Тихон Задонский. Некие примечания, из
Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна
греховного и к покаянию призывающие, с последующими
образами
Память: 19 июля / 1 августа, 13 / 26 августа
Святитель Тихон Задонский; -
великий христианский учитель и проповедник, автор
известных сочинений: "О седми Святых Тайнах",
"Прибавление к должности священнической", "О таинстве
Покаяния", "Правила монашеского жития", "Наставления
обратившимся от суетного мира", "Сокровище
духовное, от мира собираемое", "Об истинном
христианстве" и многих других. Миссионер и искоренитель
языческих суеверий и обычаев, необычайный аскет и
молитвенник, архипастырь, проникнутый смирением и
любовью к пастве. Обладал даром прозорливости и
чудотворения.
Святитель Тихон Задонский
***
В конце краткое к скорому обращению
увещание, в пользу душевную, каждому предлагаю.
"Вонми, небо, и буду говорить, и да
слышит земля слова уст моих" (Втор 32:1).
"Согрешили, они не дети Его, они
порочны. Род строптивый и развращенный! Сие ли воздаете
вы Господу? ...Не Сам ли Он Отец твой, Который усвоил
тебя, и сотворил тебя, и создал тебя" (Втор 32:5–6)?
"Вопроси отца твоего, и возвестит тебе;
и старцев твоих и скажут тебе" (Втор 32:7).
"Напитал его (Израиля) в пустыне, в
жажде, во время зноя в безводной" (Втор 32:10).
"Окружил его, и наставил его, и сохранил
его, как зеницу ока. Как орел покрывает гнездо свое и
носится над птенцами своими, так простер крила свои, и
принял его, и поднял его на плечи Свои" (Втор 32:11–12).
"Пили мед из камня, и елей из твердого
камня", и прочее (Втор 32:13).
"И ел Иаков, и насытился, и отвергся
возлюбленный: утучнел, отолстел, разжирел, и оставил
Бога, сотворившего его, и отступил от Бога, Спаса
своего" (Втор 32:15).
"И видел Господь, и возревновал, и
раздражися", и прочее. И сказал (Господь): "Отвращу Лицо
Мое от них, и покажу, что будет им впоследствии"
(Втор 32:19–20).
"Соберу на них бедствия и истощу на них
стрелы Мои" (Втор 32:23).
"Близ день погибели их, и предстоит
готовое вам" (Втор 32:35).
"Изострю, как молнию, меч Мой, и примет
суд рука Моя; и воздам месть врагам, и ненавидящим Меня
воздам. Упою стрелы Моя кровью и меч Мой насытится
плотью" (Втор 32:41–42).
И сказал Господь: "Доколе преогорчевают
Меня люди сии, и доколе не веруют Мне при всех
знамениях, которые Я сотворил с ними? Поражу их смертью
и погублю их" (Чис. 14:11–12).
"Если не обратитесь, Он оружие Свое
изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем
приготовил орудия смерти" (Пс 7:13–14).
"Сыны человеческие, доколе вы будете
упорны? Зачем любите суету и ищете лжи? (Пс 4:3).
"Бог истребит тебя до конца, исторгнет
тебя и переселит тебя из селения твоего и корень твой
удалит от земли живых" (Пс 51:7).
"Насыщен Я вами, более не стерплю грехов
ваших. Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои
от вас; и если умножите моление, не услышу вас: ибо руки
ваши исполнены крови" (Ис 1:14–15).
"Горе беззаконному! Ибо лукавое
постигает его по делам рук его" (Ис 3:11).
"Пришел... конец, ныне конец тебе, и
испущу ярость Мою на тебя, и воздам тебе по путям твоим,
и возложу на тебя вся мерзости твои" (Иез 7:3).
"Не пощадит око Мое тебя, и не помилую
тебя, изолью на тебя гнев Мой, в огне гнева Моего дуну
на тебя... Будешь пищею огню; кровь твоя будет на земле,
и не будет о тебе памяти" (Иез 21:31–32).
"Если скроются во аде, то и оттуда рука
Моя исторгнет их; и если взойдут на небо, то и оттуда
свергну их. И если скроются на вершине Кармила, то и там
отыщу, и возьму их; и если погрузятся от очей Моих во
глубинах морских, то и там повелю змию, и угрызет их"
(Ам 9:2–3).
"Если вознесешься, как орел, и если
положишь гнездо твое среди звезд, и оттуда свергну тебя"
(Авд 1:4).
"Уже и секира при корне дерева лежит:
всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и
бросают в огонь", – говорит Предтеча святой (Мф 3:10).
И Христос то же говорит: "Всякое дерево,
не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь"
(Мф 7:19).
"Не всякий, – говорит Христос, –
говорящий Мне: "Господи! Господи!", – войдет в Царство
Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного"
(Мф 7:21).
"Если не покаетесь, все так же
погибнете", – говорит Христос (Лк 13:5).
"Не обманывайтесь: ни блудники, ни
идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни
мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни
злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют", –
говорит апостол Павел (1Кор 6:9–10).
"Негодного раба выбросьте во тьму
внешнюю: там будет плач и скрежет зубов", – говорит
Христос (Мф 25:30).
"Идите от Меня, проклятые, в огонь
вечный, уготованный диаволу и ангелам его", – скажет
Христос непокаявшимся грешникам на Страшном Суде. "И
пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную"
(Мф 25:41, 46).
"Горе лихоимцам, лихоимство – зло для
дома своего! О, горе созидающему город кровью и
приготовляющему город неправдами" (Авв 2:9, 12)!
"Как закалающий на жертву жертву сына
пред отцом его, так приносящий жертву из имения бедных"
(Сир 34:20).
"Хлеб бедных есть жизнь бедных; лишающий
его – кровопийца" (Сир 34:21).
"Убивает ближнего тот, кто отнимает у
него пропитание, и проливает кровь тот, кто лишает
наемника платы. Когда один созидает, а другой разоряет,
что они получат для себя, кроме утомления? Когда один
молится, а другой проклинает, чей голос услышит
Владыка?" (Сир 34:22, 4).
"Вот, плата, удержанная вами у
работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов
дошли до слуха Господа Саваофа". К богатым, удерживающим
плату наемников, гром сей Христова апостола (Иак 5:4).
"Кто имеет уши слышать, да слышит!" –
говорит Христос (Мф 11:15, 13:9, 43, 25:30).
Размышляй, христианин, почаще о
вечности, так удобнее избежишь греха. Вечность всегда
пребывает, и никогда не кончается. Пройдет тысяча, сто
тысяч, тысяча тысяч веков, и более пройдет, а вечность
только начинается. И сколько ни будешь умом вперед
простираться, вечность только начинается, а конца ее
умом не можешь достигнуть, так как она не имеет конца.
Нельзя о вечности думать и вспоминать
без воздыхания и страха. Размышление о вечности делает
плач и слезы сладкими, всякий труд облегчает, всякое
временное наказание, то есть печаль, узы, темницы,
изгнание, обиды, раны, бесчестия, поношения, нищету и
саму смерть с любовью и благодарением принимать
позволяет. А в беззаконные сети впасть не попустит, не
попустит в нечистоте валяться, лгать, воровать, грабить,
обманывать, гордиться, превозноситься, ближнего
осуждать, клеветать на него.
Кто о вечности будет думать прилежно,
тот более будет желать слышать слово Божие, наставления
ко спасению, нежели повседневную пищу, не захочет
украшаться тленной красотой, ему и горькая пища сладкой
покажется. Банкеты, танцы, игры, пения, хоры омерзеют
ему, как препятствующие ко спасению; плакать больше, чем
смеяться будет. Любезнее ему будет нищета, нежели
богатство, бесчестие, нежели честь, укорение, поношение,
озлобление, нежели похвала.
Представится его уму двоякая вечность.
Одна – блаженная и желающая, вечность праведных, которые
во царствии небесном со Христом и святыми Его Ангелами,
вовеки бесконечно будут веселиться; а другая –
несчастливая и ужасная вечность бедных грешников,
осужденных на вечное во огне мучение с диаволом. "И
пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную"
(Мф 25:46).
1. Бог ангелов согрешивших на вечное
мучение осудил (Иуд 1:6).
2. Праотцов из рая изринул и со всеми
потомками проклятию предал (Быт 3:23).
3. Каина за братоубийство осудил
(Быт 4:11–12).
4. На весь мир потоп навел (Быт 7:20).
5. Содом и Гоморру огнем с неба попалил
(Быт 19:24).
6. Фараона ожесточенного со всем
воинством в море потопил (Исх 14:28–29).
7. Людей Израилевых, изшедших из Египта,
за различные грехи и беззакония в пустыне поразил
(1Кор 10:5–10).
8. Пришедших в землю обетованную многих
врагам их в рабство, в плен предавал, и прочие посылал
наказания. Пишется об этом в книге Судей Израилевых и в
книгах Царств. "Все это происходило с ними, как образы;
а описано в наставление нам, достигшим последних веков"
(1Кор 10:11).
9. И ныне всякие наказания от Бога за
грехи посылаются на людей, как-то: войны, кровопролития,
землетрясения, голод, нашествия иноплеменных,
междоусобные войны, болезни, немощи, скорби, печали, и
прочее.
"Покайтесь", – говорит Христос
(Мф 4:17).
"Сотворите же достойный плод покаяния",
– говорит Предтеча (Мф 3:8).
"И как бы Сам Бог увещевает через нас;
от имени Христова просим: примиритесь с Богом"
(2Кор 5:20).
"Омойтесь, и чисты будете; отнимите
лукавство от душ ваших" (Ис 1:16).
"Приблизьтесь к Богу, и приблизится к
вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца ваши,
двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да
обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред
Господом, и вознесет вас" (Иак 4:8–10).
"Вот стою у дверей стучу: если кто
услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду
вечерять с ним, и он со Мною", – говорит Христос
(Откр 3:20).
"Ты милуешь всех, ибо все можешь; и
прощаешь грехи человекам ради покаяния" (Прем. 11:24).
"Как велика милость Господня и очищение
обращающимся к Нему" (Сир 17:27).
"Не здоровые имеют нужду во враче, но
больные"; "Я пришел призвать не праведников, но
грешников к покаянию", – говорит Христос (Мф 9:12–13).
"И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не
греши", – говорит Христос жене, взятой в прелюбодеянии
(Ин 8:11).
Мытаря, смирившегося и из глубины сердца
возопившего: "Боже! Милостив буди мне, грешному!" –
оправдал Христос и сказал: "Сей пошел оправданным в дом
свой более, нежели тот" (фарисей) (Лк 18:13–14).
Жене-блуднице плакавшей отпустил грехов
много, и сказал: "Прощаются грехи ее многие" (Лк 7:47).
Разбойнику, на кресте висящему и покаявшемуся, сказал:
"Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:43).
Царя Давида, в грехах своих
покаявшегося, простил, и тогда он сказал: "Согрешил я ко
Господу моему, и Господь отнял согрешение его от него"
(2Цар 12:13). Манассию беззаконствовавшего, и
обратившегося, помиловал (2Пар 33:13).
К тому же читай притчу о блудном сыне и
рассуждай, как отец преблагой его, обратившегося и еще
издалека идущего, с радостью узрел, и рад ему был, и
встретив его, бросился ему на шею, облобызал его, в
лучшую одежду одел его, и перстень на руку, и сапоги на
ноги его повелел дать, и сотворил в своем доме веселый
обед и пение, и хор, и прочее. Так Бог, Отец Небесный,
любезно примет грешника кающегося, и Ангелам велит
радоваться об обращении его. "Так, говорю вам", –
говорит Христос, – "бывает радость у Ангелов Божиих и об
одном грешнике кающемся" (Лк 15:10).
Четии Минеи преисполнены примерами
грешников, покаявшихся и Божие милосердие получивших.
Изволь читать их. "Засвидетельствую вам ныне небом и
землею: жизнь и смерть дал пред лицом вашим,
благословение и клятву; избери жизнь, да живешь ты и
семя твое", – говорит Моисей к людям Израилевым
(Втор 30:19).
Взирая на вышеназванные Божии к
грешникам угрозы и наказания за грехи, на утешение и
являемое к кающимся Божие милосердие, грешник, покайся,
и к тому же Божию милосердию прибегни. Что такое
истинное покаяние и как скоро тебе надобно его принести,
если хочешь вечную жизнь получить, в следующих пунктах
тебе вкратце для всегдашней памяти предлагаю.
Христианину, по Крещении падшему и в
след похотей ходившему, одна надежда спасения осталась –
покаяние, а покаяние истинное, как видно из Святого
Писания и Святых Отцов, толкователей Святого Писания,
состоит в следующих пунктах:
1. От прежних грехов отстать и ими так,
как мерзостью, гнушаться.
2. О них жалеть, и Бога умилостивлять, и
духовнику исповедываться.
3. От других грехов всячески беречься.
4. Оставлять ближнему согрешения, дабы
самому Бог оставил. "Если вы будете прощать людям
согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а
если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец
ваш не простит вам согрешений ваших", – говорит Христос
(Мф 6:14–15).
5. Любовь и милость всякому являть,
чтобы сам помилован был. "Блаженны милостивые, ибо они
помилованы будут" (Мф 5:7).
6. Смирить себя. "Смиряющий себя
возвысится" (Лк 18:14).
7. Никого не осуждать, ни на кого не
клеветать. Читай притчу о мытаре и фарисее
(Лк 18:10–15).
8. Богу молиться всегда, чтобы в напасть
вражию не впасть. "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не
впасть в искушение", – говорит Христос ученикам
(Мф 26:41), потому что сатана всячески ищет, как
человека уловить в погибель. "Трезвитесь, бодрствуйте,
потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий
лев, ища, кого поглотить" (1Петр 5:8).
Неистинное покаяние – к тем же грехам
возвращаться, и потому бесполезное. О том
свидетельствует Сирах: "Когда кто омывается от
осквернения мертвым и снова прикасается к нему, какая
польза ему от омовения? Так человек, который постится за
грехи свои, и опять идет и делает то же самое: кто
услышит молитву его? и какую пользу он получит оттого,
что смирялся?" (Сир 34:25–26).
Бог милостивый кающегося грешника
приемлет любезно. См. §III и IV.
"Не медли обратиться ко Господу и не
откладывай со дня на день", – так как откладывание
бедственно (Сир 5:8), потому что:
1. Внезапная смерть бывает, как всякому
видно: "Внезапно изыдет гнев Его, и во время мести
погибнешь" (Сир. 5:9).
2. Бог хочет твоего обращения, и
прощение обещает тебе (см. §III и §IV), но следующего
утра или того, что будет далее, не обещает. Подумай об
этом, грешник! Прежде же всего всегда велит быть готовым
к исходу: "Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не
думаете, придет Сын Человеческий" (Лк 12:40).
Многие до старости откладывают покаяние.
Очень плохо, поскольку:
1. В старости телесных сил не станет для
того, чтобы поднять труд покаяния, а душевные силы
ослабеют в произволении и хотении злым обычаям и
привычкой. "Если переменит ефиоп кожу свою, и рысь
пестроту свою, то и вы можете благотворить, научившись
злу" (Иер 13:23).
2. Откладывание это – пред Богом тяжкий
грех, потому что лучшую часть жизни своей, то есть
молодость греху, миру, диаволу в жертву приносят, а
худшую часть, то есть старость, хотят Богу принести. Но
и то сделать удастся ли, неизвестно. См. §§ I, II, и
VIII.
Многие до болезни, а иные до кончины
откладывают покаяние. Это диавольская кознь и грех
тяжкий.
1.См. §IХ.
2. Будучи в болезни и с болезнью
бороться, и о грехах думать, жалеть, и к Богу ум и
сердце возводить, весьма трудно.
3. В болезни случается исступление ума,
беспамятство, отъятие языка, и прочее.
4. Возмущение, тоска, страх смертный
тяжелее всякой болезни.
5. Подвиг в совести – от воспоминания
прошедших грехов и от того, что последуют наступающие за
грехи наказания.
6. Сатана тут подвизается в отчаяние
привести и погубить бедного грешника, как читаем в
житиях святых. Надобно опасаться, как некто из Отцов
сказал, чтобы у немощного не было немощное покаяние, а у
умирающего – мертвое. Я здесь не то говорю, что будто бы
Бог в немощи и в болезни, или при смерти истинного
покаяния не принял, да не будет мне того думать! Но то
подтверждаю, что трудно его принести (см. вышеописанные
обстоятельства). Что само откладывание – это грех
тяжкий, см. § IX. Да и внезапные случаи бывают. См. §
VIII.
Итак, "не медли" же, по увещанию Сираха.
(См. § VIII). Всякий, молодой и старый, здоровый и
немощный, пока здесь находишься, обратись к Господу.
Можешь, пока живешь на этом свете, покаяться и так
благодатью Божией спастись. Тело алчет – ты его питаешь;
жаждет – ты его напоеваешь; болеет – ты врачуешь; наго
оно – одеваешь; грязное – омываешь, а душа алчет,
жаждет, болит, вся нага, вся в пороках – и не радеешь!
Похищенное богатство телесное отыскать и возвратить
стараешься, а душевное богатство враг твой, диавол, все
похитил – и не радеешь! Дом твой горит – созываешь
соседей, и погасить стараешься, а дом душевный горит и
уже сгорает – и не радеешь! Тонешь в воде – и просишь от
всех помощи, а весь в грехах потонул – и не радеешь!
Отец, или мать, или брат, или сестра,
или жена, или друг твой умер – весьма скорбишь и
наполняешь воздух плачем и рыданием, хотя смерть эта и
для тебя, и ни для кого неминуема; душа умерла от
грехов, и потому вовеки бессмертной смертью должен
умереть – и не радеешь, не сетуешь, не плачешь, не
прибегаешь к Воскресителю мертвых, Христу! Как будто
разлучение с другом, или женой, или братом, или сестрой
бедственнее смерти души твоей и вечной твоей погибели.
Плачешь о временной смерти, чего никак нельзя
возвратить, ибо это Божий предел, а не плачешь о смерти
душевной, что возвратить возможно!
Так-то ты, грешник бедный, тело твое
смертное, прах и пепел, почитаешь, а о душе бессмертной,
которая дороже всего мира, не радеешь, и так к ней
относишься, как бы она не твоя была! Ах, осмотрись,
пожалуйста, и к Богу Милосердному прибегни со слезами,
чтобы Он отнял слепоту эту от тебя, и сделай это
нисколько немедля. Бог тебя Сам ожидает с Ангелами и
всеми святыми (см. §III и IV), совесть обличает и
понуждает, Писание поучает и грозит (§1, II и VIII),
смерть предстоит, что повседневные случаи показывают,
Суд Христов праведный страшит, геенна ужасает, небо,
тебе в жилище обещанное, ободряет, вечность блаженная
влечет к себе, а противная устрашает (§1), Евангелие
уверяет во всем.
Великая вещь – спасение, ради которого
Христос, Сын Божий, умер. Если его однажды найдешь, во
веки бесконечные будешь иметь, а если потеряешь, никогда
не найдешь. В сем веке его надобно искать, и искать
более, нежели повседневной пищи. А по смерти не найдешь,
хотя и со всяким усердием и воздыханием пожелаешь.
"Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя
Христос", – так тебе говорит Христов апостол (Еф 5:14).
Так начав, не озирайся вспять, стой
прямо, подвизайся, преуспевай, помощью и надеждою вечных
благ подкрепляемый, и меня, недостойного, перед Богом
помяни. А ежели так начнешь, то и сам спасешься, и моей
душе немалую пользу принесешь. Аминь.
Марта 21 дня, 1765 года.
То, что написано выше, и сам читай
почаще, любезный о Христе брат и сослужитель, и внимай
себе и своему спасению, и порученным тебе людям Божиим
прочитывай. Можно тебе то читать людям везде, где
придется тебе с ними быть, то есть когда или они в доме
твоем зачем-нибудь будут, или ты у них по какой нужде
окажешься, или в ином каком собрании, чтобы они слышали
и знали, что некающимся грешникам следует, и как,
напротив того, к кающимся Бог милостив, и, этим
поощряемые, могли Богу усерднее каяться.
А ты сам, кроме того, что написано выше,
можешь себе наставление приобрести и от совершения
службы твоей иерейской. Так, например, совершая
Крещение, слышишь, как отрекаются от сатаны и всех дел
его (о чем в кратком увещании, в трех пунктах
составленном, написано), вспомни, что и сам ты от сатаны
и всех дел его отрекся; совершая исповедь,
рассматриваешь совесть кающегося духовного сына или
дочери, посмотри и в свою совесть, не обличает ли она
тебя в том, в чем ты исповедующегося наказываешь, и
всячески старайся ее сокрушением сердца, слезами,
благоговением и всегдашней молитвой очистить; погребая
преставившихся, помысли, в сколь бедное состояние нас,
по образу Божию созданных, грех привел, вспомни и то,
что и сам ты "земля, и в землю отойдешь" (Быт 3:20);
приступая к алтарю на службу Божию, внимай себе, что ты
посредник и ходатай между Богом и людьми и что ты о них
молитвенник и предстатель к Богу, – и рассуждай, как
приступаешь; помышляя о своем звании, вспомни, что ты
присягал и клялся перед Богом Сердцеведцем со всяким
усердием и старанием пасти людей, тебе Им порученных.
Так и в прочем поступай, и всегда помни,
что ты звание служителя Божия на себе носишь, и
всячески, насколько возможно человеческой силе, достойно
званию этому во всем поступать старайся. Бог, Милостивый
Помощник всех, видя твое старание, поможет тебе, и что
тебе тягостным казалось, почувствуешь легким с помощью
Божией и обретя привычку.
Христос, Сын Божий, пастырей Начальник,
о всех промышляющий, да поможет тебе Своей благодатью.
Тихон Задонский, святитель
Цитировано по:
Собрание творений: в 5 томах /
Святитель Тихон Задонский. - Москва: Изд-во Сестричества
во имя свт. Игнатия
Ставропольского, 2003-. (Святоотеческое
наследие). /
Т. 1. Житие, слова. Наставления пастве,
родителям
и детям, священникам. "Плоть и дух". –
С. 800. / Некие
примечания, из Св. Писания выбранные,
пробуждающие
грешника от сна греховного и к покаянию
призывающие, с последующими образами. – С. 552-569.
Азбука веры
***
Молитва святителю Тихону Задонскому:
- Молитва святителю
Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому.
Святитель Тихон Задонский - великий
христианский учитель и проповедник, миссионер и
искоренитель языческих суеверий и обычаев,
необычайный аскет и молитвенник, архипастырь,
проникнутый смирением и любовью к пастве. Обладал
даром прозорливости и чудотворения. Святитель
Тихон Задонский – небесный покровитель монахов и
церковного клира, миссионеров и катехизаторов,
студентов семинарий. Святителю Тихону молятся о
даровании кротости и незлобия, аскетических
подвигах, об избавлении от любых болезней, но
особенно от болезней душевных: печали и уныния, от
избавления от алкоголизма и наркомании, душевного
помешательства и беснования. Немалому количеству
людей святитель Тихон помог вернуть зрение, и
возможность ходить, к нему также обращаются за
помощью в крайней нужде и нищете
Акафист святителю Тихону Задонскому:
- Акафист святителю Тихону Задонскому
Канон святителю Тихону Задонскому:
- Канон святителю Тихону Задонскому
Житийная и научно-историческая литература о
святителе Тихоне Задонском:
- Святитель Тихон Задонский - Православие.Ru
Труды святителя Тихона Задонского:
|