта – понимание Троицы
только на основании Писания. Пытаясь разобраться только
умом в тех тайнах, что постигаются верой через изменение
ума (покаянием), приходят к богохульным заблуждениям.
Попытки разобраться только умом в
тайнах, постигаемых верой через изменение ума
(покаянием), приводят к богохульным заблуждениям
Рассмотрим, какой метод исследования
применяется к вышеизложенному тексту. А затем
постараемся решить два вопроса:
Что есть хула на Духа Святого?
Какова причина, по которой такая хула не
простится?
Итак, цитата из пособия: "Кто скажет
хулу на Иисуса, тому простится, а кто скажет хулу на
Духа Святого – не простится". Хотя приводимые слова и
стоят в кавычках, но ссылка отсутствует, тут перед нами
неточный евангельский текст. И это совсем не случайно.
В Евангелии говорится: "Посему говорю
вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на
Духа не простится человекам; если кто скажет слово на
Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на
Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в
будущем" (Мф. 12: 31–32).
Дух Святой есть Бог, третья Ипостась
Святой Троицы. Слушавшие речи Христа были фарисеи, для
них выражение "Дух Святой" было равнозначно слову "Бог"
или "Дух Божий". Таким образом, выражение "хула на Духа
Святого" было для слуха фарисеев эквивалентно словам:
"хула против Бога". Если так, то становится понятным,
почему всякий другой грех и хула простятся человекам, а
хула против Духа Святого, то есть против Бога, не
простится. Потому что последнее есть преступление против
Самого Бога и вместе с тем приближение человеческого
духа к злому духу, вина которого не будет прощена. Это,
так сказать, принципиальная хула, самое величайшее
злословие, свойственное только отверженным духам злобы,
которые никогда не могут покаяться. В этой хуле
отвергается Сам Бог как Существо Всеблагое,
Всеправедное, Всемогущее, со всеми Его свойствами, и
вместе с тем отрицается вся религия, вся нравственность.
Здесь предполагается самое глубокое падение человека, из
которого не может его вывести благодать Божия, потому
что она в таком хулении и отрицается. Человеческий дух,
произнося такую хулу, становится на одну ступень с
нечистым духом: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять
похоти отца вашего" (Ин. 8: 44). Сближение фарисеев с
нечистыми духами злобы и дает повод Спасителю говорить
не о Боге, а о Духе [16].
А произнесенное на Сына Человеческого
слово может быть прощено: в глазах фарисеев Сын
Человеческий не был Богом, Сыном Божиим. "Иисусу не все
открыто", – утверждает пособие "Нового поколения" – и
значит, Он для новопоколенцев, так же как для фарисеев,
не Бог и не Божий Сын. Вспомним неточность приведенной
цитаты: "кто скажет хулу на Иисуса, тому простится". В
Евангелии же сказано: "если кто скажет слово на Сына
Человеческого" (Мф. 12: 32). На Сына Человеческого, а не
на Иисуса! Из сказанного выше очевидно, что такая
поправка имеет смысловое значение и дает иное понимание
рассматриваемого текста. Фарисеи видели во Христе только
человека, и Господь, зная их сердца и неверие в то, что
Он Сын Божий, говорит: "на Сына Человеческого, простится
ему" – то есть как бы кто оскорбил просто человека.
"Что же означали эти слова, – задает
вопрос святитель Иоанн Златоуст, – хула на Духа?" "Вы
много сказали против Меня, – рассуждает святитель как бы
от имени Господа, – что я обманщик Божий. Я вам прощу
это, если вы раскаетесь… Но хула на Духа не отпустится
даже кающимся. Как же так? Ведь и это было отпущено
раскаявшимся. В самом деле, многие говорившие и это
позже уверовали, и им все было отпущено. Что же значат
тогда эти слова? То, что этот грех не простителен больше
всякого другого. Почему же? Потому что они не знали, Кто
был Христос, а о Духе получили уже достаточное познание.
Ибо все, что говорили по внушению Духа, и в Ветхом
Завете все имели о Нем ясное понятие. Стало быть, слова
Христа имеют такое значение: пусть вы соблазнитесь обо
Мне из-за плоти, в которую Я облекся, но можете ли
сказать и о Духе, что мы Его не знаем? Поэтому хула ваша
будет непростительна, и здесь и там понесете наказание"
[17].
Господь наш Иисус Христос Сам говорил о
Своем Сыновстве и власти, равной власти Бога Отца, и
указывал на Свое соучастие в промыслительном действии
Отца. Когда фарисеи обвиняют Его в нарушении субботы,
Христос отвечает: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю"
(Ин. 5: 17). Фарисеи, услышав это высказывание
Спасителя, вознегодовали на Него. Причина гнева была в
том, что Он Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным
Богу. При этом Господь не только не поправляет фарисеев,
а наоборот, подтверждает, что они правильно Его поняли:
"Отец Мой доныне делает, и Я делаю… Сын ничего не может
творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо,
что творит Он, то и Сын творит также" (Ин. 5: 17, 19).
Для новопоколенцев Христос тоже не имеет
Божественной сущности, потому что "Ему не все открыто".
Может ли быть "не все открыто" Богу? "Дух Святой стоит
выше, чем Иисус Христос"… Возвышающий себя над Богом дух
известен Церкви Божией с древнейших времен. Это тот
самый дух, который "говорил в сердце своем: "взойду на
небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на
горе в сонме богов… буду подобен Всевышнему"" (Ис. 14:
13–14).
Согласно учению святых отцов, сущность
Божества и отличительные ее свойства, то есть
неначинаемость и нескончаемость бытия и Божеское
достоинство, принадлежат одинаково всем трем Ипостасям.
Отец, Сын и Дух Святой суть проявления ее в Лицах, и
Каждое обладает всей полнотой Божественной сущности и
находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются
Ипостаси между собой только личными (ипостасными)
свойствами [18].
Теперь обратимся к стихам Евангелия, в
которых Богочеловек и Сын Божий Иисус Христос говорит о
Духе Святом:
"И Я умолю Отца, и даст вам другого
Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14: 16);
"Утешитель же, Дух Святый, Которого
пошлет Отец во имя Мое" (Ин. 14: 26).
Из них мы видим, что Дух Святой отличен
от Сына, Он есть другой Утешитель, но в то же время
между Сыном и Духом нет противопоставления, нет
отношения соподчиненности. Здесь лишь указывается на
некоторое соотношение между Ними, а никак не на
главенство Одного над Другим – Духа над Христом. Причем,
надо заметить, эти отношения "устанавливаются не
непосредственно между Ними, а через отношение Второй и
Третьей Ипостаси к Отцу. Господь говорит о Духе Святом
как о "Духе истины, Который от Отца исходит" (Ин. 15:
26)" [19].
Обратим внимание: Христос, пришедший
крестить Духом Святым (см.: Лк. 3: 16), обещает ученикам
послать Духа (см.: Ин. 15, 26). Как видим, Дух Святой
поставляется в таком же точно отношении к Иисусу Христу
– в деле нашего искупления, – как и Бог Отец. При этом
Дух Святой посылается в мир от Отца Сыном, чтобы быть
Утешителем и Наставником людям и Свидетелем
искупительного подвига воплощенного Сына Божия перед
ними.
***
Но продолжим разбирать пособие "Нового
поколения". Далее идет такое, что и полемизировать-то не
о чем: опять начинается военно-политическая агитация с
элементами религиозной риторики. "Церковь – это дом
Божий" [20]. Это так. А строкой ниже: "Церковь – это
военное представительство Царства Божиего на земле или
военная база" [21]. А у апостола Павла сказано, что
"Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1
Тим. 3: 15). И еще читаем в пособии: "Церковь – это как
авианосец". Думаю, автор хотел скорее сказать: у Церкви
должны быть авианосцы. У новопоколенцев, когда на
что-либо намекают, то говорят: кто в духе, тот поймет.
Потому что дальше уже идет открытым текстом: "Церковь –
это военная угроза всем вражеским планам. Уничтожить
безбожие и проклятие без военного вторжения невозможно"
[22]. Причем все эти слова подчеркнуты и выделены жирным
шрифтом. А вот ниже – религиозная маскировка, такая
легкая: "Церковь – это палуба авианосца, с которой могут
стартовать миссионеры, евангелисты, чтобы отбомбить и
вернуться назад для того, чтобы заправиться и вновь
вооружиться. На нем огромная команда". Дальше снова
маскировка в таком примерно духе: "Планета Земля плохо
оборудована для Царства Божиего. И нам нужно
переоборудовать ее, а для этого нужно разрушить то, что
от дьявола". Что рушить, наверняка известно, а кто будет
рушить – весьма понятно. "Авианосец утверждает везде
законы своей страны. Церковь в городе – это
предзнаменование погибели для всех врагов, авианосец
подошел к берегам вражеской страны. Церковь – это
международная торговая палата. После военных действий
нужно восстанавливать экономику. Война не строит, а
разрушает… Церковь выполняет функции, сначала бомбит, а
потом строит" [23].
И еще: "Церковь – это дилерский центр,
дистрибьюторский центр товаров небесного производства"
[24]. По-видимому, небо новопоколенцы уже захватили, раз
там фабрики построили и даже товары уже выпускают. Дело
осталось за немногим – захват Земли. "На любом товаре
церкви "Новое поколение" (молитва, проповедь, видео,
аудио и др.) должен быть оттиск – "Сделано на небе""
[25]. "Именно конституция определяет судьбу страны.
Именно богословие определяет церкви. Богословие
определяет судьбу церкви. Либо она будет огненная, либо
религиозная. Учение в церкви – это и есть конституция"
[26].
Как видим, одни лозунги вместо стройного
богословия. А если и появляется в пособии "Нового
поколения" что-то более-менее похожее на богословскую
концепцию, то удерживается эта концепция недолго. Само
изложение – хаотично-скачкообразное. Действительно, прав
автор: кто на каком основании строит, тот такое строение
или расстройство получает. В пособии немало такого, что
очень, мягко говоря, не похоже на благоговейное
славословие и являет собой расстройство в полном смысле
этого слова.
Пособие, излагающее, что есть Церковь в
понимании "Нового поколения", изобилует подобными
военно-политическими лозунгами и коммерческой
терминологией ("звание определяет уровень власти" [27],
"экономическая стратегия церкви" [28], "контакт и диалог
с правительством" [29]). Есть и более откровенные
признания, например: "Бог ставит нас головой, а не
хвостом" [30] (очень откровенно и самокритично) или
"новая технология пробуждения "п****а"" [31]
(употреблено слово со значение "опорожниться, сходить до
ветру"). Как на подобные выражения реагировать? Читая
такое, утрачиваешь всякое уважение к автору и церкви
"Новое поколение". Не хочется опускаться до хамского
уровня, но все же они нам не отцы, и потому из чувства
сострадания – совет: от запора есть хорошее средство в
аптеке, так и называется – "бисакодил", вторую букву
фармацевты просто перепутали. Всё это было бы смешно,
если бы не было так грустно.
Понятие о Духе Святом и Церкви в
православном вероучении
Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Собор св. Марка, Венеция
Рассмотрим, что такое Церковь в ее
православном понимании, действие и проявление Духа
Святого в ней, а также в жизни каждого человека.
Дух Святой находит совершенное
исполнение в историческом событии Пятидесятницы, когда
Он сошел на тех, кто примирился с Богом во Христе, и
составил из них Церковь. Протоиерей Георгий Флоровский
пишет: "Откровение заключается созданием Церкви и
сошествием Духа Святого в мир. И с тех пор Дух Божий
пребывает в мире вовеки – так, как не был Он в мире
прежде" [32]. В. Лосский уточняет: "Действие Святого
Духа в мире до Церкви и вне Церкви не то же, что Его
присутствие в Церкви после Пятидесятницы" [33].
Святой Дух, пребывая в Церкви, хранит ее
и направляет в соответствии с Божественным замыслом:
"Одному дается Духом слово мудрости, другому слово
знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному
дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному
пророчество, иному различение духов, иному разные языки,
иному истолкование языков" (1 Кор. 12: 8–10); раздает
дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения,
"как Ему угодно" (1 Кор. 12: 11). Содействием Духа
Церковь осуществляет проповедь Евангелия и умножается:
"наше благовествование у вас было не в слове только, но
и в силе и во Святом Духе" (1 Фес. 1: 5). Он учит
Церковь: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец
во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я
говорил вам" (Ин. 14: 26). Охраняет Церковь, однажды и
единожды созданную Христом, апостольским преемством;
преемники – епископы – есть живые носители Духа: "Храни
добрый залог Духом Святым, живущим в нас" (2 Тим. 1:
14). В совершенстве Дух пребывает от дней Апостольской
Церкви через рукоположение, и духовенство сегодня – это
наследие Христа, рожденное в Духе: "напоминаю тебе
возгревать дар Божий, который в тебе через мое
рукоположение" (2 Тим. 1: 6). Дух Святой действует в
Таинствах Церкви: "Он спас нас не по делам праведности,
которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею
возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3: 5).
Святитель Афанасий Великий пишет: "Через
приобщение Духа соделываемся мы причастниками
Божественного естества" [34]. Святитель Ириней Лионский
учит о Церкви как о едином организме, участвующем во
внутренней жизни Святой Троицы. В Церкви каждый верующий
получает свое личное отношение к Отцу, Сыну и Святому
Духу. Подателем Духа Церкви выступает Христос. "Слово
Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало, после
сего, сделавшись Человеком, ниспослало на землю дар
Святого Духа" [35]. Ниспослание произошло во время
Пятидесятницы, когда Дух Святой "новым образом излился
на человечество по всей земле, обновляя человека для
Бога" [36]. В этом излиянии апостолы "облечены были
свыше силою нисходящего Святого Духа, исполнились всеми
дарами Его и получили совершенное знание" [37]. Они
"были соделаны Духом Святым по вознесении Господа
совершенными" [38]. "Один и тот же Дух, Который через
пророков возвещал… Он же и через апостолов проповедовал"
[39]. "Святого Духа, Которого они получили, они сообщали
и преподали верующим и таким образом основали Церковь во
всяком порядке" [40].
Из создания Церкви как сообщества
верующих в едином Духе святитель Ириней делает вывод,
что "столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух
жизни"; "подобно летящему орлу указывает на дар Духа,
носящегося (парящего) над Церковью"; "ибо в Церкви… Бог
положил апостолов, пророков, учителей (см.: 1 Кор. 12:
28) и все прочие (средства) действования Духа, Коего не
причастны все те, которые не согласуются с Церковью, но
сами себя лишают жизни худым учением и самым худшим
образом действия. Ибо где Церковь, там и Дух Божий; и
где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух
есть истина" [41].
В пневматологии святителя Иринея большое
значение имеет мысль о Духе как о Том, Кто делает
человека причастным духовной, Божественной жизни. В этом
он видит смысл и конечную цель всего домостроительства
Святого Духа – в соединении через Себя человека с Богом
и обожение человека. И в свете этой основной идеи
святитель осмысливает и действия Духа до Пришествия
Христа, и Его участие в новозаветных событиях, и
современное Его присутствие в Церкви. Кстати, заметим,
что в пособии новопоколенцев ничего не говорится о
Втором Пришествии Христа. Они собрались всё взять в свои
руки, и Его Пришествие для них, наверно, будет так же
неуместно, как это описано в романе Ф. Достоевского
"Братья Карамазовы". Там изложены события как бы
Пришествия Христа на землю, и антихрист в виде папы
Римского спрашивает Его: "Зачем Ты пришел? Нам и без
Тебя хорошо – всё устроено. И люди нам поклоняются, они
хотят власти, жесткой власти, им не нужны какие-то там
обеты свободы и любви".
Заблуждение в вопросе Крещения
Крещение в секте "Новое поколение"
О крещении в пособии "Нового поколения"
говорится… Нет, не о крещении Духом Святым, о котором мы
привыкли слышать от неопятидесятников, со знамением
языков. Речь идет о "крещении в облако". Смысл этого
учения – о крещении в облако – заключается в следующем:
"Крещение в облако – это крещение в личностное помазание
твоего служителя. Облако – это помазание" [42]. Все это
подкрепляется текстом Исх. 19, где Бог говорил Моисею в
облаке.
Моисеем себя считает А. Ледяев, видя,
наверное, себя патриархом, от которого мы и должны
получать законы о новом мироустройстве. Что это за
крещение в облако, и о чем мечтает Ледяев? "Мечта
Ледяева – в каждой церкви "Новое поколение" одна и та же
пища, одно и то же питие" [43]. Далее еще пояснение:
"Облако – это персональное, личностное, неповторимое
помазание, присущее данному служителю" [44]. Крещение в
облако – это подражание и копирование пастора. По сути,
это означает не что иное, как погружение в культ
личности своего пастора. Стараясь найти преемственную
связь, дошли до идолопоклонства. Культ личности – кумир,
который творит себе человек из человека. "Если ты не
будешь подражать кому-то и будешь пытаться начинать с
индивидуальных экспериментов, то ты станешь уродцем"
[45], – учит "Новое поколение".
"140 кассет К. Коупленда; шведы из
"Слова жизни"…" – вот и преемственность обнаружилась!
Когда в полемике православных с
неохаризматиками речь заходит об апостольской
преемственности, которую, кстати, мы можем показать от
апостола Андрея до нынешнего патриарха Кирилла, часто
слышишь в наш адрес упрек: мол, вы, православные,
родословиями занимаетесь. Церковь новопоколенцев нашла
свою преемственность через крещение в облако "от
Моисея". "От Моисея" – конечно, в кавычках. Интересно,
собираются ли они в таком случае соблюдать весь Закон
Ветхого Завета – все 613 заповедей? Наверное, тоже в
кавычках. "Моисей"-Ледяев свою преемственность находит
не в столь отдаленных временах. "Пастор Алексей, –
говорится в пособии "Нового поколения", – изучал 140
кассет К. Коупленда в начале 1990-х годов. Шведы из
"Слова жизни" научили молиться и кричать" [46]. Вот и
преемственность обнаружилась. Но от кого?!
В Церкви же преемственность, подчеркнем
еще раз, от апостолов, а апостолы приняли от Христа, а
Христос – "все, что слышал от Отца" (Ин. 15: 15), и
показал нам Отца. Дух исходит от Отца, пребывает в
Церкви со Христом в Таинствах – во все дни до скончания
века.
2000 лет Церковью управляет Утешитель, а
не 140 кассет, учащих кричать с начала 1990-х годов
пастора Алексея. И крестимся мы во Христа, и во Христа
облекаемся, а не в Ледяева и его лидеров. Еще в
первоапостольской Церкви возникало подобное заблуждение,
и апостол Павел упрекал Коринфскую Церковь: "Я разумею
то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я
Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве
Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?"
(1 Кор. 1: 12–13). Мы же, крестившись во имя Отца и Сына
и Святого Духа, научены правилам веры от Единой Святой
Соборной и Апостольской Церкви, а не от кассет К.
Коупленда и кричащих шведов. "Служитель кричит, –
продолжает наставление автор пособия, – и ты кричи"
[47]. Нет, не криком нас учит апостол благовестию, а
"требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с
кротостью и благоговением" (1 Пет. 3: 15). И подражаем
мы, по наставлению апостола Павла, святости апостолов и
Христу: "подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4: 16).
Сам Христос дает власть апостолам: "Итак идите, научите
все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами
во все дни до скончания века" (Мф. 28: 19–20). При
наставлении учеников на служение Спаситель "дунул, и
говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи,
тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин.
20: 22–23).
Согласно словам Господа, апостольское
служение предполагает: учительство ("научите"),
священнодействие ("крестя") и служение управления ("уча
соблюдать"). Слова "примите Духа Святаго"
свидетельствуют, что служение связано с особыми дарами
Святого Духа. Вот преемственность Церкви! А что у
"Нового поколения", где уже креститься начали друг в
друга: "Прежде чем пастору требовать креститься в себя и
в жену, пусть сначала жена крестится в облако своего
мужа" [48]? Что это за церковь, где Христос нуждается в
человеческой помощи и где есть то, чего Он не знает, где
Дух возвышается над Богочеловеком, люди орут и друг в
друга крестятся?! При этом выпускают продукцию с
маркировкой "Сделано на небе", а церковь должна быть
дистрибьюторской компанией?
"Бог от Духа на апостоле полагает на
пасторов, а потом от пасторов – на церкви. И тогда во
всей церкви единство" [49], – вот и "откровение от
духа". Дух стоит не только выше Христа, но и Бога. "Бог,
– как написано в пособии "Нового поколения", – от Духа
полагает на апостоле". Значит, Бог берет что-то от Духа.
Выходит, Богу чего-то не хватает и Он должен взять это
от Духа и полагать на апостолов? Похоже на еретическое
учение монтанизма. Получается, что Дух возвышается не
только над Иисусом Христом, но и над Богом Отцом. Но в
этой цепочке опять делается попытка найти и выстроить
преемственность. Такую возможность автор находит пока в
"облаках".
Далее говорится о крещении не только в
облако, но еще и в море. "Море", по словам автора
пособия, – это народ. И делается следующий вывод: народ
должен креститься в пастора, пастор – в народ. Примерно
то же, что и с крещением в облако. Только там человек
должен стать ксерокопией пастора, каждый лично, а то
уродцем будет. Прямо как в сказке про Аленушку и братца
Иванушку, но там предупреждение было: не пей из копытца,
козленочком станешь. А здесь – всё в массы, всё в народ.
Откуда такая жажда крещения в облако,
крещения в море и мечта заветная Ледяева, чтобы у всех
была "одна пища и одно питие"? Ответ, видимо, следует
искать в… Первом послании апостола Павла к Коринфянам:
"Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы
наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и
все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели
одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же
духовное питие: ибо пили из духовного последующего
камня; камень же был Христос… А это были образы (эйкон)
для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они
были похотливы" (1 Кор. 10: 1–6). Святитель Кирилл
Иерусалимский так комментирует текст апостола Павла:
"Там Моисей, отправляемый Богом в Египет, тут – Христос,
посылаемый от Отца в мир. Там, дабы вывести угнетаемый
народ из Египта, здесь – Христос, дабы избавить людей,
отягощаемых грехом в мире. Там кровь агнца отвратила
губителя, тут – Кровь Пречистого Агнца Иисуса Христа
обратила в бегство демонов". И далее: "То, что мы едим и
пьем, Святой Дух называет тебе в одном месте, говоря:
"Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек,
который уповает на Него!" (Пс. 33: 9). В Таинстве –
Христос. Потому и пища эта не телесная, а духовная"
[50].
Все, что было в Ветхозаветной Церкви,
воплотилось и преобразовалось в Новозаветной. И Таинство
Крещения, и Миропомазание, и Святое Причастие ("одна
пища и одно питие" – мечта Ледяева), и даже то, что Бог
являлся образно, в облаке, в огненном столпе, – у нас
есть образы. С греческого так и будет: "образ" – икона.
Всё, чем грезит церковь "Новое поколение", есть в Церкви
Нового Завета. "Итак, кто во Христе, тот новая тварь;
древнее прошло, теперь все новое… мы – посланники от
имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от
имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2 Кор. 5:
17, 20). Примирение случается через покаяние.
Святое Крещение, Миропомазание,
Евхаристия как начало совершения пути спасения
В Таинстве Миропомазания, после водного
Крещения, каждый получает печать дара Духа Святого,
Который возрождает крестившегося к этой жизни и
запечатлевает (хранит) для Вечности. Искать на стороне
крестившемуся в Православии еще какого-либо духа или
крещения – это или невежество, или же апостасия.
"Дело Христа относится к человеческой
природе, которую Он возглавляет в Своей Ипостаси. Дело
же Святого Духа относится к человеческим личностям,
обращается к каждой из них в отдельности… Дух Святой,
как Дух мира и любви, не только воссоединяет между собой
различных индивидов, но и в каждой душе становится
источником внутреннего мира, цельности и собранности"
[51]. Как объясняет святитель Феофан Затворник, в деле
спасения человека "надлежит различать два момента:
домостроительство спасения, или устроение всего
потребного для спасения, – и содевание спасения каждого
лица. Первое совершил Господь Иисус Христос по
благоволению Отца, но не без Духа Святого; а второе
совершает, по благоволению же Отца, Дух Святый, но не
без Христа Господа, Сына Божия" [52].
Дух Святой ведет Церковь ко встрече
Спасителя во время Его Второго Пришествия: "И Дух и
невеста говорят: прииди!" (Откр. 22: 17). Именно сегодня
Духом Святым подается предвкушение будущих благ Царства
Божия. Само обитание Духа Божия в человеке,
преподаваемое ему через благодатные Таинства в Церкви,
является залогом его воскресения: "Если же Дух Того, Кто
воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то
Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные
тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8: 11).
Духовная прелесть – доминирующий фактор
в психологических причинах неохаризматизма
Всё, что было в Ветхом Завете, – это
образы. Таинство Евхаристии было образно явлено
ветхозаветному народу Божию, как мы видели выше; в Новом
Завете установлено Самим Спасителем и касается нашего
спасения: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет
жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо
Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть
питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во
Мне, и Я в нем" (Ин. 6: 54–56). И сие не есть символы и
образы. Святитель Софроний Иерусалимский учит: "…пусть
никто не думает, будто святая сия суть образы Тела и
Крови Христовой, но да верует, что предлагаемые хлеб и
вино прелагаются в Тело и Кровь Христа" [53]. Многие,
когда слышали эти слова, соблазнились их значением и,
как написано, отошли от Христа. "Тогда Иисус сказал
двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал
Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной
жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын
Бога живаго" (Ин. 6: 67–69).
Гордость как стремление человека стать
выше какого бы то ни было стеснения и ограничения и быть
абсолютно свободным деятелем в мире приводит в
результате к теоретическому устранению Бога и постановке
на Его место человека, то есть самообожению. Гордый
самообольщенный человек считает излишним в деле спасения
какое бы то ни было посредничество, так как у него есть
свои "средства спасения". Отсюда, восходя от
"совершенства к совершенству", достигает сам собой
"безгрешности" и "святости". Церковь, – считает такой
человек, – налагает на свободную волю оковы, томит дух,
порабощает дерзновение, поэтому она ему не нужна, ибо
Дух Святой и так с ним. По его мнению, иерархия,
Таинства, посты и уставы, кресты и иконы – всё
заблуждение; если же и нет, то всё это никак не
относится к совершению дела спасения.
В Притчах сказано: "Погибели
предшествует гордость" (Притч. 16: 18), и у пророка
Авдия читаем: "Гордость сердца твоего обольстила тебя"
(Авд. 1: 3) А зная и то, что "Бог гордым противится, а
смиренным дает благодать" (Иак. 4: 6), становится ясно,
что духовная прелесть есть доминирующий фактор в
психологических причинах неохаризматизма. В Церкви это
называется просто – прелестью.
***
Заблуждения "новопоколенцев" очевидны.
Если бы вопрос был второстепенным, можно было бы не
обращать внимания на их учение, но дело касается самого
главного – спасения души человека. Вся пагубность
сектантского учения в том, что похищаются души у Бога из
Царствия Божия. Потому исследовательско-полемический
подход к учениям сектантов более положительный, нежели
выискивание недостатков человеческих и сбор компромата
на ту или иную секту.
Приведенный разбор учения секты "Новое
поколение" поможет попавшим в сети харизматического
сектантства разобраться в заблуждениях, при этом дается
и ответ, показывающий путь, ведущий в Царствие Божие, на
основании Библии и отцов и учителей Церкви. Также наш
материал может служить и пособием православным
миссионерам для ведения диспута с харизматиками.
Использованная литература
Библия. М.: Российское Библейское
общество, 2003.
Афанасий Великий, святитель. Творения: В
4-х т. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского
монастыря, 1994.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. О
чудесах и знамениях. Джорданвилль; Нью-Йорк: Издание
монастыря Святой Троицы, 1960.
Иоанн Златоустый, святитель. Избранные
творения. М.: Изд. отд. Московского Патриархата, 1994.
Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный.
Обозрение духовной брани // Добротолюбие. Т. 2. Издание
Свято-Троицкрй Сергиевой Лавры, 1992.
Ириней Лионский, святитель. Творения.
СПб., 1900.
Ириней Лионский, святитель. Творения.
М.: Паломник, 1996.
Феофан Затворник, святитель. Толкование
Посланий св. апостола Павла. М.: Правило веры, 2005.
Феофан Затворник, святитель. Начертание
христианского нравоучения. М.: Даръ, 2005.
Феофан Затворник, святитель. Толкование
Посланий св. апостола Павла. М.: Паломник, 2005.
Феофилакт, блаженный. Толкование на
Деяния святых апостолов. М.: Ковчег, 2002.
Феофилакт, блаженный. Святое Евангелие с
толкованием текста. М.: Ковчег, 2002.
Библейский комментарий отцов Церкви и
других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Тверь:
Герменевтика, 2007.
Давыденков Олег, иерей. Догматическое
богословие. М: Православный Свято-Тихоновский
гуманитарный университет, 2005 (компьютерная версия
автора).
Евдокимов Павел. Православие. М.: ББИ
св. ап. Андрея, 2002.
Ефимов Игорь, священник. Современное
харизматическое движение сектантства. М., 1995
(компьютерная версия автора).
Завершинский Георгий, священник. "Дух
дышит, где хочет". Введение в православное учение о
Святом Духе. СПб.: Алетейя, 2003.
Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и
первое христианское поколение. М.: Русский путь, 2006.
Конь Р.М. Конспект лекций по
сектоведению. М., 2004.
Лосский В.Н. Очерк мистического
богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.
М.: Правило веры, 1991.
Лосский В.Н. Предание и предания. М.:
Правило веры, 1995.
Макарий, митрополит.
Православно-догматическое богословие. Киев, 2007.
Максимов Ю.В. Учение о Святом Духе в
ранней Церкви (I–III вв.). М.: Центр
библейско-патрологических исследований, 2007.
Москаленко А.Т. Пятидесятники. М.:
Просвещение, 1966.
Православная энциклопедия. М.:
Церковно-научный центр МП "Православная энциклопедия",
2007.
Серафим (Роуз), иеромонах. Православие и
религия будущего. Алма-Ата, 1991.
Серафим (Роуз), иеромонах. Православие и
религия будущего. Киев: Изд. им. свт. Льва, 2004.
Религии и секты в современной России.
Справочник //
http://www.holytrinitymission.org/ books/russian/ religii_i_sekty.htm#_Toc916959.
Стеняев Олег, протоиерей. Школа
выживания. М., 2007 (компьютерная версия автора).
Толковая Библия / Под ред. А.П.
Лопухина. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.
Усатов Александр, священник. Мимикрия
под Православие среди неохаризматов и современных
обновленцев. М., 2007 (компьютерная версия автора).
Флоровский Георгий, протоиерей.
Богословские отрывки // Путь. Париж, 1931.
Библейская школа церкви "Новое
поколение". Дары и служение Духа Святого. Рига, 2001.
Библейская школа церкви "Новое
поколение". Ученичество. Рига, 2001.
Библейская школа церкви "Новое
поколение". Церковь. Рига, 2001.
Вечерняя Рига. 2003. № 45 (357), 5
марта.
Вечерняя Рига. 2003. № 84 (396), 2 мая.
Андрей Солодков
Православие.Ru - 27.10.2017.
Примечание
1. Библейская школа церкви "Новое
поколение". Ученичество. Рига, 2001. - С. 18.
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же. - С. 9.
5. Там же. - С. 4.
6. Стеняев Олег, протоиерей. Школа
выживания. М., 2007. - С. 29–31.
7. Там же. - С. 24.
8. Библейская школа церкви "Новое
поколение". Ученичество. - С. 36.
9. Там же. - С. 37.
10. Там же.
11. Библейская школа церкви "Новое
поколение". Церковь. Рига, 2001. - С. 12.
12. Цит. по: Толковая Библия / Под ред.
А.П. Лопухина. Т. 3. Стокгольм, 1987. - С. 130.
13. Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный.
Обозрение духовной брани // Добротолюбие. Кн. 2. Издание
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. - С. 127.
14. Феофилакт, блаженный. Святое
Евангелие с толкованием текста. М., 2002. - С. 564.
15. Библейская школа церкви "Новое
поколение". Церковь. - C. 5.
16. Толковая Библия / Под ред. А.П.
Лопухина. Т. 9. - С. 237.
17. Библейский комментарий отцов Церкви
и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Т. 1-а.
Тверь, 2007. - С. 312–313.
18. Давыденков Олег, иерей.
Догматическое богословие. М., 2005. - С. 134.
19. Там же.
20. Библейская школа церкви "Новое
поколение". Церковь. - С. 11.
21. Там же.
22. Там же.
23. Там же. - С. 12.
24. Там же.
25. Там же.
26. Там же. - С. 20.
27. Там же. - С. 13.
28. Там же. - С. 42.
29. Там же. - С. 53.
30. Там же. - С. 52.
31. Там же. - С. 21.
32. Флоровский Георгий, протоиерей.
Богословские отрывки // Путь. Париж, 1931. - С. 5.
33. Лосский В.Н. Очерк мистического
богословия Восточной Церкви. М., 1991. - С. 119.
34. Афанасий Великий, святитель. Против
хулителей, утверждающих, что Дух Святый есть тварь //
Афанасий Великий, святитель. Творения: В 4-х т. М.,
1994. Т. 3. - С. 36.
35. Ириней Лионский, святитель.
Творения. СПб., 1900. - С. 249.
36. Там же. - С. 572.
37. Там же. - С. 220.
38. Там же. - С. 256.
39. Там же. - С. 300.
40. Там же. - С. 588.
41. Там же. - С. 312.
42. Библейская школа церкви "Новое
поколение". Церковь. - С. 27.
43. Там же.
44. Там же. - С. 28.
45. Там же.
46. Там же.
47. Там же. - С. 29.
48. Там же. - С. 30.
49. Там же.
50. Библейский комментарий отцов Церкви
и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Т. 7. Первое
и второе послания апостола Павла к Коринфянам. Тверь,
2007. - С. 128–129.
51. Лосский В.Н. Очерк мистического
богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.
М., 1991. - С. 125.
52. Феофан Затворник, святитель.
Начертание христианского нравоучения. М., 2005. - С. 43.
53. Цит. по: Макарий, митрополит.
Православно-догматическое богословие. Киев, 2006. - С.
393.
|