Диалог о перевоплощении (реинкарнации)
Критика языческого учения о реинкарнации. Несовместимость христианства с верой в реинкарнацию...
Теософ: Мне пришлось недавно говорить с
одним христианином, и он меня все убеждал, что вера
христианская не примиряется с перевоплощением, а почему
не примиряется - я не мог понять. Он указывал мне на
одну главу Послания к Евреям и очень настаивал на том,
что умирает человек непременно один раз. Но я не
убедился; разум мой говорит другое, а я не могу искренне
принять то, чего я не понимаю. Я не понимаю, в чем
противоречит христианскому учению знание кармического
закона перевоплощений. Этот закон всесторонне объясняет
мировую божественную эволюцию человечества к Добру,
снимая все противоречия, все сомнения в справедливости
вечной участи человека. Нельзя не признать, что это
Закон всеобщего спасения - всеобщего возвышения к Добру
и Истине. Не успел человек в одной жизни улучшить себя,
другая есть жизнь, новая возможность самоулучшения.
Христианин: Да, это учение очень ободряющее
всех верующих в самоулучшение. Удобное для многих,
надеющихся не на Творца, а на самоулучшение. Могу вам
ответить, что сомнений "в справедливости вечной участи
человека" у христианина просто быть не может, раз
известно, Кто сотворил человека и Кто претворяет воду в
вино, а вино в Кровь Вечной Жизни. Христианину совсем не
надо придумывать разные сложные системы, чтобы вывести
из тупика свой маленький разум, полный всяческой
несостоятельности, даже в сфере земной жизни. Куда ему,
этому разуму - ratio до строительства небесных планов! Для неба нужно особое зрение.
Теософ: Но если можно облегчить путь к Богу?
Христианин: Право, не нужно никаких
протезов. Если человек лишен зрения (детски-доверчивого
сердца), никакие искусственные глаза не помогут. Здесь
надо умереть для себя и воскреснуть в ином мире.
Согласитесь, что "вера" - это не
есть только вера в Бога, но и вера Богу.
Теософ: Но Господь всюду. Он и в нашем
разуме. Мы искры Божества, мы лучи Бога...
Христианин: Мы искры, созданные Богом, но
совсем не "лучи Бога". Луч Божий - Сам Господь, Иисус
Христос, и Этот Луч не может быть омраченным. Мы же люди
- омрачены. Неужели вы не чувствуете, что человек
омрачен? Он тварь, свободно омрачившаяся нелюбовью,
недоверием к Творцу, и теперь огненно призываемая к
очищению, к любви, к вере (доверию!). Почему вы
называете Отца небесного "Божеством"? Это так холодно.
***
Читайте также по теме:
***
Теософ: Я считаю, что можно возвыситься над
антропоморфными понятиями. Божество столь высоко, что
как бы вы ни называли Его, вы не выразите Его сущности.
Христианин: Конечно. Но понимание этого
последнего далеко не есть возвышение над человеческими
понятиями. Из земных понятий вы все равно не уходите,
переходя из земного мира явлений в мертвый мир
абстракций. Уйти надо в глубину данных Богом откровений.
Что Господь - Отец, это Его откровение... И молиться
можно только Богу Живому, а не "Божеству"...
Теософ: Мне бы хотелось получить от вас
конкретный ответ на мой вопрос: в чем состоит
противоречие между христианским откровением и оккультным
знанием кармического закона перевоплощений?
Христианин: Я уже ответил вам самым
серьезным аргументом: надо верить не только в Бога, но и
Богу. И - отложить всякое поистине свое "житейское"
попечение о небесной справедливости. Доверить свою
справедливость Богу. Ведь так не трудно поверить, что
там она существует в неизреченно более чистых и высоких
выражениях, чем здесь, в наших земных чувствах и мыслях.
Не надо терять время на эти вещи. Если до верхушек
Гималаев человек с таким трудом и с такими опасностями
дотрагивается, то сколь менее способен он коснуться
земным ratio своим небесных тайн. Изучение "кармических
законов" - жалкая попытка ratio человеческого. Да она
совершенно несостоятельна даже со своей рациональной
стороны... Как вы думаете, свободен ли человек?
Теософ: Да, свободен.
Христианин: В таком случае, разве можно
поручиться за всех людей, что они все, непременно, в
будущих своих жизнях на земле захотят лучшее, а не
худшее? И будут бесконечно желать это лучшее?
Теософ: Конечно, если человек свободен, то
предположить наверное направление свободной воли нельзя.
Христианин: В таком случае та трудность,
которую вы усматриваете в спасении через
самоусовершенствование в одной жизни на земле, только
растягивается на бесконечное число кусочков этой же
самой жизни? Где же здесь выход, где же спасение?
Теософ: ?..
Христианин: Вы хотите как-то объяснить теорией
перевоплощения все противоречия жизни, а на самом деле
только запутываете эти противоречия... Вероятно, вы бы
должны были мне сейчас ответить, что человек
предопределен и свободы не имеет, но движется
механически по скрытым в нем законам добра, непременно в
добрую сторону, и, таким образом, все люди, независимо
от воли их, непременно достигнут совершенства.
Теософ: Да, собственно, конечно, свободу
нужно понимать не в безусловном смысле... Человек определен на добро.
Христианин: Но в таком случае, если все идет по
неизбежной эволюции к добру, мне непонятно, почему мир
человеческий становится все хуже: горделивее,
атеистичнее, бездушнее, и черные апокалиптические облака
все более сгущаются над человечеством. Также мне
непонятно, для чего нужно тогда множество кусочков
жизни, если ни в одном нет участия человеческой свободы,
если нет этого единственного выражения человеческой
Богоподобной личности?! Раз все "механизм", раз Бог не
Живой Отец Небесный, а отвлеченное "Божество", то к чему
вообще все наши искания Истины? Все придет к одному
концу. Дурная же бесконечность ряда жизней во времени
составляет в вечности жизнь, в сущности, равную одному
мгновению! И потому весьма неразумно, даже с философской
точки зрения, искать разрешения тайны грешной жизни в
теории длящихся в пространстве и времени перевоплощений.
Теософ: Но Евангелие же само говорит о
перевоплощении. Откройте главу 17 от Матфея (ст. 12).
Христос говорит: "Но Илия иже пришел и не приняли
его"... Это Он говорил об Иоанне Крестителе, показывая
этим, что Иоанн Креститель есть перевоплощенный Илия.
Христианин: Позвольте, позвольте, это уже
никакого, ни философского, ни эмпирического не имеет
подкрепления. Кого-кого, а пророка Илию Господь никак не
мог счесть "перевоплощенным", ибо пророк в теле был взят
на небо. Это, во-первых. А во-вторых, никто другой, как
Илия-пророк, в своем личном образе, предстоял Спасителю
на Горе Преображения, с Моисеем, и значит, никак не был
уничтожен личностью своею. И ведь это явление пророка
Илии на Горе Преображения было после рождения на земле Иоанна Крестителя!
Теософ: Но как же понять тогда слова Христа?
Христианин: Без особой трудности их можно
понять, посмотрев в другое место Евангелия. Господь
сказал: "Если хотите принять", т.е. указал на
иносказательность своей речи. Вообще, Евангелие я не
советую брать кусочками, строчками. Одной строчкой можно
из всякой книги доказать все что угодно. Но по методу
подлинно научного исследования надо брать текст в
контексте. И вот контекст процитированной вами строки вы
можете найти в I главе от Луки, где говорится, что
Предтеча должен прийти "в духе и силе Илии" (17 ст.). Не
правда ли, это уже объясняет все: "в духе и силе...".
Замечу еще, что иудеи всякого благочестивого царя
называли Давидом, и, право, называли так совершенно без
мысли о перевоплощениях, но в силу одной образности
языка. Вообще, мысль о перевоплощении столь же чужда
Библии, как и мысль об атеизме. Наоборот, идея
воскресения - предощущается в Ветхом и ослепительно
раскрывается в Новом Завете. Эта идея есть нечто глубоко
отличное от идеи перевоплощения.
Теософ: Но как же тогда ученики спрашивали
Учителя о слепорожденном: "Он ли согрешил или родители
его?" (Ин. 9:2). Если "он", то, конечно, мог он
согрешить лишь в предыдущих жизнях своих.
Христианин: Нисколько одно из другого не
вытекает. Прочтите Евангелие, прочтите всю Библию, вы и
следа не найдете мысли о перевоплощениях. Но ярко всегда
раскрывается мысль о первородном грехе и о последствиях.
"Се бо в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати
моя" (Пс. 50). Здесь пророк Давид кается в первородном
грехе своем, за который и себя считает ответственным,
ибо представляет живую частицу всего тела человечества.
И апостолы, когда спросили Господа о слепорожденном,
имели именно эту мысль, т.е. как бы говорили:
"Первородная ли греховность его тяготеет на его слепоте
или личные грехи родителей его?" Но Спаситель переносит
вопрос в совсем иную плоскость, и указывает не на
причину слепоты, но на долженствующее, промыслительно,
произойти последствие ее, т.е. на Славу Божию, которая
исцелила слепорожденного. Этим Господь повелел нам
смотреть более на исполнение Славы Божией в жизни своей,
чем бесплодно любопытствовать о причинах сокровенных явлений.
Теософ: Человечество 2000 лет тому назад
еще не было зрело для принятия полноты Откровения. Тайна
перевоплощения есть последнее откровение, и, конечно,
откровение до некоторой степени эзотерическое, не для
всех, но лишь для зрелых и избранных.
Христианин: Вот этому совсем трудно поверить.
Во-первых никакой человек, имеющий хоть малейшую
духовную чуткость, не поверит, что Елена Петровна
Блаватская, Анни Безант, Кришнамурти и полковник Олькотт
были более зрелы и более избраны, чем все пророки,
апостолы, учители и бесчисленные святые Церкви Христовой
- за 4 тысячелетия. Наоборот, противоположному очень
легко верится, т.е. тому, что эти несколько пророков
"новой религии" не только ниже всех светлых пророков
Духа Христова, но являются людьми, откровенно
призванными темной силой к борьбе против светлой глубины
христианства. По учению Истины, позднее откровение никак
и ни в чем не может противоречить раннему. Так шло и
продолжает идти Христианское Откровение в мире. И
апостол Павел - по внушению Духа - провозглашает анафему
(отлучение от Истины) всякому, даже ангелу с неба
который бы осмелился проповедовать учение,
противоречащее апостольскому благовествованию. Ибо,
конечно, апостолы знали, их Спаситель предупредил, что в
мировой дальнейшей истории будет являться много
лжепророков, которые, будучи волками (пожирающими учение
Агнца-Христа), будут приходить в овечьей одежде, и,
будучи духами тьмы, будут "принимать вид ангела
светлого" (2 Кор. 11:14). Зло действует хитро и лукаво,
но иногда, впрочем, грубо, надеясь на глупость
человеческую и на неверие человеческое в Единое Откровение Неба.
Теософ: Но почему никто из учителей
христианства до сих пор не объяснил все те глубокие
метапсихические явления, которые происходят в человеке и
которые изучаются теперь оккультными науками,
проникнувшими в. область подсознательного и
сверхсознательного? Здесь явное доказательство прогресса
духовных и психических знаний, под которые теперь
оккультисты подкладывают прочный научный фундамент.
Христианин: Простите меня, я не хочу лично вас
как-либо обидеть, я верю, что вы искренно не знаете
откровений христианства, но то, что вы называете
"оккультными науками", есть демагогия духа. Как вот в
политике, для большей популярности в массах, партии
стараются выставить себя поборниками интересов
большинства, так и здесь, зная, что своей человеческой
"науке" большинство современных людей гораздо больше
доверяет, чем богооткровению веры, оккультисты назвались
людьми "науки", ибо нечем им привлечь людей. "Наука" -
это им дает солидность и авторитет в глазах духовных
слепцов. Ибо зрячий поймет, что здесь демагогия, и
значит - сеть. Ведь действительно, что общего имеют
земные, научные, эмпирические и рациональные принципы с
подлинным познанием Духа? Ничего общего. Наоборот,
подлинное познание духа предполагает метафизическое
отречение от всех низших эмпирических и рациональных
познаваний. В этом и заключается весь смысл веры -
доверия Слову Откровения. Наука духа действительно
существует и очень глубоко разработана в творениях
святых, но она ничего общего не имеет с земной
оккультной научностью, коренящейся в ветхой
непреображенной природе человека и составляющей
"душевное", т.е. не истинное знание, к которому не
только нельзя стремиться, но от которого надо всячески
освобождаться. О, если бы вы знали, какие глубины
подлинного небесного знания скрыты в Евангелии, У
апостолов и у христианских подвижников и учителей духа!
Но к этому знанию можно прийти лишь путем подлинного,
царственного эзотеризма: эзотеризма веры, чистоты сердца
и крестного самоотвержения, во Благодати Духа Святого.
"Блаженны нищие духом и блаженны чистые сердцем"...
Здесь новый порядок вещей, новый мир усыновления Богу.
Оккультная наука - автономная
наука, "человеческая" наука. Изучить ее можно всякому
атеисту без выхода из своего жизненного практического
атеизма (оттого в теософический орден Звезды на Востоке
атеизм приглашается наравне со всеми верами. Широкий
плацдарм!) Всякому слепцу духовному можно знать ее
тонкости, проникнуть в ее отвлеченно-мертвый эзотеризм.
Совсем иное в подлинной науке духа... Тут знание
добывается не внешним, зависящим только от человека,
изучением и не механически-йогическим упражнением, но
рождением через Благодать Духа Святого, через Сына
Божьего, через Отца Небесного - Творца, в Троице
славимого и совершенно познаваемого. Здесь покаянием в
смирении нищеты духовной идет человек и отвержением
самости своей входит в чистоту сердца, и по мере чистоты
(мере покаяния - любви к Богу) открывается человеку мир
духа. О, это совершенно различные пути: путь йогов,
оккультистов с их науками, и путь христианских
подвижников духа! Согласно опыту последних, оккультный
опыт "научного" проникновения в высший мир есть опыт
"прелести", "прельщения", плотского и лжеименного
знания, путь, отвергнутый Церковью еще в первые века
Христианства как путь "язычествующего еретичества".
Потому вся диалектика спасения через перевоплощение, с
точки зрения Христианства, есть, во-первых, элементарная
ересь (ложь духовная), а, во-вторых, целиком показывает
характер оккультного знания как знания низшего, непреображенного.
Теософ: Но как же, конкретно, христианская
мысль представляет себе такие феномены, как воспоминание
человеком мест, виденных им раньше, где он никогда раньше, в этой своей жизни, не был?
Христианин: Это явление не сложно, а целиком
объясняется тем, что человеческий дух, отражающийся
сейчас на земном сознании человека, живет вне времени и
пространства, и потому может как вспоминать бывшее, так
и предвидеть будущее, ибо все земное, как бывшее, так и
будущее, есть в то же время и единый миг настоящего,
т.е. вечного. И потому очень часто в жизни у человека
обостряется "память будущего", т.е. он во сне, или даже
наяву, сознательно или, чаще всего, бессознательно
запоминает будущее, и потом, конечно, легко
"вспоминает" его. Это явление очень несложное.
Теософ: Но как же иногда человек указывает
некоторые детали, которые исчезли уже из обстановки мира
данной эпохи, но были раньше в этой обстановке.
Например, вспоминает кто-либо, что в таком-то месте
старинного замка то-то замуровано, и т.д.
Христианин: Это явление также совершенно не
предполагает "прежней жизни" человека на земле. По
учению христианскому, и по истинному знанию духа,
известно, что около человека, а часто и в человеке
действуют силы невидимого мира духов. Эти силы, как
светлые, так и темные, конечно, находятся вне
человеческого времени, и человек очень часто подпадает
их самому осязательному влиянию. Так называемое явление
"двойников" - раздвоений личности - основано на этом;
все виды как одержимости, так и бесноватости (обсессии и
посессии). Феномены ясновидении коренятся, и нередко, в
этой области. Прочтите Деяния Апостолов, как апостол
Павел изгнал ясновидящего духа из женщины (гл. 16, ст.
16-18) и как у этой женщины прекратились сейчас же все феномены ясновидения.
Теософ: А различные состояния таланта и
дарования, с которыми человек является на свет, разве не
свидетельство его прежней жизни, прежних способностей?
Христианин: Ничуть. Вы сами весьма правильно
говорите: "талант, дарование"... Все это есть указание
на Того, Кто дал талант, Кто даровал данный дар. Притча
о талантах в Евангелии целиком раскрывает и объясняет дарования Божьи человеку.
Христианскому благодатному сознанию
до такой степени чужда мысль о перевоплощении, что даже
самое малое возникновение этой мысли в учении Оригена,
учившего только о предсуществовании человеческих душ (до
их входа в тело), было единодушно отвергнуто 5-м
Вселенским Собором. Христиане всех веков слишком ярко
ощущает безмерную ценность не только жизни, хотя бы
самой краткой, на земле, но и каждой минуты этой жизни,
смысл которой совсем не в окончательном преображении
человека здесь на земле, но в ясном определении глубины
его воли и духа (интересов сердца). Господу Великому
достаточно только приложить душу человеческую к земле, к
телу, чтобы сейчас же увидеть и определить: годна ли
душа к Царству Его безмерного света или нет, пшеница она
или плевел. Здесь лишь определение. И в этом определении
свершение таинственного закона спасения, сочетающего
полноту человеческой свободы с полнотой Божьего
Всеведения этой свободы. Оккультисты потому хотят
заставить человека без конца нырять в землю, что не
знают подлинных путей совершенствования человека,
которое происходит не "научными" путями, не путями
земных самоусовершенствовании духа (для которых и самой
бездонной вечности циклов было бы мало!), но Единым
Путем, Единой Дверью, Христом-Спасителем, исторгающим
каждого смиренного грешника с его жизненного Креста, из
его нескончаемой кармической ямы, прямо - в Царствие
Небесное!.. "Сегодня же будешь со Мною в раю"!..
Теософ: Но мое нравственное чувство не
может допустить, чтобы за одну краткую жизнь на земле
человек мог оказаться навеки погибшим!
Христианин: Но взгляните иначе на этот вопрос.
Во-первых, перестаньте на него смотреть с точки зрения
только своей маленькой "житейской справедливости",
отрешитесь хоть на минуту от категорий "своего"
нравственного чувства, "своего" морального чувства.
Признайте всякое "свое" чувство недостаточным для
решения небесных вопросов. Поверьте, что мудрость не в
искании человеческих объяснений, но в полном сыновнем
доверии к неошибающейся Правде Отца Небесного. Можете ли
вы предположить на мгновение, что Господь Бог, если вы
Его ощутите не кармически-безвольным, безжизненным
"Принципом Жизни", но Живым Отцом Небесным, что Господь,
Отец Небесный, Творец видимого и невидимого мира,
приложив вас к земной атмосфере, уже видит вашу свободу,
вашу волю: сыновняя ли она, пшеничная, или волчья,
плевельная?.. Если мы, люди, моментально снимаем
фотографическим аппаратом двигающуюся жизнь, то сколь же
более Отец и Творец может мгновенно снять, определить
выражение и искривление свободы нашей недомыслимым для нас путем Всеведения своего.
Теософ: Да, это, конечно, можно было бы предположить.
Христианин: Ну, вот видите. И это самое
главное. А потом вспомните то, о чем мы уже говорили и
против чего не было вашего возражения: что и единая
секунда в земном времени, и миллиарды веков в том же
земном времени - точно равны пред вечностью, пред тем
светом Небесным, который ищет нас и в сияние которого
зовет нас Отец. Не будем же убегать от этого Света в
нашу серую обстановку вечных сумерек.
А совершенствование не только
возможно вне пределов этой земли, но оно даже составляет
подлинную атмосферу того Царства Небесного, пришествие
которого "в силе" уже возвестили апостолы и которое не
есть какое-нибудь нирваническое море небытия, но океан
преизбыточествующей жизни, сыновней, возрастающей в
любви работы. "Любовь - говорит преподобный Лествичник,
- есть вечное совершенствование ангелов".
Теософ: - И вы определенно считаете теорию перевоплощения ложной?
Христианин: Теория перевоплощения - не могу
этого никак смягчить - есть ярко и безусловно
антихристианская теория. И, право, не ошибаются
некоторые христиане, называя ее антихристовою. Эти
христиане верят Христу-Спасителю и видят дух Христов
возвышающимся над духами Блаватской и Рудольфа Штайнера,
как небо над бездной. Антихристу надо как-то прийти.
Прийти "просто" ему никак нельзя. Никто из христиан не
поверит. А ведь его мысль - по откровению Самого Христа:
"Прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24:29). А
потому ему надо заранее убедить мир, что существует
некая справедливая (о, более справедливая, чем
Евангелие!) и "научно" - достоверная теория
перевоплощения, по законам которой и совершится второе
пришествие Христово. Христиане, знающие законы своей
веры, никогда подобной вещи не поверят, зная, что второе
пришествие Христово совершится нежданно и как Суд над
всем человечеством, причем Господь ослепительно придет в
Своем Воскресшем и Преображенном (пребывающем и сейчас с
Ним на небесах) Теле: "судить живых и мертвых", после
чего начнется совершенно новый мир, новая жизнь
человечества - во Христе, Альфе и Омеге Жизни.
Антихрист же ("отец лжи") должен
непременно обмануть всех, поддавшихся оккультным
"знаниям" о перевоплощении мессий. Теософия и по сей
день повторяет старую мысль древней язычествуюшей,
весьма зловредной, секты гностиков, строивших 365 небес
(по теперешней терминологии это все "планы" и
"субпланы") и утверждавших, что Дух Мессии-Христа сошел
на Иисуса в Крещении. И теперь в новом цикле, "новой эре
человечества", этот же дух Мессии-Христа сойдет на
другого "Великого Посвященного"...1 Еще совсем недавно
Анни Безант (прочтите статью ее в американской газете
"The Ojoi" от 14 января 1927 года) уверяла всех, что
"Мировой Учитель здесь", что дух Мессии (какое кощунство
для нас, христиан!) сошел на молодого человека -
Кришнамурти... и т.д. Потом сам Кришнамурти отказался от
такой высоты своего положения. Какая недостойная
комедия! Сейчас, конечно, еще имеет смысл отказаться от
мессианства всякому человечески дальновидному пророку,
ибо много еще христиан, твердых в уповании своем святом
на Господа и Владыку своего Сладчайшего Иисуса Христа.
Но придут дни, и другие мессии не откажутся, но воссядут
на престолах своих. Об этих днях Господь наш прямо
сказал: "Тогда, если кто скажет вам, вот здесь Христос,
или там,- не верьте. Ибо восстанут лжехристы и
лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы
прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед
сказал вам. Итак, если скажут вам: вот Он в пустыне, не
выходите; вот Он в потаенных комнатах - не верьте" (Мф. 24).
Проповедь перевоплощения людей и
мессий - прекрасная подготовка к появлению всякого
лжехриста. Ибо иначе никак нельзя лжехристу прикинуться
к миру. При вере же людей в перевоплощение - дело это
выиграно. Ведь совершенно очевидно, что в самом приятии
веры в перевоплощение человек отрекается от веры в
Боговоплощение - Единое и Навсегда - совершившееся в
Рождестве Христовом и отрекается так же от веры в
Воскресение Христово, ибо, конечно, нельзя совместить
веры в новое человеческое тело Христово с верой в то,
что Единое Его Тело пребывает навеки у Бога Отца.
Человек верующий в перевоплощение, отрекается тем самым
и от Святейшего Евхаристического Таинства Тела и Крови
Христовых, от истинного Причастия своего к этому
"раздробляемому, но не разделяемому" Телу, вознесенному
к Отцу и наполняющему Своей славой всю вселенную.
Отрекается человек в своей тео- и антропософической вере
и от Крещения своего христианского, основанного на
апостольском Символе веры. Отрекается даже и от
возможности верить в единую личность человеческую, в
неповторимую личность святых небесного мира и всех, как
пребывающих на земле, так и ушедших с земли людей. Ибо
если оккультное богословие заставило великого пророка
Илию раствориться в личности Иоанна Крестителя, то
согласно этой вере мы ни одного святого не можем
призывать по имени и ни одного усопшего не можем любить.
К таким тупикам, к такому духовному маразму приводит вера в перевоплощение.
О вольных слугах этой теории
говорить нечего. Это слуги той тайны беззакония, которая
"уже в действии" (2 Фес. 2:7). Это начало того
антихриста, который, по выражению апостола Иоанна
Богослова, "и будет, и уже есть". Об отношении к этим
вольным слугам так говорит апостол любви: "Возлюбленные,
не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли
они: потому что много лжепророков появилось в мире. Духа
Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух,
который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти
(то есть истинно уже пришедшего, раз навсегда
Воплотившегося), есть от Бога. А всякий дух, который не
исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть
от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали,
что он придет и теперь есть уже в мире" (Ин. 4:1-3)...
Больнее видеть невольных слуг этой "действующей тайны
беззакония". Служа наступающему на мир злу, они думают,
что делаю "дело Божие". Их увлекло человекомудрие
(антропософия). Многозначительные фразы, красивые,
абстрактные сентенции увлекли их. Они думают, что идут
путем "христианского эзотеризма". Богиня мертвой
"Истины" ведет их вместо лика Живого Бога... Их, этих
алчущих и жаждущих последней правды, хотелось бы позвать
в ограду Единой Святой Христовой Церкви, чтобы Она,
Невеста Христова, Истина Христова, напоила их чистым
словесным молоком - небесно-питающей пищей
неумопостигаемо-прекрасного Откровения... Дабы могли они
подойти к Тайнам Христовым, говоря своему Господу:
"Вечери Твоея Тайныя,
днесь Сыне Божий, причастника мя прими.
Не бо врагом Твоим Тайну повем,
Ни лобзания Ти дам яко Иуда, Но яко разбойник исповедую Тя:
Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".
Иоанн Шаховской, архиепископ
Из книги "Листья древа". - Нью-Йорк, 1964.
|