Тихон Задонский. Наставления, писанные
для монашествующих
Память: 19 июля / 1 августа, 13 / 26 августа
Святитель Тихон Задонский; -
великий христианский учитель и проповедник, автор
известных сочинений: "О седми Святых Тайнах",
"Прибавление к должности священнической", "О таинстве
Покаяния", "Правила монашеского жития", "Наставления
обратившимся от суетного мира", "Сокровище
духовное, от мира собираемое", "Об истинном
христианстве" и многих других. Миссионер и искоренитель
языческих суеверий и обычаев, необычайный аскет и
молитвенник, архипастырь, проникнутый смирением и
любовью к пастве. Обладал даром прозорливости и
чудотворения.
Святитель Тихон Задонский
***
Содержание
- I. О обратившемся от суетного мира сего ко Христу и наченшем каятися
- II. Ответ просившему совета, где ему удобнее для спасения жить должно
- III. Наставление пошедшему в Монастырь, что наблюдать ему должно
- IV. Увещание монашествующим к терпению и молитве
- V. Наставление, что монашествующему должно делать в келии и во уединении; а при том о выгодах уединения
- VI. Правила Христианского монашеского жития
- VII. Наставление Монашеское
- VIII. Совет одному Монаху, совращаемому от раскольников и от вольнодумцев, в рассуждении веры о воскресении мертвых
- IХ. Увещание одному монаху, намеревающемуся перейти в Московские Монастыри, не оставлять своего места и паче приучаться к терпению
- Х. Увещание вступившему в монашество, быть терпеливу и не раскаяваться
- ХI. Утешение Монаху, терпящему клевету
- ХII. Утешение Монаху, безчестие терпящему
- ХIII. Совет мой и наставление для некоего брата
- ХIV. Утешение брату сетующему, и увещание в печалех прибегать к Богу
- ХV. Увещание и совет некоему монашествующему от уныния
Как грешник благодатию Божиею
подвигшись, начнет каяться, то сретает его различное
искушение: Чадо! аще приступаеши работати Господеви
Богу, уготови душу твою во искушение(Сир. 2:1). Начнет
человек ко Христу приступать, а сатана в след его женет
и отвлекает от Христа; начнет работать Христу, и
запинает ему враг и различные простирает сети. Первое:
Влагает ему отчаяние милосердия Божия и правосудия
Божия. Грешнику надобно против того бороться, и
утвердиться в надежде милосердия Божия, поминая
утешительное слово: Иисус Христос пришел в мир грешников
спасти. (1Тим. 1:15). Второе: Искушает различными
помыслами злыми, и закону Божию противными. Надобно
грешнику против всех тех помыслов подвизаться и не
соизволять им. В сем бо весь подвиг Христианский
состоит. Третие: Между прочими злыми помыслами влагает
враг хульные помыслы, различные сомнения и неверие.
Надобно против всего того подвизаться и отражать то все
мечем слова Божия и молитвою. Четвертое: Хотя и всем, но
наипаче безбрачно живущим, всегда скучает он блудными
помыслами. Надобно против тех стоять, и как только оные
возникают, тотчас пресекать, призывая на помощь
Всесильного помощника Иисуса Христа, и хотя отойдет
помысел злой, однако ж враг, как пес к своей ловитве,
паки возвращается. Сего ради всегда его ожидать должно,
и как воину на карауле стоять. К сему пользует всегда
быть в трудах, часто молиться, мало есть, пить, и мало
спать. Ничто так сей похоти не угашает, как смиренная, и
от сокрушенного сердца происходящая слеза. Внимай сему.
Пятое: Прельщает враг любовью мира и соблазнами и
отвлекает от пути скорбного. Хорошо-де быть в мире
почтенным, быть в славе, чести, богатстве, в веселостях,
знаться с людьми, проезжаться колясками, ездить в гости
и принимать гостей и прочая. Сии его советы по-видимому
сладкие, яко плоти угодные, но внутрь горькие и
душепагубные. Берегись их, уклоняйся от мира, как от
Содома и Гоморры, да не сгоришь. Слыши Христово слово:
Никтоже возложе руку свою на рало, и зря вспять,
управлен есть в царствии Божии (Лк. 9:62). Отвечай
внутрь себя так: пусть, что мне предлагаешь, хорошо
будет тем, которые ищут того, а мне несравненно лучший
есть Христос и Святое Его иго. Он меня несравненно более
утешит и увеселит, нежели весь мир. Здесь я хочу с Ним
быть, да и там с Ним буду. Шестое: Когда враг не успеет
чрез злые свои советы, и не совратит человека с пути
доброго, то ищет другого к тому посредствия: наводит
тоску, уныние, печаль и прочая. Надобно все то
преодолевать и крепиться. Седьмое: Когда человек твердо
в своем предложении стоит, то враг начнет чрез злых
людей беспокойствовать; и тогда, откуда что возьмется;
тогда различная напасть нападет на него. Все сие
злокозненного врага есть тщание и ухищрение; и сие-то
есть, что написано: Вси хотящии благочестно жити о
Христе Иисусе, гоними будут (2Тим. 3:12). Тогда все его
отрекаются и ненавидят; и бывает, что и самые прежде
бывшие други, во враги обратятся. Но благо и утешительно
нам, что кого мир ненавидит, того Бог любит. А его же
любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, его же
приемлет. (Евр. 12:6). Христианин, егда ненавидим есть
от мира, любим есть от Бога, глаголет святой Игнатий
священномученик, Декемвриа 20 числа. Сего ради надобно
всякое злоключение и напасть терпением преодолевать.
Осьмое: Отсюда бывает, что многие начинают, но не многие
кончают благочестно жить. Понеже не хотят терпеть
искушений и скорбным путем идти; и так с него
совращаются. Но глаголет Христос начавшему благочестно
жить: Буди верен до смерти, и дам ти венец живота
(Апок. 2:10). Девятое: Отсюда видим, как нужно
Христианину непрестанное тщание, воздыхание и молитва,
чтобы не совратиться с пути истинного, но до конца
верным пребыть. Десятое: К тому пользует всегдашняя
память о смерти, что она нечаянна и различным образом
восхищает людей. Память о страшном суде Христовом, о
муке вечной, о царствии Небесном. Память о сих и верное
рассуждение не попустит совратиться с пути. Поминай о
сих часто, и рассуждай: благополучие и неблагополучие
временное минется; но то, что после смерти будет, не
минется. Все здесь мирское останется, и самое тело в
земле погребется; а едина душа на оный век отъидет, и с
душою добродетель или грех неотступно. Горе душе, когда
со грехом отъидет! Ибо с чем отъидет, с тем и на суде
Христовом явится. Поминай сие, и будешь себя очищать
покаянием, слезами и воздыханием, да не явишься пред
Господом Богом твоим со грехами. Первоенадесять: Лучше
все здесь терпеть, что ни приключится, нежели в будущем
веке терпеть. Ибо здесь какое ни бывает бедствие и
страдание, легкое есть и краткое; а там тяжкое,
нестерпимое и вечное. Все бо временное в сравнении с
вечным есть как ничто. Там страдание без утешения. Здесь
страждем, и надеждою избавления прохлаждаемся; там
страдание и мучение с отчаянием, ибо без конца. Здесь
тяжкое и несносное страдание смертью кончится, смерть бо
всему полагает конец; там же человек будет страдать и
умирать, но никогда не умрет, будет мучиться, но никогда
не замучится. Поминай сие, и утвердишься в терпении.
Второенадесять: Лучше утешаться и веселиться вечно,
нежели временно. Ибо временное все минуется, а вечное
всегда пребывает, и как река непрестанно течет. Где те,
которые в веселостях мира сего пожили? Нет их, и
веселости их кончились. Но претерпевшие ради благочестия
утешаются в лоне Авраама, и память их пребывает в род и
род. Так по суетном и кратком веселии, следует вечная
скорбь и горесть; по краткой и благочестия ради
претерпенной скорби, наступает вечное утешение и
веселие. Душа благочестивая, только что изъидет из тела,
как из темницы, тотчас чистейший и яснейший свет видит,
и во свете видит свет, и начинает новое благоприятное
веселие, радостное, покойное, мирное, безмятежное,
славное, вечное и блаженнейшее житие, и забывает все,
что в мире ей ни приключалось. Тогда видит и получает
все обещания Божия, о которых слышала в Святом Божием
слове. Сего, как себе, так тебе, и всем получить желаю.
Требуешь ты от меня ответа в том, от
чего неизвестный конец последует. Я, рассуждая немощь
человеческую и бесовские козни, которой часто подлагает
зло под видом добра, как яд под медом, не могу дать тебе
совета в неизвестных вещах, чтобы после и тебе чего
противного не приключилось, и мне ради того не было бы
печали. Лучше все наперед предвидеть и молчать, нежели
говорить, советовать и после каяться. В доме тебе у
родителей быть опасно ради известной причины. А во
всяком Монастыре, где бы ты ни был, человеку
богобоящемуся, спасения ищущему, всегда о вечной муке и
будущей жизни помышляющему, и в молчании себе самому
внимающему, безопасно есть. И знаю, что лучше от
родителей и сродников удалиться хотящему спастись. Едино
только тебе предлагаю, что скука не малая тебе будет в
Монастыре, когда далеко отлучишься. Посему надобно
терпеть и преодолевать себя. А от сатаны и злых людей
нигде не уйдешь, где ни будешь. Как тень телу во время
солнечного сияния, так гонение и ненависть злых людей
ищущему Бога последует. Мне кажется, что лучше отдаться
на волю Божию и в каком-нибудь быть Монастыре, только
чтобы в доме родительском не быть; и в том Монастыре
крепко себя утвердить, хотя и скучно будет; а в скуке
себя утешать тем, что смерть все прекратит; вечная
сладость, радость и слава подвизающегося приимет вскоре;
часто Богу молиться, просить от Него помощи, трудиться,
и ни малейшего времени не пропускать без дела
какого-нибудь; и так скука минется. Господь да управит
житие твое!
Спасайся и о мне грешном поминай.
Ваш доброжелатель
Т.Е.
Пошел ты в Монастырь по своему желанию.
Живи же, Бог тебе помощник, брате! Убежал ты от
сродников и от мира; отрекись же от мира, который в
сердце нашем живет, то есть: тщеславия, гордости,
лености, осуждения, презрения, негодования и проч. и
блажен будешь. Помощь к сему сия. Первое: Отлучай мысль
всегда от мира сего; то есть: что все здешнее и сладкое
и горькое кончится, и наступает смерть, которая нечаянно
приходит и восхищает людей. Где ныне предки наши? В
своих местах. И мы за ними пойдем. Далее будет Суд
Христов, от которого иные (праведные) в вечный живот, а
иные (грешные) в муку вечную пойдут. Помышляй сие часто,
наипаче в ночи. Тогда бо тихое время, и удобное к
размышлению. Второе: Усердная и частая молитва. Часто
молись, и нуди себя к молитве, когда не бывает охоты и
усердия. Без молитвы ничего не успеет человек. Третие:
Когда скука находит и тоска, тогда наипаче поминай в 1
пункте написанное, и падай на землю, и молись и воздыхай
ко Господу. Сие бо есть искушение. Так сатана хочет тебя
к миру паки обратить. Смотри, крепись и не поддавайся, и
говори так: "Хотя умру зде, но не отъиду". И поистине
лучше умереть, нежели на первое возвратиться. Никтоже
возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в
Царствии небесном, – глаголет Христос (Лк. 9:62). И
блажен не тот, кто начал, но кто скончал. Рассуждай и
помни, что пишу. Четвертое: Бывают злые помыслы начавшим
искать Господа. Ежели тебе приключатся, или может быть и
теперь есть, смотри, тотчас отревай, как искру от руки;
они бывают от дьявола попущением Божиим, к наказанию
нашему, или искушению; и прилежно молись Богу, чтобы
помог победить; и они по времени отъидут; а когда
отъидут, паки ожидай. Всегда бо перемена бывает в
духовном деле, то ясно, то смутно, как и на воздухе; и
милости Божия без сомнения ожидай. Пятое: Когда от
людей, ненавидящих истины, презрен или гоним будешь,
терпи великодушно, и молчи, и взирай на Христа, все ради
нас претерпевшего. В терпении стяжите души ваша, –
глаголет Христос (Лк. 21:19). Смотри, в терпении
стяжаваются души, а не в прохлаждении. А где терпение,
там и бедствие. Терпение без бедствия не бывает. И
многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие,
глаголет Апостол (Деян. 14:22). Шестое: Между делом и
молитвою читай книги полезные, а наипаче Евангелие и
Апостол, и рассуждай, чтение бо без рассуждения не
пользует. Седьмое: Мои прежние письма, и прочая
прочитывай, и о мне грешном молись. О сем с покорностью
прошу.
Спасайся.
Ваше Преподобие, Братия о Христе!
Вступили вы благодатию Христовою на
тесный путь; стойте же на оном и крепитесь, и идите по
нему, и постигнете, чего желаете. Тако тецыте да
постигнете, глаголет Апостол (1Кор. 9:24). Вошли вы в
Монастырь спасения искать, ищите же в нем, а не теряйте.
Блажены будете, когда сыщете; окаяннейшии, когда
потеряете. Христос Господь наш к спасаемым говорит: В
мире скорбни будете (Ин. 16:33). Не убегайте же скорбей,
когда вам приключатся. Не ищите скорбей, но
приключившиеся терпите, и блажены будете. Многими
скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие, глаголет
Апостол (Деян. 14:22). Хотите и тщитесь спастись и
Царствие Божие получить: Многия скорби срящут вас. Но
блажены будете, когда претерпите их до конца.
Претерпевый до конца, той спасен будет, глаголет Господь
(Мф. 10:22). Святой Апостол Иоанн слышал с небес глас о
спасенных, которых он на небесах превеликое множество
видел, свидетельствующий так: Сии суть, иже приидоша от
скорби великия и прочая. (Апок. 7:14). Утвердитесь убо,
укрепитесь и претерпите до конца, возлюбленные, и вы в
оно место приидете. Верую видети благая на земли живых.
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и
потерпи Господа, увещевает Дух Святый. (Пс. 26:13–14).
Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко
лев рыкая ходит иский кого поглотити (1Пет. 5:8). Сему
супостату ни чем более противиться не можете, как
всегдашнею молитвою. Молитесь убо всегда, и будет ему
противиться. Делайте руками и молитесь; так ум и сердце
ваше занято будет, и не будет квартиры или места
дьяволу, и убежит дьявол. Обращайтесь умом и сердцем
вашим к небесам и к вечности; и не будете уловлены от
дьявола. Птица, чем выше летает, тем безопаснейшая
бывает, а когда вниз на землю спустится, то или уловлена
или устрелена бывает. Так и человек, и прочая.
Спасайтеся о Христе, и о мне недостойном
молитесь.
В кельи живучи, так поступай: восставши
от сна, благодари Богу и молись. Из Церкви пришедши
прочитывай из книги что-нибудь на пользу души своей;
потом за рукоделие принимайся и делай. Поделавши встань
и помолись; помолившись паки из книги читай что-нибудь.
И так все по переменам делай, то есть: то молись, то
читай, то рукоделие твори. Но в рукоделии и чтении
возводи ум твой ко Христу и молись Ему, да помилует тебя
и поможет тебе. Когда все по переменам будешь делать, то
ко всему, чтению, молитве, большая охота и усердие
будет. Переменность бо делает охоту и усердие. Так люди
с места на место переходят и прогуливаются; так и пища
переменная приятнейшая людям бывает, нежели одна
поставляемая. Переменяй и ты свое дело, да охотнее к
делу приступаешь. Когда уныние, скука и тоска тебя очень
смущает, то выйди из кельи и проходись, где возможно, и
прохаживаясь воздыхай ко Христу, да поможет тебе. Часто
поминай смерть, суд Христов и вечность. Сим поминанием,
как бичом, прогонится всякое уныние, скука и тоска.
Временное все есть кратко и скоро минуется. Что по
смерти будет, во век пребывает. День проходит, и со днем
все, то есть: печаль и радость проходит; и так все житие
преходит. А к смерти ближе и ближе приходит. А в чем
смерть застанет человека, с тем он и на оном веку
явится. Блажен кто бдит и ожидает часа смертного!
Спасайся о Христе, и меня немощного в молитвах своих
поминай: Помяни нас, Господи, во Царствии Своем. Сию
молитву почаще ко Христу Сыну Божию, сидящему одесную
Бога Отца во славе Отчей, со усердием твори. Тут и о мне
грешном воздохни. Господь Иисус Христос Спаситель наш да
помилует нас всех, и части избранных Своих да сподобит
нас. Аминь.
П.П. В гости ездить берегись, да не
рассеешь между людьми, что соберешь во уединении. Редко
бывает, что человек тойжде в келью возвращается, которым
из кельи в народ вышел. Пустыня и уединение собирает
добро, но соблазны мира расточают. Нигде лучше человек
не кается, как на уединении. Тут все житие прошедшее
собирает человек во ум, и на то смотря, ко Христу
воздыхает, и просит милости от Него. Ни чем так человек
не грешит, как языком, а в уединении убегает от греха
сего. Глаза и уши наши суть как двери, которыми соблазны
до сердца доходят и ударяют в оное. Уединение того
убегает, но и соблазна не примет. Юным наипаче и без
брака живущим, у которых кровь кипит, должно держаться
уединения, да ни подадут, ни примут соблазна. Добре
внимай сему и рассуждай, что пишу. Читаем в Историях,
что столпы падали от плоти; чего ж уже чаять тростям?
Пустыня и уединение с помощью Божиею от того сохраняет.
Некоторый Святой слышал глас: Бежи от человек, да
спасешися. Да звенит сей глас и нам. Однако ж убегая от
человек, не ради человек, но ради греха убегать должны
мы. Грех должно нам ненавидеть, а не человеков; а их
любить должно, и не ненавидеть, но молиться за них. О
себе самих нужда наша, и о ближних наших молиться любовь
убеждает нас.
Ваш доброжелатель
Смиренный Тихон,
Марта 25 дня, 1780 года
1
Известно, знай, что где ни будешь жить,
искушения сатанинского не избежишь, который то сам чрез
злые помыслы, то чрез злых людей, своих служителей,
искушает, беспокойствует, озлобляет и гонит приходящих
ко Христу и хотящих усердно Ему работать. И то бывает,
что которые прежде были други наши, сделаются нам
дальними, нашими врагами; и самые кровные и единокровные
наши, как-то отец, матерь, братия, сестры, и прочие
сродники, ежели по миру живут, будут гнать нас. Читай о
сем (Мф. 10:34, 35, 36; и Лк. 12:51, 52, 53). Сего
бесчисленные почти примеры читаем в Истории Церковной, и
ныне премножество бедствия того видим. Всяк на себе
дознает сие, и на прочих подобных себе видит. Мир злой
Христа ненавидит, и гонит и рабов Его. Вси убо хотящии
благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут
(2Тим. 2:12). Которое все искушение надобно побеждать
трудом, терпением, подвигом и молитвою.
2
Знай точно, что, когда обиду будешь
обидою, и злословие злословием отражать, то есть: зло за
зло воздавать, тогда дьяволу место будешь уступать; ибо
он хочет, чтобы мы зло за зло воздавали; и тогда Бог за
нас не будет стоять. Ибо Бог глаголет: Мне отмщение, Аз
воздам, глаголет Господь (Рим. 12:19). Понеже мы тогда
сами делаем то, что Богу единому приличествует. А когда
будем людям обидевшим нас уступать, прощать, молчать, да
еще молиться за них, и добро за зло им воздавать, тогда
дьяволу не будет места. Мы тогда будем не уступать, но
против его стоять, и противиться ему. Ибо дьявол не
хочет сего, чтобы мы добро делали людям. В сем состоит
победа Христианская, которая побеждает не плоть и кровь
подобных себе человек, но духа злобы. И сие-то есть, что
написал Апостол Иаков: Повинуйтеся Богу, противитеся же
диаволу, и бежит от вас (Иак. 4:7). Бог повелевает нам
добро делать, и обиды терпеть, и не воздавать зла за
зло; дьявол противная советует. Когда добро делаем и
терпим, тогда повинуемся Богу, а противимся дьяволу,
который злу научает и отводит нас от терпения. И так
терпением побежденный, как пес палкою ударяемый побежит
от нас. Тогда бо Бог за нас будет стоять и от нас его
будет прогонять. О сем и Златоуст Святой глаголет:
диявола терпением должно побеждать. Хочешь ли дьяволу не
уступать и противиться? Уступай людям и не противься им,
и не воздавай зла за зло. Наипаче благим зло побеждай
(Рим. 12:20, 21). Сия есть преславная победа,
славнейшая, нежели многие тысячи людей побеждать; на сей
подвиг и победу Христос с Небес благоприятно смотрит; о
сей Ангелы радуются; сию люди ублажают; вся Писания
похваляют, и в роды родов возвещают. О Иисусе! смерти и
ада победителю! Помоги нам бедным и немощным! Помощник
наш и избавителю наш еси Ты не закосни; Господи помози
нам!
3
Сей славной победе последует славнейшее,
великолепнейшее, и вечное на Небесах торжество
(Апок. 7:9 до конца главы). Тогда все нынешнее бедствие
обратится в блаженство, все поношение и укоризна в
славу, вся печаль и скорбь в радость, все слезы и печаль
в утешение, все труды и подвиги в покой вечный. Все беды
и напасти тогда забудем и получим благая, ихже око не
виде, ухо не слыша и прочая. (1Кор. 2:9). Тогда
собраннии Господем обратятся, и приидут в Сион с
радостию, и радость вечная над главою их; над главою бо
их хвала и веселие, и радость приимет я, отбеже болезнь,
печаль и воздыхание (Ис. 35:10). Тогда работающии
Господеви, ясти будут, пити будут, радоватися будут,
веселитися будут в веселии сердца (Ис. 65:13–14). Якоже
аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы, и во
Иерусалиме утешитеся. И узрите, и возрадуется сердце
ваше, глаголет Господь (Ис. 66:13–14). О желанного и
радости исполненного дня того, егда сия от руки Отца
нашего Небесного получим! Помяни нас Господи во
благоволении людей Твоих! посети нас спасением Твоим,
видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в
веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим
(Пс. 105:4–5). Прощай слава, честь, богатство,
благородие, утеха, роскошь и все сокровище мира сего!
Оставайся любителям своим! Стремись дух мой к горнему
Иерусалиму, к дому Небесного Отца, где обители многи
суть (Ин. 14:2). Там наша слава, честь, богатство,
благородие, утеха, радость, веселие и торжество истинное
и вечное. На горы душе воздвигнемся; гряди там, оттуда
же помощь идет. О Иисусе! Сыне Бога живого, Искупителю и
Спасителю мой! отврати очи мои еже не видети суеты
(Пс. 118:37). Возьми сие в ум и рассуждай, и возгорится
сердце твое, и забудешь всю печаль.
4
Не знайся дружески ни с кем, пока добре
не познаешь, подлинно ли добрый человек, а не лицемер
тот, с которым хочешь знаться, да не после будешь
раскаиваться и жалеть, но поздно уже. Многие бо волки в
овечьих кожах ходят. От плодов их, глаголет Господь,
познаете их (Мф. 7:16). Многие тихо, гладко и мягко
говорят; многие молчат, многие много постятся и много
молитв читают и прочая (что не худо в себе и похвально).
Но внутри злы, горьки и гнилы, подобны яблокам, вне
красным, но внутри гнилым и червоточным. Знай точно, что
когда внутри благочестия нет, то и в самой вещи нет, и
внешнее видимое благочестие без внутреннего есть
лицемерие и обман. Однако ж никого не презирай, не
гнушайся, но всех по-Христиански люби и почитай; и
никого не осуждай. Не знаешь бо, что у человека внутрь
имеется.
5
К Настоятелю всякое имей почтение и
послушание. Берегись, чтобы его никак, ни словом, ни
делом не оскорбить. Когда будет журить за что, молчанием
и поклоном и признанием винности своей отвечай. Сие от
тебя чести твоей не отъимет; лучше бо всегда себя
признавать виновным, нежели себя оправдать. Бог тех
только оправдает, которые себя за грешников признают, а
тех с правдою своею оставляет, которые сами себя
оправдают. Убо, ежели будем себя признавать виновными и
грешными, тогда Бог благодатию Своею оправдает нас о
Христе Иисусе. Хотя бо бывает, что пред людьми мы не
виноваты, но пред Богом всегда виновными находимся.
Лучше убо себя всегда и везде виновными признавать.
Такое смиренное признание делает человека Богу и
человекам любезным.
6
Когда хочешь по-монастырски жить забудь
благородие, но думай, что ты един от подлых людей. (Хотя
то и всем Христианам нужно, но паче живущим в Монастыре,
которых и одеяние и место должно смирять). Так гордость
и пышность уничтожится и на место ее войдет в сердце
твое смирение, Богу и человекам благоприятная
добродетель. Благородие бо нынешнего века един только
пустой титул и имя. Все бо люди по естеству равны суть,
бедные и окаянные, и грешники суть. Никто чиновным не
рождается, такожде и смерть всех равными делает. Не
можно познать, где ныне ваши деды и прадеды, и рабы их
по смерти лежат в земле, все в землю равно обратимся. А
что, когда в теле благородном и душа грешная жила? То
раб лучший господина своего будет у того Господина,
который лица человеческого не приемлет, но судит по
делам, а не по лицам.
7
Живучи в Монастыре, надобно трудиться,
читать полезные книги и молиться. Сии три вещи тебе
нужны, но делать то советую переменно, то есть: то
читать, то делать, то молиться, так, чтобы никогда время
и малейшее в праздности не прошло, разве когда разговор
будет о душеполезных вещах, как-то: о Царствии Божии, о
Спасительном Воплощении Сына Божия, и о прочем. Тогда
самый таковой разговор возбуждать будет к молитве и
благодарению Богу. Так делая, убежишь лености и
праздности, и человек нечувствительно в добродетельном
житии будет с помощью Божиею успевать, чего я, как себе,
так и тебе желаю.
8
Хотя всякому Христианину, но паче в
Монастыре уединенному, находит скука, уныние, печаль и
тоска. Того ради в таком случае должно обратиться к
рассуждению о вечности, Царствии Небесном, муке вечной и
проч. Сие рассуждение всякое уныние и суету прогоняет.
Такожде должно молиться, воздыхать и петь песни
духовные, и так печаль и скуку победишь. Лучше бо здесь
временное все терпеть, и там во веки веселиться, нежели
здесь временно с миром гулять, и там во веки мучиться.
Рассуждай сие!
9
Когда унынию и скуке будешь поддаваться,
то большее уныние еще на тебе восстанет, и со стыдом
выженет тебя из Монастыря. А когда будешь против его
стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после
победы последует радость, утешение и большая духовная
крепость; и всегда подвизающимся бывает переменно то
печаль, то радость. Как под небесами бывает, то мрачно,
то бурно, то ведрено; так и в душе нашей бывает, то
печаль, то искушение, как буря, то утешение и радость,
как ведро приятное, и как после непогоды бывает нам
приятное ведро, так после искушения и печали сладкое
бывает нам утешение.
Вот тебе по обещанию моему написал по
силе моей, как в Монастыре жить. В прочем, читай мое
преждепосланное наставление. Сие можешь и прочей братии
своей сообщить ради пользы. Наконец всякого, кому сии
пункты понравятся, прошу молиться о мне грешном, который
сии пункты написал. А кому не нравятся, тот, как хочет,
так пусть и делает. Воли человеческой связать и уст
затворить никто не может.
Ваш доброжелатель
Н.Т.Е.
Входят в Монастырь спасаться, а не
терять спасения, трудиться, а не лежать. Внимай сему,
возлюбленный Монах! Все имеешь готовое, пищу, одеяние,
дом и прочая. Оброку и подушного не платишь. Что же тебе
более остается, как только печься о своем спасении и
ближнего, и молиться Богу, как о себе, так и о всех?
Дважды ты обещался Христу работать верою и правдою, при
крещении и пострижении. Где ж твои ныне обеты? покажи.
Самое одеяние твое и твои обеты поставятся пред тобою на
страшном Суде Христовом, когда иначе живешь и
поступаешь, как обещался. Богу бо лжешь, а не человекам.
Тяжко сие и страшно, как сам видишь. Внимай сему,
возлюбленне, и всегда поминай свои обеты, и по ним
поступай и живи, да не яко лживый на суде оном
осудишься. А чтобы по обетам своим тебе поступать и
свято жить, чего требуют твои обеты, внимай следующим
пунктам, и по тем поступай и живи.
Первое. Бог на всяком месте есть, и
всякое дело наше и помышление видит и слово слышит, и в
книге своей записывает, и воздаст нам по делам нашим на
Суде общем. Внимай сему и везде присутствующего Бога
пред собою полагай, и Его верою и правдою и доброю
совестью почитай, и крайне берегись пред очами Его худое
делать и говорить и празднословить, да не прогневаешь
Его и праведному Суду Его подпадешь. Пред человеком
честным и земною властью стыдишься и боишься чего-либо
непристойного и худого делать; кольми паче должно
стыдиться и бояться пред Богом тое делать, пред которым
весь мир, как ничто. Второе. Настоятелю всякое
послушание показывай. Третие. Когда он свято живет,
последуй ему, яко своему отцу; когда же иначе живет, то,
что он законно повелевает, твори, а по делам его, не
твори, как Христос сказал (Мф. 23:3). Только крайне
берегись осудить его и оклеветать, но молись, чтобы Бог
его исправил. Сие бо есть дело Христианское. Четвертое.
Из Монастыря выходить, а паче в села и города Монаху
ходить очень опасно и соблазнительно. Того ради без
крайней нужды из Монастыря вон не выходи и в светские
дома не входи. Иначе не тот уже возвратишься который
выйдешь. Не только падают телом люди, но и сердцем и
умом и глазами. Лучше пасть ногами, нежели сердцем, умом
и глазами. Внимай сему. Пятое. Знай только Церковь и
келью свою, и в другие кельи не ходи без нужды крайней,
да не впадешь в грех празднословия, клеветы и осуждения.
Нет лучше, как своей кельи держаться. В кельи не
примешь, ни подашь соблазна. Она всему тебя научит,
когда со страхом Божиим в ней будешь жить. В уединении и
тишине, а не в народе и молве родятся добрые и небесные
мысли. Помни, что ты Монах; буди убо не только одеянием,
но и вещью и делом Монах, то есть: уединенный. Монах бо
Греческое имя, и значит уединеннаго. Шестое. В Церкви
стоя, стой со вниманием и помни, что ты пред Богом
стоишь и молишься Ему. Сего ради по сторонам не
озирайся, но прямо к Богу вперяй ум твой и сердце твое,
да услышана будет твоя молитва. Внимай и читаемым
молитвам и стихам. Седьмое. В Церкви стоя на молитве,
крайне берегись разговаривать о земных вещах. Место бо
сие, а паче Алтарь святой, есть место свято. Святое же
место должно свято и почитать. Берегись убо без крайней
нужды на месте сем говорить. Ходишь в место сие Богу
молиться, а не разговаривать. Осьмое. Празден не буди,
ибо праздность всему злу научает. Всегда убо буди в
трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись или
будь в Богомыслии, или ручное какое дело делай. Ни к
кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в
праздности. Тут ему дом подметен и украшен. Берегись убо
праздности, да не впадешь во всякое зло. Девятое. Молись
Богу кратко, но часто и прилежно. Не токмо молись о
себе, но и о всех Христианах. Сие бо есть звание
Монашеское. Монах без молитвы, как воин на брани без
оружия. Враг всегда на Монахов нападает. Не должно убо и
нам дремать, но ему противиться и против его стоять
бдением и молитвою, по увещанию Христову: Бдите и
молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41). Десятое.
Очень опасно Монаху с женами водиться и знаться. Того
ради Монаху без нужды не должно в келью свою жен
допускать, а паче дозволять им ночевать в своей кельи.
Сие очень опасно, да и соблазнительно. Берегись убо
Монах, да не что многим трудом собрал, в едину минуту
потеряешь и сам себе погубишь. Столпы и чудотворцы
падают, как видим в Историях, чего уже ожидать тростям
сокрушенным? Берегись убо, возлюбленне, жены, да не
сожжешься. Евва всегда имеет свой нрав; всегда
прельщает. Первоенадесять. Поминай часто смерть, Суд
Христов страшный, геенну, и царствие Небесное. А паче
тогда к сим пунктам обращай мысль твою, когда похотью ко
греху искушаешься; обращай да и помощи проси у Господа.
Без того бо и не сильно наше тщание. Память сих пунктов
не допустит согрешить. Память геенны, говорит Святой
Златоуст, не попустит впасти в геенну. Второенадесять.
Когда злой какой помысел находит, то тотчас отгоняй его,
и на помощь призывай Господа, глаголя: Господи, помози
мне! Убивай младенца злого, да не возрастет и укрепится,
и убиет тебе самого. Тщись всегда быть победителем, а не
побежденным. Буди добрый борец и запятник, а не
подданник. Господь да поможет тебе. Третиенадесять. О
людях, а паче о властях и высоких лицах берегись
говорить, да не в грех осуждения и клеветы впадешь.
Четвертоенадесять. Чуждых пороков и грехов испытывать
берегись. Сие бо ведет человека к осуждению и клевете.
Смотри себя самого, и познавай себя, то есть: страсти и
грехи свои, и их очищай покаянием и молитвою; сие
испытание есть полезно Монаху, как и всякому
Христианину. Пятоенадесять. Брата своего, то есть:
другого Монаха и всякого человека, обидеть и укорить
крайне берегись. Ты-де такой и такой человек, ты плут,
тот и проч. Сие бо есть тяжкий грех. Помни, что и ты сам
грешник, такой же, как и он; а может быть, что он и
лучший тебя. К тому ж не знаешь что с ним и с тобою утро
сделает. Бывает бо, что добрый развращается, а злой
исправляется. Всяк падает, когда Бог его не укрепит. Без
Божией помощи стоять не можем. Шестоенадесять. Ежели кто
тебя обидит, не держи на него гнева, но прости ему
тотчас, и молись о нем Богу, да и Бог ему простит; и
хотя сердце твое не хочет того, ты его преклоняй к тому,
и убеждай, и молись Господу, чтобы Он помогал тебе
самого себя победить, и плотское мудрование умертвить.
Трудно сие, но требуется от Христианина; а паче от
Монаха. Надобно простить ближнему, когда сам хочешь
получить прощение от Бога. Оставь, и тебе оставится.
Ежели ты не оставишь, то и тебе не оставится. Страшно
сие, но истинно. Ибо Святое Евангелие научает так: Аще
отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец
ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения
их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших
(Мф. 6:14–15)..... Прочего не достает.
За крайнею своею немощию сего
наставления не в силах 6ыл докончить Преосвященный.
Слышно, что живешь ты меж людьми, как
железо между молотом и наковальнею; и раскольники и
безбожники окружают тебе, и так убегая ты от львов,
попался между аспидов и василисков. Горе, горе, горе
живущим на земли, и хотящим душу спасти, яко сатана, яко
лев рыкая ходит, иский поглотити кого (1Пет. 5:8), и
которых поглотил уже, чрез тех хочет и старается и
непоглощенных поглотить. Опасайся сего льва, и
поглощенных от него. Рассуждай сие, что пишу. 1.
Раскольников, как огня берегись, и с ними никакого не
имей сообщения. Хотя бы они по неделе постились, и
всегда молились, и прочая дела показывали; бегай от них.
2. Воскресение мертвых, Суд Христов, Царство Небесное, и
муку вечную, имеющую быть, так веруй, как видишь себя и
прочих людей. Так сие истинно есть, как истинно, что
вчерашний день был, и сегодняшний есть. Понеже Бог сия в
Писании Святом объявил нам. 3. О воскресении мертвых
читай сии места: 1Кор. 15 глава вся, 1Сол. 4:13 до конца
главы, Мф. 22:23–33; и Мк. 12, Лк. 20, Ин. 5:25, 28–29.
И на прочих местах. 4. О суде Христовом: Мф. 15:5. О
Царствии Небесном и о муке вечной, там же Мф. 25. Идут
сии в муку вечную, Праведницы же в живот вечный, и на
прочих премногих местах Писания о том писано. 6. Знай
точно, что сии, которые Воскресению Христову, Суду
Христову, Царствию Небесному и муке вечной не верят,
суть явные безбожники; и хотя бы, как ни ласкали они
тебя, и как ни льстили, крайне их убегай, да не с ними
погибнешь; и знак есть, что такие, как ни кажут себе,
скотское имеют житие. 7. Я советую тебе, между такими
зверьми живущему, ежели не можно от них уклониться,
держаться одной своей кельи, и только на одну Обедню
ходить, а Утреню и Вечерню дома читать; да буди нем и
глух. Тогда почаще услышишь Самого Спасителя нашего
внутрь тебе поучающего. 8. Так живучи, неотменно много
будешь иметь озлобления; но вся терпи, и претерпи, да
спасешься.
Спасайся.
Ваше Преподобие!
Хотя я и не знаю и не видал тебе, однако
слышал, кто и откуда ты, и как в звание вошел. Доброе
начало! О! когда б и конец был добр, без которого и
начало ничтоже есть! Не начало бо и средина, но конец
похваляется, и все дело совершает, и по глаголу
Христову: Буди верен до смерти, и дам ти венец живота
(Апок. 2:10). Слышал я, что ты скучаешь от ненависти и
озлобления живущих с тобою, и хочешь от того места
отъити, и пойти в един от Московских монастырей. Когда
подлинно тебя люди ненавидят и озлобляют, то сие есть
кознь дьявольская, который ненависть и озлобление
людское на благочестивую душу возбуждает, чтобы ее
низложить и от доброго пути отвратить. А люди бедные,
которые благочестивую душу ненавидят и озлобляют, сами
не знают, что делают. Ибо бывает, что после каются и
сожалеют о том. Возлагай убо и ты вину бедствия своего
на сего душевного нашего врага, и людям прощай, и о них
молись. Не уступай своему супостату и стой на прежнем
своем месте, яко же храбрый воин стоит против своего
супостата, и не дает ему места. Стой и ты, и не уступай
ему, да не порадуется о тебе. Знай точно, что где ни
будешь, везде он будет тебя беспокоить чрез людей, и
чрез самого себя. В тишине будешь жить, и добр покой
иметь, когда все, что ни приключится тебе от него
самого, и от людей, с молчанием и без ропота
перетерпишь. Души благочестивой в мире сем живущей,
везде есть чужая сторона; везде есть и беспокойство,
пока пойдет к Небесному своему отечеству. Там она сладко
упокоится по трудах и подвиге; и притом вечно, а не
временно. Но и здесь в мире сем, ежели хочешь какой
покой иметь, нигде не можешь сыскать его, aще терпения
не можешь иметь. Вдайся убо в терпение, и будешь покой
иметь внутрь себя, хотя и много будут тебя беспокоить
извне. Пусть тебя называют, как хотят, люди; пусть о
тебе говорят, что хотят; ты в зеркало совести своей
посматривай и той свидетельством утешайся, и взирай на
будущую славу, которая терпящим уготована. Временное все
минется, хотя очень горькое и продолжительное будет, но
вечная слава и блаженство никогда не минуется. Посмотри
на Христа: чего Он для нас не претерпел? Посмотри на
Святых сих: не все ли они последовали Христу верою и
терпением? А нам с чем там явиться пред ними, когда не
хотим здесь терпеть? Какое различие покажем, что мы
Христиане, когда не хотим Креста нести и Христу
последовать терпением? Разве то покажем, что в
монастырях живем, и платье черное носим? Надобно
опасаться, чтобы и то самое нас там не обличало. Житие
монастырское и черное платье есть смирение и покаяние. А
когда Христу нас ради смирившемуся не хотим последовать,
то где наши обеты, которыми на крещении обещались мы
работать Христу! Где обеты, которые повторяли при
пострижении, и обещались иметь смирение, послушание,
терпение, кротость и прочая? Разве дотоль Монах бывает,
доколь постригается? Разве черная риза и обеты Монахом
делают, а не самое дело? Нет, нет. От Христиан всех
требуется, чтобы шли узким и тесным путем; но паче от
Монаха и от Монахинь. Кто нас к тому убеждал, чтобы
заключиться в Монастырь и черное платье носить, тесноту
и скорбь терпеть? Сами то мы избрали. Почто ж нам от
того и убегать, что сами избрали? Все Христиане
неисправные безответны будут на страшном Суде Христовом;
но паче Монахи и Монахини, которые обетов своих не
хранят. Помяни сие все, возлюбленне, и из Монастыря, в
котором имеешься, не исходи из оного, но все терпи, да
получишь венец живота. Венец без победы, победа без
подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает.
Надобно убо бороться, подвизаться и терпением побеждать,
чтобы венчаться от подвигоположника Иисуса Христа. Яко
же убо ты начал воином Христовым быть, так и до конца
пребудь; тогда-то признает тебя Христос за Своего воина,
и даст тебе венец живота, и вечно блажен будешь.
Христианская победа ни в чем ином, как только в
мужественном скорбей и напастей терпении состоит. Нет
славнейшей победы, как гнев свой и самого себе победить.
Ежели же благословную причину имеешь из сего Монастыря
изъити, то и тогда в Московские монастыри не ходи, но в
какой-нибудь там Монастырь поди и живи. Только уверяю
тебя, что бес везде тебя будет беспокоить. Господь да
сохранит нас от него.
Спасайся о Христе.
Ваш доброжелатель
Т. Е. Б. В.
Слышал я твою жалобу, о твоих
беспокойствах; на что тебе по моему убогому разуму
предлагаю совет: 1. Обратившимся к Богу, всегда бывает
много искушений, о чем и в Писании написано так: Чадо!
аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу
твою во искушение. Управи сердце твое, и потерпи и не
скор буди во время наведения и проч. (Сир. 2:1–2). И на
многих местах Священного Писания о том же
свидетельствуется. Надобно убо терпеть и молитвою против
их вооружаться, и так преодолевать. Сатана не спит, но
всегда бодрствует на погибель нашу, по учению
Апостольскому: Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат
ваш диявол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити;
емуже противитеся, тверди верою и проч. (1Пет. 5:8–9).
Апостол Иаков глаголет: Блажен муж, иже претерпит
искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже
обеща Бог любящим Его (Иак. 1:12). Терпи убо и ожидай от
Бога милости, и в будущем веке конца. 2. Когда мысли
поревают тебе на прежнее житие и в суету, берегись того.
Сия сатанинская есть кознь; хочет он тебя прельстить,
запутать в суету, и так погубить. Послушай Святого
Писания о сем: Никтоже возложь руку на рало, и зря
вспять, управлен есть во Царствии Божии, глаголет
Христос (Лк. 9:62). И Петр Апостол глаголет: Лучше бо
им, то есть, возвращающимся на житие беззаконное, не
познати пути правды, нежели познавшим возвратитися
вспять от преданныя им Святыя заповеди. Случися бо им
истинная притча: пес на свою блевотину возвращся, и
свиния омывшись, в кал тинный (2Пет. 2:21–22). И во
Псалме 124 написано: Уклоняющиися в развращения, отведет
Господь с делающими беззаконие (Пс. 124:5). И Христос
паки глаголет: Кая польза человеку, аще мир весь
приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16:26). Все здесь
останется, мир, богатство, слава, честь, роскошь,
сладость плотская, украшения, платья, дома, уборы, кони,
кареты, посуда, пища плотская, насыщение, все минуется;
смерть придет, и нагих нас восхитит, и на оной свет
пошлет. Горе нам будет, когда суетою прельщенных, и
обремененных грехами, и нагих добродетелями восхитит!
Как явиться на Суде Христовом будет? Стыд и срам
непрестанный будет; весь свет увидит нашу наготу; Святые
Божии не узнают нас, ежели здесь им не подражаем; Ангелы
Святые возгнушаются нами, что Христианами назывались, но
Христианами не были, то есть, Христианского жития не
имели; Христос возглаголет: Николиже знах вас
(Мф. 7:23). Вы Меня не знали, и заповедей Моих не
соблюдали, и Мне в смирении, любви и кротости, и
терпении не последовали в мире живучи; и Я вас ныне не
знаю. О! не допусти, Боже, сей глас слышать; потерпим
убо мало, да утешимся во веки; вот скоро, вот скоро все
минется! Вот придет и не закоснит! Вот скоро перемена
будет; терпящим утешение вечное, и утешающимся здесь
сластями и веселостями и похотями мира сего вечная
скорбь, теснота и тоска. Спасайся! Господь да укрепит
тебя, и меня грешнаго помилует. Аминь.
Ваш доброжелатель и слуга
Е. Т. Б. В. за Дoном.
Терпишь клевету тяжкую, как слышу. Прими
по силе моей утешение. Первое: Без Бога ничего нам не
бывает; потому и язык злоречивый на нас попущением
Божиим. Терпи убо, что Бог посылает. Бог слышит клевету,
и твою совесть знает. Второе: Сим утешайся, что ложно
терпишь. Совесть чистая великое есть утешение. Лучше от
единой совести утешаться; хотя и весь свет порочит,
нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Я
сие избираю себе: пусть меня все хулят, только бы меня
совесть хвалила. Сей свидетель верный солгать не может;
что видит, то и говорит; и чего не видит, молчит, и един
против тысячи клеветников стоит, и по нас поборает, и
защищает, и утешает, и клеветникам в свое время уста
заградит; и тогда покроет их срам. Третье: Ты имеешь
много в сем бедствии товарищей: Святые Божии много
клеветы претерпели; и ныне много таких обретается,
которые то ж терпят. Не ты убо един то терпишь: многие
сим путем прошли и угладили его нам, и нас за собою
зовут тем же путем идти. Пойдем убо за ними, да с ними
купно прославим искупившего нас Иисуса Христа. О Иисусе!
привлеки за Собою и Святыми Твоими нас немощных и
унылых! Четвертое: Рассуди и рассмотри совесть твою, не
язвил ли кого и ты языком своим? Когда то было, то
клевета клеветою и казнится; и потому терпи благодарно,
что грех здесь наказуется, да там согрешивший помилован
будешь. Судими от Господа наказуемся, да не с миром
осудимся, говорит Апостол (1Кор. 11:32). Накажи нас,
Господи, здесь, а там помилуй! Пятое: Видишь как Бог
милостью Своею обращает нам в добро то, что сатана и
люди злые замышляют нам во зло! Буди убо ныне спокоен и
утешайся, и забудь всю суету. Шестое: учися от сего не
верить клевете других, кто на иных клевещут. Как ты
напрасно слышишь о себе клевету, так и те, о которых
худые слухи проносятся, часто напрасно слышат, не зная
за собою того, в чем порочат их. Благодари о сем со
Пророком: Благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118:71).
Читай пункты посланные от меня; и там что пишу, найдешь.
Спасайся, и о мне грешном поминай.
Ваш доброжелатель
Двоякое наказание Божие, вечное и
временное; вечное наказание готовится людям нечестивым,
беззаконнующим и нераскаянным грешникам. Сего они никак
не избегнут, как себя ни ласкают. Одождит на грешники
сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их
(Пс. 10:6). Временное наказание претерпевают люди
благочестивые, Богобоящиеся и тщащиеся заповеди Божия
сохранять; и сие наказание Божие есть Отеческое,
милостивое, и от любви происходящее. Так бо писано есть:
Егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына,
егоже приемлет, и проч. (Евр. 12:6). Так Господь
человеколюбивый наказует человеколюбно рабов Своих
верных, да там их помилует, по словеси Апостольскому:
Судими от Господа, наказуемся, да не с миром осудимся
(1Кор. 11:32). Бьет, яко Отец чад Своих и исправляет, да
подаст им наследие вечного живота. И самые бо
благочестивые люди не без греха. В откровении Иоанновом
написано о избранных Божиих, которых он видел пред
Престолом Божиим стоящих: Сии суть, иже приидоша от
скорби великия (Апок. 7:14). И в Деяниях Апостольских
написано: Многими скорбьми подобает внити в Царствие
Божие (Деян. 14:22). И на прочих местах. Видишь, что
скорбный путь есть к вечному животу. Терпи убо все
здесь, что ни приключится, да там не будешь терпеть, но
да вечный живот получишь с претерпевшими здесь всякую
скорбь и наказание, и с ними прохладишься, и утешишься,
и прославишься во Царствии Небесном. В Притчах
Соломоновых написано так: Славе предходит уничижение
(ср. Притч. 15:33). То есть пред славою, которая будет в
будущем веке, благочестно живущим, бывает им в мире сем
уничижение, поругание, посмеяние, поношение, укорение,
злословие. Колико убо благочестивая душа здесь в мире
сем претерпит поношения, укорения, злословия,
уничижения, клеветы, и прочего злословия, толико в
будущем веке прославится. Терпи убо всякое поношение,
укорение, злословие и ругание со всякою кротостью и
молчанием, не отмщевай ни делом, ни словом поносителям и
ругателям своим, но паче молись за них, по примеру
Христову; и тако будешь последовать Христу, который от
мира поруган, уничижен, и обезчесчен был, был поношение
человеков и уничижение людей, и с Ним прославишься во
Царствии Его. Тогда обратится бесчестие твое временное в
честь тебе вечную, бесславие твое временное в вечную
славу, уничижение в похвалу, и всякая скорбь и злословие
в вечное утешение и радость. Поверь сему и крепись,
потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и
потерпи Господа, увещевает Дух Святой всякую душу
страждущую.
Спасайся О Христе.
1
Поминай часто Суд Божий, смерть, ад, и
Небесное Царствие. Ибо таковым поминанием отводится
человек от грехов, и суета мира сего в забвение ему
приходит.
2
Поминай часто, наипаче в ночи, о
страдании Христовом, что Он за грехи наши пострадал и
умер. Так возжется любовь к пострадавшему Христу, и сия
любовь будет тебе сохранять от грехов.
3
Чистоту и целомудрие весьма береги к
чему сии посредствия примечай. Первое: Мало ешь и пей,
но пост люби. Второе: Никогда не будь празден, но всегда
делай что-нибудь. Третие: Помни всегда, что пред Богом
ходишь, и Он на тебе везде смотрит, и назирает твоя
дела, слова и мысли. Как пред Богом дерзнешь согрешить и
осквернить себе? Берегись же не токмо делом, но и мыслию
грешить. Пред отцем и материю не смеешь согрешить, как
пред Богом всевидящим будешь грешить? Четвертое: Как
мысль худая приходит, тотчас отгоняй от себе и молись:
Господи Иисусе Христе! помози мне грешному! Пятое: Часто
молись и проси у Христа: Господи! дай мне смирение,
целомудрие и прочие добродетели! Без молитвы и Божией
помощи, целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем.
Шестое: Глаз от смотрения на красныя лица, и ушей от
песней скверных береги, и не прельщайся таковыми.
Седьмое: В Церкви стоя, не смотри по сторонам, но в
землю смотри и к Алтарю Святому, а ум к Богу возводи.
4
О людях никаких не говори ничего, понеже
от того бывает порок, который грех есть тяжкий.
5
Как читается Евангелие и Апостол, и
поучение в Церкви, или инде, слушай прилежно, и
рассуждай, что читается; и тщись тое делом исполнить.
Слышание бо без исполнения не пользует; и молись Богу,
чтобы Сам Он научил тебе творить волю Свою: Господи!
научи мя творити волю Свою!
Получил я от тебя письмо, из коего
познал печаль и горесть души твоей; что делать? Житие в
мире сем без того не бывает. На воздухе то мрачно, то
ясно, то бурно, то тихо; такожде и на море, то тишина,
то волны; так и в нас без перемены не бывает; то
радуемся, то печалимся, то боимся, то уповаем; таково
житие мира сего есть. Сия всегдашняя перемена научает
нас, как нам в счастье и несчастии, радости и печали
содержать себе должно. Пришла радость, следует ожидать и
печали; попадаемся в печаль; потом ожидать и веселия. Но
блажен, кто кораблец души своей во время бури и непогоды
управлять может! О сем должно нам тщатися, но тщание без
Вышней помощи не сильно. Сего ради надобно того просить
от Управителя всех Бога. Бог нам прибежище и сила,
помощник в скорбех обретших ны зело. Так вера ободряет
себя во время скорбных случаев, и защищает себя, как
щитом, упованием на Вышнего от огненных стрел вражьих.
Он есть упование всех концов земли, и сущих в мори
далече; Он тойжде и мне бедному и тебе; очи всех на Него
уповают, и я в скорбех своих плачевные свои к Нему
возвожу очи. Всем Он помощник и защитник, такожде и мне
и тебе. Он не смотрит на лицо, но на сердце и веру нашу.
Как солнце всех взирающих на него просвещает и утешает
светлейшим своим зраком, так Солнце вечное и
незаходимое, всем на Него верою взирающим, есть
просвещение и утешение. О сем Пророк глаголет: К Тебе
возведох очи мои, живущему на Небеси: Се яко очи раб в
руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи
своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему дóндеже
ущедрит ны (Пс. 122:1–2). Поручая себя и вас Божией
милости, остаюсь
Ваш доброжелатель
Тихон Задонский
Из письма твоего вижу я, что на тебя
напало уныние. Люта есть страсть сия, с которою
Христианам, хотящим спастись, много бороться надобно.
Она наипаче тех людей берет, которые хлеб и прочее все
готовое имеют: а наипаче тех, которые живут во
уединении. Советую убо тебе чинить следующее: 1.
Убеждать себя и нудить к молитве и ко всякому доброму
делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди плетью
гонят, и убеждают идти и бежать, так нам должно убеждать
ко всякому себя делу, а наипаче к молитве. Таковой труд
и тщание, видя Господь, подаст охоту и усердие. Делает
охоту, и как бы влечет к молитве и всякому и доброму
делу и привычка. Приобучайся убо и привыкать, и самая
привычка будет тебя влещи к молитве и всякому добру. 2.
Усердие подает переменность, то есть: когда тое и другое
делать переменно. Делай убо и ты так, то молись, то
руками что-нибудь делай, то книгу прочитывай, то
рассуждай о душе твоей и вечном спасении и о прочем; то
есть: молись и читай книгу, и делай рукоделие и паки
молись, и паки другое делай и проч. И когда уныние
сильно берет, выйди вон из комнаты и проходись, и
проходясь рассуждай о Христе и прочем, и рассуждая,
возводи ум к Богу и молись. Так уныние проженется. 3.
Память смерти нечаянно приходящие, память Суда Христова,
и память вечные муки и вечного блаженства отгоняет
уныние. Рассуждай о них. 4. Молись и воздыхай к Господу,
чтобы Сам Он подал тебе усердие и охоту, без Него бо мы
ко всякому делу неключимы. Когда по сим пунктам будешь
поступать, верь мне, что мало по малу охоту и усердие
будешь иметь. Бог от нас требует труда и подвига: а
трудящимся обещался помогать: трудися убо, да поможет
тебе Господь. Помогает Он трудящимся, а не лежащим и
дремлющим. Сатана бодрствует на нашу погибель. Не должно
и нам дремать; но против столь лютого врага стоять и
бороться, что бывает молитвою и чтением книг, и всяким
добрым делом; дабы он пришедши к нам не нашел себе
места. Противитесь дияволу, и бежит от вас (Иак. 4:7).
Ни к кому удобнее дьявол не приступает, как к человеку в
праздности и лености живущему. Тут ему дом подметен и
украшен. Рассуждай сия и берегись, и о мне грешном
молись.
Спасайся о Христе.
Тихон Задонский, святитель
Цитировано по:
Наставления, писанные для
монашествующих,
из остальных сочинений Преосвященного
Тихона,
бывшего епископа Воронежского. - Киев :
В тип.
Киево - Печер. Лавры, 1854. - 2, - С.
51.
Азбука веры
***
Молитва святителю Тихону Задонскому:
- Молитва святителю
Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому.
Святитель Тихон Задонский - великий
христианский учитель и проповедник, миссионер и
искоренитель языческих суеверий и обычаев,
необычайный аскет и молитвенник, архипастырь,
проникнутый смирением и любовью к пастве. Обладал
даром прозорливости и чудотворения. Святитель
Тихон Задонский – небесный покровитель монахов и
церковного клира, миссионеров и катехизаторов,
студентов семинарий. Святителю Тихону молятся о
даровании кротости и незлобия, аскетических
подвигах, об избавлении от любых болезней, но
особенно от болезней душевных: печали и уныния, от
избавления от алкоголизма и наркомании, душевного
помешательства и беснования. Немалому количеству
людей святитель Тихон помог вернуть зрение, и
возможность ходить, к нему также обращаются за
помощью в крайней нужде и нищете
Акафист святителю Тихону Задонскому:
- Акафист святителю Тихону Задонскому
Канон святителю Тихону Задонскому:
- Канон святителю Тихону Задонскому
Житийная и научно-историческая литература о
святителе Тихоне Задонском:
- Святитель Тихон Задонский - Православие.Ru
Труды святителя Тихона Задонского:
|