Критика учения о перевоплощении
Взамен христианского учения о спасении
человека во Христе все более распространяется вредное
оккультно-теософское учение о перевоплощении. Согласно
древнеиндусской версии этого учения душа после смерти
переходит временно в астральный план, откуда она потом
переселяется в другое тело, например - в растение,
насекомое, животное, или в тело другого человека
(очевидно, в этот список следует добавить микробов и
вирусов, о которых не знали древние индусы).
При этом тело, в которое предстоит
воплотиться душе, определяется количеством "кармы" - или
дел, добрых или злых, которые она собрала в предыдущей
своей жизни. Если человек делал добро, то его душа
переходит в более развитое и благородное существо, если
же жил худо, то его душа наказывается. переходом в более
низкое существо. Процесс перевоплощения повторяется до
тех пор, пока душа полностью не освободится от кармы
путем потери всякого интереса к жизни и тогда она
сливается с абсолютом (Брахма) или (согласно буддизму)
растворяется в Нирване.
Учение о перевоплощении душ утверждает,
что как было время, когда человек не существовал, так
настанет время, когда его больше не будет. Человек начал
развиваться из низших существ, например, из растений или
рыб, и будет развиваться в сверхчеловека. Поэтому
нынешний человек - это преходящее существо. Он целиком
находится во власти космических сил, которые влекут его
к непонятной для него цели и приведут его к состоянию, в
котором не будет уже ничего человеческого.
Хотя существует несколько версий учения
о перевоплощении, на Западе популярна сейчас
"очеловеченная" версия, согласно которой душа человека
переходит только в тело человека, - более благородного
или менее благородного, но не в низшие жизненные формы.
Учение о перевоплощении во всех его
разновидностях идет вразрез с тем, что Священное Писание
говорит о природе и назначении человека. Это лжеучение
не имеет никаких объективных данных в свою пользу и
построено полностью на фантазии. Тем не менее оно
привлекает к себе приверженцев тем, что, с одной
стороны, оно обещает своего рода "бессмертие" души (в
его примитивном языческом виде), а с другой стороны,
отрицая верховного Судью над людьми и наказание в аду,
оно освобождает грешника от чувства ответственности и
страха за свои неблаговидные поступки. Логичный вывод из
этого учения тот, что если человек и нагрешит в этой
жизни, то в следующем своем перевоплощении он сможет
поправить дело. После неограниченного цикла
перевоплощений каждый человек в конце концов достигнет
того же конца, что и остальные люди: слияния с
абсолютом. Разница лишь в количестве циклов.
Кроме того, учение о перевоплощении дает
возможность объяснить и оправдать любые страсти и даже
преступления человека. Например, если содомист чувствует
влечение к другим мужчинам, то это, очевидно, потому,
что в одной из своих "прежних жизней" он был женщиной.
Если жена изменяет своему мужу, то это, вероятно,
потому, что ее любовник был ее супругом в какой-то
другой жизни. И так далее.
Помимо того, что это учение есть
сплошной ничем не доказуемый вымысел, оно при некоторой
кажущейся привлекательности в действительности ужасно
мрачно. Во-первых, что собственно перевоплощается после
смерти человека? Очевидно, это не та душа, которую мы
отождествляем с нашим "Я". Ведь наше "Я" сознает себя
единым и непрерывным существом на протяжении всей жизни.
Наше "Я" познает, набирается опыта, развивает свои
таланты. А тут получается, что весь этот духовный багаж,
приобретенный с большим трудом, во время смерти
стирается, и человек в своем новом теле должен начинать
учиться с нуля: в момент нового воплощения его сознание
- белый лист бумаги. Если человек страдает за плохую
карму, собранную в прежней жизни, то он никогда не
сможет понять, за что именно он наказывается. Ведь он
ничего не помнит. Получается, что он несет наказание за
дела, совершенные им в состоянии невменяемости, что
несправедливо и недопустимо ни в одной законодательной
системе.
Кроме того, если все люди раньше или
позже достигнут той же цели, то зачем трудиться или
стараться развивать свои добрые качества, делать добро?
Да и что это за награда раствориться в нирване, где нет
ни мысли, ни чувств, ни воли? В понимании личности
наиболее остро сталкивается теософское учение о
перевоплощении с христианским учением о человеке. Учение
о перевоплощении упраздняет личность. Согласно ему в
космической эволюции она есть лишь преходящее
образование и не является прочным ядром человека. В
перевоплощениях личность человека не сохраняется. Для
теософии прочным, сохраняющимся в перевоплощениях
элементом является не личность, а индивидуальность,
понимаемая, очевидно, как совокупность каких-то функций
и признаков. Индивидуальность же есть категория
натурально-биологическая, образованная эволюционным
процессом. Получается отсюда, что человек в своей судьбе
определен космическими силами.
Учение о перевоплощении в сущности не
решает проблемы бессмертия, потому что не сохраняется
память о предшествовавших жизнях, необходимая для
единства личности. Перевоплощенный оказывается уже
другим человеком, а может быть даже и не человеком, а
чем-то другим. Теософическое миросозерцание враждебно
личности и потому враждебно человеку. Теософский бог
безличен, как и человек безличен. И божество, и человек,
и природа - это разновидности абсолюта.
Христианское учение утверждает как раз
обратное. Прочной и наследующей вечность является именно
личность. Личность сотворена Богом и несет в себе образ
и подобие Божие. Личность не есть продукт космической
эволюции и не подлежит разложению или растворению. В
этом огромное преимущество христианства над теософией.
Согласно христианскому учению человек может постоянно
совершенствоваться, может войти в общение с Богом и в
какой-то мере уподобиться Ему, но при этом он сохраняет
свою человеческую природу. Человек произошел не из
низших сфер космической жизни, - он сотворен личным
Богом и в какой-то мере подобен Ему. В силу этого он
предназначен для вечной сознательной жизни.
***
Читайте также по теме:
***
Учение о перевоплощении сталкивается с
христианским учением об искуплении. Это ясно видно на
евангельском примере благоразумного разбойника, который
в одно мгновение своего обращения ко Христу наследует
Царство Небесное (минуя индусскую карму). Искупление,
совершенное Христом, освобождает человека из власти
космических процессов и от власти судьбы. Оно силой
благодати дает то, что не может дать предлагаемое
теософией бесконечное цикловое скитание по космическим
коридорам.
Современные рассказы о жизни после
смерти ценны тем, что они в корне ниспровергают
оккультное учение о перевоплощении. Действительно, во
всех случаях, записанных врачами-реаниматорами, душа
после смерти продолжала сознавать себя единой с той,
которая жила в теле до смерти. Если она хотела вернуться
в прежний мир, то лишь для того, чтобы довершить свою
незаконченную миссию. Встречаясь с душами умерших
родственников, душа временно умершего узнавала в них
живые личности, и они в свою очередь узнавали ее. Во
всех случаях души умерших сохраняли свое
сформировавшееся "Я".
Таким образом, отрицая сохранение
личности, учение о перевоплощении отрицает бессмертие
вообще и делает человека игрушкой слепых космических
процессов. Оно настолько же ложно насколько
пессимистично. Но Христос воскрес! Его силой и мы
восстанем с нашими обновленными телами для вечной и
сознательной жизни! Ему слава во веки. Аминь.
Александр Милеант, епископ
Из книги "Жизнь после смерти"
Православные миссионерские листки
|