Как "родноверы" Крест хотели сбросить...
Тема конференции "Вызов неоязычества –
угроза национальной безопасности", была выбрана не зря.
Открывая встречу, помощник и.о. мэра Валерий Астраханцев
отметил, что тема эта не новая, но сейчас особенно
актуальная. Слова Астраханцева, а затем и отца Алексея
Морозова, руководителя Миссионерского отдела
Переславской Епархии, и священника Георгия Максимова,
религиоведа, подтвердил Евгений Мухтаров, Член Совета по
проведению государственной религиоведческой экспертизы
при Управлении Министерства юстиции РФ по Ярославской
области, который привел совершенно конкретные факты
существования таких общин в регионе.
Более того, неоязычники облюбовали и
Переславль - прошлым летом во время работы Молодежного
форума "Александрова гора" правоохранительными органами
и казаками были задержаны люди, пытающиеся установить
языческий идол рядом с православным крестом. Сам крест
эти люди хотели сбросить с Александровой горы. После
этого казаки установили на этом месте палатку и охраняли
символ христианской веры…
Праздник в неоязыческой общине
Что такое неоязычество и откуда оно
взялось?
Неоязычники поклоняются древним
славянским богам - Велесу, Перуну, Сварогу и другим.
Русалки и лешие тоже в чести.
Под собирательным термином
"неоязычество" понимается движение по воссозданию
этнических верований, которые предшествовали принятию
христианства или иных мировых религий. При этом
неоязычники питали растущую агрессию к вытеснившим
"первоначальную веру" мировым религиям – в первую
очередь, к христианству. В России первые неоязыческие
общины появились в конце 80-х, когда создавались
реконструкции "язычества", нередко противоречащие друг
другу. Для этого различными качествами наделялись такие
славянские боги, как Перун, Велес, Сварог, Ярило,
Дажьбог, Семаргл, Троян, Мокошь, Лада, а также "низшие
духи" - домовые, водяные, полевые, берегини, русалки и
т.п.
Сами славянские неоязычники себя этим
термином никогда не называли и до сих пор чаще всего
представляются как "родноверы" - то есть сторонники
"родной", дохристианской веры. Общины почти всегда
действуют без регистрации, а создатели объединений
автоматически становятся жрецами. Как правило, новый
член общины получает ритуальное "славянское" имя,
принимает на себя обязанности по выполнению обрядов,
соблюдению пищевых и иных табу. Иногда все заходит
настолько далеко, что в некоторых общинах верующих
понуждают даже к разрушению семей в случаях, если другие
члены семьи отказываются принять неоязычество. Есть
также объединения, в которых сознательно практикуется
"свободная любовь" в противопоставление институту
крепкой семьи. Это притягивает в неоязычество не только
"ищущих духовную истину", но и людей с отклонениями
психики.
Что делают неоязычники?
Все славянские неоязычники традиционно
отмечают дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего
и осеннего равноденствия. Кроме того, в конкретных
объединениях приняты и собственные календарные
праздники. Для отправления культа неоязычники используют
так называемые капища в лесных массивах. На территории
капища устанавливаются деревянные идолы, у подножия
которых располагают "жертвенные" камни, а в центре
площадки отводят место под костер. Отправление культа
проводится жрецом и заключается в своеобразном
"причащении" присутствующих водой из ритуального сосуда
(украшенного обычно свастичным орнаментом), коллективных
молитвах "богам", принесения им жертв в виде продуктов
питания, трупов птиц и животных, иногда – в "славянских
играх" путем прыганья через костер, ночных "совместных
купаниях" мужчин и женщин. В Переславле неоязчников
очень привлекает Синий камень и Александрова гора
(Ярилина гора или Ярилина плешь, как называют ее
неоязычники). Несколько лет назад на склоне горы они
вырыли себе небольшие ямки, куда укладывались с
песнопениями, чтобы "встретить солнце", а уж Синий
камень и вовсе считается местом силы.
Cиний камень издревле почитался
язычниками как место силы
Сами славянские неоязычники, конечно,
утверждают, что пропагандируют патриотизм. Однако
общепринятое представление о Родине у них отсутствует:
последователь "веры предков" не видит "своей" страну, в
которой проживают люди другой веры и национальности.
Патриотизм неоязычника ограничен защитой интересов его
собственной семьи (рода), и, в лучшем случае, общины
единоверцев. По этой же причине неоязычники не
воспринимают и сам институт государства, которое считают
"механизмом принуждения свободных людей". В 2004 году,
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии
очередного Архиерейского Собора назвал распространение
неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив
его в один ряд с терроризмом.
Деструктивный характер набирающего вес
неоязычества был замечен, разумеется, и теми силами,
которые стремятся расшатать стабильность в России и
подтолкнуть население к "цветным революциям". Так, уже
более десятилетия существуют устойчивые связи
отечественных неоязычников с украинскими
единомышенниками из общины "РУН-Вера" – в том числе и с
теми, которые состоят сейчас в "добровольческих
батальонах" профашистского толка. Однако из-за внимания
правоохранительных органов "родноверы" изменили характер
вербовки новых последователей. Для привлечения мужчин
широко используется такой предлог, как пропаганда
здорового образа жизни – в первую очередь, через
организацию т.н. "Русских пробежек" и секций
"славяно-горицкой борьбы". Для привлечения женщин с той
же целью организуются кружки изготовления "обережных
кукол", курсы пошива "древнеславянской одежды", лекции
по "естественному родительству". Пропагандируют
неоязыческих идей и через организацию туристических
групп по так называемым "местам Силы" - объектам, где,
по мнению последователей "родной веры", можно пообщаться
со "славянскими богами", получить от них особую
"энергетику". Для примера – Синий камень.
***
Читайте также по теме:
***
Какие общины существуют в регионе?
На территории Ярославской области
неоязычники представлены существующей с 2005 года
общиной "Чертог С`Ивера". Руководителем объединения
является человек, имеющий ритуальные имена Таргитай и
Тарх. Он уже неоднократно попадал в поле зрения полиции
за публикацию в Интернете возбуждающих религиозную рознь
стихов собственного сочинения, размещение на сайте своей
общины электронной версии внесенной в Федеральный список
экстремистских материалов книги Владимира Истархова
"Удар русских богов". Члены общины осуществляют выезды
на Александрову гору и к Синему Камню. Есть информация,
что у членов общины есть связь с единоверцами из
украинского "Правого сектора", такие широкие контакты
привели к тому, что актив общины перешел к ношению на
мероприятиях камуфляжной формы, "учебным стрельбам" из
пневматического оружия, демонстративному отданию
участниками нацистского приветствия. В итоге в феврале
2014 года полиция провела проверку одного мероприятия
общины, где выявили 19 взрослых, а также несколько
детей, оказавшихся здесь без разрешения родителей. При
досмотре у многих нашли ножи и пневматическую винтовку.
У членов общины также изъяли неоязыческую литературу.
Сейчас община стала более закрытой и перестало размещать
о себе информацию в социальных сетях. С 2015 года
существует также неоязыческая община "Дивье урочище",
которой руководит уроженец Ярославля, его ритуальные
имена Рьян и Держиврат. Она значительно уступает по
размерам "Чертогу С`Ивера" и менее радикальна.
Весьма значительным влиянием в
Ярославской области обладала неоязыческая община "Тропа
Трояна" с руководящим центром в г. Иваново. Позже она
прошла регистрацию как АНО "Музей-Заповедник народного
быта". Основатель организации расширил свою деятельность
в регионе, где выступил учредителем и руководителем
негосударственного образовательного учреждения "Училище
русской народной культуры" (не путать с областным ГОУ
СПО "Училище культуры"), на базе которого устраивал
семинары по пропаганде неоязычества. В 2015 году в
отношении этого человека было возбуждено уголовное дело
по факту жестокого избиения одной из участниц общины.
После этого "Училище русской народной культуры"
самоликвидировалось, однако в Ярославле и крупных
райцентрах продолжают действовать последователи.
Но есть и те, кто не создают
объединений, а пропагандируют "веру славян" без
вхождения в какие-либо общины – в основном, через
социальные интернет-сети. Так, в ноябре 2016 года и в
марте 2017 года центр по противодействию экстремизму
УМВД по Ярославской области провел сбор материалов в
отношении двух жителей региона, которым
инкриминировалось нарушение ст. 148 УК РФ (оскорбление
чувств верующих). Сейчас данные материалы переданы в
Следственное управление СКП по Ярославской области. В
целом на сегодняшний день в регионе насчитывается около
200 приверженцев неоязычества.
По материалам доклада Евгения Мухтарова,
Члена Совета по проведению государственной
религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства
юстиции РФ по Ярославской области
Елена Морозова
Про Переславль - 17.05.2017.
|