Кришнаитка Елена-Кайшори Синдху: моя
община - тоталитарная секта
"В Контакте", на страничке
липецких кришнаитов появилась исповедь Елены Бородиной,
в которой она рассказывает как на духу - как попала в
секту, как вдохновилась учением, как начала проявлять
недюжинное рвение в служении. Активность неофита не
оценило местное руководство общины кришнаитов и Елену
стали осаживать, зарубать все ее инициативы. Одним
словом, ничего нового не произошло, в любой религиозной
группе происходит ровно тоже самое.
Опубликовав свою исповедь, Елена-Кайшори
Синдху не говорит о том, что порвала с сектой и
избавилась от религиозных пут. Скорее всего, этого не
произойдет. Какое-то время будет жить надеждами, что
либо ее оценят и позовут назад на особых условиях. Либо
ей удасться организовать своею религиозную группу. Но
этого никто делать не будет. Это не в правилах сект.
Окончится, скорее всего, переходом в другую секту))) Но,
это еще не плохой вариант. Плохой вариант, если ее
начнут преследовать ее соверующие. Чем это порой
заканчивается, примеров много. Посему, пусть эта
история с самого начала будет предана огласке. И так,
слово Елене...
История одного изгнания трагикомедия в
трех частях
"Мы его, можно сказать, на помойке нашли,
отмыли, а он нам тут вигвамы рисует..."
Кот Матроскин, Простоквашино
Часть первая. Предание.
Однажды мне так все осточертело, что я
решила бросить работать, пить, курить, мясо есть и
вообще все. Чуть погодя в интернете попались лекции
Торсунова. Не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы
догадаться, откуда ветер дует, поэтому я начала
параллельно осваивать Чайтанью Чандру пр., фильмы о
Прабхупаде, что-то там о бхати-врикше и т.д. Все очень
вдохновляло и даже замаячила давно потерянная мифическая
цель жизни. А летом в нашем-то заштатном провинциальном
городишке - харинама! Думала, москвичи гастролями
приехали. Ан, нет, наши оказались, местные. Но подойти
не решилась.
Через пару месяцев не выдержала, нашла
телефоны Центра и позвонила. Вежливый молодой человек по
имени Евгений спросил, что я хочу узнать. Ответила, что
мне интересна религия, ритуалы поклонения Богу, духовная
практика и попросилась прийти в воскресенье на программу
(на сайте было расписание). Однако мне назначили
предварительное собеседование. Храм (торец в старом
полуразвалившемся здании) находился на краю города в
промышленном районе. Едва нашли. Темнело... Муж на
прощанье трагически прокричал вслед: "Ничего у них не
бери, ничего не ешь, если что - звони".
Евгений задерживался и я постучала в
дверь. Открыл человек в дхоти, я подумала, что это монах
и несказанно обрадовалась, что и у нас в Липецке
Движение живое (позже выяснилось, что брахмачари у нас
были только в 90-е, а встречающим был пуджари).
Поговорить не удалось с аутентичным представителем Харе
Кришна, потому что подоспел Евгений и быстро провел меня
сквозь неосвещенную узкую лестницу в комнату под
названием "Гостевая". Там мы разговаривали о жизни, о
прослушанных мной лекциях и подготовительных занятиях,
которые обязательно пройти перед тем, как начать
посещать храм по воскресеньям. Я была согласна на все.
Занятия проходили раз в неделю. Вел их
президент ятры Шатамурти прабху. Собиралась разношерстая
компания человек в 7. Мы по кругу высказывались на
заданные темы: "Как я провел неделю", "Как я себя веду в
сложных ситуациях", "Где и в чем я нахожу прибежище",
"Когда я впервые услышал о Боге". Интересно, что
правильных ответов нам не давалось, но мы были довольны
и тем, что нас выслушали.
Мысль о посещении воскресной программы
меня не оставляла. Согрупница Полина (Палика), спустя
пару месяцев мне сказала, что уже была однажды на
программе, ее пустили, потому что она "с Аум Сенрике
тусовалась". "О, так я тоже в институте с ними на Ом
медитировала!" - "Ну, тогда, наверное, тебе тоже можно".
И я пришла. Было очень весело и ощущение, что
попала-таки в родной дом. Шатамурти пр., правда, очень
волновался и все потом спрашивал, не было ли у меня
культурного шока. Ответила прямо: "Шатамурти, боюсь, что
если бы я только Вам рассказала, что я видела в жизни,
Вы бы из культурного шока не вышли. Так что все
нормально".
Тогда же из наших рядов выбыла милая
девушка Катя, она пришла как-то днем и прочла табличку
на здании, где говорилось, что тут располагается
"Международное Общество Сознания Кришны", до сего
момента она думала, что ходит на психологические курсы.
Это событие, видимо, подтолкнуло к тому, чтобы все-таки
рассказать другим новичками, что помимо "Гостевой", есть
еще "Алтарная". Как-то вечером нас повели на экскурсию,
показали Божеств, мриданги и физгармонию. А однажды
Евгений, сделав большие глаза и заговорческую мину, мне
даже рассказал, кто такой Прабхупада: "Ну, это такой
индус..." - "О, да, я знаю, я уже посмотрела все фильмы
о нем". На Балараму несколько человек давали обеты про
программе Шикша. Я о ней ничего не слышала, но суть
уловила, поэтому встала и сказала, что я принимаю
четвертую ступень, так как с первых дней в СК читаю 16
кругов и несколько дольше следую 4 принципам. Так прошла
зима...
"Шатамурти, а когда мы будем
проповедовать?" - этот вопрос я задавала периодически,
потому что меня просто распирало рассказать людям о том
великом Знании, которое, оказывается, "вот оно - рядом".
Шатамурти неизменно отвечал: "Будем, будем". И весной я
просто уже не отставала от нашего президента: "Давайте
уже что-то делать!" Шатамурти пр. мне объяснил, что
проповедовать сейчас прямо возможности нет, люди боятся
сект, книг не читают, поэтому все, что у нас есть - это
"скрытая проповедь", даже общественных программ мы не
проводим, потому что могут православные напасть. Да и
вообще нет в ятре у нас активистов, некому заниматься ни
одной из программ ИСККОН. Тогда я взялась за наполнение
"непрямого" сайта: писала статьи, подбирала материалы,
делала фотографии. Дублировала все в Контакте в группе
"Формула счастья". Параллельно сделала группу "Харе
Кришна! Липецк" (мало ли, вдруг кто-то все-таки не
испугается). Еще мы разрабатывали проект Ведического
центра, просчитывали стоимость курсов, аренды и т.д., и
т.п.
Также меня очень интересовала харинама,
которая с теплом опять возобновилась. Но Шатамурти не
рекомендовал общаться с устроителями, мотивируя тем, что
люди они скандальные, придирчивые, абы кого в свой
коллектив не пускают, а всю славу себе заграбастывают.
"Ну, что ж, - подумала я, - слава мне не нужна. А вот
Прабхупаде надо б послужить", - и пошла на харинаму.
После первых же дней я поняла, что это и есть настоящая
жизнь, настоящая проповедь. И стала фанаткой харинамы.
Раздавала шарики, распространяла книги, стучала
караталами. Да была б моя воля, я б вообще с улицы не
уходила, так бы и пела... Конечно, познакомилась с
"главарями", вернее, одной из "атаманш" - Гаурасундари
д.д. Она меня тут же еще и в "Пищу жизни" привлекла.
Спонтанный проект получился - пожары. Кормили
погорельцев и тушителей. Администрация закрыла глаза,
что у нас нет никаких документов.
***
Читайте также по теме:
***
Часть вторая. Просветление.
Эпизод 1
Ведическому центру так и не суждено было
открыться, потому что Шатамурти предпочел провести
Картику и Гаурапурниму в Индии... А я одна... ну что я
могла одна? Тем паче, что привлекать Гаурасундари,
пышущую энтузиазмом, мне крайне не рекомендовали.
Да и сама я начала остывать к этой идее,
потому что, как оказалось, не было у людей культурного
шока от нас, ряженых в сари и дхоти и не в лад орущих
Харе Кришна на площади. Наоборот, люди радовались,
подпевали, пританцовывали, ели шарики и хотели знать о
нас больше. Так, к осени у меня набралось человек 5-7
новых людей с харинам и группы "Харе Кришна! Липецк",
готовых начать духовную практику.
Первое занятие новой группы оказалось
для меня судьбоносным и навсегда разрушило теплые
отношения с руководством ятры. Вел занятие Евгений
(Крипа Синдху пр., правая рука Шатамурти пр.) и Джая
Лакшми (жена Шатамурти пр.). До начала мероприятия
предупредили, чтобы всех я называла мирскими именами, о
Кришне ни слова не говорила, прасада не раздавала. Но
прасад, на горе, я уже успела приготовить, и он
неудержимо и предательски рвался запахом горячей выпечки
из моей сумки. Да и условная память меня все время
подводила и я называла "Евгения" Крипой, а "Елену" -
Лакшми, отчего те делали вздрагивали и нервно
произносили "Хм!". Но все это полбеды, если бы Крипа
Сидху не начал читать длинную и бессвязную лекцию о
тонких телах, приведениях, миллионах мудрецах,
медитации, о тайной комнате (буквально так и сказал,
имея ввиду алтарную), которую посещают "бывалые" и о
чем-то еще, теперь уж не упомнить. Даже Джай Лакшми не
выдержала и через полтора часа пытки сказала, что плохо
понимает то, что хочет нам донести "Евгений". Тогда я
решила как-то разрядить атмосферу и предложила всех
накормить прасадом, ляпнув, что прасад - это пища,
предложенная Верховной Личности Бога - Господу Кришне.
Прости меня, Господи, я это сделала не из злого умысла,
а просто по привычке, потому что все лето на харинаме
говорила именно так, раздавая шарики... И это был мой
конец... Нас с Паликой оставили после занятия,
рассказали о вайшнава-аппаратхах и попросили больше
подобным образом себя не вести.
А следом был фестиваль в Гаграх "Садху
санга". И все было хорошо на фестивале, да что-то не
хорошо (прям как в книжке про мальчиша Кабальтиша). Что
не хорошо, мы еще понять не могли, но это просто витало
в воздухе... Может быть смущал зал для киртана на 300
человек, когда на фестивале было 3 000. Или то, что на
харинаму ходили человек 50 со всего фестиваля. Или то,
что на Ратха-ятру никто из махараджей не поехал, кроме
Гопал Кришны Госвами. Может быть, как-то неловко было
смотреть на вайшнавов в купальниках и с сигаретами,
пьющих чай вприкуску с шоколадом. Или то, что нас
считали фанатиками только за то, что мы ходили в сари и
не пропускали мангала-арати. Или просто осадок от того
памятного занятия в ятре остался... Мы готовы были
просто плакать от непонимания происходящего. Но тут
Палика встретила преданных из Краснодара. И это было ее
началом в ашраме санкиртаны...
Эпизод 2
Всю осень я продолжала настоятельно
приносить прасад на занятия, чем неизменно вызывала
недовольство Джай Лакшми. Я стала "лишним" человеком.
Усугубилось это принятием в наставницы Гаурасундари -
персоны нон грата в нашей ятре. Кстати, в чем же
заключалась ее вина? Да все в том же. На фоне общей
стагнации ее кипучая натура просто была неуместной. Уже
6 лет, как ни одного нового человека в ятре не было (мы
стали первой группой, собравшейся стихийно), как не было
ни одной общественной программы, проповедники в храм
приезжали не чаще раза в год-два, а то и реже, о
распространении книг никто не упоминал с 90-х, тогда ж
появились и пропали брахмачари... все просто дружно ели
прасад по воскресеньям. Поэтому начало харинамы (тогда
это был второй сезон за десятилетнюю жизнь ятры) было
как вызов даже не материальному миру, а самим себе. А
вызовов у нас не любят: вдруг загордишься? вдруг мотивы
нечисты?
Однажды весной приехала Палика и
рассказала нам страшную тайну: санкиртана существует.
"Да ну не может быть! - ответили мы, - По крайней мере,
не в нашем городе и не в наше время. Максимум, на
харинаме 5-10 книг. Но вот так просто, на улице, чтобы
кто-то взял книгу... Нереально". Палика вызвалась дать
мастер-класс. За час она распространила 25 книг,
Гаурасундари 8, а я 6. Мы были в шоке. Затем мы начали
выходить на санкиртану раз в неделю с матаджи Оксаной.
Результаты были невелики, но мы утешали себя тем, что
хотя бы делаем попытки.
На вьяса-пудже Индрадьюмны Свами я
получила инициацию. Там же купила книги Хари Шаури пр.
"Трансцендентный дневник". Сундара Лал, глядя на них,
произнес: "Ну ты ведь знаешь, что сейчас совсем не так,
как тут написано?" Ответила, что догадываюсь и хотела бы
подробнее узнать о тех временах...
Летом к нам в храм приехали матаджи
Према Падмини и Ангира Муни прабху. Наконец-то
появилась возможность задать давно волновавшие меня
вопросы: можно ли приглашать человека сразу на программу
в храм, если он знает уже о Харе Кришна? можно ли
кормить прасадом? можно ли произносить имя Кришны и
духовные имена друг друга? Естественно, ответы были
положительные. Но, к сожалению, у нашего руководства
реакция была однозначная: "Разве можно задавать такие
вопросы? Да кто она вообще такая?"
Осенью ситуация начала закручиваться. Мы
с Гаурасундари открыли свою бхакти-врикшу, вели
кулинарные курсы, продолжали выходить на санкиртану, я
завела информационный бюллетень в храме, где размещала
цитаты Прабхупады и ныне действующих гуру о проповеди.
Все это воспринималось исключительно как попытка
выделиться, увести новых людей, насолить. Со мной уже
никто не обнимался, не улыбался и почти не здоровался.
"Непричастные" пугливо прятали глаза и отходили
подальше. Даже не знаю, что им обо мне рассказывали. По
реакции было похоже, что я ночами пью кровь невинных
младенцев.
Тогда же мне попались один за другим
странные материалы, которые ставили опять в тупик.
Например, высказывание Госвами Махараджа в статье "О
национальности Бога": "...мне хотелось рассказать о
маленьком курьезе. Несколько дней назад, прощаясь со
мной, один знакомый священник (по понятным соображениям
имени его я называть не стану), человек редкой доброты и
ума, с улыбкой процитировал слова своей однокурсницы,
историка по профессии: "Чего вы боитесь кришнаитов?
Милые, скромные, безобидные люди. Лет через двадцать они
все станут православными". Не знаю, сбудется ли это
предсказание. Но для меня это не так и важно..." Или
знаменитое видео Радханатхи Свами, играющего на губной
гармошке (конечно, многих это видео умилило, кого-то
даже до слез, но у меня все-таки была некая несостыковка
в голове: "Зачем гуру ИСККОН играет попсовую мелодию, а
рядом сидит полуобнаженная певица? Что все это значит?"
Собственно, именно этот вопрос я и задала в группе
"Сознание Кришны - торжество разума", чем нереально
прогневала одного из членов нашего Совета ятры Сундара
Лала пр. Более того, мне позвонила матаджи Кулангана
(также член совета) и спросила, принимаю ли я, после
содеянного, Кришну Верховной Личностью Бога...
В декабре мы вышли на Марафон: Оксана
распространила 99 книг, Гаурасундари -230, я - 351. В
нашем-то городке!
Часть 3. Освобождение
Бюллетень с цитатами Прабхупады так
натер глаза нашим преданным, что Совет решил заменить
меня кем-то более лояльным. Но этому не дано было
случиться. Бхакти Викаша Свами опередил. Я распечатала
его Публичное Заявление и статью "Пришло время для
революции". Материалы висели не более часа. Члены Совета
Двиджа Мани пр. И Сундара Лал пр. сняли Заявление и
пятую страницу статьи. Видимо, не угодил вот этот абзац:
"Чтение книг Шрилы Прабхупады также наделит преданных
необходимой проницательностью, чтобы распознавать
отклонения, которые неизбежно появляются внутри ИСККОН,
и не позволит этим отклонениям сбить их с толку. Вернее
сказать, если бы все преданные хорошо знали книги Шрилы
Прабхупады, отклонения вообще не могли бы возникнуть".
Пару дней я переваривала ситуацию и
решилась-таки выложить эти материалы в группе "Харе
Кришна! Липецк". Тут же мне позвонил Шатамурти пр. и
попросил ввести в администрацию группы Двиджа мани пр. Я
спросила, что случилось, ведь до сего момента к группе
никто внимания не проявлял, но внятного ответа не
получила. Не сложно было догадаться, что включи я Двиджа
Мани в админы, тут же меня б и удалили из управления
группой. Впрочем, с "Формулой счастья" (о которой я
попросту забыла) так и случилось, даже без
предупреждений: упс, и нет меня больше, словно и не было
вовсе. Одно ребята не учли: те, кто создают группу,
навсегда остаются админами.
На форуме Кришна.ру активно обсуждали
выступление Бхакти Викаши Свами, и я вновь задала
неудобоваримые вопросы, чем "прославилась на весь
ИСККОН" (так сказала одна Питерская матаджи). В Контакте
пошел гулять список групп аппаратчиков, "Харе Кришна!
Липецк" оказалась первая в списке.
Меня вызвал на аудиенцию наш
региональный секретарь Нитай Чайтанья Махарадж. Спросил,
что я хочу. Ответила: "Хочу харинаму, санкиртану и
прасад раздавать. Ведь это три кита ИСККОН, главные наши
цели" - "Кто это Вам сказал? - басовито поинтересовался
Махарадж, - сегодня у ИСККОН иные цели. Сегодня мы
учимся сотрудничать и строим храмы... насанкиртанились
уже, нахаринамились". Жалко, что я не догадалась
записать этот незабываемый разговор на диктофон. Ведь
именно благодаря Нитай Чайтанье Махараджу я узнала, что
Прабхупада - это книга, что никак не получить от него
наставлений, только через живого наставника это можно
сделать. Странно, что Нитай Чайтанья Махарадж не слышал
стиха Бхактивинода Тхакура: "Заблуждается тот, кто о
смерти Вайшнавов толкует, / Ибо жизнь продолжается в
звуке!"
Дальше - больше. Казанский фестиваль
Бхакти Викаши Свами. Гуру (напомню, нынедействующий,
инициирующий гуру ИСККОН) заметил в лекции, что в "Науке
самоосознания" нет главы "Сознание Кришны - индуисткий
культ или божественная культура?", а в книге
"Путешествие вглубь себя" заменены главы. Что ж, я
решила проиллюстрировать это на своей странице
ВКонтакте, добавив также информацию о потерянной главах
в приложении к Бхагавад-Гите - "Руководство к
джапа-медитации" и "Прасадам - милость Господа". И вновь
я вызвала бурю негодования среди преданных, даже ученица
Бхакти Викаши Свами мне поставила на вид: "Ты делаешь
это без санкции". А какая может быть санкция, если есть
факт, более того, факт, озвученный гуру на общественной
лекции...
Целых две недели Совет крепился изо всех
сил и не вызывал меня на суд. Ведь впереди была
Ратха-ятра, а Божества Джаганнатхи, Баладева и Субхадры
живут у меня. Вдруг не дам? Но только праздник отгремел,
мне позвонил Шатамурти пр.: "У нас есть претензии к
твоему поведению, приходи на Совет". Я отказалась,
попросив претензии изложить в письменном виде.
Зато они вызвали на ковер Вену Гопала
прабху за лекцию, которую тот читал по "потерянной"
главе, повторяя Бхакти Викашу Свами, а также за
"деятельность в интернете" в сотрудничестве со мной.
Вену Гопала пр. отстранили от чтения лекций, ведения
Бхакта-программ и наставничества. Вену Гопал пр. записал
разговор на диктофон: Нитай Чайтанья Махарадж
безапелляционно утверждает: "Мы - индуизм", "Ты -
обвиняемый"...
Мне же вновь позвонил Шатамурти и
сказал, что Совет решил ничего мне не писать (что
бумажную волокиту разводить?), а просто запрещает на
полгода появляться в храме и брать книги на санкиртану.
Удивительно, ведь даже в кармическом суде у обвиняемого
есть право себя защищать. У нас, как видим, - нет. Я
уточнила у Шатамурти:
- Это решение обжалованию не
подлежит?
- Нет.
- То есть мы в тоталитарной секте?
- Ха-ха! Ну да, можно и так сказать.
- Вы уверены? Мы в секте, да? -
переспросила я.
- Ха-ха. Ну да.
- Извините, но я не считаю ваше
решение легитимным и приду завтра в храм.
- Ха-ха! Будешь стоять за дверью.
- Я с милицией приду.
- Да приходи! Ха-ха-ха!
Вот так я узнала жестокую правду: ИСККОН
на местах легко превращается в секту. Тоталитарную. Где
намеренно искажается послание Шрилы Прабхупады.
Тупоголовые лидеры собирают дань со своей паствы, а
неугодных изолируют. И все это покрывается вышестоящими.
Не знаю, как вам, а мне в таком "ИСККОН"
быть просто противно. Как говорится, если лошадь сдохла
- слезь с нее...
Живой журнал - 02.09.2012.
|