Через полтора поколения главной профессией в школе
станет дефектолог
Евгений Ямбург - о том, почему в
российской школе так много агрессии, а дети стали
бояться войны. 2019 год мы начали с вопроса, какой
видят нашу школу разные поколения преподавателей. Мы уже
поговорили об этом с 22-летней учительницей математикии
преподавательницей русского языка и литературы с
30-летним стажем. На этот раз мы дали слово директору
школы - заслуженному педагогу РФ Евгению Ямбургу. Он
рассказал, почему в российской школе установилась
атмосфера всеобщего невроза и как можно её преодолеть.
Всего 12% детей в российских школах -
полностью здоровы
Педагогика требует мобилизации всех наук
о человеке: медицины, культурологии, психологии,
социологии, дефектологии. Без этого не решить проблемы
наших школ, которые мы предпочитаем замалчивать, а зря.
Сегодня мы имеем дело с проблемой
генетической усталости. Чем культурнее страна, тем выше
уровень жизни и ниже рождаемость. Несколько лет назад в
скандинавских странах открыто обсуждали вопрос о том,
крадут ли дети счастье. Современной европейской женщине,
чтобы почувствовать себя матерью, достаточно одного
ребёнка, а лучше собачки. Они рожают, как правило, ближе
к сорока годам, когда есть большая опасность родить
ребёнка с проблемами в развитии.
Это тенденция, общая для развитых
европейских стран. Россия тоже европейская страна, как
бы мы ни настаивали на своей самости и особости. Мы
выполняем европейские нормы в медицины: сегодня
выхаживают даже 500-граммовых недоношенных младенцев.
Это абсолютно правильно, потому что мы не фашисты, и
любую жизнь надо спасать. Но нужно отдавать себе отчёт,
что тем самым мы нарушаем естественный отбор.
Отсюда - не самое здоровое поколение,
которое уже пришло учиться в школы. По данным
Роспотребнадзора, полностью здоровых детей у нас всего
12%. У остальных либо особенности в развитии, либо
инвалидность. В такой ситуации через полтора поколения
главной профессией в школе станет дефектолог.
На первом месте среди заболеваний -
психоневрология. Привожу пример. Недавно учительница в
Перми заклеила ребёнку рот скотчем. Это, конечно, психологическое насилие, это
очень плохо, можно сколько угодно рвать на себе волосы.
Ну и что? Скорее всего, эта женщина потеряет профессию,
и если её не посадят, то дадут условный срок. В пределах
страны я вам 50 таких случаев назову. Только я понимаю,
отчего это происходит.
Дело в том, что у этого ребёнка СДВГ -
синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это значит,
что между нейронами мозга нет связи, а сигналы идут в
десять раз быстрее. СДВГ наследуется по мужской линии, и
интеллект у этого ребёнка в норме. Мы видим их уже в
детском саду - он из тех детей, про кого мы говорим
"шило в одном месте". Он больше минуты игрушку не
держит.
Когда он приходит в школу, говорить
такому ребёнку "Будь внимательнее" всё равно, что
слепому говорить: "Присмотрись". Он не виноват, но он
кричит и мешает остальным. Учительница не может выгнать
его в коридор, потому что отвечает за него, мало ли что
произойдёт. В итоге она заклеивает ему рот - и идёт под
суд. Но кто учил её работать с детьми с СДВГ?
Это новая компетенция, которой учитель
сегодня не обладает. И я назвал только один диагноз, а могу - гораздо
больше.
Дети видят, что взрослые разучились слушать друг друга
В России люди испытывают тройной кризис
- мировоззренческий, нравственный и психологический.
Каким бы ни был коммунистический проект, он давал
надежду на светлое будущее: вот через четыре года здесь
будет город-сад, через двадцать лет - коммунизм, а пока
можно потерпеть. Куда мы движемся сегодня, большой
секрет - в этом мировоззренческий кризис.
Мандельштам в 1914 году писал: "Есть
ценностей незыблемая скала". Но она оказалась разрушена - больше ничего не
стыдно. Отсюда коррупция, повсеместный обман и
нравственный кризис. Как только у мужчины гаснут глаза,
как только теряется интерес, начинаются инфаркты,
онкологические заболевания. В этом психологический
кризис. Женщины более живучи: во-первых, организм
рассчитан не только на себя, во-вторых, женщина не
теряет смысл жизни и продолжает жить для детей, внуков.
Какое это имеет отношение к школе? У
родителей-невротиков дети тоже невротики. Они видят, что
взрослые не слушают друг друга и выясняют отношения
между собой криком. Если этот ребёнок не вписывается в
учебный процесс, у него рождается агрессия, стремление
отомстить за собственную неполную адекватность на уроке.
У маленьких детей появился страх войны
Сама обстановка в российском обществе
взвинченная, политизированная. Если судить по
телевизионным ток-шоу (они хуже порнографии), то
человеческая жизнь практически не ценится.
Микроисследование в детском саду при
моей школе показало, что у маленьких детей впервые
появился страх войны. Всё это создаёт страшно
невротическую обстановку. Суициды у подростков случаются
каждый день. Просто не всё попадает в прессу, и слава
богу, потому что каждая такая новость провоцирует
следующие случаи.
Возникает вопрос, почему это происходит?
Наши государственные мужи мыслят поверхностно,
фрагментарно и непрофессионально, к экспертам не
прислушиваются, а потому ищут причину в интернете, в
жестоких играх, американских школьных стрелках. Но это
полная чушь. Ни одно исследование в той же Америке не
подтвердило такие связи. У детей всегда глубокие,
серьёзные личностные причины для таких поступков.
***
Читайте также по теме:
***
Нельзя растить одарённых и обычных детей
отдельно друг от друга
Мы очень плохо принимаем реальность.
Тешим себя иллюзиями, придумываем мифическую картину и
работаем на неё. Я много езжу по стране. Приезжаешь в
маленький город, где на 150 тысяч населения - целых пять
гимназий. На конференции начальник управления
образования хвастается, сколько у них в этом году
стобалльников и победителей олимпиад. Я аккуратно и, к
сожалению, ехидно спрашиваю: откуда вы берёте столько
одарённых, если их, по статистике, в любой стране не
больше 2%?
То, почему маленькие города открывают
гимназии, а не обычные школы, очевидно: там другое
штатное расписание, выше зарплаты. Вопрос в другом:
когда все эти способные ребята уедут в Москву,
Санкт-Петербург или другие страны просто потому, что в
этом маленьком городе негде дальше учиться, с кем вы
останетесь? С теми, кого сами считаете образовательным
спамом? Кого вы сейчас выпихиваете из школ, чтобы быть в
рейтингах. Тех, кто будет определять качество жизни в
вашем городе?
За одарённых принимают тех немногих
нормальных, у кого сохранный интеллект, родители
приличные и память нормальная
В шкале циклофрении и шизофрении
одарённость приравнивается к шизоидности. Это не
оскорбление: мы все на этой шкале находимся. Одарённые
дети - опасная категория. Такие, как Надя Рушева, к
сожалению, долго не живут. Они как хрустальная ваза.
Если одарённый ребёнок не победил в международной
олимпиаде или получил, не дай бог, четвёрку, он выходит
из-под контроля и может сделать что угодно. Начнёт
стрелять в школе.
Андеграундный поэт Всеволод Емелин,
который в интернете известен как большой любитель
использовать ненормативную лексику, написал такие стихи.
Они называются "Песня о рабочем районе": "От этих
подростков, бледных и тощих, / Ещё содрогнётся Манежная
площадь".
Эти строки были написаны 12 лет назад.
Ещё до событий на Манежке, когда громили машины, до
событий в Бирюлёво, когда резали гастарбайтеров. Поэтому
я убеждён, что учить надо всех - и одарённых, и
одурённых.
Их соседство в образовательном процессе
при грамотном педагогическом подходе - тоже тренинг
толерантности. Никто из них не будет жить в гетто -
отдельно для одарённых, отдельно для больных, отдельно
для здоровых. Они все друг другу нужны.
Школьная жизнь должна быть насыщена
событиями, а не лекциями
Несправедливо будет сказать, что в
России не было реформы образования. Была. Но она
касалась технической стороны - системы управления и
финансирования. Великий русский педагог Ушинский
говорил, что никакое изменение в образовании невозможно
иначе, как через голову учителя.
То, что мы сейчас делаем с новым
профессиональным стандартом, - это, по сути, реформа
через голову учителя. Он входит в класс самой обычной
школы, а там один с имплантатом в ухе, другой на
коляске, а третий с СДВГ. И что он будет делать? Нужно
приобретать новые компетенции.
Современному ребёнку интересно
участвовать, а не сидеть ровно на попе и слушать лекции
взрослых
Современная педагогика - событийная.
Детей надо удивлять. В моей школе есть театр. Я и
режиссёр, и сценарист. Но для меня это просто инструмент
снятия агрессии и ненависти.
Я пишу сценарии о современных проблемах,
и дети проживают их. На обложке моей книги про школьный
театр есть фотография девочки. Она делает сложнейший
пластический этюд про то, как из души уходит детство.
Только эта девочка не говорила и не ходила до шести лет…
Но она поднялась.
Каждый год 19 октября мы проводим День
лицея. В последний раз нарядили и загримировали 15
мальчиков в Александра Пушкина и 15 девочек - в Наталью
Гончарову. Они бегали по школе и терроризировали
учителей физики и химии, работников столовой - читали им
стихи и требовали назвать, откуда они. Это проверка на
гуманитарную культурную подготовку лучше, чем любое ЕГЭ
для учителя. Никто из них не хотел выглядеть дураком.
Театр - не единственный инструмент.
Такие события можно создавать вокруг чего угодно -
волонтёрства, кино. Несколько лет назад одна моя ученица
пыталась покончить собой: мальчик от неё ушёл. Я
пригласил её в качестве волонтёра в госпитальную школу -
это проект школ при больницах для тяжелобольных детей,
который работает в 26 регионах России.
Когда она попала в отделение, где лежат
облучённые, лысые, в масках девочки, которые борются за
жизнь и побеждают болезнь, при этом блестяще учатся и
сдают экзамены, собственные проблемы показались ей такой
ерундой! Система ценностей сразу встала на место.
Социологические исследования показали,
что выгорание в профессии учителя в два раза выше, чем в
МВД, где работают с преступниками. В российских
педагогических вузах, к сожалению, архаичный подход к
образованию. Так что наша главная задача - это
подготовка кадров.
Анна Ефимова
Мел
|