"Армия Перуна". Политическое измерение
русского неоязычества
Русское неоязычество, или родноверие
(культ "родных богов"), - сравнительно новая религия для
России, возникшая на рубеже 1980-1990-х годов, хотя и
позиционирующая себя как возрождение верований
дохристианской Руси. С тех пор неоязычество пережило
рост адептов, хотя продолжает оставаться маргинальным
явлением.
Что представляет собой русское неозычество в численном измерении? По данным социологов
из Российской академии народного хозяйства и
государственной службы, с которыми в 2015 году имел
возможность ознакомиться автор статьи, среди
респондентов в городах-миллионниках к адептам язычества
отнесли себя около 0,01%. Причем в это число входят
традиционно исповедующие язычество народы Поволжья,
Урала, Сибири и Северного Кавказа. Таким образом, число родноверов (так называют себя русские неоязычники) в
140-миллионной России исчисляется максимум десятками тысяч.
Это подтверждают и данные по
посещаемости обрядовых празднеств, проводимых крупными
неоязыческими объединениями. Так, по данным объединения
"Велесов круг", в 2015 году на проводимое им
празднование Купалы на капище (неоязыческий обрядовый
комплекс с идолами) под Малоярославцем (город в
Калужской области поблизости от Москвы, что позволяет
посещать там обряды жителям столицы) собралось около
1400 человек, годом позже в Рузском районе Московской
области - около 800 человек. Подобные праздники
проходили синхронно и в ряде других регионов России,
прежде всего в центральных и южных, и собирают наиболее
активных родноверов.
При этом, родноверие доминирует в ряде
локальных общественных групп россиян.
- Можно сказать, что среди русских
националистов, имеющих религиозные взгляды, в настоящее
время большинство относит себя к родноверам и старается
посещать на крупные праздники проводимые волхвами
обряды, - говорит председатель совета по молодежной
политике партии "Родина" Владимир Лактюшин, ранее
состоявший в ряде крупных националистических
объединений. - В 1990-е годы в среде националистов
доминировало Русское национальное единство (РНЕ)
Александра Баркашова, официально в своих документах
позиционировавшее свою принадлежность к христианству в
его традиционных для России формах. Сам Баркашов позже
даже стал монахом, правда, в неканонической "катакомбной
Церкви", некоторые другие лидеры организации создали
православные организации (такие как "Русское
возрождение"), ориентированные на каноническую Русскую
православную церковь. После распада РНЕ в 2000 году
лидерство в среде националистов перешло к субкультурам
правых скинхедов и футбольных фанатов, где ближе к
середине нулевых годов родноверие приобрело роль одного
из идеологических факторов. К теме "родных богов"
обращались тогда многие популярные в этой среде
музыкальные группы, в Москве выступал с лекциями волхв
Доброслав из Кировской области, один из основоположников
родноверия в 90-е годы. Тогда же стало популярным
посещение праздничных обрядов, проводимых волхвами,
которые сразу совершили численный рывок с десятков до
сотен участников.
Националистам импонировала воинская
составляющая, пропагандируемая многими неоязыческими
объединениями, которые охотно привлекали их для охраны
своих мероприятий. Существовал и другой, параллельный
процесс - политизация неоязыческих групп, участники
которых ранее симпатиировали националистам.
Так, неоязыческая община Краснодара
(областной центр на юге России) в 2006 году создала в
городе отделение националистического Движения против
нелегальной иммиграции (ДПНИ), позже запрещенного за
экстремизм. Лидер краснодарского ДПНИ Мирослав Валькович
вплоть до нынешнего момента является организатором
"русских маршей" (ежегодных шествий националистов 4
ноября) в Краснодаре, а в этом году возглавил
предвыборный штаб оппозиционера Алексея Навального в
регионе.
В 2009 году отделение популярного
националистического объединения "Русский Образ" было
создано в Калуге (областной центр рядом с Москвой) на
базе одной из местных неоязыческих общин. Совершавший
обряды для этой общины волхв Темнозорь (Константин
Сапожников) и возглавил калужское отделение "Русского
Образа", которое подчеркнуто использовало неоязыческую
рунику (письмо, стилизованное под славянские руны) и
символику, организовывало лекции лидеров крупнейших
объединений родноверов, - лидера Союза славянских общин
славянской родной веры (ССО СРВ) Вадима Казакова и
лидера "Велесова круга" волхва Велеслава (Ильи
Черкасова).
***
Читайте также по теме:
***
Еще один пример - руководитель отделения
созданной в 2012 году Национально-демократической партии
в Новосибирске (областной центр в Сибири) Андрей
Афанасьев одновременно является жрецом местной
неоязыческой общины "Земля Даждьбога". Отправившись в
2014 году воевать в Донбасс в рядах ополчения, он
участвовал в создании "роты родноверов" в бригаде
"Призрак" Луганской народной республики.
С определенного момента родноверы стали
активно и массово принимать участие со своей символикой
в акциях националистов.
В соседнем Ставропольском крае в 2006
году неоязычники со своими знаменами заметно
доминировали на "русском марше". В том же году в шествии
националистов в Санкт-Петербурге принял участие со
своими сторонниками лидер крупного неоязыческого
объединения "Схорон еж словен" Богумил Голяк (Владимир
Голяков), одетый в костюм жреца. Богумил и позже
регулярно посещал акции националистов, духовно окормляя
петербургское отделение неонацистского "Славянского
союза" (ныне запрещенного).
В 2013 году на "русском марше" в Москве
впервые была сформирована отдельная колонна родноверов
(140-150 человек) со своей символикой и под руководством
нового руководителя ССО СРВ волхва Белояра (Владимира
Ионова) и одного из лидеров "Велесова круга" Дмитрия
Мелаша, также часто позиционирующего себя как волхва.
Ионов даже записал, стоя рядом с идолом, видеообращение
к родноверам с призывом выйти на шествие националистов.
Вновь такая колонна появилась на "русском марше" в 2016
году под предводительством Ивана Белецкого из "Велесова
круга" (в одном из видеообращений он сказал, что
"жреческий опыт у меня есть"), причем ее организаторы
постарались привлечь на акцию представителей самых
разных неоязыческих общин.
Если брать представленность адептов
родноверия в политике, то прежде всего стоит упомянуть
секретаря районного комитета Коммунистической партии
Российской Федерации (КПРФ) в Кировском районе Саратова
(крупный областной центр в Поволжье) Владимира Маслова.
Этот политик совершает как волхв в псевдославянской
одежде обряды для своих приверженцев и активно лоббирует
в городе через органы власти легализацию неоязыческой
общины и установку объектов ее культа.
Парадоксально, но именно под крылом
российской компартии нашли прибежище многие открытые
неоязычники. Более того, в 2012 году при КПРФ было
создано общественное движение "Русский Лад", целый ряд
региональных филиалов которого тесно связан с
неоязычниками, популяризирующими свои взгляды через
общественную деятельность. Неоязычники участвовали в
колонне "Русского Лада" в шествиях коммунистов 1 мая и 7
ноября в Москве, а благодаря помощи лидеров КПРФ даже
проводили концерты на ракетных крейсерах Военно-морского
флота России в Севастополе. В информационном сообщении о
создании "Русского Лада" на сайте КПРФ принятие
христианства Русью сравнивалось с тяжелыми вражескими
нашествиями, подобными вторжению Наполеона или
Чингисхана (подобная точка зрения широко распространена
среди неоязычников).
В процитированном выше заявлении КПРФ
принятие христианства Русь в 988 году также сравнивалось
с "навязанным России колониальным либерализмом", то есть
с системой действующей власти, которую коммунистическая
оппозиция рассчитывает победить при помощи
националистов. Аналогичным образом, с 2012 года в маршах
либеральной оппозиции на Болотную площадь участвовала
под флагами с неоязыческой символикой колонна
незарегистрированной Российской правой партии, созданной
видным пропагандистом неоязычества Владимиром Истарховым
(автор нашумевшей в 1990-е книги "Удар русских богов")
при участии представителей ряда неоязыческих общин.
В 2016 году активное сотрудничество с
неоязычниками осуществляла в ходе выборов в
Государственную Думу либеральная Партия народной свободы
(ПарНаС) Михаила Касьянова. Упомянутый выше Мелаш,
Белецкий и ряд их соратников по "Велесову кругу"
занимались раздачей агитационных материалов ПарНаС в
ряде округов Москвы и привлекли для этого значительное
количество националистов как из столицы, так и из
соседних регионов, рассматривая это как возможность
проникнуть в большую политику и заявить о себе в ходе
выборов. Идея о том, что до принятия христианством Русь
представляла собой объединение свободно управляющихся
общин (именно к этому состоянию предлагается вернуться
вместо нынешней четкой вертикали власти в России),
позволяет неоязычникам приобрести симпатии у части
российских либералов.
Мелаш в 2014 году открыто выражал
симпатии к украинскому батальону (затем полку) "Азов",
призывая его бойцов к жестким действиям против
православных ополченцев в Донбассе. В январе этого года
данный представитель "Велесова круга" был оштрафован
российским судом за публичную демонстрацию символики
"Азова", запрещенной в России. В ряды этой части в 2014
году вступили ряд россиян, перед этим участвовавших в
акциях неонацистов в Москве вместе с Мелашом.
В этой связи стоит отметить, что "Азов"
также имеет генетическую связь с неоязычеством. Одним из
создателей батальона был лидер неоязыческой общины Киева
"Перунова рать" ("рать" в смысле "войско") Ярослав
Бабич. Тогда же деньги для вооружения полка собирали
представители запорожской неоязыческой общины, обряды
которой и тогда, и сейчас посещают представители
"Азова". В январе 2015 года в ряды "Азова" вступил
бывший "верховный волхв земли северокавказской" ССО СРВ
Яромир (Сергей Букреев), продолжающий и на Украине
участвовать в неоязыческих обрядах, поддерживая при этом
связи со своими российским единомышленниками.
В 2016 году на базе полка под Мариуполем
был установлен большой деревянный идол Перуна для бойцов
части, к которым периодически приезжают волхвы. "Сыном
Перуна" именует себя в социальных сетях руководитель
общественного крыла "Азова" в Киеве Сергей Филимонов,
посещающий местное капище со своими соратниками.
Ряд неоязычников в 2014 году вступил
также в ряды добровольческого батальона "Айдар". Речь
идет как о членах киевского объединения "Белый молот",
официально демонстрирующего приверженность как нацизму,
так и неоязычеству, так и, например, русская
националистка из Ставропольского края Юлия Толопа.
Все эти моменты вызывают беспокойство со
стороны правоохранительных органов, что выразилось в
запрете в 2016 году проведения ряда крупных неоязыческих
праздников под Москвой, а годом ранее - в обысках и
последующем запрете деятельности общины "Дети Перуна",
действующей в Ставропольском крае.
Евгений Мухтаров
АНО Яр ИКЦ - 20.05.2018.
|