Нил Синайский. Увещательные главы
Память: 12 / 25 ноября
Преподобный Нил
Синайский (†450) – ученик Иоанна Златоуста,
автор аскетических трудов и толкователь Священного
Писания.
Преподобный Нил
Синайский
***
1. Имей страх Божий и любовь к Богу и
поступай со всеми по чистому свидетельству совести.
2. Веруй, что Сам Бог предстоит тебе при
всех делах, какие каждодневно ты делаешь.
3. Бегай похвал, но стыдись и укоризн.
4. Радуйся, когда делаешь добродетель,
по не превозносись, чтоб не случилось крушения в
пристани.
5. Чем более преуспеваешь в исполнении
закона, тем более признавай себя далеким от
совершенства.
6. Всякого дела конец исследуй прежде
его начинания.
7. Ночью и днем взирай на последний свой
день, и никакая любовь к настоящей жизни не привяжет
тебя к земле.
8. Не связывайся с тем, кем, как видишь,
гнушаются добрые.
9. Делаешь ли что, или говоришь, или
любомудрствуешь, старайся никому не быть во вред.
10. Не увеселяйся цветами жизни; это -
цвет травный; как только коснешься его, увядает.
11. В скорбях благодари, - и легче
станет грехов твоих бремя.
12. В искушениях будь тверд; ибо они
многих и из великих обличили (в нетвердости или
неблюдении себя).
13. Не порицай Божия долготерпения; ибо
оно - общее врачевство.
14. Возненавидь нестроение жизни
(людской), но не вини в ней Бога.
15. Будем внимать себе, - тогда не
станем осуждать других; ибо в нас самих много такого, за
что осуждаем других.
16. Псалом молитвенный да будет всегда в
устах твоих; ибо одно произнесение имени Божия в бегство
обращает демонов.
17. С трезвением да будет молитва наша,
чтоб не просить у Бога того, чем Он недоволен бывает.
18. Памятуй всегда о Боге, - и небом
сделается ум твой.
19. Обуздывай око; потому что, если не
присмотришь за ним, оно кружится туда и сюда.
20. Береги язык; ибо он часто выносит
наружу то, что лучше было бы утаить.
21. Возделывай ум поучением в законе;
потому что непрестанное поучение в нем искореняет худые
помыслы.
22. Добродетели скрывай, но старайся
иметь многих свидетелей жизни своей.
23. Возненавидь услаждения плоти; потому
что они с телом и душу делают нечистою.
24. Давай плоти одно то, что потребно, а
не то, чего желает она по похоти.
25. Не люби жить в удовольствиях; потому
что это привязывает к настоящей жизни, а от того и
другого порождается вражда на Бога.
26. Отвращайся от радостей житейских;
потому что от них поскользаются и падают текущие (путем
жизни).
27. Богатство, если имеешь, расточай, а
если не имеешь, не собирай.
28. Пост почитай оружием, молитвы -
стеною, слезы банею.
29. В чем ни согрешил ты, обо всем
воспоминай со стенанием; ибо от этого бывает в душе
постоянное умиление.
30. Утешай бедных; ибо они милостивым к
нам делают Судию.
31. Приобщайся нуждам святых; ибо чрез
них бывает общение и с Богом.
32. В Церковь входи, как на небо, и в
ней не говори и не помышляй ни о чем земном.
33. Иметь вдоволь потребное для жизни
признавай необходимым; но попечение о том предоставь
Богу.
34. Изнуряй плоть добрыми трудами, но
позаботься, чтоб она совсем не пала (под тяжестью их).
35. Вина пей, как можно, меньше; чем
более умаляется мера его, тем благотворнее бывает оно
для пьющих.
36. Укрощай гнев; потому что, выходя из
меры, делается он отцом неистовства.
37. В болезнях прежде врачей и лекарств
пользуйся молитвою.
38. Иереев всех почитай, к добрым же
прибегай.
39. Люби Божие дома, но и себя устрояй в
дом Божий.
40. Учащай в Церковь; потому что она
избавляет нас от бури и треволнений внешних.
41. Что на земле, то временно; не
печалься же, если что такое отъемлется у тебя.
42. Когда найдет на тебя помысел
сладострастия, противопоставь ему стыд пред людьми и
оскорбление Богу.
43. Заграждай слух и очи; потому что
чрез них входят все стрелы вражеские.
44. Когда молишься, возводи помысел к
Богу; и если он, развлекшись, низойдет долу, опять туда
же возводи его.
45. Ум не перестает порождать помыслы;
но ты худые изгоняй, а добрые возделывай.
46. Радуйся смирению; ибо порождаемая им
высота велика и пасть не может.
47. Подвизайся столько, сколько нужно,
чтоб подавить движения плотские; и если изнеможешь, дай
льготу телу, не для услаждения, а для здравия.
48. Худые помыслы отгоняй другими -
добрыми.
49. Помышляй о благолепии небесных благ
и не войдет в тебя никакое пристрастие к земле и к
земным наслаждениям.
50. Верь, что худые помышления суть
дьявольское насеяние; от этого они прекратятся и сеятель
посрамится.
51. Берегись наиболее слуха; ибо он
делает душу рассеянною и небрежною, а душа небрежная
легко свергает с себя узду закона.
52. Душу надо разделить на дела и
молитву (т.е. чтоб она была, то за делом, то на
молитве); тогда не много входов найдет к нам дьявол.
53. Если простираешь руку к работе, то
пусть язык поет, а ум молится; ибо Бог требует, чтобы мы
всегда памятовали о Нем.
54. Молитвою осеняй всякое свое дело, а
наипаче то, при котором видишь помысел сомнящимся.
55. Если хочешь, чтобы дела рук твоих
были Божественны, а не перстны; то приобретаемое ими
пусть будет у тебя общим с нуждающимися.
56. Радуйся посещению святых, потому что
чрез них является Бог.
57. Истинно святых отличай по делам;
потому что всякое дерево познается по плодам.
58. Старайся всегда пользоваться
чем-либо, видя святых; наблюдай их взгляд и себя
держание, потому что весьма полезно то и другое.
59. В сердце подвизайся держать
незлобие, а в теле - чистоту; ибо то и другое соделывает
тебя храмом Божиим.
60. Так храни храм свой, как храм
Создавшего тебя и судить имеющего, и все устрояющего к
тому, чтобы ты - образ Его был чист.
61. Беседы с людьми мiрскими отлучают
помысел от Бога; поэтому не только сам не разговаривай с
ними, но и разговаривающих отклоняй от сего.
62. Когда поносят тебя, смотри, не
сделано ли тобою что достойное поношения; если не
сделано, то считай это поношение дымом быстро
исчезающим.
63. Без сокрушенного сердца невозможно
освободиться от страстей; сердце же приводится в
сокрушение трояким воздержанием, разумею воздержание от
сна, от пищи и от телесного покоя.
64. Если чем обижен, прибегай к
терпению, - и вред перейдет на обидевших.
65. Когда увидишь богатство, или славу,
или мiрскую власть; помысли о непрочности, - и избежишь
приманки.
66. Терпи скорби; потому что в них, как
розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели.
67. Ничего не почитай по достоинству
равным добродетели, потому что она есть лик Божий;
почему неизменна, как и Он.
68. Плачь о грешнике благоденствующем;
потому что меч правоСудья висит над ним.
69. Материю зол почитай леность; потому
что она блага, какие имеешь, расхищает, а каких не
имеешь, приобрести не допускает.
70. Когда делающий худо не стыдится
сего, тогда язва утяжеляется, - и падение идет к
отчаянию.
71. Всякий раз, как возмалодушествуешь,
помысли, какие блага уготованы верным, - и плод духовный
(обвеселение) скоро придет к тебе.
72. Верному надлежит смиряться пред
всеми; ибо смиряться только пред некоторыми значит иметь
смирение ложное.
73. Ничего не предпочитай любви к
ближнему, кроме тех случаев, когда из-за нее презирается
любовь к Богу.
74. Ни к кому не привязывайся и не
пристращайся вопреки Божию закону; ибо кто предпочитает
кого либо Богу, тот ставит Бога менее его достойным.
75. Не защищай злых, потому что чрез это
ты их поощряешь на худое и себя оскверняешь, приобщаясь
к делам их.
76. Вразуми согрешающего, но не осуждай
падающего; ибо последнее есть дело злоречивого, а первое
- желающего исправить.
77. Старайся всегда слышать и говорить о
делах святых; потому что сие возбуждает душу к доброму
соревнованию.
78. Если сердце для каждого из нас есть
домашняя церковь, то в нем должны мы совершать и
церковные службы.
79. Если в Церкви совершается служба,
иди на нее; а если не совершается, (по пении) прочти
Апостольское благовестие, - и иди (на дело свое).
80. О славе добродетелей суди по святым;
потому что слава их и по смерти бывает бессмертна.
81. Зло возненавидишь, когда убедишься,
что это демонский против нас сверкающий меч.
82. Если вразумляешь падшего, то
состраданием растворяй слова твои; тогда и уши его
умягчатся, и сердце просветится.
83. Когда говоришь со святыми, вопрошай
о духовном; а когда не со святыми, не говори об этом.
84. Добрые дела делать всегда поспешай,
чтоб, оставив их, не отойти отсюда полусовершенным.
85. "Тако тецыте, да постигнете" (1 Кор.
9:24), т.е. без остановки; потому что в след
добродетели тещи должно, пока не сойдем с поприща жизни.
86. Не будь мало заботлив о делании
заповедей; потому что у таких бесполезно прилагается
труд на труд.
87. В терпении упражняйся и прежде нужды
в нем; чтоб и во время нужды найти всеоружие его
готовым.
88. Борись с злыми помыслами и говори
им, что говорится в законе (т.е. в Слове Божием против
них).
89. С великим старанием отводи око от
жизни сей, потому что злой из нее дым делает душу
возмущенной.
90. Если овладела тобою худая какая
привычка, отсекай ее понемногу, - и без большого труда
терние это извлечешь из души.
91. Бога чистого люби чисто; и все
считай низшим Его, сущего над всем.
92. Если желаешь быть храмом Божиим, то
приноси Богу непрестанную молитву, как жертву
непрерывную.
93. Живущего нерадиво не бери в
советники; потому что любя худое, не может он советовать
доброе, когда не любит его.
94. Воздерживайся от всего - тленного, -
и каждый день причащайся таинственной вечери; ибо таким
образом Христово тело бывает нашим.
95. Когда чем-либо наказываем бываешь от
Бога, не ропщи; потому что Он наказывает, как Отец, и
достоин благодарения, как Благодетель.
96. Когда потерпишь бесчестие, радуйся;
ибо если это несправедливо, то велика тебе награда за
то, а если справедливо, то, уцеломудрившись чрез то,
избавишься от бича наказания.
97. Тени и колесу уподобляй житейские
скорби и радости, потому что они не стоят, как тень, и
вращаются, как колесо.
98. Старайся всегда преуспевать по Богу;
ибо прилагающий и малое к малому в короткое время
собирает доброе богатство, всеми искомое.
99. Если желаешь избежать болезненного
мучения, никого никогда не злословь; ибо сим огорчается
Божество.
100. Если желаешь отвратить от дома
твоего всякий бич наказания, не злословь человека, -
соестественника тебе; ибо Создавший его справедливо сим
огорчается.
101. Если хочешь быть выше всякого
греха, то не разведывай о чужих делах; ибо много и в
тебе есть такого, в чем повинным предполагаешь другого.
102. Бегай гордости, человек, хотя ты и
богат, чтобы не иметь противником себе Бога.
103. Возлюби смиренномудрие, хотя ты и
велик, чтоб вознесену быть в день суда.
104. Не насмехайся над человеком, и во
всю жизнь не потерпишь насмешки.
105. Когда ты в Церкви, не пари умом;
ибо стоящие пред Царем не смеются и не предаются
рассеянности.
106. Твердо на твердо запомни сказанное,
- и это сделает тебя славным по жизни.
107. Ревнуй о досточестной жизни, чтобы
иметь тебе дерзновение исправлять согрешающих.
108. Обуздывай продерзость, никого не
порицай, - чтоб не быть осуждену, как
возвысокоумствовавшему.
109. Не смейся над падением другого,
чтоб не быть осмеянным, от кого не желаешь.
110. Соблюдай увещания сии, - и это
доставит тебе венец славы.
111. Будь исполнителем сих заповедей, -
и они сделают тебя славным пред людьми и благоугодным
Богу; ибо сим благоугождается Бог и такими преуспеяниями
воздается Ему истинное служение.
112. Старайся преуспевать всегда в
добрых делах [7].
113. И воин, если не будет обучен прежде
долговременным упражнением, и испытан в трудах и битвах,
показав на опыте, что одерживает победу над врагами, не
прославляется.
114. Тем паче у небесного истинного Царя
никто не удостаивается приять небесные дары Святого
Духа, если не будет предварительно упражняться в
изучении св. заповедей, и таким образом не примет
небесного орудия самой благодати и не вступит в борьбу с
духами злобы.
115. В какой мере преуспевает кто в
духовном подвиге, в такой восходит на высоту тайн Духа и
утаенных сокровищ премудрости.
116. И в какой мере обогащается
благодатью, в такой преуспевает в познании умышлений
злобы, при помощи Владыки. Ему слава и держава вовеки!
Аминь. (В Patr. gr. первыми главами в сих увещательных
главах стоят нижеследующие, -
и после них уже следует: "имей страх
Божий..." и проч.)
117. Начало спасения есть - самого себя
осуждение.
118. Лучше камень бросить наобум, чем слово.
119. Будь ко всем таков, какими всех желаешь видеть к себе.
120. Правду являй более делом, чем словом.
121. Благочестив не тот, кто многим милость оказывает, но тот, кто никого не обижает.
122. Лучше спать на земле на древесных листьях, с дерзновением (спокойною совестью), чем без сего на золотой постели.
123. Сладок тот друг, который питает душу.
124. Воспевай Бога словами, поклонение Ему воздавай делами, - а мыслью и сердцем благоговеинствуй пред Ним.
125. Иереем делает разумность, добрая жизнь и благородство (чувств).
126. Самое худшее дело есть раболепствовать всему срамному.
127. Словом изучай добродетель, а проповедуй о ней делом.
128. Не иметь только добродетель почитай делом прекрасным, но иметь ее, как должно.
129. Почитая закон, и жить будешь по закону.
130. Странник тот, кому чуждо все мiрское.
131. Богатому не льсти, но и не раздражай его.
132. Тело укрепляет вино, а душу Слово Божие.
133. Яства употребляй не сладкие, а здоровые.
134. Желая угодить толпе, толпе подобен будешь.
135. Паче всего умерщвляй тело свое.
136. Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени.
137. На Бога хулу изрыгать - грех непростительный.
138. От ушей и языка - великая беда.
Нил Синайский, преподобный
Азбука веры
Примечание
7. Сим кончаются увещательные главы в Patr.
gr. Перевод Москов. Акад. прибавляет из рукописи, коею
пользовался, еще следующие главы.
***
Труды преподобного Нила Синайского:
|