Введение курса православной культуры - вопрос национальной безопасности
Интервью с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием Ивановым - руководителем Синодального отдела религиозного
образования и катехизации
- Владыка, дискуссии о преподавании
основ православной культуры продолжались без малого два
десятилетия. В ряде регионов России уже есть опыт
преподавания православной культуры, с нового же учебного года уже во всех
российских школах вводятся "Основы религиозных культур и
светской этики". Расскажите, что это за предмет - плод
компромисса между Церковью и светским образованием или
нечто новое, отличное от основ православной культуры?
- "Основы православной культуры" - один
из шести предметных модулей этого курса "Основы религиозных культур и светской этики"
ОРКСЭ). И, что важно, предметы по православной
культуре, преподаваемые уже много лет в регионах, стали
предтечей не только данного предмета, но и всего курса,
и все же это нечто принципиально новое.
Новизна предмета - в самом принципе его
создания. Каждая страница, каждая фраза учебника,
предложенного Церковью (как и других модулей), стала
предметом пристального внимания и экспертизы как со
стороны Министерства образования и науки Российской
Федерации, так и всех традиционных конфессий. Надо было
суметь рассказать о православной культуре и ее духовных
основаниях языком светской школы. Хочу подчеркнуть -
именно светской, а не атеистической. Многие, к сожалению,
и сегодня ставят знак равенства между этими понятиями,
хотя принцип светскости образования подразумевает
независимые отношения органов государственной власти и
местного самоуправления с религиозными организациями в
области образования, недопустимость оказания
идеологического давления на обучающихся в
государственных и муниципальных образовательных
учреждениях какой-либо одной обязательной или
государственной религии или нерелигиозной (в том числе
атеистической) идеологии при преподавании
общеобязательных предметов и проведении воспитательной работы.
Перед нами стояла и стоит задача так
рассказать о духовной культуре нашего народа, о
Православии как культурообразующей религии нашей страны,
чтобы дети и их родители научились видеть, что вся
истинная культура нашего народа, все лучшее, что им
создано, пронизано глубокими христианскими смыслами,
соприкосновение с которыми возвышает человека, делает
его лучше, чище, нравственнее. Неслучайно преподавание
этого предмета проводится в рамках предметной области
Федеральных образовательных стандартов нового поколения
"Основы духовно-нравственной культуры народов России".
- Каковы итоги экспериментального
преподавания нового предмета в некоторых регионах?
Насколько активно в нем участвовала Церковь?
- Церковь участвовала в апробации курса
на всех ее этапах, насколько было возможно. Но это
участие должно быть, безусловно, еще большим.
Представители Церкви должны приглашаться для подготовки
учителей, экспертизы учебников и т.д. Что же касается
итогов апробации, то о них неоднократно говорилось на
всех уровнях - и Святейший Патриарх, и Президент России,
и представители Министерства образования, и сотрудники
епархиальных отделов образования в один голос
подчеркивают позитивные итоги прошедших двух лет
апробации курса в регионах: это и достижение
взаимопонимания между государственными и религиозными
структурами в области подготовки учебников и
преподавателей нового курса, и большая сплоченность как
внутри классов, так и между детьми и родителями в семьях,
но главное - возвращение традиционных
духовно-нравственных ценностей в систему отечественного
образования, которые были утрачены за годы советской власти.
- Известно, что далеко не все родители
однозначно относятся к данному предмету, и ряд из них
предпочитают обучение детей "нейтральной" светской этике.
Не станет ли этот фактор причиной разделения среди
учащихся? Что лично Вы могли бы посоветовать родителям
школьников, осуществляющим этот выбор?
- Единственное разделение, которое
сейчас наблюдается, это разделение между семьями,
которым дали свободно сделать свой выбор того или иного
модуля курса, и семьями, которым навязали позицию
администрации школы. Если родители хотят, чтобы их
ребенок изучал светскую этику, понимая, что это не
этикет, не правила, как сидеть за столом и как вести
себя "в свете", а атеистическая мораль "обезбоженная
нравственность", как сказал об этом святейший Патриарх
Кирилл, то это их право. Но если им забыли объяснить
разницу, запугали "клерикализацией" и лишили их
конституционной свободы выбора, они должны помнить, что
имеют право обратиться в органы управления образованием
(на любом уровне, а помочь им в этом могут религиозные
организации, епархиальные отделы религиозного
образования и катехизации, например) и заявить о своем
желании изучать тот или иной модуль.
Вопрос выбора крайне серьезный, он
касается, в том числе, духовной экспансии против нашей
культуры. Общество должно понять, что единственным
способом борьбы с деструктивным влиянием, например,
тоталитарных сект и экстремистских религиозных течений
является просвещение. Введение в школах преподавания
курса "Основы религиозных культур и светской этики",
вопреки расхожему мнению, нужно не священникам, а тому
самому обществу, которое пуще огня боится "клерикализации"
и появления церковнослужителей в школах. Правильное
понимание детьми, что такое православная или иная
традиционная для России религиозная культура, как ничто
иное убережет их от псевдорелигиозных течений, сект и
откровенных ересей. Это же вопрос национальной
безопасности! Православие святителя Московского Петра,
преподобного Сергия Радонежского, праведного Иоанна
Кронштадтского и других святых - это совсем не то, что
проповедуют современные борцы с внешними атрибутами,
забывающие, что враг - не в рисунках на продуктах или
документах, а в сердце человека, уязвленного гордыней и
своеволием. Понимание того, что свобода - это не
вседозволенность, а возможность выбирать между грехом и
добродетелью и пожинать плоды этого выбора, что любовь -
это не распущенность, а дар Божий, что счастье - это не
временный "кайф", разрушающий личность, а радость от
того, что ты являешься частью Божьего мира, и можешь
послужить этому миру теми дарами и талантами, которые
тебе даны, что жизнь - это не временное явление,
ограниченное датой рождения и смерти, что она непременно
продолжится в вечности, всё это многих наших детей
убережет от нравственных падений и от непоправимых бед.
- Какие ожидания связывает Церковь с
введением нового предмета и существуют ли планы
дальнейшего углубления преподавания православной
культуры в средней школе?
- Церковь всегда все свои ожидания,
любую свою деятельность связывает со спасением душ
человеческих, их приближением к Богу. В рамках предмета ОПК мы раскрываем лишь культурологический аспект
Православия, мы не заманиваем никого в Церковь, не учим
креститься и выполнять какие бы то ни было религиозные
обряды, но любой человек покривил бы душой, если бы
сказал: "Моя вера - это только моя жизнь, только моя
любовь, и мне дела нет до всех остальных". Мы верим, что
человек, раскрывая свое сердце православной культуре,
возрастая в любви к духовной традиции своего народа, к
своей истории, будет отходить от всего ложного,
наносного, а значит - приблизится к Истине.
Пока преподавание курса будет вестись
только в 4-х классах, но результаты двух лет апробации
предмета в 21-м регионе России, ясно показали всем
заинтересованным сторонам, что преподавание должно быть
продолжено и на других ступенях образования. Русская
Православная Церковь считает, что новая предметная
область была представлена по всем годам обучения в школе.
Существующий формат преподавания религиозной культуры
лишь в объеме 34 часов очевидно недостаточен. Для того,
чтобы дети могли систематически изучать родную духовную
культуру, необходим хотя бы один час в неделю по всем
годам обучения не только в школе, но и в дошкольных, и в
средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Беседовал: Михаил Тюренков
Информационно-аналитическая служба ОРОиК РПЦ - 31.08.2012.
***
Читайте также по теме:
|