Нил Синайский. Письма
Память: 12 / 25 ноября
Преподобный Нил
Синайский (†450) – ученик Иоанна Златоуста,
автор аскетических трудов и толкователь Священного
Писания.
Преподобный Нил
Синайский
***
Содержание
Часть первая. Письма к клирикам:
- Агафону, епископу
- Анастасию, епископу
- Вевиану, епископу
- Евфимию, епископу
- Евфимию, епископу
- Елевферию, епископу
- Марианну, епископу
- Олимпию, епископу
- Павлу, епископу
- Тимону, епископу
- Ему же
- Филагрию, епископу
- Филимону, епископу
- Филону, епископу
- Феодулу, епископу
- Исидору, чтецу
- Наставление новоначальным монахам
- Преподобный Нил. Византийская гравюра Кириаку, монаху
- Ему же
- Ему же
- Феодосии, монахине
- Феодоту, диакону
- Ему же
- Ему же
- Ему же
- Ему же
Часть вторая. Письма к мирянам:
- Авксентию, ходатаю по делам
- Авксентию
- Авлавию, нотариусу
- Адриану
- Аглаофонту, попечителю
- Аглаофонту
- Акиле, бывшему ипату
- Ему же
- Акиле
- Акилину
- Александру
- Алкивиаду, схоластику
- Амвлиху, попечителю
- Аммонию, комиту
- Антонию, схоластику
- Ему же
- Аполлофану, заседателю
- Ариклу, председателю
- Аркадию, императору
- К разным лицам
- Ученику
- Хионию, силенциарию
- Юлию, децемвиру
- Ему же
- Ему же
- Евдемону, схоластику
- Ему же
- Евпсихию, местоблюстителю
- Ему же
Люди, не зная, может быть, будущего,
отчаиваются в спасении тех, которые живут до безмерности
порочно. Бог же не оставляет надежды, пока не умрут они,
но, взирая на последующее, тем более их увещевает и
призывает.
Светило великой Византийской Церкви или,
лучше сказать, целого мира, дивный иерей Иоанн, как
прозорливый, многократно видел, что дом Господень во
всякий почти час, особливо же во время Божественной и
бескровной жертвы, не бывает оставляем Ангелами или
лишаем их попечения. Почему, исполненный удивления и
радости, наедине рассказывал о сем близким из духовных
друзей своих. Как скоро иерей, говорил он, начинает
совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы,
во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые
некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с
преклоненным долу лицом, в благоговении, великом
безмолвии и молча окружая жертвенник, предстоят до
совершения страшного Таинства. Потом, разошедшись по
всему досточтимому храму, каждый из них здесь и там
содействует, помогает и подает силы находящимся в храме
епископам, пресвитерам и диаконам – всем, раздающим Тело
и честную Кровь. Пишу же сие, чтобы, познав, сколько
страшного в Божественной литургии, и сами, утратив сей
Божественный страх, не предавались нерадению, и
кому-либо другому не дозволяли во время проскомидии
беседовать и шептаться, или смело подавать другим знаки,
или стоять, качаясь со стороны на сторону, туда и сюда
озираясь, или беспечно и запросто ходить с места на
место. Ибо Господь говорит Моисею, а чрез него и всем
иереям: "благоговейны, а не небрежны сотворите сыны
Израилевы..." (Лев. 15:31).
Злостраданиями пресекать и приводить в
бездействие возбешение плоти и воспламеняющееся в теле
сластолюбие божественный апостол называет "телесное
упражнение". "Благочестие же, – говорит он, – на все
полезно" (1 Тим. 4:8); и оно действительно таково,
потому что при содействии Божием может совершенно
уничтожить страстные воспоминания и приобрести наконец
постоянную чистоту ума.
Сатана во всякое время старается
затруднить душу в стремлении к лучшему, а наиболее во
время молитвы употребляет многие способы и внушает
тысячи помыслов, отвращая ум от предположенного и
приводя его в кружение и парение, чтобы человек с
пустыми недрами отступил от Всесовершенного. Ибо в
точности знает лукавый, что великие дела возможно
совершить тому, кто без развлечения молится Богу, и
потому каким бы то ни было, разумным или неразумным,
способом усиливается привести ум в кружение. Но мы, зная
это, будем противоборствовать нашему врагу и, когда
станем на молитву или преклоним колена, не дозволим
войти в сердце наше ни одному помыслу, белому, черному,
десному и шуиему, основанному и не основанному на
Писании, кроме одного молитвенного возношения к Богу и с
небес нисходящего озарения и просветления в нашем
владычественном (уме). Поэтому, отринув всякий повод к
развлечению, и леность, и уныние, и всякий благовидный
предлог, трезвенно и с горячностью посвятим себя
великому делу молитвы, которое есть корень бессмертия.
Бегать должно раболепства, угодливости и
невоздержания в пище, но более со скромностью, с
рассуждением, со страхом Божиим и с благодарностью
надлежит касаться предлагаемого.
В день суда сами будем своими
обвинителями, обличаемые собственною совестью. Поэтому в
этой крайности найдем ли иную какую защиту или помощь,
кроме одной веры в человеколюбивейшего Господа Христа?
Вера сия великая наша защита, великая помощь,
безопасность, и дерзновение, и ответ для сделавшихся
безответными по несказанному множеству грехопадений.
Ибо, во время нашего борения и безмерного страха,
памятование о возлюбленном Владыке Христе и твердо
укоренившаяся и непоколебимая вера в Него, представ,
подобно некоему благоприветливому, мирному, светлому и
кроткому Ангелу, отгоняют трепет и стыд, исполняют
благодушия и отчужденного делают присным Богу. Поэтому в
таком значении понимай те апостольские слова, смысл
которых желал ты дознать, а именно: "...мысли их, то
обвиняющие, то оправдывающие… в день, когда… Бог будет
судить тайные дела человеков" (Рим.2:15–16).
Во всем можно находить великое
домостроительство благого Владыки о рабах Его, так что,
если что кажется горестным и не во всем соответствует их
желанию, то и это к пользе многих домостроительствуется
неудобозримою премудростию Господа, по неисследимым
судам Его. Но противостань искушениям, которые ныне,
наподобие бури, восстают на нас, и увенчай себя, отец,
молясь обо мне.
Не будь жесток, чтобы не испытать на
себе Божия гнева, хотя и представляется тебе, что ты
пламенеешь ревностию богочестия. Ибо и блаженнейший Иона
великую горячность ревности смягчил при помощи кита.
Поэтому смотри и ты, чтобы за несострадательность не
быть когда-нибудь преданным киту, какому-либо
неожиданному и несносному искушению. А под китом разумею
теперь диавола. Но чтобы не показалось, будто бы
преступаю меру, перескажу кратко древнюю историю, и
может быть, убедишься щадить немощных душою. Был один
епископ Карп, современный апостолам. При нем два юноши,
обратившись от еллинской прелести и от внешних училищ,
приступили к Церкви Христовой и по прошению сподобляются
Божественного крещения. Но немедленно, дознав о сем,
возросшие вместе с ними раз пренечестивые и негодные.
Когда же говорил он это, вот открывается весьма страшное
и поразительное зрелище. Христос снисходит с неба, и
огненные змеи обращаются в бегство, а Он, с
благоволением и великою кротостию появ юношу, выносит из
бездны и полагает на земле, показывая сим спасение их.
Ибо действительно впоследствии, обратившись, оказались
великими христианами. Укоряет же Христос Карпа за
угрюмость и жестокость, а равно и за то, что без
сострадания с твердостью произнес проклятие. Поэтому,
зная сие, епископ, не предавай немилосердно анафеме, не
изгоняй навсегда из Церкви людей, по увлечению
прилагающихся к нечестию, Филимона и Сосандра, но лучше,
по правилам святых апостолов, отлучив от Церкви на
узаконенное время, обличай, вразумляй, увещевай,
понуждай, изливай на них милосердие Христово, утешай,
обновляй, подкрепляй, омывай их собственными их воплями
и слезами, украшай постами, просветляй многими бдениями,
прикрывай молитвами, когда обнажены от богочестия по
злобе диавола и по злоумышлению беззаконных людей,
посевай в них добрые надежды, когда они просят, умоляют,
подают милостыню и умилостивляют единого благоутробного,
человеколюбивого и преисполненного щедрот Спасителя
нашего Христа.
Нимало не смущайся, когда зловредные
демоны во время молитвы, наиболее распаляясь гневом,
наводят на душу полчище непристойных помыслов. Ибо и
самые лютые змеи наиболее раздражаются и приходят в
сильнейшее движение, когда слышат произносимый на них
заговор. Так, самым сильным, действенным и страшным
заговором служит для демонов трезвенная молитва. И как в
то время, когда какой-либо праведный и благочестивый
человек приходит к одержимому духом, он в большем бывает
смятении, так, когда поем псалмы и молимся, демоны,
мучимые и утесняемые, как бы от нашествия на них
какого-либо праведного и неприязненного им мужа,
опаляемые богочестивым нашим делом, мятутся и наиболее
тогда неистовствуют и, будучи не в силах сделать
что-либо большее, как разжженными стрелами, мучат нас
недозволенными помыслами. И если только не прекратим
молитв и псалмопений, то в непродолжительном времени
увидим, что они исчезнут пред нами, как дым.
Ни в каком случае не станем умолять Бога
об избавлении нас от Его обличений и наказаний и не
будем отвращаться от Отца духов, чтобы за
кратковременное о чем-либо нерадение и малодушие не
утратить нам оное вечное, неотъемлемое, на небесах
уготованное нам наследие и непрекращающееся веселие.
Поскольку пишешь мне, что весьма угодны
и приятны тебе мои писания, то прими теперь и святого
Давида, который, вместо горестей настоящего века,
благовествует тебе непрекращающееся радование. Ибо
говорит: "блажен человек, егоже аще накажеши, Господи"
(Пс.93:12); "во вся дни будущие возвеселихомся, за дни,
в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом
злая"(Пс.89:15); и: "потоком сладости Твоея напоиши"
(Пс.35:9) нас, надеющихся на защиту крыл Промысла.
Умертви, прошу тебя, телесные свои
члены; если можно, все иждивай духу, не медли вступить
на путь тесный и проходимый немногими. Сделайся
смиренным и возвышенным, смертным и бессмертным, земным
и небесным, наследником Богу, сонаследником Христу. Да
будут у тебя непрерывная молитва, благообразное,
неослабное и единомудренное псалмопение, поучение в
словесах Божиих, частое преклонение изможденных колен,
бодрствование души и тела со слезами, очищающими
привнесенную, как вероятно чувствами, скверну,
вспомоществование утружденным, попечение о бедных, пища,
одежда и питие им. Ибо, если найдется у тебя все это и
подобное этому и ежедневно будет приумножаться и
возрастать, то не праздным и бесплодным представит оно
тебя Христу, Богу всяческих, в день мздовоздаяния.
Во время приражений врага расслабевать,
рассеваться, не памятовать с строгим образом мыслей о
страшных судах Господних, но предаваться удовольствиям и
уступать воле плоти значит упасть из решетчатого окна и
заболеть самою трудною душевною болезнью, которая
гораздо мучительнее телесного недуга. Ибо сказано: "Охозия
же упал чрез решетку с горницы своей… и занемог"
смертельною болезнию (4 Цар. 1:2), то есть царственный
ум пал в мысленную смерть деятельного греха.
И у самих вас достанет сил живущим в
монастыре вашем дать каждому должные правила. Но
поскольку в письме своем упоминали вы о пище, прося
сообщить свое о сем мнение, то признаю за лучшее, так
как телесное сложение бывает различно и одни больны, а
другие здоровы, установить пищу неодинаковую, каждому
лицу сообразную, и здоровым в удовлетворение потребности
предлагать овощи грубые, а немного больным в утешение их
– овощи садовые, крайне же изнемогшим и обессилившимся в
подкрепление сил давать в меру и мяса.
Уважь хотя имя свое! Сан священства, как
видно, стал правом на самоуправство, когда ты с
неистовством бьешь и обираешь людей свободных, не
делающих ничего худого. Где же дать место великому
Павлу, который постановил закон: "епископ должен быть…
не гневлив… не бийца, не корыстолюбец" (Тит.1:7)? А ты,
гнусного ради прибытка, обижаешь и гонишь всех.
Первоверховный из апостолов Петр
говорит, что если укоряют "вас за имя Христово, то вы
блаженны" (1Пет. 4:14); и Господь изрек устами Исаии:
"злословия их не страшитесь" (Ис.51:7); да и Сам взывает
в Евангелии: "блаженны вы, когда будут поносить вас и
гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на
небесах" (Мф. 5:11:12). И апостол Павел в Послании к
Евреям весьма восхвалил имеющих горячую веру в Спасителя
Христа. А если это действительно так, то нимало не
упадай духом и не приходи в боязнь, если люди низкие,
безбожные и ненавистные поносят тебя за добрую о тебе
славу, за доброту нравов твоих и за видимое для всех
благочестие. Ибо и блудники смеются над целомудренными,
и нечестивые издеваются над благочестивыми, и порочные
ругаются над добрыми, и слепые называют себя
дальновидными, и самые негодные люди с рукоплесканием
провозглашают грехи и самые постыдные страсти бесчестия,
уверяя, что горькое сладко. А мы над ними более
посмеемся, их осудим, будем плакать и проливать слезы о
погибели всех подобных им.
Юному должно приобучать себя к тихости
телесных движений, к благообразию в одежде, к мерности и
чинности в голосе, к безмятежному вкушению пищи и пития
и при скудости, к молчанию пред старейшими, к
внимательному слушанию премудрейших, к любви равных, к
готовности с любовию давать совет младшим, к удалению от
людей дурных, плотских и вмешивающихся не в свое дело.
Он должен мало говорить и больше думать, не употреблять
смелых выражений, не вести излишних разговоров, не быть
склонным к смеху, украшаться стыдливостью, не
разговаривать с женщинами, взор потуплять долу, а душу
возносить горе, избегать прекословия, не домогаться
учительского достоинства, не ценить высоко почести,
оказываемые людьми, особливо же не знающими, что
подлинно досточестно, но стараться заслужить одобрение
людей благоразумных, этой лучшей из всех похвалы. А
преуспев, должен он приобучить себя к тому, чтобы искать
похвалы только от Бога. И если сделается способным учить
и приносить пользу другим, то пусть делает это ради
награды, отложенной у Бога, как дело, которое обязан
исполнить пред Богом и которое от Бога вознаграждается
вечными дарами.
Господь наш Иисус Христос, как говорит
апостол, "уничиженное тело наше преобразит так, что оно
будет сообразно славному телу Его" (Флп.3:21). Ибо
теперь случается иногда, что тело человеческое бывает в
унижении и бесчестии, терпя от демонских нападений, а
часто и от лености самой души, впадая в какие-либо
пороки и скверны, иногда же порабощается и крайне
унижается грехом и во время самой смерти и погребения с
уничижением и бесчестием влачится по земле и предается
оной в великом убожестве, так как сказано: "сеется в
уничижении, восстает в славе" (1 Кор.15:43). Но во время
восстания всех человеков, сложив с себя тление и
унижение, тело наше восстанет украшенное славою и
велелепием Христа Спасителя и не будет уже более
совращаемо в грех и тление, и уничижаемо смертностию,
суетностию и злостраданиями, но бесконечные веки
пребудет нетленным.
"Возвел еси человеки на главы наша"
(Пс.65:12). Ибо иногда попускает Бог демонам бесстыдно
восседать внутрь главы, то есть в мысли, и увлекать душу
к непристойным помыслам, с которыми нам необходимо
бороться и сражаться, не соглашаясь и не входя в союз с
ними.
Бывают у людей иные состояния и
положения столько чистые, что один заступает место
солнца, другой – луны, третий – звезды; и видишь, что
иной человек нередко более Соломона прославлен был
мудростию свыше, а впоследствии за усыпление, за
ослабление внимательности оставлен Богом, отлагает
благоговение и страх Всесовершенного и впадает в
нечестие и в великие грехи, так что можешь сказать:
совратилось солнце, сверх чаяния впал в дела
непозволенные! Ибо нередко бывает подобное этому; и люди
ревностные иногда впоследствии за нерадение лишаются
охранения Святым Духом, и идет на них войною
Навуходоносор, разрушает город сатанинскими орудиями, а
царя, разумею ум, ослепляет, как Седекию, отроков
заключает в узы и отводит в иносказательный Вавилон, а
святыню Давида и Соломона и прочих царей – все, что было
в сокровищницах сердца с великим трудом и тщанием
приобретено, собрано и уготовлено, – берет с собою, и
храм Господень сожигает и готов попрать нечистыми
ногами.
И слышу, как, сетуя о сем, взывает
псалмопевец: "помилуй мя, ...яко мнози борющии мя с
высоты демоны, попраша мя... весь день" (Пс.55:2–3);
"яко возвел еси враги на главу мою" (Пс.65:12). И
Иеремия оплакивает душу, которая прежде за преспеяния
свои властвовала, а теперь по праву войны взята, бысть
под данию (Плч.1:1), служа диаволу грехами. Впрочем, кто
и впал в такие бедствия, если не до конца вознерадит о
себе по малодушию, но, покаявшись, обратится к Господу и
мужественно возобновит прежние любомудренные деяния,
снова возвращается к тому Владычняя благодать и о нем
изречет пророческое слово: обращуся, и "восстановлю
скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней" и
преспеяния, и Божественные дарования, и внутреннее
ведение восстановлю и устрою (Ам.9:11), "слава сего
последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит
Господь Саваоф" (Агг. 2:9). Это написал я в ответ на
то, что заключалось в письме твоем.
Хочешь или не хочешь, но по телу ты
женщина. Поэтому перестань учить в церкви мужей; потому
что апостол ясно признал это неприличным (1 Кор. 14:
35), хотя и тысячекратно будешь утверждать, что ты
далека от свойственного женам состояния и по утверждении
в себе девственного образа мыслей стала тверже мужей.
Не надобно приходить в удивление от
того, что бывает в жизни, потому что и с людьми
трезвенными повсюду неразлучны искушения и от своих и от
чужих. Поэтому и апостол, видя воздвигающиеся бури
опасностей и боясь, чтобы некоторые из учеников не
пришли от сего в смущение, сказал в своем послании:
"послал я к вам Тимофея..., чтобы никто не поколебался в
скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено" (1
Сол.3:2–3). Сказанное же им значит: такова жизнь наша,
таков чин апостольского постановления – терпеть тысячи
зол; так нам суждено, говорит апостол. Как товары
выкладываются для того, чтобы продавались и покупались,
так и апостольской жизни суждено, чтобы подвергаться
злословию, злострадать, не иметь никакого отдыха; и те,
которые трезвятся, не только не терпят от сего вреда, но
еще приобретают большую выгоду.
Сказано: "благословлю Господа на всякое
время, выну хвала Его во устех моих" (Пс.33:2). Ибо
стыдно для нас благословлять Бога при добром и молчать
при горестном положении дел. Напротив того, тогда более
должно благодарить, когда злостраждем, зная, что
"Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого
сына, которого принимает" (Евр.12:6).
"Аз же яко маслина плодовита в дому
Божии" (Пс.51:10), никогда не теряю блаженного упования.
Сделаемся поэтому маслиною плодовитою, не в другом
где-либо месте, не в язычестве, не в иудействе, не в
зловредной ереси, но в дому Божии, то есть в вере и
благочестии, потому что злочестивые, вне Церкви,
напрасно приносят плод.
Как для Иосифа начало было
затруднительно, долгое время дела шли, казалось, вопреки
обетованию, но впоследствии произошло большее
ожидаемого, так и в деле крестном не вдруг, не пред
началом и не в начале оказался полный успех, но сперва
соблазн растет, и хотя совершилось нечто немногое ради
чуда и для вразумления отваживавшихся на распятие
Господа, однако же все это вскоре миновалось; потому
что, если раздралась тогда завеса церковная, и камни
распались, и солнце померкло (Мф.27:51:Лк.23:45), то
все это было делом одного дня и многими предано
забвению. После же того апостолы вскоре в бегстве, в
гонении, подвергаясь нападениям, козням, таятся,
скрываются, боятся и так проповедуют слово; а народ
иудейский полновластно влечет, позорит, терзает
верующих, и Распятый видит это и терпит. Но смотри, как
после этого более солнца воссияло дело Церкви и объяло
целую вселенную.
Вещающий сперва Богу: "воззову во дни, и
не услышиши" (Пс.21:3) – впоследствии говорит: "яко не
уничижи, ниже негодова молитвы..., и егда воззвах к
Нему, услыша мя" (Пс.21:25). Поэтому бывает время
замедления у Бога, Который предусматривает о нас нечто
лучшее и премудро домостроительствует судьбу нашу, а
потому, с пользою для нас, не вдруг дарует просимое.
Бывает время неслышания и время услышания: "яко время
ущедрити его" (Пс.101:14), говорит Писание, то есть
ущедрити душу, возводящую взор к Богу, яко прииде время
чудотворению Всесовершенного.
"Выводит на свет тень смертную"
(Иов.12:22), то есть Бог привел в ясность и всем
обнаружил скрывавшееся прежде внутри естество греха. Но,
слыша о естестве, не подумай, как предполагают иные,
будто бы грех есть какое-то живое разумное существо. Ибо
грех обыкновенно и начинается, и снова прекращает свое
бытие в человеческом произволении.
Будучи прекраснейшим творением
человеколюбивейшего Бога, Который хочет всем человекам
спасения, не ропщи, не отчаивайся, но надейся улучить
спасение, никак не переставая сам делать добро и никогда
чего-либо видимого не предпочитая спасению души. Ибо для
самых маломощных немаловажно взойти хотя на одну ступень
лестницы добродетелей и стать пока сколько-нибудь выше
земли.
Кто поет на ухо глухому, тот поет
напрасно; и кто говорит от Писания тебе, который
исполнен неразумия и при бодрствующем теле спишь, тот
тратит слова.
Просив многократно у Бога и не получив
просимого, не изнемогай и не приходи в отчаяние, но,
возобновив свои прошения пред Богом, неотступно
приступай ко Владыке; потому что в нуждах дерзновенная
неотступность предпочитается стыдливой уклончивости. Ибо
"по неотступности его дано ему будет сколько просит",
как сказал Господь (Лк.11:8).
Когда человек изнеможет наконец, смотря,
что несправедливо ненавидящие и расхищающие усиливаются
и делаются властелинами, когда уже утратит он надежду,
не имея у себя помощника, тогда увидит и защиту, и
помощь, чудесно подаваемые ему с неба. Поэтому не
переставай молиться и надеяться.
Сказано: "Господь, кого любит, того
наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает"
(Евр.12:6); и еще некто из святых сказал: "бых язвен
весь день" моей жизни (Пс. 72:14). Итак, чему же
дивишься, видя, что святые мужи страждут различными
болезнями, терпят нищету, печали и бывают презираемы.
Прежде Господня дня старайся предварить
Небесного Судию и исхить себя из геенны. Если хочешь,
чтобы вышний Владыка уступил тебе тысячи талантов,
прости сорабу своему сто пенязей (Мф.18:24–34); а
сорабом твоим называю служителя твоего, потому что и у
него есть Господин на небе.
Не надобно отчаиваться и терять надежду
при всяком вообще грехопадении, но надлежит сознаться во
грехе и исповедаться, потому что отчаивающиеся в себе
сопричисляются к нечестивым.
Пишешь: какое продолжение времени может
быть достаточным к успеху в том, чтобы не клясться. Не
думаю, чтобы потребовалось десять дней для избавления
себя от этой привычки. Но если и после десяти дней
окажемся клянущимися, то наложим на себя наказание, и
наказание весьма тяжкое, определим, чем заглаждать
каждое прегрешение. Чем же именно? Тем, чтобы падшему не
оставаться в падении, но в покаянии искать спасения, как
Ламех, как блудный сын, как разбойник, висящий на
кресте, чрез одно слово веры сделался обитателем рая.
Если враги жизни нашей, демоны, никогда
не утомляются и не перестают тревожить и искушать нас, и
строить нам козни, и делать на нас нападения, то и мы
должны не лениться, не унывать, не утомляться и
непрестанно призывать на помощь себе досточтимое имя
Христово, а сим мучить и сокрушать сокрушающих нас;
потому что молитва верных – великое истязание,
сокрушение и страх лукавым духам.
Знай, что чем больше болеешь ты плотью и
чем более разнообразные скорби и наказания посылает на
тебя Господь, тем в большей мере оказывается Он
простирающим к тебе искреннюю любовь.
Пишешь ты мне, что весьма любишь
смиренномудрие и желаешь узнать способ, как достигнуть
такой богочтимой благодати. Поэтому, если угодно тебе
избежать этого пустого и богопротивного надмения
гордыни, сделаться же обладателем блаженного дара, то не
оставляй в небрежении ничего содействующего к этому, но
охотно упражняйся во всем, что служит к усовершению в
том. Ибо душа обыкновенно уподобляется тому, чем бывает
занята; и что всегда делает, то и отпечатлевает на себе,
тот вид и принимает на себя. Поэтому и наружность, и
одежда, и поступь, и седалище, и пища, и постель –
словом сказать, все да будет у тебя доведено до
умеренности, а также и речь, и телесное движение, и
беседа с ближним да клонятся больше к скромности, а не к
надмению. Будь добр и кроток перед братом, незлобив
перед противниками, человеколюбив и сострадателен к
уничиженным, готов успокоить и утешить больных, посетить
всякого человека, когда он в страданиях, трудах,
скорбях, вообще никого не презирай, в разговоре будь
приятен, в ответах ласков, во всем благожелателен, для
всех доступен.
Для чего утруждаешь себя, человек, и
утомляешь без конца? Для чего рвешься в лживую суету?
Окаянным и неблаженным называется такой образ мыслей у
божественного пророка. Ибо говорит: "блажен муж, емуже
есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и
неистовления ложная" (Пс.39:5). Разве мы сами совершаем
то, что нужно для нашей жизни? Все домостроительствует
Бог; и человеческое старание, если нет ему Божией
помощи, по необходимости не достигает конца, Божие же
домостроительство и без человеческого содействия подает
совершенные блага. Поэтому доброе дело – возлюбить
добро. Что же такое добро? Не то ли, чтобы, укоренившись
и укрепившись в твердой и нелживой вере, всю заботу и
все попечение возвергнуть на Господа?
Болезненное состояние, с крайней для
тебя опасностью постигшее твое тело, по злоумышлению
диавола, не было нам неизвестно, а также и то, что
приключилось это с тобою, по Божию смотрению, чтобы ты
во всей ясности познал и неистовую злобу врага, и
попечительность Христа, Который тебя, как преданного
раба, скоро избавил от болезни.
По Божию приговору, израильтянам,
перешедшим Чермное море, вменяется это в крещение, хотя
они и не были крещены. Так, угодно было Богу и второго
по рождению Ефрема назвать первородным и предпочесть
старшему Манассии, чтобы мы доискивались значения всего
этого.
После закона Моисеева показано нам
введение лучшего упования, которое может приблизить нас
к Богу. Итак, по слову Иакова, "приблизьтесь к Богу, и
приблизится к вам" (Иак.4:8). Но народ иудейский не
восхотел упованием и верою приблизиться и прилепиться ко
Господу, почему Давид сказал: "гнев взыде на Израиля:
яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его"
(Пс.77:21–22). Да и Сам Бог изрек также устами Исаии:
"народ… языком своим чтит Меня, сердце же его далеко
отстоит от Меня" (Ис. 29:13).
Хотя и думаешь о себе, что ты весьма
разумен, сделаешься каким-то блеющим и бессловесным,
если откажешься от служения Богу, вовсе не захотев
внимать Ему благопокорным слухом, между тем как охотно
приклоняешь ухо к врагу, к погибели своей усердно
возлюбив неестественного владыку, непрестанно выполняешь
повеления его. Хорошо закон еврейский повелевает рабу,
возненавидевшему свободу, провертеть шилом ухо
(Втор.15:17), как бы в знак того, что, слыша
неестественным уже отверстием уха, никогда не примет он
слова о свободе. Это самое, как видим, сделано и тобою,
потому что стал ты вечным рабом сатаны, возлюбив его и
настоящую жизнь, и не хочешь никогда, даже хотя однажды,
ни послушать Божественного Писания, ни подумать о
будущем веке.
Бог и Господь всяческих Иисус
возлюбившим явление Его обетовал венец правды (2
Тим.4:8). Что же такое сказанный венец, как не
совершенная, без сомнения, правда, и святость, и
нетление, и непреложность, и бессмертие, и вечное
услаждение?
Как же желаешь увидеть Константинополь
избавленным от частых землетрясений и запалений небесным
огнем, когда в нем совершаются тысячи нелепостей и
великой свободой пользуется порок, изгнан же из него
столп Церкви, свет истины, труба Христова, блаженнейший
епископ Иоанн? [4] Как же вызываешь и меня приносить
молитвы о городе, колеблемом Божиим гневом и ежедневно
ожидающем громовых свыше ударов, когда я сам попален
огнем горести, потрясен помыслами и мысль во мне убита
чрезмерностью того, что в настоящее время сделано в
Византии беззаконно?
Рукопись творений преподобного Нила
Синайского XII в. Афон
Будем обучать ум благочестию, если уже
телесное обучение с успехом кончено. Ибо "телесное
упражнение мало полезно, как подобное учению детскому, а
благочестие на все полезно" (1 Тим. 4:8), доставляя
душевное здравие желающим приобрести победу над
противоборными страстями.
Ибо как для борцов, обучающихся детским
еще играм, прилично упражнять тело и часто приводить в
движение члены, а борцам возмужавшим свойственно
прилагать попечение о подвижнической крепости и умащать
себя на великие подвиги, так и в рассуждении добродетели
– приступающим только к богочестию хорошо прилагать
попечение о том, чтобы остановить действенность
удовольствий, в которых они выросли, и страстей,
которыми, так сказать, непроизвольно увлекаются, и
преодолеть их; а сделавшиеся способными к деятельной
добродетели да употребят все усердие позаботиться о
движениях мысли и охранить помысл, чтобы, придя в
беспорядочное движение, не увлекся он к чему-либо
бесполезному.
И короче сказать, одни стараются о том,
чтобы управлять телесными движениями, а другие о том,
чтобы дать правильное направление стремлениям помысла,
так, чтобы стремился он только к любомудренному образу
жизни, и никакое мирское представление не отвлекало его
от Божественных помышлений. Ибо вожделение богочестивого
человека должно быть всецело направлено к возлюбленному
им, так чтобы человеческие помыслы вовсе не находили
времени приводить в действие свои страсти. И если каждая
страсть, когда она приведена в движение, держит помысл
обладаемого ею в связанном состоянии, то почему же и
ревности о добродетели не удерживать мысль свободною от
всего прочего?
Ибо ощущает ли что-либо человек
огорченный, борясь мысленно с представлением огорчившего
лица? Человек непотребный, нередко сидя с кем-нибудь в
обществе, не владеет своими чувствами и, представляя
любимый им образ, беседует с ним, забыв о
присутствующих, и сидит, как столп безгласный, не знает,
что делают или говорят у него перед глазами, но,
погрузившись в себя, весь занят представлением любимого
лица. Если же это в такой мере овладевает помыслом по
пристрастию к сатанинской любви и делает чувства
недеятельными, то гораздо более любовь к духовному
любомудрию заставляет ум отрешаться и от чувственного, и
от чувств, восхищая его в высочайшее, и, заняв
созерцанием представляемого уму, приводит его в
нерасторгаемое единение с Богом.
В миру при военных наборах выбирают
только мужей и юношей, а старцев презирают, детей
оставляют, рабов не одобряют и жен, по немощи естества,
гонят прочь. Для подвига же по Богу, при наборе воинов
благочестия, и старцы призываются, и юноши стекаются, и
дети прибегают, и рабы усердно и с дерзновением
предстают, и жены оказываются не нестоящими выбора, но с
горячностью и мужественно устремляются на диавола и,
подвизаясь, побеждают врага, борют его, воздвигают
победные памятники, каждый день увенчиваются за одоление
сопротивников.
В собственном смысле и по естеству
премудр Единый Господь, Ангелы же и люди имеют мудрость
по причастию. Поэтому Владыка, как премудрый, знает,
кого услышать скорее и чье прошение исполнить медленнее.
Ибо сами себя не знаем мы так, как знает сотворивший нас
Бог, и нам на пользу подает Он нами просимое медленнее
или скорее. Поэтому нимало не станем малодушествовать и
унывать, но пребудем твердыми и непоколебимыми,
благодаря, прося, ожидая и надеясь получить. "Всякий
просящий получает, и ищущий лучшего находит, и стучащему
отворят" дверь правды (Мф. 7:8).
В точности обязана знать твоя
малоученость, что, если и апостольские чудеса будет
совершать человек, делающий все напоказ, мятежный и
гневливый, то мерзок он пред Богом и пред людьми. Да не
будет же неизвестным тебе и то, что многие из епископов
наследуют пещь огненную.
Владыка наш знает, в чем имеем нужду, и
иногда, пред самым исшествием востав, отверзает двери
ударяющему в них молитвою и упованием и исполняет
духовное прошение сердца.
Возлюбив уединение, будем избегать
связей с людьми бесполезными, потому что вредно и
тлетворно для мирного состояния сожительство с нашими
ближними. Как пребывающие в заразительном воздухе
подвергаются всяким болезням, так и вступающие в связи с
различными людьми, без сомнения, делаются причастными их
порока.
Душевному спасению по Богу ничего не
предпочитай в настоящем видимом мире.
Если дивишься, взирая на красоту
настоящих тварей, то гораздо более подивись будущему.
Если прекрасны создания, то гораздо более и в
бесконечное число крат прекраснее сотворивший их
Господь. Если таково временное, то каково же вечное?
Поэтому от видимого возводи ум к невидимому.
Если желаешь войти в Небесное Царствие,
то желай себе скорбей; ибо, кто не имеет скорбей, тот
никак не войдет в него, "потому что тесны врата" (Мф. 7:
14).
Если и не скоро получаешь просимое
тобою, если и вовсе не получаешь (может быть, исполнение
прошения твоего и не полезно для души твоей), то только
одно это – стоять на молитве и беседовать с создавшим
все Богом – скажи мне, чего достойно?
Исповедуй Богу немощь свою, чтобы
воссияла для тебя возможность благодати и Владычнее
изволение совершило чудо превысшее естества.
Не забывает Бог памятующих о Нем;
напротив же того, весьма помнит о человеке, в котором
пребывают словеса Господни. Ибо говорит устами Иеремии:
"как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю
о нем" (Иер. 31:20).
Не отказывайся иметь телесный недуг и
переносить различные страдания и не ниспровергай суд
Мой, как говорит Господь Иову (Иов. 40:3), лучше же
сказать, с благодарностью терпи скорби, чтобы ими
загладились все твои грехопадения.
Нечестивые, безбожные, лукавые и
беззаконные сатанинские помыслы да не смущают и не
изумляют тебя, да не приводят в уныние и расслабление
добрую душу твою, украшенную верою и огражденную Крестом
Христовым.
О постигших тебя бедствиях и невзгодах
не рассказывай без меры широко и обильно всякому
встречному. Ибо, если тебе самому приятно воспоминать о
том, что было с тобою, то слушателям не покажется
столько же приятным слышать о чужих бедах.
Познавшим присущую им немощь, когда
приметят, что демоны нападают на них с большею
наглостью, должно всю надежду возложить на Бога и Его
призывать, чтобы сделался их защитником.
Поскольку желаешь быть наставником
большего числа братий, то сперва испытай себя, можешь
ли, более делом, нежели словом, научать тому, что должно
им делать, собственную свою жизнь предложив учащимся в
образец всякой добродетели, чтобы списывающие с него
безобразием недостатка не умалили красоту добродетели.
Ибо знай, что обязан ты не меньше страшиться за
подначальных, чем и за себя самого, потому что как за
себя, так и за них дашь ответ, однажды приняв на себя
дело спасения их.
И у святых все старание было о том,
чтобы учащихся не оставить недостигшими собственной их
добродетели. Так апостол Онисима из беглеца сделал
мучеником. Пророк Илия Елисея из пахаря сделал пророком.
Моисей Иисуса, сына Навина, возвел к совершенству. А
священник Илий сделал Самуила даже большим себя. Ибо,
хотя и рачительность учеников содействовала им к
приобретению добродетели, но вся причина успеха состояла
для них в том, что имели учителей, которые возгоревшуюся
в них искру усердия могли воспламенить в большей мере.
Прежде нежели откроется оное страшное
судилище, где не только в делах и словах, но и в
помышлениях дадим отчет Видящему сокровенное, надлежит
нам "предварить лице Его во исповедании" (Пс. 94:2) и
призвать в помощь Владычнее милосердие трудолюбивым
попечением об исправлении жизни, подражая великому
пророку и царю.
Смело приступи со слезами к небесному
Первоврачу Иисусу и обнажи все твои душевные язвы. Ибо
нет такой немощи, которую бы уврачевать не в силах был
человеколюбивейший Христос.
Спишь ты, а время идет; бодрствуешь ты,
а сердце твое увлекается суетным; между тем жизнь твоя
сокращается, хотя сам ты и не чувствуешь и не разумеешь
того.
Ублажение гонимых (Мф. 5:10) дает
видеть, что не должно непременно разуметь гонимых за
правду только злонамеренными людьми, потому что есть и
враги невидимые, которые гонят людей от боговедения и
делания добра преступлением малых заповедей. Поэтому не
должно склонять слуха пред суесловами, готовыми
оклеветать почти всякого, и злоречивыми. Да и смешного
касаться не полезно для души. Ибо вообще это показывает
низость, падение духа и служит знаком внутреннего
нестроения и расслабления. Вместо того, чтобы смеяться,
должно более песнословить и прославлять Божество. Ибо
имеющим уста, день и ночь отверстые на песнословие
Божие, с готовностью отверзается сокровище небесных
благ.
Рукопись творений преподобного Нила
Синайского XII в. Афон
Вот после прежних писем пишем к тебе и
это, зная, что от нашего смирения ожидал ты слов
назидательных, желая спастись и прийти в познание
истины. Не предавайся, брат, развлечениям, заботам и
попечениям этой душевредной жизни. Чего ждешь? Будет ли
у тебя время? "Дние яко сень и как сон преходят" (Пс.
143:4), а ты не порадеешь о себе и украшаешь
неодушевленные стены. Господь сотворил тебя
беспечальным, а ты мучишь себя хлопотами; Он снял с тебя
заботы, и ты сам себя запутываешь в дрязгах. Из всего,
чем ты занимаешься, ничто не принесет пользы душе.
Смотри же, сын, чтобы, ища славы
человеческой, не лишиться тебе славы Божией, ибо не
иначе можно достигнуть славы, как только избегая ее; а
пока гонимся за славою, она бежит от нас. Если хочешь
быть славным, не вожделевай славы. Если хочешь быть
высоким, не будь высок. Будь внимателен к себе, чадо, и
да не обольщает тебя мысль степенью священства и
настоятельства.
Боюсь и опасаюсь за тебя, чтобы,
стараясь спасти других, не погубить тебе душу свою. Ибо
свят и досточестен спасающий свою душу. Поэтому, чадо,
послушай меня, смиренного отца, о Христе тебя любящего и
жалеющего тебя. Оставь, чадо, по земле пресмыкающиеся
замыслы и, уклоняясь, безмолвствуй в келье, заградив ее
отвсюду, чтобы вовсе ни с кем не видеться, кроме одного
раза в субботу и в день воскресный. И тогда узнаешь, что
пригодно для души, а также и иное, как, например, что
предстоит тебе претерпеть много скорбей, много
искушений, много немощей. Но блажен ты, если претерпишь.
А если и не сделаешь этого, то перейди оттуда на другое
место. И если желательно тебе придти в сокрушение, не
читай языческих книг, ни исторических, ни
иносказательных, не касайся даже и Ветхозаветных книг,
но читай Новый Завет, мученичества, жития отцов и
сказания о старчестве, и приобретешь от сего великую
пользу.
Советую же тебе не читать книг Ветхого
Завета не потому, что отметает их Церковь, напротив
того, они приемлются, изречены Духом Святым и Церковь
без них не может обойтись, но потому что в безмолвниках
и монахах не производят сокрушения. Будь внимателен к
себе, брат; "жатвы много" (Мф. 9:37), не оставляй ее,
вместо класов не пожинай солому; сбор винограда обилен,
не оставляй собирать духовные плоды, не начинай искать
гроздов после обравших виноград. Оставь земное и займись
небесным. Пожинай и обирай плоды правды.
И если хочешь упокоиться, приобрети
другом себе Господа, стань мертв для всякого человека.
Сделайся рабом единого Владыки, тогда как сейчас ты в
порабощении у многих. Кто пред Одним благоговеет, тот не
убоится многих, лучше же сказать, многие убоятся одного.
Для чего, чадо, уклоняешься с пути, который говорит: кто
я? "прах и пепел" (Быт. 18:27), и хочешь идти путем
стропотным, полным скорбей и опасностей? Где оставил ты
мои слова, хранимые для тебя день и ночь? Где ты был и
где видишь себя преуспевающим? Где ты был и где я желаю
быть тебе? Где ты теперь, потому что любишь
начальствовать и неумолкающий язык свой не держишь на
привязи? Где данные тебе мною заповеди?
Не будут ли на тебя жаловаться? Плачь и
проливай слезы, не предавайся любоначалию, ни в чем не
равняй себя с другими; на иной путь обрати любовь свою;
преселись из мира, войди наконец на крест, воспари от
земли; "отрясите прах от ног ваших" (Мф. 10:14),
пренебреги срамотой, всякому человеку отдавай пред собою
предпочтение; оплакивай своего мертвеца; "вынь прежде
бревно из твоего глаза" (Лк. 6:42). Созижди угрожающий
падением дом твой. Возопи: "Сын Давидов! помилуй меня…
чтобы мне прозреть" (Мк. 10:47-51). Знай, что
"заграждаются всякие уста" (Рим. 3:19), и не ленись
благодарить во всякое время; запри дверь твою для врага,
пусть "слова твои взвешиваются на весах" (Сир. 21:28),
и двери твоей сделай запор (Сир. 28:29); не засыпай в
беспечности, чтобы не коснулось внезапно слуха твоего:
"вот, жених идет, выходите навстречу ему" (Мф. 25:6). И
что тогда скажешь? Не время, я занят?
Он упокоил тебя, а ты хочешь трудиться.
Нет у тебя времени скорбеть, проливать слезы, плакать о
грехах своих. Помни, что сказал Господь о дверях, что
будут затворены (Мф. 25:10). Спеши, чтобы не остаться
вне с юродивыми девами. Преселись помыслом из этой
суетной жизни в другой век; отложи земное и взыщи
небесного; оставь тленное и обретешь нетленное; беги
мыслью от временного, а встретишь вечное; умертви
плотские члены, чтобы жить совершенною жизнью. Знаешь,
почему говорю, уразумей слова мои. Трудись над сим
тщательнее и обретешь утаиваемые по Богу сокровища. Не
посрами пред Богом седин человека, молящегося о тебе
день и ночь. Не говори, брат: как все монахи, так и я.
Сказываю тебе, что много растений на
горах, на холмах, в лесах и на полях, но одни плодовитые
достойны сада, бесплодные же пригодны на сожжение огнем.
Сказано: "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин. 8:
34), священник ли он, или царь, или монах, или носит на
голове тысячи унизанных камнями венцов; "нет лицеприятия
у Бога" (Рим. 2:11). Кто сподобился облечься в святую
схиму и не творит дел, приличных оной, тот есть дерево,
у которого много листьев и вовсе нет плодов. Поэтому
тебе, который говоришь "как все монахи, так и я", –
подобные слова не принесут никакой пользы в тот час,
когда душа твоя разлучится с телом, напротив того,
послужат к великому твоему осуждению и сделаются
напутием к мучению.
Наконец, не превозносись, брат; "потому
что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.
4:6). Смотри, брат, чтобы, по надежде на покаяние,
собрав себе множество зол, не пожать тебе греха и не
остаться без помилования.
"Бог поругаем не бывает" (Гал. 6:7).
Делаемое невольно заглаждается искренним покаянием, а
что делается произвольно, то лишено всякого извинения.
Бегай, чадо, сластолюбия. Разумей, что
плод его – покаяние – для тебя будет горше желчи и более
меча обоюдоострого. Ибо, "кто кем побежден, тот тому и
раб" (2 Пет. 2:19). Истязания и осуждение определены и
за праздное слово: кольми же более подпадет этому
погруженный в сластолюбие. Написано: "если кто разорит
храм Божий, того покарает Бог..." (1 Кор. 3:17).
"Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами
блудницы? Да не будет!" (1 Кор. 6:15), особенно же в
освященном храме. Бегай, брат, сластолюбия – этой матери
погибели и смерти, не слушайся слов его, потому что оно,
как волк, ласкает агнцев. Бегай всякого развлечения,
всякой забавы, праздности, роскоши, красоты лица,
поползновения очей; сладкая речь – стрела для слуха, она
предает члены сладострастию. Душа такого человека –
прохладное место для лукавых духов и советница на зло, а
тело – стража нечистых помыслов, которые превозмогают
над тем, кого утаивают от него самого.
Почти, брат, Ангела Хранителя твоего. Не
печаль святых Ангелов и не радуй демонов. Помни, что
сластолюбие – вражда на Бога. Представляй, брат, в уме
Неусыпное Око, потому что назирает за твоими поступками,
проникает в сердце, изведывает помыслы, обнаруживает
мысли, Кто может и душу и тело погубить в геенне
огненной (Мф. 10:28).
Испытай себя самого, кто ты. Познай
природу свою, познай, что тело твое смертно, а душа
бессмертна. Презри плоть, потому что она смертна.
Приложи попечение о добродетели бессмертного духа. Велик
и тяжел грех. Великая у тебя потребность в исповедании,
в горьких слезах, в усиленной молитве, в непрестанном
бдении, в непрерывном посте. Будь внимателен к самому
себе, чадо, среди сетей ходишь ты, потому что силки
скрыты врагом. Поэтому берегись, как бы в сердце своем
не укрыть беззакония, ибо "воззревший на женщину с
вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем"
(Мф. 5:28).
Поэтому у многих телесные дела бывают
прекращены, но у согрешающего в намерении быстротою
помышлений грех вполне совершается. Помни, что приятное
тебе в настоящем приведет к горькому концу; и это самое
производимое удовольствием в теле щекотание породит
неумирающего ядоносного червя, который будет нас мучить
в геенне, и разжжение плоти сделается матерью вечного
огня. Укушенный зверем пес еще более на него
раздражается, боль в ране делает его непримиримым.
Представь в уме, чадо, скорби и прекращение молитвы.
Представь в уме "Седящего на Херувимах и видящего
бездны" (Дан. 3:54).
А я, чадо, сколько мог, сделал по слову
пророка, который говорит: если увидишь, что брат твой
идет путем недобрым, и не заметишь ему, "взыщу кровь его
от рук твоих" (Иез. 3:18). И в прежних письмах говорил
я тебе и вот еще говорю то же самое. Не полезна для тебя
степень священства, не полезно учить других и
начальствовать над кем-либо. Многие из монахов,
благочестиво отличившись в пустыне постом и
воздержанием, подобно воссиявшему светилу, сделались
славными. Но волею или неволею, возведенные на степень
священства, сблизившись с миром, погубили те
добродетели, какие приобрели с великим трудом, усилием и
по€том. Пришедши послужить другим, сами пали, предавшись
страсти чревоугодия и сребролюбия, а напоследок мечом
отсекли свои члены, умерли сугубою смертью, разумею
смерть душевную и телесную.
Поэтому и апостол советует нам, говоря:
"каждый оставайся в том звании, вкотором призван" (1 Кор.
7:24). Знаешь, брат, почему говорю; как проницательный,
обсудишь слова мои. Да даст тебе Бог смысл и разуметь и
делать полезное. Ибо думаю, что не отступил ты так
далеко от учения отцов, а, напротив того, и был, и
будешь весьма трудолюбивым образцом к пользе других.
Смотри, брат, да не похулится тебя ради велелепое имя
Божие. Не сделайся виновником соблазна для желающих
спастись. Но будь лучше агнцем, а не волком, чтобы не
сделаться губителем, а не жизнию, кислым, а не сладким
гроздом, плевелами, а не пшеницею, соломою, а не
золотом, волнением, а не тишиною. Смотри, возлюбленный,
не приведи в исполнение разглашаемого в рассуждении
тебя, не сделайся посмешищем для мирян. А если на них
обратишь внимание, то выйдешь из ума, утратишь
благоразумие. Скорее "уклонися от зла и сотвори благо" (Пс.
33:15). Ибо верим, что не преслушаешь нашего
ничтожества. Но да будет (как и есть) благодать Божия с
хранящими заповеди Господа нашего Иисуса Христа! Ему
слава и держава во веки веков! Аминь.
Что будешь делать? Как поступишь, когда
придет конец жизни? Когда оскудеют источники жизни?
Когда придет на тебя затруднение и скорбь? Когда врачи
от тебя откажутся? Когда ближние твои в тебе отчаятся?
Когда, мучимый сухим и учащенным дыханием от сильного
жара, сжигающего и истощающего внутренность, будешь
воздыхать из глубины сердца, но не найдешь разделяющего
с тобою тоску твою? Когда настигнет глубокая ночь и
никто не будет в силах помочь тебе? Предстанет смерть и
будут поспешать уводящие тебя какие-то угрюмые и
немилосердные ангелы? Когда возьмут тебя страшные силы и
повлекут душу, связанную грехами, часто обращающуюся к
оставляемому здесь и жалобно вопиющую без орудия гласа?
О, сколько будешь о себе плакать, тогда
как заключатся уже источники слез! Сколько будешь
воздыхать, оплакивая совершенное по злым замыслам! Когда
после сего увидишь веселие праведных при славном
раздаянии небесных даров и унылость грешников в
глубочайшей тьме, какие произнесешь тогда слова? Что
скажешь тогда, боля сердцем? Увы, не сверг я с себя
греховного бремени покаянием, когда сложить его было
легко! Увы, не омыл я скверн, но ношу на себе знаки
беззаконий! Теперь бы я праздновал и веселился с
Ангелами! Теперь бы я наслаждался вечными благами! О,
лукавое мое изволение! За временное греховное
наслаждение мучусь бессмертно! За плотское удовольствие
предаюсь вечному огню!
Правдив суд Божий. Меня учили, и я не
внимал; свидетельствовали мне иные из благочестивых, и я
смеялся.
Это и подобное этому скажешь тогда,
оплакивая себя самого, если теперь не послушаешь добрых
увещаний и напоминаний, и, похищенный отсюда, отведен
будешь туда, где не принесет пользы все располагающее
тебя каяться, плакать и воздыхать, потому что здесь
пособия сии потребны, а не там.
Если такому точному исследованию
подвергаются грехи, что и за слова, и за помышления
полагается наказание, то тем более добрые дела, велики
ли, малы ли оные будут, вменятся нам в оный день
воздаяния. Поэтому не унывай и не ленись, но более, по
мере сил, делай добро.
Добродетель – не самостоятельная по
естеству сущность, и порок – не существо живое,
разумное, как думают иные. Но и порок, и добродетель
обыкновенно появляются или так же утрачиваются
вследствие уразумения или упражнения, или делания или
уклонения от дела участвующих или не участвующих в этом.
Что царь и подданный, грешный и
праведный, сильный и немощный будут питаться одною и тою
же верою, о сем говорит Исаия, а именно: по Пришествии
Христовом "волк будет жить вместе с ягненком, и барс
будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой
лев, и вол будут вместе" (Ис. 11:6). О том же, что для
простодушных, возжелавших более младенчествовать
относительно дурных (1 Кор. 14:20), для блаженных и
незлобивых людей, по причине их деятельной, но свободной
от житейских попечений жизни и по причине неослабляемой
сомнениями молитвы, удобоодолимыми делаются сопротивные
силы, говорит тот же пророк: "и младенец будет играть
над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо
змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе
Моей" (Ис. 11:8–9), под горою разумея Церковь Христову
по высоте веры.
Когда намереваешься выйти из дома за
ворота, тогда произнеси прежде сии слова: отрекаюсь от
тебя, сатана, от гордыни твоей и от служения твоего, и
сочетаюсь с Тобою, Христе; а без этих слов никогда не
выходи. Это будет для тебя жезлом, оружием, столпом
непреоборимым. Вместе же с сими словами изобрази на челе
крест. Ибо тогда не только встречный человек, но и сам
диавол не возможет причинить тебе какой-либо вред, видя,
что всюду являешься ты с сим оружием.
Никак не должны мы перечислять в уме
снисканные уже нами добродетели, но каждый день надлежит
нам помышлять о новых и притом полезных и достойных
похвалы, так чтобы данный нам Божиею силою духовный
талант увеличивался и во много крат приумножался, даже
до последнего издыхания прекрасно приращаемый нами.
Спрашивал ты меня: кто изображается в
Евангелии, как вошедший на браки "не в брачной одежде" (Мф.
22:12)? Не вне себя ищи сего взорами, но вглядись в
свое сердце. Ибо все мы, христиане, призваны на
Божественные браки. Поэтому, если вошли, облекшись в
помысл сребролюбивый, или блудодейный, или завистливый и
так далее, то явно, что осмелились войти, надев на себя
ризу, не свойственную светлому и нескверному браку. Но
если, переменив это укоризны достойное расположение
сердца, облечемся умом в милостыню, благость и чистую
любовь, смиренномудрие, кротость (Кол. 3:12) и тому
подобное, то явно, что облеклись мы в одеяние, достойное
брака. Поэтому поспешим возложить на себя спасительное
одеяние мысленного брака. Ибо в нашей воле облечься, и
совлечься, и переменять одежды, иногда на лучшие, а
иногда на худшие, и избирать когда ту, а когда другую,
потому что человек сотворен свободным.
Враг жизни нашей демон, притворяясь
сожалеющим нас, внушает мысль, что не будет суда,
воздаяния каждому по делам его, и, ко вреду питая сими
словами, развращает обольщенных, потому что первый из
всех грешников есть диавол. Но Спаситель всех Христос,
единый в собственном смысле чистый и праведный, и
свидетельствуя, и обличая, и обуздывая, и вразумляя, и
предрекая будущий суд, спасает внемлющих Ему. Поэтому
разумей, что в этом смысле написано: "накажет мя
праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не
намастит главы моея" (Пс. 140:5), то есть
владычественного во мне или разумной во мне силы.
Нил Синайский, преподобный
Азбука веры
***
Труды преподобного Нила Синайского:
***
Примечания
1. Ипат – градоначальник.
2. Комит – титул многих византийских
должностных лиц. Его часто носили высшие офицерские
чины.
3. Заседатель (асессор) – в Римской империи
должностное лицо, облеченное судебной властью.
4. Святитель Иоанн Златоуст в 404 году был
сослан в Кукуз (Армения), где пробыл два года. Оттуда
был отправлен в Питиунт (Пицунду), по дороге в которую
скончался в Команах 14 сентября 407 г.
|