Агония стыда
Я ехал на маршрутке домой. Дремал. Позади
меня громко разговаривали две девицы, нисколько не смущаясь
тем, что их разговор слышен всем пассажирам.
Разговор они вели о новинках кинопродукции,
которая доступна их пониманию и вызывала, определённо,
симпатии и даже восторг. Одна девушка, явно хвастаясь перед
подругой, перечисляла, какие кинофильмы находились в её
распоряжении и коими она могла с ней поделиться.
Произносились названия: "Пираты Карибского моря",
"Человек-паук", "Шрек", "Мистер и миссис Смит" и многие
другие – знакомые мне и незнакомые.
Когда прозвучало название "Американский
пирог", да ещё были упомянуты все четыре или пять частей
этого фильма, имевшегося в наличии у громкоговорящей девицы,
то в ответ раздался восторженный отзыв и страстная просьба
заполучить его для копирования. Тут я оглянулся и увидел,
что ведущие светскую беседу девчонки на вид не старше
двенадцати-тринадцати лет, то есть вполне ещё дети.
Что же вызвало моё удивление, если вы ещё не
догадались?
Кто не знает, что из себя представляет фильм
"Американский пирог", – поясняю. Это так называемая
"молодёжная комедия", снятая заокеанскими
кинематографистами. О чём повествует этот фильм? Да,
собственно, ни о чём. Весёлая американская молодёжь от 16 и
старше – то ли студенты какого-то учебного заведения, то ли
праздные бездельники без определённых занятий – радостно и с
фантазией прожигают жизнь и без устали веселятся, теряя
всяческий стыд и нормы приличия.
То, что вытворяют юные американцы в этом
фильме, иначе, как порнографией, и не назовёшь. Вполне
понятная возрастная половая озабоченность американской
молодёжи, как следует из повествования этой киноленты,
находит свою реализацию в бесконечных интригах, флиртах,
заигрываниях, домогательствах, соблазнениях, растлениях,
склонениях к сексу, в спаривании тайком и в открытую, в
бесконечных оргиях, плавно переходящих в свальный грех и
групповые извращения. Всё это сопровождается постоянной
выпивкой, буйными пьянками и покуриванием наркотической
травки. Идёт "отрыв" по полной программе получения
низменных, опасных, рискованных и весьма сомнительных
удовольствий.
Такое складывается впечатление, что иных
качеств, кроме как похоти и тяги к бесконечным
совокуплениям, американская молодёжь и не имеет вовсе. Не
понятно, когда они учатся, когда и как общаются между собой
по-человечески, без придури и на трезвую голову?
Сначала закрадывается подозрение, что весь
этот фильм – выдумка, что это – просто больная фантазия
режиссёра или продюсера киноленты. Ну не возможно молодым
людям, в какой бы стране они не проживали, вести такой
безнравственный образ жизни, граничащий с психической и
сексуальной патологией. Потому что, если это имеет хоть
какую-то долю правды, то это – изуродованная и покалеченная
молодёжь и обречённое на вымирание общество.
Собственно, какое нам было бы дело до
какой-то заморской молодёжи, губящей себя развратом,
пьянками и наркотиками? Можно было бы даже позлорадствовать
над погибельными страстями нашего геополитического соперника
и вероятного противника.
Но беда в том, что этот фильм – не рассказ о
том, в каком скотском состоянии находятся американское
общество и их молодое поколение. Но нет! Этот фильм –
эффективный инструмент по насаждению этого скотства у нас, в
России, и для погубления нашей, российской, молодёжи. Это
тот культурный трафарет и тот поведенческий стандарт,
который имеют намерение внедрить в общественное сознание в
современной России.
Ладно бы, если б этот фильм смотрели они
сами у себя за океаном. Но у них существует мощная цензура и
всяческие ограничения на кинопрокат сомнительной продукции.
Похабщину они смотрят либо в строго отведённых местах, либо
у себя дома за семью замками. У нас же такую дрянь
демонстрируют в кинотеатрах, причём привлекая внимание
именно молодёжи. У нас такой гнусный фильм без зазрения
совести могут показать по центральным каналам телевидения. У
нас совершенно спокойно такую пакость будут открыто
продавать в магазинах видеопродукции. И, заметьте, ни у кого
это уже не вызывает ни возмущения, ни даже слабой критики.
Мы уже притерпелись. Мы совершенно спокойно
и легко воспринимаем обилие той пошлости, вульгарности,
откровенной порнографии и прочей гадости, которая изливается
на нас мутным потоком с теле- и киноэкранов, выползает,
шурша ядовитыми жалами, со страниц газет, книг и журналов,
вылетает зловещим роем из динамиков радио и наушников
плэйеров. Нас окружает зловонное облако человеческих
пороков, низменных инстинктов, распалённого вожделения и
агрессивного глумления над общественной нравственностью.
Пусть каждый спросит себя, а хотел бы он
показывать своим детям такие фильмы, как вышеприведённый (не
хочу лишний раз о нём упоминать); хотел бы он, чтобы его
дети слушали музыку, где воспеваются половая распущенность и
извращения, агрессивность, алчность и стремление к порокам?
Думаю, что большинство из нас, даже при достаточном
количестве личных нравственных проблем всё-таки скажут:
"Нет!" Так скажут все вменяемые и адекватные люди.
В этом нет никакого лицемерия. Да, падшая
природа человека подвержена греховным страстям и порокам, и
вряд ли среди нас есть те, которые не имеют никаких грехов,
страстей и пороков. Даже праведники, которые были причислены
к лику святых, при жизни имели грехи, но они искренне
раскаивались в них и деятельно с ними боролись. Страшна не
болезнь, а нежелание её лечить или, пуще того, стремление её
усугублять.
Нормальность человека или, как принято
говорить у врачей-психиатров, адекватность личности,
определяется его отношением к пороку. Если человек понимает,
что у него есть порок и стремится от него избавиться, то это
свидетельствует о его душевном здоровье, а если у него
исчезает понятие того, что такое хорошо и что такое плохо,
то это – очевидная психическая аберрация или душевное
заболевание.
Человеческое общество определяет моральные и
нравственные стандарты в поведении человека, члена этого
общества. Классик говорил, что нельзя жить в обществе и быть
свободным от него. Поэтому, как подчёркивают учёные мужи,
человек – существо социальное. Человек формируется по
нравственным лекалам, ориентируется на нравственные
стандарты и стремится к нравственным идеалам своего
общества.
Но откуда берутся нравственные нормы и кто
устанавливает нравственные правила?
Можно предположить, что некий совет
старейшин, тайная или явная организация мудрецов,
посвящённых и прочих продвинутых деятелей придумывают и
оформляют законодательно все нормы человеческих
взаимоотношений и нравственные законы. Тогда от чего бы они
отталкивались, что служило бы им начальной точкой отсчёта?
Что должно являться началом нравственных координат?
Если исходить только из логики элементарного
выживания в борьбе за существование или приспособления к
изменчивому внешнему миру, то, очевидно, общественная мораль
зижделась бы только на животных инстинктах: добыча пищи,
отвоёвывание места под солнцем, избегание гибели любой ценой
и продление рода. Но разве большинство народов, может быть,
только за исключением самых примитивных и диких, живут по
таким законам? Как бы ни различались культуры и цивилизации,
вероисповедания и общественные системы, всё равно
большинство жителей земного шара имеют очень сходные между
собой нравственные нормы и духовные ценности.
Большинство людей стараются помогать
ближнему, родственнику или соседу, проявляют коллективную
заботу о детях, стариках и покалеченных, стремятся к общему
благополучию и стабильности своего общества, готовы
пожертвовать жизнью ради всех вышеперечисленных задач или
ради какой-то общей идеи, которая сплачивает это общество и
помогает ему выжить среди других, конкурирующих с ними
обществ. Всё равно получается, что над человеком довлеют
некие законы и нормы, которые выше примитивных инстинктов и
простейших правил выживания.
Человек, поступающий по нравственным
правилам, всегда противоречит логике своего индивидуального
выживания и благополучия. Значит, эти нравственные законы и
правила, которые не имеют очевидной человеческой природы,
имеют иную, надчеловеческую и неприродную логику? Что
заставляет человека ущемлять себя ради ближнего, что
заставляет его помочь слабому соплеменнику, что заставляет
бросаться в горящий дом, чтобы спасти маленького ребёнка?
Здесь нет ни одного логичного, с точки зрения животного,
поступка. Но с точки зрения любого человека – эти поступки,
если не всегда объяснимы, то всегда понятны.
Нравственные нормы продиктованы человеку
свыше – Тем, Кто когда-то создал самого человека и его
личность. Человек – самое главное противоречие в природе, и
его существование невозможно объяснить никак иначе, как
только искусственным сотворением его и наделением теми
способностями и возможностями, которые не имеют логики в
этом мире, но имеют логику своего Создателя и подчинены Его
воле и Его замыслу.
Получается, что человек вполне может быть
животным и вести звериную жизнь, если полностью отречётся от
тех, данных свыше, правил и законов. Но до тех пор, пока он
будет этих правил хоть как-то придерживаться, то и будет
сохранять человеческую сущность и иметь возможность выживать
и развиваться в этом нелогичном для него мире.
Как человек получил эти, придуманные не им,
нравственные правила и законы? Через духовные прозрения тех,
кого называют пророками, которые сформулировали эти правила
и закрепили в культурной или религиозной жизни своего
народа. Через опытное осмысление своих поступков и
осмысление опыта предыдущих поколений, человек находит либо
подтверждение, либо опровержение правильности этих правил и
норм.
История, как это ни удивительно, хорошо
показывает примеры возникновения, развития, заката и
уничтожения тех народов и цивилизаций, которые отклонялись
от нравственных норм или вообще отвергали мораль. Пример
Вавилона, Эллады, Египта, Рима, империи инков – всё
свидетельствует о том, что, достигнув необычайного развития
и могущества, но исказив духовные законы и утратив
нравственность, эти великие цивилизации древности
разрушались до основания и уничтожались вовсе.
Нравственные законы являются тем духовным
стержнем, который, исходя от воли Создателя и пронизывая
сверху, сквозь временные эпохи и людские поколения,
удерживает человека и его сознание в том порядке, который
позволяет ему трезво и разумно относиться к окружающему
миру, обществу, людям, соплеменникам, родственникам,
потомству и всему, что сопровождает его, увы,
непродолжительную жизнь.
Нравственность – непреложный закон выживания
человека в этом мире. Но выживание не по законам силы,
насилия, агрессивности и жестокости, а по законам любви,
добра, жертвенности и взаимопомощи. По крайней мере, это
справедливо для тех людских сообществ, где имеется
одинаковое и общее понимание этих нравственных законов. С
людьми же иного понимания морали и с иной традицией
нравственных законов возникают порой противоречия, но и их,
как показывают примеры истории, можно преодолеть и, образуя
симбиоз, создать оригинальную культуру и цивилизацию.
Примером такой оригинальной и необычной
цивилизации является Русская Цивилизация. Несмотря на то,
что она имеет титульную культуру и базовые духовные
ценности, Россия на протяжении веков своей многотрудной
истории поглощала, впитывала, переосмысливала, синтезировала
и интегрировала элементы иных культур, части иных
цивилизаций, иных духовных систем и иных традиций.
Дело вовсе не в том, какие элементы внешней
культуры заимствовала Россия у иных народов и племён, а в
том, что Россия впитывала в себя те базовые, нравственные и
духовные ценности, которыми обладали иные народы, влившиеся
в котёл Русской Цивилизации. В Россию всегда вливались
лучшие элементы иных народов, их духовная и нравственная
элита, и это только укрепляло и развивало тот духовный мир
России, который и сформировал её уникальное цивилизационное
лицо.
Что оставляют после себя иные цивилизации?
Экономики, хозяйства, материальные памятники своей культуры,
часто бессмысленные и никому не нужные. В самом деле, для
чего были нужны египетские пирамиды?
А вот Русская Цивилизация всегда имела свой
духовно-нравственный облик. Именно этот облик, этот духовный
стержень и этот нравственный базис, определял и хозяйство, и
экономику, и общественный уклад, и политический строй, и
логику своего развития. Русская Цивилизация всегда имела
свой первичный духовный облик, от которого производила все
вторичные элементы своего общественного и государственного
устройства. Русский человек в силу своей духовной традиции,
которую принято называть Православием, всегда имел
представление о своём предназначении в этом мире и всегда
знал о смысле своего бытия. Сохранение духовного единения со
своим Создателем, пусть даже на уровне интуиции и традиции,
позволяло русскому человеку неуклонно следовать тем
нравственным нормам и правилам, которые ему были предписаны
свыше.
Не буду ссылаться на исторические документы,
в которых засвидетельствовано удивление иноземцев высоким
нравственным уровнем жителей России. Традиция нравственности
для русских людей всегда имела самый наивысший приоритет
даже перед жизнью и смертью.
Разве не считалось бесчестием предательство
своих соплеменников и единоверцев? Разве не считалось
постыдным унижение и нанесение обид слабым, немощным и
беззащитным? Разве не порицалось у русских людей
бесстыдство, распущенность, буйность нрава и безмерная
похотливость? Разве не презирали на Руси алчных стяжателей,
лукавых лицемеров, жестокосердных властолюбцев, лживых
подлецов и покорных трусов?
Разве не ценились верность, преданность,
доброта, любовь, забота, жертвенность, милосердие, щедрость,
чадолюбие, сострадание, взаимопомощь, честность,
искренность, правдолюбие, справедливость, храбрость, отвага,
послушание, стыдливость и боязнь греха?
Да, это всё и определяло и нравственный
облик русского народа, и нравственные ценности русского
общества, и идеологию русского государства. Всё вместе это и
стало тем фундаментом Русской Цивилизации. Русская
Цивилизация – это нравственная цивилизация. Это цивилизация
духа! Тем и жили Россия и её многострадальный и великий
народ. Не потому ли Россия никогда не завоёвывала чужих
земель? А милостиво принимала в своё лоно иные племена и
иные народы, которые тянулись к духовному свету, исходящему
от Русской Цивилизации.
Но вот пришли окаянные времена, времена нынешние.
Даже Советская цивилизация при всех её
издержках была продолжением и развитием Русской Цивилизации
Духа, потому что в её основе лежали всё те же базовые,
нравственные ценности и законы, по которым жили и
существовали предыдущие поколения русского народа. Советская
страна, несмотря на жестокие периоды своей истории, которых,
впрочем, было немало и в других эпохах Русской Цивилизации,
была нравственной страной и придерживалась нравственных
законов. Но самым слабым звеном великой советской империи
оказалось игнорирование первоисточника нравственных законов.
Дело даже не в том, что в стране был атеизм
и отрицалось существование Бога. Бог это мог спокойно
пережить, ведь и другие народы мира относятся к Нему не так,
как Он этого хочет от них, но терпит и верит в их
просвещение. Беда была в том, что, потеряв источник
нравственности и перестав понимать, что нравственность – это
не придумка людей и не коллективный договор, оптимизирующий
человеческие взаимоотношения, а та логическая программа
жизни и поведения человека разумного, которая предписана ему
свыше Тем, Кто его создал. Если утрачено понимание
боговдохновенности нравственных законов, то утрачивается
понимание и самой нравственности.
И, правда, зачем заботиться о ближнем, зачем
с ним делиться хлебом, зачем его лечить от безнадёжной
болезни и зачем нужно терпеть рядом с собой уродов, калек,
стариков и неполноценных детей? Зачем нужно жертвовать своей
единственной и неповторимой жизнью, если за ней после смерти
ничего нет? Пока советская Россия переживала коллективный
духовный подъём от созидания нового, справедливого общества,
пока она боролась с жестокими врагами и проявляла чудеса
стойкости и героизма, – нравственный уровень и дух народа
были необычайно высоки. Но как только кончились испытания и
иссяк запас прочности, который несли два поколения советских
людей, как только началась эпоха благополучия и
материального достатка, в этом народе проснулся совсем иной,
дремавший доселе дух алчности и стяжания.
И если ранее его преодолевали через веру,
смирение, покаяние, общинное бытие, общественное служение и
героическую жертвенность, то именно в этот момент и не
возникло тех сдерживающих нравственных барьеров, которые
скрепляли русское и советское общество при подобных
испытаниях ранее. Ради чего ограничивать себя в
удовольствиях, в роскоши, в праздности, в стремлении к
обогащению и к власти? Если Бога нет и человек – всего лишь
социальная обезьяна, то к чему нравственные ограничения? Они
– только обуза и пережитки прошлого. Вот с таким радостным
открытием и с отсутствием тормозов Россия разрушила своё
государство, сломала свою социальную систему, уничтожила все
справедливые завоевания трудового народа, ликвидировала свою
мощь и обороноспособность, промотала и растратила всё
хозяйство и экономику и погрузилась в мрак безвременья и в
смрад безнравственности.
То, что мы наблюдаем сейчас в состоянии
общественной нравственности, не только удручает, но очень
сильно тревожит. Сейчас основная масса населения России
находится в состоянии нравственной дикости и упадка.
Никакие экономические успехи, мнимые или
реальные, никакие достижения науки и техники, никакой
прогресс в области прав и свобод человека, – не заменят
народу его нравственных законов и духовных ценностей.
Для чего человеку копить богатства и
сокровища, если он не имеет ни любви, ни сострадания к себе?
Зачем человек стремится к власти и почёту, если у него нет
семьи и детей? Для чего ему искать признание и успех, если
он не может обрести элементарного человеческого счастья?
Спросите любого молодого богатого бизнесмена, что его
волнует больше всего в его личной жизни? Многие ответят, что
они хотят, чтобы их любили не за их деньги, а за их
человеческие качества. А ведь что такое человеческие
качества, достойные любви и уважения? Это всё те же
нравственные качества, которые всегда ценили люди друг в
друге. Любовь, доброта, милосердие, жертвенность,
сочувствие, взаимовыручка…
Так значит, больше денег, больше почёта и
славы, больше всяческих успехов и других земных ценностей,
человек всё-таки ценит нравственные качества и сокровища
духовные. Если этого нет, то всё теряет смысл, и никто и
никогда не сможет обрести ни счастья, ни радости.
Так всё-таки: что случилось ныне с Россией,
с нашей милой и великой Отчизной? Что поможет ей спастись,
возродиться и обрести должное положение в мире? Только
нравственное возрождение. И нравственные законы должны
вернуться в общество так же естественно, как и обыденные
правила человеческого бытия, и способы его жизни и обитания:
дыхание, движение, питание, сон, труд и… радость.
Те, кто приложил руку к разрушению России,
те, кто уже возмечтал о её похоронах и небытии, упорно и
планомерно вливают капли яда бездуховности и
безнравственности в её душу и в её тело.
Разложение Советской России началось с
ликвидации духовного противоядия и впрыскивания ядовитых
спор мирских соблазнов и пагубных грехов в её вроде бы
безупречную и сильную систему. Яд аморальности, цинизма и
порочности выедал государственное тело до тех пор, пока оно
не распалось на кровоточащие куски.
Более пятнадцати лет манипуляторы в
капюшонах на лицах и подручные им, нравственно и генетически
ущербные люди, терзали, издевались, глумились, изгалялись,
отравляли, травмировали и оскверняли Русскую Цивилизацию, её
веру, культуру, нравственность, дух, историю и традиции.
Не так жалко разорённых и порушенных заводов
и фабрик, хотя из-за этого погибли и сломались многие люди и
развалились семьи. Не так жалко разграбленных ценностей,
присвоенных внутренними оккупантами, природных богатств и
недр. Не так мы сожалеем об утраченных мощи и величии
Советской России, да и России прошлой, имперской. Более
всего ужасает то массовое отравление безнравственностью и
пороками, то душеубийство и растление целого поколения
русской молодёжи, которое выросло, почти не зная
нравственных законов и почти не имея духовных ценностей.
Целое поколение новых российских граждан
выросло на зарубежных, в основном американских, фильмах.
Целое поколение выросло, не зная родной русской культуры и,
более того, глубоко её презирая. Целое поколение выросло на
идеалах стремления к наживе, к власти, к материальному
успеху, к удовольствиям, к сексу, к безответственности.
"Бери от жизни всё!" – вот нравственный идеал нового
поколения молодых россиян. А кто будет отдавать от жизни всё?
Не спорю, есть немало нормальных молодых
русских ребят, у которых ещё сохранились какие-то
нравственные представления, какие-то духовные установки и
какие-то традиционные взгляды на жизнь и на общество. Но
сколько их? Едва ли половина!
Так с кем же поднимать Россию из пепла
упадка и руин небытия? Кто пойдёт босиком строить
узкоколейку, кто пойдёт по болоту или минному полю, кто
будет без сна и без отдыха строить заводы и прокладывать
трассы? Кто кинется спасать тонущих товарищей и погибающих в
огне детей? Кто отдаст свою тёплую куртку замерзающим в
тайге геологам и кто полетит спасать попавших в окружение
бойцов? Кто готов пожертвовать своим благополучием, своим
достатком, здоровьем или даже жизнью, чтобы помочь ближнему,
соседу, родственнику, ребёнку, немощному и обездоленному?
Ответьте себе на этот трудный вопрос!
Точно знаю, не те, кому интересно смотреть
глупое и развратное американское кино. И не те, кому
нравится глумиться над слабостью своих товарищей и
соплеменников. Не те, кому в жизни один свет – деньги. Не
те, кто готов быть конформистом и соглашателем. Не те, кто
ищет в жизни только удовольствий и пьяных забвений.
У человека есть такая тонкая и эфемерная
материя, которая называется душой. Признаком существования
души является совесть. Совесть – это такое состояние
человека, когда что-то болит при полном физическом здоровье
тела. Прислушайтесь, не болит ли у вас совесть? Если она
болит, значит, вы ещё живы. Значит, вы ещё можете спасти
свою душу и помочь спастись вашим близким и ближним.
Если вы пытаетесь жить по нравственным
законам и правилам, то непременно ваша совесть будет
здоровой и бодрой. А если вам безразличны нравственные
ценности, то как бы душа ни болела и как бы ни тревожила
совесть, – она только агонизирует и не имеет никаких шансов к спасению.
Кто хочет – пусть созерцает в себе агонию
совести и агонию Русской Цивилизации. А кто хочет – пусть
встаёт, начинает двигаться, развиваться и жить по
нравственным и духовным законам своих великих предков.
Агонию совести можно преодолеть. Если только
к этому есть воля, стремление и силы.
А иначе – зачем мы живём на этом белом свете?
Вадим Наговицын, редактор
журнала Калужской епархии "Православный Христианин"
Журнал Калужской епархии "Православный Христианин" - 06.03.2008.
|