Неоязыческая секта Александра Хиневича - взгляд изнутри
Мы задали несколько вопросов Екатерине
Игнатовой, которая будучи подростком, жила в
неоязыческой секте Александра Хиневича.
Александр Хиневич - основатель неоязыческой секты инглингов
- Как вы
попали в неоязыческую секту "Инглингов"?
- Попала осенью
1999 года. Была трудным подростком, в 15 лет бросила
школу, ушла из дома, путешествовала автостопом. В пути
из Новосибирска в Омск заболела, отбилась от попутчиков,
возвращаться домой не хотела и тут подвернулась моя
знакомая, которая там уже остановилась и хорошо
отзывалась об этом месте. (Решающими факторами стали
наличие бани и неограниченность срока пребывания).
Название "капище" я слышала впервые. О религиозной
окраске места упомянуто не было, да я и не задумывалась.
- Как вас приняли неоязычники?
Приняли довольно добродушно. Сначала
меня привели в помещеньице со столом и лавками,
называемое местными "трапезная". Там надо было ждать
"отче" (Хиневича), который должен был дать мне
разрешение остаться. Пока ждала, перезнакомилась с
частью народа. Люди были разные, некоторые болящие, но
отнеслись хорошо. Может потому, что я быстро смекнула,
что тут какие-то верующие, и напустила на себя скромный
вид. Дали чаю с печеньем. Через пару-тройку часов
появился сам отче. Меня ему представили и он без особых
вопросов разрешил остаться.
- Расскажите
немного о жизни внутри этой секты.
- Не было
какой-либо религиозной жизни – молитв и пр. Вообще по
пальцам могу пересчитать какие-то религиозные события за
два года: Одна свадьба – впечатлительная молодая женщина
уговорила "повенчать" ее с сожителем. Было похоже, что
обряд придуман на ходу. Не совсем копия православного
венчания, но довольно явно слизано. Было, конечно же,
пояснено, что это "они у нас слизали". Два летних
выездных праздника на песчаном берегу Иртыша, с
хождением по раскиданным в песке углям, прыжками через
костер и песнями под гитару. (Песен своих, кстати, у
язычников тоже не было. Пели кто что – и БГ, и народные
и что угодно.) Там бывали те, кого в Капище я никогда не
видела. Наверное, какие-то старые члены общины.
Несколько "обрядов имянаречения". Периодически отче
соглашался наречь кого-нибудь. Обряд не видела, по
описанию похож на баптистское крещение – со входом в
реку, погружением, только еще каким-то ритуальным
кинжалом вроде вокруг человека махали, "отсекая связи".
И нарекал имя, какое в голову придет. Потом человека в
секте называли этим именем. Имена давались чем дальше,
тем однообразнее, под конец вообще одни "Светозары" да "Святозары" пошли.
- Есть ли
что-то такое что вас там поразило, удивило.
- Тогда поражало
уже одно наличие взрослых вроде бы людей, веривших отче.
Предание инглингов я слышала много раз, и начиналось оно
информацией о том, как с четырех разных планет на
космических кораблях прилетели на Землю четыре разные
расы человеков – белые, желтые, черные и серые. Серые –
это евреи. Понимаете, за таким вступлением все что
угодно можно говорить и будет уже не так безумно. Курс
лекций "духовного училища" вообще начинался его словами
"забудьте все что вы знали", дальше шла полная, полная
ахинея – смесь Задорнова (происхожение слов – любимая
тема) с просто бредом отовсюду по нитке – нумерология,
телегония, экстрасенсорика и еще какая-то муть. Поэтому
поражало, что туда приходили "учиться" вполне взрослые и
образованные люди. Был историк, кандидат наук,
преподаватель в вузе – не понимаю, что он там забыл.
Спустя годы больше поражает безответственность отче.
Принимая у себя в секте деосциализированных подростков,
по сути – детей, он совершенно не интересовался их
состоянием, не пытатлся связаться с родителями, как-то
вернуть человека домой.
Однажды с девочкой произошел несчастный
случай в бане, она упала в обморок там, попала лицом под
подтекающий кран и получила сильный ожог лица.
Подростки-неформалы догадаться, как вызвать врача
иногороднему ребенку, куда обратиться в "цивильное"
учреждение не додумались. Мы тогда не пользовались
никакими учреждениями и боялись их. Никто из взрослых не
вмешался, девочка провела еще пару дней в Капище, а
потом пошла домой за тысячу километров автостопом. С
обожженным лицом не очень-то подвозят. Время было
упущено, развились осложнения, потребовались серьезные
операции. Слава Богу, девочку спасли. Сейчас, будучи уже
взрослой, я просто благодарю Бога за то, что никто из
нас дурачков не погиб там.
Была пожилая чета с больной сильным
сколиозом то ли внучкой, то ли дочкой. Девочка была в
раннем подростковом возрасте. Наверное ей еще можно было
помочь. Надеюсь, те люди и к врачам обращались, а не
только слушали россказни Хиневича о старинном славянском
способе лечения сколиоза при помощи дыбы в бане. Еще
незадолго до отъезда произошла занимательная история. В
классе училища над доской висел рисованный карандашом
портрет Хиневича. И что-то в нем такое было, очень
притягательное, он как-то странно влиял на меня, я
чувствовала, что дело не в изображении – сам рисунок был
обычный. Однажды поздним вечером, подначиваемая старшими
ребятами я забралась на парту и сняла этот портрет со
стены и разобрала рамку. Под рисованным портретом лежало
изображение Богородицы. Я была поражена.
- Каков был
контингент неоязычников, каков образ
среднестатистического неоязычника?
- Как я уже
упомянула, Капище было полно странствующих отбившихся от
социума подростков и людей постарше – около 18-20 лет.
Их численность была непостоянна. Бывал народ со всей
России и даже из зарубежа. Кроме того, была компания
молодых людей и девушек постарше - 21-24 года, местных,
они в Капище не жили, только приходили. Как я поняла,
они присутствовали у истоков секты, при строительстве
Капища. Почти все они страдали полинаркоманией.
Практически поголовно стояли на учете у психиатров –
закосили от армии. Получаемые таблетки разделяли между
собой и употребляли вне схемы лечения - для кайфа.
Насколько я могла понять, они были более или менее
увлечены всеми возможными эзотерическими идеями, а также
Кастанедой и еще там кем-то. Эгрегор, астрал, точка
сборки – собаку съели на этих вещах. В астрал ходили в
основном под кетамином, но были парочка просвещенных,
что могли и насухую. Также приходили приличные взрослые
люди – верующие в это все. Они приходили пообщаться с
Хиневичем и на уроки в училище. Отдельно стоит упомянуть
19-летнего канадца русского происхождения, поведшегося
на информацию о Капище в интернете и приехавшего
просвещаться. Пробыл недолго, думаю, был впечатлен.
Дом "жреца" Александра Хиневича
- Что вы
можете сказать об отношениях между адептами секты и
отношениях адептов с лидером секты?
- Приезжая
молодежь просто быстренько цепляла нужные слова-маркеры
и пользовалась приютом сколько нужно. Никаких особых
отношений с отче не строили. Старшие ребята были
объединены общей обидой на Хиневича. Как-то он после
окончания постройки Капища, на которой они все
трудились, нахождения спонсоров и покупки второго дома –
духовного управления – переменил свое отношение к ним, и
они чувствовали себя несправедливо чем-то обделенными.
От них я узнала некоторые вещи о Хиневиче – что раньше,
например, он был каким-то экстрасенсом или
парапсихологом, а потом выдумал религию. Что один из
стариков, подолгу ждущих его на крыльце – его родной
отец – это оказалось правдой. Еще поговаривали, что он
злоупотребляет фенобарбиталом, но тут я не берусь судить
что правда, а что нет. Говорилось все втихую, за глаза.
Капище этими парнями использовалось больше как место где
накуриться-удолбаться, поесть и отлежаться. "Прихожане",
студенты с Хиневичем не спорили, просили совета,
заглядывали в рот, вели конспекты лабуды. Верующие, что
с них взять.
- Что
неоязычники говорили вам о христианстве и как их агитка
на вас повлияла?
- Помню несколько
фактов:
- Православие на самом деле – это
инглиизм. Правь славит. А христианская церковь – это
ортодоксы. Russian Ortodox Church, понятно же.
- Христианству в Сибири 70 лет. Не помню
как обосновывали, кажется, это общеродноверческий
постулат.
- Христианское крещение дает
энергетический каркас, который быстро рушится, поэтому
они постоянно причащаются – каркас обновить. Но если вы
больше какого-то времени не причащаетесь, можете уже не
считать себя крещеным. Все в порядке, можете идти в
инглинги.
На тот момент я не искала веры и к
Церкви уже относилась скептически, так что все эти
сообщения восприняла просто как часть ахинеи А. Хиневича.
Когда я-таки пошла в Церковь, у меня была хорошая
прививка от религиозного маразма и тупого поклонения
чему-либо. Я вспоминала людей в Капище и старалась во
всем разобраться – за это, наверное, можно секту
поблагодарить.
***
Читайте также по теме:
***
- Каковы
источники финансирования Хиневича и его секты?
- Своими глазами
я видела одного человека – предпринимателя, тогда –
хозяина какой-то эзотерической лавки. Его в глаза и за
глаза называли спонсором. Хиневич вел с ним много
приватных бесед. Как давно, насколько крупно он
спонсировал Капище, имел ли сам выгоду или просто верил
– мне неизвестно. Были ли пожертвования от рядовых
прихожан – вряд ли, я бы видела. Да и небогатые люди
были. Если еду приносили только. Была еще пара человек,
явно состоятельных и давно знакомых с Хиневичем. Давали
ли они деньги – я не знаю. Ну и для полноты
повествования - однажды Хиневич предпринял попытку
заработать на нашей любви к плетению бисерных украшений.
Выдал бисеру и велел плести со свастиками. Работники из
нас вышли так себе, не думаю что он очень обогатился на
этих изделиях.
- Как вы вышли
из секты и какова была реакция на это неоязычников?
- Вообще там
никто не держал. Собственно пребывание мое там было по
одной причине – я была крепко влюблена в одного из
приходивших парней, и некому было вправить мне мозги и
отправить домой. Так что я полтора года повздыхала по
нему, а потом перестала. Незадолго до того в Капище
появился один очень хороший человек, бывший спортсмен.
Он вообще был на порядок взрослее и добрее всех этих
инглингов. Не знаю, почему он был там, видимо у него
были свои причины. Авторитетом пользовался, имел хорошее
влияние и на Хиневича. Разогнал тусовку стопщиков, меня
оставили потому что занималась хозяйством. Хорошо
повлиял и на меня, отучил материться. Ну и я
почувствовала, что меня уже не особо что-то держит в
Капище. Заговорила о том, что надо съездить домой
(раньше ездила и всегда возвращалась). И тот хороший
человек предложил, чтоб за символические хозяйственные
услуги (какой-то холодильник помыть) он мне купит билет
на плацкарт до Томска. Автостопом я тогда уже
побаивалась идти – пару раз наткнулась на агрессивных
водителей. Он выполнил свое обещание, за что ему большое
спасибо. Я уехала и не вернулась. В последнем телефонном
разговоре с кем-то из Капища в ответ на обычное "Слава
богам и предкам нашим" я вместо "вечная слава" ответила,
сама не знаю почему "воистину". Это было весной 2001
года. Через пару лет я узнала, что Капище сгорело. Там
была плоховато сложенная, трескающаяся русская печь в
котельной. Полагаю, она могла быть причиной. "Сожжено
серыми!" - сообщил мне один из фанатиков по ICQ.
- Как вы стали
православной?
- Через несколько
лет, в 2008 году осталась одна в еще одном чужом городе,
уже с работой, учебой, приличным видом, но все еще без
умения находить друзей. По совету верующей мамы пошла в
православный молодежный клуб, услышала священников,
потом сама уверовала – и понемногу с тех пор
воцерковляюсь. В 2012 году вышла замуж, в 2014 родилась
дочка. Слава Богу за все.
Родноверие против Православия - 05.03.2015.
|