Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святитель Тихон Задонский - творения


Тихон Задонский. Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами

Память: 19 июля / 1 августа, 13 / 26 августа

Святитель Тихон Задонский; - великий христианский учитель и проповедник, автор известных сочинений: "О седми Святых Тайнах", "Прибавление к должности священнической", "О таинстве Покаяния", "Правила монашеского жития", "Наставления обратившимся от суетного  мира", "Сокровище духовное, от мира собираемое", "Об истинном христианстве" и многих других. Миссионер и искоренитель языческих суеверий и обычаев, необычайный аскет и молитвенник, архипастырь, проникнутый смирением и любовью к пастве. Обладал даром прозорливости и чудотворения.

Святитель Тихон Задонский. Икона

Святитель Тихон Задонский

***

В конце краткое к скорому обращению увещание, в пользу душевную, каждому предлагаю.

"Вонми, небо, и буду говорить, и да слышит земля слова уст моих" (Втор 32:1).

"Согрешили, они не дети Его, они порочны. Род строптивый и развращенный! Сие ли воздаете вы Господу? ...Не Сам ли Он Отец твой, Который усвоил тебя, и сотворил тебя, и создал тебя" (Втор 32:5–6)?

"Вопроси отца твоего, и возвестит тебе; и старцев твоих и скажут тебе" (Втор 32:7).

"Напитал его (Израиля) в пустыне, в жажде, во время зноя в безводной" (Втор 32:10).

"Окружил его, и наставил его, и сохранил его, как зеницу ока. Как орел покрывает гнездо свое и носится над птенцами своими, так простер крила свои, и принял его, и поднял его на плечи Свои" (Втор 32:11–12).

"Пили мед из камня, и елей из твердого камня", и прочее (Втор 32:13).

"И ел Иаков, и насытился, и отвергся возлюбленный: утучнел, отолстел, разжирел, и оставил Бога, сотворившего его, и отступил от Бога, Спаса своего" (Втор 32:15).

"И видел Господь, и возревновал, и раздражися", и прочее. И сказал (Господь): "Отвращу Лицо Мое от них, и покажу, что будет им впоследствии" (Втор 32:19–20).

"Соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои" (Втор 32:23).

"Близ день погибели их, и предстоит готовое вам" (Втор 32:35).

"Изострю, как молнию, меч Мой, и примет суд рука Моя; и воздам месть врагам, и ненавидящим Меня воздам. Упою стрелы Моя кровью и меч Мой насытится плотью" (Втор 32:41–42).

И сказал Господь: "Доколе преогорчевают Меня люди сии, и доколе не веруют Мне при всех знамениях, которые Я сотворил с ними? Поражу их смертью и погублю их" (Чис. 14:11–12).

"Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти" (Пс 7:13–14).

"Сыны человеческие, доколе вы будете упорны? Зачем любите суету и ищете лжи? (Пс 4:3).

"Бог истребит тебя до конца, исторгнет тебя и переселит тебя из селения твоего и корень твой удалит от земли живых" (Пс 51:7).

"Насыщен Я вами, более не стерплю грехов ваших. Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас; и если умножите моление, не услышу вас: ибо руки ваши исполнены крови" (Ис 1:14–15).

"Горе беззаконному! Ибо лукавое постигает его по делам рук его" (Ис 3:11).

"Пришел... конец, ныне конец тебе, и испущу ярость Мою на тебя, и воздам тебе по путям твоим, и возложу на тебя вся мерзости твои" (Иез 7:3).

"Не пощадит око Мое тебя, и не помилую тебя, изолью на тебя гнев Мой, в огне гнева Моего дуну на тебя... Будешь пищею огню; кровь твоя будет на земле, и не будет о тебе памяти" (Иез 21:31–32).

"Если скроются во аде, то и оттуда рука Моя исторгнет их; и если взойдут на небо, то и оттуда свергну их. И если скроются на вершине Кармила, то и там отыщу, и возьму их; и если погрузятся от очей Моих во глубинах морских, то и там повелю змию, и угрызет их" (Ам 9:2–3).

"Если вознесешься, как орел, и если положишь гнездо твое среди звезд, и оттуда свергну тебя" (Авд 1:4).

"Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь", – говорит Предтеча святой (Мф 3:10).

И Христос то же говорит: "Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь" (Мф 7:19).

"Не всякий, – говорит Христос, – говорящий Мне: "Господи! Господи!", – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф 7:21).

"Если не покаетесь, все так же погибнете", – говорит Христос (Лк 13:5).

"Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют", – говорит апостол Павел (1Кор 6:9–10).

"Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов", – говорит Христос (Мф 25:30).

"Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его", – скажет Христос непокаявшимся грешникам на Страшном Суде. "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф 25:41, 46).

"Горе лихоимцам, лихоимство – зло для дома своего! О, горе созидающему город кровью и приготовляющему город неправдами" (Авв 2:9, 12)!

"Как закалающий на жертву жертву сына пред отцом его, так приносящий жертву из имения бедных" (Сир 34:20).

"Хлеб бедных есть жизнь бедных; лишающий его – кровопийца" (Сир 34:21).

"Убивает ближнего тот, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь тот, кто лишает наемника платы. Когда один созидает, а другой разоряет, что они получат для себя, кроме утомления? Когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит Владыка?" (Сир 34:22, 4).

"Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа". К богатым, удерживающим плату наемников, гром сей Христова апостола (Иак 5:4).

"Кто имеет уши слышать, да слышит!" – говорит Христос (Мф 11:15, 13:9, 43, 25:30).

Размышляй, христианин, почаще о вечности, так удобнее избежишь греха. Вечность всегда пребывает, и никогда не кончается. Пройдет тысяча, сто тысяч, тысяча тысяч веков, и более пройдет, а вечность только начинается. И сколько ни будешь умом вперед простираться, вечность только начинается, а конца ее умом не можешь достигнуть, так как она не имеет конца.

Нельзя о вечности думать и вспоминать без воздыхания и страха. Размышление о вечности делает плач и слезы сладкими, всякий труд облегчает, всякое временное наказание, то есть печаль, узы, темницы, изгнание, обиды, раны, бесчестия, поношения, нищету и саму смерть с любовью и благодарением принимать позволяет. А в беззаконные сети впасть не попустит, не попустит в нечистоте валяться, лгать, воровать, грабить, обманывать, гордиться, превозноситься, ближнего осуждать, клеветать на него.

Кто о вечности будет думать прилежно, тот более будет желать слышать слово Божие, наставления ко спасению, нежели повседневную пищу, не захочет украшаться тленной красотой, ему и горькая пища сладкой покажется. Банкеты, танцы, игры, пения, хоры омерзеют ему, как препятствующие ко спасению; плакать больше, чем смеяться будет. Любезнее ему будет нищета, нежели богатство, бесчестие, нежели честь, укорение, поношение, озлобление, нежели похвала.

Представится его уму двоякая вечность. Одна – блаженная и желающая, вечность праведных, которые во царствии небесном со Христом и святыми Его Ангелами, вовеки бесконечно будут веселиться; а другая – несчастливая и ужасная вечность бедных грешников, осужденных на вечное во огне мучение с диаволом. "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф 25:46).

1. Бог ангелов согрешивших на вечное мучение осудил (Иуд 1:6).

2. Праотцов из рая изринул и со всеми потомками проклятию предал (Быт 3:23).

3. Каина за братоубийство осудил (Быт 4:11–12).

4. На весь мир потоп навел (Быт 7:20).

5. Содом и Гоморру огнем с неба попалил (Быт 19:24).

6. Фараона ожесточенного со всем воинством в море потопил (Исх 14:28–29).

7. Людей Израилевых, изшедших из Египта, за различные грехи и беззакония в пустыне поразил (1Кор 10:5–10).

8. Пришедших в землю обетованную многих врагам их в рабство, в плен предавал, и прочие посылал наказания. Пишется об этом в книге Судей Израилевых и в книгах Царств. "Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор 10:11).

9. И ныне всякие наказания от Бога за грехи посылаются на людей, как-то: войны, кровопролития, землетрясения, голод, нашествия иноплеменных, междоусобные войны, болезни, немощи, скорби, печали, и прочее.

"Покайтесь", – говорит Христос (Мф 4:17).

"Сотворите же достойный плод покаяния", – говорит Предтеча (Мф 3:8).

"И как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2Кор 5:20).

"Омойтесь, и чисты будете; отнимите лукавство от душ ваших" (Ис 1:16).

"Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца ваши, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас" (Иак 4:8–10).

"Вот стою у дверей стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною", – говорит Христос (Откр 3:20).

"Ты милуешь всех, ибо все можешь; и прощаешь грехи человекам ради покаяния" (Прем. 11:24).

"Как велика милость Господня и очищение обращающимся к Нему" (Сир 17:27).

"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные"; "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию", – говорит Христос (Мф 9:12–13).

"И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши", – говорит Христос жене, взятой в прелюбодеянии (Ин 8:11).

Мытаря, смирившегося и из глубины сердца возопившего: "Боже! Милостив буди мне, грешному!" – оправдал Христос и сказал: "Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот" (фарисей) (Лк 18:13–14).

Жене-блуднице плакавшей отпустил грехов много, и сказал: "Прощаются грехи ее многие" (Лк 7:47). Разбойнику, на кресте висящему и покаявшемуся, сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:43).

Царя Давида, в грехах своих покаявшегося, простил, и тогда он сказал: "Согрешил я ко Господу моему, и Господь отнял согрешение его от него" (2Цар 12:13). Манассию беззаконствовавшего, и обратившегося, помиловал (2Пар 33:13).

К тому же читай притчу о блудном сыне и рассуждай, как отец преблагой его, обратившегося и еще издалека идущего, с радостью узрел, и рад ему был, и встретив его, бросился ему на шею, облобызал его, в лучшую одежду одел его, и перстень на руку, и сапоги на ноги его повелел дать, и сотворил в своем доме веселый обед и пение, и хор, и прочее. Так Бог, Отец Небесный, любезно примет грешника кающегося, и Ангелам велит радоваться об обращении его. "Так, говорю вам", – говорит Христос, – "бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лк 15:10).

Четии Минеи преисполнены примерами грешников, покаявшихся и Божие милосердие получивших. Изволь читать их. "Засвидетельствую вам ныне небом и землею: жизнь и смерть дал пред лицом вашим, благословение и клятву; избери жизнь, да живешь ты и семя твое", – говорит Моисей к людям Израилевым (Втор 30:19).

Взирая на вышеназванные Божии к грешникам угрозы и наказания за грехи, на утешение и являемое к кающимся Божие милосердие, грешник, покайся, и к тому же Божию милосердию прибегни. Что такое истинное покаяние и как скоро тебе надобно его принести, если хочешь вечную жизнь получить, в следующих пунктах тебе вкратце для всегдашней памяти предлагаю.

Христианину, по Крещении падшему и в след похотей ходившему, одна надежда спасения осталась – покаяние, а покаяние истинное, как видно из Святого Писания и Святых Отцов, толкователей Святого Писания, состоит в следующих пунктах:

1. От прежних грехов отстать и ими так, как мерзостью, гнушаться.

2. О них жалеть, и Бога умилостивлять, и духовнику исповедываться.

3. От других грехов всячески беречься.

4. Оставлять ближнему согрешения, дабы самому Бог оставил. "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших", – говорит Христос (Мф 6:14–15).

5. Любовь и милость всякому являть, чтобы сам помилован был. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф 5:7).

6. Смирить себя. "Смиряющий себя возвысится" (Лк 18:14).

7. Никого не осуждать, ни на кого не клеветать. Читай притчу о мытаре и фарисее (Лк 18:10–15).

8. Богу молиться всегда, чтобы в напасть вражию не впасть. "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение", – говорит Христос ученикам (Мф 26:41), потому что сатана всячески ищет, как человека уловить в погибель. "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1Петр 5:8).

Неистинное покаяние – к тем же грехам возвращаться, и потому бесполезное. О том свидетельствует Сирах: "Когда кто омывается от осквернения мертвым и снова прикасается к нему, какая польза ему от омовения? Так человек, который постится за грехи свои, и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу он получит оттого, что смирялся?" (Сир 34:25–26).

Бог милостивый кающегося грешника приемлет любезно. См. §III и IV.

"Не медли обратиться ко Господу и не откладывай со дня на день", – так как откладывание бедственно (Сир 5:8), потому что:

1. Внезапная смерть бывает, как всякому видно: "Внезапно изыдет гнев Его, и во время мести погибнешь" (Сир. 5:9).

2. Бог хочет твоего обращения, и прощение обещает тебе (см. §III и §IV), но следующего утра или того, что будет далее, не обещает. Подумай об этом, грешник! Прежде же всего всегда велит быть готовым к исходу: "Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий" (Лк 12:40).

Многие до старости откладывают покаяние. Очень плохо, поскольку:

1. В старости телесных сил не станет для того, чтобы поднять труд покаяния, а душевные силы ослабеют в произволении и хотении злым обычаям и привычкой. "Если переменит ефиоп кожу свою, и рысь пестроту свою, то и вы можете благотворить, научившись злу" (Иер 13:23).

2. Откладывание это – пред Богом тяжкий грех, потому что лучшую часть жизни своей, то есть молодость греху, миру, диаволу в жертву приносят, а худшую часть, то есть старость, хотят Богу принести. Но и то сделать удастся ли, неизвестно. См. §§ I, II, и VIII.

Многие до болезни, а иные до кончины откладывают покаяние. Это диавольская кознь и грех тяжкий.

1.См. §IХ.

2. Будучи в болезни и с болезнью бороться, и о грехах думать, жалеть, и к Богу ум и сердце возводить, весьма трудно.

3. В болезни случается исступление ума, беспамятство, отъятие языка, и прочее.

4. Возмущение, тоска, страх смертный тяжелее всякой болезни.

5. Подвиг в совести – от воспоминания прошедших грехов и от того, что последуют наступающие за грехи наказания.

6. Сатана тут подвизается в отчаяние привести и погубить бедного грешника, как читаем в житиях святых. Надобно опасаться, как некто из Отцов сказал, чтобы у немощного не было немощное покаяние, а у умирающего – мертвое. Я здесь не то говорю, что будто бы Бог в немощи и в болезни, или при смерти истинного покаяния не принял, да не будет мне того думать! Но то подтверждаю, что трудно его принести (см. вышеописанные обстоятельства). Что само откладывание – это грех тяжкий, см. § IX. Да и внезапные случаи бывают. См. § VIII.

Итак, "не медли" же, по увещанию Сираха. (См. § VIII). Всякий, молодой и старый, здоровый и немощный, пока здесь находишься, обратись к Господу. Можешь, пока живешь на этом свете, покаяться и так благодатью Божией спастись. Тело алчет – ты его питаешь; жаждет – ты его напоеваешь; болеет – ты врачуешь; наго оно – одеваешь; грязное – омываешь, а душа алчет, жаждет, болит, вся нага, вся в пороках – и не радеешь! Похищенное богатство телесное отыскать и возвратить стараешься, а душевное богатство враг твой, диавол, все похитил – и не радеешь! Дом твой горит – созываешь соседей, и погасить стараешься, а дом душевный горит и уже сгорает – и не радеешь! Тонешь в воде – и просишь от всех помощи, а весь в грехах потонул – и не радеешь!

Отец, или мать, или брат, или сестра, или жена, или друг твой умер – весьма скорбишь и наполняешь воздух плачем и рыданием, хотя смерть эта и для тебя, и ни для кого неминуема; душа умерла от грехов, и потому вовеки бессмертной смертью должен умереть – и не радеешь, не сетуешь, не плачешь, не прибегаешь к Воскресителю мертвых, Христу! Как будто разлучение с другом, или женой, или братом, или сестрой бедственнее смерти души твоей и вечной твоей погибели. Плачешь о временной смерти, чего никак нельзя возвратить, ибо это Божий предел, а не плачешь о смерти душевной, что возвратить возможно!

Так-то ты, грешник бедный, тело твое смертное, прах и пепел, почитаешь, а о душе бессмертной, которая дороже всего мира, не радеешь, и так к ней относишься, как бы она не твоя была! Ах, осмотрись, пожалуйста, и к Богу Милосердному прибегни со слезами, чтобы Он отнял слепоту эту от тебя, и сделай это нисколько немедля. Бог тебя Сам ожидает с Ангелами и всеми святыми (см. §III и IV), совесть обличает и понуждает, Писание поучает и грозит (§1, II и VIII), смерть предстоит, что повседневные случаи показывают, Суд Христов праведный страшит, геенна ужасает, небо, тебе в жилище обещанное, ободряет, вечность блаженная влечет к себе, а противная устрашает (§1), Евангелие уверяет во всем.

Великая вещь – спасение, ради которого Христос, Сын Божий, умер. Если его однажды найдешь, во веки бесконечные будешь иметь, а если потеряешь, никогда не найдешь. В сем веке его надобно искать, и искать более, нежели повседневной пищи. А по смерти не найдешь, хотя и со всяким усердием и воздыханием пожелаешь. "Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос", – так тебе говорит Христов апостол (Еф 5:14).

Так начав, не озирайся вспять, стой прямо, подвизайся, преуспевай, помощью и надеждою вечных благ подкрепляемый, и меня, недостойного, перед Богом помяни. А ежели так начнешь, то и сам спасешься, и моей душе немалую пользу принесешь. Аминь.

Марта 21 дня, 1765 года.

То, что написано выше, и сам читай почаще, любезный о Христе брат и сослужитель, и внимай себе и своему спасению, и порученным тебе людям Божиим прочитывай. Можно тебе то читать людям везде, где придется тебе с ними быть, то есть когда или они в доме твоем зачем-нибудь будут, или ты у них по какой нужде окажешься, или в ином каком собрании, чтобы они слышали и знали, что некающимся грешникам следует, и как, напротив того, к кающимся Бог милостив, и, этим поощряемые, могли Богу усерднее каяться.

А ты сам, кроме того, что написано выше, можешь себе наставление приобрести и от совершения службы твоей иерейской. Так, например, совершая Крещение, слышишь, как отрекаются от сатаны и всех дел его (о чем в кратком увещании, в трех пунктах составленном, написано), вспомни, что и сам ты от сатаны и всех дел его отрекся; совершая исповедь, рассматриваешь совесть кающегося духовного сына или дочери, посмотри и в свою совесть, не обличает ли она тебя в том, в чем ты исповедующегося наказываешь, и всячески старайся ее сокрушением сердца, слезами, благоговением и всегдашней молитвой очистить; погребая преставившихся, помысли, в сколь бедное состояние нас, по образу Божию созданных, грех привел, вспомни и то, что и сам ты "земля, и в землю отойдешь" (Быт 3:20); приступая к алтарю на службу Божию, внимай себе, что ты посредник и ходатай между Богом и людьми и что ты о них молитвенник и предстатель к Богу, – и рассуждай, как приступаешь; помышляя о своем звании, вспомни, что ты присягал и клялся перед Богом Сердцеведцем со всяким усердием и старанием пасти людей, тебе Им порученных.

Так и в прочем поступай, и всегда помни, что ты звание служителя Божия на себе носишь, и всячески, насколько возможно человеческой силе, достойно званию этому во всем поступать старайся. Бог, Милостивый Помощник всех, видя твое старание, поможет тебе, и что тебе тягостным казалось, почувствуешь легким с помощью Божией и обретя привычку.

Христос, Сын Божий, пастырей Начальник, о всех промышляющий, да поможет тебе Своей благодатью.

Тихон Задонский, святитель

Цитировано по:

Собрание творений: в 5 томах / Святитель Тихон Задонский. - Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия

Ставропольского, 2003-. (Святоотеческое наследие). /

Т. 1. Житие, слова. Наставления пастве, родителям

и детям, священникам. "Плоть и дух". – С. 800. / Некие

примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие

грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами. – С. 552-569.

Азбука веры

***

Молитва святителю Тихону Задонскому:

  • Молитва святителю Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому. Святитель Тихон Задонский - великий христианский учитель и проповедник, миссионер и искоренитель языческих суеверий и обычаев, необычайный аскет и молитвенник, архипастырь, проникнутый смирением и любовью к пастве. Обладал даром прозорливости и чудотворения. Святитель Тихон Задонский – небесный покровитель монахов и церковного клира, миссионеров и катехизаторов, студентов семинарий. Святителю Тихону молятся о даровании кротости и незлобия, аскетических подвигах, об избавлении от любых болезней, но особенно от болезней душевных: печали и уныния, от избавления от алкоголизма и наркомании, душевного помешательства и беснования. Немалому количеству людей святитель Тихон помог вернуть зрение, и возможность ходить, к нему также обращаются за помощью в крайней нужде и нищете

Акафист святителю Тихону Задонскому:

  • Акафист святителю Тихону Задонскому

Канон святителю Тихону Задонскому:

  • Канон святителю Тихону Задонскому

Житийная и научно-историческая литература о святителе Тихоне Задонском:

  • Святитель Тихон Задонский - Православие.Ru

Труды святителя Тихона Задонского:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru