Первое поколение "экранных детей":
отстающая речь и аутические расстройства
Речь рождается только в процессе
активного взаимодействия с внешним миром, с людьми.
Первая функция речи - коммуникативная, социализирующая.
Сначала ребенок слышит комментарии родителей по поводу
его действий и ощущений, он связывает слова родителей со
своими действиями.
Далее ребенок сам хочет как-то
воздействововать на родителей, сообщить им о своих
желаниях и ощущениях. Чем более активным образом ребенок
взаимодействует с миром, тем больше у него развивается
речь.
Активность при этом тоже должна быть
специфической - она должна быть в большой степени
коммуникативной. Коммуникативная деятельность ребенка
очень сильно зависит от родителей.
От того, какое они придают ей значение,
от того, разговаривают ли они с ребенком, оставляют ли
они ему пространство для коммуникативной активности.
Если ребенку уже два, а тем более три года, а родители
все еще продолжают относиться к нему как к младенцу,
стараются угадывать и предупреждать все его желания, не
ожидая от него никаких усилий, то мотивация к говорению
у него снижается.
Зачем ему вообще говорить, если и так
хорошо? Уровень взаимодействия с окружающими людьми
остается примитивным, само взаимодействие - пассивным.
Еще более снижают мотивацию безмолвные
компьютерные игрушки. Если телевизор хоть как-то
стимулирует речь (картинки в телевизоре постоянно
сопровождаются эмоционально нагруженной речью), то для
перехода на более высокий и сложный уровень психического
функционирования нужен серьезный комплекс усилий.
Чем больше ребенок времени проводит,
уткнувшись в экран, тем меньше он учится коммуницировать,
накапливать опыт общения, сканирования и обмена
эмоциональными состояниями.
Это, кажущееся безобидным, занятие таит
в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма
печальные последствия не только для физического здоровья
ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений,
испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для
его психического развития.
В настоящее время, когда взрослеет
первое поколение "экранных детей", эти последствия
становятся всё более очевидными.
Первое из них – отставание в развитии
речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше
жалуются на задержки речевого развития: дети позже
начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь
бедна и примитивна.
Специальная логопедическая помощь нужна
практически в каждой группе детского сада. Как показали
специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних
летних детей страдают нарушением речевого развития. В
середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4%
детей того же возраста. За 20 последних лет число
речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!
Однако, при чём здесь телевидение? Ведь
ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве
насыщение слышимой речью не способствует речевому
развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком –
взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь – это не
подражание чужим словам и не запоминание речевых
штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит
только в живом, непосредственном общении, когда малыш не
только слушает чужие слова, но отвечает другому
человеку, когда он сам включён в диалог. Причём,
включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми
своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы
ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена
в его конкретные практические действия, в его реальные
впечатления и главное – в его общение со взрослыми.
Если еще 10 - 15 лет назад время препровождение
детей в компьютерных играх и интернете было сугубо
добровольным, то сейчас школьное и дополнительное
образование все более и более проваливается в
виртуальную бездну, например, Учи.ру или как эти курсы,
что приведены на картинках
Речевые звуки, не обращённые ребёнку
лично и не предполагающие ответа, не затрагивают
ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают
каких-либо образов. Они остаются "пустым звуком".
Современные дети в большинстве своём
слишком мало используют речь в общении с близкими
взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы,
которые не требуют их ответа, не реагируют на их
отношение и на которые он сам никак не может
воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет
экран.
Но речь, исходящая с экрана, остаётся
мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится
"своей". Поэтому дети предпочитают молчать, либо
изъясняются криками или жестами.
Однако, внешняя разговорная речь – это
лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная
глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только
средство общения, но и средство мышления, воображения,
регуляции и овладения своим поведением, это средство
осознания своих переживаний, своего поведения, и
сознания себя в целом.
Во внутренней речи совершается не только
мышление, но и воображение, и переживание, и любое
представление, словом всё, что составляет внутренний мир
человека, его душевную жизнь. Именно диалог с собой
формирует ту внутреннюю форму, которая даёт устойчивость
и независимость.
Если же эта форма не сложилась, если
внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет,
человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от
внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать
какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В
результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно
пополнять извне.
***
Читайте также по теме:
***
Многим детям стало трудно воспринимать
информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую
фразу и связывать отдельные предложения, понимать,
схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них
образов и устойчивых впечатлений.
По этой же причине им трудно читать –
понимая отдельные слова и короткие предложения, они не
могут удерживать и связывать их, в результате они не
понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно,
скучно читать даже самые хорошие детские книжки. Дети,
привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов
часто говорят о том, что им неудобно читать.
Частые и продолжительные игры на
планшетах и айфонах формируют совершенно
противоестественную для чтения и письма динамику работы
глазных мышц. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и
удерживать его на объекте, который не движется, потому
что глаза привыкли следить за движущимися яркими
объектами в играх.
Так же происходит нарушение движений
глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном
движении глаз с переходом на новую строку. Хаотичное
движение объектов, которое используется в компьютерных
играх, никак не способствует формированию движений при
прослеживании строки слева направо и сверху вниз.
Для того чтобы обучение чтению и сам
процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным,
ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева
направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно
на протяжении всего процесса чтения или письма.
Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз.
У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов
- "бегающий" взгляд.
Замещение и подмена человеческого
способа коммуникации в семье электронным суррогатом
представляют существенную опасность, так как нарушают
нормальный код и алгоритм психического, социального,
культурного и духовного развития детей. Малолетние
пользователи электронных игрушек становятся
самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и
мотивации в контактах с родителями и детьми.
Постепенно взрослые утрачивают ведущую
роль в отношении психического, речевого, эмоционального,
коммуникативного, социального и духовного развития и
теряют способность влиять на поведение ребенка. Это
является одной из причин значительного увеличения
количества детей с проявлениями аутизации и
расстройствами аутистического спектра (РАС).
РАС постепенно превращаются в "эпидемию"
XXI века. В 2006 г. в России насчитывалось, "даже по
самым осторожным оценкам, не менее 150 тысяч детей с
аутистическими расстройствами", в 2011 г. уже "не менее
250-300 тысяч детей с РАС в возрасте до 18 лет".
Внедрение в жизненное пространство
гаджетов оказало влияние не только на формирование
устной речи, но и привело к зарождению особого вида
письменной речи (SMS) без орфографических и
синтаксических правил и форм вежливости, главной
особенностью которой стали краткость и минимум нажатий
клавиш.
По мере взросления современные дети все
чаще "слушают глазами", читая SMS-сообщения и переписку
в чате, и "разговаривают пальцами". Ведущие
нейропсихологи свидетельствуют о неуклонно и повсеместно
надвигающейся драме - "утрате современными детьми
родного языка - несущей оси сознания".
Давайте обобщим Эволюционно
артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к
произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения
посредством слов излагать свои мысли в устной и
письменной форме) требуется время. Развитие речи,
активно происходящее в первые три года жизни невозможно
без детско-родительского общения.
Сказанное выше отнюдь не означает
призыва исключить телевизор и компьютер из жизни детей.
Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и
дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка
только складывается, экран несёт в себе серьёзную
опасность.
Эмма Агопян, учитель-логопед
высшей квалификации
Родительское Всероссийское Сопротивление - 12. 04.2018.
Использованная литература
1. М.В. Белоусова, А.М. Карпов, М.А.
Уткузова. Влияние гаджетов на развитие коммуникации,
социализации и речи у детей раннего и дошкольного
возраста.
2. Карпов А.М., Чудновский Е.В.,
Герасимова В.В. и др. Компьютерная деятельность детей -
фактор риска психических и личностных нарушений.
3. Материалы сайта www.autisminrussia.ru
4. Белоусова М.В., Прусаков В.Ф.,
Уткузова М.А. Расстройства аутистического спектра в
практике детского врача.
5. Керделлан К., Грезийон Г. Дети
процессора: как Интернет и видеоигры формируют
завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова
|