Неоязычество и движение New Age. Попытка систематизации
Когда мы говорим о неоязычестве в нашей
стране, мы чаще всего обсуждаем его, как некое
самостоятельное явление. Также, почти всегда в поле
нашего внимания оказывается лишь один его вид: нативизм
(от латинского слова "nativus" – "родной"), претендующий
на реконструкцию дохристианских верований древних
славян. В этом кратком докладе я попытаюсь
обозначить место нативизма в широкой палитре
всевозможных неоязыческих сект и группировок, а также
описать его не как отдельный феномен, но как часть
международного
оккультного антихристианского движения New Age.
Уже в конце ХХ века в странах западной
цивилизации New Age стал самой распространенной
религиозной системой, претендующей на охват всех
аспектов жизни человека и позиционирующей себя как
работающая и действенная альтернатива "устаревшему" и
"отжившему свой век" христианству – атрибуту уходящей
"Эры рыб", на смену которой приходит восходящее солнце
"Эры водолея". New Age вырастает из трех корней:
спиритизма, теософии и молодежной контркультуры 60-х
гг., точнее, из присущих ей духовных экспериментов с
галлюциногенами и восточными медитативными практиками.
Для New Age – широкоохватного аморфного движения,
состоящего из самых разных сект, групп, сообществ, а
также просто людей, разделяющих некоторые элементы его
идеологии, характерен самый широкий эклектизм и
синкретизм. Тем не менее, самые разнородные элементы все
же соединяются в причудливых комбинациях единой пестрой
мозаики. Это происходит за счет проповедующей
относительность истины инклюзивистской неоязыческой
идеологии, на которой базируется все движение.
Отличительная черта нью-эйджевского неоязычества – это
попытка вытеснить из общественной жизни западной
цивилизации все следы христианства, т. е., своего рода
исторический реваншизм.
Современное неоязыческое движение с
претензией на восстановление древнего дохристианского
наследия началось с викканства – одной из форм
современного ведьмовства, основанного оккультистом и
эзотериком Джеральдом Гарднером (1884-1964) в 50-х годах
ХХ в., объявившего о возрождении религии древних кельтов
– друидизма. Другие формы современного нью-эйджевского
ведьмовства включают в себя так называемое "Ведьмовство
фери" (включающее в себя элементы гавайского язычества,
вуду, сказок о феях, Каббалы, африканского этнического
язычества, тантризма и гностицизма), основанного
Виктором Андерсоном в тех же 50-х годах; и радикально
феминистское "Дианическое ведьмовство", основанное в
70-х годах Сусанной Будапешт.
Ведьмовство является всего лишь одним из
"путей" нью-эйджевского неоязычества. Другие "пути" –
это прочие формы неодруидизма, неошаманизм,
церемониальная магия, реконструкторство, часто связанные
с последним эллинский и римский политеизм и нативизм
скандинавских и славянских народов, а также анимизм,
оккультный экологизм и т. д. Довольно большое количество
людей не принадлежит эксклюзивно ни к одному из этих
направлений, создавая собственный эклектический
неоязыческий винегрет, причем они могут входить в
группировки и секты с авторским коктейлем из расхожих
идей, либо придерживаться собственного индивидуального
"пути".
***
***
Викканство (или неодруидизм), созданное
Гарднером и доработанное в следующих поколениях,
является сегодня одной из наиболее известных и
распространённых форм неоязычества, даже при том, что в
нем отсутствует централизация, а учение может весьма
заметно различаться в отдельных организациях. Общие
элементы, присущие всему викканству – это дуотеизм
(наличие мужского и женского божеств) и экологизм (часто
женское божество соотносится с Матерью-Землей). Также
единым для всего викканства остается его символ –
пентакль (вписанная в круг пентаграмма), который с
середины 90-х годов был включен в США в список
почитаемых общенациональных религиозных символов.
Примерно тогда же викканство получило в США официальный
статус, позволившей ему иметь своих капелланов в армии,
тюрьмах и больницах.
В России Викка существует достаточно
давно и обычно воспринимается как одна из разновидностей
неоязыческого нативизма. 30 апреля 2011 года в России
был официально зарегистрирован первый викканский ковен "Ковен
Ивовой Лощины" в г. Ижевск Удмуртской республики.
Кроме него у нас в стране функционируют
"Союз Виккан России" и российское отделение
"Международной Языческой Федерации", а также существует
множество различных незарегистрированных викканских
ковенов и общин. Идеология этих групп сильно различается
даже в пределах Викки.
Нативизм (греческий, германский,
славянский и т. д.) отличается от викканства по
нескольким параметрам. Последнее появилось в
послевоенной Англии, было создано в 50-е годы и несет в
себе следы сильного влияния западного эзотерического
движения – от Блаватской до Кроули с добавлением
церемониальной магии и фольклорных изысканий. Нативизм,
в свою очередь – продукт соединения американской
контркультуры 60-х годов с феминистическими и
экологическими движениями 70-х, а также с историческим
реконструкторством и основанными на фэнтезийной
литературе ролевыми играми. Идеологи нативизма описывают
его как синтез исторического вдохновения с современной
креативностью, который, разумеется, сильно различается в
каждой данной группе или секте. В отличие от рядовых
членов движения, которые могут верить в историческую
достоверность той или иной реконструкции, лидеры
нативистских сект, как правило, хорошо представляют
синкретический характер своих учений и отдают себе
полный отчет, что их "традиции" не более полувека, а то
и меньше.
Сами они разделяют историю язычества на
три периода:
Палеоязычество, т. е. изначальные
племенные религиозные воззрения Европы, Африки, Азии,
Америки, Океании и Австралии, в том виде, в котором они
практиковались как единые системы поклонения и практики.
Из ныне существующих традиций нативисты относят к ним
индуизм (но только такой, каким он, по их мнению, был до
начала влияния на него ислама в XVI в.), даосизм и
синтоизм.
Месоязычество – так называются религии,
возникшие в качестве попыток воссоздать то, что их
основатели считали палеоязыческой верой, но которые
подверглись сильному влиянию (осознанному или
бессознательному) монотеистического мировоззрения
христианства, иудаизма или ислама. К этой категории
идеологи нативизма относят масонство, розенкрейцерство,
африкано-латиноамериканские синкретические системы вроде
вуду, сантерии, кондомбле, макумбы и т. д., нео- и
пседоиндуистские секты, подвергшиеся влиянию
христианства или ислама (самая известная из них – это
"Общество сознания Кришны") и ранние (1940-1950 гг.)
викканские организации.
Неоязычество – этим словом обозначаются
религии, созданные после 1960-х годов, как попытки
соединения того, что их основатели считали лучшими
достижениями разных типов палеоязычества с современными
идеями "Эры Водолея". Отличительная черта этого типа
язычества – нарочитое дистанцирование от любой формы
монотеизма, в первую очередь – христианства.
Среди нативистских культов – еще более
разнообразных и разрозненных чем викканство и в целом
все ведьмовство – можно выделить следующие направления
(перечисляю лишь те, которые присутствуют в нашей
стране): Асатру (германское неоязычество), прибалтийское
неоязычество (Ромува и Диевтуриба), армянское
солнцепоклонничество, эллинско-римское неоязычество,
алтайский бурханизм, якутский неошаманизм и славянское
неозычество [1]. Для всех этих групп характерны
следующие общие черты:
- Политеизм (в отличие от викканского
дуотеизма), причем божества могут быть личностными, а
могут и восприниматься как персонифицированные силы
природы.
- Экологизм, переходящий в поклонение
природе. Большая часть обрядов совершается под открытым
воздухом вне урбанистической обстановки. Это, впрочем,
не исключает техническую продвинутость некоторых
разновидностей нативизма, даже получивших наименование "техноязычества".
- Магизм, оккультизм и вера в работу с
"энергиями", например, с "энергиями Земли", "личными
психическими энергиями" или с "энергиями четырех
элементов" (земли, воды, воздуха и огня). Это также
может быть "энергия космоса" или вообще некоего
"космического энергетического или информационного
центра", который, будучи безличным, является источником
всех стихийных божеств – также безличных или
персонифицированных (зависит от конкретной секты).
Космическим энергиям обычно соответствуют некие "места
силы" на земле, возле которых нативисты стараются
проводить свои обряды, основанные как на солнечных, так
и на лунных циклах и к которым устраивают свои
паломничества.
Однако, обычный человек не умеет
работать с энергиями и обращать их на пользу себе, так
что он должен довериться кому-нибудь более искусному
(магу, жрецу, шаману, волхву и т. д.), который поможет
ему добиться таких желанных результатов как
благосостояние, исцеление от болезней и защиту от
неблагоприятных воздействий. Подобное умение "работы с
энергиями", достигаемое через заклинания и ритуалы, и
называется "магизмом". Жрец Скотт Каннихем поясняет:
"Заклинание – это обычный ритуал, с котором сознательно
используются разные инструменты, цель четко
сформулирована (в словах, образах или в сознании), и
энергия перекачивается, чтобы принести нужный результат"
[2]. Причем магизм, как верят адепты, может
использоваться как для помощи конкретному человеку, так
и для причинения вреда другому. Последнее включает в
себя не только сглаз и порчу, но и так называемые
"бесконтактные боевые искусства", "астральное карате" и
т. д.
- Элементы индуизма, такие как карма,
чакры (иногда именуемые "энергетическими центрами"),
аура и т. д. Сюда же относится особое почитание Вед,
провозглашающихся базовой священной книгой человечества.
- Мифологизм (гиперборейство, арийское
происхождение славян, Атлантида и т. д.), опора на
фейковые источники (в нашем случае "Славяно-Арийские
веды", "Велесова книга" и т. д.), конспирология и теория
заговора, тесно связанные с созданием альтернативных
исторических повествований и систем.
- Гуманизм и человекобожие. Как заявила
одна из видных британских неоязычниц Марго Адлер:
"Духовный путь, если он не ведет к застою, должен
приводить к пониманию собственной божественной природы.
Ты – Богиня. Ты – Бог. Божественность присуща всей
Природе. Она настолько же внутри тебя, как и снаружи"
[3]. Человек совершенен и не нуждается в спасении.
Практикующая ведьма Стархок провозглашает: "Мы можем
открыть новые глаза и увидеть, что нам не от чего
спасаться, не существует борьбы жизни против вселенной,
не существует Бога вне мира, которого нужно бояться, и
которому нужно подчиняться" [4]. Языческий жрец Дональд
Фрей восклицает: "Как тогда мы можем достичь спасения?
Да мы даже и не пытаемся этого делать. Мы не понимаем,
от чего нас нужно спасать. Идея спасения предполагает,
что было какое-то грехопадение, а это является самой
фундаментальной ошибкой христианства" [5].
- Нативисты провозглашают
индивидуалистический характер своей веры, что, тем не
менее, чаще всего является лишь декларативным
заявлением, ибо в их системе координат личность
немыслима вне родовой или племенной общности, в которой
она растворяется.
Начало распространения неоязыческих идей
в русской культуре связано с процессом дехристианизации
российского общества, особенно проявившихся в творчестве
целого ряда деятелей "Серебряного века", таких как В.
Брюсов, А. Белый, Д. Мережковский, А. Скрябин и т. д., а
затем и А. Луначарский с компанией. Появление советского
неоязычества по ряду слухов связано с фигурами маршала
М. Н. Тухачевского и музыканта Н. С. Жиляева, в свое
время близкого Скрябину. Согласно некоторым сведениям,
ещё в 1918 году Тухачевский и Жиляев составили "проект
уничтожения христианства" и восстановления древнего
язычества как "натуральной религии". Докладная записка с
предложением объявить язычество государственной религией
в РСФСР, была подана Тухачевским в Совнарком. В Малом
Совнаркоме проект был поставлен на повестку дня и
серьёзно обсуждался [6].
Но язычество Тухачевского было
похоронено вместе с ним. Современный славянский нативизм
появился лишь в 70-е годы ХХ в., когда, очевидно под
влиянием уже зародившего на Западе нативизма в
московских и питерских интеллигентских кругах стали
появляться самозваные волхвы. Первым обрел известность
Доброслав (Алексей Александрович Добровольский) [7] –
человек с бурной биографией. В своем становлении он
прошел через сталинизм, неонацизм, затем был крещен
Глебом Якуниным и примкнул к диссидентскому движению.
После ареста он дал показания на своих товарищей и
отделался самым легким сроком. Выйдя на свободу, он
занялся тем, что он счел реконструкцией славянского
язычества, но на оккультно-нацистской основе.
Популяризации неоязыческой идеологии
также послужили труды академика Б. А. Рыбакова и
сочинения писателя В. Д. Иванова – автора
псевдоисторических романов "Русь изначальная", "Русь
великая" и т. д. Интересно, что представленная Ивановым
реконструкторская, мифологизированная и идеализированная
картина древнего славянского язычества в те же 70-е г.
получила поддержку советского агитпропа, что выразилось
в создании по его роману фэнтезийного фильма, с участием
весьма звездного состава. Случайно или нет, но в те же
годы в массовом прокате стали появляться первые фильмы с
популяризацией йоги ("Индийские йоги – кто они?"),
уфологии, телекинеза, телепатии, экстрасенсорики и проч.
Все это представлялось, как пока еще неподвластные науке
загадки природы. Лекции на эти и схожие темы вошли в
обойму пропагандистов общества "Знание", в печати
появились первые гороскопы, а знаки зодиака стали
популярным наименованием заведений общепита. Тогда же,
еще в самиздате, стали появляться первые рассуждения
предшественников Фоменко о необходимости пересмотра
общепринятой хронологии. Распространялись эти труды
почти легально. Так что, можно сделать обоснованное
предположение, что вся эта ньюэйджевско-неоязыческая
обойма была легитимизирована и пущена в ограниченный
прокат в качестве альтернативы начинавшемуся в те же
годы православному возрождению.
Таким образом, к началу перестройки и
принесенному ей идеологическому плюрализму неоязычество,
как в виде New Age, так и в виде производного от него
нативизма подошло уже сформированным, завоевавшим умы и
занявшим определенную нишу в сознании советской
образованщины. Труды академика Рыбакова помогли созданию
начальных основ нативистских реконструкций, а
идеологизированные мифы из советских учебников о
"кровавом крещении Руси" способствовали формированию
общей атмосферы доверия к неоязыческим
псевдоисторическим конструктам. В свою очередь начало
широких публикаций трудов А. Т. Фоменко сыграло
значительную роль в их дальнейшей популяризации. Более
широкое знакомство с западным неоязычеством и
повсеместное распространение идей New Age, начавшееся в
конце 80-х годов, довершило процесс развития и
укоренения нативистской идеологии, породившей
современные неоязыческие секты в нашей стране, а широкий
рост различных тоталитарных сект и оккультных течений
расширил вариативность компонентов для создания
синкретических неоязыческих систем.
В целом, весьма пестрый и раздробленный
современный русский нативизм можно условно разделить на
две идеологические группировки: радикально-политическую,
смыкающуюся с неонацизмом и природно-экологическую,
связанную с альтернативной медициной, вегетарианством и
т. д. Понятно, что деление это весьма условно и секты,
произрастающие из общих идеологических основ, довольно
часто перетекают одна в другую или меняют "ориентацию".
Тем не менее, к первой категории можно отнести
родноверческие секты ("Союз славянских общин славянской
родной веры", "Круг языческой традиции", "Схорон Еж
словен", "РУН-веру" и т. д.), инглиизм ("Древнерусская
инглиистическая церковь православных
староверов-инглингов", "Общество Нави", "Ведический
социализм" В. Данилова, "Русская республика" (известную
по журналу "Наследие Предков") и т. д. Ко второй группе
можно отнести "Союз венедов", "Коляду вятичей",
"Содружество Природной Веры Славия", последователей В.
Левашова и т. д.
Разумеется, я назвал лишь некоторые из
сект и их объединений, но, наверное, перечислять их все
тут не имеет смысла. Главное – помнить, что количество
людей, полностью или хотя бы частично разделяющих
неоязыческую идеологию, гораздо шире, чем число адептов
этих сект, а число людей, воспринявших элементы
оккультного мировоззрения, из которого произрастает
неоязычество, еще шире и составляет большинство нашего
общества, как и большинство населения стран, еще совсем
недавно принадлежавших к христианской цивилизации.
Оккультное мировоззрение активно пропагандируется
голливудской кинопродукцией – одним из самых мощных
инструментов воздействия на массовое сознание. Впрочем,
и наши СМИ не отстают. Оккультизм является чуть ли не
официальным мировозрением российского ТВ и
пропагандируется в целом ряде передач и ток-шоу.
Соответственно, борьба Церкви против неоязычества должна
начинаться с борьбы с этой, пронизывающей всю жизнь и
культуру нашего общества деструктивной идеологией.
Александр
Дворкин
Центр свщмч. Иринея Лионского
- 28.05.2018.
Использованная литература и примечания
1. Есть еще марийское и мордовское
язычество, но в них, возможно, присутствует минимальная
связь с оригинальном народным язычеством, чего
совершенно нельзя сказать о вышеперечисленных
идеологических группах.
2. Scott Cunningham,
The Truth about Witchcraft Today (St. Paul, MN:
Llewellyn Publications, 1988), 17.
3. Margot Adler,
Drawing Down the Moon: Witches, Druids,
Goddess-Worshippers, and Other Pagans in America Today,
rev. and exp. ed. (Boston: Beacon Press, 1986), ix.
4. Starhawk, The
Spiral Dance: A Rebirth of the Ancient Religion of the
Great Goddess (San Francisco: Harper and Row Publishers,
1979), 14.
5. Donald H. Frew,
"Pagans in Interfaith Dialogue: New Faiths, New
Challenges," CoGWeb, http://www.cog.org/pwr/ don.htm.
6. http://communitarian.ru/publikacii/istoriya_rossii/ marshal_kvinty_o_zagovore_tuhachevskogo_02072014/
7. Автор программной для многих неоязычников самиздатовской статьи "Стрелы Ярилы". Ряд
брошюр, автором которых указан А. А. Добровольский, был
включён в Федеральный список экстремистских материалов в
2007 году, № 6-10.
***
Читайте также по теме:
|