Лев Великий. Слово первое на Пятидесятницу
Память: 18 февраля / 3 марта
Святитель Лев I Великий – Папа Римский
(440–461). Известен защитником Православия против ересей
Евтихия, Диоскора и Нестория, деятельно способствовал
созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для
осуждения ереси монофизитов. В 452 году он силой своего
слова и святости удержал от разорения Италии грозного
предводителя гуннов Аттилу. Его литературное и
богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143
посланий, из которых самое знаменитое – "К святителю
Флавиану".
Святитель Лев I Великий – Папа Римский
***
I. Сердцам всех правоверных,
возлюбленные, хорошо известно, что сегодняшнее торжество
должно почитаться наравне с другими особыми праздниками,
и не сомневаемся мы в том великом благоговении, которое
подобает этому дню, ведь Cам Святой Дух освятил его
необыкновеннейшим чудом Cвоего Дара. Считая с того дня,
в который вознесся Господь превыше небес, собираясь
воссесть одесную Бога Отца, нынешний день будет десятым,
но он воссиял для нас еще в тот день, от которого мы
ведем отсчет, - в день Воскресения. Заключены же в нем
великие тайны ветхих и новых таинств, в которых ясно
показано, что милость была предвозвещена через закон, а
закон был исполнен через милость. Ибо как некогда
еврейский народ был выведен из Египта, и на пятидесятый
день после заклания агнца дан был ему закон на горе
Сионе (Исх.19,17 и далее), так и после страданий Христа,
когда был умерщвлен истинный Агнец Божий, в пятидесятый
день после Его Воскресения сошел Святой Дух на апостолов
и прочих уверовавших; поэтому без особого труда усердный
христианин может постичь, что начала Ветхого Завета
подчинились евангельским началам и что тем же Духом дан
второй Завет, каким и первый.
Пятидесятница. Византийский икона, XV век
II. Итак, как свидетельствует
апостольское повествование: При наступлении дня
Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно
сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного
ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И
явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и
почили по одному на каждом из них. И исполнились все
Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух
давал им провещевать (Деян.2,1-4). О, сколь стремительно
оказалось слово мудрости и сколь легко усваивалось
преподаваемое там, где учителем был Сам Бог! Ведь для
усвоения здесь не нужно дополнительное разъяснение, опыт
исполнения и время для изучения; и так как Дух истины
дышит где хочет (Ин.3,8), то присущие отдельным народам
языки сделались общедоступными в устах Церкви. Итак,
именно с этого дня возвестила труба евангельской
проповеди; именно с этого дня потоки благодати, реки
благословений напоили всякую пустыню и всю сушу (Ис.35,6
и далее). И как для обновления лица земли (Пс.103,30)
Дух Божий носился над водой (Быт.1,2), и для изгнания
изначальной тьмы вспыхивали молнии нового света; так и в
сиянии огненных языков принимается огненное красноречие
и лучезарное слово Господа, к которому для уразумения и
для истребления греха добавились способность озарять и
сила опалять.
III. И хотя, возлюбленные, чудесен сам
внешний образ свершившегося, и не подлежит сомнению, что
в этом ликующем созвучии людских голосов присутствует
величие Святого Духа, однако пусть никто не подумает,
что в видимом телесными очами могла бы открыться Его
Божественная сущность. Ибо природа, невидимая и общая
для Отца и Сына, свой дар и дело явила в том образе, в
каком пожелала, однако оставив при этом скрытым свойство
своей сущности в Божественности; ибо как ни Отца, ни
Сына, так и Святого Духа не в состоянии коснуться
человеческий взор. Ведь в Божественной Троице нет ни
несходства, ни неравенства; и во всем, что можно
помыслить о Ее Сущности (то есть о силе, славе,
вечности), не может быть никакого разделения. И когда,
следуя свойствам лиц, один есть Отец, другой - Сын,
третий - Святой Дух, то ведь в них не разная
Божественность, и не различная природа. Ибо как Сын
единороден с Отцом и от Отца, так и Святой Дух - Дух от
Отца и Сына [1], то есть не как какое-либо творение Отца
и Сына, но вместе с обоими существуя и владычествуя, Он
вечно исходит из Того, что есть Отец и Сын. И поэтому
Господь накануне дня Своего страдания, предвещая
ученикам Своим приход Святого Духа, говорит: Еще многое
имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда
же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую
истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет
говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Все, что
имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего
возьмет и возвестит вам (Ин.16,12-13;15). Следовательно,
то, что присуще Отцу, Сыну и Святому Духу, не имеет
различных свойств, но все, что имеет Отец, имеет Сын,
имеет и Дух Святой; и всегда в Троице было это единство,
ибо целиком пребывать там - значит то же самое, что
всегда существовать. И пусть не помышляется здесь ничего
временного, никаких степеней и никаких различий; и так
как никто и не в состоянии истолковать то, что
свойственно Богу, то пусть никто не рискует признавать
того, что Ему не свойственно. Ибо извинительнее не
говорить достойного о неизъяснимой природе, чем
устанавливать противное ей. Поэтому все, что
благочестивые сердца относят к вечной и неизменной славе
Отца, пусть это же самое неотделимо и без различия
мыслят одновременно и о Сыне и Святом Духе. Ведь потому
признаем мы блаженную Троицу одним Богом, что в этих
трех лицах нет какого-либо различия в сущности,
могуществе, воле и действии.
IV. Поэтому, наравне с арианами, которые
хотят, чтобы некое расстояние было между Отцом и Сыном,
равно отвергаем мы и македонян, которые хотя и воздают
равенство для Отца и Сына, но однако принижают природу
Святого Духа; они ведь и не задумываются о том, чтобы
прекратить это хуление, которое не будет прощено судом
ни в настоящем, ни в будущем веке, ибо говорит
Господь: Если кто скажет слово на Сына Человеческого,
простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не
простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12,32).
Пребывая же в этой нечестивости, лишаются они милости,
ибо не допускает их к Себе Тот, через Которого они могли
бы исповедоваться; и никогда не смогут прибегнуть к
исцелению прощением те, кто не имеет себе Защитника,
Который бы им покровительствовал. Ибо именно благодаря
[Святому Духу] возможно и призывание Отца, и слезы
кающихся, и воздыхания молящихся: и никто не может
называть Иисуса Господом, как только Духом
Святым (1Кор.12,3); равное всемогущество Которого с
Отцом и Сыном и одинаковую Божественность с наибольшей
наглядностью проповедует Апостол Павел, говоря: Дары
различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а
Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и
тот же, производящий все во всех (1Кор.12,4-6).
V. Этими и прочими свидетельствами,
возлюбленные, которыми несчетно сияет власть
Божественных изречений, единодушно побуждаемся мы к
почитанию Пятидесятницы, ликуя во славу Святого Духа,
через Которого освящается вся Кафолическая Церковь,
наполняется всякая разумная душа; ведь Он есть
вдохновитель веры, учитель знания, источник любви, знак
целомудрия и основа всякого нравственного совершенства.
Пусть же радуются души верных тому, что во всем мире
один Бог - Отец, Сын и Святой Дух, прославляемый
исповеданием всех языков; и еще тому, что это знамение,
явившееся в образе огня, и ныне продолжается в делах и
дарах. Ибо Сам Дух истины стремится, чтобы сиял дом
славы Его и Его света, и хочет, чтобы в храме Его не
было ни мрака, ни холода. Его силой и учением даровано
было нам очищение с помощью поста и милостыни. Ибо вслед
за этим почитаемым днем следует время целительного
поста. Его великую пользу испытывали на себе все святые,
и к ревностному исполнению его увещеваем мы и вас своим
пастырским служением; так что если в последние дни вы
согрешили небрежением или беспечностью, то и это пусть
также исправится строгостью поста и исцелится
благоговением и любовью. Давайте же будем поститься в
среду и пятницу, а в субботу с привычным соблюдением
обычаев будем отправлять всенощное бдение; благодаря
Иисусу Христу, Господу нашему, Который со Отцем и Святым
Духом - Один Бог, живущий и царствующий во веки веков.
Аминь.
Лев Великий, святитель
Перевод с латинского Д. Зотова
Цитировано по:
Leon Le Grand. Sermons // Sources Chretiennes.
T. III. Paris, 1961. P. 144-149.
Журнал Московской Патриархии № 6, 1999
Святоотеческое наследие
Примечание
1. Утверждения об исхождении Святого
Духа от Отца и Сына, которые встречаются (как в данном
случае у святителя Льва Великого) у отцов Церкви эпохи
патристики, нельзя истолковывать в духе позднейшего
католического филиокве, поскольку до IX века вопрос об
исхождении Святого Духа в отчетливой постановке
(исключительно от Отца или же от Отца и Сына) еще не
существовал. - Прим. ред.
***
Труды святителя Льва Великого:
|