Блуд и прелюбодеяние [142]
Из книги протоиерея Глеба Каледы
"Домашняя церковь"...
С величайшей скорбью приходится
приступать к следующим страницам: в очерках,
рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви
этих страниц по существу не должно было быть. Апостол
Павел пишет: "А блуд и всякая нечистота и любостяжание
не должны даже именоваться у вас" (Еф.5:3, см.
также 1Кор.6:9–10). Однако разврат окружающего мира сего
настолько притупил нравственное чувство ("худые
сообщества развращают добрые нравы", – 1Кор.15:33), что
даже у воспитанных в православной вере (даже у них!)
появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил
в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают
помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест
пастырского служения, – тем лучше этот очерк не читать.
Священник Александр Ельчанинов в своих
записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие
пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного
похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным;
они признаются в нем лишь при прямом вопросе
исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую
уезжавшему в командировку мужу: "Если тебе будет очень
нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, – я
не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя
жизнь в целом принадлежала мне". И это говорила женщина,
в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере
верующему мужу. Полное непонимание Евангельских
заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и
даже заповедей Моисеевых!
Что можно сказать против такого греха?
Приведем лишь высказывания святых Отцов и
слова Священного Писания.
"Вы слышали, что сказано древним: не
прелюбодействуй [143]. А Я
говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с
вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце
своем" (Мф.5:27–28).
"Блуд и всякая нечистота и любостяжание
не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или
любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет
наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает
вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на
сынов противления" (Еф.5:3–6).
"Не должно быть блудницы из дочерей
Израилевых и не должно быть блудника из сынов
Израилевых" (Втор.23:17).
"Бегайте блуда; всякий грех, какой
делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против
собственного тела" (1Кор.6:18). "Разве не знаете, что
тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у
Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею
становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна
плоть"(1Кор.6:15–16).
"Не знаете ли, что тела ваши суть храм
живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога,
и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою
ценою"(1Кор.6:19-20). Как оскверню храм сей
блудодеянием?
"Пекись о теле своем, как о храме
Божием, – пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ
Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что
наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты
уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в
воскресение" (Авва Исаий, 370 г.) [144].
"Если предающийся блуду прежде брака
осуждается и наказывается, то тем более – после брака.
Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление, это
тяжелее всякого греха" [145].
Раскроем смысл слов великого учителя
Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь – грех против
собственного тела и нарушение седьмой заповеди "не
прелюбодействуй". Здесь – нарушение и восьмой заповеди,
гласящей: "не кради", ибо "тело твое, – как говорит
Златоуст, – есть ее (жены) собственность и собственность
драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в
важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но,
если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие
дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие
грехи" [146]. Здесь
нарушение девятой заповеди – "не лжесвидетельствуй", ибо
прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему
супругу или супруге – большинство разводов начинается со
лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение
и десятой заповеди, гласящей: "не желай жены ближнего
твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни всего, что
есть у ближнего твоего" [147].
Свт. Иоанн Златоуст восклицает: "нет
подлинно ничего постыднее человека, который
блудодействует после брака"
[148].
"Мед источают уста чужой жены, и мягче
елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь,
остры, как меч обоюдоострый" (Притч.5:3–4).
Внебрачные связи разлагают супружескую
любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из
родителей, растлевают тела и души.
"Я писал вам в послании – не сообщаться
с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего,
или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо
иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я
вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается
блудником, с таким даже и не есть вместе" (1Кор.5:9–11).
"Подумай же, что жена терпит, когда
слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты
предался блудной женщине. Представляя это, не только
избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к
подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо,
то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она
делает это, но по заботливости" [149].
"От целомудрия рождается любовь, а от
любви бесчисленное множество благ. И так считай всех
женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака
посмотришь похотливыми глазами на другую женщину,
делаешься виновником в грехе прелюбодеяния; и если
увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине
и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то
войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в
посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова,
погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя
вожделенною; потому что такое пожелание не станет
истреблять твоего благорасположения к ней" [150].
"Но, во избежание блуда, каждый имей
свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене
должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не
властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен
над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга,
разве по согласию, на время, для упражнения в посте и
молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал
вас сатана невоздержанием вашим" (1Кор.7:2–5).
"Брак у всех да будет честен и ложе
непорочно; блудников же и прелюбодеев судит
Бог" (Евр. 13:4).
"Тщательно соблюдая эти слова (то есть
слова1Кор. 7:2–4. – Авт.) и на площади и дома, и днем,
и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами
стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы
целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и
царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа
нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу
вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь" [151].
***
Ни за кого так не тяжело молиться, как
за впавших в блуд и прелюбодеяние.
Отречение от Христа и блуд с
прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом,
через которую трудно возносить молитву близким и
любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына
Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и
блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и
покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на
примере мирян, и на примере священников, некоторые из
которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу
святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и
становились штатными воинствующими безбожниками. Их
узнавали по бегающим блудливым глазам.
Только смирение и глубочайшее покаяние
могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу,
подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который "выйдя
вон, плакал горько" (Мф.26:75).
Отречение может быть импульсивным, как у
ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным,
требует времени, некоторой рассчетливости,
приготовления. Он не может быть грехом невольным,
подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову –
он всегда грех вольный. Даже убийство может быть
невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и
спросить себя: "А что я собираюсь делать?" и отойти от
греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд
ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.
Блудник хуже блудницы, подобно тому как
алкоголичка хуже алкоголика – она практически почти
неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно
вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или
бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.
"Наше дело не рожать, – насладиться и бежать", – так в
оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей.
Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные
блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.
Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших
святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую.
Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус
Христос сказал: "говорю вам, что мытари и блудницы
впереди вас идут в Царствие Божие", но Он не
сказал блудники.
Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в
блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.
Однако на протяжении веков нравы
общества потворствовали мужчинам ("быль молодцу не в
укор") и осуждали женщин ("гулящая баба")
[152]. Против таких взглядов выступали Отцы Церкви
свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие.
Первый писал: "Господне изречение, яко не позволительно
разрешитеся от брака разве словесе любодейного равно
приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О
женах находим много строгих изречений" [153].
"Не говори мне теперь, – восклицал свт.
Иоанн Златоуст, – о внешних законах, которые жен
прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают
наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают
со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе
закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и
называет это дело прелюбодеянием" [154].
Есть, впрочем, и страшные женщины,
которые "на пари" или из мести, или зависти соблазняют
чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех
слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам,
увенчанных почетными званиями и степенями.
Тяжело и противно обо всем этом писать,
но надо кричать со страхом и болью в сердце: "Смотрите,
како опасно ходите"! Грех сидит в нас, грех мира
окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы.
Ад нередко одевается в одежды не только чувства, но и
эстетической прелести.
Примерами могут служить любимая песня
многих вечеринок "Из-за острова на стрежень", где
вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а
текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который
всю ночь провозился с княжной, а наутро в угоду
товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более
обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный
романс "Мой костер в тумане светит". Вдумайтесь только в
страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную
оболочку: "Вспоминай, коли другая, Друга милого любя,
Будет песни петь, играя, На коленях у тебя...".
***
Читайте также по теме:
- В школе России нормой стали групповой секс, свинг-отношения и гомосексуализм - Всероссийское родительское собрание
- Об избрании королевы красоты: "Вы в безумной радости сообщаете мне, что Ваша дочь избрана королевой красоты, и словно ожидаете моих поздравлений. Мне и писать об этом стыдно, и вместо поздравлений я выражаю Вам свое глубокое соболезнование - святитель Николай Сербский
- С голимя тититями… Что делать, если ребенок начал смотреть порнографию в интернете? - Максим Степаненко
- 10 причин сохранить девственность до брака - Центр материнства "Матуля"
- Смысл девства - архимандрит Савва Мажуко
- Русская женщина в сексуальном отношении совсем не соответствует представлениям германской пропаганды. С приездом русских остарбайтеров в Германию, немцы были удивлены - гебельсовская пропаганда их обманывала о русских - Анатолий Якушевский
- Предлагаю разрешить девушкам выходить замуж с 14 лет! - На злобу дня
- С ума вы сошли – создавать семью, не попробовав?! - протоиерей Игорь Прекуп
- Стать женщиной – это не просто испытать близость с мужчиной... (письма священника духовной дочери) - Настоящая любовь
- Об особенностях женской природы - иерей Вадим Коржевский
- Верный путь к замужеству по рецептам гламурных журналов и по версии "Фомы" - Ирина Левина, Ирина Левина, Елизавета Киктенко, Олеся Буравова
- Зачем хранить девственность? Девственность – понятие священное - Максим Яковлев
- Что такое, по-вашему, целомудрие? Возможно ли оно в наши дни? - Фома
- Зачем хранить девственность? Этот "опыт" будет мешать нам в отношениях с супругом (супругой) - протоиерей Игорь Гагарин
- Почему не стоит терять девственность до брака? - иерей Илия Шугаев
- Половодье чувств или еще один спор о любви - Фома
- Вино блуда. Грехи молодости или здоровье семьи? - Константин Зорин
- Аx, у девочки - любовь - иеромонах Анатолий Берестов, Алла Добросоцких
- Урожай собирают, когда плоды созрели (Зачем хранить девственность?) - Юлия Анисько
- Влюбленность: грех или Божий дар? - Михаил Завалов
- Агония стыда - Вадим Наговицын
***
Можно привести множество других песен,
мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т.д.,
возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело...
"Сам сатана, – по словам ап. Павла, – принимает вид
Ангела света, а потому не великое дело, если и служители
его принимают вид служителей правды"(2Кор.11:14–15), –
и, добавим мы, – эстетической утонченности. Вполне
закономерно, что под покровом ночи в
любительско-товарищеских группах и "творческих"
объединениях при выездах на лоно природы под
аккомпанемент страстной музыки с ее
эстетически-чувственными выкриками и полушепотом
молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные
браки.
В подобных "товариществах" участие
христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните
слова ап. Павла: "Какое согласие между Христом и
Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?"
(2Кор. 6:15). Это не значит, что мы против всякого
товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том,
когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в
чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см.
2Кор. 6:17), памятуя, что "дружба с миром есть вражда
против Бога" (Иак.4:4).
Кажется, никогда в истории мира после
потопа чувство греха не было так глубоко утрачено
народами, как в настоящее время. Много потрудились
князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого
сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь.
Не случайно во всем мире, в разных странах с различным
социально-экономическим и политическим строем растет
преступность. В некоторых странах даже мужеложество не
считается предосудительным поступком и такие связи
охраняются законом.
Живя в условиях развращенного мира,
христианин тем не менее призван к чистоте ("блаженны
чистые сердцем, ибо они Бога узрят", – Мф.5:8);
необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и
чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе
страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет
нас от Бога.
Живя в миру, надо постоянно помнить, что
христианин призван к "невидимой брани" со грехом,
сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к
борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа
Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя
(Лк.17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин
должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с
грехом, – воином, стяжающим радость Духа Святого уже
здесь, на земле.
Борьбу с плотским грехом американец Джон
Мотт, основатель христианского студенческого движения,
назвал "труднейшей борьбой в жизни студента".
Через эту борьбу прошли все или почти
все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в
брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла,
"ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые
помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи,
лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое
око, богохульство, гордость, безумство, – все
это зло извнутрь исходит и оскверняет человека"
(Мк.7:21–23). Поэтому необходим постоянный контроль за
своими помыслами, особенно за такими коварными, как
похоть, прелюбодеяние и тщеславие.
Христос в Нагорнойпроповеди учил: "Вы
слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я
говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с
вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и
брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из
членов твоих, а не все тело твое было ввержено в
геенну"(Мф.5:27–29).
Всемирно известный психолог В. Джемс
указывал, что будет вполне закономерно, если человек,
днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет,
наконец, в публичный дом [155],
а святой Марк Подвижник писал: "Согрешивши, вини не
тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не
последовало бы за нею и тело" [156].
Первое азбучное правило борьбы с
помыслами – никакого участия в сальных разговорах и
анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни
улыбкой, ничем не одобряйте их – читайте в это время
Иисусову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом
нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за
все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести
себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные
анекдоты и сомнительные истории было бы психологически
невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для
этого не надо объявлять себя христианином или что-то
говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее
целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в
подобных ситуациях не только предохранит вас от
нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива
вокруг вас сделает чище. Она – оружие в невидимой брани,
война Христова за свою чистоту и за чистоту других.
Второе азбучное правило – не ходите даже в старости на
сладострастные фильмы, не участвуйте в
товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным
репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для
чтения и т.д. [157].
Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в
"Добротолюбии", надо подчеркнуть, что человеческое
сознание не может быть не занятым: оно либо предается
пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято
молитвой и трудом, размышлением о горнем.
Для рассматриваемого греха более, чем
для какого-либо другого, справедлива народная пословица:
"Лень – мать всякого греха".
Труд, молитва и взаимная любовь да будут
спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность
вашего брака.
Глеб Каледа, протоиерей
Цитировано по:
Глеб Каледа, протоиерей. Домашняя Церковь
Азбука веры
Использованная литература и ссылки
142. Свт. Григорий Нисский (VI в., брат
свт. Василия Великого), в своем Каноническом послании к Литонию, епископу Мелетинскому, различает блуд и
прелюбодеяние: блудом он называет "исполнение похоти,
сделанное без обиды другому", а прелюбодеянием – "навет
и обиду чужому союзу". Сей Святитель рекомендует "некое
различие образа покаяния во грехах сладострастия". Это
находит свое отражение и в правилах свт. Василия
Великого (ср. Правило 58 и 59).
143. Седьмая заповедь Моисея (Исх.20:14; Втор.5:18).
144. Добротолюбие. Т. 1. М., 1900. - С. 344.
145. Св. Иоанн Златоуст. Беседа на слова: "Но блудодеяния ради койждо свою жену да имать" (1Кор.7:2) // Беседы на разные места Священного Писания. Т. II, с. 479.
146. Там же, с. 474.
147. Втор.5:21, см. Исх.20:17.
148. Св. Иоанн Златоуст. Указ. Соч. -С. 475.
149. Св. Иоанн Златоуст. Указ соч. -С. 475–476.
150. Там же. –С. 474–475.
151. Там же. -С. 479.
152. Приходится признать, что за два
года, прошедшие со дня кончины о. Глеба, общественное
мнение в области морали все больше смещается к полной
аморальности, прикрываемой модными "широким взглядом на
вещи" и "терпимостью". Все чаще и чаще приходится
видеть, что среди молодежи, включая и подростков,
целомудрие и чистота осуждаются как что-то позорное.
Однако необходимо помнить, что такие умонастроения
создаются и поддерживаются теми, кто в этом
заинтересован, а не формируются в людях как бы сами по
себе. В связи с этим можно вспомнить, что о. Глеб – в
полном соответствии с установлениями древней Церкви –
благословлял девиц из числа своих духовных дочерей быть
в храме без платка. На их аккуратные головки, светящиеся
лица радостно было смотреть. Эти девушки совершенно
правильно понимали благословение батюшки как почет,
воздаваемый целомудрию. – Изд.
153. Св. Василия Великого 1 каноническое послание. Правило 9-е // Книга Правил Святых апостолов, святых соборов Вселенских и поместных и святых отцев. -М., 1911. -С. 320.
154. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на разные места Св. Писания. Т. II. -С. 471.
155. Джемс В. Психология. / под ред. Л. А. Покровской. -М., 1991.
156. Добротолюбие. Т. I.- М., 1900. -С. 531.
157. Некоторые считают, что на их
чувственность ничто внешнее не влияет. Возможно, – но
тогда, спрашивается, зачем тратить время на пустые,
легкомысленные вещи, а не использовать его для более
полезных занятий. Вспомните слова ап. Павла: "Все мне
позволительно, но не все полезно" (1Кор.6:12).
|