Неоязычество: безобидные "сказки на
завалинке" или экстремистские культы?
Телеканал "Царьград" продолжает цикл
бесед с доктором исторических наук, заведующим
лабораторией деструктологии Московского государственного
лингвистического университета, руководителем
Правозащитного центра Всемирного Русского Народного
Собора Романом Силантьевым. Во второй беседе этого цикла
мы поговорим о неоязычестве, получившем распространение
во многих регионах нашей страны и имеющем тенденцию к
радикализации.
Роман Силантьев. Фото: Телеканал
"Царьград"
* * *
Царьград: Роман Анатольевич, современное
неоязычество мало кто воспринимает всерьёз. Ну, мало ли,
какие-то странные люди водят хороводы вокруг "священных"
пней и камней, прыгают голыми через костёр, бьют в
бубны, славят мифологических персонажей... Но так ли это
безобидно? Каков масштаб этой проблемы? И вообще, что
такое неоязычество и чем оно отличается от обычного
язычества?
Роман Силантьев: Да, для начала
предлагаю определиться с терминами. В России до сих пор
существует традиционное язычество, то есть в той или
иной степени имеющее преемственность от древних культов.
Так, например, в Республике Марий Эл сохранились
некоторые языческие группы, в Тыве, в небольшом
количестве у некоторых коренных малочисленных народов
Севера.
Среди современных деструктивных
образований в России всё активнее распространяется неоязычество. Фото: www.globallookpress.com
То есть если это традиционный шаманизм,
то можно проследить преемственную цепочку шаманов, шаман
может перечислить своих предшественников, как это у них
положено.
Если же он получил "диплом шамана" в
каком-нибудь странном "университете" или "академии",
"сертифицирующих" колдунов, то это уже неоязычество. И
если ещё совсем недавно это было маргинальное явление,
то в последние годы оно стало популяризироваться и
распространяться, в том числе и при содействии местных
властей.
Ц.: А местным чиновникам-то это зачем?
Неужели под это легко выделить бюджетное финансирование
и "освоить" его?
Р. С.: Именно так. У нас в стране
считается, что в каждом регионе должна быть своя
"фишка". Ведь чиновники как зачастую мыслят: мол,
Православие везде одинаковое, а потому давайте придумаем
что-то особенное. И это не только языческие элементы в
праздновании Масленицы или в том же дне Ивана Купалы, но
гораздо шире. Причём с привлечением немалых бюджетных
средств.
Украинский неоязычник-нацист
Возможно, всё началась с Ярославской
области, где без каких-либо даже мифологических
оснований, абсолютно методом тыка взяли и заявили, что
Пошехонье - это "родина водяного", а село Кукобой
почему-то объявили "родиной Бабы-яги". Мало им
великолепной церкви, храма Спаса Нерукотворного,
подлинного шедевра неорусского архитектурного стиля
начала XX века, так ещё Баба-яга понадобилась для
привлечения туристов.
Ц.: То есть это чисто коммерческий
проект в духе "родины Деда Мороза" в Великом Устюге?
Р. С.: Да, но под коммерческий проект
начинает подводиться определённая неоязыческая
идеология. То есть на пустом месте придумываются "святые
места", "святые горы", назначаются всё тем же методом
тыка, заимствуются у японцев и других народов их легенды
про ту или иную гору и так далее.
Другой пример. Я часто бываю в
Ханты-Мансийском автономном округе, так там, в местных
музеях, значительная часть композиций - это
"дохристианские верования". Точнее, типа дохристианские.
Вопрос: а где Православие, которое для этих народов
является не только настоящим, но и прошлым? Зачастую в
их музеях с большим трудом можно найти какую-то одну
икону где-нибудь в уголке, в разделе репрессированных. А
о том, что ханты и манси в подавляющем большинстве - это
православные народы, речи вообще не идёт.
Или та же Якутия. Там в буквальном
смысле фантастика прорвалась в реальную жизнь. Примерно
как в той же Великобритании в официальном регистре уже
восьмое место занимают джедаисты (культ на основе
"Звёздных войн"), и в Якутии возникла подобная религия,
а-ля тенгрианство, на базе фантастических книг якутского
шамана-музыканта-поэта-писателя Владимира Кондакова.
www.globallookpress.com
Адепты этой совершенно фантастической
"религии" получили регистрацию, бюджетное
финансирование, понастроили храмов. И теперь регулярно
организуют официальные мероприятия, фестивали, приглашая
на них жрецов самых различных неоязыческих культов и
даже мусульман, христиан, без разбора.
Ц.: Вы сказали, что неоязычество
зачастую основано на вымысле. Получается, с настоящими
дохристианскими культами у него вообще нет связи?
Р. С.: Не совсем. У неоязычества есть
три подхода "формирования контента". Первый - то, что
якобы существуют тайные тексты типа "Велесовой книги"
(неоязыческая фальшивка, сфабрикованная в XIX или начале
XX века. - Прим. Царьграда), благодаря которым имеется
доступ к "сакральным знаниям". Типа, "жидо-христиане" их
долго скрывали, но мы "нашли" и теперь знаем, каким
богам поклоняться. Это один подход, хотя все эти книжки,
мягко говоря, "левые", и даже многие неоязычники с этим
вынуждены согласиться.
Второй подход - это получение
"откровений", визионерство. То есть во сне им явились
"предки" и рассказали, как там всё было. Но тут
получается, что к разным людям являлись разные "предки"
и по-разному всё "рассказывали". А потому более-менее
серьёзные неоязычники подобные "откровения" всерьёз не
принимают.
www.globallookpress.com
И наконец, третий подход, основной. Те
из неоязычников, кто поумнее, соглашаются, что ночные
видения и "Велесова книга" - это всё ерунда, но, мол,
как современные образованные люди, мы способны
самостоятельно реконструировать дохристианские культы и
ритуалы. И даже если что-то будет не так, наши боги-де
не обидятся. Типа, важна не форма, а суть. Единственное,
при таком подходе появляется огромное разнообразие
направлений, которые очень сложно описать и
классифицировать.
Ц.: Существует ли статистика, сколько в
нашей стране последователей различных неоязыческих
культов?
Р. С.: Очень условная. По самым
приблизительным оценкам, численность неоязычников не
превышает ста тысяч человек. Хотя некоторые
исследователи считают, что меньше. Разумеется, сюда
относятся как славянские, так и неславянские
неоязычники. Подавляющее большинство из них не входят в
какие-либо организации, которых великое множество. Они
ездят по разным фестивалям, съездам, но у каждого своё
уникальное понимание, зависящее от подбора книг и
статей, которые он прочитал. И это очень серьёзно
затрудняет исследование темы.
Ц.: А есть ли у них что-то общее, помимо
того что все они пытаются реконструировать
дохристианский культ? Например, общая ненависть к той же
Русской Православной Церкви?
Р. С.: Отношение к Церкви в целом
негативное. Идея, что проклятые попы обратили нас в
"жидо-христианство", для тех же славянских неоязычников
- общая. Мол, именно из-за этого мы потеряли
конкурентное преимущество, Россия разваливается, а с
теми же кавказцами и среднеазиатами русские справиться
не могут. При этом многие из неоязычников склонны к
неофашизму, к неонацизму. Особенно те, кто исповедует
скандинавское неоязычество (а таких в России немало).
Ц.: Получается, российских неоязычников
можно классифицировать по этническому принципу
происхождения их мифологии?
Р. С.: Да, при этом самое известное и
распространённое - это славянское неоязычество.
Особняком стоит группа якутского неоязычества. В начале
этого года запретили неоязыческую группу на Алтае.
Конечно, стоит выделить осетинских неоязычников, которые
в последнее время сильно активизировались, в том числе в
своих нападках на Русскую Православную Церковь. Есть
неоязычники в Марий Эл (помимо традиционных язычников),
в Мордовии и Чувашии, тюркские тенгрианцы и
неотенгрианцы.
К слову, к одной из самых забавных
неотенгрианских неоязыческих групп принадлежит депутат
Госдумы от "Единой России" Фатих Сибагатуллин. На мой
взгляд, этот человек тяжело болен. Так, например, в
одном интервью он умудрился оскорбить христиан,
мусульман, евреев и... футболистов. Вообще, Сибагатуллин
считает, что все авраамические религии, иудаизм,
христианство и ислам, - это разного рода "извращения
тенгрианства".
Фатих Сибагатуллин. Фото:
www.globallookpress.com
Кроме того, есть смешанные группировки,
которые одновременно славяно-скандинавские или
славяно-тюркские. Даже среди ингушей с чеченцами есть
свои неоязычники. Так, у нас даже был трагический
случай, когда один дагестанец в Свердловской области
принял веру Перуна и шесть человек принёс в жертву. Ну и
конечно, есть украинские неоязычники, в частности широко
известная организация "РУН-вера" (но они в основном
представлены даже не в России и на Украине, а в США и
Канаде).
Ц.: Есть ли у российских неоязычников
какие-то широко известные лидеры, "гуру"? Помимо уже
упомянутых Вами деятелей - якутского
шамана-музыканта-писателя Кондакова и
депутата-единоросса от Республики Татарстан
Сибагатуллина.
Р. С.: В том-то и дело, что у них нет
единого лидера. Пока Михаил Задорнов был живой, он
многими из них ценился. Есть надежда, что перед смертью
он покаялся. Во всяком случае, об этом свидетельствует
протоиерей Андрей Новиков, и у меня нет ни малейших
оснований ему не доверять. Но факт остаётся фактом: при
жизни Задорнов очень многое сделал для популяризации
неоязычества.
И сейчас у неоязычников остаются свои
признанные писатели, такие как, например, автор
псевдонаучных историко-филологических работ Валерий
Чудинов. Есть даже свои сценаристы и режиссёры. Так,
например, они пытались снять свой фильм про Евпатия
Коловрата, этакий ответ на "Легенду о Коловрате", где
он, естественно, представлен не христианином, а матёрым
язычником.
Ц.: Помимо того, что многие неоязычники
придерживаются неонацистских взглядов, есть ли другие
опасные для общественной и даже национальной
безопасности экстремистские тенденции этих деструктивных
образований?
Р. С.: Существует неоязыческий сатанизм.
Например, так называемое навославие с культом тёмных
божеств, позаимствованных в том числе из компьютерных
игр. Также среди неоязычников очень распространён так
называемый русский сепаратизм, то есть идеи о
"независимой Кубани", "независимой Сибири", Дальнего
Востока и так далее. Ну и конечно, нерусский сепаратизм
тоже.
CW Pix / Shutterstock.com
Как экстремистские у нас на данный
момент запретили уже четыре неоязыческие организации.
Это уже упомянутые алтайские неоязычники, это
"староверы-инглинги" (разумеется, к русским христианским
староверам и старообрядцам никакого отношения не
имеющие). Это краснодарская община "ВЕК РА" ("Ведической
культуры российских ариев скифской веси рассении") и
группа "Рада земли Кубанской духовно-родовой державы
Русь".
Если же говорить про конкретные
экстремистские эпизоды, то, помимо уже упомянутых,
например, были случаи поджога храма и убийства
православных в Южно-Сахалинске и минирования храма в
Бирюлёво. Часто именно неоязычники составляют костяк
групп, выступающих против строительства храмов, причём
объединяясь с радикальными коммунистами и либералами.
Так, у нас в России был такой "Совет атеистов Рунета",
который находился в союзе с неоязычниками.
Более того, наша неоязыческая практика
показывает, что в местах заключения неоязычники активно
переходят в ваххабизм. Чтобы ваххабиты становились
неоязычниками - такие случаи нам неизвестны. И это к
вопросу о том, какая вера сильнее. К слову, у нас даже
среди русских мусульман немало бывших неоязычников. И
эта эволюция уже совсем невесёлая, поскольку и
террористов среди них уже значительно больше.
Ц.: Что можно и нужно сегодня сделать
для противодействия, а главное - профилактики
неоязычества в России?
Р. С.: В первую очередь неоязычество
необходимо более детально исследовать. К сожалению, у
нас пока нет даже полноценной научной монографии с
описанием и классификацией неоязычества и неоязыческих
группировок. И, конечно, важно проводить
просветительскую работу, в первую очередь по
деромантизации неоязычества.
Один из действенных практических
аргументов: если древние язычники были такими крутыми,
то почему же их так легко победили христиане? У христиан
есть конкретная история, наша страна стала именно
христианской сверхдержавой. По сути, разгром хазар
Святославом - это единственное в истории, чем они могут
похвастаться. Но против всей истории христианской Руси
это, мягко говоря, не работает.
Ну и другой вопрос: а где, собственно, в
мире язычники добились больших успехов? Почему везде
преобладают неязычники? Единственное исключение - это
Индия, но это, мягко говоря, не сверхдержава. Её уровень
- это воевать с Пакистаном, который почти в 10 раз
меньше и представляет лишь небольшую часть исламской
цивилизации.
Поэтому понятно, почему во время Великой
Отечественной войны и на стадии подготовки к вторжению
нацисты планировали насадить в каждой российской деревне
"свою религию". Ведь с язычниками куда проще справиться,
чем с христианами, а соответственно - куда проще их
контролировать. И об этом очень важно помнить и сегодня.
Михаил Тюренков
ЦарьГрад - 30.08.2019.
***
Читайте также по теме:
|