Александр Шмеман. Преображение Господне
Празднование: 6 / 19 августа
Проповедь на праздник Преображение Господне протопресвитера Александра Шмемана...
Преображение Господне. Икона, XVI век. Греция
В Евангелии от Матфея мы читаем: "По
прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и
Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и
преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце,
одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились
им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал
Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь,
сделаем здесь три кущи (т.е. палатки): Тебе одну, и
Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се,
облако светлое осенило их; и се, глас из облака
глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое
благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на
лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив,
коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же
очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И
когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря:
никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын
Человеческий не воскреснет из мертвых" (Мф. 17:1-9).
Этот рассказ евангелиста Матфея или,
вернее, то событие, о котором он рассказывает,
составляет сущность праздника Преображения Господня,
одного из двенадцати главных, так называемых
"двунадесятых" христианских праздников. Но и среди этих
праздников Преображение, которое празднует Церковь
ежегодно в августе, выделено какой-то особой, ему
присущей радостью, словно тот ослепительный свет,
который видели Христовы ученики на горе, пронизывает
собою этот праздник.
Преображение Господне. Миниатюра, XIII век. Франция
И в том его смысл, чтобы мы увидели,
ощутили и приняли его. Но что же это за свет и в чем
смысл этого события в жизни Христа, этого восхождения с
тремя самыми близкими учениками на гору, сияния лица
Христова, белизны одежд Его и этой таинственной беседы с
двумя величайшими пророками Ветхого Завета, и, наконец,
как бы сквозь все века звучащего радостного восклицания
Петра: "Господи! хорошо нам здесь быть" (Мф.17:4)?
Отвечая на этот вопрос, прежде всего
напомним, что слово "свет" в Евангелии и во всем
Священном Писании имеет совсем особенный смысл. Это,
во-первых, имя Самого Бога: "Бог, – сказано в Писании, –
есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин.1:5). И
потому, что от Бога мир и от Бога жизнь, в основе их
тоже свет. И этот свет, по словам евангелиста Иоанна,
"просвещает всякого человека, приходящего в мир"
(Ин.1:9). И в знании, и приятии этого света как жизни, и
жизни как света – смысл всего нашего человеческого
бытия.
Но вот, и в жизни и в мире мы не только
так часто ощущаем наличие тьмы, но и сама жизнь, сам мир
наш кажутся нам иногда торжеством и царством тьмы: зло,
жестокость, насилие, недоверие, страх, страдания – вот
такая очевидная судьба мира, вот судьба человеческой
жизни. А на горизонте их – смерть, разлука, ужас все
пронизывающего тления. И как же тогда говорить о свете?
***
Читайте также по теме:
***
Но вот в том то и сущность христианской
веры, что начинается она с торжественных, как бы с
самого неба падающих слов: "Свет во тьме светит и тьме
его не объять" (Ин.1:5). Этими словами начинается
Евангелие от Иоанна, их мы слышим в пасхальную ночь и
ими искони живет как своим источником вера. Свет этот –
Христос. С Его пришествием люди, пребывавшие во тьме,
увидели свет великий, и сам Христос сказал о Себе: "Я
свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во
тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин.8:12).
Нет, не исчезла тьма, но вера видит
горящий во тьме свет и знает, и все время узнает, что не
только не объять тьме этого света, но и что рано или
поздно он победит тьму, и что победа эта уже началась и
все ширится. И началась она, тогда как раз, когда три
человека, таких же, как мы, там, на горе, увидели этот
свет, и один из них за всех трех, а на последней глубине
и за всех нас, за весь мир, за всех и за вся,
воскликнул: "Господи! Хорошо нам здесь быть" (Мф.17:4).
А ведь надлежало еще сказавшему эти
слова Петру в ужасе и отчаянии отречься от Христа.
Надлежало и самому Христу в одиноком ночном борении
начать ужасаться и тосковать, надлежало наступить этой
страшной тьме, в которой обезумевшие люди пробивали
гвоздями ладони и ноги того, за кем еще так недавно
следовали они, ожидая чудес и исцелений. Надлежало
раздаться эти крикам: "Распни Его!" (Мк.15:13).
И надлежало, и надлежит, и каждому из
нас, и всему миру проходить через тьму зла, страдания и
смерти. Все это надлежало и надлежит. Но вот, не умирает
вера в свет! И не умирает потому, что не гаснет сам этот
свет. Он светит в радости, но и в страданиях, в жизни,
но и в смерти. Загнанный, замученный человек,
затравленный другими людьми, в зловонии и мраке тюремной
камеры, в оцепенении заледенелого архипелага, вдруг
видит этот свет и говорит: "Господи! Хорошо нам здесь
быть" (Мф.17:4). И вот, начинается победа.
Эту победу, эту неистребимость света
празднуем мы в праздник Преображения Господня. И
празднуя, снова видим и снова принимаем в свою душу этот
свет. Каждый год в золотой лазури августа, словно от
имени всего затемненного творения, говорит Церковь:
"Господи! Хорошо нам здесь быть" (Мф.17:4) – и радуется
свету, и обновляется им, и сама становится этим светом.
"Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый
учеником Твоим славу Твою, да возсияет и нам, грешным,
Свет Твой присносущный, да воссияет". Этой молитвой,
этой мольбой встречаем и провожаем мы преображенскую
радость. Пусть будет свет этот в нас, пусть не изменим
мы ему ныне сдачей в плен тьме, пусть будем мы всегда и
везде свидетелями и носителями этого присносущного
Света. Итак, вслушаемся еще раз в эти удивительные
слова: "Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый
учеником Твоим славу Твою, да возсияет и нам, грешным,
Свет Твой присносущный".
Александр Шмеман, протопресвитер
Сайт об отце Александре Шмемане - 16.11.2008.
|