Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы православной культуры


Духовность – это во имя чего или кого мы живем, нравственность - по каким правилам живем

Считаю, курс "Основы православной культуры" дает правильные ответы ребенку на эти вопросы

Интервью с учителем СОШ № 4 Татьяной Александровной Куличенко

Уроки православной культуры раскрывают, какие именно духовно-нравственные принципы были положены в России: примат духовного над материальным, взаимная любовь и забота, уважение к родителям, супружеская верность, ценность человеческой жизни, осуждение зависти, хвастовства, наживы, эгоизма…

***

- Вы какой уже год преподаете основы православной культуры?

- С самого начала эксперимента, т.е. четвертый год. В прошлом году так получилось, что преподавала и основы православной культуры, и основы светской этики, и при этом даже в один день по расписанию. И очень четко почувствовала большую разницу и в методике преподавания, и материале учебников. И сделала окончательный выбор - буду преподавать только курс "Основы православной культуры". Содержательно и методически  - это самый лучший предмет из курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКиСЭ), и лучший с позиции нравственного воспитания.

- Действительно ли курс "Основы религиозных культур", и в частности "Основы православной культуры" способен положительно воспитывать детей, прививать им высокую нравственность?

 - Одна из задач современного образования - это духовно-нравственное воспитание. Духовность – это во имя чего или кого мы живем, нравственность  - по каким правилам живем. Считаю, курс "Основы православной культуры" дает правильные ответы ребенку на эти вопросы. И дети действительно в течение курса меняются к лучшему, это хорошо видно по взаимоотношениям ребят в классе: они становятся добрее, охотнее идут на компромиссы и стараются избегать конфликтов. Об этом свидетельствуют и учителя-коллеги. Добро и зло, любовь к ближнему, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине, уважительное отношении к ее истории и культуре – вот эти и другие темы, затрагиваемые предметом. Это хорошо, что мы имеем возможность говорить об этом! Это очень нужно для формирования здоровой личности. И многие ли родители способны рассказывать об этом со своими детьми на высоком уровне? В курсе "Основы православной культуре" все это подается интересно и содержательно.

Полагаю, что курс дает ребенку возможность задуматься о своем месте в обществе, помогает ребенку в решении проблем в отношениях с окружающими в школе, семье, на улице, т.е. помогает социализации и взрослению школьников…

У детей также появляется заинтересованность в продолжение изучения  Православия. Они потом хотят участвовать в предметных олимпиадах по основам православной культуры. Например, в ноябре 2012 года в школьном туре по православной культуре приняло 52 человека, в муниципальном туре 17 человек из нашей школы, в Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде "Наше наследие" - 35 человек.

У нас в школе оттока обучающихся из группы православной культуры нет, более того количество обучающихся с каждым годом растет.

Татьяна Куличенко: "Одна из задач современного образования - это духовно-нравственное воспитание. Духовность – это во имя чего или кого мы живем, нравственность  - по каким правилам живем. Считаю, курс "Основы православной культуры" дает правильные ответы ребенку на эти вопросы"

 

Татьяна Куличенко: "Одна из задач современного образования - это духовно-нравственное воспитание. Духовность – это во имя чего или кого мы живем, нравственность - по каким правилам живем. Считаю, курс "Основы православной культуры" дает правильные ответы ребенку на эти вопросы"

- На родительских собраниях, высказываются претензии, зачем такой предмет? У нас в церковь отделена от государства… В чем его польза? Что отвечаете?

- Если светскую и церковную власть можно отделить, что такое четкое разделение в культуре невозможно. При изучении истории России мы видим взаимосвязь светского и духовного в развитии государства и общества, что именно христианские, православные принципы заложены в русской культуре и государственности. И уроки основ православной культуры раскрывают, какие именно духовно-нравственные принципы были положены в России: примат духовного над материальным, взаимная любовь и забота, уважение к родителям, супружеская верность, ценность человеческой жизни, осуждение зависти, хвастовства, наживы, эгоизма…

Не раз знания, полученные при преподавании основ православной культуры, использовала на уроках истории и обществознания. Например, в пятом классе в истории Древнего мира есть тема "Древнее Израильское царство". Как тут можно обойти вниманием то, что это государство было теократическим, не рассказать о десяти заповедях, израильских пророках, определявших жизнь того общества. В предмете "Обществознание" есть большие темы "Духовно-нравственное воспитание" и "Личность и ее роль в жизни общества"…

- Как думаете, может быть, этот предмет нужно начинать раньше, во втором - третьем классе?

- Мне кажется, что время – четвертые-пятые классы идеально для преподавания ОРКиСЭ. Это возраст, когда ребенок начинает осознавать  себя личностью и членом социума. И нужно, чтобы курс был продолжен дальше, хотя бы в пятом классе, лучше еще в шестом классе, чтобы закрепить положительный воспитательный эффект. Тем более, что типичные проблемы подросткового возраста, раньше проявлявшиеся в 8 -9 классе, сейчас дают о себе знать уже в 6 – 7 классе. И преподавание православной культуры позволит детям лучше пройти сложный перевод взросления, когда проблемы возникают, прежде всего, от отсутствия должного духовно-нравственного воспитания, определяющего мораль и поведение подростка в коллективе.

Подростки считают себя уже взрослыми, но при этом у многих еще нет адекватного умения различать доброе и худое, нет должного критического восприятия себя и окружающих, а семье нет времени и желания направлять ребенка на добрый созидательный путь. Проблемные дети бывают у проблемных родителей, так что приходится объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо, взрослым людям, и призывать их к нравственным ценностям!

- По вашим наблюдениям, появилось ли понимание у старшеклассников, что доброе будущее будет зависеть в первую очередь не от знаний, профессионализма, достатка, а от духовно-нравственного умосостояния и поведения?

- Вот этого не достает! Впрочем, если это обсуждать с ними, интерес и понимание возникает, другой вопрос, что делать это нужно систематически, а не от случая к случаю.

На уроках истории слышу, как они искренне переживают за будущее своей страны, хотят активно участвовать в жизни общества, работать не только на себя, но и на благо общества, некоторые мечтают стать политиками…

- Хоть и Церковь начала возрождаться недавно, в школах уже должны появиться дети воцерковленных родителей, которые осознанно строят свое поведение на основе христианской морали. Есть такие дети в школе? И видно ли, что ребенок реагирует на проблемы в классе как христианин?

- Да, такие дети появились в школе, и хорошо заметно, что они ведут себя с достоинством. Часто удивляешься, что маленькая хрупкая девочка в агрессивном мире, тверда, и не изменяет привитым в семье заповедям и правилам благочестия. Дети православных христиан менее всего подвержены конформизму - влиянию толпы…

***

Василий Гребнев, родитель:

Моя дочь изучала "Основы православной культуры" в первый год начала эксперимента. В нашей семье все остались довольны этим и дочь, и мы, родители. Хорошо, что в школе наконец-то появились воспитывающие учебные программы, базирующиеся на традиционных христианских ценностях, и наши православные дети могут изучать православную культуру, а не безбожную этику.

Здорово, что дети за замыслу курса должны выполнять домашнее задание вместе с родителями. У меня, как отца, появилась возможность лишний раз поговорить о Православии, христианских ценностях, о наших семейных религиозных традициях... вместе почитать Евангелие.

Учебник "Основы православной культуры" прочитал от корки до корки, и признаюсь, сам многое узнал нового и полезного. Написан учебник интересно и увлекательно, простым языком. Я бы не смог объяснить так своим детям о Православии, хотя считаю себе воцерковленным. У друзей, которые "выбрали" (точнее им тогда это навязала учительница) для своего ребенка "Основы светской этики" для сравнения прочитал учебник по этому курсу. Мда… скучно, занудно, неубедительно.

Удивляюсь, почему до сих пор находятся люди, думающие, что можно воспитать нравственным человеком в безбожии? Не плоды ли такого 70-летнего воспитания мы пожинаем: измены, разводы, брошенные дети, в свою очередь неуважение к родителям, аборты, наркомания… Если Бога нет - все можно. Не к этому ли потом приходит мысль?

Хотелось бы, что изучение православной культуры будет не только в четвертом классе…

Анна Фролова, ученица СОШ № 4:

- Мне нравятся уроки православной культуры. Мне запомнилась тема про милосердие, я узнала, что заповеди, они такие важные, я не знала, что заповеди играют такую большую роль с жизни человека. Мама потом распечатала нам заповеди Божии, и они у нас висят на холодильнике…

Беседовал Максим Степаненко

"Томские епархиальные ведомости" № 2, 2013

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 14.03.2012.

***

Читайте также по теме:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной культуры - в помощь учителям и родителям"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru