Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Сетевой маркетинг и коммерческие культы


Псевдорелигиозные корпоративные культы

О финансовой, духовной и психической опасности, которую несет сетевой маркетинг (MLM) и коммерческие культы...

Псевдорелигиозные корпоративные культы

***

"В золоте, которое приходило Соломону в каждый год,
весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых"
3Цар.10:14

"Здесь мудрость. Кто имеет ум,
тот сочти число зверя, ибо это число человеческое;
число его шестьсот шестьдесят шесть"
Откр.13:18

В связи с повсеместным духовным невежеством и бурным развитием средств массовой информации широчайшее распространение в государствах нашей планеты приобрело сектантство. Не минуло это и теперешнюю Россию. Секты в нашей стране появляются по разным причинам. Среди первых из них следует назвать поиск истины. Это явление наиболее свойственно молодежи, и во многих случаях оно может рассматриваться как положительное. Люди ищут истину, смысл, цель и оправдание своей жизни – что же в этом плохого. Главное, чтобы они не прельстились правдоподобием, коварным одурачиванием или откровенной ложью. Второй причиной являются духовные и психические болезни, в результате которых, например, возникают самовольные "харизматические личности". Третья причина – криминал, когда преступные цели маскируют под псевдорелигии. Четвертая причина, получающая сегодня все большее распространение в России, – так называемые корпоративные религии, которым и посвящена в основном настоящая статья. К пятой причине можно причислить борьбу против традиционных созидательных религий, скрытно направляемую деструктивными культами. Шестая причина – борьба против России враждебных ей сил, осуществляемая, в частности, и в форме скрытной религиозной войны.

В нынешнее время в России происходит болезненный и сложный процесс перехода от рухнувшей общественной формации – социализма, к другой, пока еще не совсем определившейся. Сложность заключается в том, что коммунистическая партия утопически пыталась управлять всеми социальными процессами, подавляя свободу воли народа, свободу его самовыражения. Сейчас миссионеры все чаще вовлекаются в процессы восстановления естественной структуры общества – объективно необходимой социальной специализации, расслоения населения по способностям и увлечениям (в науке называемого стратификацией). Тут мы находимся лишь в начале длительного и трудного пути. Ведь восстановление предполагает не только численное демографическое укрепление конкретных слоев населения (страт). Необходимо возрождение самоосознания новых социальных слоев как общественной реальности, выработку ими своих позитивных этических норм, традиций, обычаев, обрядов.

Не последнее место занимает здесь предпринимательство в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, прикладной науке, культуре и т.п. Предпринимательство неизбежно ищет способы повышения своей конкурентной эффективности. В силу объективной необходимости в нем происходят весьма интересные поиски, возрождаются современные формы древних цеховых традиций. Воистину, нередко новое оказывается забытым старым. В частности, активно применяются и развиваются вышеупомянутые "корпоративные религии". Избравшие такой путь компании создают свои внутренние культуры, религии, обряды и кумиров, некий аналог родоплеменной семьи, жизнь которой регламентируется своим духовным менеджментом.

Немалый круг отечественных бизнесменов ориентируется при этом на богатый дореволюционный российский опыт коммерции. Главной целью для них становится соборное дело по возрождению православных начал предпринимательства на основе проверенных веками правил. Многие промышленники и купцы в дореволюционной России руководствовались такими принципами, весьма полезными сейчас. Например:

1) Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. Надобно проявление уважения к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2) Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели честности и правдивости.

3) Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявлять только при опоре на частную собственность и личную инициативу.

4) Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что стимулирует развитие у людей самых разнообразных способностей, побуждает их ярко проявлять себя.

5) Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6) Живи по средствам. Нужно реально оценивать свои возможности. Действия должны быть сообразны своим средствам.

7) Будь целеустремлен. Надобно всегда иметь перед собой ясную цель. Предпринимателю нельзя отвлекаться на многие цели. Однако в стремлении достичь заветной мечты опасно переходить грань дозволенного, недопустимо забывать о моральных ценностях.

При реализации указанных принципов действительно одной из важнейших по значению целей является разработка, совершенствование и внедрение православных методов повышения конкурентной эффективности в сфере предпринимательства, учрежденных на возрождающихся позитивных цеховых традициях. Предполагается, в частности, на основе православных ценностей создание в компаниях своей яркой индивидуальности, корпоративной души, внутренней культуры и верности, традиций и обрядов, что в целом и называется корпоративной религией, регламентация внутренней жизни именно православно ориентированным духовным менеджментом. Кроме того, не последнюю роль должна играть поддержка православно-ориентированных позитивных созидательных духовно-нравственных, социально-культурных и общественно-политических процессов в России.

Хорошо, когда становление корпоративных коммерческих структур происходит под окормлением специалистов в сфере созидательной духовности и нравственности, прежде всего миссионеров и священнослужителей Русской Православной Церкви. Но в случае стихийных, духовно невежественных действий, а иногда и потаенного негативного вмешательства, это направление принимает форму гипертрофированных псевдорелигиозных культов – сект, внедряющих деструктивные суррогаты духовности и целенаправленно вытесняющих созидательные духовные традиции. Такие псевдорелигиозные корпоративные культы, как правило, не имеют внешне заметно выраженной религиозной направленности, но, тем не менее, им присущи в той или иной мере все характерные черты деструктивного культа.

***

Читайте также по теме:

***

Как это происходит? Вот, например, как ныне пропагандирует свою продукцию фирма "СМИРНОВЪ": "Русская водка любой бенедиктин заткнет за пояс. Потому, что имеет удивительную природу. Она способствует сближению людей. Она раскрепощает в человеке одно только лучшее, а худшее запирает на замок. Лучшие свойства русской души раскрывает водка, если ее пить умеренно: общительность, любвеобильность, мягкосердечие. А злоба просыпается только от нечистого, поддельного продукта. Тогда в человеке просыпается дьявол, и этот дьявол тянет его в соблазн, в грязь, похоть, грех. Но от чистой смирновской и легчайшего раздражения не будет! Чистота русской души – вся в ней…".

Безусловно, мы видим здесь талантливую и эффективную рекламу продукта увлеченных своим делом предпринимателей. На первый взгляд, в этих словах нет ничего плохого. Но, при внимательном рассмотрении, в ней уже, как в зародыше, обнаруживается элемент религиозности, корпоративной религии. И совсем не безразлично для общества, какая именно будет духовная основа подобных религий. Вспомним признаки религиозного объединения. Это такое объединение, которое: создает какое-либо всеобъемлющее мировоззрение; имеет какой-нибудь объект поклонения (Бога, тех или иных духов, вселенский или космический разум, материю, информацию, знание, науку, учителя и т.д.); формирует, исповедует и распространяет учение, связывающее этот объект поклонения с мирозданием, высшими ценностями, проблемой добра и зла, отношением к человеку как таковому, с высшими причинами бытия всего существующего и мира в целом; имеет и применяет какие-либо средства и методы почитания (обожествления) своего объекта поклонения. В вышеприведенной рекламе фирмы "СМИРНОВЪ" наблюдаются малозаметные признаки схожего обожествления… водки, а, следовательно, алкоголя. Без созидательной духовной основы это может привести к возникновению агрессивных деструктивных психотропных культов, родственных, например, учению Кастанеды.

Обыкновенно псевдорелигиозные корпоративные культы появляются в коммерческой среде в некоторых компаниях с яркой индивидуальностью и корпоративной душой, управляемых сильными харизматическими лидерами. Зарождается так называемая бренд-религия со своим бренд-раем, с конечной задачей формирования псевдо-веры не только у сотрудников фирмы, но, прежде всего, у возможно большего количества потребителей. Возникают различные системы контроля глобального рынка и манипулирования (в том числе и духовного) людьми. Эти системы могут принимать действительно глобальный, всеобъемлющий, всепланетный характер в случае межнациональных корпораций и объединений. Отметим, что указанное явление – асимптотический предел эволюции протестантизма как вероучения, порожденного искушениями разума и эмоций, в свою очередь создавшего капитализм и современный рационально-прагматический образ жизни. В таком обществе товаром становится все, даже совесть, духовность и сама жизнь.

На основе анализа реальных характеристик подобных действующих в нашей стране объединений выделим критерии, по которым можно оценивать степень достоверности отнесения их в разряд деструктивных культов псевдорелигиозного корпоративного коммерческого характера. То есть таких культов, в которых внешне почти незаметна религиозная направленность, но во внутренней жизни присутствуют характерные признаки и черты секты:

1) Чрезмерная необоснованная закрытость фирмы:

- фирма активно работает, однако при этом старается быть невидимой;

- отсутствие открытой рекламы продукции фирмы, сотрудники при продаже товара фирму не афишируют, запрещение сотрудничающим с фирмой упоминать даже название продукта в средствах массовой информации;

- сеть дилеров фирмы построена аналогично сети распространения наркотиков, распространение продукта фирмы "от сердца к сердцу", то есть из рук в руки и за наличные;

- жесткая градация персонала фирмы по уровням посвященности в объективные сведения о фирме и ее целях;

- особые формы заключения контрактов фирмы со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения;

- организация фирмы по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся ее руководство и ограниченный круг высокооплачиваемых начальников среднего звена, а низовые структуры получают несравнимо меньшие доходы.

2) Применение техник контроля сознания для создания у своих сотрудников "культового менталитета", которые сводятся к следующему:

- формируется убеждение, что "цели оправдывают средства" и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;

- культивирование в среде своих сотрудников повседневного пользования продукцией фирмы;

- в фирмах оздоровительной направленности - использование специальных диет: своим сотрудникам рекомендовано питаться исключительно по методикам фирмы с постоянным потреблением ее продукта;

- формируется тоталитарное мировоззрение и поддерживается элитарная ментальность: идеология принадлежности к избранному обществу, использующему "революционный" метод приобщения к здоровью, новой жизни и т.п., особый культовый стиль жизни;

- фирма становится для сотрудников не просто работой, а смыслом и образом жизни;

- соответствие каждому уровню посвященности особых значков, которые работники фирмы обязаны носить;

- создается, кроме финансовой зависимости от фирмы, также прямая и скрытая зависимость сотрудников: психологическая, физическая, в том числе даже наркотическая, зависимость от продукта фирмы.

3) Наличие мистической окраски доктрины:

- рекламирование продавцами некоей "энергетической заряженности" продукта фирмы ("космическая подзарядка" и подобная мистика);

- намеки руководителей фирмы о некой своей "миссионерской" деятельности и т.п.;

- тесные связи с религиозными деструктивными культами, в том числе привлечение их к распространению продукта фирмы.

4) Активный и всячески поощряемый прозелитизм сотрудников фирмы:

- наличие в фирме штата сотрудников, зарплату которым платят не за объем проданного продукта, а за количество "обученных", то есть вовлеченных, завербованных людей;

- привлечение новых сотрудников обманом, полуправдой;

- использование психотехник "группового давления" при вербовке новых сотрудников (например, предварительный сбор их для массового приема – посвящения в фирму во дворцах культуры, клубах, кинотеатрах и т.п.);

- поиск людей, не научившихся самореализовываться, не сумевших раскрыть свой талант в обычной жизни.

5) Претензии основателя фирмы на "харизматическое" лидерство:

- упоминания о некоем вдохновении свыше;

- провозглашение особой мудрости основателя (руководителя) фирмы и требование беспрекословного принятия его власти и привилегий;

- активная пропаганда и поддержание культа личности основателя (руководителя) фирмы.

6) Претензии на истину в последней инстанции. Полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к официальной науке, в частности, медицине и психологии, если деятельность фирмы имеет оздоровительную направленность.

7) Сокрытие истинных целей за декларируемыми благими целями. Меркантильные цели скрываются за ширмой распространения каких-либо благих целей: методов похудения, приобщения к здоровью, укрепления семьи и прочих.

8) Сокрытие истинных последствий своей деятельности:

- создатели фирмы не имеют соответствующего образования в той области, где они "совершили революционный переворот в технологии";

- продукт в действительности не обладает рекламируемыми качествами или вообще тем, чем его представляют;

- при рекламе продукта фирмы активно используются ложь, недомолвки, иносказания;

- утверждения о ненужности профессионального медицинского контроля за ходом "лечения" продуктом фирмы, если деятельность фирмы имеет оздоровительную направленность.

В качестве примера можно указать на "Гербалайф". Эта фирма произошла из саентологии, что не является секретом. Саентология же, как известно, является разновидностью сатанистских культов. В последнее время в России стали появляться структуры, преемственно основывающие свою деятельность на опыте и технологиях "Гербалайф". Один из примеров - клубная система "Счастье жизни" (основатели - М.Р. Гриф и С.В. Гриф). Эта система открывает свои коммерческие центры, частные школы, пытается осуществлять свои детские и благотворительные программы во многих городах России. Система "Счастье жизни" имеет достаточно проработанные ритуальные обряды, собственные внутренние печатные издания, символику (прежде всего – красную звезду) и иерархические награды. В ней стремительно формируется обязательная для сотрудников бренд-религия. Ее руководители намекают, а иногда и прямо говорят о наличии в этой клубной системе особой духовности, якобы связанной с космосом. Внутренняя деятельность указанной системы приобретает все более закрытый, элитарный, сектантский характер.

Развитие подобных псевдорелигиозных корпоративных структур, как правило, не ограничивается сферой бизнеса. Они начинают создавать контролируемые ими общественные объединения, партии, вмешиваются в политическую жизнь регионов и всей страны. Основываясь на деструктивной духовности, они неизбежно негативно воздействуют на созидательные социальные процессы и становятся опасны для общества. Симптоматично, что книги по этому направлению широко продаются и рекламируются в так называемых "духовных центрах" оккультно-мистической и сатанинской направленности. Тема псевдорелигиозных корпоративных культов весьма актуальна в нашей возрождающейся стране и представляет несомненный научный и практический интерес для миссионеров, системы социально-теологического и религиозного образования, для всего поднимающегося из руин российского бизнеса, предпринимательства и купечества. Природа не терпит пустоты, и если в бизнесе не стимулировать созидательную духовность, то в него неизбежно внедрятся деструктивные культы. Поэтому православное миссионерство обязано осуществлять опережающие действия, обращать самое пристальное внимание на эту сторону общественной жизни нашей страны. Необходимо активно создавать, стимулировать, расширять и совершенствовать православно ориентированные корпоративные религии.

Андрей Хвыля-Олинтер, иерей, кандидат юридических наук,

проректор по науке Белгородской духовной семинарии
Голос Совести, № 1, 2005

 

 
Читайте другие публикации раздела "Сетевой маркетинг и коммерческие культы"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru