Кто будет воспитывать детей: школа или улица?
Завершился год апробации
школьного курса "Основы религиозных культур и светской
этики". Педагоги подводят итоги: что удалось, какие были
сложности? Марина Николаевна Мурзина, завуч СОШ №
15 г. Томска, учитель высшей категории, начавшая
преподавать модуль "Основы православной культуры",
рассказала о том, как к новому предмету отнеслись дети.
- Марина Николаевна, а не лишний ли
курс "Основы религиозных культур и светской этики" в
загруженной школьной программе?
- Согласно законодательству, содержание
образования должно обеспечивать формирование у детей
духовно-нравственной личности. И школа, должна это
делать в рамках традиционных духовных и культурных
ценностей России, сохраняя преемственность поколений.
Образование будет полноценным только, когда мы передадим
ребенку не только набор знаний по тем или иным
предметам, но и научим делать правильный нравственный
выбор, видеть глубину жизни.
Перед началом
апробации нового курса было много опасений по поводу
того, что между детьми разных национальностей и
вероисповеданий могут возникнуть конфликты. По словам
педагогов и родителей, один из главных выводов после
начала эксперимента: опасения не подтвердились.
Неприязни на религиозной почве между школьниками нет!
Увы, не каждый отец и мать разговаривают
с ребенком на религиозно-нравственные темы, не говоря
уже о религиозном воспитании. Для родителей важным
оказываются оценки, хорошо ли ведет себя, накормлен -
напоен ли ребенок, что же твориться у него в душе,
оказывается маловажным. На первом уроке спросила детей:
"Кто из Вас крещен?". Подняли руки почти все. "А кто
знает, какая главная христианская вероучительная книга?"
Молчание… "Кто нибудь был из Вас в храме?" Молчание…
Если родители и школа не будут говорить детям о
духовно-нравственных ценностях, то их будет
"воспитывать" улица и телевизор, и получается, что
молодые люди уже к двадцати годам совершают почти все
смертные грехи, даже не понимая, что делают нечто
плохое, которое потом сломает им жизнь. А могут
попасться еще и "учителя" из опасных сект!
- Почему в школе выбрали именно
"Основы православной культуры"?
- Изначально я склонялась к тому, что в
школе нужно изучать "Основы мировых религий",
руководствуясь желанием расширить религиозно-культурный
кругозор детей, да никому и обидно не будет, что кто-то
тянет одеяло к своей религии. Но потом поняла, что за 34
часа полноценно рассказать о четырех религиях 11-летним
детям невозможно. При перевыборе в марте уже сами
родители начали настаивать на основах православной
культуры. Прочитала ученик, и сочла его самым удачным.
Начала преподавать, увидела реакцию детей. Теперь мое
мнение - нашим детям нужны именно основы православной
культуры. Это ближе нам по духу, основная масса детей
христиане, мы живем в христианском мире, отечественная
культура укоренена в Православии.
Перед началом
учебного года в пятом классе можно было отказаться от
того или иного модуля в рамках курса и выбрать другой.
Однако от "Основ православной культуры" в школе № 15
никто не отказался, а вновь прибывшие ученики весьма
легко влились в изучение курса
- Как прошло начало эксперимента?
- Перед началом курса, я очень
переживала, как он будет воспринят детьми? Ведь там
много непростых тем даже для взрослых. Например,
христианское учение о душе, евангельские заповеди
блаженства, Божий суд. Вначале не все и мне самой было
понятно, приходилось изучать глубже православную
культуру, и делать для себя открытия одновременно с
детьми. К счастью, волнения были напрасными.
- Как восприняли новый предмет дети?
- Дети оказались открытыми к общению по
темам курса. Они не просто пассивно слушали, но и
приводили примеры из жизни, живо рассуждали, сами искали
дополнительную информацию. Мы часто рисовали, смотрели
фильмы, презентации, социальные ролики о милосердии и
взаимопомощи, играли, игры были каждый урок: на
коммуникацию, взаимопонимание, – как это может не
понравиться детям?!
Слова о правде, добре и любви задевали
за живое! Православная культура нашла отклик в детских
душах. Мне показалось, что у детей за полгода появилась
определенная зрелость в поступках, они начали слушать
друга, идти на компромисс.
Удивительно, что девочка-мусульманка,
ранее не изучавшая предмет, и перешедшая в школу в этом
году в пятый класс, легко влилась в изучение
православной культуры, с интересом посещала уроки, не
пропускала их, и писала замечательные
сочинения-рассуждения. На последнем уроке, когда дети
сделали итоговые презентации по полюбившимся темам
курса, ученики задали ей вопрос – а как в исламе?
Девочка хорошо рассказала о своей вере. И ее с интересом
все слушали.
- А ведь пугали религиозными
конфликтами у детей в классе…
- Добрая атмосфера в классе складывается
тогда, когда педагог, будучи верующим человеком,
придерживается именно культурологического акцента,
рассказывая о своей религии, чтобы его занятия не
превратиться в напористую проповедь и свидетельство о
личном религиозном опыте. Думаю, мне это удалось. Тем
более Новый Завет учит: "Если возможно с вашей стороны,
будьте в мире со всеми людьми".
Когда первая
четверть подходила к концу, и детям и педагогу было
жалко расставаться с курсом "Основы православной
культуры". Даже не верилось, что занятий больше не будет
Когда закончился последний урок, мне не
верилось, что у нас больше не будет этих занятий. И
глядя в горящие глаза детей, я осознавала, сколько еще
нужно им сказать, и было очень жалко с ними
расставаться. Для меня совершенно очевидно, что "Основы
православной культуры" нужны на протяжении всего периода
обучения, и, особенно, в старших классах.
Наталья Шитикова
Томский вестник, № 46 - 26.11.2010.
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 02.05.2011.
|