Я была "слепой" в руках "поводыря"
Школа выживания
Это объявление я нашла в Интернете.
"Интересная система обучения, направленная на развитие и
совершенствование практических навыков общения с людьми.
Веселая, доверительная атмосфера в группе.
Интеллигентные, интересные люди, полезные контакты…
Выработка эффективной жизненной философии и отработка
практических навыков общения для достижения успеха,
интересной жизни, умения строить добрые взаимоотношения
в семье и на работе… На каждом занятии - психологические
и деловые игры, коммуникативные тренинги, анализ
и обсуждения, интересный теоретический материал
по самому широкому спектру направлений социальной
психологии, практической психологии, методам личностного
роста…". И т.д. И адрес - улица неподалеку от станции
метро "Красный проспект".
Николай Козлов - основатель "Синтона", проводит
тренинг
Ну, кто ж не хочет пообщаться с
приятными людьми и между делом, так сказать, приобрести
жизненную философию для достижения цели? Вот и я хочу.
Тем более что по указанному в объявлении адресу сразу
увидела красное кирпичное здание. На втором этаже -
кабинет, номер которого был указан в объявлении.
Правда, поначалу закралось некоторое
сомнение: некоторое время у дверей толклась только я.
Но оказалось, это лишь потому, что пришла рановато.
Первыми появились сами организаторы - Елена и Аня (имена
изменены). Узнав, что я - новичок и намереваюсь просто
посмотреть и решить, нужно ли мне это, они начали
расспрашивать меня о моей жизни и о том, что я хочу
получить от тренинга. В кабинет мы пока не заходили -
он был занят. Наконец занятия в нем закончились,
и мы вошли.
К этому времени подошли и остальные
участники тренингов - человек пятьдесят. Поначалу
принялись сдвигать к стенам столы, а стулья расставили
полукругом посреди комнаты. На стены развесили
агитационные и учебные плакаты, как в штабе
по гражданской обороне, с той лишь разницей, что тексты
и рисунки на них соответствовали обозначенным
в объявлении темам.
Но вот начало. Ведущая Оля предложила
провести обряд "обнимашек", когда сначала парни обнимают
всех девушек, а потом девушки обнимают всех (и парней,
и девушек) по кругу. Затем все сели, и новички
по очереди стали представляться и рассказывать о себе.
Рассказала и я. Не много и кое-что упустив (если
не сказать - приврав: все-таки неловко выкладывать
совершенно незнакомым людям всю правду о себе).
После такого своеобразного знакомства
присутствовавшие были поделены на группы, и началось
обсуждение проблемы доверия между людьми. Когда
все высказались, был объявлен перерыв на двадцать пять
минут.
***
Читайте также по теме:
***
За это время накрыли столы
(причём дежурит по очереди каждая из семей - все члены
организации поделены на три семьи, они обязаны
встречаться в свободное от занятий время. Для этого
каждой из семей предлагается сделать, к примеру,
какой-либо проект или вместе обсудить какую-нибудь
проблему). Но к закускам просто так не подступиться:
обязательное условие - перед тем как сесть за стол,
все хором почему-то произносят "ням-ням" и только потом
приступают к еде. Прикольно…
После перерыва все вернулись
к тренингам, и началась игра в слепого и поводыря.
В комнате выключили свет, и люди, которые были
поводырями, вышли за дверь. "Слепые" же с закрытыми
глазами в течение трёх минут слушали органную музыку.
Потом в комнату вошли поводыри и начали водить своих
"слепых" по комнате. Поводырь заставлял "слепого"
вставать на стул, подводил его к окну (глаза у слепого
при этом процессе были, понятно, закрыты), чинил
ему препятствия из стульев.
Моим поводырем был молодой человек,
имени которого я не запомнила. Он взял меня за локоть
и медленно повел по комнате. Ориентация исчезла быстро,
оставалась лишь надежда на добрую волю поводыря: вдруг
подскажет, когда передо мной окажется стул, и я тогда
не запнусь, как это бывало с другими. Не подсказал. Пару
раз я ткнулась коленкой о препятствие,
но все же продолжала ощущать какое-то трепетное чувство
к ведущему: а как же? Он видит, он меня ведет,
я в его власти…
Затем Оля попросила всех закрыть глаза,
и слепыми стали все. Люди бродили по комнате, натыкались
друг на друга и на стулья - началась довольно забавная
суматоха.
Всё закончилось обсуждением прошедшего
занятия: какие чувства вы испытали,
появились ли у вас новые ощущения? Многие говорили,
что во время игры в "слепых" старались, хотели
и стремились найти именно членов своей семьи…
Уходила я с массой впечатлений и с кучей
новых друзей. В дверях заметила, что непроизвольно
улыбаюсь, хотя моего лица уже никто не видит. Ребята
и девушки показались мне действительно откровенными
и обаятельными. Произвела на меня впечатление одна
из девушек, которая призналась мне в перерыве,
что посещает тренинги уже пять лет, и сейчас все
"синтонцы" стали ее родными людьми - действительно,
семьей. Она не может без них, она ждет не дождется
очередного занятия, чтобы пообщаться, прикоснуться,
просто обменяться взглядом. "А как родители относятся
к тренингам?" - спросила я. "А-а, им до меня нет дела,
мне - до них", - отмахнулась она.
Запомнилась еще и молодая пара,
в которой первой пришла на занятия девушка, а затем
привела и своего парня…
Понимание того, где именно я была
и что со мной там происходило, пришло в этот же вечер.
Я вспомнила те сильнейшие ощущения, которые испытала
во время игры в "слепого и поводыря", и… испугалась.
Меня водили по комнате, и я как будто врастала в этого
"поводыря", была ему подвластна. И вроде бы безобидные
"обнимашки" с той же задачей: сблизить людей,
как бы проникнуть друг в друга…
Вспомнила, что, едва мы вошли в кабинет,
мне сразу же предложили заполнить анкету, в которой
нужно было указать имя и координаты. Ещё больше
насторожилась, вспомнив, что люди, пришедшие
во второй раз, заполняют другую анкету: возраст, место
работы/учёбы и т. д., включая паспортные данные. Зачем?
Что за этим последует? Вспомнилась фраза по окончании
тренинга: "Те, кто хочет, чтобы наш "Синтон" процветал,
разрастался, могут остаться". Что значит - "процветал"?
Ведь тренинг в переводе означает всего лишь "наработка
навыков"! Как могут процветать занятия по наработке
навыков?
Я поняла, что "Синтон" - некая
организация. Но какая? Другого определения,
как авторитарная, в которой участника постоянно
контролируют, заставляют встречаться с людьми
из организации даже после занятий, постоянно "держат
на крючке", я придумать не смогла…
Ты слаб - значит, должен умереть (комментарий специалиста)
Олег Заев, заместитель руководителя
информационно-консультационного центра по вопросам
сектантства при соборе святого благоверного Александра Невского.
"Синтон клуб" - тоталитарная секта
из разряда псевдопсихологических сект, действующих
в России и в некоторых странах ближнего зарубежья:
например, в Казахстане, на Украине. По официальной
версии, которая следует из объявлений, распространяемых
сектой, "занятия в клубе направлены на личностный рост,
самосовершенствование, развитие душевной силы и свободы,
познание себя и других, приобретение психологических
навыков в общении и взаимоотношениях, на умение жить
счастливо, светло и осмысленно…"
На самом же деле секта и ее основатель
Николай Козлов проповедуют псевдопсихологический культ
с ярко выраженной антихристианской, аморальной
направленностью.
Автор верно подметила, что в группе была
в основном молодежь. Один из постулатов Козлова: "…
чем расслабленнее, чем сноподобнее - тоньше
и прозрачнее - сознание, тем легче новая вера
просачивается в колпак", а колпак для него - это
"критически настроенный ум". Обе цитаты - из книги
Козлова "Философские сказки для обдумывающих житье,
или Веселая книга о свободе и нравственности".
А чье же сознание "тоньше и прозрачнее", если
не у молодых людей?
Деление участников так называемых
тренингов на "семьи" тоже характерно для секты. Очевидно
стремление ее лидера к ослаблению и разрыву естественных
родственных связей у своих последователей
и искусственное объединение их в сектантские группы
под названием "семья". Он этого даже не скрывает
и в тех же "Философских сказках…" декларирует:
"Привязанности - это веревки, которыми человечек
за больные места привязывается к другим горемыкам
(в этом случае они получают название "родные и близкие")
и некоторым вещам и событиям".
Извращенное понятие морали Козлова
раскрывается в заявлениях: "Нецензурщина - это не значит
грязь. Это значит живая речь, не кастрированная
цензурой… Он ругается матом, а я слушаю мелодию
его речи" (Философские сказки…).
Козлов считает нравственным жить
без совести: "…чем человек порядочнее, тем больнее
кусает ("угрызает") его Совесть и терзает Вина. Сейчас
этим гостям нет места в моей душе: их место заняли
Разум, Любовь и Нравственность" - это уже из другого
его издания "Как относиться к себе и людям,
или Практическая психология на каждый день".
"Синтон клуб" активно пропагандирует
гомосексуализм и лесбиянство. "О свободе секса не надо
сочинять - достаточно вспомнить нашу с вами историю…
Античная Греция не знала запрета мастурбации…
Гомосексуальные отношения считались естественным
дополнением мужской любви и дружбы, а подобные отношения
между взрослым и подростком рассматривались
как наставничество. Просто потому, что это действительно
создает между воспитателем и воспитуемым самые живые
привязанности" ("Философские сказки…"). "А какой состав
преступления в мужеложестве?… Церковь развернула самые
жестокие бои с естественными нравами людей". Мастурбацию
и зоофилию Козлов считает "сексуальными радостями".
Автор побывала на одном лишь занятии и,
к счастью, разобралась в сути "тренингов". Игра в
"слепого" и "поводыря" - не единственная из арсенала
ролевых игр в сектах, структура и цели которых
определяются антихристианскими установками руководителя
"Синтон клуба". Дальше - больше. Есть, например, игра
под названием "Сумасшедшее занятие, или Девушки
заказывают ребят". В нее играют молодые люди
уже по-настоящему. Сначала девушки указывают выбранных
парней, каждый из которых обещает, что какая бы девушка
его ни выбрала (даже если их будет несколько), он
"подарит ей красивые вечер и ночь".
Таким образом, мы видим, что Козлов
создает вокруг себя группу, которая удовлетворяет
его извращенные наклонности. Мне не известны случаи,
чтобы занятия в "Синтон клубе" доводили кого-то
из молодых людей до самоубийства или лечения
у психотерапевта. К сожалению, у большинства наших
сограждан низкая гражданская позиция: пострадав
от деструктивного воздействия сект, они предпочитают
стыдливо отмалчиваться, боясь, что их посчитают
сумасшедшими. Это обстоятельство позволяет руководителям
сект уходить от наказания. Однако в наш центр
за последний год обратилось около пятисот человек
с просьбой разъяснить им суть современных методов
контролирования сознания, и мы им помогаем.
В конечном счете тренинги Козлова
развращают молодежь, формируют в их сознании ложное
чувство собственной ничтожности в сравнении с личностью
лидера. Воспитывают вседозволенность и уничтожают душу
молодого человека, программируют его на неизбежность
своей гибели, если он слаб, или на уничтожение более
слабых, чем он сам: "Жизнь - это Сильный. Христианство
за Слабого - и поэтому против Жизни… Христианство
провозгласило женственность - и предало Сильного"
("Философские сказки…").
Как не попасть в секту?
К каждому из нас, чаще на улице
или в метро, могут подойти люди, которые примутся
настойчиво приглашать вас побывать на их встрече,
подчеркивая, что вы при этом ничем не рискуете.
Вот четыре житейских совета для совсем молодых людей:
не стоит паниковать, но и бдительности терять все-таки
не надо; не берите никаких брошюр, листовок или книг
(хотя предлагают их, как говорится, на халяву);
не соглашайтесь никуда идти - вы же разговариваете
с совершенно незнакомым человеком; помните -
представители "нормальных" религий на улицах в веру
не обращают, для этого есть церкви и храмы.
А вот советы психологов на случай, если
вы побывали все-таки на встрече и у вас возникли
сомнения - секта это или нет?
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
Есть ли жесткая система верований, аксиом?
Провозглашается ли учение единственно правильным?
Ведется ли открытая или скрытая война с иноверцами?
Внушается ли непогрешимость духовного вождя?
Присутствует ли нетерпимость к другим точкам зрения?
Преследуются ли те, кто вышел из группы?
Придается ли значимость ритуалам?
Наказываются ли те, кто возвращается в группу?
Осуждается ли критика духовного вождя?
Сужается ли диапазон восприятия, осознания?
Разрушаются ли семьи после вступления в группу?
Происходит ли ухудшение здоровья?
Присутствует ли зависимость от самой группы или ее вождя?
Этот список можно продолжать и дальше.
И если хотя бы на один из вопросов вы ответили "ДА",
это группа в большей или меньшей степени превратилась в сект
Татьяна Ковынева
Вечерний Новосибирск - 16.04.2005.
|