Дышите, дышите Шура, они золотые! (Холотропное дыхание)
В конце 80-х и начале 90-х годов многие предприимчивые люди – посредники "духовности", а также
народ из "индустрии" Нью-Эйдж, быстро уловили, что в "перестроечной" России их, независимо от интеллекта и
способностей, воспринимают, словно гуру и светочей знания. Сказывались последствия длительной
информационной изоляции СССР. Причем, подобное идеализированное восприятие всего западного, имелось у
многих, независимо от образования и ученых степеней. Как только не величали себя, хлынувшие в нашу страну
эмиссары Нью-Эйдж – "Всемирно известный мастер", "Ученица Милтона Эриксона". "Правая рука Карла Роджерса"
– разве что такого названия, не было…
***
Часть I
"Ничто не поражает так, как чудо, -
разве только наивность, с которой
его принимают на веру"
Марк Твен
В конце 80-х и начале 90-х годов многие предприимчивые люди – посредники "духовности", а также
народ из "индустрии" Нью-Эйдж, быстро уловили, что в "перестроечной" России их, независимо от интеллекта и
способностей, воспринимают, словно гуру и светочей знания. Сказывались последствия длительной
информационной изоляции СССР. Причем, подобное идеализированное восприятие всего западного, имелось у
многих, независимо от образования и ученых степеней. Как только не величали себя, хлынувшие в нашу страну
эмиссары Нью-Эйдж – "Всемирно известный мастер", "Ученица Милтона Эриксона". "Правая рука Карла Роджерса"
– разве что такого названия, не было…
Это было время, когда любые тренинги и семинары с гражданами нашей страны, приносили сравнительно легкий и быстрый доход.
Среди Западных пионеров, осваивавших рынок "духовных" и психотерапевтических услуг, на
необъятных просторах России, был и С. Гроф – чешский психиатр, один из основоположников трансперсональной
психологии и метода "холотропное дыхание". В начале 60-х годов он переехал в США, где и живет по сей день.
Станислав Гроф входит в российский космос (Фото из журнала "Русский Репортёр").
Короткая справка."Ассоциация Трансперсональной Психологии (ATP) была основана в 1971 г. Среди организаторов было много основателей Ассоциации Гуманистической Психологии. Все
они видели потребность в психологии, которая изучала и исследовала бы духовные явления, в которых чувство
идентичности простирается вне человека или личности, охватывая более широкие аспекты человечества,
окружающего мира, и космоса. Бихевиористическая теория ("первая сила"), психоаналитическая теория ("вторая
сила"), и гуманистическая психология ("третья сила") испытывает недостаток в теории и практике изучающей
духовность и сознание. На эту роль претендует трансперсональная психология, которая стала называть
себя "четвертой силой" в психологии.
Но поскольку теории трансперсональных психологов противоречили одна другой – не сформировалось
единого концептуального понимания "трансперсонального", как именно происходит духовное развитие. В результате
трансперсональная психология, время от времени, раскалывается из-за внутренних споров и конкурирующих
теорий. Кроме того, этот недостаток согласованных теорий, позволяет подвергнуть сомнению научный статус
трансперсональной психологии. И когда трансперсональные психологи подали прошение в Американскую Психологическую
Ассоциацию (APA), для создания формального трансперсонального отдела психологии в 1990, оно было
отвергнуто, из-за некоторых проблем связанных с "ненаучным" состоянием трансперсональной психологии.
Вторая заявка, представленная вскоре, также была отвергнута, на сей раз частично из-за критики
от видных гуманистических психологов, таких как Роллло Мей, который скептически относится к трансперсональной
психологии из-за того, что последняя пытается "перепрыгнуть" через темную сторону человеческой
природы, сосредотачиваясь на трансцендентных состояниях и игнорируя страдание, вину и ревность. Альберт Эллис
критиковал трансперсональную психологию за ее иррациональную веру в божественные существа, тенденцию к
догматизму, и оппозицию науке.
В настоящее время в APA не существует такого отдела как "трансперсональная психология", хотя
отдел 32 (Гуманистическая Психология) включает трансперсональных психологов в свою коллегию и
трансперсональные презентации в своих программах на годовых собраниях APA" ("Transpersonal Psychology" by David Lukoff & Francis Lu).
С. Гроф, как и некоторые другие специалисты в 1960-х годах, изучал и пытался применять
ЛСД, в психотерапевтических целях. Но эти попытки приводили к крайне противоречивым результатам, поскольку
действие одного и того же количества ЛСД оказывалось непредсказуемым и очень часто приводило к тяжелым
последствиями. Даже при однократных применениях ЛСД, возникали неожиданно длительные психотические состояния,
неподдающиеся лечению. Вы можете узнать о реальных последствиях употребления ЛСД здесь: narkotiki.ru
В конце 1960-х годов ЛСД запретили. И
тогда С. Гроф нашел другой способ погружения в так
называемое "измененное состояние сознания" - холотропное дыхание.
Некоторые пытаются объяснить стремление употреблять наркотики, тем, что у человека есть
потребности в неких трансцендентных переживаниях. Или, что это способ бегства от проблем и от реальности...
Возможно, иногда бывает и так. Однако зачем столь обобщать? Еще в 1883 г. А. Уэльш написал книгу
"Алкоголизм у животных". Он описал несколько случаев пристрастия к спиртосодержащим кормам у лошадей, на
пивоваренных заводах. Отчего же, в этих случаях, "убегают" лошади?
Известно также, множество случаев химической зависимости
у животных, например, медведи или еноты полюбившие нюхать бензин... Выходит, еноты тоже желают
"трансцендентных переживаний" или "ухода" от реальности?
***
Читайте также по теме:
***
У большинства неискушенных в физике и философии людей, чтение произведений С. Грофа, взывает
яркие чувства, и порой, даже соблазн попробовать "подышать" по его методу.
"Читать труды теоретиков и практиков трансперсональной психологии увлекательно и интересно,
как фантастические романы. Но только не как научно-фантастические, ибо науки в них просто нет, а
скорее как модный жанр "фэнтези", заменивший современному человеку древние мифы". Пишет С. Степанов в статье "Миры и мифы трансперсональной психологии".
При беглом прочтении, впечатляют и заинтересовывают многие радикальные постмодернистские
произведения. Если же читать их более вдумчиво, то можно заметить, что многие из них, построены на ложных или
бездоказательных допущениях или являются попросту набором красивых слов и научных терминов, расставленных
в определенных сочетаниях – не более того. (Сокал А., Брикмон Ж. – "Интеллектуальные уловки")
С. Гроф часто подводит своих читателей к мысли, что в современной физике пространство-время,
перестало быть объективной реальностью. Именно на этом "научном факте" он строит некоторые положения в своей трансперсональной теории.
Давайте дадим слово самим физикам, им, наверное, все-таки виднее:
"Говорить, что пространство-время перестает быть объективной реальностью в теории
квантовой гравитации, несколько преждевременно по двум причинам: с одной стороны, такой теории еще не
существует; но главным образом потому, что факт изменения нашего видения пространства-времени в
следующей теории - когда, например, пространство-время перестает быть фундаментальным элементом для теории и
становится приблизительным описанием, значимым в определенных масштабах
- никоим образом не означает, что
оно перестает быть объективным, если только не понимать это выражение в том банальном смысле, в котором столы и
стулья не "объективны", потому что они состоят из атомов" (А. Сокал, Ж. Брикмон – "Интеллектуальные уловки").
Трансперсональные психологи любят ссылаться на наиболее субъективистские тексты Бора и
Гейзенберга. При этом "забывая" отмечать тот факт, что в них они выражают, в основном свои философские взгляды, а
не собственно квантовую теорию.
Все многообразие человеческой жизни С. Гроф ловко укладывает в четыре прокрустовых ложа.
Называются они внушительно – базовые пренатальные матрицы (БПМ). На словах - он противник редукционизма,
но в данном случае сам его воспроизводит. Гроф также утверждает, что основные детерминанты жизни человека и
его и модели поведения формируются до и во время процесса рождения. Здесь он вновь, противоречит сам себе
– критикуя ортодоксальную "механистическую" науку за ее детерминизм и "линейность", он тут же, постулирует
детерминизм от пренатального периода жизни и "матриц рождения"...
БПМ - это четыре обобщенные группы галлюцинаторных переживаний, впервые выделенные С.
Грофом у своих пациентов, когда он занимался ЛСД-терапией. По-каким критериям, Гроф относит
галлюцинаторные фантазии, образы и чувства, к тем или иным аспектам реальности – остается неясным… Полагаю,
заявления, что внутренние образы и фантазии всегда являются символами нашей жизни или конкретных событий в
реальности, мягко говоря – спекуляции.
Сегодня уже мало кто без улыбки, воспринимает сексуально окрашенные, фантазийные
интерпретации снов, которые предлагал З. Фрейд. Однако многие всерьез принимают, не менее фантазийные
интерпретации С. Грофа – галлюцинаций, грез и образов, возникающих после приема ЛСД или во время сессий
холотропного дыхания.
Если переживания невозможно связать с опытом личности пациента Гроф, в этом случае, относит их
к трансперсональным. Например: "встречи с инопланетянами" или "воспоминания о прошлых воплощениях"
и т.п., он трактует как аргументы в пользу трансперсональной теории... Как говорится: "ловкость
рук, и никакой магии".
Действительно некоторые из переживаний "под ЛСД" представляют собой, например, чувства и образы
из далекого прошлого человека, или могут символически выражать внутренний мир, проблемы пациента. Это
подтверждают и некоторые врачи-наркологи (Данилин А. - "LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости").
И здесь нет ничего сверхъестественного. Однако на каком основании, переживания и галлюцинации под воздействием
ЛСД или холотропного дыхания, однозначно относятся к той или иной символике или к реальной жизни пациента?
(Причем иногда буквально).
Интересно, почему никто не пытается символически интерпретировать галлюцинации при
алкогольном делирии, "мультики" при интоксикации парами клея "Момент" или бензина, а вот "поинтерперетировать"
галлюцинации после приема ЛСД - очередь из желающих?
С. Степанов ("Миры
и мифы трансперсональной психологии" >>) о С. Грофе: "Описывая галлюцинации своих клиентов, он нашел там
огромное количество символических образов, связанных с родами и тем самым, по его мнению, подтверждающих его
теорию. Нетрудно заметить, что четыре Грофовские матрицы суть четыре этапа любого обряда инициации
- от
первобытных до практикующихся по сей день". Получается холотропное дыхание – это некое подобие инициации? В
первобытных культурах, проходя обряд инициации, человек становился, к примеру - воином или шаманом. Кем же
становится человек после "обряда" холотропного дыхания?..
Ортодоксальным психоаналитикам часто мерещился какой-либо сексуальный подтекст у своих
пациентов. Последователям С. Грофа, повсюду грезится символика пренатального или трансперсонального...
Одна из последних статей С. Грофа называется:
"Трансперсональный взгляд на глобальный кризис и стратегия его смягчения". Здесь он уже раздает
рекомендации планетарного масштаба в политике и экономике… Цитата из этой статьи: "Многие из людей, с
которыми мы работали, увидели человечество, стоящее на решающем перепутье перед выбором: либо коллективное
уничтожение, либо беспримерный по своим размерам эволюционный скачок в сознании". Очень удобно внушать
свои идеи, используя "увесистый аргумент" – "многие люди". Интересно, уж не холотропно-психоделический
"скачек в сознании" подразумевается здесь? И какая подкупающая простота – "скакнули в сознании" дружно,
всей планетой – и стали все разом удовлетворенными, сытыми и одетыми. И никаких тебе конфликтов интересов
(они видимо в "новом сознании" будут у всех одинаковые), никаких раздоров за ресурсы, территорию и власть… И кто
же будет командовать этим парадом?..
Некоторые называют ЛСД – "королевской дорогой в бессознательное". Может быть, по их мнению, и
кокаин - это тоже "королевская дорожка" куда-нибудь?
Не упомянуть о теории "морфогенетического поля" – смертный грех в
псевдонауках. И Гроф утверждает в этой же статье: "Концепции, близкие к резонансу форм и морфогенетических
полей Шелдрейка являются определяющими для понимания функционирования ДНК и генетического кода, а также
взаимодействия сознания, памяти и мозга...". Однако "упрямые" физики стоят на своем и пишут об этом
"морфогенетическом поле" Шелдрейка: "Нет ничего в современной науке, что можно было бы упомянуть в
качестве подтверждения этой "Нью-Эйджевской" фантазии, которая в любом случае не имеет ничего общего с
квантовой гравитацией". (А. Сокал, Ж. Брикмон – "Интеллектуальные уловки")
А. Сокал (профессор физики) отмечает, что очень часто Нью-Эйджевские интерпретации идей
квантовой физики уводят в неоправданные спекуляции, которые за сложностью предмета, скрывают собственную
пустоту и банальность. Понятия, которые характеризуют квантовую механику, употребляются в очень специальных
смыслах и чтобы ясно понимать их – нужны знания математической теории. Некоторые философы и психологи
самоуверенно делают абсолютно произвольные прыжки между основаниями физики, математики и психологией, или даже
политикой. Склонность к тому, чтобы не позволять самому себе и другим усомниться в истинности своих
фантастических теорий, представляет собой признак псевдонауки. А. Кромер отмечает: "Настоящие открытия
феноменов, противоречащих сложившемуся научному опыту, приставляются большой редкостью, в то время как обман,
жульничество, глупость и заблуждения, вытекающие из чрезмерного энтузиазма и огромных иллюзий, встречаются
слишком часто". ("Словарь скептика" Р.Т. Кэрролл)
Никто не запрещает рассуждать и теоретизировать о чем угодно, но вводить людей в
заблуждение, представляя свои идеи и теории как научные, и тем более, как однозначно доказанные – это означает,
как минимум, попытку дискредитировать саму науку. Мы не будем здесь слишком глубоко вдаваться в саму теорию
трансперсональной психологии. Более подробную и детальную ее критику вы можете прочитать здесь:
scorcher.ru
На мой взгляд, основная техника псевдоцелителей всех времен и народов такова: вначале
нужно создать (или усилить) ощущение кризиса или напугать человека "шлаками", "сглазом-порчей", "травмой
рождения" и т.д., а затем предложить средство избавления от этих "проблем". Это универсальная, как сейчас
выражаются, "разводка". Я не говорю о том, что нет духовных кризисов, душевных травм и страданий. Я говорю
о том, что очень часто некоторые идеи и теории преподносятся в категоричной или чрезмерно обобщенной
форме. Например, некоторыми утверждается, что все люди пережили "травму рождения". Вы можете себе представить,
что природа изначально, с рождения, всех нас травмирует? Поинтересуйтесь, на каких доказательствах, возникает
подобное утверждение...
И откуда появилось убеждение, что дискомфорт или боль, всегда и обязательно нас чем-то травмируют?
С. Гроф обосновывая свое направление в психологии, придерживается теории о "травме рождения" и
предлагает свой метод избавления от этой "травмы". Если мы хотим от нее избавиться (и не только от нее), то
необходимо словно "родиться заново" с помощью холотропного дыхания. Внушается надежда на коренные
изменения через это переживание "второго рождения".
"Холотропщики" предлагают духовный рост "на халяву" – не требуется усилий воли и кропотливого
труда, ни длительных размышлений, ни проблем нравственности. Развитие, по их мнению, происходит, во
многом, "само собой", в результате холотропного дыхания. Не правда ли знакомая картина – это напоминает
стремление наркоманов получить, также "на халяву" пиковые переживания, творчество и "просветление"...
Свое направление, некоторые трансперсональные психологи, обозначают весьма скромно, например, так: "Психология Будущего - о трансперсональной, интегративной, экзистенциальной и гуманистической психологии".
Показательно и то, какими эпитетами награждают друг друга некоторые "психологи из будущего"
– не иначе как "Великий"! "Революционный"!
Один из критериев псевдонаук – это глобальность во всем. За что бы они не взялись, с них
начинают сыпаться обещания коренных и революционных изменений и потрясений в науке. Последователи
псевдонаучных теорий склонны отвечать на аргументированную критику, вместо фактов – метафорами
или поговорками. Например, такой: "Собака лает – караван идет". Мол, любая критика бесполезна, а все скептики –
завистники славы и успеха. Что же, С. Гроф "потрясает" науку "революционными" открытиями вот уже более 30 лет.
Но "караван" науки идет по-прежнему своим ходом, поскольку "укоренен" в реальности, а не в наркотических фантазиях.
Если, как утверждает С. Гроф, холотропное дыхание "стимулирует" личностный и духовный
рост, помогает найти "ответы на все вопросы", то за 30 лет свой работы Гроф уже должен стать просветленным
подобно Будде… Наркотики и психоделические состояния имеют одну особенность, в первую очередь они задерживают
психоэмоциональное развитие и создают новые ассоциативные цепочки не связанные с реальным опытом.
Этот юношеский максимализм и революционный настрой, неизменно присущий последователям С. Грофа…
В своих публикациях "холотропщики" пишут о множестве осчастливленных их методом людей,
несомненно, что таковые есть. Даже в авторитарных сектах, где процветает насилие над адептами, найдутся
подобные "счастливчики" – фанаты "гуру" и его методов. Техники, вызывающие экзальтацию и катарсис, сейчас
доступны многим...
Юрий Молчанов
T-Room - осень 2007
|