Холотропное дыхание - практика поражения
души и сознания человека
Метод холотропного дыхания является
опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению
человека, нарушению его духовного и психического
здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний
и повреждающей (омрачающей) сознание.
***
Понятие о холотропных состояниях
сознания и холотропной терапии
В наш век компьютерной техники,
современных технологий и научно-технического прогресса
серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье
людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором
психотерапевтических практик на основе "расширения
сознания", обещающих исцеление от различных болезней,
оздоровление, личностный рост и развитие творческих
способностей. Одной из таких практик является широко
рекламируемая холотропная терапия. Что представляет
собой эта практика?
В 70-х годах XX века благодаря трудам
Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение
"Свободное дыхание" (Free Breathing). Все применяемые
психотехники основаны на вызове изменённых состояний
сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно
с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой
техники, получившей название холотропной терапии (холотропного
дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению
так называемых холотропных состояний. Слово холотропный
буквально означает ‘обращённый к цельности’ или
‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в
холотропных состояниях сознание видоизменяется
качественно глубоко и основательно, но не становится
сильно повреждённым и ослабленным [1].
Станислав
Гроф - основатель трансперсональной психологии
Теоретически методика холотропного
дыхания основана на данных психоделических [2] исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с
ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут
вызываться целым рядом психотехник древних и туземных
(шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих
состояний существуют в пранаяме - древнеиндийской науке
дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги,
сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик,
буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует:
"…веками был известен факт, что с помощью дыхания,
регулируемого различными способами, возможно оказывать
влияние на состояние сознания" [3].
При проведении сеанса холотропного
дыхания используют простые средства: осознанное
управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с
другими формами звукового воздействия, целенаправленную
работу с телом, рисование мандал [4]
и др. С. Гроф пишет: "…важно также подчеркнуть, что
эпизоды холотропных состояний разной длительности могут
также возникать сами собой, без какой-либо
устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых
в них людей" [5]. Он
подчёркивает, что использование холотропных состояний
является новейшей разработкой (курсив наш - и. М.) в
западной психиатрии.
Увеличение частоты и глубины дыхания
ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению
и проявлению "бессознательного" и "сверхсознательного"
в психике человека. С. Гроф пишет, что во время
холотропных состояний у человека могут появляться
глубокие психологические прозрения и переживания, во
время которых есть возможность переживать
психологическую смерть и возрождение, широкий спектр
трансперсональных явлений; обнаруживать память других
"воплощений", встречаться с архетипическими образами,
общаться с "бесплотными существами" и посещать
бесчисленные мифологические ландшафты.
Практика холотропной терапии
В Москве практикой проведения сеансов
холотропного дыхания занимается ряд психологов и
энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке
подобных "специалистов" является Институт
трансперсональной психологии, который возглавляет
кандидат философских наук Владимир Майков.
Сеансы холотропного дыхания
предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную
беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную
часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4)
гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6)
рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.
Во время подготовительного этапа все
желающие участвовать в сеансе заполняют специальные
медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся
заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает
эти анкеты, на основании чего индивидуально решает
вопрос о допуске к участию в сеансе каждого кандидата.
Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся
памятка "холонавта" (дышащего), в которой определены
правила проведения сеанса и указаны заболевания, при
наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время
вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает
участникам об исключительной роли холотропного дыхания,
о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о
перспективах личного роста. Разминочный этап и
гонг-медитация обычно проводятся "специалистами" из
центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться
элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный
процесс дыхания длится не менее одного часа и
выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми
глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только
часто и глубоко дышат и переживают. Методология
проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает
наличие закрытого изолированного помещения с целью
эффективного воздействия музыкальной вибрации,
пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса
дыхания все участники в обязательном порядке рисуют
мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под
руководством ведущего тренинг.
С православных позиций методология
хлотропного дыхания может характеризоваться следующим
образом.
Во-первых, составляющие элементы
холотропной сессии - работа с телом - кундалини сиддха
йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются
оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект
связан с "пробуждением энергии кундалини". Согласно
учению древних индийских йогов, кундалини ("свёрнутая
кольцом") - это энергия, которая создаёт и поддерживает
весь космос. В спящем виде она находится в основании
позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом
теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает
тело физическое.
По утверждению ряда авторов, сила
кундалини в своей основе является положительной и
созидательной, но на первых этапах её прохождения
возникает стресс, который может вызвать серьёзные
психические расстройства (курсив наш - и. М.). При
движении энергии происходит раскрытие чакр - центров
психической энергии, что может вызывать сильные боли,
возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в
процессе длительных медитаций, когда тело долго
находится в определённой позе, может возникнуть
частичный паралич одной из частей тела. Крайними
негативными проявлениями этой энергии могут быть
умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века
теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые
испытывает человек во время занятий практикой кундалини
йоги. Он писал, что страдания надо переносить и "лучше
за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы
можно принести себе существенный вред. Лечение этих
болей обычными мерами невозможно" [6].
Во-вторых, все элементы процесса
холотропного дыхания направлены на достижение человеком
изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна
привлекают внимание психологов и являются предметом
серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к
таковым состояниям, решается отчасти по некоторым
психологическим критериям. Так как для достижения ИСС
используются методики и элементы восточных практик, то
человек под их воздействием (святые Отцы связывают это
воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших
"духовных утешений", "видений", переживаний "блаженств",
"покоя", "мира", "бесконечности" [7].
В-третьих, используется методика
буддийской медитации, имеющая в своей основе
безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС
обычно предлагается воспринимать "с полной открытостью",
без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий:
принимайте видения и переживания "без всякой цензуры",
не нужно ничего "из головы", "идите в переживание".
Психологи пишут, что в ИСС происходит
регрессия, которая выражается в виде архаизации
мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда
утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля
и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от
былого контакта, и в каком историческом времени мы
должны жить и действовать. Подобный подход к
переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного
дыхания, представляет собой форму духовного наркоза,
"который не лечит, но отнимает чувство боли" [8].
В-четвёртых, среди методик восточных
философских учений следует особо остановиться на
медитативной технике. Существует много различных методов
медитации и соответствующих медитативных переживаний.
Термин медитация "…обозначает методы упражнения внимания
для того, чтобы научиться произвольно контролировать
психические процессы и развивать особые психические
качества, такие, как сознавание, прозрение,
концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация
направлена на развитие оптимальных состояний сознания и
психологического комфорта" [9].
Медитация рассматривается как
центральная техника трансперсонального развития.
Соответственно медитативные техники вызывают
теоретический и практический интерес трансперсональной
психологи [10]. Ряд авторов
прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс
развёртывания сознания (курсив наш - и. М.), "медитация
- средство полной трансформации, преображения личности"
[11]. Следует подчеркнуть, что мандалы, которые
рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в
некоторых техниках являются символами медитации. Не
случайно рисование мандал выполняется в обязательном
порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.
В-пятых, выделим методы звукового
воздействия, среди которых отметим влияние трансовой
музыки или "прорыва" посредством использования
барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и
других сильнодействующих звуковых элементов. Для
создания и поддержания необычного состояния сознания
(курсив наш - и. М.) музыка должна обладать высокими
техническими качествами и достаточной мощностью.
По признанию С. Грофа: "Принципы
акустического воздействия для расширения сознания были
разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей
Научно-исследовательского психиатрического центра в
Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в
психоделических исследованиях как музыкальный терапевт"
[12]. В России и странах СНГ в последние годы
используется фонотека музыкальных записей, разработанная
В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.
На основании вышесказанного можно
сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания,
разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии,
является комплексной медитативной психотехникой ярко
выраженного оккультного содержания. Для православного
христианина такой метод психотерапии неприемлем и
недопустим.
В качестве примера деструктивных
переживаний, возникающих во время проведения сеансов
холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С.
Гроф пишет: "В холотропных состояниях мы обнаруживаем,
что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов
различных мифологических персонажей" [13]. Далее следует разъяснение о том, что
архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две
группы: первая включает в себя божественные или
демонические существа, воплощающие специфические
универсальные роли и функции, вторая - различных божеств
и демонов, относящихся к отдельным культурам,
географическим пространствам и историческим периодам.
Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой
группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная
Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники,
Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего
образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её
конкретных культурных форм - Деву Марию, индуистских
богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом
оказывается, что "особенно часты встречи или даже
отождествления (курсив наш - и. М.) с различными
божествами, которые были убиты другими или же сами
принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни"
[14]. Эти переживания, в зависимости от типа
божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями -
от блаженного экстаза до цепенящего метафизического
ужаса [15].
С. Гроф описывает также переживание
встречи с Абсолютным Сознанием или отождествление
(курсив наш - и. М.) с ним. Высший космический принцип,
или абсолютная реальность переживается через
отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём [16].
Рассматривая приведённые примеры
переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с
позиции православного вероучения, следует подчеркнуть
следующие моменты.
***
Читайте также по теме:
***
Во-первых, источниками указанных
переживаний являются падшие ангелы - бесы. Из текста
Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира:
видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
однозначно объясняет порядок воздействия различных духов
на человека: "Святые духи уклонились от общения с
человеками как с недостойными такого общения; духи
падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и,
чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и
себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и
открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить
своё владычество над нами" [17].
По причине действия падших духов на человека он
испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до
цепенящего ужаса во время переживания встречи с
"божествами".
Во-вторых, происходит прельщение
участников холотропных сеансов через образы переживаний:
все прозрения, откровения и отождествления являются
чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: "Наше
обычное состояние, состояние всего человечества, есть
состояние падения, прелести, погибели. Отречёмся от
всякого наслаждения духовного, от всех высоких
молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные
к ним" [18].
В-третьих, отождествление с Абсолютным
Сознанием и Пустотой - это также отождествление с
демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин
пишет: "Истинные праведники всегда помышляют сами в
себе, что недостойны они Бога" [19].
И наоборот, "все самообольщённые считали себя достойными
Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую
прелесть" [20]. Православному
христианину нет нужды искать какого-либо отождествления
с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом
искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа
является не только освобождение человека от власти
диавола, но и возвращение возможности общения с небом и
небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога
Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к
торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на
небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников,
достигших совершенства (Евр 12:22–23).
В-четвёртых, имеет место подмена учения
Православной Церкви о сотворении мира из ничего
непонятными и необоснованными ответами "эмпирического и
трансрационального характера", которые также являются
происками падших духов. Человек очередной раз становится
их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и
о которых не сообщает Священное Писание. Переживание
высшего космического принципа С. Гроф называет
переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но
его следующие слова: "Высший космический принцип может
непосредственно переживаться в холотропных состояниях
сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его
или объяснить" [21] говорят о
подмене понятия Бога.
В-пятых, безоценочное принятие
переживаний - путь к духовной и телесной погибели.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Открытое общение
с духами для неопытного есть величайшее бедствие или
служит источником величайших бедствий" [22]. В результате Своего искупительного подвига
Господь освобождает человека от тирании диавола и злых
духов. Апостол Павел благодарит Бога и Отца
избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство
возлюбленного Сына Своего (Кол 1:12–13). И всё же падший
человек вместо пути богопознания и покаяния выбирает
путь быстрого достижения запредельного знания,
сверхчеловеческих возможностей. Ещё апостол Иоанн
Богослов писал об этом: …свет пришел в мир; но люди
более возлюбили тьму, нежели свет (Ин 3:19).
В-шестых, методологической основой и
базовым понятием является введение человека в изменённые
состояния сознания, но само это понятие является неправославным. Оно связано с состоянием, возникающим в
процессе моделирования изменённого сознания (ЛСД-терапии
и холотропного дыхания), которое носит явно оккультный
характер. Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда
здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям
будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим
4:3–4).
На основании вышесказанного ясно: метод
холотропного дыхания является опасной практикой
трансперсональной психологии, ведущей к прельщению
человека, нарушению его духовного и психического
здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний
и повреждающей (омрачающей) сознание.
Максим, иеромонах
Ставрос
Цитировано по:
альманах "Альфа и Омега", № 52, 2008
|