Киприан Карфагенский. Письмо к Флоренцию Пупиану о поносителях
Память: 31 августа / 13 сентября
Священномученик Киприан Карфагенский (ок.
200 - 258) автор многочисленных сочинений и писем, один
из первых богословов, сформировавших православную
экклесиологию - учение о Церкви.
Священномученик Киприан Карфагенский. Мозаика
баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, 1300–1310 года
***
Киприан, прозвищем Тасции, - Флорентию,
прозвищем Пуппиану.
Я, брат, думал, что ты уже покаялся в
своем легкомысленном доверии, с которым в прошлом
слушал, как на меня возводили обвинения в поступках
ужасных, гнусных, отвратительных даже язычникам. Но я
вижу по твоему письму, что ты каким был, таким и
остался, веришь тем же наветам на меня. в своей
уверенности тверд и, чтобы случайно не запятнать
общением со мной своей славы мученика, тщательно роешься
в моей жизни и хочешь, после Бога, судящего и ставящего
епископов, судить, не меня - что я такое? но суд Божий и
Христов. Это значит - не верить в Бога; это значит -
восставать на Христа и Его Евангелие. Сказано ведь: "Не
две ли малые птицы продаются за все? И ни одна из них не
упадет на землю без воли Отца" (Мф. 10: 29). Он, великий
и праведный, указывает, что без ведома и разрешения
Божия не совершается даже мелких событий, а ты
полагаешь, что Его епископ поставлен в Церкви без Его
ведома. Думать, что на это место поставлены люди
недостойные и развратные, - значит утверждать, что
епископы в Церкви назначаются не Богом и не по Божией
воле.
Думаешь ли ты, что мое свидетельство о
себе больше Божиего свидетельства? Господь Сам учит и
говорит, что если человек сам свидетельствует о себе, то
свидетельство его неверно, потому что каждый себе
благоприятствует и не станет ссылаться на то, что ему во
вред. Похвальный отзыв о нас неподдельно правдив, если
нас хвалит и о нас свидетельствует кто-то другой, "Если
Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не
есть истинно. Есть другой, свидетельствующий обо Мне"
(Ин. 5: 31-32). Сам Господь, грядущий судить всех, не
пожелал, чтобы Ему верили на основании Его собственного
свидетельства, а предпочел признание и свидетельство
Отчее. Тем более должны соблюдать это правило рабы Его,
чье не только признание, но и слава зависят от Божиего
суда и свидетельства. А для тебя злостные выдумки врагов
имеют силы больше, чем Божие решение, чем мое поведение,
продиктованное совестью и верой...
Ты сказал, что епископ должен быть
смиренен, потому что и Господь, и апостолы Его были
смиренны. Что я смиренен, это прекрасно знают и за это
любят меяя и все братья и язычники; и ты это знал и
любил меня. пока находился еще в Церкви и общался со
мной. Кому же из нас не хватает смирения? Мне ли,
который ежедневно на службе братьев и каждого
приходящего в Церковь принимает с молитвой, ласкай и
радостью; или тебе, который себя, епископа, ставишь над
епископом и судишь судью до времени, данного Богом.
Господь Бог говорит во "Второзаконии": "А кто поступит
так дерзко, что не послушает священника или судьи,
который будет в те дни" тот должен умереть и весь народ,
услышит, и убоится, и не будет впредь поступать дерзко"
(Втор. 17: 12-13). И, обращаясь к Самуилу, говорит: "Не
тебя они презрели, но Меня" (1 Цар. 8: 7). А когда
Господу было сказано: "Так ли отвечаешь
первосвященнику?", то Он, уважая честь священства и уча
уважать ее, ничего не сказал против первосвященника, а
только, обеляя Себя, как невинного, ответил: "Если Я
сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты
бьешь Меня?" (Ин. 18: 22-23). 3. И блаженный апостол,
когда ему сказали: "Первосвященника Бояшя поносишь?",
ничего оскорбительного не сказал священнику, хотя имел
право неизменно обрушиваться на тех, кто распял Господа
и погубил и храм, и священников. И хотя у мнимых,
лишенных своего достоинства, священников ничего, кроме
пустого имени, не оставалось, он думал только о самом
имени и сказал: "Я не знал, братья, что он
первосвященник. Написано ведь: начальствующего в народе
твоем не злословь" (Деян. 23: 5).
Или я был для тебя епископом до гонения,
когда ты находился в общении со мной, а после гонения
епископом быть перестал? Начавшееся гонение вознесло
тебя на высоты мученичества, а меня пригнуло тяжестью
изгнания; публично было вывешено: "Если кто имеет у себя
что-либо из имущества Цецилия Киприана, епископа
христиан...". Не верящий в Бога, епископа поставляющего,
мог уверовать в диавола, епископа изгоняющего. Я не
хвастаю этим, а говорю об этом со скорбью, так как ты
ставишь себя судьей Бога и Христа, Который сказал
апостолам, а тем самым и всем епископам, которые
наследуют апостолам, как их заместители: "Слушающий вас
Меня слушает, а кто Меня слушает, слушает Того, Кто Меня
послал. Отвергающий вас Меня отвергает и Того, Кто
послал Меня" (Лк. 10: 16).
Отсюда рождались и рождаются расколы и
ереси: епископа, единственного главу Церкви, начинают в
горделивом самомнении презирать, и человека,
удостоенного чести от Бога, люди объявляют недостойным.
Какая надменность, какая гордость, какая спесь -
вызывать к себе на суд епископов и священников. И если
мы не очистимся перед тобой и не будем, по твоему
решению, оправданы, то оказывается, что вот уже шесть
лет, как у братьев нет епископа, у народа - начальника,
у стада - пастыря, у Церкви - кормчего, у Христа -
предстоятеля, у Бога - священника. На помощь, Пуппиан!
Вынеси постановление и утверди суд Божий и Христов,
чтобы не думали, что число верных, собранных под нашей
властью, уходит из этой жизни, отчаявшись в спасении и
"мире"; чтобы на толпу новых уверовавших не смотрели,
как на людей, не могших через нас получить в Крещении
благодати; чтобы "мир", данный стольким покаявшимся
"падшим", и возвращение их в Церковь, дозволенное после
рассмотрения нами их дел, не были отменены твоим
властным судом. Кивни, удостой высказать свое суждение о
нас и утвердить наше епископство силой твоего
расследования, чтобы Бог и Христос могли поблагодарить
тебя, так как твоими стараниями восстановлен
одновременно и служитель их алтаря и правитель народа.
У пчел есть царь, у стада -
предводитель, и животные верны ему; разбойники
повинуются своему атаману и смиренно ему служат.
Насколько честнее и лучше нас неразумный скот,
бессловесные животные, даже грабители, проливающие
кровь, неистово сражающиеся с оружием в руках. Там
признают и боятся начальника, которого поставило не
Божие решение, но выбрала шайка пропащих злодеев.
Ты сказал, что тебе надо убрать из своей
души сомнение, о которое ты споткнулся. Ты споткнулся,
но по бессовестному легковерию; ты споткнулся" но по
своей кощунственной мысли и охоте. Грязные, нечестивые,
страшные обвинения против брата, против епископа ты
спокойно слушаешь, охотно им веришь; чужую ложь ты
защищаешь, как будто это твое собственное личное мнение.
Ты забыл, что написано: "огради уши твои терновником и
не слушай язык негодный" и еще: "злой человек слушает
речи нечестивые; праведник не обращает внимания на речи
лживые" (Притч. 14: 25). Потому об это сомнение и не
споткнулись мученики, исполненные Духа Святого, за
страдания свои уже стоявшие на пороге встречи с Богом и
Его Христом; из тюрьмы они направили письмо "Киприану
епископу", признавая в нем священника Божяя и о том
свидетельствуя. Почему об это сомнение не споткнулось
столько моих собратьев-епископов, которые или скрылись и
были объявлены вне закона, или были схвачены и сидели в
оковах по тюрьмам, или, отправленные в ссылку, пошли
славным путем к Господу, или, как это кое-где случилось,
были казнены и, прославленные Господом, получили
небесные венцы? Почему из нашей здешней паствы,
порученной мне по милости Божией, об это сомнение не
споткнулось столько исповедников, попавших в тюрьму,
подвергнутых пытке, славных своими шрамами - памятью
честных ран, столько чистых дев, столько почтенных вдов,
наконец, Церкви всего мира, тесно связанные с нами узами
единения? Если все причащающиеся со мной, согласно
твоему письму, осквернены моей скверной и утратили
надежду на вечную жизнь от губительного общения со мной,
- то, видимо, один только Пуппиан, чистый,
незапятнанный, святой, целомудренный, не пожелавший
встречаться с нами, один только и будет обитать в раю и
в Царствии Небесном!
Ты пишешь, что по моей вине часть Церкви
оказалась в рассеянии, но ведь весь церковный народ
собран вместе и един в своем нерушимом единодушии; вне
Церкви остались те, кого следовало, находись они в ней,
выбросить вон; Господь, Помощник и Покровитель Своего
народа, не может допустить, чтобы пшеницу расхищали с
Его тока; от Церкви может отделиться только мякина, как
и говорит Апостол: "Что же? если некоторые и были
неверны, неверность уничтожит ли верность Божию? Никак.
Бог верен, а всякий человек лжив" (Рим. 3: 3-4). И
Господь, когда ученики оставили Его, обернувшись к
двенадцати, сказал: "Не хотите ли и вы отойти?", и Петр
ответил Ему; "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь
глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты
Христос - Сын Бога живаго" (Ин. 6: 68-69). Так говорит
Петр, на котором была воздвигнута Церковь; он учит от
имени Церкви, что если из нее уйдет упрямая толпа
гордецов, не желающая повиноваться, то Церковь от Христа
не отойдет, а для Него Церковь - это народ,
объединившийся вокруг своего епископа: стадо, ни на шаг
не отстающее от своего пастыря. Ты должен понять, что
епископ в Церкви, а Церковь в епископе и кто не с
епископом, тот не в Церкви. Напрасно тешат себя те, кто
не живет в мире с епископами Божиими, куда-то втираются
и думают, что они танком у кого-то причащаются,
Православная Церковь едина; она не может быть ни
разорвана, ни разделена; епископы, крепко между собой
связанные. представляют как бы клей, ее скрепляющий.
Итак, брат, если ты подумаешь о
всемогущем Боге, Который епископов ставит, если
оглянешься, наконец, на Христа, Который, присутствуя в
Церкви, руководит по Своему усмотрению и по Своей воле и
самими начальствующими и самой Церковью вместе с
начальствующими; если поверишь в невинность епископов,
слушаясь не людской злобы, а суда Божия; если хоть
поздно, но покаешься в своем безрассудстве, гордости и
заносчивости; если полностью умилостивишь Господа и
Христа Его, Которому я служу и Которому неизменно, во
время и гонения и мира. приношу жертву, тогда можно
будет говорить об общении с тобой, храня благоговейный
страх пред наказанием Божиим. И предварительно я попрошу
у Господа моего знака и совета: разрешит ли Он дать тебе
"мир" и принять в общение со Святой Церковью?
Я помню о том, что мне, послушному и
робкому рабу. было показано, вернее, предписано
Господним, Божественным повелением. Между прочими
знамениями и откровениями, которых Он меня удостоил,
есть и такое. "Кто не верил в Христа, назначающего
епископа, уверует в Него. отмщающего за епископа". Я
знаю, правда, что некоторым - во всяком случае тем,
которые предпочитают верить не епископу, а наветам на
епископов, - они кажутся смешными, а видения нелепыми.
Не удивительно: и братья сказали об Иосифе: "Вот идет
сновидец; пойдем теперь и убьем его" (Быт, 37: 19-20),
но сны сновидца осуществились, и убийцы и продавцы
пришли в смятение: не верившие раньше словам должны были
поверить, когда эти слова осуществились.
О том, что ты делал в гонение или
спокойное время, мне было бы глупо судить: ведь ты
поставил себя моим судьей. Я ответил тебе по чистой
совести, полагаясь иа Господа и Бога моего. У тебя мое
письмо, у меня - твое. В день Суда, пред судилищем
Христовым будет прочтено то и другое.
Киприан Карфагенский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Труды священномученика Киприана Карфагенского:
|