Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Оккультизм и псевдооздоровительные практики / Станислав Гроф - холотропное дыхание


Холотропное дыхание - комплексная медитативная техника трансперсональной психологии

1. Понятие о холотропной терапии

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом, психологическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с целым набором психотерапевтических практик, авторы которых обещают исцеление от различных болезней, оздоровление, корректировку личности и развитие творческих способностей в процессе расширения сознания самыми быстрыми и высокоэффективными способами. Предваряя основную часть доклада, хочу подчеркнуть, что трансперсональная психология рассматривает главным условием достижения изменённых состояний сознания вхождение в состояние транса. Все практики, используемые для этой цели, носят оккультный характер. Одной из них является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

В 70-х годах XX века благодаря трудам и усилиям Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение "Свободное дыхание" (Free Breathing). Оба автора независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего, но в то же время и различные. Все психотехники "Свободного дыхания" основаны на вызове изменённого состояния сознания, что достигается гипервентиляцией.

Станислав Гроф - основатель трансперсональной психологии

С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. разработали методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания), которая способствует возникновению холотропных состояний. Слово холотропный буквально означает "обращённый к цельности" или "движущийся к целостности". С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание качественно видоизменяется очень глубоко и основательно, но не является сильно повреждённым и ослабленным .

Значительное влияние на разработку данной методики имели работы В. Райха, О. Ранка и К. Г. Юнга. Вильгельм Райх внёс в глубинную психологию уникальное понимание динамики сексуальной энергии и энергетической экономии в психопатологических симптомах, он первым предложил терапию, в процессе которой высвобождение накопленной и сдерживаемой сексуальной энергии и избавление от мышечной брони происходит при помощи системы упражнений, в которой используются дыхание и непосредственная работа с телом. Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается.

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом и рисование мандал. С. Гроф пишет: "…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей". Он делает вывод о том, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой в западной психиатрии.

Глубокие изменения в сознании человека могут вызываться двумя противоположными методами: интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, а также их сочетанием. Методы подобного рода существуют в пранаяме - древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини-йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской (Бирма) и даосской медитаций. Гроф подчёркивает: "Веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания".

В ходе практических занятий, проходивших в Эсаленском институте (США, штат Калифорния), были опробованы как восточные техники изменения дыхания, так и техники, используемые в гуманистической психотерапии. В результате ряда экспериментов был сделан вывод: "Специфическая техника дыхания менее значима, чем процедура учащённого дыхания в сочетании с полной концентрацией и осознанием внутреннего процесса".

Холотропный тип дыхания выполняется:

- в два раза чаще и в два раза глубже обычного;

- без паузы между вдохом и выдохом;

- с форсированным выдохом (практикующий как бы выталкивает воздух из себя).

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению бессознательного и сверхсознательного материала человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других воплощений, иметь встречу с архетипическими образами, общаться с бесплотными существами и посещать бесчисленные мифологические ландшафты. Основой холотропных переживаний являются базовые источники существования космологических, философских и религиозных систем. Отношение к переживаниям должно быть аналогично рекомендациям некоторых практик буддистской медитации: наблюдать переживания, регистрировать их и не задерживать, а дать им уйти.

Во время сеансов холотропного дыхания организм может двояко реагировать на проходящие биохимические процессы. "Первый из них имеет форму катарсиса и отреагирования, которое включает тремор, подёргивание, драматические телодвижения, покашливания, перехваты дыхания, рвотные позывы, вскрикивания и другие звуковые проявления". Во втором случае глубинные напряжения проявляются в форме длительных мышечных сокращений и затянувшихся спазмов, поддерживая которые, организм расходует огромное количество прежде сдерживаемой энергии, и упрощает своё переживание .

2. Рассмотрим практическую часть холотропной терапии

В Москве ряд врачей занимается частной практикой проведения сеансов холотропного дыхания. Базовым учебным заведением по подготовке подобных "специалистов" является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков. Этот институт получил сертификацию самого Станислава Грофа в 1991 году, когда тот приезжал в Москву. В этом институте регулярно проводятся двух и шестидневные семинары, в процессе которых слушателям читается курс лекций и демонстрируются видеофильмы; они непосредственно участвуют в сеансах холотропного дыхания. После прохождения трёх шестидневных семинаров слушатель получает официальный документ специалиста по холотропному дыханию.

Сеансы холотропного дыхания проводятся по следующей схеме:

1. Подготовительный период.

2. Вступительная беседа ведущего перед участниками сеанса.

3. Разминочная часть с использованием кундалини-сиддха йоги.

4. Гонг-медитация.

5. Непосредственный этап дыхания.

6. Рисование мандал и групповое обсуждение переживаний.

В первом периоде все участники сеанса заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают свои заболевания и операции. Врач просматривает все анкеты, на основании чего решает вопрос о допуске желающих принять участие в сеансе. Каждому участнику выдаётся памятка холонавта (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. В ряде случаев могут назначаться ситтеры (сторожа), для которых тоже составлена памятка.

***

Читайте также по теме:

***

Во время вступительной беседы ведущий рассказывает участникам сеанса об исключительной роли сеанса холотропного дыхания, о переживаниях, о базовых перинатальных матрицах (БПМ), о правилах поведения во время сеанса и о личном росте. Разминочный этап с использованием небольшой части Кундалини-йоги и гонг-медитацию проводится "специалистами" из центра Я. Маршака или ведущим. Вся техника проведения дыхания выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Среди музыкальных этапов особенно сильное действие оказывает музыка транса или "прорыва". В музыке транса используются барабанная дробь, шаманское и экзотическое пения, крики зверей и др. сильнодействующие элементы. В завершение сеанса дыхания все участники рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством психотерапевта или психолога.

А. Кундалини сиддха-йога

Согласно учению древних индийских йогов Кундалини (означает "свёрнутая кольцом") - это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком или энергетическом теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

К разворачиванию "змеиной силы" могут приводить следующие причины: изменение ритма тела и вибрационного тока сознания, медитация, воздействие совершенного духовного учителя и другие, не совсем ясные, причины. С. Гроф пишет: "В сиддха-йоге и кундалини-йоге намеренное интенсивное дыхание (бхастрика) используется в качестве одной из медитативных техник, а эпизоды быстрого дыхания, называемые "крийа", часто возникают спонтанно как одно из проявлений Шакти, или активизированной энергии кундалини" .

Кундалини-йога - это искусство, включающее в себя целый комплекс различных упражнений, в том числе и дыхательных, Пробуждённая Кундалини (шакти) подымается по токам тонкого тела, действуя одновременно на нескольких уровнях: в физическом и в тонком. При этом её энергия частично растворяется, очищая и гармонизируя всю психофизическую систему. Проходя через все части организма, шакти убирает блоки и пробуждает сознание.

По утверждению ряда авторов сила Кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства. При движении шакти происходит раскрытие чакр - центров психической энергии, что может вызывать сильные боли.

При подъёме Кундалини могут возникать и другие негативные последствия: возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря, в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть.

С. Гроф считает, что из всех систем йоги Кундалини-йога по своему воздействию больше всего напоминает ЛСД-терапию. Как и при ЛСД-терапии, распространены видения сияющего света, разнообразных архетипических существ, проявления множества внутренне воспринимаемых звуков. Картина дополняется примерами непроизвольного и часто неуправляемого поведения: разговорами на неизвестных языках, пением неведомых песен или священных призываний, принятием различных йогических поз и жестов, произнесением и исполнением животных звуков и движений .

Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини-йоги. Он писал, что страдания надо переносить и "лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно" .

Противоположное мнение относительно "положительной и созидательной" силы кундалини высказывает диакон А. Кураев. Он приводит характеристику, сформулированную в "Теософском словаре" Е. П. Блаватской: шакти - активная женская энергия богов, которая в оккультизме является венцом астрального света. Для Е. П. Блаватской астральный свет непосредственно ассоциируется с Люцифером - Диаволом. Она даёт вполне откровенную характеристику кундалини (шакти): "Определённые мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворённой в Шакти, Дэви или Друге (Кали, супруге Шивы) - это особая энергия, связанная с половым ритуалом и магическими силами - худшая из форм чёрной магии и колдовства" .

Б. Звуковое воздействие

При проведении сеансов холотропного дыхания также используются методы звукового воздействия на сознание человека. Первой особенностью является тот факт, что многие древние духовные традиции создавали специальную звуковую технологию, которая не только должна была вызывать состояние транса, но также и эффективно воздействовать на сознание человека. Такими примерами могут служить тибетское многоголосное пение (исполняется одним человеком), священные песнопения суфийских орденов, индийские бхаджаны и киртаны, а также древнее искусство нада-йоги. Считается, что при использовании подобных знаний возможно влияние на сознание предсказуемым и желательным образом.

Второй особенностью звукового воздействия является использование музыки. Правильное использование музыки усиливает возможность появления переживаний специфического содержания: агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальных или чувственных ощущений, родового борения и др. Для создания и поддержания необычного состояния сознания музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

Особо необходимо отметить три специфических метода звукового воздействия на психику человека, которые в настоящее время находятся в стадии исследования. Первый метод - это использование так называемого "белого шума" - акустической стимуляции, осуществляемой звуковым генератором по закону случайных чисел. В этом случае исключается любая возможность программирования переживаний посредством музыки. Воздействие такой акустической стимуляции в холотропных сеансах не изучено.

Второй метод предполагает исследование воздействия специфических звуковых волн на психику и тело человека. Основа этого направления исследования лежит в современном варианте системы нада-йоги, или йоги звука. Смысл этой системы заключается в том, что существует некоторая закономерность между вибрациями определённых звуковых частот и активностью чакр - центров психической энергии.

Третий метод является в своём роде уникальным явлением и в технике, и в психотерапии. Это так называемая область холофонического звучания.

По признанию С. Грофа: "Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт". Узнав о способности музыки менять состояние сознания, она разработала специальную технику под названием "Направленное воображение с музыкой".

В. Медитация

В 60-ые годы XX века на Западе резко возрос интерес к восточным философским идеям и психологическим практикам, позволяющим получать переживания и интегрировать опыт, приобретённый в психоделических сеансах.

Среди методик восточных философских учений следует остановиться на медитации. "Этот термин обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта". Существует много различных методов медитации и медитативных переживаний. По своей направленности медитации делятся на два типа: практика концентрации и практика осознания. Первый тип предполагает сосредоточение на одном простом объекте, второй - открытое, безоценочное и не делающее отбора внимание ко всему происходящему.

Дэниел Голмен даёт некоторые описания влияния буддистской медитации на сознание человека. Характеризуя "царство Будды", он обращает внимание на состояние сознания, которое трансцендирует за пределы обычных областей бытия, а его возможно достичь путём медитации, когда происходит трансформация обычного сознания. При проведении буддистской медитации существует частичный контроль над содержанием переживаний, а медитирующий переживает бесконечный поток мыслей и образов, из которых состоит "эго".

"Поскольку медитация является центральной техникой трансперсонального развития, она вызывает теоретический и практический интерес тех, кто занимается трансперсональными исследованиями" . Ряд авторов прямо заявляют, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознании, "медитация - средство полной трансформации, преображения личности" . Н. Ринпоче приводит ещё одно назначение медитации: расширять сознание путём подготовки к смерти.

Мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. На основании своих наблюдений К. Юнг сделал вывод о том, что мандала является архетипом порядка, духовной интеграции и целостности, она возникает как естественная попытка самоисцеления.

В последнее время в Москве получила большую популярность гонг-медитация. Своего рода уникальным является класс, который проводит Александр Куликов - ученик Я. Маршака, а затем - известного Учителя из Франции Карта Сингха, Он - специалист по многим "смежным" направлениям йоги, преподавание которой с 2000 г. ведёт более чем в десяти группах, в трёх фитнес-клубах и других местах Москвы. Необходимая информация о ней имеется в Интернете .

3. Практический синтез составляющих холотропного дыхания

Особо необходимо остановиться на переживаниях, возникающих в ходе сеанса холотропного дыхания. В начале сеанса возникают неспецифические чувственные переживания: визуализация основных цветов и геометрических узоров, различение звенящих и гудящих звуков, тактильных ощущений в различных частях тела, ощущения запахов и вкусов. Затем следует легкодостижимая область - уровень биографических воспоминаний и индивидуальное бессознательное.

В добавлению к обычному биографическому уровню Гроф выделяет две внебиографические области: околородовую (перинатальную) и надличностную (трансперсональную). Первая из них связана с травмой биологического рождения и представляет собой главный проход к коллективному бессознательному в юнговском смысле. Вторая имеет следующие особенности: 1. Она отвечает за феномены - происхождение отождествления человека с другими людьми, животными, растениями и т.д.; 2. Эта область является источником проявления наследственной, этнической, филогенетической и кармической памяти, а также видений архетипических существ и мифологических царств.

Более того, Гроф приходит к парадоксальному выводу: все большие мировые религии были вдохновлены мощными холотропными переживаниями провидцев. Эти переживания открыли существование священных измерений действительности и послужили источником жизненной силы всех религиозных движений.

На основании выше сказанного можно сделать однозначные выводы:

1. Метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной техникой ярко выраженного оккультного содержания;

2. Все элементы этого метода носят нехристианский, эзотерический характер: медитация, кундалини-сиддха йога, дыхательные методики.

Исполняются слова ап. Иоанна Богослова: "…свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет" (Ин. 3,19).

Максим Попов, иеромонах

Центр свщмч. Иринея Лионского - 31.01.2007.

 

Список использованной литературы

1. Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / Науч. ред.: В. Майков; Пер. с англ. С. Офертаса. - М., 2001.- 457 с.

2. Гроф С. Приключения в самопознании: Информационные материалы / ИНИОН. - М., 1991. - 77 с.

3. Гроф С. Надличностное видение: Целительные возможности необычных состояний сознания / Ред.: В. Майков; Пер. с англ. С. Офертаса. - М., 2002. - 237 с.

4. Клезовский А. Основы миропонимания новой эпохи. - Минск, 1995. - 720 с.

5. Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции. - М., 1997.

6. Озанец М. Медитация для начинающих /Пер. с англ. А. Гарькавого. - М., 2004. - 295 с.

7. Пути за пределы "эго": Трансперсональная перспектива: [Сб. ст.] / Под ред. Р. Уолша, Ф. Воон; Пер. с англ. М. Папуши и др. - М., 1996 - 317 с.

8. Гроф С. За пределами мозга. http://psycho.dtn.ru/txt/grof/sg008.htm

9. Гроф С. Путешествие в поисках себя. http://loopback.ru/psytech/transpsy/selfds1.htm

Фото - Станислав Гроф - основатель холотропной "терапии" - www.peremeny.ru

 

 
Читайте другие публикации раздела "Станислав Гроф. Холотропное дыхание - духовная и психологическая опасность метода"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru