Про идолов, торты и топоры...
Бедным - вегетарианская похлебка,
богатым - торты на продажу. Как кришнаиты наладили
кондитерский бизнес под видом благотворительной
организации...
Кришнаитские кондитеры, производящие идоложертвенные торты, честные люди.
Но зачем многие покупают эту "Говниду"?
"Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени
более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного
и крови, и удавленины, и блуда, и не
делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие,
хорошо сделаете. Будьте здравы" (Деня. 15:28-29).
***
"Общество сознания Кришны" появилось в Перми
еще весной 1991 года и развивалось под присмотром ученика
Прабхупады, гражданина Швейцарии Шрилы Рохинисуты Прабху.
Последний привез для местных единоверцев из Индии "мурти" -
деревянных кукол, изображающих "божеств" Джаганнатха,
Баладева, Субхадра и Нитай-Гаурачандра. Правда, аляповато
раскрашенных идолов по каким-то причинам запихали храниться
на книжный склад, а когда извлекли, то им потребовалась
тотальная реставрация. Тем не менее, община все-таки
обзавелась "храмовыми божествами", а также пластиковой
статуей основателя секты Шрилы Прабхупады в рост человека.
Новых прихожан кришнаиты вербовали, как и
везде, в ходе массовых акций, проводимых под предлогом
приобщения к индийской культуре. А поскольку практика
показывает, что задобрить народ лучше всего раздачей
бесплатной пищи – при общине возникло нечто вроде кустарного
предприятия по производству ритуальных булочек и "восточных
сладостей". Про то, что такая продукция перед раздачей
посвящается Кришне, сектанты наивным пермякам, конечно, не
говорили.
***
***
Впрочем, на этой мелочёвке последователи
Прабхупады не остановились, и с 1993 года приступили к
выпуску тортов марки "Вриндаван" по названию индийского
города, где Кришна занимался любовными утехами с
пастушками-гопи. Понятно, что эту продукцию уже не
раздавали, а продавали, причем весьма успешно. Так появились
стабильные доходы, а вместе с ними, похоже, и финансовые
претензии инициаторов "сладкого" бизнеса друг к другу. Как
бы то ни было, вскоре главный кулинар местных кришнаитов
Эдуард Каравацкий отделился от общины и создал свое
собственное ООО "Гаура", где поставил производство тортов "Вриндаван" на поток.
Но и вайшнавы от идеи получения "сладких"
доходов не отказались. Как раз на этом этапе они сколотили
при себе краевую общественную организацию "Харе Кришна. Пища
для жизни". Официально она занималась раздачей пищи бедным
слоям населения, а неофициально взяла на себя функции по
возрождению осиротевшего "кондитерского цеха". Вскоре тот
вновь начал производить на продажу пирожные и торты все под
тем же названием "Вриндаван". Каравацкий, которому быстро
надоела такая конкуренция, был вынужден обратиться в
Российское агентство по патентам и товарным знакам, чтобы
закрепить за собой эксклюзивное право на название марки. Но
вчерашние единоверцы упрямо продолжали изготовлять и
продавать свои собственные "вриндаваны".
Кришнаиты обливают молоком и сладостями идола основателя
их секты Его Божественной милости Шри Шримад Свами Бхактиведанта Шрила Прабхупады
Кришнаиты обливают молоком и сладостями "лотосные
стопы" очередного своего обожествленного гуру
Заметим, что качество всей этой продукции
вызывало определенные нарекания – так, летом 2002-го
Екатеринбургский Центр СЭС запретил ввоз в область товаров,
выпущенных как под лейблом "Гауры", так и под "шапкой"
пермской кришнаитской общины, поскольку пробы тортов выявили
плохие результаты по микробиологическим показателям, а
сладости перевозились в машинах, не имеющих даже
морозильников. Тем не менее, спрос на "вайшнавскую"
продукцию в самой Перми оставался постоянным – за год ее
продавалось на сумму до 20 миллионов рублей. Единственное,
что по-настоящему мешало развитию и кришнаитской
"кондитерки", и "храма" - это дефицит площадей.
Вся (!) пища, которую готовит любой кришнаит даже дома, посвящается Кришне
Наконец, несколько лет назад сектанты
подыскали для своих нужд хороший вариант – бывший магазин,
находящийся в муниципальной собственности. Здесь в двух
помещениях разместился сам "храм", а остальные площади
заняла организация "Харе Кришна. Пища для жизни",
продолжающая выпускать пирожные и тортики. Причем само
здание сектанты занимали практически даром. Ведь, как и во
многих других регионах, они умудрились выдать бесплатное
распространение ритуальной пищи, предпринимаемое в целях
вербовки новых адептов, за благотворительную деятельность и
получили таким образом освобождение от уплаты денег за муниципальную аренду.
Индийские
сладости - хороши, когда не посвящены индийским
идолам
Но любой "халяве" есть предел. С 2006 года к
"кондитерам" из "Общества сознания Кришны" стали
приглядываться местные контрольные органы. Возможно, они
заинтересовались дельцами в оранжевых балахонах по
собственной инициативе, а возможно, на упрямых конкурентов
тихонько показал пальчиком всё тот же владелец "Гауры". Как
бы то ни было, государственные инстанции пришли к выводу,
что под эгидой благотворительности кришнаиты развели
натуральный бизнес – и в январе 2007 года отменили им льготы
по аренде муниципального здания.
В итоге религиозная община и организация
"Харе Кришна. Пища для жизни" оказались перед необходимостью
платить каждый месяц около 100 тысяч рублей в бюджет города.
Однако делать это почему-то не стали. Сейчас "преданные"
дружно кричат, что, мол, ничего не слышали об отмене льгот и
получили информацию, что уже должны кучу денег, лишь в июне.
Но это, конечно, "игра под дурака", поскольку и в "храме", и
в "кондитерской" общественной организации есть бухгалтерии,
наверняка державшие руку на экономическом пульсе. Скорее
всего, сектанты просто надеялись, что кривая вывезет – и
отравленное толерантностью государство просто не посмеет
предъявлять к ним, "верующим", реальных претензий. Но этим
летом городские власти напомнили "вайшнавам", что деньги за
аренду помещения по-прежнему не платятся, "счетчик" крутится
– и к ним могут пожаловать приставы, чтобы забрать имущество
для продажи в счет погашения недоимок. А в октябре, когда
долг перевалил уже за миллион, государство "заморозило" счет
Пермского "Общества сознания Кришны". Почти одновременно из
Управления Федеральной регистрационной службы пришла
информация, что деятельность общины поставлена в План
проверок некоммерческих организаций на последний квартал текущего года.
После этого сектанты отчаянно засуетились и
организовали совещание под председательством как раз
посетившего город Шрилы Рохинисуты Прабху. Вопрос у
последователей чужих богов был один, причем чисто русский –
"Что делать?". В итоге кришнаиты, известные своими
заявлениями о законопослушности, выразили намерение обмануть
приставов, спрятав от описи ценное имущество, то есть куклы
всех "божеств" и статую Шрилы Прабхупады. Их решили
потихоньку вывезти на квартиру одной из активисток.
Швейцарский "гуру" против такой махинации, конечно, не
возражал – напротив, всячески ее приветствовал.
Однако недаром Международное общество
сознания Кришны именуют тоталитарной сектой. Ведь, по ее
правилам, вопросы перемещения материальных ценностей,
принадлежащих провинциальным "храмам", решаются только с
согласия московского начальства. Поэтому 20 октября пермские
"преданные" направили на имя президента Центра обществ
сознания Кришны в России Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа
(Вадима Тунеева) бумагу с просьбой разрешить им спасение
"божественных" кукол от злобных приставов. Но ответа из
столицы не последовало. Через четыре дня, истомившись в
ожидании, они адресовали еще одну копию этой бумаги члену
Национального Совета ЦОСКР Чарудешне Прабху (Энверу
Измайлову), отвечающему там за матчасть. Этот сектантский
клерк тоже отмолчался. Наконец, Рохинисута прабху лично
забросил третью по счету бумагу с просьбой о разрешении
спасти "божества" в московскую штаб-квартиру ЦОСКР – но и на
нее пермякам вновь не ответили.
***
Читайте также по теме:
***
Позже господин Тунеев будет уверять, что
молчал из-за некоей поразившей его "болезни". Но, скорее
всего, разгадка проста: в Москве тоже думали, что "пермская
беременность" как-нибудь "сама рассосется", и когда были
поставлены перед фактом, что после девяти месяцев на свет
появился долговой младенец весом в миллион рублей – попросту растерялись.
Надо сказать, что обычные кришнаиты, похоже,
о накрученных по вине руководства долгах ничего не знали, а
сам президент местного "храма" Шикшашкатака Прабху (Денис
Лядецкий), у которого можно было что-то выспросить, вообще
уехал в Индию. Поэтому, услышав краем уха, что статуи
"божеств" собираются куда-то вывозить, рядовые "вайшнавы"
стали выражать протест. Особенно бурно он шел со стороны
тех, кто жил и столовался "при храме". Ведь по кришнаитским
правилам, это возможно только в обмен на регулярное
"поклонение божествам" - а если их не будет, то и обитателям укажут на дверь.
Чувствуя, что обстановка накаляется и на
пороге вот-вот покажутся приставы, представители Совета
общины 28 октября позвонили Рохинисуте прабху – мол, что
все-таки делать? Швейцарец заявил, что "божеств",
безусловно, надо вывезти.
Операцию по их перемещению на частную
квартиру назначили на 29 октября. Но неожиданно столкнулись
с новым препятствием. Им стал сосед по помещению - "главный
тортовик" и председатель краевой организации "Харе Кришна.
Пища для жизни". Он позвонил одному из инициаторов спасения
идолов, и "угрожал с применением нецензурной лексики",
обещая лично "встать в дверях и не допустить перевозки
Божеств.". Но решение было уже принято. В итоге энтузиасты
погрузили в два легковых автомобиля четыре "божественные"
куклы и тащили туда же пластмассового Прабхупаду, когда
случилось непредвиденное.
То ли по чьему-то наущению, то ли из
собственного фанатизма, "отбить у врага" любимых идолов
решил один из сектантов. "Когда божества уже находились в
машинах, я заметил около автомобиля с Джаганнатхами какое-то
нездоровое движение. – вспоминает один из участников
операции, 21-летний студент местного филиала Высшей школы
экономики Даниил, более известный как Нитьянанда дас. -
Когда я подошёл, то увидел В. прабху, и в руках у него был
топор. Я сначала ничего не понял, но со слов преданных
сложилась такая картина. В. прабху приехал на велосипеде с
топором, подошёл к машине, в которую уже были погружены
божества, и нанёс удар по переднему левому колесу, после
чего колесо спустилось, и ещё один - по заднему левому, но
попал по диску, и заднее колесо осталось целым… Видно было,
что нападающий находится в состоянии аффекта. Следовало
что-то делать, так как он всё ещё стоял с топором, и
неизвестно, что могло прийти ему в голову в следующий
момент. Потом, после уговоров, он пошёл к своему велосипеду,
положил топор в сумку и собрался уезжать... Но тут уже мы не
могли его отпустить, так как за поступки надо отвечать - и
за порчу частной собственности тем более. Трое преданных
подошли к нему и сказали: "Куда собрался? Мы вызываем
милицию и тебе придётся её дождаться". Тогда В.прабху снова
схватил сумку с топором, и преданным пришлось отбирать её не
без сопротивления с его стороны. После того, как человека
"взяли под контроль", он стал говорить, что все мы – демоны,
так как хотим увезти божеств…".
Кукол из "подбитой" фанатиком машины
все-таки пересадили в другую и благополучно доставили на
квартиру. Тем временем виновник скандала, осознав, что
сейчас приедет милиция, бросил свой велосипед и попросту
сбежал. Прибывшие следом блюстители закона зафиксировали
повреждение автомашины, забрали двухколесный транспорт
преступника и топор, после чего предложили владельцу машины
30 октября прибыть со свидетелями в РОВД Орджоникидзевского
района города Перми для написания заявления и возбуждения
дела. Он так и сделал.
Отзвуки скандала быстро докатились до
Москвы, и "болевший" Вадим Тунеев моментально "выздоровел".
Уже на следующий день после истории с топором он прислал
пермским единоверцам письмо, в котором извещал, что для
разбирательства к ним срочно направляется Чарудешна прабху.
Главный кришнаит России предостерегал, что на инспектора не
надо выливать взаимные обиды, иначе "через пару лет или
раньше появится новый повод для очередной братоубийственной
войны, если, конечно, к тому времени еще будет кого
убивать". Но не это главное. "Мне стало известно, что вчера
Божества были вывезены из храма. – писал Тунеев. - Это очень
большое оскорбление и Божеств, и всех преданных. Божества
должны быть срочно возвращены на место". Он также особо
подчеркнул: "Окончательное решение по всем вопросам,
поднятым в письме, будет приниматься руководством. Все
самовольные действия нелегитимны. Если те, кто их совершает,
будут упорствовать, это поставит их пребывание в
Международном обществе сознания Кришны под вопрос".
Сам Чарудешна прабху прибыл в Пермь 3
ноября, провел перевыборы Совета общины и еще раз осудил
инициаторов "спасения божеств" за их действия. В то же время
он заявил, что куклы должны вернуться в "чистое место", для
чего надо провести финансовую проверку всей бухгалтерской
документации и определить сумму долгов, висящих на пермской
общине и организации "Харе Кришна. Пища для жизни". По
инициативе московского эмиссара общему собранию было также
рекомендовано "погасить шум" вокруг единоверца,
размахивавшего топором. Последнему предложили извиниться
перед владельцем автомашины, а самому владельцу – забрать заявление из милиции.
Как развивались дальнейшие события, нам
неизвестно. Куда любопытнее поговорить о странном упрямстве,
с которым и председатель организации "Харе Кришна. Пища для
жизни", и высшие чины московского ЦОСКР противились вывозу
"божественных" кукол. В конце-концов, это ведь не
антиквариат, а просто куски дерева и пластмассы. Опять же,
энтузиасты их не в костёр хотели сунуть, а всего лишь
сохранить от приставов. Почему же перемещение идолов
обернулось вдруг таким скандалом?
Причина может быть вполне банальной. Ведь в
крупных сектах уже давно действует негласное правило, когда
разные доходные предприятия верующих отчисляют весьма
значительный процентик центральному руководству. Скорее
всего, направлял часть денег в Москву и "кондитерский цех
при храме", а вернее - при пермской организации "Харе
Кришна. Пища для жизни". Однако доходы, как известно, прямо
зависят от спроса на продукцию. А спрос на производимые
здесь сладости обеспечивался, в первую очередь, за счет
самих кришнаитов, рассеянных по городам Приволжского и
Уральского федеральных округов. Ведь они-то покупали
пермские торты как раз потому, что последние выпускались в
"освященном", с точки зрения сектантов, месте, - под одной
крышей с "божественными" куклами. Если убрать последних, то
для кришнаитов производимые здесь лакомства превратятся в
обычные, "мирские". То есть исчезнет весьма внушительный для
небольшого цеха сегмент постоянных покупателей. А значит,
резко уменьшатся доходы и отчисления в московскую
штаб-квартиру секты. Не этим ли объясняется желание любым
путем оставить идолов под прежней крышей?
Рядовые вайшнавы такой "духовной экономики",
впрочем, не понимают. Просто удивляются, почему вдруг их
единоверцы были наказаны за то, за что им следовало бы
объявить благодарность. Юный Нитьянанда дас, стараниями
которого и стала известна вся история, тоже изумляется –
мол, выложил подробности на официальном форуме движения
Сознания Кришны в России, и эти сообщения вскоре оказались уничтоженными…
Ну а лично мне смешно было читать угрозы
Тунеева поставить пребывание несогласных в рядах МОСК "под
вопрос". Ведь специфика сект такова, чтобы всех впускать, но
никого не выпускать. И если механизм вовлечения людей в
деструктивные культы разработан до мелочей, то приемов
официального изгнания оттуда попросту не существует. Вот и в
данном случае, пока человек сам себя считает членом
Международного Общества Сознания Кришны, никакой Тунеев его
оттуда исключить попросту не может. Хотя лучше бы, наверное,
у Вадима Михайловича действительно была такая возможность.
Тогда, глядишь, его усилиями часть граждан могла бы в
конце концов вернуться из душного сектантского мира к
нормальной жизни. Впрочем, это уже фантастика.
Евгений Мухтаров
AntiСекта - 13.12.2007.
|