Симеон Новый Богослов. Диалог схоластика
с Симеоном
Память: 12 / 25 марта
Преподобный Симеон Новый Богослов (949 –
1022) - монах, богослов, сочинитель "Гимнов"
(поэтических духовных стихов), один из ярчайших
представителей традиции исихазма. Наряду с двумя
великими богословами Церкви - Иоанном Богословом и
Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый
Богослов.
Преподобный Симеон Новый Богослов
***
Вопрос: Что было в мире прежде, чем миру
быть?
Ответ: Бог, мир сотворивший.
Вопрос: Когда еще не было мира, как был
Он в мире?
Ответ: И прежде становления, в Боге
всецело как бы будучи, был мир, и еще не приведенные
люди в мир - словно уже рожденные Богом. Уже составил,
ибо, Он в Себе все, и еще не созданное, хотя и не
постигается оно нами.
Вопрос: Итак, если, как ты говоришь, в
мире был Бог прежде, чем миру быть от Него, чем стал
Бог, когда мир этот привел? Неужели отделился Он от
мира? Или и снова в мире Он есть?
Ответ: Местом не отделился от Своих
творений их сотворивший Бог. Куда, ибо, везде сый и вся
Своя исполняяй Божество переместится? Природой же и
сущностью, и ипостасью, и прочими свойствами, Всего
Зиждитель лежит выше природы, и неизмеримо, и
непостижимо Он отделился.
Вопрос: Как, местом не отдельно, но
везде, как ты говоришь, присутствуя, отступив от всего,
Он есть?
Ответ: Труднопонимаемое же вопрошение,
но не трудносказуемое. Богу же невозможно ничто. Посему
силен есть Он и относительно этого удостоверить тебя.
Но, послушай в разумении. Подобно тому, как ум наш,
людей, ни одержится стенами, ни местом ограничивается,
но тело "в доме" заключается и "путами" стягивается, сам
же он вне есть их и свободно везде присутствует, ни из
тела не удаляясь, ни от дома далече бывая, но как бы и
соприсутствует им, удалясь, и удалился, соединившись с
ними. Так и Бог везде и во всем есть, и вне всего, и
нигде - природой и сущностью, и славой. Неописуем, ибо.
Вопрос: Итак, неописуемый - как все
исполняет? Все исполняющий же, как неописуемый и нигде
есть?
Ответ: Итак, Он есть, исповедуемо, везде
Бог и все исполняет, не смешавшись же вовсе с видимым,
но разделившись тем образом, как и сказали мы. Нигде же
Он есть для нас. Никто, ибо, не знает, ни даже ангелы,
где есть Бог. Ибо, если слышишь ты "предстать", то это
престолу славы. И на исходящее сияние смотреть не
возмогая, страхом свои покрывают они лица и, изумляясь,
божественную песнь немолчно всегда возносят. Ибо
нестерпимостью славы поражаясь, в рассуждении быть или
думать они не могут, где Владыка или какой Он есть. Ибо,
если воссияющему сиянию прямо смотреть в лицо не
возмогают они, как, посему, более вотще делать захотеть
они смогут? Итак, что есть Бог и везде Он есть, и все
исполняет, и ангелы, и очистившие себя святые,
освещенные и просвещенные Святым Духом, знают. Где же
или как и какой Он есть никто из всех не знает, если
только не Отец Сына и Сын Отца, и Дух Святой Отца и
Сына, как соприсносущный Им и единосущный. Ибо это -
Троица, как одно сущая, и знают Они Друг Друга и
познаются Друг Другом. Как Сам сказал естеством Бог и
Сын Божий, "никто не знает то, что человека, а только
дух человека, живущий в нем". Так и Божьего никто не
знает, а только Дух Божий. И, вновь: "никто не знает
Отца, а только Сын, и никто не знает Сына, а только
Отец, и тот, кому если восхочет Сын открыть" (Мф. 11:27).
Вопрос: И как говорит Христос "да не
презрите единого от малых сих... Ибо... Ангелы их всегда
видят лице Отца Моего... на небесах" (Мф. 18:10) и,
вновь: "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"
(Мф. 5:8). Ты же говоришь, что и ангелы не ведают каков и
где есть Бог?
Ответ: Как, когда солнце в полдень
светит, испускающийся из него свет ясно мы видим, самого
же его увидеть как-то и изучить мы не можем, но только
что смотреть на него, поистине, мы говорим, так и
ангелы, и святые, на воссияющую славу взирая Духа, в ней
и Сына, и Отца видят, - подлинно же безгрешные и не
нечистые. Те, ибо, слепым и бесчувственным уподобляются.
Как, ибо, слепые свет чувственного солнца светлый не
видят, так, именно, и они божественный свет, присно
явленный, не узревают, ни, действительно, чувствуют
тепло его.
Вопрос: Итак, что видят очистившие ум и
сердце?
Ответ: Потому, что Бог свет есть, и свет
предельнейший, другого ничего не видят его видящие, а
только свет. И ясно это от увидевших воссиявший лик
Христа как солнце, одеяние же Его было как свет. И от
Павла, апостола, свет увидевшего - Бога, и к Его
познанию обратившегося, и от тысяч других святых.
Вопрос: Итак, как всеми зрится, как
вечный и всегда сияющий свет, - Бог?
Ответ: Поскольку, подлинно распорядился
от начала Бог, чтобы никакого не имелось общения ни тьмы
со светом, ни подсудного, ни скверного со святым и
чистым, потому и словно великая пропасть и стена
отделяют нас от Бога грехи наши. Более же лукавые
похотения и суетные наши мысли, которые, именно, как
стена высокая становятся и отделяют нас от света
подлинной жизни. Ибо Бог свет есть и жизнь есть. Поэтому
которые, лишаются его - мертвы душой, и вечного огня, и
тьмы сонаследники же сопричастники.
Вопрос: И нельзя спасение получить тех
(святых) не достигшему меры?
Ответ: Когда говорил Господь: "многие
обители у Отца Моего есть" (Ин.14:2), вполне известил
Он, что и многие спасения пути. Все же они в едином
покаяния пути совершаются через от зла отложение и
милостыню просящим, и странничество, и всех других
благих деяний исполнение, лучшего достижение.
Симеон Новый Богослов,
преподобный
Цитировано по:
Преподобный Симеон Новый Богослов.
Перевод И.М. Носова
(по греческой ФИЛОКАЛИИ, т.т. 9:19а,
20:
изд. "Григорий Палама", Фессалоники.)
Азбука веры
Примечания
*А также труды "Главизны".
***
Труды преподобного Симеона Нового Богослова:
|